Адаптационный период в пришкольном лагере. Как помочь ребёнку адаптироваться в летнем лагере. Что делать, если ребенок просит забрать его домой

Проблемы адаптация ребёнка в пионерском лагере и пути их преодоления

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат на тему Проблемы адаптация ребёнка в пионерском лагере и пути их преодоления

Студентки 1 курса 221 группы

Парычевой А. А.

Преподаватель

Сухачёв М. П.

Москва, 2009

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере………………

2. 2 Подготовленность родителей………………………………………

2. 3 Выбор лагеря…………………………………………………………….

Глава 3. Психологические особенности смены, основные периоды…….

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………

Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых детей с отдыхом родителей от детей - отправить ребенка в детский лагерь.

Адаптационный период у ребёнка может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Я сама работала в летних лагерях каждое лето в течение пяти лет, и поэтому я решила написать реферат именно на тему адаптации детей в пионерском лагере.

Хочу отметить, что попадая в лагерь, ребёнок оказывается в совсем новом для него месте, которое значительно отличается от школы. В школе он проучился несколько лет, он знает детей и учителей, занимается учебной деятельностью, имеет определённый статус в классе.

Процесс привыкания к новому месту и новым людям всегда сопряжён с определенными стрессами и переживаниями как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы, при разработке программы которой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей детей, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, ведь именно атмосфера, царящая в лагере, имеет определяющее значение на отдых и здоровье ребёнка.

Глава 1. Проблема адаптации в детском лагере.

Адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, поэтому вожатым и психологам необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.

В контексте последовательного решения комплекса проблем представляется крайне важным организовать в условиях детских оздоровительных лагерей эффективную работу психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна стать самодовлеющей, а должна выступать одним из направлений работы педагогов, наряду с досуговым, познавательным, развивающим. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, но современная реальная ситуация диктует необходимость усиления психогигиенической направленности профессиональной педагогической деятельности в условиях временных детских коллективов.

Практика показывает, что современным организаторам летнего отдыха детей приходится иметь дело с детьми, страдающими следующими типичными видами эмоционального неблагополучия:

  • расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
  • состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);
  • расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
  • невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т. д.);
  • стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.

Как видите, многое из перечисленного связано с отношениями в семье, влияющими на ребёнка, а также его миропониманием, мировосприятием и психическим состоянием.

Таких проблем становится всё больше, и мне самой приходилось сталкиваться с ними фактически каждый раз когда я брала руководство отрядом.

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере

2. 1 Возрастные особенности детей.

Так как сейчас идёт тенденция к формированию разновозрастных отрядов, то каждому вожатому, как начинающему, так и опытному, необходимо учитывать возрастные особенности детей, находящихся в его отряде, а также искать способы устранения конфликтов между ними.

Дети до 10 лет.

Для детей младшего возраста характерно упрямство и проявление собственной воли. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у ребёнка появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего мира, также не следует забывать, что маленький человек направлен на познание и самого себя. В любой семье ребёнок – центр, он привык к тому, что его все слушают, уделяют внимание преимущественно ему и поэтому вожатому сразу же надо поставить дитя перед фактом: ты в отряде не один, ты член коллектива.

Интересы:

1. Подражетельность – мы, вожатые и психологи – главный пример

5. Любознательность

6. Конкретное мышление

Для детей до 10 лет характерны чувства: простодушие, открытость (ложь как таковая отсутствует), доброта. Они чувствуют фальшь, поэтому наш основной принцип – маленькая ложь рождает большое недоверие.

Главный оборот речи вожатых и стажёров: «Надо так». Ведь дети очень быстро забывают о том, что нельзя.

Для этого возраста свойственны:

1. Жизнерадостность

2. Активность

3. Эмоциональная яркость

4. Преклонение перед физическими качествами

5. Недалёкие перспективы

любовь и дружба. Повышенный интерес к взрослым, их привычкам и поведению.

Для них характерно формирование собственной точки зрения в противовес нашей. Поэтому вожатые должны строить с ними отношения на договорных основах, на принципах «торговли». Например, представим ситуацию: ребёнок не хочет идти на зарядку, в таком случае отбой для него будет в 9 часов вместо 10:30 вечера.

В этой категории существует своя моральная основа, поэтому любой поступок мы обсуждаем при всех, а затем делаем выводы. Каждый вожатый обязан заработать себе положение в отряде, и главное он должен делать только то, что может сам.

2. 2 Подготовленность родителей.

больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере.

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Некоторые родители, когда пытаются пробудить в своих детях интерес к лагерю, в юмористической форме рассказывают им о своем лагерном прошлом, о друзьях, которых они приобрели и о полученных впечатлениях.

