Воздух и его свойства старшая группа. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Свойства воздуха. Вывод: Воздух переносит запахи

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

    Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

    Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

    Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

ОО «Речевое развитие»

    Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

    Активизировать речевую деятельность.

    Закреплять и расширять словарный запас детей.

    Воспитывать культуру общения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

    Словесные: вопросы, художественное слово.

    Наглядные: иллюстрации.

    Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух», кляксография.

Словарная работа: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашют, кляксография.

Оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой.

Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

Меня зовут Ларина Сергеевна.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней. (Из коробки вылетает воздушный шар с запиской) Посмотрите какой красивый шарик, а у него письмо. Я его сейчас прочту.

«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник сдул моих друзей. И его злые чары можно победить только, отправившись в нашу страну на волшебном парашюте и разгадать секрет воздуха».

Воспитатель: Друзья мои, давайте поможем нашим шарикам вновь наполниться воздухом.

Игра с воздухом «Парашют».

Воспитатель: (из коробки достается кусок ткани) Посмотрите, какой он легкий, воздушный, воздуху послушный. Давайте встанем все в круг, возьмемся за края и отправимся в путь.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Ребята, что нам помогло надуть наш парашют?
Воспитатель: Смотрите, как парашют наполняется воздухом. (слайд с парашютом). Это и помогает парашютистам медленно и плавно приземляться и не ударяться о землю. И еще раз надуем наш парашют. (опускаем на пол).

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в волшебную страну.

Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?

Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит зал).
Воспитатель: А я предлагаю поймать его с помощью пакетов (подходим к столу, где лежат пакеты. Дети берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель: Что произошло с пакетами?

Воспитатель: Что в них находится?

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

Воспитатель: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.

Воспитатель: Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («перечеркнутое цветное пятно и перечеркнутый глаз»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы отгадали первый секрет и один из шариков наполнился воздухом. (Из-за двери вылетает один шарик, Воспитатель прикрепляет карточку и шарик к коробке).

А сейчас я предлагаю присесть на стульчики.

Воспитатель: Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем? Значит, для чего нужен воздух?

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Молодцы, вы много знаете. А сейчас давайте поиграем. Я вам раздаю карточки. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы) Посмотрите на них внимательно. Перед вами два мольберта. На одном изображен воздух, на втором его нет. А сейчас я вас хочу попросить прикрепить ваши картинки по очереди на один из мольбертов и объяснить свой выбор.

Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву, цветку, кошке, белке, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому». Вот и второй шарик «ожил».

Воспитатель: Скажите мне, как мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас?

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? Помашите ладошками на себя? Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха? Ветер – это и есть движение воздуха.

Воспитатель: Отметим с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

Воспитатель: Мы разгадали еще один секрет и еще один шарик наполнился воздухом.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем с ветерком.
Физкультминутка (под муз. (минус) «У меня, у тебя»)

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Опыт «Воздух в человеке»

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте присядем за столы (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой, сделайте носиком вдох и подуйте в нее. Что происходит?
Воспитатель: Почему появились пузырьки?

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем носом новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали, что в человеке есть воздух. («изображение человека»)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Этот способ называется кляксография. Для того, чтобы нарисовать наши кляксы нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Какие замечательные кляксы у нас получились. А теперь давайте вспомним какой секрет мы с вами разгадали? Поместим нашу карточку к остальным.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши шарики все наполнились воздухом. Давайте с помощью наших карточек-подсказок расскажем им про секреты воздуха, которые мы с вами узнали. (Обобщение знаний по карточкам)
Воспитатель: В благодарность за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарки. (Из коробки воспитатель достает мыльные пузыри) . Что это? При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри.

Вот и настало время возвращаться нам обратно. Давайте встанем с вами в круг и надуем наш парашют.

Итог НОД:

Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, помогли шарикам. А теперь каждый из вас возьмет свою баночку с собой на прогулку и понаблюдает, как играет с мыльными пузырями ветерок. До свидания, ребята.

Конспект НОД в старшей группе "Свойства воздуха".

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей

Организационный момент:

Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?

Красный и синий

А как называются эти шарики?

Воздушные

А вы знаете, почему они так называются?

Потому что внутри шарика есть воздух

А откуда воздух появился в шариках?

Он там появился, когда шарик надували.

Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

Выходят пузырьки.

Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

Нет (ответы)

Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

Колебание

Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)

Скажите, а у воздуха есть запах?

Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

Пахнет апельсином.

Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

Это корка

Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Подведение итогов:

Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.

НОД в старшей группе

Тема «Свойства воздуха»

Цель: формирование представлений детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.

