Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно — образовательном процессе в ДОУ. Семинар - практикум "здоровьесберегающие технологии"

МАДОУ города Нижневартовска ДС №88 «Одуванчик» город Нижневартовск.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Семинар – практикум для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;
дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психогимнастика);
технологии обучения здоровому образу жизни: (физкультурные занятия);
коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр., сказкотерапия, технологии воздействия светом - правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка).

Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.

Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей).

Но детский сад — не лечебное учреждение. Наша с вами задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.

Педагогический тренинг «Уровень педагогического мастерства»

Воспитатели называют формы работы, направленные на оздоровление физическое развитие детей, а ведущий на фланелеграфе составляет эту схему, используя заранее приготовленные таблицы.

Педагогам предлагается оценить себя по каждому разделу схемы, используя цветные квадраты, обозначающие уровни педагогического мастерства:

Зеленый – хорошие знания, нет затруднений;
желтый – слабо, недостаточно знаю, не всегда получается;
красный – внимание – беда, не знаю, не получается.

В результате наглядно видно, какая из проблем вызывает затруднения у большинства педагогов.

Рефлексивно-ролевая игра

«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

— Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

Участники игры объединяются в следующие группы:

«Воспитатели»
«Специалисты»
«Родители»
«Администрация»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым, а затем это обсудить.
В каждой группе должна быть копилка упражнений, направленных на всестороннее развитие каждого ребенка и группы детей в целом.

Наша основная задача — сохранить и укрепить физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Практическая работа по этим направлениям организуется с учетом возрастных особенностей детей, что позволяет повысить ее эффективность и оказать положительной влияние на состояние здоровья и динамику их физической подготовленности.
Кроссворд «Здоровье – это движение!»

Записываем ответы по порядку по горизонтали.

1. Основной и любимый вид деятельности детей (игра).
2. Гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч).
3. Кружок физического воспитания (секция).
4. Один из видов движения (метание).
5. Гимнастические танцы под музыку (аэробика).
6. Один из способов пробуждения организма (гимнастика).
7. Один из видов профилактики заболеваний (закаливание).
Должно получится слово по вертикали.
8. То, что предотвращает заболевание (профилактика).

— Здоровье — самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
— Сегодня мы много говорили о здоровье, о здоровье наших детей. А сейчас я предлагаю вспомнить о собственном здоровье. Все мы прекрасно понимаем, как важно беречь свое здоровье. Но делаем ли мы что-то для того, чтобы сохранить его на долгие годы? Давайте ответим на несколько вопросов теста и узнаем, как мы относимся к своему здоровью.

Тренинг «Моё здоровье»

1. Ваш любимый напиток?
2. Как вы относитесь к жирной пище?
3. Если вас одолела бессонница, вы:
4. Если у вас нет жалоб, ходите ли вы к врачам?
5. Если что-то заболело, сразу ли вы обратитесь к врачу?
6. Дружите ли вы со спортом?
7. Принимаете ли вы лекарства?
8. Если у вас дурное настроение, вы:

— Сейчас мы выполним с вами психотехническое упражнение, с помощью которого можно снять усталость, обрести внутреннюю стабильность и почувствовать уверенность в себе.

Упражнение называется «Внутренний луч».

— Приметите удобную позу, сядьте удобно. (Включается спокойная музыка).
— Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность — спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией.
— И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

«Немного о серьезном в шутку». Сказка «Красная шапочка!»

— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.

Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!

— В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».

Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.

Презентация на слайдах «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу»

Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – ваши попутчики.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
Успехов всем нам в сохранении и улучшении своего здоровья. Будьте молоды и жизнерадостны, как и ваши воспитанники.

Использованная литература

1. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: Функции. Содержание. Планирование. Методы. Традиционные и нетрадиционные формы. – М.: «Планета», 2011.
2. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011.
3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Педагогические советы / авт.-сост. И.М.Бушнева. – Волгоград: Учитель, 2012г.

Цель мероприятия : повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения, распространения опыта укрепления здоровья; создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.

Задачи:

1. Познакомить с новыми технологиями и приемами работы по методу кинезиологии и биоэнергопластики, способствующей развитию интеллектуальной и речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, развитию координации движений, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Сформировать практические навыки у родителей по использованию физических упражнений для формирования правильной осанки.