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Надо убедить ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это вожатые.

Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом.

Обязательно решите вопрос связи, если по каким-то причинам боитесь дать ребенку с собой сотовый телефон, то обязательно выдайте телефонную карточку или деньги на ее покупку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом или карточкой.

Объясните ребёнку в каких случаях ему следует звонить домой, как часто он должен выходить на связь, а также сколько денег может потратить на разговоры, какова стоимость входящих, исходящих звонков и SMS-сообщений. Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в день отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

2. 3 Выбор лагеря.

Психологи считают, что если ребенку исполнилось 8-10 лет, он здоров телом и душой, значит, отдых со сверстниками отдельно от родителей ему просто необходим.

Ваш ребенок взрослеет, ему нужно "избавляться от пуповины", и детский лагерь в этом случае - прекрасная прививка самостоятельности. В первый раз можно отправить ребенка в лагерь вместе с друзьями - так ему будет проще адаптироваться в незнакомой для него обстановке

Безусловно, поначалу ему придется испытать некоторый стресс. Ведь раньше он никогда не попадал в мир, где нет мамы, которая всегда готова принять за него решение и помочь, которая всегда его любит независимо ни от чего.
А вот воспитатель или вожатый - чужой человек, уважение и любовь которого еще надо заслужить. Не говоря уже о десятке совершенно незнакомых сверстников, которым предстоит стать приятелями или даже друзьями. Другими словами, лагерь - это настоящая школа жизни и взросления.

Главное правило: лагерь надо выбирать не только по принципу - "где хорошая погода и где вкусно кормят", гораздо важнее, чтобы дети все время были заняты и могли с толком проявить свою активность. Если перед вами выбор: за одни и те же деньги отправить ребенка в обычный лагерь (4-5-разовое питание, днем работает спортплощадка, по вечерам - дискотека и игровые автоматы) на 2 смены по 24 дня или в лагерь тематический, где время ребенка будет расписано по минутам и он постоянно будет занят чем-то интересным, но только на 2 недели, вспомните о злейшем враге с названием "скука".

Даже если остальную часть лета ребенку придется провести просто на даче, при выборе лагеря лучше ориентироваться не на количество дней, а на их качество. Если в самом начале лета вы отправите его в лагерь активного отдыха, то потом все оставшееся время он будет жить под впечатлением увлекательных лагерных развлечений, пытаясь перенести их в свою обычную жизнь.

Замечательные лагеря - такие, где вся смена посвящена какой-нибудь тематической психологической игре. Например, игра в государство. В начале смены выбираются президент, парламент, создается телевидение, почта и т. д. Все дети находят себе место в жизни: кто-то становится журналистом, кто-то артистом, кто-то политиком или бизнесменом.

Есть и другие игры: в детектив, в город, где каждый отряд представляет улицу, в школу иностранных языков, в космических пришельцев... Существуют и необычные проекты вроде "Робинзонады", где дети живут на острове в палатках и под наблюдением взрослых изучают искусство выживания человека в экстремальных условиях. Ну а поскольку все дети разные, то здесь еще полезно было бы применить индивидуальный подход и подобрать своему чаду лагерь соответствующей тематики.

Смена в лагере должна состоять из трёх этапов.

1. Организационный этап, включающий в себя реализацию запросов детей, привыкание людей друг к другу, к режиму. Длится оргпериод 3-4 дня. За это время вожатые должны успеть познакомить детей друг с другом с помощью различных игр (Летит по небу шар, Мобила, Снежный ком, Слоники). Именно в этот период происходит адаптация ребят к новому для них миру, новым людям. Дети сразу получают много разных эмоций и надо сделать всё, чтобы эти эмоции были положительными.

подхода и скорейшее сплочение в коллектив. Разработка программ индивидуальных воздействий.

в отрядах. Следует также проводить психокоррекционную работу с детьми, имеющими психические отклонения: различного рода девиации, гиперактивность, импульсивность. Все важные мероприятия проводятся именно в этот период, они должны иметь яркое начало и феерический конец.

3. Заключительный этап 7 дней. Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.

психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они должны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о возможностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе.

Заключение

В заключение хочу сказать, что отправка ребёнка в лагерь, особенно в первый раз, это важное испытание как для родителей, так и для детей. Ко всему нужно подготовиться, всё предусмотреть. Проблема адаптации в детском лагере является особенно острой, потому что здоровье детей ухудшилось из-за сидячего образа жизни, окружающая среда всё чаще отрицательно оказывается на психическом состоянии детей и вожатый будет именно тем человеком, который сможет помочь ребёнку поверить в свои силы и свои таланты.