Задачи: развивать познавательную активность

развивать плавный длительный выдох

развивать тактильные ощущения

развивать слуховое внимание

развивать связную речь

развивать навыки взаимодействия детей с друг с другом

Оборудование: воздушные шарики, атласные ленточки, цветные и белые листы бумаги, резиновые игрушки

Ход

1.Коммуникативная игра «Солнечные лучики»

Логопед: Ребята, давайте с вами познакомимся. Назовите своего соседа справа ласково и протяните руки вперед.

Наши руки – это солнечные лучики, чувствуете, как стало тепло?

Логопед: Ребята, скажите, кто такие ученые? (люди, которые много изучают, делают опыты, открытия).

Хотите быть сегодня маленькими учеными?

Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Опыт с воздушными шариками

Посмотрите, сколько много воздушных шариков в лаборатории, давайте их соберем.

Интересно, а какое настроение у ваших шариков?

Какой формы шарики?

А что же случилось с моим шариком, почему он такой маленький?

(сдулся, плохо надули).

Что же сделать, чтобы шарик вновь стал круглым?

(надуть посильнее)

Хорошо, попробую!

И, правда, получилось! Вот какой красивый шарик и настроение у него стало веселым.

Ребята, а что у шариков внутри, посмотрим? Видите, что-нибудь?

(ничего не вижу, ничего).

Развяжем шарики, что случилось?

(они сдулись)

Почему сдулись шарики?

Из шариков вышел воздух.

Вы заметили, какого цвета воздух?

Почему мы не видим воздух?

(у воздуха нет цвета, он бесцветный)

Еще про воздух говорят, что он невидимка.

Почему так говорят?

(потому что мы его не видим, он невидимый).

Ребята, а где нас окружает воздух?

(на улице, в группе, дома)

Опыт с атласными ленточками

Внутри нас есть воздух? Хотите проверить? Возьмите атласную ленточку. Подуйте на нее.

Что происходит с ленточкой?

(колышется, шевелится, двигается)

Что помогает ленточке двигаться? (ветер, воздух)

А почему твоя ленточка зашевелилась? От чего стала двигаться твоя ленточка? Что стало происходить с твоей ленточкой, когда ты на нее подул?

Как же воздух внутри нас оказался?

(мы вдохнули носом)

Давайте надуем животики, как шарики. Положите руки на живот. Вдох – шарик надули,

Выдох – шарик сдулся.

Ребята, а почувствовать воздух можно?

(садятся на ковер)

Опыт с веером

Как вы думаете, для чего нам нужна цветная бумага?

Я предлагаю сделать веера.

Помашите веером тихо. Что чувствуете? (ветерок)

А сейчас помашите посильнее. Что чувствуете? (ветер)

Что же такое ветер?

Ветер – это движение воздуха.

А сейчас закроем глаза и посидим в тишине, послушаем звуки.

Ребята, что вы услышали?

Да, ребята, вы услышали разные звуки. А воздух можно услышать?

Хотите услышать нашего невидимку?

Подойдите к столу. Возьмите игрушку, из чего они сделаны?

(из резины).

Значит игрушки какие?

(резиновые).

Попробуйте надавить на игрушку. Что-то слышите?

(шум, писк)

Почему раздается шум? Почему игрушки запищали?

Воздух выходит через дырочки и раздается шум.

Ребята, хотите заставить звучать эти листочки?

Из чего эти листочки?

(из бумаги)

Значит они какие?

(бумажные)

Приложите край листочка бумаги к губам и подуйте. Что происходит с листочком?

(листочек дрожит)

Слышится звук.

Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем?

(дышать)

Без воздуха можно долго продержаться?

Игра «Ныряльщики»

Предлагаю поиграть в игру «Ныряльщики»

Вдох, присели и не дышим, нырнули.

Кому воздуха не хватает, встает и выныривает.

Легко было без воздуха?

(трудно, тяжело)

Без воздуха можем долго находиться?

Да, ребята, воздух нам очень нужен. Без него нет жизни на земле.

Сегодня в нашей лаборатории вы провели много опытов с воздухом, много о нем узнали.

(расскажем)

Я предлагаю написать письмо вашим мамам и папам обо всех открытиях, согласны?

С чего начинается письмо?

«Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня мы были учеными. Мы узнали, что воздух бесцветный, его называют невидимка. Воздух окружает нас и даже находится внутри нас. Воздух можно почувствовать, он движет предметы. А еще воздух можно услышать. Без воздуха нет жизни на земле»

Ребята, куда поместим письмо?

