Эмоциональное благополучие и физическое развитие ребенка. Теоретические основы исследований эмоционального благополучия детей раннего возраста. VI. Игра с мячом «Добрые слова»

Что такое эмоциональное благополучие? Единого определения данного понятия нет. Существует множество мнений и размышлений о данном термине. Начнем рассматривать определение «эмоциональное благополучие» с термина «эмоция» .

В психологии эмоции рассматриваются как психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

В современном обществе достаточно снизился возраст появления эмоциональных нарушений у дошкольников .

Термин «эмоциональное благополучие (неблагополучие) » в различных источниках имеет множество определений.

Под эмоциональным благополучием дошкольника 3-5 лет Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. понимают положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении .

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. В психолого-педагогической литературе нет единого определения данного понятия, но в то же время все исследователи эмоциональной сферы человека к сущностным характеристикам эмоционального благополучия относят нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, достаточно высокую самооценку. А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова рассматривают эмоциональное благополучие как базовое состояние, определяющее позитивное отношение ребенка к миру и самому себе. Оно положительно влияет на эмоционально-волевую и познавательную сферу дошкольника, способствует полноценному нравственному развитию дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей. Отсюда следует, что эмоциональное неблагополучие – это некое нарушение положительных связей ребенка с окружающим миром, которое может приводить к развитию нежелательных черт характера: агрессивность, безразличие, а также к психосоматическим расстройствам .

В настоящее время эмоциональное благополучие (неблагополучие) рассматривают в разных направлениях, однако они дополняют друг друга и дают нам возможность рассмотреть данное понятие более глубоко. О. И. Бадулина, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, М. В. Зиновьева, О. А. Идобаева, В. Р. Лисина, В. И. Самохвалова, Т. Я. Сафонова, Л. С. Славина определяют эмоциональное благополучие как положительную направленность эмоционального самочувствия. Л. М. Аболин, О. А. Воробьева, В. Р. Сары-Гузель рассматривают эмоциональное благополучие как показатель успешности эмоциональной регуляции человека (т. е. насколько «хорошо» , полноценно эмоции могут выполнять свои функции в жизнедеятельности отдельного человека) . М. С. Дмитриева, М. Ю. Долина, Л. В. Куликов рассматривают эмоциональное благополучие как важную часть психологического благополучия личности в целом: как интегральная характеристика, в которой сфокусировались чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех сторон личности. В некоторых работах понятие «эмоциональное благополучие соотносят с термином «эмоциональное здоровье» , которое по мнению Л.В. Тарабакиной определяется как составную часть психологического здоровья человека, которая обеспечивает «…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» .

Также в современном обществе проблему эмоционального благополучия рассматривают еще по нескольким направлениям: социально-психологическому (М. Аргайл, Р. Бернс) , психоаналитическому (М. Кляйн, В. Оклендер) и психофизиологическому (В. М. Бехтерев, П.В. Симонов) .

Представители социально-психологической школы считают, что эмоциональное благополучие связано с социальными и психологическими факторами, а именно наличием устойчивого положения в обществе, социальной удовлетворенностью, общим психоэмоциональным состоянием личности.

Представители психоаналитической концепции четко видят причинно-следственную связь между эмоциональным благополучием, особенностями протекания раннего периода развития личности и соматическими патологиями.

Имея психофизиологические представления об эмоциональном благополучии, мы можем говорить о тесной взаимосвязи физического и психологического здоровья человека .

Эмоциональное благополучие рассматривается практически всеми авторами, занимающимися изучением эмоций, но зачастую это понятие рассматривается опосредованно, то есть используются синонимы - «положительный нервно-психический тон» (В. М. Бехтерев) , «удовольствие, радость» (К. Изард) , «счастье» (М. Аргайл) и т. п. Таким образом, эмоциональное благополучие тесно связано с такими понятиями как «эмоциональное здоровье» , «психическое благополучие» , «удовлетворенность жизнью» , «субъективная оценка качества жизни» . Это сложный термин, который является многомерным и многоуровневым. Интерпретация эмоционального благополучия меняется на протяжении жизненного пути и в зависимости от социальной группы. Российские психологи прежде всего говорят о взаимосвязи здоровья, субъективного благополучия и психического состояния человека, делая акцент именно на субъективной стороне здоровья, подразумевая под этим удовлетворенность жизнью в целом и переживание благополучия. .

