Веселая физика для детей опыты. Уметь договариваться друг с другом для решения общей задачи. Три состояния воды

О «ДРОЖАЛКЕ» И «ПИЩАЛКЕ»

Таня на кухне готовила обед, Иришка читала книгу, а Лене заняться нечем. Он подошел к чертежному столу. На нем лежала рейсшина - длинная

и тонкая линейка для черчения. Лёня сдвинул рейсшину так, что один конец ее свесился со стола, и дернул за него - рейсшина закачалась. Лёня сделал конец покороче и снова дернул - рейсшина затряслась быстрее. Лёня сделал конец еще короче, дернул, а рейсшина как загудит!

Пришла из кухни Таня, подошла к столу, повертела в руках рейсшину. Потом она приложила ее к краю стола, прижала ладонью и дернула за кончик - рейсшина загудела.

Ну, конечно, раз дрожит - значит гудит, - сказала Таня. Сделала она кончик короче, дернула - рейсшина задрожала очень быстро и загудела тонким голосом. Сделала кончик подлиннее - рейсшина затряслась медленнее и загудела сердитым голосом.

Лёня и Иришка очень внимательно следили за тем, что делала Таня, наконецЛёня сказал:

Выходит, чем короче кончик рейсшины, тем тоньше звук, а чем длиннее кончик, тем звук сердитее?

Выходит, так, - согласилась Таня. - А еще вот что можно придумать... Проволочка есть?

Есть, - сказал Лёня и принес тонкую проволочку. Таня зацепила один конец проволочки за ящик письменного стола и слегка ее натянула. После этого она дернула проволочку посередине - проволочка загудела. Таня натянула проволочку сильнее и опять дернула - проволочка пискнула тоненько. Таня стала натягивать проволочку то сильнее, то слабее, от этого проволочка пищала то тоненьким, то сердитым голосом. Вдруг Иришка побежала в детскую комнату. Оттуда она вернулась со смычком от скрипки. Стала Иришка водить смычком по проволочке, а Таня натягивать проволочку то сильнее, то слабее. И все услышали, что получается у них песенка: «Чижик-пыжик, где... ты... был?..»

То-то смеху и радости было! А когда успокоились, Таня сказала детям:

Прикоснитесь легонько пальцами к своему горлышку. А теперь закричите!

И дети закричали звонко-звонко. Кричат и чувствуют, что горло дрожит.

Между прочим, ты тоже можешь проделать все то, что делали Таня, Иришка и Лёня.

При проведении экспериментов, описанных в рассказе, обязательно обратите внимание ребенка на то, что звучат только дрожащие предметы. Ребенок может спросить: почему не все дрожащие предметы звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не услышишь. Дело в том, что наше ухо слышит звук только в том случае, если частота колебаний предмета больше 20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем больше частота колебаний, тем выше звук, который мы слышим. Нужно объяснить детям, что густые «сердитые» голоса называются низкими. Низкие голоса у медвёдей, бегемотов, тигров... Самый низкий мужской голос называется бас. Самый низкий женский голос - контральто.

Опыт с рейсшиной можно заменить опытом с ученической линейкой. Прижимать линейку к столу нужно сильно, так, чтобы при дрожании прижатый конец не стучал по столу, иначе это может создать у ребенка неправильное представление о причинах возникновения звука. Нужно добиваться, чтобы линейка издавала бархатистый звук, напоминающий звук контрабаса, когда на нем играют пиццикато (щипком).

Опыт с проволочкой и смычком можно провести и без смычка, играя на ней пиццикато. Для того чтобы проволочка издавала звуки различной высоты, ее нужно натягивать с разной силой. После некоторой тренировки вы наверняка сможете исполнить простенькие мелодии. Очень важно, чтобы этот опыт повторили дети.

СПИЧЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН

Однажды пришел монтер и стал устанавливать телефон. Когда он закончил работу, Лёня сказал, глядя на новенький телефон:

Вот бы нам такой!

А кому же я этот телефон поставил? Теперь этот телефон ваш.

Нам не такой нужен, нам нужен свой, чтобы я мог с завода Иришке в больницу звонить.

А где больница и завод? - поинтересовался монтер. Больница на диване, - сказал Лёня, - а завод в нашей комнате. щ

Так-так... - задумался монтер. - Спички есть?

А нитки?

Нитки тоже есть.

Монтер вдел в иголку нитку, потом высыпал спички из коробки и проткнул ее донышко иголкой. После этого он выдернул нитку из иголки. А чтобы

кончик нитки не выскочил из коробки, привязал к нему спичку. Ко второму концу нитки монтер точно так же прикрепил вторую коробку из-под спичек. Когда он закончил эту работу, подал детям обе коробки и сказал:

Ты, Иринушка, стой здесь,

Лёня, беги на свой завод.

Взяла Иришка свою коробку и ждет, а Лёня побежал в детскую комнату. Там он остановился, и нитка между коробками натянулась, как струна. Лёня приложил коробку к губам, а Иришка свою - к уху.

Иришка, ты меня слышишь?

Я тебя и без телефона хорошо слышу.

А ты закрой второе ухо рукой, - сказал монтер.

Закрыла Иришка второе ухо ладошкой.

Иришка! - снова закричал Лёня.

Вот теперь хорошо в телефон слышно, - сказала Иришка и приложила свою коробку к губам.

Лёня!.. Ой!

Что «ой»? - спросил монтер.

Пальцу щекотно, - сказала Иришка.

А что же его щекочет?

Донышко коробки, - говорит Иришка.

Значит, дрожит? - спросил монтер.

Да, - согласилась Иришка.

Донышко дрожит и нитку дрожать заставляет, - добавил монтер.

А я знаю! - закричал Лёня.

Что ты знаешь? - поинтересовался монтер.

Бежит дрожь по ниточке к моей коробке и заставляет ее донышко дрожать, и от этого снова получается звук.

Правильно. Ну, а когда мы разговариваем без спичечного телефона, как звук моего голоса долетает до твоего уха? Ведь ниточки нет, что же дрожит?

Задумались дети. Думали, думали, вот Иришка и говорит: Знаете, это воздух дрожит. Приложите-ка пальцы к горлу. Монтер приложил.

А теперь скажите «а-а».

А-а-а, - сказал монтер.

Чувствуете, как горло дрожит?

Чувствую.

Ну вот, когда мы говорим, горло дрожит, и от него начинает дрожать воздух, от этого по воздуху, как по воде, волны бегут, только в воздухе их не видно, зато слышно.

Ну, что же, молодцы, - сказал монтер и улыбнулся детям на прощание.

