Летнее оздоровление детей в детском саду. Организация летних оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении. Цели и задачи работы в летний оздоровительный период

Летний период в дошкольном учреждении - возможность полностью посвятить работу сберегающим здоровье технологиям. Во время подготовки к оздоровительному процессу педагогический персонал разрабатывает маршруты прогулок и экскурсий, пополняет картотеку подвижных игр и коррекционных упражнений. Составляется подробный план летней оздоровительной работы в ДОУ. В нем отмечаются основные моменты работы с детьми - закаливающие процедуры, физкультурные досуги, интегрированные мероприятия.

С чего начинается летний сезон?

Летом дошкольники много времени проводят на участке, на свежем воздухе. Именно летом дети получают максимум впечатлений и положительных эмоций - подвижные игры, физкультурные развлечения, закаливающие процедуры, спортивные праздники.

В то время как составляется план летней оздоровительной работы в ДОУ,на территории проводятся необходимые работы. Безопасность детей должна стоять на первом месте. Необходимые мероприятия перед началом летнего периода:

  1. Ревизия уличного инвентаря.
  2. Покраска спортивной площадки.
  3. Необходимый ремонт (веранды, качели, скамейки).
  4. Субботник на территории всего сада.
  5. Инструктаж персонала о безопасности детей при проведении праздников, походов.

Начинается оздоровительная работа в ДОУ в летний периодс планирования. Творческой группой разрабатываются формы работы с детьми и родителями.

Цели оздоровительного периода

В последние десятилетия в работе с дошкольниками делается акцент на здоровьесберегающие технологии.Программа оздоровительной работы в ДОУ - это только направление, в котором должны двигаться педагоги учреждения для получения необходимого результата.

Базовая программа обычно дополняется методическими разработками. Это может быть «Точечный массаж» Уманской А.А., «Мышечная релаксация» Дж. Джекобсона, «Гимнастика для пальцев» Пак Дже Ву, «Психогимнастика» Чистяковой М.И.

Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоционального, физического, психического). При этом в работе обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка. Введение стандарта позволяет видеть в перспективе результат работы и стремиться к нему.

Задачи оздоровительного периода

Одна общая цель помогает сориентироваться в направлении оздоровительной работы. Задачи ведут к комплексному решению поставленной цели. Они помогают структурировать работу в разных направлениях:

Обязательно провести диагностику психофизического состояния здоровья детей до и после оздоровительного периода. Оповещать родителей о проведении закаливающих, гигиенических процедур или иных мероприятий.

Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ

Планирование работы с детьми состоит из нескольких основных этапов:

  • Диагностика здоровья.
  • Полноценное питание и питьевой режим (гигиена и эстетика приема пищи, правильный подбор мебели).
  • Закаливающие мероприятия (контрастное обливание ног и рук, ходьба босиком, стопотерапия, утренняя гимнастика, солевые дорожки, занятия в бассейне).
  • Профилактические мероприятия (дыхательная гимнастика, сказкотерапия, гимнастика для глаз, самомассаж).
  • Коррекционные мероприятия (фонетическая ритмика, индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики, осязания, социально-бытовой ориентировки).
  • Витаминизация (фиточай, сок, кислородный коктейль, витамины).
  • Работа с родителями.

План летней оздоровительной работы в ДОУ не обходится без физкультурных, музыкальных, интегрированных занятий, праздников и развлечений. В них входят:

  • физкультурные занятия с валеологическими беседами;
  • утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
  • индивидуальные игры и упражнения;
  • физкультурный досуг с родителями;
  • после тихого часа;
  • игры в сухом бассейне;
  • интегрированные занятия на свежем воздухе;
  • спортивно-музыкальные праздники.

Формы оздоровительной работы в ДОУ

Вся работа сводится к 3 основным блокам:

  1. Инициатива взрослых - это специально организованные моменты, в которых взрослые выступают в роли ведущих, а дети - ведомых.
  2. Совместная деятельность взрослых и детей - это наличие равноправных взаимоотношений, обоюдное желание взаимодействия.
  3. Самостоятельная деятельность детей - это спонтанное желание в игре, творчестве воплотить уже известные приемы.