Мы рассмотрели множество понятий, различных направлений и представлений об эмоциональном благополучии, но к единому выводу так и не пришли. В настоящее время, несмотря на все разнообразие подходов к данной проблеме, мы можем говорить о том, что проблема эмоционального благополучия полностью не раскрыта, не говоря уже о проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Самое важное, что в психологии до сих пор существует проблема учета психологических характеристик и свойств личности, когда мы говорим о средствах и способах формирования эмоционального благополучия личности.

Изучив различные направления, мы считаем, что эмоциональное благополучие – это эмоциональное состояние человека, зависящее от его здоровья, которое отражает положительное отношение ребенка к самому себе и окружающему его миру, способность легко адаптироваться к различным ситуациям, не испытывая при этом дискомфорт, страх и тревогу.

Российские психологи (Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, В. А. Ганзен, Л. В. Куликов и др.) прежде всего говорят о взаимосвязи здоровья, субъективного благополучия и психического состояния человека, делая акцент именно на субъективной стороне здоровья, подразумевая под этим удовлетворенность жизнью в целом и переживание благополучия .

Список литературы:

  1. Данилова О.Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. (дата обращения: 02. 03. 2017) .
  2. Калишенко Валентина Дмитриевна Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников // Вестник славянских культур. 2012. №XXV. (дата обращения: 19. 03. 2017) .
  3. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. №3. С.51 – 55.
  4. Никулина Д.С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. №6 [Электронный ресурс] . (дата обращения: 19. 04. 2017) .
  5. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс] . (дата обращения: 19. 12. 2016) .
  6. Данилова Оксана Юрьевна Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. .
  7. Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №4. (дата обращения: 08. 05. 2017) .
  8. Никифорова О. В., Антонова Е. Н. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №5. (дата обращения: 29. 05. 2017) .
  9. Никифорова Т. Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей / Т. Никифорова. – [Электронный ресурс] . (Дата обращения: 01. 06. 2017) .
  10. В.В. Одинцова., Н.М. Горчакова. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 1
  11. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. Бадьина Н.П., 2007. – 152 с.
  12. Трусова С.С. Особенности личности и поведения соматически ослабленных детей / С.С. Трусова. – [Электронный ресурс] .

«Эмоциональное благополучие ребенка»

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью своего ребенка, некоторые родители до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Часто на эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы родители:

относились к страхам серьезно, не игнорировали и не умоляли их; давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?);

помогали детям выразить страх в словах («Ты испугался тогда, когда…), рассказали о собственных страхах;

давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

допускали здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);

давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);

реагировали на детское восприятия реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?).

Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы являются частые споры и ссоры между детьми в семье или во дворе, порой переходящие в драки. Драка - крайний способ решения конфликта, а точнее - неумение выйти из него.

Научите ребенка способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения.

Общая стратегия выхода из конфликта может быть следующей:

как можно более точно и конкретно сформулировать проблему, причину конфликта;

дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев;

последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);

принять решение, против которого нет возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть проведены соответствующие беседы с ребенком. Стремитесь, чтобы ваш ребенок был восприимчив к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с его собственным (например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, плохим, хорошим, обычным, странным.

Не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, не следует относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей, брат и сестра одновременно хотят играть с одной игрушкой, и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения опыта разрешения конфликтов.

Если с рождения ребёнка окружает любовь и забота близких, то у него формируется чувство защищённости. Психологи установили, что дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Только чувствуя любовь матери, отца и близких людей, т.е. дедушки, бабушки, ребёнок растёт эмоционально благополучным. Важно, чтобы семья была полной. Сейчас в стране более полутора миллионов неполных семей. Это наносит огромный ущерб эмоциональному благополучию детей. Учёные провели исследования и пришли к заключению, что, если в семье нет отца, мальчик больше страдает в старшем дошкольном возрасте, а девочка - в младшем (в старшем дошкольном возрасте девочка отождествляет себя с мамой).