Сделай и ты телефон из нитки и спичечных коробок. Поговори с кем-нибудь по этому телефону, а потом прикоснись пальцем к нитке. Услышат ли тебя?

Почему, если к нитке прикоснуться пальцем, звук до второй коробочки не добегает?

При изготовлении игрушечного телефона нужно иметь в виду, что нитка, натянутая между двумя коробочками, не должна касаться никаких предметов, в том числе пальцев, которыми держат коробочку. Надо объяснить детям, что если нитка прикасается к какому-нибудь предмету, то дрожение нитки передается этому предмету и дальше не распространяется. Поэтому во второй коробочке звука не слышно.

Вместо спичечных коробок можно взять любые другие коробочки подходящих размеров: из-под пудры, зубного порошка, скрепок. Один мальчик написал мне, что он использовал вместо ниточки тонкую проволочку без мягкой изоляции длиной в сорок шагов. Этот опыт он делал с приятелями на улице, и было очень хорошо слышно.

Можно показать детям, что звук распространяется не только по ниточке, но и по другим предметам. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, то можно услышать звук плещущихся рядом людей, далеко работающего мотора катера и т. п.

Звук хорошо распространяется в металлах. Чтобы убедиться в этом, можно постучать по отопительной батарее. В соседней квартире этот звук будет слышен очень хорошо. Конечно, не надо злоупотреблять этим опытом, так как звук по трубам передается не только в ту квартиру, куда вам надо, но и во все остальные квартиры тоже.

Интересный опыт был описан в письме одной девочки. Ее мама бросала в наполненную водой ванну камушек, а девочка, приложив ухо к стенке ванны, слушала, как распространяющиеся кругами волны начинали плескаться о стенку ванны. Получалась наглядная картина, объясняющая, как звуковые волны распространяются и достигают уха.

Надо иметь в виду, что в этом опыте ребенок услышит звук упавшего камня дважды. Сначала он услышит звук, который был передан с помощью звуковых волн, которые в воде, так же как и в воздухе, невидимы и распространяются с большой скоростью. Потом ребенок увидит обычные волны на поверхности воды, которые кругами распространяются во все стороны от места падения, и, наконец, когда эти волны добегут до стенки ванны, он их услышит. Нужно объяснить ребенку, что настоящие звуковые волны в воде, как и в воздухе, не видны, а опыт с волнами на поверхности воды вы сделали для того, чтобы лучше понять, как звук распространяется во все стороны в воздухе, в воде и других веществах.

КАК ЗВУК СДЕЛАТЬ ГРОМЧЕ

Однажды Лёня изобрел новую «дрожалку». Это была расческа. Дернешь за зубчик, а расческа пискнет. Только уж больно тихо. Поднес Лёня расческу к уху, теперь хорошо и громко слышно, да вот беда: Лёня слышит хорошо, а Иришка, которая рисует за столом, совсем не слышит. Приставил Лёня расческу ко лбу, опять только он хорошо слышит. Наконец, догадался приставить расческу к столу. Дернул зубчик, а расческа как звякнет, громко так. Иришка оторвалась от рисунка и смотрит, что Лёня делает. А Лёня давай приставлять расческу ко всему, что на глаза попадает: к окну, к двери, к пианино... И всякий раз, как приставит расческу к твердому предмету, расческа пищит громко, а как в воздух поднимет, она пищит слабо.

Заинтересовалась этим открытием и Таня. Свернула из листа бумаги рупор и говорит Лене:

Приставь-ка расческу к рупору.

Приставил Лёня расческу к рупору, дернул за зубчик, и расческа громко пискнула.

Почему же с рупором громче получается? - спросила Таня.

Не знают дети.

Вот Таня и говорит:

Когда зубчик дрожит, он воздух вокруг себя колышет, но зубчик маленький и мало воздуха колышет, вот звук и получается тихий.

Тут Иришка сказала:

Когда мы расческу к рупору приставили и дернули за зубчик, рупор тоже задрожал, но он большой и воздуха колышет много, вот звук и получается громче.

Что же, и стол дрожит, когда мы к нему расческу приставляем? - спросил Лёня.

Приложи-ка палец к столу, - попросила Таня.

Лёня приложил, а Таня рядом приставила расческу.

фнула Таня за зубчик и спрашивает:

Ну, что? Дрожит стол или нет?

Немножко дрожит! - удивился Лёня.

Иришка, конечно, сразу же принялась объяснять:

Хотя стол от расчески задрожал слабо, он большой и воздуха колышет гораздо больше, чем зубчик расчески, поэтому звук и получается громким.

После того как все поняли, почему звук получается громким, дети взяли палку и прибили у ее концов по гвоздику. На гвоздики натянули проволочку, к нижнему концу которой прикрепили рупор. Принесла Таня смычок от скрипки, подала его Иришке и говорит:

Получилась у нас удивительная виолончель.

Села Таня за пианино; Иришка взяла в руку смычок, а пальцами другой руки стала прижимать струну-проволочку; Лёня держал рупор, чтобы он не падал на пол. И все вместе принялись играть песенку «Чижик-пыжик». Звук у самодельной виолончели, как рев голодного медведя, которого разбудили зимой. Рычит виолончель, а все равно хорошо получается - громко и смешно!

Вы любите физику? Вы любите экспериментировать ? Мир физики ждет вас!
Что может быть интереснее опытов по физике? И, конечно, чем проще , тем лучше!
Эти увлекательные опыты помогут вам увидеть необыкновенные явления света и звука, электричества и магнетизма Все необходимые для опытов легко найти дома, а сами опыты просты и безопасны.
Глаза горят, руки чешутся!
Вперед, исследователи!

Роберт Вуд - гений экспериментов..........
- Вверх или вниз? Вращающаяся цепочка. Соляные пальцы.......... - Луна и дифракция. Какого цвета туман? Кольца Ньютона.......... - Волчок перед телевизором. Волшебный пропеллер. Пинг-понг в ванне.......... - Сферический аквариум - линза. Искусственный мираж. Мыльные очки.......... - Вечный соляной фонтан. Фонтан в пробирке. Вертящаяся спираль.......... - Конденсация в банке. Где водяной пар? Водяной двигатель.......... - Выскакивающее яйцо. Перевернутый стакан. Вихрь в чашке. Тяжелая газета..........
- Игрушка ИО-ИО. Соляной маятник. Бумажные танцоры. Электрический танец..........
- Тайна мороженого. Какая вода замерзнет быстрее? Мороз, а лёд плавится! .......... - Сделаем радугу. Зеркало, которое не путает. Микроскоп из капли воды..........
- Снег скрипит. Что будет с сосульками? Снежные цветы.......... - Взаимодействие тонущих предметов. Шар - недотрога..........
- Кто быстрее? Реактивный воздушный шар. Воздушная карусель.......... - Пузыри из воронки. Зелёный ёжик. Не раскупоривая бутылки.......... - Свечной мотор. Кочка или ямка? Движущаяся ракета. Расходящиеся кольца..........
- Разноцветные шарики. Морской житель. Балансирующее яйцо..........
- Электромотор за 10 секунд. Граммофон..........
- Кипятим, охлаждая.......... - Вальсирующие куклы. Пламя на бумаге. Перо Робинзона..........
- Опыт фарадея. Сегнерово колесо. Щипцы для орехов.......... - Плясун в зеркале. Посеребренное яйцо. Фокус со спичками.......... - Опыт Эрстеда. Американские горки. Не урони! ..........