Формы оздоровительной работы помогают от 1-го блока со временем перейти к 3-му блоку. Важно не только показать ребенку основы гигиены и Важно мотивировать его на постоянное использование полученных знаний.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУпридерживается таких форм, как:

  • занятия-тренировки;
  • спортивные соревнования;
  • беседы о сохранении здоровья, строении тела;
  • физкультминутки;
  • викторины;
  • двигательные разминки;
  • экскурсии;
  • занятия в бассейне;
  • туристические походы;
  • праздники, досуги, спартакиады.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОСможет принимать самые разнообразные формы. Необходимо помнить, что летом учебные занятия не проводятся. Поэтому больше внимания следует уделять подвижным играм, спортивным развлечениям и целевым прогулкам.

Закаливающие мероприятия

Закаливание состоит из целого комплекса мероприятий, которые можно проводить и дома с родителями. При этом учитывать эмоциональное и физическое состояние ребенка.

Организация оздоровительной работы в ДОУ начинается с создания условий для проведения лечебно-профилактических мероприятий. Именно летом проводятся основные закаливающие процедуры:

  • свето-воздушные ванны;
  • обливание ног и рук прохладной водой;
  • закаливающая гимнастика после дневного сна;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
  • полоскание рта после еды.

Основные принципы закаливания - регулярность и постепенность. Если ребенок ежедневно ходит в детский садик,то за лето он усвоит основные принципы гигиены, узнает о закаливающих процедурах. Главное - положительный эмоциональный настрой, который будет способствовать общему оздоровлению организма.

Коррекционные мероприятия

Коррекционные мероприятия в летний период проводят все специалисты детского сада - логопед, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, инструктор по физической культуре, хореограф, психолог.

Коррекционные игры можно проводить в индивидуальном порядке или включать их в общие занятия:

  • Коммуникативные игры.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Логоритмические упражнения.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения по телесной терапии.
  • Игры на релаксацию.
  • Фонетическая ритмика.
  • Ритмопластика.
  • Ортопедическая гимнастика.

Важность коррекционных игр состоит в том, что ребенок видит, как выполняют упражнения другие дети. Так малыши быстрее преодолевают стеснение и страх, получают необходимые навыки и умения. Когда ребенок посещает детский садик, то появляется и соревновательный эффект - сделать лучше других.

Профилактические мероприятия

К профилактическим мероприятиям относятся комплексы упражнений. Они предупреждают появление сколиоза, плоскостопия, нарушение зрения. Нетрадиционные методы также используются в целях профилактики заболеваний, укрепления нервной системы и формирования положительного эмоционального фона:

  • Гимнастика для глаз.
  • Самомассаж.
  • Точечный массаж.
  • Арт-терапия.
  • Музыкотерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Психогимнастика.
  • Игротренинги.
  • Драмтерапия.
  • Кинезотерапия.

Как и коррекционные, профилактические мероприятия проводятся не только воспитателями, но и всеми специалистами учреждения.

В обязательном порядке опирается на возрастные особенности оздоровительная работа в ДОУ. В средней группе профилактические мероприятия значительно отличаются от упражнений для подготовишек. Постепенное усложнение - основополагающий фактор для полноценного развития детей.

Работа с родителями

План летней оздоровительной работы в ДОУвключает в себя Тесное взаимодействие семьи и сада помогает ускорить процесс приобретения гигиенических привычек. Для родителей выставляют на улицу на которых можно найти консультации о здоровом образе жизни, формировании гигиенических навыков.

На родительских собраниях или в приватной беседе медсестра расскажет о способах закаливания. Поможет советом в организации необходимых процедур дома. В памятках для родителей воспитатель напишет рецепт фиточая или правила артикуляционной игры.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ также не обходится без участия мамы и папы. Совместные спартакиады и соревнования, дни здоровья и походы помогут включить родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.

В некоторых садах созданы экологические тропы. Они позволяют совершать небольшие экскурсии с детьми и родителями по территории детского дошкольного учреждения.

Особенности летнего периода

В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице. При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкальные занятия проходят на открытом воздухе. Ежедневно проводятся закаливающие процедуры и коррекционные упражнения.

Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой. Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями).

Организацию труда и наблюдения должен учитывать план летней оздоровительной работы в ДОУ. ФГОС рекомендует создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инструменты должны быть у каждого ребенка. На участке надо разбить клумбы или сделать небольшой огород. Тогда дети смогут сами высаживать цветы, овощи. Наблюдать за их ростом и ухаживать за растениями.