Если мать воспитывает ребёнка одна, то на её плечи ложится двойная нагрузка. Она должна воспитать мальчика закалённым, сильным, смелым, привить ему мужские качества. Для девочки также необходима «мужская рука». Тем не менее, если к мнению ребёнка прислушиваются, если он помогает матери и посильно участвует в труде, то и в неполной семье может расти здоровый ребёнок. Но поговорим о полных семьях. Во всех ли создана атмосфера добра и взаимопомощи, много ли уделяют времени родители ребёнку, играют с ним, посещают театры, музеи, выставки? К сожалению, не всегда. Часто женщине-матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу.

==========================================================

10 заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам с высока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не вини себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Вини, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все что можешь.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

========================================================

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, каким человеком он вырастет. Но процесс формирования личности очень сложен и его нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. В последнее время отмечается рост числа детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Это и задержка эмоционального развития (сниженный эмоциональный интеллект), и наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, и нестабильный эмоциональный фон с резкими частыми перепадами настроения, и неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми. А если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, в будущем это может стать фоном для развития психосоматических заболеваний, которые являются следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка - уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

Маленький ребенок доверчиво относится к людям, он открыт окружающему миру, его самоощущение положительное. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации.

Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать результаты собственных действий и действий других.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, каким человеком он вырастет. Но процесс формирования личности очень сложен и его нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. В последнее время отмечается рост числа детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Это и задержка эмоционального развития (сниженный эмоциональный интеллект), и наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, и нестабильный эмоциональный фон с резкими частыми перепадами настроения, и неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми. А если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, в будущем это может стать фоном для развития психосоматических заболеваний, которые являются следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми. Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника является одним из компонентов психологической готовности к школе. Поэтому детей необходимо вводить в сложный мир человеческих эмоций, помогать им переживать определенное эмоциональное состояние, объяснять, что оно означает.

Для полноценного развития ребенку необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное состояние. Проявлять негативные эмоции – нормально. Неподходящим может быть время, место и способ выражения. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – сочувственно выслушивать его и помогать идентифицировать возникающие у него эмоции. Коррекция эмоциональной сферы дошкольников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослыми, ориентацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения. Для этого можно использовать элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику, релаксацию.

Следует помнить, что чаще, чем прочие эмоции, человеком переживается интерес – фундаментальная позитивная эмоция. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его жизни. Эмоция интереса рождается в процессе творческого труда. Эмоция радости появляется в творчестве и в любви. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Прямое, непосредственное обучение радостным переживаниям невозможно, однако взрослые могут научить им ребенка косвенно, деля с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни, который благоприятствует радостным переживаниям. Нужно только помнить правило, основанное на законе идентификации: “воспитывают не слова, а поступки”. Следовательно, то, чему мы учим детей, не отличается от того, чему мы должны продолжать учиться сами. И лучшее, что могут сделать взрослые для ребенка – быть добрыми, ласковыми и внимательными к детям.


Мое выступление на городском семинаре: "Эмоциональная стабильность-залог психического здоровья детей". Материал содержит мой личный опыт создания эмоционально-благополучной среды в учреждении. Подробно описаны методы, разработанные мной, проведения диагностики эмоционального состояния ребенка в группе детского сада, анкетирование сотрудников на предмет эмоционального выгорания, рекомендации педагогам для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Федосеева О.А., педагог-психолог ГКУ ДДИ «Южное Бутово» г. Москва