Вес тела. Невесомость.
Опыты с невесомостью. Невесомая вода. Как уменьшить свой вес..........

Сила упругости
- Прыгающий кузнечик. Прыгающее кольцо. Упругие монеты..........
Трение
- Катушка-ползушка..........
- Утонувший наперсток. Послушный шарик. Измеряем трение. Забавная обезьянка. Вихревые кольца..........
- Качение и скольжение. Трение покоя. Акробат идет колесом. Тормоз в яйце..........
Инерция и инертность
- Достань монету. Опыты с кирпичами. Опыт со шкафом. Опыт со спичками. Инертность монеты. Опыт с молотком. Цирковой опыт с банкой. Опыт с шариком..........
- Опыты с шашками. Опыт с домино. Опыт с яйцом. Шарик в стакане. Загадочный каток..........
- Опыты с монетами. Гидравлический удар. Перехитрить инерцию..........
- Опыт с коробками. Опыт с шашками. Опыт с монетой. Катапульта. Инерция яблока..........
- Опыты с инерцией вращения. Опыт с шариком..........

Механика. Законы механики
- Первый закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Действие и противодействие. Закон сохранения импульса. Количество движения..........

Реактивное движение
- Реактивный душ. Опыты с реактивными вертушками: воздушная вертушка, реактивный воздушный шарик, эфирная вертушка, Сегнерово колесо..........
- Ракета из воздушного шарика. Многоступенчатая ракета. Импульсный корабль. Реактивный катер..........

Свободное падение
- Что быстрее..........

Движение по окружности
- Центробежная сила. Легче на поворотах. Опыт с колечком..........

Вращение
- Гироскопические игрушки. Волчок Кларка. Волчок Грейга. Летающий волчок Лопатина. Гироскопическая машинка..........
- Гироскопы и волчки. Опыты с гироскопом. Опыт с волчком. Опыт с колесом. Опыт с монетой. Катание на велосипеде без рук. Опыт с бумерангом..........
- Опыты с осями-невидимками. Опыт со скрепками. Вращение спичечного коробка. Слалом на бумаге..........
- Вращение изменяет форму. Крутое или сырое. Танцующее яйцо. Как поставить спичку..........
- Когда вода не выливается. Немножко цирка. Опыт с монетой и шариком. Когда вода выливается. Зонтик и сепаратор..........

Статика. Равновесие. Центр тяжести
- Ваньки-встаньки. Загадочная матрешка..........
- Центр тяжести. Равновесие. Высота центра тяжести и механическая устойчивость. Площадь основания и равновесие. Послушное и непослушное яйцо..........
- Центр тяжести человека. Равновесие вилок. Веселые качели. Прилежный пильщик. Воробей на ветке..........
- Центр тяжести. Соревнование карандашей. Опыт с неустойчивым равновесием. Равновесие человека. Устойчивый карандаш. Нож наверху. Опыт с поварешкой. Опыт с кастрюльной крышкой..........

Строение вещества
- Модель жидкости. Из каких газов состоит воздух. Наибольшая плотность воды. Башня плотности. Четыре этажа..........
- Пластичность льда. Вылезший орех. Свойства неньютоновсой жидкости. Выращивание кристаллов. Свойства воды и яичная скорлупа..........

Тепловое расширение
- Расширение твердого тела. Притертые пробки. Удлинение иголки. Тепловые весы. Разъединение стаканов. Ржавый винт. Доска вдребезги. Расширение шарика. Расширение монеты..........
- Расширение газа и жидкости. Нагревание воздуха. Звучащая монета. Водопроводная труба и грибы. Нагревание воды. Нагревание снега. Сухим из воды. Стакан ползет..........

Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание
- Опыт Плато. Опыт Дарлинга. Смачивание и несмачивание. Плавающая бритва..........
- Притяжение пробок. Прилипание к воде. Миниатюрный опыт Плато. Мыльные пузыри..........
- Живая рыбка. Опыт со скрепкой. Опыты с моющими средствами. Цветные потоки. Вращающаяся спираль..........

Капиллярные явления
- Опыт с промакашкой. Опыт с пипетками. Опыт со спичками. Капиллярный насос..........

Мыльные пузыри
- Водородные мыльные пузыри. Подготовка по-научному. Пузырь в банке. Цветные кольца. Два в одном..........

Энергия
- Превращение энергии. Согнутая полоска и шарик. Щипцы и сахар. Фотоэкспонометр и фотоэффект..........
- Перевод механической энергии в тепловую. Опыт с пропеллером. Богатырь в наперстке..........

Теплопроводность
- Опыт с железным гвоздем. Опыт с деревом. Опыт со стеклом. Опыт с ложками. Опыт с монетой. Теплопроводность пористых тел. Теплопроводность газа..........

Теплота
- Что холоднее. Нагревание без огня. Поглощение теплоты. Излучение теплоты. Охлаждение испарением. Опыт с погашенной свечой. Опыты с наружной частью пламени..........

Излучение. Передача энергии
- Передача энергии излучением. Опыты с солнечной энергией..........

Конвекция
- Вес - регулировщик теплоты. Опыт со стеарином. Создание тяги. Опыт с весами. Опыт с вертушкой. Вертушка на булавке..........

Агрегатные состояния.
- Опыты с мыльными пузырями на морозе. Кристаллизация
- Иней на термометре. Испарение на утюге. Регулируем процесс кипения. Мгновенная кристаллизация. выращивание кристаллов. Делаем лед. Разрезание льда. Дождик на кухне..........
- Вода замораживает воду. Отливки изо льда. Создаем тучу. Делаем облако. Кипятим снег. Наживка для льда. Как получить горячий лед..........
- Выращивание кристаллов. Соляные кристаллы. Золотистые кристаллы. Крупные и мелкие. Опыт Пелиго. Опыт-фокус. Металлические кристаллы..........
- Выращивание кристаллов. Медные кристаллы. Сказочные бусы. Галитовые узоры. Домашний иней..........
- Бумажная кастрюля. Опыт с сухим льдом. Опыт с носками..........