Список литературы

Родители начинают задумываться о том, куда отправить ребенка на отдых, чтобы тот успел набраться здоровья и новых впечатлений.

Как утверждает психолог Ольга Леухина, адаптационный период у ребенка может продолжаться от нескольких дней до 1-2 недель. В это время он привыкает к новому месту, учиться строить отношения с другими детьми, а также с вожатыми.

Для того чтобы адаптационный период прошел как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить к отдыху заранее.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ЛАГЕРЕ

Не подавайтесь на провокации

Конечно, поначалу многие дети жалуются своим родителям на то, что в лагере им плохо и скучно. Как правило, через несколько дней ребенок привыкнет, и начнет заводить новых друзей, поэтому не стоит бить в набат и тот час же ехать «спасать» малыша.

Ребенок рано или поздно включается в жизнь коллектива, привыкает к расписанию, установленному в лагере. И подобных жалоб больше не будет поступать. А в конце смены еще и расстроиться, что нужно ехать домой.

Подготовьте ребенка к лагерю заранее

Для того чтобы адаптационный период прошел быстрее и как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить к отдыху заранее. Так, родители могут составить , которому нужно следовать всей семьей.

Психологи советуют начать подготовку к лагерному распорядку за пару недель до отъезда. Вы можете в этот период попросить ребенка заправлять самостоятельно постель, приводить в порядок свои вещи и привить ему навыки гигиены.

Убедите его в том, что вы всегда рядом

Объясните ребенку, что после его отъезда вы будете очень скучать по нему, и что первые несколько дней ему могут показаться скучными. Однако, несмотря на это, он попадет в интересных коллектив, найдет новых друзей и будет вовлечен в захватывающие процессы, которые по большей части не доступны ему дома. Также дайте ему понять, что вы с ним будете в любое время на связи, и, что бы ни случилось, он может позвонить вам.

Объясните ему роль вожатых

Ребенок должен знать, что если у него вдруг возникнут какие-либо проблемы, он всегда может рассчитывать на помощь вожатых. Заранее создайте в ребенке доверие к вожатому, и на протяжении всей лагерной смены ваше чадо будет чувствовать себя уверенней.

КОГДА СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ

Как утверждают психологи, дети дошкольного возраста очень привязаны к семье и дому. Поэтому путешествие в летний детский лагерь, когда ребенок оторван от родителей, может оказаться для него большим стрессом, справиться с которым будет достаточно сложно.

КОГДА НУЖНО В ЭКСТРЕННОМ ПОРЯДКЕ ЗАБРАТЬ РЕБЕНКА ИЗ ЛАГЕРЯ

  • Адаптационный период у ребенка протекает очень болезненно;
  • он никак не может привыкнуть к новым условиям;
  • у него не складываются отношения со сверстниками или вожатыми;
  • он часто просит забрать его домой.

Принимать решение о том, отправлять ребенка в лагерь или нет, стоит сугубо индивидуально. Перед поездкой постарайтесь узнать о лагере и воспитателях как можно больше информации. Самое главное, чтобы ребенок был готов к этому и сам хотел поехать на отдых в летний лагерь.

Поездка в детский лагерь приносит массу беспокойств как ребёнку, так и его родителям. И если ребёнок не представляет, что его там ожидает и как он будет находиться без родителей в незнакомом месте, то родители тревожатся о каждой мелочи, начиная с питания и заканчивая отношениям своего чада со сверстниками.

Поездка в детский лагерь приносит массу беспокойств как ребёнку, так и его родителям. И если ребёнок не представляет, что его там ожидает и как он будет находиться без родителей в незнакомом месте, то родители тревожатся о каждой мелочи, начиная с питания и заканчивая отношениям своего чада со сверстниками.

Прежде всего, стоит подготовить ребёнка к поездке, чтобы долгожданный отдых прошёл с наименьшими потерями и был наполнен положительными впечатлениями. Для этого постараемся разобраться в вопросах адаптации к лагерной жизни и поговорим о том, как предотвратить нежелательные последствия.

1. Скорректируйте режим дня ребёнка.

Новые условия жизни негативно сказываются на детском режиме дня, который во многом отличается от лагерного. Постарайтесь за месяц до поездки приучить ребёнка к предстоящему распорядку, который можно узнать при приобретении путёвки, на сайте заведения, а также от тех, кто туда уже ездил. Постепенное привыкание не доставит в будущем никаких проблем.

2. Без друзей никуда.