Детство - это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенность в себе, недостаток любви и понимания. Все это вызывает у ребенка чувство беспокойства, обиды. Поэтому существенным моментом подготовки детей к жизни и к школе является психологическая готовность: научиться адаптироваться в новой среде, адаптировать свои эмоции и управлять ими.
Наша система воспитания и обучения в большей степени направлена на развитие интеллекта. В то время как эмоциональной сфере уделяется недостаточно внимания. Хотя для становления личности интеллектуальная и эмоциональная сферы одинаково важны.
Что подтверждают слова Л, С. Выготского: "Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля".
В настоящее время обесчувствованию способствует технологизация жизни, в которой активно участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. А общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя. Для целенаправленной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, на мой взгляд, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда. Классификация К. Изарда основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, страх, отвращение, стыд, вина, горе. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, жестам, пантомимике.
Исследования ученых однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанных с дефицитом человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Им, как правило, оказываются свойственны такие личностные комплексы, как повышенная тревожность, сверхбдительность, состояние постоянного напряжения, ожидания возможной опасности, незащищенности.
Эмоциональные проблемы, если не предпринимается своевременных мер их коррекции, - та база, на которой возникает отставание детей в учении, различные формы социально - психологической дезадаптации.
В формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка важным фактором выступает осознанное желание родителей иметь ребенка. Дети, в необходимости, появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их "нежелание", нелюбовь, неожидание. В практической работе мне удается отличить таких детей без особых усилий: они негативно относятся к окружающим, многое делают "назло", слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто наиболее беспокоит и родителей, и педагогов, - они не любят себя, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессивность, замкнутость, необщительность, радость или же напротив - демонстративность, капризность, неуправляемость.
Следующим важным фактором в диагностике причин появления детской тревожности и эмоциональных проблем является момент появления малыша на свет, то есть роды. Были ли сложные, своевременные или с отклонениями, какой была первая встреча, с улыбкой или мукой на лице мамы. Ответы на эти вопросы объясняют очень многое в возникновении сложностей в эмоциональном развитии детей.
Немаловажен и тот факт в психоэмоциональном благополучии, как адаптация ребенка к детскому саду. Под адаптацией традиционно понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация - это динамичный процесс, приводящий либо к позитивному или негативному результату. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей и других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, мы формируем у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Мы стараемся совместными усилиями всего коллектива создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
В плане быстрой адаптации мы организуем "Праздники знакомства". Проводим игры, направленные на знакомства детей друг с другом, знакомим родителей между собой, так как очень важно, чтобы первый день пребывания в детском саду стал для ребенка настоящим праздником. В первые дни привыкания родители забирают детей пораньше. Если есть возможность у родителей, позволяем оставаться в саду некоторое время с ребенком, чтобы малыш легче освоился в новом окружении, держась за мамину руку.
Воспитателям я рекомендую к новичку обращаться только по имени. Говорить ребенку, как приятно видеть его в группе. Поощрять ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить самое незначительное задание. Важно помнить то, что для остальных детей моделью служит поведение воспитателя, и их отношение к новичку будет подобно вашему. Рекомендую ясельную группу формировать постепенно. Так как это позволяет уделять больше внимания новичкам и облегчает детям процесс знакомства.
Психологическое благополучие ребенка в детском саду мы отмечаем методом наблюдения за его эмоциональным состоянием в повседневной жизни. Эмоции ребенка - это "послание" окружающим его взрослым о его состоянии. В 3-5 лет мы учим распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, чтобы он понимал, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Для определения эмоционального состояния ребенка у нас в каждой группе имеются экраны, где ребенок вместе с воспитателем отмечает соответствующим карандашом свое состояние (см. приложение 1)..net/files/35053896 (51.50 кб) Целью и смыслом использования этих экранов состоит в том, что мы вместе с воспитателями в конце недели подводим итог эмоционального состояния детей по группам, то есть, какой эмоциональный фон сложился за неделю, и далее рассматриваем каждого ребенка в отдельности, особое внимание уделяем тем, у кого этот эмоциональный фон снижен. Думаем, чем мог быть вызван, веду беседу с родителями. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его психическое развитие.