Газовые законы
- Опыт на закон Бойля-Мариотта. Опыт на закон Шарля. Проверяем уравнение Клайперона. Проверяем закон Гей-Люсака. Фокус с шариком. Еще раз о законе Бойля-Мариотта..........

Двигатели
- Паровой двигатель. Опыт Клода и Бушеро..........
- Водяная турбина. Паровая турбина. Ветряной двигатель. Водяное колесо. Гидротурбина. Ветряки-игрушки..........

Давление
- Давление твердого тела. Пробивание монеты иглой. Прорезание льда..........
- Сифон - ваза Тантала..........
- Фонтаны. Самый простой фонтан. Три фонтана. Фонтан в бутылке. Фонтан на столе..........
- Атмосферное давление. Опыт с бутылкой. Яйцо в графине. Прилипание банки. Опыт со стаканами. Опыт с бидоном. Опыты с вантузом. Сплющивание банки. Опыт с пробирками..........
- Вакуум-насос из промокашки. Давление воздуха. Вместо магдебургских полушарий. Стакан-водолазный колокол. Картезианский водолаз. Наказанное любопытство..........
- Опыты с монетами. Опыт с яйцом. Опыт с газетой. Присоска из школьной резинки. Как опорожнить стакан..........
- Насосы. Пульверизатор..........
- Опыты со стаканами. Таинственное свойство редиски. Опыт с бутылкой..........
- Непослушная пробка. Что такое пневматика. Опыт с нагретым стаканом. Как поднять рюмку ладонью..........
- Холодный кипяток. Сколько весит вода в рюмке. Определяем объем легких. Упорная воронка. Как проткнуть шарик, чтобы он не лопнул..........
- Гигрометр. Гигроскоп. Барометр из шишки.......... - Барометр. Барометр-анероид - сделай сам. Барометр из шарика. Простейший барометр.......... - Барометр из лампочки.......... - Воздушный барометр. Водный барометр. Гигрометр..........

Сообщающиеся сосуды
- Опыт с картиной..........

Закон Архимеда. Выталкивающая сила. Плавание тел
- Три шарика. Простейшая подводная лодка. Опыт с виноградинкой. Плавает ли железо..........
- Осадка корабля. Плавает ли яйцо. Пробка в бутылке. Водяной подсвечник. Тонет или плавает. Специально для тонущих. Опыт со спичками. Удивительное яйцо. Тонет ли тарелка. Загадка весов..........
- Поплавок в бутылке. Послушная рыбка. Пипетка в бутылке - картезианский водолаз..........
- Уровень океана. Лодка на грунте. Утонет ли рыба. Весы из палки..........
- Закон Архимеда. Живая игрушечная рыбка. Уровень из бутылки..........

Закон Бернулли
- Опыт с воронкой. Опыт со струей воды. Опыт с шариком. Опыт с весами. Скатывающиеся цилиндры. упрямые листки..........
- Гнущийся лист. Почему он не падает. Почему гаснет свеча. Почему не гаснет свеча. Виновата струя воздуха..........

Простые механизмы
- Блок. Полиспаст..........
- Рычаг второго рода. Полиспаст..........
- Рычаг. Ворот. Рычажные весы..........

Колебания
- Маятник и велосипед. Маятник и земной шар. Веселая дуэль. Необычный маятник..........
- Крутильный маятник. Опыты с качающимся волчком. Вращающийся маятник..........
- Опыт с маятником Фуко. Сложение колебаний. Опыт с фигурами Лиссажу. Резонанс маятников. Бегемот и птичка..........
- Веселые качели. Колебания и резонанс..........
- Колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Поймай момент..........

Звук
- Граммофон - сделай сам..........
- Физика музыкальных инструментов. Струна. Волшебный лук. Трещотка. Поющие бокалы. Бутылкофон. От бутылки к органу..........
- Эффект Доплера. Звуковая линза. Опыты Хладни..........
- Звуковые волны. Распространение звука..........
- Звучащий стакан. Флейта из соломинки. Звучание струны. Отражение звука..........
- Телефон из спичечного коробка. Телефонная станция..........
- Поющие расчески. Ложечный звон. Поющий бокал..........
- Поющая вода. Пугливая проволока..........
- Звуковой осциллограф..........
- Древняя звукозапись. Космические голоса..........
- Услышь стук сердца. Очки для ушей. Ударная волна или хлопушка..........
- Пой со мной. Резонанс. Звук сквозь кость..........
- Камертон. Буря в стакане. Громче звук..........
- Мои струны. Меняем высоту звука. Динь-динь. Кристально чисто..........
- Заставляем шарик пищать. Казу. Поющие бутылки. Хоровое пение..........
- Переговорное устройство. Гонг. Кукарекующий стакан..........
- Выдуваем звук. Струнный инструмент. Маленькая дырочка. Блюз на волынке..........
- Звуки природы. Поющая соломинка. Маэстро, марш..........
- Пятнышко звука. Что в пакетике. Звук на поверхности. День непослушания..........
- Звуковые волны. Наглядный звук. Звук помогает видеть..........

Электростатика
- Электризация. Электротрусишка. Электричество отталкивает. Танец мыльных пузырей. Электричество на расческах. Иголка - молниеотвод. Электризация нитки..........
- Прыгающие шарики. Взаимодействие зарядов. Прилипший шарик..........
- Опыт с неоновой лампочкой. Летающая птица. Летающая бабочка. Оживший мир..........
- Электрическая ложка. Огни святого Эльма. Электризация воды. Летающая вата. Электризация мыльного пузыря. Заряженная сковорода..........
- Электризация цветка. Опыты по электризации человека. Молния на столе..........
- Электроскоп. Электрический театр. Электрический кот. Электричество притягивает..........
- Электроскоп. Мыльные пузыри. Фруктовая батарейка. Борьба с гравитацией. Батарея гальванических элементов. Соедини катушки..........
- Поверни стрелку. Балансируя на краю. Отталкивающиеся орешки. Зажги свет..........
- Удивительные ленты. Радиосигнал. Статический разделитель. Прыгающие зерна. Статический дождь..........
- Обертка из пленки. Волшебные фигурки. Влияние влажности воздуха. Ожившая дверная ручка. Искрящаяся одежда..........
- Зарядка на расстоянии. Катящееся колечко. Треск и щелчки. Волшебная палочка..........
- Все можно зарядить. Положительный заряд. Притяжение тел. Статический клей. Заряженный пластик. Нога-привидение..........