Проектная деятельность

Малоподвижный образ жизни, повышение заболеваемости детей делают актуальным проект оздоровительной работы в ДОУ.Практическая ориентация поможет организовать предметную среду и вовлечь в воспитательно-оздоровительный процесс детей, родителей, сотрудников.

В проекте указывается, для чего нужен здоровый образ жизни, как он поможет жизнедеятельности человека. В теоретической части прописываются цели, задачи, ожидаемый результат, используемые методы и технологии.

Практическая часть включает в себя беседы с детьми, наблюдения, театрализацию сказок о ЗОЖ, дидактические игры, чтение рассказов, просмотр мультфильмов и видеофильмов. Они должны подтолкнуть детей к осознанию необходимости гигиенических, закаливающих навыков.

Реализация проекта начинается с мониторинга заболеваемости детей. После этого составляется план оздоровительной работы, подбор упражнений и методик.

Организационные моменты работы

В летний период не стоит допускать переутомления детей. Перегрузка сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем организма может привести к серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды двигательной активности со спокойными играми, релаксацией.

Утро. Гимнастика на улице, подвижные игры. Гигиенические процедуры после прогулки, завтрак. После еды - полоскание рта. Чтение книг, беседы о здоровье. На прогулке - упражнения на развитие крупной и Упражнения в равновесии чередуются с гимнастикой расслабления, гимнастикой глаз и артикуляционными занятиями. Практикуются игры-хороводы, хождение босиком по траве, спортивные игры (бадминтон, игры с мячом, боулинг, катание на велосипедах и самокатах).

День. Гигиенические процедуры перед обедом. Обливание ног и рук по локоть прохладной водой. При хорошей погоде окна открыты в течение всего дня. Обязательно практиковать дневной сон без маек. После него - корригирующая гимнастика на кроватях. Перед полдником - наблюдение за растениями в группе, разучивание стихов о природе.

Вечер . Во время вечерней прогулки можно на веранде устроить творческую мастерскую: дети по желанию выбирают лепку, рисование, ручной труд. После спокойных занятий устроить соревнования со спортивными атрибутами. Чередовать их с элементами В завершение - прогулка по экологической тропе с родителями.

Праздники для детей: «Как ручеек в гости ходил», «Учим Лунтика делать зарядку», «Бережем природу», «Веселая спартакиада», «Эстафета с Лесовичком», «День солнца», «Закаляемся, не стесняемся», «Рисуем на песке», «Игры с водой», «Летняя Олимпиада», «Мойдодыр и Лето».

Консультации для воспитателей: «План оздоровительной работы в летний период», «Эстетика участка», «Питьевой режим», «Основы закаливания», «Подвижные игры летом», «Режим дня по СанПиНу», «Организация двигательной активности», «Как составить беседу о строении тела», «ЗОЖ для детей», «Посильный труд на воздухе».

Консультации для родителей : «Подвижные игры на пляже», «Игры с песком, водой», «Учимся плавить и нырять», «Как играть с ребенком летом?», «Солнечный ожог и тепловой удар», «Закаляемся вместе», «Какие ягоды можно есть?», «Мы на даче с малышом», «Если укусила оса», «Ребенок на дороге», «Безопасность летом», «Как самостоятельно сделать дорожки здоровья?»

Совместные с родителями мероприятия : «День веселых игр», « В гостях у Светофора», «Как микробы на руки попали», «Веселые старты», «День чистюль», «День Нептуна».

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

ЗАДАЧИ:

1. Обеспечение охраны и укрепления здоровья каждого ребенка, закаливания, роста иразвитияегоорганизма,двигательнойактивности,приобретениянеобходимых физических качеств

2. Организацияоптимальногорежимасочетанияумственнойактивностии физической нагрузки, построение гибкого режима.

3. Осуществление целостного подхода к оздоровлению дошкольника средствами природы.

4. Формирование творчески работающего коллектива единомышленников педагогов и родителей.

МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:

1. Созданиеразвивающейсреды детства,обеспечивающейполноту развитии детскойдеятельности,включающейрядбазовыхкомпонентов,необходимыхдля полноценного физического, познавательно - речевого, художественно - эстетического и
социально-личностногоразвитиядетей:природнаясредаиобъекты,культурные
ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, речевой материал, игротека, музыкально-театральная среда и др.

