Изменения в физиологии ребенка по мере взросления. Анатомо-физиологические особенности детского организма

Возрастная анатомия и физиология Антонова Ольга Александровна

1.4. Возрастные анатомо-физиологические особенности

Для каждого возрастного периода характерны количественно определенные морфологические и физиологические показатели. Измерение морфологических и физиологических показателей, характеризующих возрастные, индивидуальные и групповые особенности людей, называется антропометрией. Рост, вес, окружность грудной клетки, ширина плеч, жизненная емкость легких и сила мышц – все это основные антропометрические показатели физического развития.

Рост, развитие и их изменения в отдельные возрастные периоды. Рост и развитие детей идут постоянно, однако темпы роста и развития отличаются друг от друга. В одни возрастные периоды преобладает рост, в другие – развитие. Неравномерность темпов роста и развития, их волнообразность также определяют деление на возрастные периоды.

Так, до 1 года жизни у ребенка преобладает рост, а с 1 года до 3 лет – развитие. С 3 до 7 лет снова ускоряется темп роста, особенно в 6–7 лет, и замедляется темп развития; с 7 до 10–11 лет замедляется рост и ускоряется развитие. В период полового созревания (с 11–12 до 15 лет) рост и развитие резко ускоряются. Возрастные периоды ускорения роста называются периодами вытягивания (до 1 года, с 3 до 7, с 11–12 до 15 лет), а некоторого замедления роста – периодами округления (с 1 до 3, с 7 до 10–11 лет).

Отдельные части тела растут и развиваются непропорционально, т. е. их относительные размеры изменяются. Например, размер головы с возрастом относительно уменьшается, а абсолютная и относительная длина рук и ног увеличивается. То же можно сказать и о внутренних органах.

Кроме того, в росте и развитии детей имеются также половые различия. Примерно до 10 лет мальчики и девочки растут почти одинаково. С 11–12 лет девочки растут быстрее. В период полового созревания у мальчиков (с 13–14 лет) темп роста увеличивается. В 14–15 лет рост мальчиков и девочек почти сравнивается, а с 15 лет мальчики вновь растут быстрее, и это преобладание роста у мужчин сохраняется на протяжении всей жизни. Потом темп роста замедляется и в основном заканчивается к 16–17 годам у девушек, к 18–19 – у юношей, однако замедленный рост продолжается до 22–25 лет.

Длина головы юношей составляет 12,5-13,5 %, туловища – 29,5-30,5 %, ноги – 53–54 %, руки – 45 % от общей длины тела. По темпу роста на первом месте стоит плечо, на втором – предплечье, медленнее растет кисть. Наибольшее увеличение длины туловища происходит примерно через год после наибольшего увеличения длины ног. В итоге длина тела взрослого человека больше по сравнению с длиной тела новорожденного приблизительно в 3,5 раза, высота головы – в два раза, длина туловища – в три раза, длина руки – в четыре раза, длина ноги – в пять раз.

Из-за расхождения темпов роста и развития нет строго пропорциональной зависимости между ростом и весом, но, как правило, в одинаковом возрасте чем больше рост, тем больше и вес. Темп увеличения веса самый большой на первом году жизни. К концу первого года вес увеличивается в три раза. Потом прибавление веса составляет в среднем 2 кг в год.

Как и рост, вес мальчиков и девочек до 10 лет примерно одинаков при небольшом его отставании у девочек. С 11–12 лет вес девочек больше связан с развитием и формированием женского организма. Это преобладание веса сохраняется у них примерно до 15 лет, а потом в связи с преобладанием роста и развития скелета и мышц вес мальчиков возрастает, и это превышение веса сохраняется в дальнейшем.

Значительными также являются возрастные различия в увеличении абсолютного и относительного веса отдельных органов. Например, окружность грудной клетки с 7 лет больше у мальчиков, а с 12 лет – у девочек. К 13 годам она почти одинакова у обоих полов (у девочек немного больше), а с 14 лет окружность грудной клетки больше у мальчиков. Эта разница в дальнейшем сохраняется и увеличивается. Ширина плеч у мальчиков с 6–7 лет начинает превышать ширину таза. Вообще говоря, ширина плеч у детей увеличивается ежегодно, особенно между 4–7 годами. Этот ежегодный прирост у мальчиков больше, чем у девочек

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация (с иллюстрациями) автора Субботин А В