На школьных уроках физики учителя всегда говорят, что физические явления повсюду в нашей жизни. Только мы частенько об этом забываем. Меж тем, удивительное рядом! Не думайте, что для организации физических опытов на дому вам потребуется что-то сверхъестественное. И вот вам несколько доказательств;)

Магнитный карандаш

Что необходимо приготовить?

  • Батарейку.
  • Толстый карандаш.
  • Медную изолированную проволоку диаметром 0,2–0,3 мм и длиной несколько метров (чем больше, тем лучше).
  • Скотч.

Проведение опыта

Намотайте проволоку вплотную виток к витку на карандаш, не доходя до его краев по 1 см. Кончился один ряд - наматывайте другой сверху в обратную сторону. И так, пока не закончится вся проволока. Не забудьте оставить свободными два конца проволоки по 8–10 см. Чтобы витки после намотки не разматывались, закрепите их скотчем. Зачистите свободные концы проволоки и подсоедините их к контактам батарейки.

Что произошло?

Получился магнит! Попробуйте поднести к нему маленькие железные предметы - скрепку, шпильку. Притягиваются!

Повелитель воды

Что необходимо приготовить?

  • Палочку из оргстекла (например, ученическую линейку или обычную пластмассовую расчёску).
  • Сухую тряпочку из шёлка или шерсти (например, шерстяной свитер).

Проведение опыта

Откройте кран, чтобы текла тонкая струйка воды. Сильно потрите палочку или расчёску о приготовленную тряпочку. Быстро приблизьте палочку к струйке воды, не касаясь её.

Что произойдёт?

Струя воды изогнётся дугой, притягиваясь к палочке. Попробуйте то же самое сделать с двумя палочками и посмотрите, что получится.

Волчок

Что необходимо приготовить?

  • Бумагу, иголку и ластик.
  • Палочку и сухую шерстяную тряпочку из предыдущего опыта.

Проведение опыта

Управлять можно не только водой! Вырежьте полоску бумаги шириной 1–2 см и длиной 10–15 см, изогните по краям и посередине, как показано на рисунке. Воткните иголку острым концом в ластик. Уравновесьте заготовку-волчок на иголке. Подготовьте «волшебную палочку», потрите её о сухую тряпочку и поднесите к одному из концов бумажной полоски сбоку или сверху, не касаясь её.

Что произойдёт?

Полоска станет раскачиваться вверх-вниз, как качели, или будет крутиться, как карусель. А если вы сможете вырезать из тонкой бумаги бабочку, то опыт будет ещё интереснее.

Лед и пламя

(опыт проводится в солнечный день)

Что необходимо приготовить?

  • Небольшую чашку с круглым дном.
  • Кусочек сухой бумажки.

Проведение опыта

Налейте в чашку воды и поставьте в морозилку. Когда вода превратится в лёд, выньте чашку и поставьте в ёмкость с горячей водой. Через некоторое время лёд отделится от чашки. Теперь выйдите на балкон, положите кусочек бумажки на каменный пол балкона. Куском льда сфокусируйте солнце на бумажке.

Что произойдёт?

Бумага должна обуглиться, ведь в руках уже не просто лед… Вы догадались, что сделали лупу?

Неправильное зеркало

Что необходимо приготовить?

  • Прозрачную банку с плотно закрывающейся крышкой.
  • Зеркало.

Проведение опыта

Налейте в банку воды с излишком и закройте крышкой, чтобы внутрь не попали пузыри воздуха. Приставьте банку к зеркалу крышкой вверх. Теперь можно смотреться в «зеркало».

Приблизьте лицо и посмотрите внутрь. Там будет уменьшенное изображение. Теперь начинайте наклонять банку в сторону, не отрывая от зеркала.

Что произойдёт?

Отражение вашей головы в банке, само собой, будет тоже наклоняться, пока не окажется перевёрнутым вниз, при этом ног так и не будет видно. Поднимите банку, и отражение вновь перевернётся.

Коктейль с пузырьками

Что необходимо приготовить?

  • Стакан с крепким раствором поваренной соли.
  • Батарейку от карманного фонарика.
  • Два кусочка медной проволоки длиной примерно по 10 см.
  • Мелкую наждачную бумагу.

Проведение опыта

Зачистите концы проволоки мелкой наждачной шкуркой. Подсоедините к каждому полюсу батарейки по одному концу проволочек. Свободные концы проволочек опустите в стакан с раствором.

Что произошло?

Вблизи опущенных концов проволоки будут подниматься пузырьки.

Батарейка из лимона

Что необходимо приготовить?

  • Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
  • Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2–0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
  • Стальную скрепку для бумаги.
  • Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта

Зачистите противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2–3 см. Вставьте в лимон скрепку, прикрутите к ней конец одной из проволочек. Воткните в лимон в 1–1,5 см от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала проткните лимон в этом месте иголкой. Возьмите два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.

Что произойдёт?

Лампочка загорится!

На этой странице я буду собирать известные мне книги по занимательной физике: книги, которые есть у меня дома, ссылки на рассказы и обзоры о таких книгах.

Добавляйте, пожалуйста и вы в комментариях, какие занимательные научные книжки знаете.

Н.М. Зубкова «Вкусная наука» — Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет. Простенькая тоненькая книжечка. Я бы возраст понизила, слишком простые и известные эксперименты, типа плавания яйца в солёно воде и заворачивания мороженого в шубу. В основном ответы на детские «почему?». Хотя, может, я излишне требовательна) Так, в принципе, всё симпатично и понятно)

Л. Генденштейн и др. «Механика» — книга из моего детства. В ней в форме комиксов друзья знакомятся с законами механики. Знакомство это происходит в игре, в разговоре, в общем, между делом. Мне очень она нравилась тогда, да и сейчас. Может, как раз с нее и началось мое увлечение физикой?

«Детская энциклопедия» . Этот талмуд тоже из моего детства. В нем 5 томов. Есть и про искусство, и про географию, биологию, историю. А этот по естествознанию. Сколько раз его открываю, столько убеждаюсь, что прежние энциклопедии, не то, что нынешние. Рисунки правда черно-белые (в основном), но информации куда больше.

А. В. Лукьянова «Настоящая физика для мальчиков и девочек» . Первая книга по физике, которую я купила уже сама. Что сказать? Сразу не впечатлила. Книга большого формата, рисунки красивые, бумага плотная, цена большая. А по существу, мало. Но, в принципе, читать можно, с ребенком картинки рассматривать.

