Повышенная утомляемость у ребенка. Повышенная утомляемость у ребенка, что делать? Недостаток питания и сна

Когда заболевает взрослый, это неприятно, а иногда и опасно, но проблемы со здоровьем у ребенка доставляют вдвое больше тревог. Если любимое чадо страдает, то каждый родитель постарается сделать все для его скорейшего излечения. К сожалению, в педиатрической практике существует масса патологии с различными симптомами. И одним из частых признаков, свидетельствующих о неполадках в организме, становится слабость у ребенка. Почему она возникает, чем сопровождается и как можно в этом помочь – вот главные вопросы, на которые ищут ответа встревоженные родители.

Ощущение усталости, когда практически не хватает сил заниматься привычными делами, скорее всего, знакомо многим. Но его происхождение зачастую кардинально отличается в зависимости от ситуации. Причины могут быть как достаточно банальными, так и очень серьезными. Первую группу составляют состояния, имеющие вполне физиологичное объяснение. К ним можно отнести:

  • Физическое или умственное переутомление.
  • Изменение режима дня.
  • Нерациональное питание.
  • Гормональные сдвиги.
  • Беременность.

Ни для кого не секрет, что мышечная слабость – признак обычного утомления после интенсивной физической нагрузки. Дети могут с этим столкнуться, когда их уровень активности превысит конституциональные возможности, например, при занятиях в спортивных секциях или после самостоятельных тренировок, особенно у начинающих. Да и обычная игра во дворе со сверстниками или напряженная школьная программа зачастую сопровождается подобным симптомом.

Если ребенок поздно лег спать, то на следующее утро он наверняка почувствует себя уставшим и не отдохнувшим. Просто его организм еще не успел восстановиться. Слишком длительный сон также не назовешь полезным, поскольку после него у многих есть ощущение разбитости. Нарушение биоритмов возникает и при перелетах в другие климатические пояса.

В период роста идет усиленный расход энергетических субстратов, а при недоедании их становится меньше, что также провоцирует рассматриваемое явление. А период полового созревания к тому же сопровождается и гормональными сдвигами, так что ребенка могут преследовать утренняя сонливость и рассеянность в школе. Выраженная перестройка организма наблюдается и у девушек в период беременности, ведь в настоящее время фертильный возраст уже начинается с 14 лет. Тогда усталость связана в частности с удовлетворением потребностей растущего плода.

Однако помня о физиологических изменениях, следует обязательно исключать опасные состояния, являющиеся патологией. А таких, увы, немало. Среди них стоит упомянуть о таких:

  • Инфекционные заболевания.
  • Патология крови (анемии, лейкозы).
  • Болезни щитовидной железы.
  • Нейроциркуляторная дистония.
  • Электролитные расстройства (гипокалиемия, гиперкальциемия).
  • Миастения.
  • Нарколепсия.
  • Депрессия.

Таким образом, источник утомляемости находится в воспалительных, обменно-метаболических, нервно-психических или других нарушениях. Нельзя исключать и последствия приема определенных лекарственных средств (например, седативных, транквилизаторов и противоаллергических). Каждый случай требует тщательной дифференциальной диагностики, но проводится она лишь квалифицированным специалистом. Поэтому если родители заметили, что ребенок вдруг стал вялым и не таким активным, как раньше, то необходимо обязательно обратиться за медицинской помощью для выяснения причины подобного состояния.

Причинами усталости и снижения физической активности у малыша могут стать как физиологические, так и патологические изменения в организме.

Симптомы

Заметив какие-то проблемы со здоровьем у ребенка, важно пройти комплексное обследование. А начинается оно с выяснения симптомов. Врач проведет опрос, во время которого станут ясны жалобы, в том числе и родительские. Далее выполняется физикальное обследование с целью определить объективные клинические признаки патологии. Утомляемость всеми ощущается одинаково. Этот признак описывается следующими категориями:

  • Слабость.
  • Усталость.
  • Разбитость.
  • Сонливость.
  • Недомогание.

А согласно медицинской терминологии, он называется астенией. Родители замечают, что у ребенка снижается настроение, он становится менее активен в физическом или умственном плане. У него могут появиться проблемы с обучением, невнимательность и рассеянность. Все это требует дополнительного обследования и дифференциальной диагностики.

Инфекционные заболевания

Когда появляется температура и слабость, следует думать о каком-то воспалительном заболевании. Чаще всего оно имеет инфекционное происхождение. Широкой распространенностью обладает респираторная вирусная патология. Для ОРВИ и гриппа характерен интоксикационный синдром, который как раз и проявляется общими нарушениями:

  • Лихорадкой.
  • Повышенной утомляемостью.
  • Ломотой в теле (костях, мышцах, суставах).
  • Головными болями.
  • Снижением аппетита.
  • Упадком настроения.