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация автора Субботин А В

Возрастные аспекты формирования отношения к природе Отношение к природе в дошкольном возрасте.Мир природы как специфический объект отношения не может быть дифференцирован на ранних стадиях онтогенеза: «В младенчестве ребенок отождествляет себя с миром». Субъективное

Из книги Искусственное осеменение собак автора Иванов В В

3. НЕКОТОРЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ СОБАК Размеры половых органов собак сильно варьируют в зависимости от породы и стадии полового цикла.Самка (сука)Вульва (петля) расположена вентрально по отношению ко дну таза. Просвет

Из книги Стоматология собак автора Фролов В В

ГЛАВА II АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГОЛОВЫ И ПОЛОСТИ РТА Ротовая полость является начальным отделом пищеварительного тракта и одновременно неотъемлемой частью головы. Рассматривать строение ротовой полости и ее особенности у различных видов животных необходимо в

Из книги Основы нейрофизиологии автора Шульговский Валерий Викторович

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА Природа сна постоянно интересует врачей, ученых разных специальностей-биологов, психологов, философов, да и простых людей. Величайшие мыслители уже давно обсуждали эту проблему. Великий врач древности Гиппократ полагал, что сон возникает в

Из книги Основы физиологии высшей нервной деятельности автора Коган Александр Борисович

Глава 3 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ Эффективность приспособительного поведения животных и успех разумной деятельности человека в значительной мере зависят от того, в какой мере животные используют свой жизненный опыт, а человек - полученные ранее знания для

Из книги Возрастная анатомия и физиология автора Антонова Ольга Александровна

4.2. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона На ранних стадиях эмбрионального развития нервная клетка имеет большое ядро, окруженное незначительным количеством цитоплазмы. В процессе развития относительный объем ядра уменьшается. Рост аксона

Из книги Биофизика познает рак автора Акоев Инал Георгиевич

Тема 6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА 6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга Возрастные изменения строения головного мозга. Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и

Из книги Глаз и Солнце автора Вавилов Сергей Иванович

Тема 7. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРОВИ И КРОВООБРАЩЕНИЯ 7.1. Общая характеристика крови Кровь, лимфа и тканевая жидкость являются внутренней средой организма, в которой осуществляется жизнедеятельность клеток, тканей и органов. Внутренняя среда человека сохраняет

Из книги автора

7.4. Сердце: строение и возрастные изменения Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Левая и правая части сердца разделены сплошной перегородкой. Кровь из предсердия в желудочки поступает через

Из книги автора

Тема 8. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 8.1. Строение органов дыхания и голосового аппарата Носовая полость. При дыхании с закрытым ртом воздух поступает в носовую полость, а с открытым – в ротовую. В образовании носовой полости участвуют кости и хрящи, из которых

Из книги автора

Тема 9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ 9.1. Строение пищеварительного канала Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание. У человека пищеварительный канал имеет вид трубки длиной

Из книги автора

Тема 10. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 10.1. Характеристика обменных процессов Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза, т. е.

Из книги автора

10.3. Возрастные особенности энергетического обмена Даже в условиях полного покоя человек расходует некоторое количество энергии: в организме непрерывно тратится энергия на физиологические процессы, которые не останавливаются ни на минуту. Минимальный для организма

Из книги автора

Возрастные изменения и гормональная регуляция Два обстоятельства в исследовании возрастных изменений обращают на себя внимание: 1) некоторая общность проявлений отдаленной радиационной и возрастной патологии; 2) взаимосвязь многих проявлений возрастной патологии с

Из книги автора

Первый отдел Физиологические цвета 1 Эти цвета, которые мы справедливо ставим на первое место, потому что они частью полностью, частью преимущественно принадлежат субъекту, глазу его; эти цвета, которые образуют основу всего учения и раскрывают нам хроматическую

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Физиологические особенности детского организма

Периоды онтогенеза человека

Выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

Антенатальный онтогенез:

1.Герминальный или зародышевый период. Первая неделя после зачатия.нервный мышечный система дети

2.Эмбриональный период. Вторая - пятая неделя беременности.

3.Фетальный период.32 недели.

Постнатальный онтогенез:

1.Неонатальный или период новорожденности. 1-10 дни.

2.Грудной возраст. 10 дней - 1 год.

3.Раннее детство. 1-3 года.

4.Первое детство. 4-7 лет.

5.Второе детство. 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет девочек.

6.Подростковый возраст. 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет девочек.

7.Юношеский возраст. 17-21 год для юношей, 16-20 лет девушек.

8.Зрелый возраст:

I период: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины.

II период: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины.