А. Дмитриев «Дедушкин сундук» . Вот эта маленькая брошюрка нравится мне гораздо больше. Почти самиздат по оформлению, но все опыты, научные игрушки описаны очень доступно и просто.

Том Тит «Научные забавы» . Везде эту книгу очень хвалят, а мне тоже не очень понравилась. Опыты, да, интересные. Но объяснения нет. А без объяснения как-то скудно получается.

Я. Перельман «Занимательная механика» , «Физика на каждом шагу» , «Занимательная физика » . Перельман, конечно, классика жанра. Правда его книги не для самых маленьких)

Бруно Донат «Физика в играх» . Похоже на Тома Тита, только как-то легче на мое восприятие и объяснения всех опытов и игр приведены.

Л.А. Сикорук «Физика для малышей» . Похоже чем-то на мою «Механику» Генденштейна из детства. Нет, тут не комиксы, но знакомство с физическими законами природы идет в беседе и между делом. В продаже я эту книжку не нашла, потому она у меня только в распечатке.

Ну, и последнее мое увлечение — карточки с научными опытами.

Программа занятий в кружке «Физика для малышей»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Исполнитель: воспитатель МАДОУ №59

г. Кушва

2013 г .

Пояснительная записка.

Что я слышу - забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю - я понимаю.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность , протекающая в форме экспериментальных действий. Как доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.

Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.

Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. И, наверное, выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного , во всех видах деятельности.

Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу волшебников», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.

Определила цель:

Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.

Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3.Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Программу « Физика для малышей» составила с учетом детских интересов и возможностей. В основе программы представлены методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования, и методические разработки «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» , «Детское экспериментирование» , «Неизведанное рядом» . Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией, «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией.

Иными словами, данная программа не является искусственной надстройкой, и поэтому естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, длительностью 20 минут. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводилась 2 раза в год: вводная – октябрь, итоговая май. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией, «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией. Что позволяет сделать выводы о том, как дети умеют наблюдать, задавать вопросы, классифицировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

В данной программе разработан цикл занятий по темам: «Из чего все сделано?» (знакомство со стеклом, пластмассой, железом, бумагой); знакомство с физическими явлениями «Свойства воды», «Магнетизм», «Электричество». Особенностью курса является выделение специального времени на занятия в кружке «Школа волшебников», направленного на развитие основных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Предметно - информационная

Деятельно - коммуникативная

Ценностно - ориентированная

Сентябрь - ноябрь

Вода

Способствовать

накоплению у

детей конкретных

представлений о свойствах воды (льется, течет, прозрачная, чистая вода не имеет вкуса и т. п.)

Делать выводы на основе

полученных знаний о свойствах воды. Объяснять изменение агрегатного

состояния воды под воздействием температуры

Уметь проводить и

объяснять опыты в ходе

которых, выявляются свойства воды. Уметь

выдвигать гипотезы,

сравнивать и делать

Понятно для окружающих

выражать свои мысли

Декабрь - февраль

Магнетизм

Познакомить

понятиями

«магнит»,

«магнетизм»

Способствовать

накоплению у детей

конкретных представлений о

магните и его свойствах:

притягивать к себе металлические предметы, область применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магнитофон снабжен магнитной головкой и т. п.)

Учить самостоятельно делать выводы на основе

практического опыта с

магнитом. Учить определять

какие предметы притягиваются к магниту

Учить пользоваться

полученной информацией

Март - май

Электричество

Познакомить детей

с понятием

«электричество»,

«электрический

ток», «статическое электричество»

Сформировать у детей

представление об устройстве розетки, выключателя, вилки, структуре проводов, электрической лампочки, устройстве электроприборов; создании статического электричества

Уметь устанавливать

причину возникновения

статического электричества,

собирать простейшую

электрическую цепь

Знать меры

безопасного

взаимодействия с

электричеством

Занятия в кружке « Физика для малышей» (старший дошкольный возраст)

Не регламентированная деятельность

Диагностика

Вода

Занятие «Какая она вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды: льётся, течёт, прозрачная, некоторые вещества в ней растворяются, закипает при температуре 100 , замерзает при 0

Работа в опытно - экспериментальной лаборатории

« Три состояния воды»

Цель: объяснить изменение агрегатного состояния воды под воздействием температуры

Занятие – путешествие «Путешествие «капельки» в природе»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе

Итоговое занятие, КВН

Цель: обобщить полученные знания о свойствах воды

Тематическая выставка в уголке книги по теме «Вода»

Изготовление необходимого оборудования для проведения опытов с детьми и родителями (цветные льдинки, водяная карусель)

Наблюдения и опыты со снегом, водой, льдом на участке детского сада.

Чтение литературы познавательного содержания с последующим обсуждением

С водой, снегом, льдом.

Цель: выявить место исследовательской

деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников.

Магнетизм

Практическое занятие «Мы фокусники»

Цель: научить детей выделять предметы взаимодействующие с магнитом.

Изготовление магнитного театра по сказке «Колобок».

Цель: объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картин.

Чтение литературы познавательного содержания: Сикорук для малышей, Дитрих А.

Заготовки сказочных персонажей для театра на магнитах

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Изготовление театра на магнитах

Электричество

Занятие « Невидимый работник»

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»

Лабораторная работа «Волшебники»

Цель; установить причину возникновения статического электричества, выявить взаимодействие двух наэлектризованных тел

Практическое занятие «Почему светится лампочка»

Цель: помочь детям понять принцип работы электроприборов

КВН «В мире электричества»

Цель: обобщить полученные знания по данной теме.

Дидактические игры: «Наши помощники», «Электричество – друг, электричество – враг», «Это надо знать»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Методика «маленький исследователь»

Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов.

Дата

Тема

Качественные составляющие образованности

Предметно-

информационная

Деятельно- коммуникативная

Ценностно-

ориентированная

Сентябрь

Стекло

Способствовать

накоплению у детей конкретных представлений

о признаках и свойствах

Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах стекла

Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых выявляются свойства стекла

Понятно для окружающих

выражать свои мысли. Знать меры безопасного

взаимодействия со

Октябрь - ноябрь

Металл

Способствовать

накоплению у детей конкретных представлений о признаках и свойствах металла

Уметь рассуждать, сравнивать результаты

проверок, наблюдать

Уметь выдвигать гипотезы,

сравнивать и делать выводы.