2. Реализациятворческогопотенциалапедагогов,ихпрофессиональной
компетентности и мастерства:

-умениестроитьсистемуработы с детьми по оздоровлению на основе индивидуального и дифференцированного подхода; организация режима сочетания физической и умственной активности;

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности каждого ребенка;

Взаимодействие с семьей попринципу активногововлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада;

3. .Выполнение содержания деятельности с детьми по направлениям:

· оздоровительнаяработа: закаливающиепроцедуры,активныйдвигательный
режим,полноценноепитание;составление планареализациилетних оздоровительных мероприятий для различных диспансерных групп детей;

· педагогическая работа: развитие основных видов детской деятельности: игровой,
трудовой, познавательной, физической, художественно-творческой; осуществление работы по закреплению программного материала в течение лета.

В дошкольном учреждении был разработан режим дня, с учётом летнего периода:

· утренний приём и гимнастика на воздухе,

· прогулки не менее 3 часов,

· закаливающие мероприятия,

· увеличение времени сна,

· калорийность питания,

· физкультурные мероприятия,

· соблюдение питьевого режима.

Мероприятия

Анализ выполненных работ

1. Административно-хозяйственная работа

Санитарное состояние участков, оборудования, цветников, огородов

Санитарное состояние участков в хорошем состоянии. Оборудование на всех участках покрашено. Отремонтированы песочницы, покрашены, имеют эстетичный вид. На каждом участке высажены цветы. По периметру всего детского сада растут липы, клёны, ясени. Каждый участок группы отделяет кустарник. Участки оформлены различными фигурками изображающими зверей, сказочных героев.

Состояние ограждений, забора, песочниц

Забор в ДОУ в хорошем состоянии, частично покрашен, ворота и калитка покрашены, всегда закрыты. 4 песочницыв хорошем состоянии.

Завоз песка

Был завезён чистый песок во все песочницы детского сада.

Наличие выносного игрового оборудования

На каждом участке имеетсяразнообразныйматериал для игр детей: песочные наборы, формочки, ведра, материал для развития движений, самостоятельной двигательной активности, длясюжетно – ролевых игр, игр и опытов с водой и почвой.

2. Оздоровительная работа

Обеспечение максимального пребывания детей на свежем воздухе

В полном объёме

Создание условий для повышения двигательной активности детей в летний период

Имеются все условия для этого: спортивная площадка с соответствующим оборудованием: оборудованы пеньки для ходьбы, шины для лазания, яма с песком для прыжков в длину, лесенка вертикальная и горизонтальная для лазания, цель для метания; используется выносной материал: мячи, кегли, скакалки, мешочки для метания и многое др.

Осуществление закаливания.

Закаливание проводится во всех группах, согласно схеме закаливающих мероприятий, с соблюдениемимеющихся рекомендациипо группам здоровья.

Ежедневное включение в меню свежих овощей и фруктов

Включаются в меню овощи и фрукты в полном объеме ежедневно.

Организация медико-педагогического контроля

Ведётся постоянно со стороны заведующего, зам. заведующего, ст. м/сестры.

Профилактическая работа

Ведётсяобучение родителей средствами наглядной агитации и проведения консультаций:

  • «Кишечная инфекция»
  • По профилактике клещевого энцефалита,
  • правилам безопасности детей в разных жизненных ситуациях,
  • по воспитанию бережного отношения к окружающей среде,
  • « Овощи, фрукты. Витамины»
  • Как организовать летний отдых ребёнка
  • Адаптация детей к условиям детского сада

3. Методическая работа в летний период

Разработка проекта летнего отдыха детей

Разработаны проекты:

  • «Посади дерево» - для детей ст. возраста,
  • «В стране дорожных знаков»
  • Был проведён день Green Peace для старших дошкольников. Цель: необходимость бережного отношения к природе (25.07.2014г)

Проведение педсовета, семинаров, консультаций для воспитателей по организации ЛОР

На последнем педсовете: «Итоги работы за 2013-2014г.» от 29.05.2014г. пед. коллектив был ознакомлен с «Планом оздоровительной работы с детьми». Проведены консультации: «Как уберечь ребенка от инфекции»,. «Отравление ядовитыми растениями и грибами», «Питьевой режим летом» и др.