3. Познакомить со способами снятия эмоционального и физического напряжения при помощи релаксационных упражнений.

4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения и взаимодействию с детьми в коррекционно-развивающем процессе.

Ожидаемый результат:

  • повысится уровень педагогической культуры родителей;
  • расширятся знания о новых здоровьесберегающих технологиях – кинезиология, биоэнергопластика;
  • повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.

СЛАЙД 2 Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

СЛАЙД 3 Дети дошкольного возраста здоровы, когда соблюдаются правила:

Соблюдение режима дня;

Регулярное сбалансированное правильное питание;

- «работа» в дошкольном учреждении, соответствующая их физическим и умственным способностям,

Жизнь на свежем воздухе;

Подходящие жилищные условия,

Благоприятная, доброжелательная и спокойная атмосфера в семье;

Возможность заниматься любимым делом (увлечением / спортом).

I. О ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКЕ…

СЛАЙД 4 Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, туловище выпрямлено, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

СЛАЙД 5 Правильная осанка - это, в первую очередь, сбалансированное положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но и мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении.

СЛАЙД 6 С правильной осанкой не рождаются, а формируют. У детей правильная осанка появляется не сразу, они рождаются с ровной спиной без изгибов и уже по мере роста они развиваются и принимают свое нормальное или искаженное положение.

СЛАЙД 7 «МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ»

Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми упражнениями, используемые в ходе непосредственной-образовательной деятельности в качестве динамической паузы.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки, укрепления костно-мышечной системы детей дошкольного возраста, развитие координации движений, а также снятия статического напряжения.

СЛАЙД 8 ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ «Коробка с карандашами»

1. «Стройный карандаш» И.п. – стоя, карандаш в руках, руки опущены перед собой: 1-2 – поднимаемся на носки, руки вверх, 3-4 – И.п., опускаем руки вниз. (6-8 повторений)

2. «Сильный карандаш» И.п. – стоя, руки вытянуты перед собой, карандаш в руках: 1-2 – руки сгибаем в локтях, карандашом касаемся груди, 3-4 – И.п. (6-8 повторений)

3. «Гибкий карандаш» И.п. – о.с. карандаш в правой руке: 1- наклон вперед, кладем карандаш на пол, 2 – И.п, 3 – берем карандаш левой рукой; 4 – И.п. (6-8 повторений)

СЛАЙД 9

4. «Ловкий карандаш» И.п. – стоя, руки прямые перед грудью, карандаш в руках, правая рука держит карандаш внизу, а левая - вверху: 1 –руки в стороны, карандаш в левой руке, 2 – И.п, меняем захват карандаша, 3 - руки в стороны, карандаш в правой руке; 4 – И.п. (6-8 повторений)

5. «Мягкий карандаш» И.п. – средняя стойка, карандаш в руках: 1-2 приседание, руки перед грудью, 3-4 – И.п. (6-8 повторений)

6. «Спокойный карандаш» И.п. – о.с.: 1-2 – поднимаемся на носки, руки через стороны вверх, вдох; 3-4 – медленно наклоняемся вниз, выдох, руки через стороны опускаем вниз. (3-4 повторения)

II. РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ СЛАЙД 10

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Богатая и правильная речь ребенка дошкольника позволяет ему легче высказать свои мысли, познать окружающую действительность, содержательнее и полноценнее выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществлять его психическое развитие.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Отмечается взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при коррекции речевых недостатков у детей дошкольного возраста необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. СЛАЙД 11 . Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

СЛАЙД 12. ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

«ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫСОК»

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

СЛАЙД 13

1. «Часики» - сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

2. «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

СЛАЙД 14

3. «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

4. «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.

СЛАЙД 15

5. «Трубочка» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

6. «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

СЛАЙД 16

7.«Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».

8.«Кошечка» - перевернутая «чашечка» - согнутая ладонь опущена.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, какое движение выполняет рука, а то насколько правильно, точно и качественно сочетается движение руки с артикуляционными упражнениями.

III. СЛАЙД 17 Движение и ум.

Существует еще одна уникальная методика, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиология – это методика сохранения и поддержания здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

СЛАЙД 18. В ходе систематического применения кинезиологических упражнений у ребёнка исчезают явления нарушений чтения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

СЛАЙД 19. ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ»

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА».