Учить пользоваться

полученной

информацией

Декабрь - январь

Пластмасса

Познакомить детей со свойствами пластмассы

Уметь делать выводы на основе полученных знаний о пластмассе

Учить самостоятельно делать

выводы на основе практического опыта с пластмассой. Уметь

обследовать предметы с

разных сторон, выявлять зависимости

Развивать дружеские

Февраль - март

Дерево

Познакомить детей со свойствами дерева

Способствовать расширению знаний детей о свойствах дерева

Уметь делать выводы на основе ранее полученных знаний

Уметь договариваться друг с другом для решения общей задачи

Апрель - май

Бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги

Уметь делать выводы на основе полученных знаний о свойствах бумаги

Учить самостоятельно делать выводы на основе практических действий с бумагой

Развивать чувство взаимовыручки

Рукотворный мир.

Тема

Регламентированная деятельность

Не регламентированные

Диагностика

Стекло

Занятие « Прозрачное чудо»

Цель; познакомить детей с признаками и свойствами стекла (твердость, хрупкость, структура поверхности)

Сюжетно – ролевая игра «Магазин стеклянных предметов»

Цель; создать условия для расширения представлений детей о свойствах и качествах стекла, воспитывать аккуратность при работе со стеклом

Тематическая выставка в уголке экспериментирования« Прозрачное чудо»

Изготовление родителями и детьми необходимых приборов для проведения опытов

Наблюдения и опыты со стеклом

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Методика «Радости и огорчения»

Металл

Сюжетно – ролевая игра «На выставке металлов»

Цель; познакомить детей с признаками и свойствами металла (структура поверхности, твердость, прочность), развивать речь детей, активизируя их словарь

Занятие «Откуда пришел металл»

Цель; познакомить детей с металлургическими предприятиями города, продолжать развивать познавательную активность детей

Тематическая выставка в экспериментальном уголке «Город мастеров»

Дидактическая игра «А ну – ка отгадай»

Наблюдения и опыты с металлом

Экскурсии; к шахте «Южная», в музей по теме «Наш карьер»

Методика «маленький исследователь»

Выставка детских рисунков по данной теме.

Пластмасса

Занятие – путешествие по теме «Пластмассовая сказка»

Цель; способствовать усвоению детьми представлений о свойствах и качествах пластмассы, развивать умение обследовать предметы

Сюжетно – ролевая игра Магазин пластмассовых игрушек»

Цель; формировать у детей представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности

Цель; закрепить имеющиеся у детей знания о свойствах и качествах стекла, металла, пластмассы, развивать умение договариваться с другом для решения общей задачи, обогащать словарь детей

Тематическая выставка в экспериментальном уголке «Виды пластмасс»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Проведение опытов с пластмассой

Выставка детских рисунков

«Моя любимая пластмассовая игрушка»

Дерево

Занятие – путешествие «Приключения Буратино»

Цель; актуализировать знания детей о свойствах и качествах дерева, развивать умение обследовать предметы, воспитывать желание помочь другим

Музыкальная гостиная «В гости к матрешкам»

Цель; способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах дерева, поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Проведение опытов и экспериментов с деревом

Тематическая выставка в экспериментальном уголке

Дидактическая игра «Тонет, не тонет»

Выставка детских рисунков на тему «Матрешка»

Методика «Радости и огорчения»

Цель; выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников

Бумага

Занятие – путешествие «Бумажное царство»

Цель; формировать представления у детей о свойствах и качествах бумаги, развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей

Мастерская «Мастерилки»

Цель; показать детям как из бумаги можно изготовить различные игрушки: развивать аккуратность при работе с бумагой

Итоговое занятие «В гостях у Незнайки»

Цель; расширить имеющиеся знания детей о качествах и свойствах бумаги, дерева: развивать умение детей планировать свою деятельность

Тематическая выставка в уголке экспериментирования «Мир бумаги»

Дидактическая игра «Попробуй угадай»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Открытие мастерской, где будут изготавливаться;

«Дом, в котором я живу»

«Шапочка от солнца»

«Кораблик для путешествий»

«Автомобиль будущего»

Выставка детских работ из бумаги

Методика «маленький исследователь»

Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов ребенка

Посещая факультативные занятия « Физика для малышей дети знают, что

Вода

Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи. Для здоровья человеку

необходима чистая вода.

Значение воды для жизни растений, животных, человека. Знают о том, что вода в наши дома поступает из Туринского водохранилища . Народнохозяйственное значение воды.

Электричество

Знают меры безопасного поведения с электроприборами.

Знакомятся с работой электростанции - это источник тока, поступающего в наши дома. Источником электричества, поступающего в наши дома является Н. Туринская ГЭС.

Стекло

Знают меры безопасного обращения со стеклом.

Металл

Знают о предприятиях города (КЗПВ, Волковский рудник, шахта « Северная») которые занимаются добычей и переработкой руды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Перев. С английского Джон Убйли энд Сайз, 1995.

Дитрих А., Юрман Г., «Почемучка». М, 1992.

Крейг А., Росни К.,» Наука энциклопедия» М. 1994

, «Занимательные задачи и опыты». Екатеринбург, 1995

«Физика для малышей». М. 1983

«Детское экспериментирование». Москва, 2003 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М., 2003.

, «Неизведанное рядом». М.,2005

«Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира». Владимир, ВОИУУ, 2001.

» Комбинированное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»». Вопросы психологии. 1990 № 5.

Матюшкин A. M. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». Москва, 1972.

Приложение

Конспекты занятий.

Из чего всё сделано? Три состояния вещества и воды.

Цель. Развитие любознательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

Задачи:

- развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;

Познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличие друг от друга;

На примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.

Материал и оборудование:

- подкрашенная жидкость в прозрачном стакане;

Вода, лед в формочках;

Спиртовка;

Схемы построения вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии Эксперименты:

1. Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в холодильнике или на улице в морозный день.

2. Моделирование трех состояний вещества:

Взявшись крепко за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;

Легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;

Свободно распределиться по группе, как «газ».

3. Двум детям (один в рукавичках, другой – нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед. Найти причину таянья льда и разной скорости таянья.

DIV_ADBLOCK611">

Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах.

Частички соли в воде распределяются между частичками воды, и их становиться не видно, но они не куда не делись, поэтому вода соленая.

Тема «Жидкость. Свойства воды.»

Цель. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

DIV_ADBLOCK612">

6. Взять стакан с чистой водой и понюхать ее. Имеет ли она запах?

7. Налить в тарелку немного воды и подогреть на пламени спиртовки. Что произошло? Куда делась вода из тарелки? Какое свойство воды обнаружилось?

8. Составить схемы проделанных опытов.

Выводы:

1. Первое свойство воды: выталкивает более легкие предметы.

2. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

3. Если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.

4. В результате растворения в воде сахара, соли, кристаллов марганца получаются растворы (сладкий, соленый, марганцевый). Мы обнаружили еще одно свойство воды: растворитель.