Но основным критерием заболевания в этом случае становится повышенная температура. К тому же респираторная патология не обходится без катаральных симптомов – кашля, насморка и болей в горле – и увеличения регионарных лимфоузлов. Подобные проявления характерны и для «детских» инфекций, к которым относят корь, скарлатину, краснуху. Интоксикация также наблюдается при бактериальных заболеваниях (ангина, пневмония, дизентерия, сальмонеллез, туберкулез), а астенический синдром характерен в том числе и для периода выздоровления. На самом деле список инфекционных болезней очень широк, но у каждого из них есть какие-то специфические проявления, помогающие в диагностике.

Патология крови

Если инфекционный агент вызывает реакцию организма в виде лихорадки, то болезни крови сопровождаются утомляемостью иного происхождения. Ее механизм заключается в нарушении количества форменных элементов – эритроцитов и лейкоцитов. В первом случае наблюдается нехватка главных переносчиков кислорода, что ведет к тканевой гипоксии. Кроме общей усталости, это сопровождается следующими признаками:

  • Бледностью и сухостью кожи.
  • Учащением пульса.
  • Одышкой.
  • Изменением вкуса.
  • Ломкостью волос и ногтей.

Если речь идет о лейкозах, то происхождение слабости описывается многими факторами: сопутствующей анемизацией, обменными нарушениями, присоединением инфекций, снижением массы тела, влиянием химиотерапии. При этом увеличиваются многие лимфоузлы, снижается иммунитет, незрелые кровяные клетки могут откладываться в коже (лейкемиды).

Заболевания системы кроветворения представляют собой опасную патологию, которая может развиваться в детском и подростковом возрасте.

Болезни щитовидной железы

Мышечная слабость появляется и у пациентов с дисфункцией щитовидной железы. Этот симптом характерен как для тиреотоксикоза, так и для гипотиреоза. При первом состоянии происходит усиленный катаболизм (распад) молекул в мышечной ткани, что сопровождается исхуданием и атрофическими процессами. Ребенку трудно ходить, подниматься по ступенькам, вставать из положения сидя. Поражаются преимущественно верхние отделы конечностей, что называется тиреотоксической миопатией.

Гипотиреоз протекает на фоне сниженного содержания гормонов щитовидной железы в крови. Эта ситуация противоположна описанной: основной обмен замедляется, а мышцы испытывают энергетическое голодание. Помимо утомляемости, пациенты жалуются на сонливость, снижение настроения, ухудшение памяти и внимания. Дети хуже занимаются в школе, утрачивают привычную активность, у них повышается вес тела. Наблюдаются и другие симптомы гипотиреоза:

  • Снижение давления.
  • Брадикардия (замедление пульса).
  • Отечность тканей (микседема).
  • Зябкость конечностей.
  • Запоры и метеоризм.

Таким образом, заболевания щитовидной железы отличаются изменением уровня гормонов, что приводит к расстройствам энергетического обмена и нарушению многих функций организма.

Нейроциркуляторная дистония

При вегетососудистой дисфункции быстрая утомляемость развивается из-за нервных и циркуляторных расстройств. Это заболевание имеет функциональную природу и может быть связано с психоэмоциональными стрессами. Среди основных симптомов, помимо слабости, можно отметить следующие:

  • Учащение сердцебиения.
  • Колющие боли в прекардиальной зоне.
  • Снижение или повышение давления.
  • Повышенная потливость.
  • Зябкость конечностей.
  • Головные боли.
  • Головокружение.
  • Ощущение нехватки воздуха.
  • Чувство тревоги.
  • Бессонница или сонливость.

Как видим, клиника нейроциркуляторной дистонии достаточно полиморфна и неспецифична. Нарушение функциональных взаимоотношений в определенных центрах головного мозга ведет к расстройствам в работе многих систем. Но под ними нет органического (структурно-морфологического) основания.

Вегетососудистая (нейроциркуляторная) дистония – широко распространенное функциональное заболевание, в клинической картине которого не обходится без астенического синдрома.

Электролитные расстройства

Происхождение мышечной слабости тесно связано с балансом внутриклеточных ионов, в частности калия и кальция. Именно снижение первого и повышение второго приводит к появлению усталости. Чаще всего это наблюдается со стороны нижних конечностей, а дополнительными признаками становятся:

  • Онемение и покалывание кожи (парестезии).
  • Сердечные аритмии.
  • Снижение аппетита, тошнота и рвота.
  • Раздражительность, заторможенность, апатия.
  • Жажда и полиурия (увеличение выделения мочи).

Из-за длительной гиперкальциемии наблюдается отложение солей в почках, что в дальнейшем приводит к диатезу и мочекаменной болезни. Тяжелый дефицит калия может привести к параличу мышц, включая межреберные и диафрагму, в результате чего нарушается дыхание.

Миастения

Если возникает мышечная слабость без температуры, а другие заболевания исключены, то врач может подумать о миастении. Это патология, имеющая, как правило, аутоиммунное или врожденное происхождение. Нервно-мышечные расстройства все чаще выявляются у детей дошкольного возраста. К характерным признакам миастении можно отнести:

  • Глазодвигательные расстройства: опущение век (птоз), двоение.
  • Слабость в проксимальных (верхних) отделах конечностей.
  • Бульбарные нарушения (поперхивание пищей, гнусавость голоса).