Если ребёнок скромный и стеснительный, то жизнь в лагере может ему показаться сложной, если не будет контакта со сверстниками. Постарайтесь настроить ребёнка на нужный лад и донести до него, что проявление инициативы при знакомстве только плюс, ведь и другие дети также могут волноваться и стесняться, желая начать общение, а в дальнейшем и дружбу. Объясните, что все дети вокруг будут находиться в такой же незнакомой им ситуации и испытывать те же ощущения.

Если ребёнок слишком маленький, то компанию в поездке ему могут составить ребята со двора, класса, старшие братья или сёстры. В такой компании адаптация пройдёт на ура.

3. Провокациям – жёсткий отпор.

В любом отряде есть свои лидеры и ребята по характеру более слабые, и между ними идёт негласная борьба. Особо остро она проявляется в возрастной группе от десяти до тринадцати лет. Лидеры-«заводилы» стараются всячески препятствовать установленным правилам жизни в лагере и подстрекают остальных детей самовольно покинуть территорию или нарушить распорядок дня. Постарайтесь дома проиграть подобные ситуации и решить вместе с ребёнком, как с достоинством выйти из трудного положения.

4. Роль вожатых.

Донесите до ребенка, кто такие вожатые и почему следует их слушаться и им доверять. Именно они в момент отсутствия родителей смогут поддержать советом, защитят, помогут справиться с трудностями жизни в незнакомой и непривычной среде.

5. Вера в себя.

Ребёнок должен понять, что вы ему всецело доверяете, что он уже способен отвечать за свои поступки и сможет прожить в лагере без родителей самостоятельно. Покажите, что вы гордитесь своим ребенком – это станет лучшей мотивацией к скорейшей адаптации в лагере.

Не особо акцентируйте внимание своего чада на том, что будете по нему скучать, но предупредите, что обязательно приедете навестить его. Начинать психологическую подготовку стоит как минимум за 2 недели, а то и за месяц, чтобы в дальнейшем ребёнок смог насладиться отдыхом в полной мере.

«Как ты повзрослел, как ты похорошела, тебя совсем не узнать» - такие отзывы часто можно услышать о ребятах, вернувшихся из детских летних оздоровительных лагерей. Летний лагерь предоставляет ребятам возможность приобретения нового опыта, проверки своих возможностей, способностей, большой эмоциональный подъем, общение с новыми друзьями, расширение кругозора, знакомство с новыми местами.

Однако особенности организации летнего отдыха влияют на психологическое состояние детей неоднозначно. К таким особенностям относятся:

  • небольшая продолжительность лагеря (в среднем 21 день) и дети не всегда успевают адаптироваться;
  • насыщенная, в основном коллективная деятельность детей;
  • ребята не знакомы друг с другом или мало знакомы;
  • необходимость подчинения жестким требованиям режима дня и правилам поведения, а подростки в основном ехали с установкой на свободу и независимость;
  • непонимание частью детей, куда они ехали, и чем будут заниматься
  • ограничение пространства лагеря, как следствие – дисциплинарные нарушения;
  • контингент детей (от смены к смене может быть очень разным).

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу:

  • определенная растерянность детей в начале смены и непонимание, что от них требуется;
  • к середине лагерной смены (9-10 день) усталость и спад активности
  • возрастание количества заболеваний, как защитная реакция организма
  • психологические стрессы
  • личностные проблемы обостряются – проблемы лидеров;
  • погружение в интенсивную деятельность, в сочетании с необходимостью одновременного выстраивания внутригрупповых связей, может привести к переутомлению участников, возникновению внутригрупповых конфликтов, общей неудовлетворенности и негативной оценке происходящего
  • если дети младшего школьного возраста – еще большое ощущение одиночества, дискомфорта, т.к. многие из них впервые выезжают из дома.

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Администрация лагеря начинает работу задолго до приезда детей. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период вожатые:

  • знакомятся с администрацией лагеря, педагогическим коллективом и техническим персоналом,
  • знакомятся с территорией, правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря,
  • по решению директора или его заместителя распределяются по отрядам,
  • составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей,
  • подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
  • принимают участие в благоустройстве лагеря.
  • Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.

1. Организационный период (оргпериод) длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «аутсайдер», «креативщик», «критик» и т.д.).

Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для вожатых. В первые дни перед вожатым стоит несколько задач:

  • познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы),
  • перезнакомить детей между собой, помочь адаптироваться к новым условиям познакомить с территорией, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда),
  • создать уютную атмосферу (красиво оформить палаты и корпус), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок),
  • включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены),
  • создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).