Большое значение, а может и ведущее, я придаю межличностным взаимоотношениям детей в группах детского сада. Почему я это делаю, как психолог? Вроде бы воспитатель и сам может отметить эти взаимоотношения, но психологический подход к этому вопросу имеет другую цель. А именно, скрытые взаимоотношения детей между собой, на основе ценностных ориентаций. К примеру, на поверхности могут мелькать явные лидеры. При проведении социометрических исследований может выявиться другая картина: скрытые лидеры, так как у детей свои критерии оценки членов коллектива, и он не всегда и не во всем совпадает с мнением взрослых. Отметила уже давно, что дети ориентируются на критерий, превалирует материальный аспект. Поэтому я намечаю работу по коррекции и развитию нравственно-морального климата. На родительском собрании говорю об этом. Проведя социометрию по группам, выявила, что наблюдаются следующие статусные группы детей в зависимости от их положения в группе сверстников: "звезды" - дети, которые находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. "Предпочитаемые" - их ценят за их красоту, обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях. За уверенность в себе, за способность, не раздумывая брать на себя ответственность, не бояться риска. "Принебрегаемые", "изолированные" дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Такими детьми становятся по разным причинам: одни редко ходят в детский сад, и дети фактически мало их знают. Другой только начал посещать данную группу, третий имеет физические недостатки, например, толстый, неуклюжий, не может играть в подвижные игры. Таким образом, эмоциональное и психологическое благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы повысить статус ребенка в детском коллективе. Для решения этой задачи, я рекомендую наблюдать за каждым ребенком в течение длительного времени. Это поможет установить, каким именно образом каждый ребенок реагирует на ту или иную ситуацию. Кроме того станет ясно, какая область жизнедеятельности в детском саду вызывает у ребенка эмоциональный дискомфорт. Когда методом наблюдения воспитатель зафиксировал эмоциональные переживания того или иного ребенка в различных условиях, проанализировал причины, вызывающие неблагоприятные эмоции и выяснил тип реагирования на травмирующую ситуацию или предмет, задача воспитателя на следующем этапе заключается в том, чтобы найти способы преодоления негативного эмоционального состояния. Например, ребенок переживает свой неуспех на занятии: стал печальным, замкнутым. Необходимо поощрять его ответы, положительно подкреплять, подбадривать, выражая уверенность в том, что он справится с заданием. Ни в коем случае не следует обсуждать при всех его неправильные ответы. Спокойно объяснить ребенку, в чем его ошибка, при этом подчеркнуть, что многие так ошибаются, ничего страшного в этом нет.
Другой пример. Ребенок раздражительный, часто испытывает гнев, агрессию. Эти признаки в поведении объясняются его положением в группе. Чтобы повысить его статус в системе межличностных отношений прошу воспитателей чаще хвалить его и подбадривать в присутствии других детей. Выяснить, чем он интересуется, что лучше у него получается. Давать ему задания, которые он заведомо выполнит хорошо и тем самым выделится среди окружающих его детей.
Во время игры проявить заинтересованность, поиграть немного с ним. Другие дети это отметят, в дальнейшем захотят включиться в игру сначала совместно с воспитателем, а затем примут в свои игры. Тактика воспитательных воздействий по преодолению агрессии должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивные действия в игру, придав ей новый смысл. Часто агрессивное поведение ребенка - это способ привлечь к себе внимание воспитателя и детей. В этом случае надо постараться чаще поощрять, создавать "ситуацию успеха".
С детьми, имеющими, высокий уровень тревожности были проведены коррекционные занятия: рисование страхов. Пытаясь установить причину страха, чтобы снять ее или помочь ребенку посмотреть на пугающую ситуацию с другой точки зрения.
В процессе воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. Успешность обучения детей, их психоэмоциональное благополучие во многом зависят от личности педагога. В нашем учреждении было проведено анкетирование по исследованию проблемы эмоционального выгорания среди сотрудников (см. приложение 2). Так как это очень важный аспект в работе педагога и имеет огромное значение при работе с детьми. Для развития таких профессионально важных качеств как эмпатия, умение общаться с коллегами по работе, с детьми и их родителями, а также с членами своей семьи, я провожу с коллективом тренинг