(в раздевалку)

Хорошо, когда мамы и папы придут, они смогут прочитать наше письмо.

НОД в старшей группе по экологии - «Воздух».

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

В:загадывает загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (воздух)

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент 1 «Как поймать воздух? »

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент 3 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

Эксперимент 5 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?(ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята!

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

3. Развивать умение воспроизводить целостный образ предмета, коммуникативные навыки.

4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми на всех этапах занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование: стаканы с водой, трубочки, свисток, полиэтиленовые пакеты, (по количеству детей),коробочки от киндер сюрприза, духи, эфирное масло,чеснок,веера, изюм, газированная вода.

Активизация словаря: лаборатория, кислород, углекислый газ, колебания, исследование, опыты.

Ход занятия:

1 часть: Подготовительная (Организационный момент)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Пожмите руку. Обнимитесь.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие спешит сказочный гость. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать, кто же это?

Он весёлый, заводной,

И пропеллер за спиной.

Поднимает настроенье,

Любит сладкое варенье.

Малышей всегда смешит, Кто же это? Подскажи! (Карлсон)

(Вносится игрушка- Карлсон с воздушными шарами) Воспитатель: А вот и он!

Как же он попал к нам в группу? (ответы детей ) Правильно по воздуху. Посмотрите, что у Карлсона в руках?(шарики). А что внутри шариков?(ответы детей) Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Давайте посадим Карлсона на стул, пусть он отдохнёт .

Воспитатель: Как вы думаете, зачем нам нужен воздух? (Чтобы дышать).

Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Ребята, а кто изучает воздух? (ученые)

А где работают ученые? (в лаборатории)

А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию? (ответы детей) Тогда проходим к рабочим столам.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1 . На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2 . Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4 . Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

(Все подходят к столам для исследований)

2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?(ответы детей ) Давайте, проверим, правда, это или нет и проведём небольшие опыты.

Опыт 1: «Волшебные пузырьки» Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

Выходят пузырьки. -Как они там оказались? В стакане же только вода была (Ответы детей)

Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Воздух есть внутри нас.

Опыт 2. « Ветерок»

Ребята, мы видим воздух или нет? Но его можно легко обнаруж ить, если создать его движение. Для этого у нас есть веера,помашите ими на себя. Что мы чувствуем?

- Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

Можно подуть себе на руку. Вывод: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей, как легкий ветерок.

Опыт 3: «Что в мешочке?»

Возьмите полиэтиленовый мешочек. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

Теперь мы наберем в мешочек воздух и закрутим его. Что произошло с мешочком? (Ответы) Мешочек полон воздуха.

Воздух занял все место в мешке и принял его форму. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (Ответы)

Теперь мы с вами убедились, чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Вывод: Воздух принимает форму чего то.

Физминутка

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Подыши другой ноздрей

И к тебе придет покой.

Опыт 4: «Что звучит?»

А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? (Ответы)

На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется.

Посмотрите, у меня есть свисток, через него можно пустить быструю струю воздуха ?(ответы)Производится звук из свистка.

Благодаря свистку мы смогли услышать воздух?У вас на столах воздушные шарики, надуйте немного каждый. А теперь попробуйте выпустить из них воздух. Что вы слышите?

Вывод: Воздух можно услышать.

Опыт 5: Игра « Узнай по запаху» Зажмите нос. Я пронесу мимо вас коробочку, в которой находится какое- то вещество, а вы попробуйте узнать по запаху,что находится в ней. Удалось?(нет, нос был закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

Вывод: Воздух не имеет запаха. Он его переносит.

Опыт 6: « Заколдованный шарик» (проводит воспитатель)

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду. Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх. Вывод: Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Опыт7: «Дрессированные изюминки »

У каждого из вас в стакане газированная вода. Положите в него несколько изюминок – пусть это будут «рыбки», они упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки, плывите !»(И на глазах изумлённых детейизюминки начнут всплывать) .Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет. Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха (они напоминают маленькие воздушные шары ) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

3 часть: Заключительная (итоговая)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, хорошо работали.

Давайте вспомним и скажем, какие свойства воздуха мы определили.

1. Воздух внутри нас.

2. Воздух невидим.

3. Воздух принимает форму чего то.

4. Воздух мы слышим.

5. Воздух не имеет запаха.

6. Воздух расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

7.Воздух легче воды.

Воспитатель:

Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.

Потом на радость детворы

Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».

Воспитатель: Спасибо всем за занятие! С вами было очень приятно и интересно общаться. За это Карлсон вам дарит воздушные шарики, с которыми можно играть.