Работа вожатого с отрядом начинается с момента записи детей. Принимая документы, начинайте с ними общаться. Расспрашивайте ребят о том, бывали ли они в лагере раньше, чего ждут от этой смены, чем интересуются. Продолжайте активно общаться с детьми во время поездки в автобусе (поезде, самолете): устраивайте игры на знакомство, эстафеты, «шумовой оркестр», пойте песни. Возьмите себе на «заметку» тех детей, которые в этом лагере были неоднократно. Расспросите их о традициях лагеря, заручитесь их поддержкой - позже это пригодится.

Когда приедете на место, не спешите распаковывать вещи. Соберите ребят в холле, проведите первый отрядный сбор («Законодательное собрание»). Обсудите с ними правила, которые существуют в данном лагере, установите законы жизни вашего отряда. Позже, в течение дня обязательно дайте ребятам время на обустройство в своих комнатах и продолжайте знакомиться, выбирайте отрядную символику, начинайте подготовку отрядной визитки. Завершите первый день «Огоньком». Проведите его под девизом: «Каждый немного о себе». Второй, третий день можно посвятить оформлению отрядного места, изучению территории лагеря и т.д.

В оргпериод вожатому следует быть заботливым, справедливым и требовательным по отношению к детям. Особое внимание необходимо уделить организационным вопросам. В первые дни важно соблюдать режим, установленный в лагере. Сразу же объясните, как будет проходить тихий час (сон - для малышей; отдых с книгой в руках - для старшеклассников). Приучайте детей собираться всем отрядом в установленном месте перед едой или мероприятиями. Организуйте отбой в определенное время, ни минутой позже. Это потом, где-то в середине смены, в тихий час вы будете всем отрядом готовиться к конкурсу парикмахеров и визажистов, а ночью отправитесь на прогулку, но в первые дни будьте в организационных вопросах принципиальны и четко следуйте установленным правилам.

Обычно в оргпериод проводится «Открытие смены» - общелагерное мероприятие, в ходе которого детям представляют администрацию лагеря, вожатых, физруков, кружководов и других сотрудников, а каждый отряд показывает свою визитку (3 - 4 минутное выступление, раскрывающее идею названия отряда, и демонстрирующее, какие дети в нем собрались).

Первый пик трудности - кризисный период, когда отношения в отряде становятся очень напряженными, приходится, как правило, на третий день после приезда. Смена обстановки, обилие новых знакомств, эмоциональная загруженность - все это способствует нарастанию конфликтной ситуации в детской среде. Потому его еще часто называют «пиком эмоциональной усталости» , Для выхода из данной ситуации мы предлагаем на третий или четвертый день использовать экспромтно – творческую форму работы. Суть такой формы работы состоит в том, что она является для участников экспромтом (безусловно, хорошо подготовленным вами - вожатыми) и, самое главное, здесь присутствует заранее запланированный успех. Провести мероприятия, которые снимают напряженность у детей, дают им ощущение успеха и заряд бодрости на ближайшие дни.

2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к вожатому и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам-лидерам.

На середину лагерной смены приходится второй пик трудности - «пик привыкания» (примерно 12-13 день). Привыкнув к определенному образу жизни, ребята начинают скучать, их мало что интересует. В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми. Для преодоления пика привыкания мы предлагаем (на 13 - 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник», «Праздник нечистой силы», «Зарница», встреча рассвета, поход с ночевкой и т.д. Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда («Украденный полдник»), либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».

3. Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к отъезду, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.

Чтобы не омрачать интересные события предотъездной суетой, необходимо сделать следующее:

  • сдать книги в библиотеку, спортивный инвентарь - физруку и хозяйственный инвентарь - завхозу,
  • собрать чемоданы,
  • собрать постельное белье,
  • провести генеральную уборку корпуса.

Учтите, что в течение смены дети теряют многие вещи и придется приложить некоторые усилия, чтобы найти весь инвентарь, полотенца и личные вещи. Стоит сначала провести операцию «Розыск», а потом «Аукцион потерянных вещей». Впрочем, суета все равно будет.

Заключительный период не всегда проходит гладко. Как правило, в последние дни дисциплина стремительно ухудшается. Применяемое в случае серьезного проступка наказание «отправка домой задолго до окончания смены», в заключительный период теряет свой смысл и дети, прекрасно это понимают, чувствуют свою безнаказанность. Кроме того, некоторые ребята, осознавая, что смена заканчивается, и скоро контроль над ними возьмут родители, стремятся осуществить план под названием «оторваться на всю катушку». Часто это выражается в организации детьми «Королевской ночи», убегании ночью из отряда, тайном принятии изрядной дозы алкоголя перед последней дискотекой.