Проведение праздников, развлечений для детей работниками ДОУ

Всемипедагогами были проведены мероприятия для детей согласно плана работы на летний период.

« День бе рёзки» (развлечение) «Праздник красок» (развлечение)

Ах, мода, мода…» (развлечение) и т.д.

Система наблюдений за состоянием педагогического процесса в летний период.

Ведётся систематическизаведующим, зам. заведующего.

4. Взаимодействие с родителями

Планирование работы с родителями в летнее время

Спланированы разнообразные формы работы с родителями: наглядная агитация, общие и индивидуальные консультации, участие в праздниках, развлечения в группах:

Оформление стендов, информационных уголков для родителей

Использовалисьстендыдля родителей на темы:

  • Лето пришло – радость принесло
  • О здоровье всерьёз
  • Роль семьи в воспитании ребёнка
  • Безопасность ребёнка
  • О профилактике плоскостопия

Протоколы родительских собраний по организации летнего отдыха детей.

Имеются в каждой группе

Анализ работы МБДОУ детского сада № 4

за летний оздоровительный период 2015 года.

Основной целью организации летнего оздоровительного периода 2015 год являлась: создание условий способствующих оздоровлению детского организма в летний период.

Задачами на летний оздоровительный период 2015 года были следующие:

· Обеспечить охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;

· Реализовывать систему мероприятий направленную на оздоровление и физическое развитие воспитанников их нравственное воспитание, развитие любознательности, познавательных способностей;

· Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Со 2 июня МБДОУ детский сад № 4 закрылся на ремонт.Во время, которого во всех помещениях детского сада был проведен косметический ремонт, покрашено все оборудование на участках. Дошкольникам, нуждающимся в ДОУ было предоставлено место в других ОУ города.

С 15 июня МБДОУ детский сад № 4 открылся и перешел на летний режим работы по разработанному плану.

Заведующий ДОУ и старшая медсестра организовали сбалансированное питание детей с максимально допустимым включением в рацион овощей и фруктов, а также был усилен контроль над выполнением санитарно-гигиенических норм, проведением прогулок, физкультурных занятий и зарядок на свежем воздухе.

В дошкольном образовательном учреждении подготовка к летнему оздоровительному периоду осуществлялась всеми сотрудниками ДОУ. Согласно приказа по ДОУ № 58от29 .05.2015г. об организации работы в летний оздоровительный период ДОУ перешёл на летний режим работы с 1 июля 2015 года. В течение всего летнего периода были оздоровлены все дети.

До начала летнего оздоровительного периода в ДОУ была проведена работа по благоустройству территории: разбиты цветники, клумбы, отремонтировано и покрашено оборудование.Воспитатели каждой группы на игровые площадки выносили разнообразный материал для игр детей: песочные наборы, формочки, ведра, материал для развития движений, самостоятельной двигательной активности, для сюжетно – ролевых игр, исследовательских и экспериментальных игр. На игровых площадках были созданы условия для творческих игр детей. Продуман выносной материал: машины, куклы, рули, кубики, бросовый материал (для использования в строительных играх), песочные наборы, материал для спортивных игр, бумагу, материал для лепки и рисования.
С работниками ДОУ с целью предупреждения детского травматизма, были проведены инструкции: по охране жизни и здоровья детей на прогулочных площадках, во время экскурсий, по правилам оказания первой медицинской помощи.

