Методы здоровьесберегающих технологий в доу. Конспект."Здоровье сберегающие технологии в ДОУ". Понятие о «здоровье»…

Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. В Концепции развития физической культуры и спорта в РФ отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью. «Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Таблица 1.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Принципы здоровьесбережения.

- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.

- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального "здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

Организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;

Организация профилактических мероприятий в детском саду;

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Воспитатель Гончарова В.В. МБДОУ детский сад № 44 г.Тамбов

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о профилактической работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, с учётом состояния физического здоровья детей и их потенциала, воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента физического и психического здоровья. Только в детстве человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении жизни. В этот период идёт интенсивное развитие организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно именно сейчас сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, привить осознанность выполнения занятий физической культурой и спортом.

Вся работа с применением здоровьесберегающих технологий в ДОУ осуществляется комплексно, в течение всего дня, с участием медицинского и педагогических работников.

Организацию познавательных игр и занятий чередую с занятиями по физической культуре, подвижными играми и другими видами деятельности. Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности. С целью повышения двигательной активности воспитанников мною предусмотрены динамические паузы, физкультминутки на занятиях, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, спортивные соревнования, динамический час на прогулке.

Организация двигательной деятельности детей осуществляется следующим образом:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
  • занятия с использованием мини – тренажеров;
  • гимнастика пробуждения;
  • хождение босиком по «дорожке здоровья»;
  • ежедневный режим прогулок;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
  • проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
  • музыкальные занятия;
  • занятия по формированию здорового образа жизни.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация – является необходимым компонентом в течение дня. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Проводится и лечебно – профилактическая работа. В неё входят следующие мероприятия:

  • постоянный контроль осанки;
  • контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа;
  • сбалансированное питание;
  • вакцинация против гриппа;
  • потребление фитонцидов (чеснока и лука);
  • употребление соков и фруктов;
  • кварцевание групп;
  • массаж.

На занятиях и в свободной деятельности используются практически апробированные и разрешенные методики нетрадиционного оздоровления детей:

  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
  • дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
  • аромотерапия;
  • самомассаж.

В рамках разъяснительной и консультативной работы я провожу следующие мероприятия:

  • Проводится оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
  • открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
  • активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;
  • оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
  • организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
  • проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.

Ребёнок беззащитен, зависим от взрослого. И наша главная задача – сохранить всё замечательное, что с такой любовью и трепетом создала и вложила в него природа, помочь ему воспринять мир в его гармонии.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
  • закаливание,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся:технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

6. Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.

7. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровье сберегающих образовательных технологий.
Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающей технологии :
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровье сберегающей технологии:
1. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2. обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
3. осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз,)

    подвижные и спортивные игры

    контрастная дорожка, тренажеры

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

    утренняя гимнастика

    физкультурные занятия

  • точечный массаж

    спортивные развлечения, праздники

    День здоровья

    СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

3. Технологии музыкального воздействия.

    музыкотерапия

    релаксация

4.Технология коррекции поведения.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:

1 .«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2 .Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3 .Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4 .Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5 .Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики их веревки с узелками.
6 .Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7 .Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

8 .«Массажный ёжик» массажер для детей от 1 года до 7 лет

Задачи использования:

Создавать условия для профилактики плоскостопия, сколиоза.

Способствовать активизации окислительно-восстановительных процессов в мышцах, суставах. Можно исспользовать для массажа ног, рук, спины.

9 .«Мишень – тренажёр» для детей 3 - 7 лет

Задачи использования:

Закреплять навыки владения мячом, технику метания в вертикальную цель.

Развивать глазомер, согласованность действий рук, ног, туловища, равновесие, ловкость, навыки пространственной ориентировки.

В игровой форме знакомить с названиями основных цветов, геометрических фигур, с цифрами, закреплять представления о прямом и обратном счёте.

10 .Полифункциональное пособие для детей раннего возраста «Осьминожки»

Задачи использования:

- Создавать условия для формирования интереса и положительного отношения детей к занятиям физической культурой.

Способствовать развитию ловкости, глазомера.

- Развивать правильное дыхание (тренировать правильную воздушную струю).