Не стоит паниковать. Вожатым нужно просто мобилизовать свои внутренние ресурсы и усилить контроль над детьми, т.е. проводить с ними все возможное время и легализовать некоторые шалости (договориться, что в последнюю ночь никого не намажут пастой, зато «украсят» корпус гирляндами из одежды, а утром быстро все уберут).

На эти дни приходится третий пик трудности - «пик усталости» . С одной стороны, ребята устали жить в большом коллективе, соскучились по своим родным и хотят поскорее вернуться домой. С другой стороны, не хочется расставаться с яркой лагерной жизнью. Не улучшает настроения и предчувствие скорого расставания с друзьями. Но ведь грусть может быть светлой. В последние дни проведите отрядные «свечки», на которых вспомните все хорошее, что было в этой смене, и запланируйте следующие встречи.

Также успешно проходят встречи рассвета, отрядные и общелагерные костры со стихами и песнями, которые можно организовать в непривычном для ребят месте за территорией лагеря. Пусть в начале смены каждый ребенок напишет письмо со своими пожеланиями, а на последнем «огоньке» Вы зачитаете эти письма. Настройте ребят на лирический лад. И не забудьте обменяться с детьми адресами и телефонами, чтобы обязательно встретиться вновь!

Еще раз кратко рассмотрим основные этапы лагерной смены

Деятельность ребят и их вожатых в загородном центре проще планировать разбив её в 3 периода смены. Это оргпериод (организационный), основной и завершающий. Рассчитывая собственную работу, вожатому необходимо исходить из задач данных этапов, так как это несомненно поможет ему наиболее отчетливо установить, какие же формы деятельности подбирать в конкретном обстоятельстве.

Оргпериод

  1. Обеспечение ребятам ощущения безопасности, самодостаточности;
  2. Знакомство детей между собой, со взрослыми и с критериями проживания;
  3. Принятие в коллективе ровесниками и взрослым;
  4. Установление статуса в коллективе;
  5. Развитие искусства обнаруживать цель между удовлетворением личных надобностей и реализацией общественных увлечений;
  6. Создание чувства «Мы» (семья, вместе, особые), доверия между собой;
  7. Создание групповых норм, ценностей и обычаев.

Представляемые формы работы:

  1. Экскурсия по лагерю;
  2. Различные игры на знакомство;
  3. Конфигурации работы с группами неустойчивого состава;
  4. Отбор названия и остальных характерных особенностей отряда;
  5. Установка традиций в отряде.

Основной

  1. Прогнозирование ситуации успеха;
  2. Обеспечение свободы выбора;
  3. Организация позитивного психологического настроения;
  4. Организация критерий для инициативности ребенка;
  5. Поддержание позитивного психологического настроения;
  6. Поддержка групповых норм.

Представляемые формы работы:

  1. Разнообразие предлагаемых форм деятельности с разнообразным составом участников;
  2. Общее планирование, исполнение дел;
  3. Организация полноправного диалога с детками;
  4. Совместная дискуссия появляющихся проблем.

Завершающий

  1. Формирование подведения результатов смены;
  2. Укрепление обретенных знаний и умений (общаться, помогать и т. д.);
  3. Осуществление перечисленных выше знаний и умений;
  4. Учреждение личной рефлексии;
  5. Учреждение групповой рефлексии.

Представляемые формы работы:

  1. Выставки творческих работ;
  2. Формы подведения результатов смены: забор, награда, вечерний разговор;
  3. Гала-концерты, фестивали (награда по разным творческим номинациям).

Лето - прекрасная пора не только набраться сил перед новым учебным годом, подышать свежим воздухом и вдоволь набегаться, но и возможность отдохнуть... друг от друга. И родителям, и детям. Да-да! Отдых друг от друга необходим время от времени всем.


Один из способов совместить отдых детей с отдыхом родителей от детей - отправить ребенка в детский лагерь. Однако, не для всех детей отдых от родителей в радость. И не только потому, что некоторые дети, словно ниточкой, привязаны к маме или папе, а еще и потому, что не каждый ребенок способен легко переключиться на жизнь в незнакомом месте с чужими людьми. Даже если он прекрасно понимает, что отдых в летнем загородном лагере ему полезен во всех отношениях. Да и некоторые родители излишне тревожатся о том, как там чадо без него. Как же сделать так, чтобы и дети, и родители все-таки отдыхали, а не предавались страхам, переживаниям и тоске друг по другу?