Для родителей были разработаны рекомендации и оформлены в информационных родительских уголках: «Как правильно одевать ребенка в летний период», «Как организовать летний отдых ребенка», «Адаптация ребенка к условиям детского сада», «Как развивать творчество ребенка», «Укусы насекомых и змей», «Клещевой энцефалит» и др.Проводились беседы индивидуально с каждым родителем.
В дошкольном учреждении была разработан режим дня, согласно летнему периоду: утренний приём и гимнастика на воздухе, прогулки не менее 4 часов, закаливающие мероприятия, обливание ног перед сном. Сон при открытых фрамугах, увеличение времени сна, витаминизация и калорийность питания, физкультурно-музыкальные мероприятия.
Согласно разработанного и утверждённого плана на летний оздоровительный период, в ДОУ проводились мероприятия направленные на оздоровление и физическое развитие детей, нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
В детском саду проводились следующие закаливающие процедуры: прием детей на свежем воздухе, принятие солнечных и воздушных ванн, гимнастика после сна, обязательная прогулка 2 раза в день, сквозное проветривание в отсутствие детей, дневной сон в спальне с открытым окном, умывание водой комнатной температуры лица и рук до локтей, местное гигиеническое обливание ног водой комнатной температуры, игры с водой на свежем воздухе.
В течение всего лета воспитатели проводили различные конкурсы: рисунков на асфальте, построек из песка и т.д. Праздники и развлечения: спортивное развлечений е «Королевство волшебных мячей», развлечение «Праздник мыльных пузырей», тематический день «Правила движения мы узнали, на дороге внимательней стали!», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», посвящённый Всероссийскому дню семьи, любви и верности, час двигательной активности «Игры из сундучка»,развлечение «Пластилиновая страна», развлечение «Летняя игротека» - на развитие творческих способностей,час двигательной активности «Кот Мурлыка-весельчак пригласил к себе ребят» , тематический день «Овеянный славою наш Российский флаг», посвящённый Дню Государственного флага в России , фестиваль любимых песен «Раз – словечко, два – словечко, будет песенка!» и др.
План работы с детьми был представлен тематическими днями, что разнообразило пребывание детей в ДОУ, вызвало интерес, доставило особую радость.
Летом было отведено время поисково-исследовательской деятельности детей. Ребята учились задавать вопросы (Что тонет в воде – дерево, камень или песок?Из какого песка можно построить дом? Какой песок легче – мокрый или сухой? …), учились проводить опыты, находить ответы. Даная форма работы позволила сформировать у детей отчётливые знания, умения и навыки об окружающем мире.
Педагоги для детей создали такую психологическую атмосферу, в которой каждый ребёнок чувствовал себя свободно, естественно, радостно и непринуждённо. День был насыщен двигательной деятельностью на открытом воздухе, что способствовало реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
В течение всего летнего периода педагоги формировали у детей навыки безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения. Были организованы экскурсии, где дети овладели практическими навыками пешехода, познакомились с дорожными знаками. В группах был накоплен дидактический материал по данной теме, с детьми были проиграны подвижные и ролевые игры.
Заведующий, заместитель заведующего, старшая медсестра осуществляли контроль: за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей, выполнении оздоровительно – закаливающих процедур, использовании активных средств физического воспитания, организации познавательной деятельности детей, санитарного состояния ДОУ, организации питания: введением в рацион овощей (ежедневно), фруктов, соков (ежедневно, как 2-й завтрак). Летом у ребенка повышается потребность в жидкости. Для питья используется свежая кипяченая вода.

В течение летнего периода не зарегистрировано не одно кишечное заболевание.
Проанализировав работу ДОУ за летний оздоровительный период 2015г. были определены задачи на летний период 2016г.:

Укрепление здоровья и физическое развития детей: повышение эффективности закаливающих мероприятий, совершенствование индивидуального дифференцированного подхода в работе по физическому воспитанию.

Реализация системы мероприятий по нравственному и экологическому воспитанию, развитию любознательности и познавательной активности, формированию культурно-гигиенических и трудовых навыков.

Повышение профессионального мастерства педагогов и сотрудников, осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам организации летней оздоровительной работы.

Оздоровление дошкольников в летний период.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.

Первое и основное требование - на воздухе должны проходить не только игры, но и занятия. Это требование должно выполняться независимо от погоды.

Удобно расположенные на участке, с учетом теневых мест, столы и скамейки, физкультурная площадка, песочницы, что необходимо для активной и полноценной жизни детей в летнее время, облегчает организацию воздушного режима.

Чем легче одежда, чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды.

В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Нередко приходится при этом преодолевать сопротивление детей: более послушные подчиняются неохотно, непокорные протестуют. По существу они правы: закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.

Хорошо закаляет детей и хождение босиком. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.

Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.

Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе.

На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.

Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие.

Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом.

Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.

В летний период с целью закаливания мы пользуемся душем. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.

С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается.

Построение утренней гимнастики на воздухе близко к построению в помещении. Содержание ее, подбор упражнений зависят от состояния погоды и закаленности детей.