5. Сравнение жидкости воды и масла показало, что масло более вязкая жидкость.

6. Чистая вода не имеет запаха, вода из - под крана пахнет хлоркой, газировка пахнет ягодами и т. п. Значит вода может иметь или не иметь запаха. Запах ей придают различные растворенные в ней вещества.

7. Если в тарелку налить немного воды и подогреть, то вода испариться, превратиться в газ. Мы обнаружили, что при нагревании жидкость превращается в газ.

8. Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. В любом камне, в его мельчайших трещинах, есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины организма. В воздухе также находится вода. Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов и огородов. Много воды идет в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять.

Тема « Газ. Свойства воздуха»

Цель. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

- уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

Сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе;

Уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Эксперименты:

3. Накачать спущенную велосипедную шину. Что сделало ее упругой?

4. Опыт «Пузырьки – спасатели». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда маленькие кусочки пластилина. Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки. Подождать немного и понаблюдать. Объяснить полученные результаты.

5. Объяснить, почему круг для плаванья наполняют воздухом?

6. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

7. На дно стакана прикрепить кусочком пластилина небольшой лист бумаги. Перевернуть стакан, опустить его в таз с водой. Лист бумаги остался сухим. Объяснить почему.

8. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Выводы:

1. Воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.

2. Пустая бутылка оказывается не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.

3. Велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой. На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Газировка содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, а пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним снова прилипает большое количество пузырьков.

4. Круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.

5. Шарик начинает надуваться, потому что газ в шарике согревается и расширяется, воздуху в шарике становиться тесно. При нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. Воздух, который был в стакане, не позволил намочить лист бумаги. Значит, стакан не пустой, а наполненный воздухом.

7. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

Тема «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе)».

Цель. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи.

Задачи:

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе;

Закрепить представления о расширении тел при нагревании и использование этого свойства человеком;

Стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании (в термометре) и его возможной опасности;

- уточнить представления детей о горении, напомнить о необходимости всегда соблюдать правила безопасности;

Сформировать представления детей о том, что теплый воздух поднимается вверх;

Совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно – следственные связи

Эксперименты:

1. Поставить пластмассовую открытую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладиться, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

2. Измерить температуру горячей и холодной воды. Объяснить как работает термометр.

3. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения? Объяснить опасность пожаров.

4. Горящую свечу опускать и поднимать в проеме открытой двери. Объяснить, почему пламя свечи отклоняется внизу в сторону комнаты, а вверху – в сторону улицы.

5. Назвать основные виды осадков. Подумать: почему зимой выпадает снег, а летом дождь? Что происходит со снегом весной? Куда девается вода, выпавшая на землю?

Выводы:

1. При нагревании воды и воздуха в бутылке шарик сам начал надуваться. Значит, при нагревании тела расширяются.

2. Термометр работает по принципу теплового расширения.

3. В результате горения от спички остался уголь, свеча оплавилась и парафин потек. После сжигания листьев, бумаги тоже остается зола. Огонь опасен во время пожара, он уничтожает дома, даже города. В домашнем очаге огонь приносит тепло и уют.

4. Холодный воздух в комнате опускается вниз и стелется по полу, а теплый – поднимается вверх, поэтому свеча отклоняется в комнату вниз, а в сторону комнаты – вверх.

5. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода превращается в легкий невидимый пар и поднимается вверх. Но чем выше от поверхности Земли, тем воздух холоднее, и водяной пар охлаждается, превращается в мельчайшие капельки воды или мельчайшие льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность Земли. На суше эта вода пополняет реки, а реки несут ее в океан. Так на земле происходит постоянный круговорот воды в природе.

Тема «Магнит и его свойства»

Цель. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»:

Сформировать представления о свойствах магнита:

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Эксперименты:

1. « Рисует магнит». Данный эксперимент демонстрирует, какой узор образуют магнитные поля вокруг магнитов различной формы.

Засыпать железные опилки в бумажный стаканчик. Положить магниты на стол. Накрыть магниты листком бумаги. Насыпать на бумагу тонкий слой железных опилок. Рассмотреть получившиеся узоры.

2. «Парящий самолет». Продемонстрировать детям, как с помощью магнита можно подвесить бумажный самолетик в воздухе.

Вырезать из салфетки крыло длинной 3 см. посередине проткнуть его булавкой, чтобы получился самолет. Привязать к булавочной головке нитку. Положить магнит на край стола так, чтобы один его конец выходил за край, и положить на этот конец самолетик. Медленно тянуть нитку, пока самолет не повиснет в воздухе. Что произошло?

Выводы:

1. Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту – чем ближе, тем сильнее. У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольного магнита оно всегда сильнее, чем посередине.

2. Самолет остается в воздухе, пока находится близко к магниту. Сила притяжения магнита зависит от того, насколько упорядочены магнитные скопления атомов, которые ведут себя наподобие маленьких магнитов. До соприкосновения булавки с магнитом находящиеся в булавке атомы находились в беспорядке. Количество атомов, которые собираются в группки и выстраиваются в булавке по прямой линии, зависит от силы магнита. Как у магнита, так и булавки есть свойства магнита. Они с достаточной силой притягиваются друг к другу, чтобы преодолеть земное притяжение и заставить самолет находиться в «подвешенном» состоянии

Тема «Электрический ток. Виды электричества.

Цель. Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с явлением электричества.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «электричество», электрический ток;

Объяснить природу молнии;

Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Эксперименты:

1. Потереть воздушный шарик о волосы. Что произошло?

2. «Электрическая расческа». Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги (7 * 20 см). Нарезать на бумаге длинные тонкие полоски, оставляя край не тронутым. Быстро расчесаться (волосы должны быть чистыми и сухими). Приблизить расческу к бумажным полоскам, но не касаться их.

3. «Щелчок». Эксперимент проводиться для того, чтобы познакомить детей с тем, что заряженные частицы издают звук. Отрезать от салфетки полоску (3 * 20 см). Пластилином прикрепить скрепку к столу так, чтобы она была в вертикальном положении. Оберните шерсть вокруг пластика и быстро протащите пластик через ткань. Проделайте это три раза. Быстро поднесите кусок пластика к верху скрепки. Что услышите?

Выводы:

1. Волосы поднимаются вверх – наэлектризовались.

2. Бумажные полоски тянуться к расческе. Когда мы причесываемся, заряженные частички как бы стираются с волос и попадают на расческу. Та половина расчески, которая коснулась волос, получила заряд. Бумажная полоска притягивается к расческе, потому что тоже имеет заряд.