11 .«Разноцветные змейки» Комплект мягких элементов для детей 3 – 7 лет

Задачи использования:

Упражнять детей в ходьбе и беге с преодолением препятствий;

Совершенствовать двигательные навыки дошкольников;

Развивать физические качества, двигательное творчество, выносливость и координацию движений.

Варианты использования:

- при обучении детей прыжкам,

в играх-эстафетах, зрительный ориентир и атрибут для подвижных игр и упражнений.

В виде оборудования для общеразвивающих упражнений и упражнений для профилактики плоскостопия.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
- мимические разминки
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
- точечный массаж
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Поставленные цели успешно реализуются на практике.
-Динамические паузы , которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
-Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
-Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
-Подвижные и спортивные игры . Проводятвоспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
-Релаксацию. Проводятвоспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
-Гимнастика пальчиковая . Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
-Гимнастика для глаз . Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
-Гимнастика дыхательная . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
-Гимнастика бодрящая . Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.
-Гимнастика корригирующая и ортопедическая . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
- Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.
- Коммуникативные игры. 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог.
- Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.
- Самомассаж . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.
-Психогимнастика . 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.
-Технология воздействия через сказки
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
-Технологии музыкального воздействия . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Дополнительно можно использовать методы закаливания:
- полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
- умывание холодной водой после дневного сна.
- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
-Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.
Какие здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?
- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.
Длясоздания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Этаработа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

ЛИТЕРАТУРА:

    Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

    Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.

    Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.

Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни.


Описание материала: Предлагаю вам обобщенный педагогический опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в детском саду.
Данный материал будет интересен и полезен для воспитателей, старших воспитателей.

Цель работы: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка – дошкольника.
Задачи:
1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальность:
ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.
Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2014-2016 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.
Год..... Процент заболеваемости
2014 ..... 36%
2015 ..... 43%
2016 ..... 43%

Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, - снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.
Таким образом, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни.
Основные принципы работы:
Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка
научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Работа реализуется через следующие разделы:

Укрепление материально – технической базы ДОУ.
работа с детьми.
работа с педагогами.
работа с родителями.
Укрепление материально – технической базы:
В спортивном зале имеется: несколько гимнастических скамеек, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, скакалки, гимнастические палки.
Приобрели: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, дорожки здоровья.

В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологическихз упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика.


В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.


Работа с детьми.
Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, педагогом – психологом., старшим воспитателем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.
1. Диагностику проводят: воспитатели групп; педагог – психолог;
2. Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания. Чесночно-луковые закуски, соки, фрукты.


3. Закаливание детей включает систему мероприятий : элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе);
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.


Подвижные и спортивные игры - проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.

Релаксация - проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Пальчиковая гимнастика - проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика - обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений, как часть утренней гимнастики или НОД по физ.воспитанию.

Гимнастика после сна.

Артикуляционная гимнастика - Профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по речевому развитию.
Физкультминутки. -на каждой образовательной деятельности.
2. технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика - проводится ежедневно 6-8 мин. Три дня общая, четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, хождение по «дорожке здоровья»
Физкультурные занятия - проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.

Самомассаж - проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Активный отдых - физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
Проектная деятельность «Витаминный калейдоскоп»- в старшей группе. …….
Дидактические игры- проводятся в свободное время.
3. коррекционные технологии:
Технологии коррекции поведения (работа с агрессивными, тревожными детьми). Проводится педагогом-психологом, как специальное занятие в зависимости от поставленных задач.

Психогимнастика - проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю.
Работа с педагогами:
С сотрудниками были организованы и проведены:
консультации воспитателей по сохранению здоровья детей и сохранению собственного здоровья.
Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте.
Участие в вебенаре на тему «ФГОС ДО о новых подходах к укреплению здоровья дошкольников»
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
С родителями была организована следующая работа:
Участие в спортивных мероприятиях.
Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Оформлен стенд по валеологическому просвещению родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние(летние) виды спорта».
Оформлен фотостенд «Спортивная семья»
Результаты работы:
Результаты мониторинга таковы
……
Снижено количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым)
Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников.
2.Произошло коренное совершенствование системы физического воспитания в ДОУ.
3.Повышено заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения .

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что это приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни, создавая при этом у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая у него различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми.