Утомляемость усиливается при физической нагрузке. Характерными будут трудности при вставании со стула, ходьбе вверх по лестнице, поднятии рук. Но после отдыха они проходят. Со временем нарушения становятся более выраженными.

Нарколепсия

Довольно редким заболеванием считается нарколепсия, которая характеризуется приступами непреодолимой сонливости в дневное время. Ее источник до конца не определен, предполагается роль дефицита некоторых биогенных пептидов в головном мозге. Характерными симптомами болезни выступают следующие:

  • Внезапные приступы засыпания.
  • Резкая потеря мышечного тонуса при сохраненном сознании (каталепсия).
  • Кратковременный паралич после пробуждения (невозможность двигаться).
  • Галлюцинации при засыпании и пробуждении (гипнагогические и гипнапомпические).

Указанное состояние приносит массу неудобств пациентам и может создавать реальную опасность (например, при работе с движущимися механизмами и вождении автотранспорта).

Депрессия

Астенический синдром очень характерен для депрессии. Это психоэмоциональное расстройство, которое характерно и для детского возраста. Его признаками считаются:

  • Проблемы с аппетитом.
  • Бессонница или постоянная сонливость.
  • Раздражительность или гнев.
  • Частые перепады настроения.
  • Чувство собственной никчемности и безнадежности.
  • Отсутствие желания общаться со сверстниками.
  • Мысли о самоубийстве.

Эквивалентами депрессивного состояния также выступают энурез (ночное недержание мочи), расстройства поведения. Частыми соматическими симптомами бывают головные или абдоминальные боли, кожный зуд, неопределенный дискомфорт в теле. Но депрессию необходимо отличать от обычной грусти и печали, имеющих вполне понятное объяснение (например, потеря близкого человека).

Необходимо понять, имеет астения физическое основание либо она связана с психоэмоциональными расстройствами, среди которых важное место занимает детская и подростковая депрессия.

Дополнительная диагностика

Учитывая довольно внушительный список причин астенического синдрома, выяснить, что именно привело к появлению усталости и сонливости, помогают дополнительные методы исследования. Необходимые диагностические мероприятия определяются предварительным заключением врача, сформированным на основании клинических данных, и могут включать:

  • Общие анализы крови и мочи.
  • Биохимию крови (показатели воспаления, иммунограмма с антителами к инфекциям, железо сыворотки, гормоны щитовидной железы, электролиты).
  • УЗИ щитовидной железы и внутренних органов.
  • Пункцию костного мозга.
  • Биопсию мышц.

Каждая ситуация требует тщательного изучения и сравнения со схожими состояниями. В процессе постановки диагноза зачастую требуется консультация смежных специалистов: инфекциониста, гематолога, эндокринолога, кардиолога, психоневролога. И только после получения всей необходимой информации можно сказать, почему появилась у ребенка слабость и что делать для ее устранения. Тактика лечения, безусловно, зависит от происхождения симптоматики и определяется только врачом. А задание родителей – во всем следовать рекомендациям специалиста.

Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения - сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама - дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно - и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего - либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму - нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают - этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом - мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама - «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет - оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах - можно сколько угодно и когда вздумалось... Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие - как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно - не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке - толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты - плохой мальчик, ты - злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными - в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой - придется мне тебя наказать...». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе - хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня - неправильное...
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей - маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы - раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора - хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом - ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение - всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки - не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать - что случится, если малыш поступит так-то и так-то...

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Большинство из нас забыло, как это быть ребенком. Родители смотрят на детей сверху вниз, не понимая, почему он зачастую плачет. Слезы – это абсолютно нормальная реакция на различные печальные или радостные события. Чрезмерная плаксивость – эмоциональное состояние, признак психического или физического ослабления. Если такое состояние родители периодически наблюдают у ребенка, нужно обратиться к доктору. Врач направит на обследование и по результатам .

Причины повышенной плаксивости

На самом деле причин повышенной плаксивости существует множество. Список самых распространенных причин:

  1. Новорожденные плачут из-за голода, хотят к маме на руки, из-за того, что хотят спать или дискомфорта.
  2. На 2-ом месяце жизни перед сном малыш плачет – это такая своеобразная эмоциональная разрядка, накопившаяся за день. С течением времени это пройдет.
  3. Громкие звуки или голоса.
  4. Падение и удар, а также при любой другой физиологической боли. В этом случае не надо чрезмерно жалеть ребенка, просто обнимите и скажите, что такое бывает, и он должен с этим справиться сам, поскольку сильный. Мужчины не плачут – это неправильная фраза. Многие психологи говорят, что это страшная ошибка мам и пап. Они понимают ее неправильно, ведь мужественность не измеряется слезами.
  5. Малыш посмотрел грустный мультфильм.
  6. Крайне часто дети плачут, поскольку хотят привлечь внимание взрослых. По всей видимости, им просто его не хватает. В таком случае не стоит ругать ребенка. Покажите, как любите его и тем самым Вы создадите базу для дружеских отношений в будущем, ведь родители – это лучшие друзья. Если такого не сделать, то ждите соответствующей реакции ребенка: истерики и непослушание.
  7. Страх перед незнакомыми взрослыми людьми. Здесь главную ошибку делают мамы и папы, поскольку пугают ребенка: «Вот, не будешь слушаться, отдам тебя дяде или тете». Дети, особенно когда они совсем маленькие, верят во все. Такими фразами вы лишь поселяете страх внутри ребенка. Если без конца запугивать его, то у него появятся комплексы.
  8. Медицинские причины. В таком случае незамедлительно нужно отвести ребенка к неврологу или эндокринологу. Если специалисты обнаружат патологию – необходимо лечиться.
  9. Смена обстановки или, проще говоря, детский сад или школа. Если со школой дела обстоят лучше, то с детским садом не так все проходит складно, особенно первый год. С таким состоянием встречается каждый родитель. В этой ситуации нужно завлечь ребенка, у него должен появиться интерес к тому, чем будет заниматься на протяжении дня в детском саду. Что же касается первого похода в школу, то это встречается намного реже, поскольку за огромное количество времени пребывания в саду, ребенок привыкает и быстрее адаптируется к новой обстановке.
  10. Ссоры в семье. В этой ситуации вина лежит на взрослых. Родители порой сами не замечают, что нанесли психологическую травму ребенку. Малейший конфликт или ссора родителей на глазах малыша может повлечь за собой такие последствия, как чрезмерная плаксивость.
  11. Индивидуальная особенность личности. Любой из нас обладает разной . Она может быть как сильной, так и слабой. Если у ребенка слабые нервы, то в будущем, неважно мужчина это или же женщина, он будет отличаться повышенной чувствительностью. У детей такое состояние выражается ярче, зачастую оно сопровождается нарушением сна.

  12. Кризис определенного года жизни. Как правило, он возникает в год, три года и семь лет. На такие капризы не следует обращать внимания, они пройдут сами по себе с течением времени.
  13. Манипуляция. Что это значит? Ребенок начинает капризничать, как только старшие что-либо запрещают.

Читайте также:

Увеличение паховых лимфоузлов, основные причины и способы лечения

Помимо этого, причинами чрезмерной плаксивости может быть депрессия или пережитое насилие. Проследите за ребенком, если у него возникли следующие признаки, обратись к доктору:

  • исчез интерес к жизни
  • возникли ночные кошмары
  • стал напряженным, возникли нервные тики и прочие тревожные признаки

Прежде всего, выявите причину такого состояния. Присмотритесь к поведению ребенка в разных ситуациях. Если он капризничает, как только Вы что-либо запретили, он тем самым пытается вами манипулировать, чтобы добиться своего несмотря ни на что. Такое поведение нельзя поощрять, иначе в будущем намного сложнее будет с ним совладать. Если плаксивость не проходит с течением времени, необходимо обратиться к доктору.

Лечение плаксивости у детей

Ваше чадо полностью избавится от плаксивости при смене обстановки окружающего мира. Придется отказаться от ряда вещей и убрать некоторые игрушки. Родителям следует запастись терпением, потому как этот процесс займет не один и не два дня. На это уйдет огромное количество времени, но тут главное, результат.

Отличным толчком для перемены настроения послужит возникновение ярких красок в жизни вашего чада. Начните с ремонта в комнате ребенка, создайте ему новый мир, который полон положительных эмоций.
Уберите из детской комнаты телевизор, ведь он негативно сказывается на ребенке, особенно если он смотрит его на ночь.

Периодически посещайте с вашим чадом парки аттракционов, музеи и театры, тем самым у ребенка зародится возможность расслабиться.

Совместно с чадом делайте зарядки по утрам, занимайтесь спортом. Детям нравится гордиться своими родителями.

А также необходимо как можно больше фруктов и овощей, а те продукты, которые не приносят пользу или наносят вред, исключить.

Лечение депрессии

Лечением такого состояния должен заниматься специалист: а именно, педиатр или психиатр. Только один из них, правильно оценив ситуацию, может назначить терапию препаратами.

Читайте также:

Простуда почек: симптомы назревающего заболевания

Как правило, для лечения такого состояния используют антидепрессанты:

  • Флуоксетин
  • Пароксетин и т.д.

Они обладают успокаивающим действием на организм. Медикаменты борются с навязчивыми мыслями и с паническими атаками . Эти препараты практически не вызывают побочных эффектов.

Депрессия у детей разной возрастной категории также лечится с помощью терапии когнитивно-поведенческого типа. Она объединяет в себе изменение мышления и коррекцию поведения. Эта терапия помогает чаду бороться с проблемами психологического характера и негативными эмоциями, вследствие чего ребенок легче приспосабливается в обществе.