От чего зависит легкость адаптации

Но вот путевка куплена, чемоданы собраны, в назначенный день и час ребенок сдан вожатым и посажен в автобус… Ваше чадо отправилось в лагерь, казалось бы, можно вздохнуть спокойно и насладиться неделями отдыха, но душа не на месте, а в голову так и лезут вопросы: «Как он там?», «Все ли в порядке?»

Родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в лагерь, начинают так переживать, что даже срываются, едут в лагерь и забирают свое чадо домой.

Екатерина, детский психолог, советует: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование лагерной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет уезжать домой».

Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Вожатая Мария делится наблюдениями: «Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере».

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Владимир, папа восьмилетней Юли и тринадцатилетнего Вадима делится опытом: «Пытаясь пробудить в своих детях интерес к лагерю я в юмористической форме рассказал им о своем лагерном прошлом, а потом достал красочные проспекты и предложил вместе выбрать лагерь, в который они поедут».

Перед поездкой родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора - это вожатые.

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в лагерную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сдруживаться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Если ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в лагерь вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

Как выбрать лагерь

Чтобы ребенку было легче адаптироваться в лагере, выбирая летний лагерь для него, обратите внимание на наличие «классических» преимуществ этого вида отдыха для детей:

1. Выберите лагерь для своего ребенка, в котором присутствует тематика соответствующая интересам ребенка. Это может быть детский лагерь, в котором есть собственная конюшня, детский лагерь может иметь музыкальную или спортивную направленность. Такой отдых будет полезен и очень интересен ребенку.

2. Выбирайте детский лагерь, который расширит кругозор вашего ребенка. Особенно интересным и познавательным получится отдых в детском лагере, находящемся в непривычных для ребенка условиях окружающей среды. Например, если ребенок из города отправляется к морю или горам - такая перемена обстановки подарит ему массу новых позитивных впечатлений.

3. Не забывайте, что детский лагерь - это отличная школа самостоятельности для вашего ребенка. Именно в таких условиях формируется способность принимать самостоятельные решения руководствуясь собственным мнением - это необходимый этап развития ребенка для созревания полноценной личности.

4. Так же детский лагерь отличный «тренажер» социальных взаимоотношений ребенка и сверстников. Необходимость поддерживать контакты с новыми друзьями вдали от дома так же положительно влияет на социальное развитие ребенка. Так повышается его коммуникабельность и совершенствуется умение общаться с людьми.

Как помочь ребенку адаптироваться в лагере

Адаптация - естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому, сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых.

Ни в коем случае не обещайте забрать ребенка из лагеря, если не готовы сделать это. Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.

Ребенка, который за первые дни стал предметом для насмешек и побоев, следует немедленно забрать домой. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно может потребоваться помощь, ему могут не поверить.

Психолог Дарья предупреждает: «Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь».

Особо стоит остановиться на тех случаях, когда из года в год повторяется одна и та же история: ребенок просится в лагерь, с нетерпением ожидает поездки, а потом начинает проситься домой, даже когда едет вместе с другом в знакомый лагерь, и попадает в отряд к вожатым, знакомым по предыдущим заездам.

Детский психолог Екатерина советует как пресечь подобные манипуляции: «Четко и доходчиво объясните ребенку, что если ему не нравится лагерная жизнь, то пусть он больше не едет туда. Если ребенок упорствует и продолжает рваться в лагерь, оговорите, что если он опять начнет жаловаться и будет в течение всей смены проситься домой, то его поездки в лагерь закончатся. Учтите, что обещание придется сдержать. Ребенок должен учиться не манипулировать родителями, а расставлять приоритеты и выбирать».

Прекратить просьбы забрать ребенка домой можно различными способами: разговорами, угрозами или мотивацией. Последний путь срабатывает почти со всеми детьми. Пообещайте ребенку, что по окончании смены купите ему новую игрушку, сводите его в кинотеатр или зоопарк. Важно предлагать ребенку нечто желанное, не то, что ему нужно, а то, что хочется. Обещание придется сдержать даже в том случае, если ребенку понравится в лагере и остаток смены он проведет с удовольствием.

Даже тем родителям, чьи дети не жалуются на лагерную жизнь и не просятся домой, не помешают несколько советов на тему: «Как сделать так, чтобы ребенок полноценно отдохнул и повзрослел»:

1. Не звоните ему слишком часто в первые дни. Если мамы и бабушки не могут с справиться с волнением, то пусть «связь держат» папы и дедушки.

2. Используйте другие, менее «тревожные», каналы общения: почту, онлайн-трансляцию, разговор с вожатым.

3. Утро вечера мудренее. Как правило, большинство «нестыковок» рассасываются сами в течение дня. Пусть ребенок самостоятельно справится с посильными трудностями и получит благодаря этому новый полезный жизненный опыт.