Мероприятия оздоровительного характера обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряют и облегчают протекание адаптационного периода, т. е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию. Оздоровительные мероприятия имеют комплексный подход и построены на трёх основных направлениях: создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии; формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома; развитие физической культуры.

Кроме этого они строится на таких основополагающих принципах, как: комплексности, дифференцированности, последовательности, аксеологичности.

Принцип комплексности состоит в создании единой целостной программы здоровьеформирующих основ у детей дошкольного возраста, целью которой является создание здоровьеформирующего образовательного пространства для детей. Медицинское направление предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и просветительную работу медика, воспитателя-валеолога.

Принцип дифференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные черты формирующего характера).

Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т. к. сформированность здорового образа жизни детей первых трёх лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребёнка в дальнейшем. В данном направлении используются такие формы работы с родителями, как: уголок здоровья; консультации; родительские собрания с привлечением специалистов медиков.

Формирование культурно гигиенических основ способствует правильному воспитанию и развитию ребёнка как личности. Поэтому внедрение современных здоровьесберегающих технологий просто жизненно необходимо. Рассмотрим подробнее особенности применения наиболее часто используемых технологий по здоровьюсбережению в дошкольных образовательных учреждениях.

В детских садах широко используются как на специальных занятиях, так и в повседневной деятельности физминутки, способствующие снятию быстрой утомляемости, которая происходит вследствии истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено, тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга. Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить его первые признаки и как можно быстрее снять их.

Следовательно, эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физминутки, под влиянием которых увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе. Физминутки повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Комплекс физминутки обычно состоит из 2-3 упражнений: для рук и плечевого пояса; для туловища; для ног.

Пальчиковые игры также широко используются в процессе работы с детьми, поскольку они дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке .

Релаксационные упражнения играют большую роль для дошкольников в систему мер по снятию психоэмоционального напряжения, принятую в ДОУ, входят в "Систему релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста", а также в "Систему работы с сухим бассейном", тренинговые занятия с детьми и д. р.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается путём специально подобранных игровых приёмов, каждому из которых даётся образное название. Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребёнка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появляется зевота, сонливого состояния и т. д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными .

Оздоровительные физические упражнения и игры в детском саду для ребёнка необходимо подбирать с учётом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками. Самая эффективная форма занятий - это игра.

Для начала это могут быть простые и интересные задания. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети очень восприимчивы и склонны к подражанию, необходимо показывать упражнения воспитателям самим, сравнивая с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями. В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп, причём их следует чередовать. А если ребёнок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не следует настаивать на продолжении, а, наоборот предоставить ему возможность отдохнуть. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью, поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими и включать паузы отдыха.

Подвижная игра является эмоциональной деятельностью, которая связана с выполнением основных движений. Такие игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности, они проводятся в групповом помещении, в физкультурном и музыкальном залах, а также на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития её участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры - короче, степень нагрузки - меньше, участие взрослого - активнее .

Дошкольники с большим удовольствием обучаются точечному самомассажу с помощью надавливания подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии даёт хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук .

Можно использовать игровой массаж в детском саду в течении дня, поскольку приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребёнок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.

Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажами сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и лисонькой, и снеговиком, петушком или весёлым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.) дошкольный психический здоровьесберегающий

Наши переживания и чувства "прочитываются" окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ. Большую часть информации друг о друге мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка - языка мимики и жестов. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних.

Невербальному языку, как и словесной речи, мы обучаемся с детства. У него есть свои законы и правила. Умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития часто отличают не только бедность словарного запаса и неразвитая речь, но и неразвитость эмоций, неумение выражать свои чувства. Как следствие, такие дети некоммуникабельны: не умеют играть, с ними неинтересно общаться.

В практике коррекционной педагогики встречаются случаи, когда детей обучают говорить через обучение грамоте, чтению. Так и эмоциональную сферу ребёнка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям. Этой задаче и служит психогимнастика.

Итак, в детском саду используют различные здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя целый комплекс различных упражнений, игр и закаливающих мероприятий. Каждая из этих технологий по здоровьесбережению имеет свои положительные стороны и отличительные особенности, но их объединяет то, что они являются важным средством сбережения детского здоровья.