Среди задач индивидуальной психотерапии – подготовка ребенка школьного возраста правильно выражать свои эмоции, рассказывать о страхах, травмах и преодолевать такие трудности.

Если в семье крайне часто возникают ссоры, проблемы с взаимопониманием, родители не могут найти общего языка с чадом, в таком поможет только психотерапия.

Неправильное поведение родителей

Основной ошибкой мам и пап является то, что родители порываются побороть чрезмерную плаксивость ребенка, требуя прекратить плакать, а порой и высмеивая такое состояние ребенка, особенно это касается мальчиков. Именно данное воспитание оборачивается тем, что чадо в дальнейшем становится неуверенным в себе и не воспринимает себя.

В будущем психика чада окрепнет, разовьется самоконтроль, и данное состояние будет возникать все меньше. Но очень полезно при общении с ним подчеркивать лучшие аспекты жизни, постепенно переводя с плохих мыслей, не позволяя ему оставаться с ними надолго.

Если это состояние у ребенка появилась внезапно, то причину ищите в наличии хронического стресса. Привыкание к детскому саду или школе, ссоры в семье, развод родителей, проблемы с другими детьми – все это ослабляет психику чада, делая эмоциональным.

Важно уловить точную причину чрезмерной плаксивости ребенка и справиться с ней совместно, а не бороться только со слезами.

Стоит помнить, что нередко такое состояние возникает в период возрастных кризисов (год, три года и семь лет). Как правило, с течением времени оно пройдет само по себе.

Конечно, все дети время от времени капризничают – кто-то чаще, кто-то реже. Но иногда родители замечают, что ребенок стал чересчур капризным и плаксивым, причем без какой бы то ни было ярко выраженной на то причины. Повышенная капризность у ребенка доставляет немало хлопот и отнимает множество сил у взрослых. Почему же ребенок стал плаксивым и как правильно воспитывать капризного ребенка, чтобы к нему не приклеилось клеймо «плаксы»?

Причины, почему ребенок стал очень капризным и плаксивым

Плаксивость детей для родителей является одним из наиболее сильных раздражителей. При этом слезы и крики малыша могут вызывать у взрослых самые разные эмоции от желания помочь до отчаяния и ярости.

Стоит сразу оговориться, что детская возбудимость в несколько раз сильнее по сравнению со взрослой. Это вполне нормальное явление, так как психика малыша еще не успела окончательно сформироваться. Повод, который является пустяковым для взрослого человека, может превратиться для ребенка в самую настоящую трагедию. Малыш слезами реагирует на все те моменты, которые связаны в его сознании с негативом. Плач для него представляет собой выражение эмоций, которые он пока что не умеет сдерживать. Однако родители могут быть уверены в том, что ребенок способен очень быстро переключаться с плохого на хорошее и забывать, что он буквально минуту назад из-за чего-то расстраивался.

Родителям нужно как можно спокойнее относиться к слезам своего отпрыска. Чем младше ребенок, тем чаще он будет выражать свои проблемы именно при помощи слез. Если же ребенок очень капризный и плаксивый, слезы выступают на глазах слишком часто, то здесь может быть сразу несколько причин.

Прежде всего, причины плаксивости детей связаны с темпераментом или индивидуальными особенностями личности. Дело в том, что от природы каждый человек обладает слабой или сильной нервной системой. Если у человека слабые нервы, то он даже во взрослом возрасте будет отличаться от других повышенной чувствительностью, склонностью к меланхолическим проявлениям и т. д. У малышей это бывает выражено более ярко - с первых дней они имеют повышенную возбудимость, плохо спят и очень часто плачут.

Но иногда происходит так, что ребенок стал капризным внезапно – почему так происходит? Это может быть связано с каким-либо стрессом, например с конфликтами в детском саду или школе, с разводом родителей или ссорами в семье. Все это способно в значительной мере ослабить детскую психику и сделать малыша более возбудимым. Довольно часто ребенок становится капризным по причине кризисов, связанных с особенностями возрастного развития личности - например, в годовалом, трехлетием и семилетием возрасте. На такие слезы можно не обращать внимания, с течением времени эта плаксивость исчезнет сама собой.

Ещё одна причина, почему ребенок очень капризный, – внутренние напряжения, которые становятся поведенческой формой ребенка, оказавшейся довольно эффективной для того, чтобы он мог в любой момент привлечь к себе внимание. Родителям нужно проследить за малышом и выяснить, в каких ситуациях он начинает расстраиваться и хныкать. Если слезы появляются, когда родители что-то запрещают своему чаду или же ограничивают его в чем-либо, при этом плач зачастую перерастает в истерику, то следует задуматься о том, почему такое поведение стало для него нормой.