4. Жизнь в детском лагере – это хороший шанс побыть другим: попробовать то, что в семье, школе, во дворе не получалось. Иными словами, не напоминайте вашему ребенку о старых ошибках, а задавайте вопросы о новых впечатлениях.

5. Доверяйте вожатым детского лагеря в управлении детской группой: у них накоплен большой опыт. Они знают, как помочь вашему ребенку в затруднительной ситуации.

Когда лагерь противопоказан ребенку

Иногда жалобы ребенка на те или иные обстоятельства жизни в лагере вполне обоснованы. Есть несколько причин, по которым ребенку не стоит ехать в лагерь вообще, а если он туда поехал, то лучше его забрать домой.

От поездки в детский лагерь лучше отказаться в случаях:

Если ребенок еще дошкольного возраста (до 8 лет). В таком возрасте дети переживают разлуку с семьей особенно сильно, поэтому длительное отлучение от дома, пусть даже с целью организации полноценного отдыха ребенка, не желательно. Именно поэтому не рекомендуется отправлять в лагерь детей младше 7-8 лет.

Ребенка стоит немедленно забрать из лагеря домой, если:

1. период адаптации затянулся более чем на две недели;
2. ребенок постоянно ощущает дискомфорт от смены обстановки;
3. у ребенка не складываются отношения в коллективе или с вожатыми.

Другие сложности лагерной жизни

Психолог Олеся Покусаева обращает внимание на еще несколько моментов сложной лагерной жизни. «Если в школьном летнем лагере ребенок все-таки находится под постоянным контролем родителей, то когда он едет в спортивный или оздоровительный лагерь, тот тут не понятно, чего ожидать. Известны случаи, когда из престижных дорогих лагерей дети сбегали или просили родителей забрать их досрочно.

Происходит это по разным причинам. Прежде всего, это зависит от особенностей самого ребенка. Если до этого он жил в тепличных домашних условиях и свои вещи доставал чистыми и поглаженными из шкафа, то ему может прийтись не по нраву лагерная жизнь. Здесь ведь надо и погладить самому, и постирать нательные вещички (вещи в дороге обязательно помнутся, а чистого белья на весь срок не наберешь).

Очень важно заранее предупредить ребенка, с чем он может столкнуться и какими способами он сможет решить ту или иную проблему. Подчеркну, сначала он должен попробовать сам решить и только потом обращаться за помощью к вожатым или родителям. То, что мобильная связь сейчас доступна - это здорово. Но многие современные дети настолько привыкли по любому пустяку звонить родителям, что нередки звонки от девочек к мамам с вопросом, какое платье надеть на дискотеку.

Отправляя ребенка, необходимо сказать ему, сколько денег перечислено на его мобильный счет, сколько стоят входящий и исходящий звонок, как часто он должен выходить на связь.

Самой большой проблемой представляется адаптация к новому коллективу. Поэтому еще до отъезда своего чада в лагерь поговорите с ним, что может стать причиной конфликта с коллективом. Одной из причин может стать то, что ребенок чем-то выделяется среди других детей (ходит в очках, рыжеволосый, толстый, высокий и прочее); проговорите его возможные реакции и действия.

Другой причиной может быть несогласие с общими коллективными нормами и правилами. К примеру, девочка не может примириться с тем, что все ее соседки по комнате курят, ругаются матом и убегают ночами болтать с мальчишками. Ведь не секрет, что дети в лагерях ведут более свободный образ жизни, чем под присмотром родителей. Представьте, звонит девочка домой и говорит: «Мне здесь плохо, со мной не хотят общаться, заберите меня». Вначале разберитесь, что стоит за этими общими фразами, а не говорите: «Пройдет пара дней, и ты привыкнешь».

Кто из нормальных родителей захочет, чтобы дочь, приехав из лагеря, «привыкла курить и ругаться матом»? А ведь курение - это не самая большая проблема, нередки пробы алкоголя, наркотиков и ранних сексуальных контактов. Только здесь речь не о том, что плохо работали вожатые и воспитатели. Они же не могут 24 часа подряд держать за руку каждого из детей. Тут уже идет речь о том, что вы сами заложили в свое дитя. Ведь какая-то девочка начнет курить, какая-то пожалуется вожатому и попросит перевести ее в другую комнату, какая-то уедет домой, а найдется одна, непохожая совсем на других, и начнет борьбу с курением среди подростков и своей силой, энергией «заразит» других ребят.

Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании это не страшно! И тогда их можно не только отпустить со спокойным сердцем в летний лагерь, но и во взрослую жизнь».