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

2. СЛАЙД 20 . «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

3. СЛАЙД 21. «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

4. СЛАЙД 22. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. СЛАЙД 23. Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.

IV. «МИНУТКА ОТДЫХА И ТИШИНЫ»

СЛАЙД 24. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм.

Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

СЛАЙД 25. РЕЛАКСАЦИЯ – «ПОДСНЕЖНИК»

В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее и лучики солнца стали пробуждать цветок. Он медленно растет, поднимается, пробивается сквозь сугроб. Кругом лежит снег.

Ласковое солнышко так далеко. Цветочку очень хочется почувствовать тепло ласкового солнышка, но вот подснежник вырос и окреп, лепестки стали раскрываться наслаждаясь весенним теплом.

Цветок радуется, гордится своей красотой «Это я! Первый весенний цветок, и зовут меня подснежник». Погода капризна, подул ветерок и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. Цветочек склоняется все ниже и ниже. И вот совсем прилег на проталину. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в удивительное путешествие. Он плывет и удивляется, всему тому, что видит вокруг. Представьте себе, что Вы – подснежник. Подумайте, что Вы видите вокруг. И вот цветок попал в сказочную страну: вокруг очень красивые, яркие цветы, на которых сидят расписные, яркие бабочки. Вокруг тепло и радостно! А теперь медленно открываем глаза и возвращаемся в нашу комнату, откуда мы начали свое путешествие.

5. РЕФЛЕКСИЯ - игра с родителями «Мой ребенок будет здоров!»: родители садятся в круг. Игрушка-кукла передаётся по кругу. Взяв игрушку в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение «Мой ребёнок будет здоровым, если я…»

СЛАЙД 26.

Использованная литература:

1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.,1999 г.

3. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы к нам на семинар,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар , который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта , чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Актуальность проблемы:

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.

Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, в России резко ухудшился такой существенный показатель как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%-возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Зачитывается справка о здоровье воспитанников в детском саду.

По результатам углублённого медицинского осмотра за 2014-2015 учебный год у детей наблюдаются проблемы со здоровьем:

Нарушение опорно-двигательного аппарата;

Нарушение зрения;

Заболевания органов дыхания;

Заболевания органов пищеварения;

Кожные заболевания;

Нарушение речи (ФНР, ОНР, задержка речевого развития);

Нарушения психического развития (ЗПР, умственная отсталость, аутизм).

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(Всемирная организация здравоохранения)

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений.

Рефлексивно-ролевая игра.

Мы предлагаем вам поработать в мини группах. Постарайтесь ответить на вопрос: «Что мешает ребёнку быть здоровым?». Найдите причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ребёнка дошкольного возраста.

Не затрагивая глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология… найдите те причины, на последствия которых мы можем повлиять.

Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему детский сад, быть здоровым.

Каким образом мы можем на это повлиять? (работа в группах. Презентация ответов-один представитель от группы).

На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;
- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии. Вот почему мы сегодня и поговорим о здоровьесберегающих технологиях.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его бучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности , направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время обще название «здоровьесберегающие технологии»

«Здоровьесберегающие технологии» - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия («ребёнка и педагога», «ребёнка и родителей», «педагога и родителей»).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии-регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало и конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья.

Основные задачи:

q создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;

q охрана и укрепление психофизического здоровья детей;

q совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами здоровьесберегающих технологий;

q воспитание потребности в здоровом образе жизни;

q формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

    медико-профилактические;
    физкультурно-оздоровительные;
    технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
    здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
    технологии просвещения родителей;
    здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

    Мониторинг здоровья
    Организация профилактических
    мероприятий
    Рациональное питание
    Рациональный режим дня
    Здоровьесберегающая среда
    Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

Физкультурно-оздоровительные технологии-

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

· Двигательный режим

· Динамические паузы

· Закаливание

· Гимнастика

· Подвижные и спортивные игры

· Дни здоровья

· Спортивные развлечения, праздники

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка:

Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие.