Однако следует помнить, что причины того, почему ребенок стал плаксивым, могут быть вполне серьезными. Например, если у ребенка началась депрессия или же он пережил насилие. Если родители заметили, что ребенок резко стал плаксивым, капризным и напряженным, у него пропал интерес к жизни и к тому, что раньше его очень увлекало, или что у него начинают возникать ночные кошмары, нервные тики или прочие серьезные симптомы, то в этом случае родителям необходимо пойти вместе с ребенком к психологу. Специалист поможет выявить причину, почему дети становятся капризными и дадут рекомендации по лечению.

Помните, детские капризы - это уже более серьезное явление по сравнению с плаксивостью и даже истериками. По сути, это поведение представляет собой самое настоящее проявление диктатуры слабого. Малыш при помощи криков, слез и т. п. может управлять своими родителями и добиваться от них желаемого. Взрослые, видя такое поведение своего ребенка, готовы сделать что угодно, лишь бы он перестал капризничать.

Как справиться с капризным ребенком и отучить его от плаксивости

Родители могут заметить, что ребенок очень остро реагирует на печальные эпизоды в кино и мультфильмах, на крики и шумы, плачет, если ему рассказывают страшную сказку. Взрослые часто не совсем правильно воспринимают слезы ребенка со слабыми нервами: начинают высмеивать, призывают его прекратить реветь и пр.

Так поступать не следует, ведь в ребенке будет дополнительно развиваться неуверенность в себе, а слезливость не исчезнет. С течением времени психика станет крепче, повышенная плаксивость у ребенка снизится, он сможет контролировать себя, слез будет все меньше. Родителям в этом случае полезно сознательно акцентировать его внимание на позитивных сторонах жизни, стараясь переключить его с негатива на что-нибудь положительное.

Родители зачастую опасаются капризности у детей, поэтому начинают с самого начала подавлять ребенка и не дают развиваться его самостоятельности. Стоит сказать, что развитие психики у малыша не может проходить без возникновения разного рода конфликтных ситуаций. Зачастую подобные капризы возникают в случае, когда ребенку что-либо запрещают, при помощи возмущения и несогласия он пытается отстоять свою самостоятельность.

Кроме того, истерика является прекрасным способом обратить на себя внимание взрослых людей. Бывает, что мама все время занимается своими делами, не обращая внимания на ребенка, а отец постоянно находится на работе. Вследствие подобного положения вещей, малышу приходится хоть как-то действовать. Он выбирает наиболее простой путь и закатывает истерику лишь для того, чтобы получить определенную долю родительского внимания.

Как справиться с капризным ребенком и не дать ему превратиться в плаксу? Если с ребенком правильно обращаться, то сама по себе истерика не представляет опасности. Родителям нужно попросту подготовиться к встрече такого поведения своего чада. Прежде всего, придется потратить много времени и сил, чтобы научить малыша решать конфликты и споры без слез, кроме того, благодаря такому подходу ребенок сможет безболезненно преодолеть один из наиболее важных переходных периодов развития своей личности. Однако следует помнить, что ему необходимо подавать и личный пример.

Существует несколько основных методик, как отучить ребенка от плаксивости и справиться с детскими капризами. Истерику намного легче предотвратить, чем потом разбираться с ее последствиями. Если мама или папа чувствуют, что ребенок вот-вот разразится слезами, то нужно переключить его внимание с опасной зоны на положительную или хотя бы нейтральную. На него не следует кричать, разговаривать надо дружелюбным тоном, при этом родителям нужно сохранять спокойствие. И, кроме того, следует постоянно уделять ребенку достаточное количество внимания.

Как вести себя с капризным ребенком и перевоспитать плаксу

Если вы не знаете, как вести себя с капризным ребенком, воспользуйтесь следующими рекомендациями психологов. Если капризов избежать все-таки не удалось, то, прежде всего ребенка надо изолировать от свидетелей, которые могут видеть его истерику. Дело в том, что очень часто дети работают на публику. Малыша нужно вывести из комнаты, где собрались остальные взрослые. Обратно его можно впускать только при условии, что он успокоился. Подобное действие зачастую помогает добиться наиболее положительных результатов в кратчайшее время.

Когда малыш начинает капризничать в людном месте, например в магазине, надо твердо игнорировать любые проявления истерики. Ребенку следует сказать, что разговор с ним состоится только после того, как он успокоится.

Однако перед применением подобных методов нужно удостовериться в том, что психика малыша развивается в нормальном ключе. На ребенка со слабой нервной системой подобные методы не подействуют, они могут только усугубить его состояние.

Перевоспитать капризного ребенка нужно как можно быстрее. Родители должны всячески демонстрировать свое неодобрение поведения малыша. К примеру, после очередной истерики мама может сказать перед походом в магазин, что была очень расстроена его поведением в последний раз. По этой причине она сейчас берет ребенка с собой, надеясь на то, что он сделал после того случая правильные выводы. Необходимо помнить, что все требования малыша, которые он предъявляет во время истерики, нужно оставлять без внимания. В противном случае подобные явления будут случаться все чаще и чаще.