Соотношение физического здоровья и эмоционального состояния человека. Характеристика здорового ребенка. Психосоматические заболевания и эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональный портрет детей с нервно-психическими нарушениями.

Основные понятия: здоровье, эмоциональное состояние, составляющие здоровья, психосоматические заболевания, нервно-психические нарушения у детей.

С. Цвейг писал: "Здоровье для человека естественно, болезнь - неестественна. Здоровье приемлется его телом как нечто само собой разумеющееся, так же, как воздух - легкими и свет - глазами: не заявляя о себе, живет оно и растет в нем вместе с общим его жизнеощущением. А болезнь - она проникает внезапно, как что-то чуждое, она нечаянно набрасывается на объятую страхом душу и бередит в ней множество вопросов".

Чтобы утверждать, как тесно связано здоровье человека с его эмоциональным состоянием, попробуем соотнести между собой определение этих двух понятий.

Эмоциональное состояние, как мы уже отмечали ранее, - это особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта - дискомфорта (мне хорошо или мне плохо), как интегральные ощущения благополучия - неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Врач-психотерапевт Э.Кублер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья.

Данное определение, с одной стороны, свидетельствует о некой тождественности здоровья и эмоционального состояния, с другой - эмоциональная сфера рассматривается в нем как неотъемлемая составная часть здоровья. Это подтверждается существованием всем нам известных словосочетаний: эмоциональное самочувствие, физическое и психическое здоровье и др. Так или иначе заболевание - это некое нарушение баланса, равновесия нескольких или даже всех систем, подсистем организма, среди которых в первую очередь затрагивается эмоциональная сфера человека. Эмоции в данном случае мы можем рассматривать как первые позывные, как внешние проявления более сложных внутренних нарушений организма. Данная закономерность проявляется, например, в том, что при разных соматических заболеваниях ребенка мы наблюдаем примерно одинаковый спектр эмоциональных проявлений: капризность, неустойчивое, легко меняющееся настроение, заостренную эмоциональную чувствительность и впечатлительность, ранимость, склонность легко расстраиваться, много волноваться, плаксивость, неспособность защитить себя, боязливость, неуверенность в себе, тревожность и т.д.



Если попытаться представить портрет здорового ребенка, то получатся следующие характеристики: активный, веселый, с хорошим настроением. У него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться, работать без отвлечений. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную боль или боли в животе. В понятие здоровья входят также оценка его поведения и соответствующее возрасту ребенка физическое и психическое развитие.

Как правило, дети не в состоянии адекватно оценить свое болезненное состояние, а родители зачастую недостаточно внимательны, и в результате больной ребенок приходит в детский сад. Нередки случаи, когда родители знают, что ребенок болен, но первые, по их мнению, неопасные проявления заболевания не сравнимы с тем уроном, который может быть нанесен их карьере, возможностью вообще лишиться работы, если ребенок болеет очень часто.

Естественно, ни о каком эмоциональном комфорте не может идти речь, если ребенок болен. Он страдает сам, доставляет неудобства окружающим. Если же заболевшего ребенка все-таки привели в детский сад, отношение к нему должно быть предельно благожелательным.

В последнее время мы имеем дело с таким явлением, как психосоматические расстройства, проявляющиеся у детей на фоне нежелания ходить в детский сад. Психосоматические заболевания - это психические нарушения, которые проявляются как болезнь внутренних органов. Это могут быть нарушения желудочно-кишечного тракта, кожи, эндокринной системы, головные боли и т. п.

Подобные нарушения функций органов возникают в ответ на любые значимые для ребенка ситуации, которые вызывают эмоциональное напряжение (стресс). Общее для всех психосоматических расстройств у детей - различной степени депрессивные состояния, проявляющиеся в вялости, апатии, малоподвижности, жалобах на усталость и скуку. Эти дети редко улыбаются, сон у них поверхностный, просыпаются они рано.

Психосоматические расстройства у детей чаще всего, к сожалению, распознаются несвоевременно. Дети болеют годами с обострениями весной и осенью.

Иногда за теми или иными соматическими нарушениями, на первый взгляд не имеющими никакого отношения к личностным и познавательным сферам ребенка, скрываются стойкие эмоциональные нарушения, проявляющиеся в высокой возбудимости ребенка, импульсивности, повышенной тревожности, нестабильности настроения, а иногда и яркой агрессивности.

Пример 1. Даша Ф. (4 г. 5 мес.). Родилась с продольным плоскостопием. До полутора лет эта особенность никак не проявлялась, а к двум годам родители заметили, что девочка ходит на цыпочках. Обращение к невропатологу ничего не дало. Даже в тяжелой обуви девочка умудрялась ходить на цыпочках. Такой способ ходьбы отражался на устойчивости ребенка. Девочка постоянно спотыкалась, падала, часто плакала, быстро уставала, плохо спала и ела. В группе и на прогулках она старалась меньше двигаться. Почти каждый месяц ребенок болел простудными заболеваниями, все физические показатели по сравнению с другими детьми были низкими. Одновременно ухудшалось эмоциональное состояние ребенка. Девочка постоянно на всех обижалась, усиливалась тревожность, плаксивость, появились разного рода страхи.