    Тренинги
    Релаксация
    Музыкотерапия
    Психогимнастика
    Сказкотерапия

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов:

Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: Семинары-тренинги, Консультации для педагогов, Практикум для педагогов ДОУ, Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ;

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

· Динамические паузы;

· Подвижные и спортивные игры;

· Релаксация;

· Пальчиковая гимнастика;

· Гимнастика для глаз;

· Дыхательная гимнастика;

· Гимнастика после сна

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

— Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

— Технологии обучения здоровому образу жизни;

— Коррекционные технологии

Динамические паузы.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

· Утренняя гимнастика;

· Самомассаж;

· Активный отдых

Коррекционные технологии:

· Артикуляционная гимнастика;

· Арт-терапия;

· Сказкотерапия;

· Психогимнастика;

· Технология музыкального воздействия;

· Цветотерапия

Работа с родителями:

Педагогические беседы, общие и групповые родительские собрания, консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов, совместное создание предметно развивающей среды.

Выводы:

Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложнённое развитие.

· Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используют в работе наши воспитатели?

Об этом расскажут наши воспитатели:

· «Гимнастика пробуждения»

· «Пальчиковая гимнастика»

· «Цветотерапия»

· «Сказкотерапия»

Аукцион педагогических идей. Распределение здоровьесберегающих технологий среди воспитателей для использования в своей работе в течение года. В феврале предоставить фотоотчёт, презентацию плюсы и минусы данной технологии.

Раздача материалов «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Подведение итогов.

Что такое здоровье? Здоровье это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Здоровье это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Здоровье-это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.


Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на сохранение, поддержание и укрепление здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. Медико- профилактические Физкультурно- оздоровительные Образовательные Социально- психологические Валеологическое просвещение родителей


Здоровьесберегающие технологии ПРИНЦИПЫСРЕДСТВА Возрастной адекватности Сознательности и активности Систематичности и последовательности Доступности и индивидуальности Системного чередования нагрузок и отдыха Постепенного наращивания оздоровительных воздействий Оздоровительные силы природы Средства двигательной направленности(основные движения, ОРУ, физические упражнения, подвижные игры и др) Гигиенические факторы






Модель двигательного режима 1.Физкультурно-оздоровительные занятия: 1.1 Утренняя гимнастика Формы проведения: oТрадиционная- классическая с предметами и без, с нестандартным оборудованием oИгровая – 2-3 подвижные игры oСюжетная oС использованием полосы препятствий и коррегирующей дорожки oС использованием танцевальных упражнений, танцевально-ритмических и аэробики oС включением оздоровительного бега, комплекса упражнений на дыхание


1.2 Двигательная разминка 1.3 Физкультурные минутки 1.4 Подвижные игры, физические упражнения на прогулке 1.5 Оздоровительный бег 1.6 Прогулки-походы 1.7 Малый туризм. Эколого- оздоровительная тропа на территории ДОУ и за её пределами 1,8 Гимнастика пробуждения в сочетании с воздушными ваннами и ходьбой босиком по корригирующей дорожке: малоподвижные и хороводные игрымалоподвижные и хороводные игры Комплекс профилактической гимнастикиКомплекс профилактической гимнастики Спортивный ералаш с имеющимся оборудованиемСпортивный ералаш с имеющимся оборудованием Комплекс ритмической гимнастикиКомплекс ритмической гимнастики Комплекс упражнений на кровати с использованием схем и малых форм фальклораКомплекс упражнений на кровати с использованием схем и малых форм фальклора


Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке и в помещении Самостоятельные занятия самостоятельная двигательная деятельность на прогулке и в помещении Неделя здоровьяНеделя здоровья КаникулыКаникулы Физкультурные досугиФизкультурные досуги Физкультурно- оздоровительные праздники на открытом воздухеФизкультурно- оздоровительные праздники на открытом воздухе Физкультурно-массовые занятия Ярмарка подвижных игрЯрмарка подвижных игр Тематические праздникиТематические праздники Игры-соревнованияИгры-соревнования Посещение городского спорткомплекса и спортивной школыПосещение городского спорткомплекса и спортивной школы








Учебные занятия Традиционные -классические Игровые Сюжетно-игровые По принципу круговой тренировки Полуролевые Цикл «Забочусь о своём здороье»- с элементами валеологии Комплексные Посещение городского бассейна и спортзала Прогулки-походы Тематические Тренировочные На спортивных комплексах и тренажерах На танцевальном и акробатическом материале По интересам Контрольно-итоговые.