Ребенку следует научиться управлять своими эмоциями и распознавать их. Во время его капризов можно задавать ему наводящие вопросы, чтобы он смог понять причину возникновения слез. Родители должны предложить ему альтернативные варианты выражения своих эмоций. Например, малыш может начать рвать старую газету, прыгать на одной ноге, если он сильно чем-то разозлен. Ему следует объяснить, что взрослые тоже испытывают подобные эмоции, однако находят в себе силы не выражать их так явно.

Родителям надлежит быть последовательными всегда и везде, особенно в случае, если ребенок находится рядом с ними. На людях нужно вести себя очень спокойно, дома тем более. Дети прекрасно чувствуют те моменты, когда на родителей их капризы будут оказывать наибольшее воздействие. Как только они поймут, в какой ситуации мама или папа обладают наименьшей твердостью, все их усилия будут направлены именно в это место.

Важный момент в ходе того как воспитывать капризного ребенка – одобрение спокойного поведения. Когда ребенок сумел справиться со своим гневом или же какой-нибудь стрессовой ситуацией, его нужно похвалить и поощрить. В дальнейшем к этому методу надо прибегать, если малыш вновь попытается закатить истерику. Малыша необходимо как можно чаще обнимать, целовать и хвалить. Именно родители оказывают первостепенное влияние на самооценку и самоощущение детей.

Чтобы истерик не было, нужно с раннего детства развивать волю малыша. При этом воля - это не способность настоять на своем во что бы то ни стало, а умение справиться с возникающими трудностями. Детей надо приучать самостоятельно, одеваться, застилать постель, вытирать пыль, убирать игрушки и т. д. Чтобы не допустить возникновения истерики, очень удобно применять правило третьего звонка, т. е. об окончании какого-то дела родители начинают говорить заранее. Кроме того, следует давать ребенку возможность понимать чувства других людей. Чем раньше он начнет это делать, тем легче он сможет вписаться в окружающее его общество.

Статья прочитана 23 749 раз(a).

Если у ребенка остановился желудок, он становится капризным, жалуется на тяжесть и боль в области живота, плохо кушает. Возможно появление вздутия, жжения и изжоги. Проблемы с желудком у детей связаны с неправильным питанием, недостаточным сном, повышенными нагрузками (например, выполнение физических упражнений не по возрасту). При возникновении любых симптомов желудочного расстройства необходимо срочно проконсультироваться с педиатром.

Как исправить ситуацию

Что делать, если остановился желудок у ребенка и рвота? Чаще всего в детском возрасте такая проблема связана с неправильным питанием. В первую очередь необходимо определить, какой продукт стал причиной остановки желудка. В большинстве случаев болевые ощущения в области живота у детей появляются после приема какого-то конкретного ингредиента. Задача матери – определить этот продукт и полностью исключить его из рациона.

Нужно следить, чтобы малыш съедал мало сладкого. Сахар вреден не только для зубов, но и для желудка. В особенности если сладкое съедать сразу после основного приема пищи. И это не только конфеты, но и фрукты. Их количество также не должно быть чрезмерным.

Правильная диета

Если у ребенка стоит желудок, необходимо скорректировать его питание. Обязательно из рациона исключают такие продукты:

  • Плоды, имеющие толстую кожуру и клеточную оболочку. Это все бобовые, редис, смородина и виноград. Запрещаются неспелые фрукты (например, зеленые вишни или абрикосы, которые любят есть многие дети).
  • Овощи и фрукты, богатые клетчаткой. К данной группе относятся сливы, капуста, абрикосы и другие.
  • Пища из грубой соединительной ткани. Это хрящи рыбы и птиц, а также очень жилистое мясо (говядина или свинина).

Пища готовится таким образом, чтобы она усваивалась максимально легко и быстро. Для этого делают пюре, измельчают блендером или протирают через сито приготовленные продукты питания. Нельзя давать ребенку холодную или слишком горячую пищу, она должна быть теплой (примерно 30-40 градусов).

Важно научить ребенка кушать небольшими порциями. Если он будет кушать за один прием слишком много, это может привести к тому, что не будет работать желудок, появится рвота.

Кроме того, составляя детское меню, следует учитывать потребность растущего организма в калориях, витаминах, микро- и макроэлементах. Важно, чтобы посредством приема пищи в организм попало достаточное количество белков, углеводов и жиров.

Если при помощи правильной диеты получилось запустить желудок, это не означает, что можно сразу же перейти к обычному питанию. В период после болезни применяется так называемый зигзагообразный прием пищи. То есть один раз ребенок питается привычными продуктами, а в следующий прием пищи также включают только диетические продукты. За счет такого рациона желудок будет тренироваться, в результате чего постепенно его функции восстановятся.