Удивительно, что мать смирилась с походкой ребенка, считая ее привычкой. Значительные усилия потребовались для того, чтобы убедить родителей в необходимости комплексного обследования девочки, и прежде всего консультации у психолога и хирурга-ортопеда. Обследование заняло длительное время из-за частых простуд. Однако после назначенного лечения наступили заметные улучшения. Девочка стала меньше уставать, стала более спокойной, движения все более приобретали уверенность.

Пример 2. Артем 3. (3 г. 6 мес.). При поступлении в детский сад долго адаптировался, в основном тихо плакал и быстро уставал от плача. Вся деятельность ребенка проходила на ковре в игровой комнате. Мальчик либо просто лежал, либо лежа играл - катал машину. Ел плохо, за столом почти засыпал. Спал долго, иногда не мог проснуться до 17 часов. Физически очень сильно отставал от других, был настолько ослаблен, что не мог без помощи взрослых поднять руку или ногу при одевании. Походка Артема напоминала ходьбу полуторагодовалого ребенка. Он часто болел, был бледен. Ни в какой деятельности, организуемой для детей группы, Артем не принимал участия. Казалось, что он живет в своем замкнутом мирке. Впоследствии выяснилось, что у ребенка сильнейший диатез и ему постоянно дают лекарственные препараты, которые подавляют жизненно активные функции. Диатез действительно уменьшался, но на этом фоне затихала вся активность ребенка. Огромных сил стоило объяснить матери, что ребенку необходимы домашний режим и комплекс специальных мероприятий для укрепления здоровья. Посещение детского сада пока нецелесообразно. Матери было очень сложно принять решение оставить работу; однако пришлось заняться здоровьем ребенка основательно. Мальчик всю весну не посещал детский сад, а на лето семья уехала к бабушке в деревню. Там Артем окреп и поправился. В сентябре он пошел в детский сад.

Воспитатели и психологи детского сада должны знать об опасности различного рода заболеваний, об их влиянии на эмоциональное благополучие детей и информировать об этом родителей.

Очень внимательно нужно относиться к ребенку, болезнь которого приняла затяжной характер. Во время такой болезни контакт ребенка с внешним миром ограничен. Ему приходится общаться лишь с несколькими людьми из своего ближайшего окружения. Зачастую при длительной болезни у ребенка появляются ранее ему совершенно не свойственные черты характера. В таком случае воспитатели группы и психолог должны поддерживать связь с семьей больного ребенка и давать необходимые советы.

Особо остановимся на детях с нарушениями нервно-психического здоровья. Они сильно выделяются в группе; их поведение основывается на эмоциях. Этих детей отличают сильное беспокойство, суетливость, драчливость. Они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейших неудачах обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Или, напротив, они склонны к тормозным реакциям - застенчивы до пугливости, нерешительны, робки. Если такой ребенок не справляется с заданием, то всегда кто-то другой виноват в его неудачах. В этом случае ребенок отказывается выполнять задание, ссылаясь на то, что болит голова. Родители, а нередко и воспитатели считают эти особенности избалованностью, проходящими недостатками детского возраста. В действительности же все эти нарушения поведения - признаки неблагополучия в состоянии нервной системы, сигналы тревоги. Они относятся к категории так называемых пограничных расстройств, т.е. находятся на грани нормы и болезни. Родители за советом к врачу обращаются в таких случаях очень редко. В большей мере из всех признаков их беспокоят плохой сон, ночное недержание мочи, тики, вредные привычки. Рекомендации, исходящие от врача и психолога детского сада, нередко воспринимаются с обидой.

Следует подчеркнуть, что нельзя сводить все проявления нервных расстройств у детей только к "нервам". Нередко за такими признаками скрывается неблагополучие в семье.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Расскажите об эмоциональных нарушениях как причине возникновения психосоматических заболеваний у ребенка.

2. Рассмотрите взаимосвязь и взаимовлияние тела и психики как основное содержание психосоматической проблемы.

3. Какие виды психосоматических расстройств наблюдаются у детей дошкольного возраста?

4. Подготовьте аннотацию к книге В.В.Николаевой и П.Д.Тищенко "Телесность человека: Междисциплинарные исследования" (М., 1991).

5. Подберите примеры из практики, иллюстрирующие особенности психологического состояния ребенка после продолжительной болезни.