Гимнастика для запуска желудка

Чтобы прошла тошнота и ребенок перестал рвать, а его желудок запустился, также рекомендуется научить малыша специальным упражнениям. Желательно, выполнять гимнастику вместе с ним, чтобы он делал это охотнее. Рекомендуется упражняться за несколько часов до приема пищи и через 2 часа после нее. Это позволяет улучшить желудочное кровообращение, за счет чего орган должен запуститься. Выполняют гимнастический комплекс, состоящий из следующих упражнений:

  • Ласточка. Необходимо отводить прямую ногу назад, а одновременно с этим поднимать руки вверх. Повторить упражнение следует 3-4 раза.
  • Поворот туловища. Нужно, чтобы ребенок стал прямо, а руки поставил на пояс. После этого он должен выполнить по несколько поворотов в обе стороны. Повторить 4 раза.
  • Наклоны. Вместе с ребенком следует выполнить наклоны вперед/в стороны/назад по 3 раза.
  • Велосипед. Это очень эффективное упражнение, выполняемое лежа на спине. Ногами нужно двигать так же, как при езде на велосипеде. Выполнять его следует не менее 40 секунд.

Обязательно необходимо сочетать упражнения для желудка с дыхательной гимнастикой. Если ребенок взрослый, ему можно просто предложить сделать вдох-выдох. Но если малыш еще совсем маленький, провести ее можно в игровой форме. Например, попросить его показать, как сдувать пух с одуванчиков (ребенок должен подуть себе на пальчик).

Специальный массаж

Если у ребенка встал желудок, улучшить его состояние поможет специальный массаж. Перед выполнением процедуры малыша необходимо искупать. Также очень важно хорошо вымыть свои руки. Если кожа ребенка очень чувствительна, не рекомендуется использовать массажные кремы. В этом случае может даже потребоваться выполнение массажа через хлопчатобумажное полотенце. Важно, чтобы ребенок лег на спину, чтобы максимально расслабились его мышцы и брюшная стенка. Массаж проводится не ранее получаса после приема пищи.

Выполняется массаж ребенку следующим образом:

  1. Сначала начать массировать правую подвздошную часть, медленно продвигаясь к левой стороне животика.
  2. Выполняют поглаживание, а только после этого переходят к более интенсивным приемам массажа – растирание, сжимание, надавливание или встряхивание.
  3. В конце процедуры также выполняют поглаживание.
  4. Затем малышу надевают майку, сверху ставят грелку и укутывают ее полотенцем. Обязательно животик должен находиться в тепле, так как это способствует более быстрому запуску желудка.

Если у малыша частые застои желудка, что сопровождается запорами, проводить массаж можно ежедневно. При этом надавливания должны быть не слишком значительными, чтобы не вызвать у ребенка болевые ощущения.

Применение народных методов

Запустить желудок можно и при помощи народных способов лечения. Можно поставить малышу банку на пупок. Она полезна в том случае, если желудок сдвинулся с места. Процедура полностью безболезненная. Правда, во время нее натягивается кожа живота, что может понравиться не всем детям . Для ее выполнения необходимо взять банку на пол-литра, карандаш, вату и любые духи. Затем вата наматывается на карандаш, сверху нужно брызнуть одеколоном (можно мокнуть в спирт), а после этого – зажечь.

Пока от ваты исходит большое пламя, необходимо нагреть им банку, поместив карандаш на 2-3 секунд в нее. Важно, чтобы пламя не соприкасалось со стеклом, иначе оно может сильно нагреться. После этого банку ставят горлышком к пупку. Она мгновенно присасывается к коже и начинает ее стягивать. Одновременно с этим желудок становится на место. Уже через 30-40 минут он должен запуститься, появится урчание, а постепенно боль и другие симптомы исчезнут.

Профилактические меры

Остановка желудка у детей – это довольно распространенное явление, в результате которого у малыша появляется целый ряд неприятных симптомов. Поэтому желательно сделать так, чтобы такая патология не появилась у ребенка. Для этого необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

  • Необходимо обеспечить ребенку спокойную обстановку во время приема пищи. Когда он кушает, его не следует подгонять – пусть ест медленно и неторопливо.
  • Будить ребенка в детский сад или школу нужно заранее, чтобы он успел покушать. Каждое утро ему следует готовить свежие каши или супы. Бутерброды с чаем – это недетская еда, которая вредна даже для взрослого организма. Нельзя, чтобы малыш питался ими.
  • Ужин должен быть легким (салат из свежих овощей или суп). Кормить ребенка нужно примерно за 2 часа до сна. Если он ложится в 21:00, нужно дать ему поужинать в 19:00.
  • Важно приучить ребенка к одному и тому же режиму: кушать, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
  • Нужно следить, чтобы малыш не запивал пищу водой или горячими напитками. В результате этого желудку будет сложнее справиться с перевариванием продуктов.

В процессе лечения остановки желудка у детей необходимо учитывать, что применение любых медикаментозных средств возможно только после их назначения врачом. Детский организм еще очень слабый, поэтому он является чувствительным к различным компонентам лекарств. Прием антибиотиков без дополнительного курса лечения пробиотиками может привести к несварению. То есть неправильное лечение может только усугубить ситуацию.