9.Пожилой возраст. Мужчины 61-74 года, женщины 56-74 года.

10.Старческий возраст. 75-90 лет.

12.Период долгожительства. Свыше 90 лет.

Герминальный период это момент от начала зачатия до формирования зародыша. Эмбриональный период делится на 2 фазы: фазу гистотрофного питания и фазу желточного кровообращения. В фетальном периоде происходит переход от желточного к гемо-амниотрофному питанию. В неонатальном периоде ребенок питается молозивным молоком. В период грудного вскармливания зрелым, а затем к материнскому молоку подключается прикорм и реализуется сенсомоторная схема стояния. В период раннего детства происходит освоение навыков ходьбы и речи. В первое детство возрастает словарный запас и протекает первая фаза формирования мышления. Во втором детстве усложняется аналитико-синтетическая деятельность мозга и формируется 2-я фаза мышления. В подростковом возрасте в основном завершается созревание висцеральных систем м протекает 3-я фаза организации мышления. Период юношества или адолесцентный является переломным, когда происходит завершение формирования личности и полового созревания. Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций. В период пожилого возраста начинаются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза. В последующие периоды они активизируются.

Развитие нервно-мышечной системы детей

У новорожденных анатомически имеются все скелетные мышцы. Количество мышечных волокон с возрастом в них не увеличивается. Рост мышечной массы происходит за счет увеличения размеров миофибрилл. Они оттесняют ядра на периферию. Количество ядер уменьшается, а их размеры возрастают. Одновременно утолщается сарколемма. Размеры мышечных волокон стабилизируются к 20 годам. Мышцы детей эластичнее, чем взрослых, т.е. сильнее укорачиваются при сокращении и удлиняются в момент растяжения. В 4-5 лет быстрее развиваются мышцы предплечья. Усиленное развитие мышц кисти происходит в 6-7 лет. При этом скорость развития сгибателей превышает созревание разгибателей. В раннем детском возрасте повышен тонус мышц сгибателей кистей рук и разгибателей бедра. В дальнейшем распределение тонуса нормализуется. У новорожденных меньше активность натрий-калиевого насоса, поэтому в скелетных миоцитах больше натрия и меньше калия. Поэтому меньше мембранный потенциал. Становление ионных градиентов и мембранного потенциала происходит ко второму году. У новорожденных амплитуда потенциалов действия меньше, а длительность больше, чем в зрелом возрасте. Возбудимость мышц также возрастает.

Показатели силы, работы и выносливости мышц в процессе развития

С возрастом сила мышечных сокращений увеличивается. Это объясняется не только увеличением длины и диаметра миоцитов, ростом общей мышечной массы, но и совершенствованием двигательных рефлексов. Например сила кисти с 5 до 16 лет возрастает в 5-6 раз, сила мышц ног в 2-2,5 раза. В то же время, скорость развития разных групп мышц неодинакова. В 6-7 лет наиболее быстро возрастает сила сгибателей туловища, бедра, стопы. В 9-11 лет больше увеличивается сила разгибателей туловища, бедра стопы. У девочек в этот период сила разгибателей туловища, меньше чем у мальчиков.

Но к 10-12 годам сила их мышц больше, чем у мальчиков. Максимум роста мышечной силы у мальчиков приходится на 14-17 лет, а у девочек на 12 лет. Быстрота движений с возрастом также увеличивается.

Наибольшей величины она достигает к 15 годам и дальше возрастает незначительно. По мере роста увеличивается и максимальная выполняемая работа.

Это объясняется не только ростом мышечной силы, но и лучшей координацией движений, совершенствованием деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других висцеральных систем. В 10-11 лет ребенок может выполнять работу в 100 Вт, а в 18-19 лет до 300 Вт.

Выносливость, то есть способность выполнять мышечную работу до утомления, в 13-16 лет составляет 40-50% взрослого, а в 16-19 лет 85%. Максимума она достигает в 20-29 лет.

Физико-химические свойства крови детей

Относительное количество крови по мере взросления уменьшается. У новорожденных оно составляет 15% массы тела. У 11-ти летних 11%, 14-ти летних 9%, а у взрослых 7%. Удельный вес крови у новорожденных больше, около 1,07 г/см 3 , но быстро приходит удельному весу зрелого человека. Вязкость крови новорожденного очень высокая - 10-15 пуаз. Однако к концу 1-го месяца жизни уменьшается до 5 и остается на этом уровне всю жизнь. Скорость оседания эритроцитов у новорожденных 1-2 мм/час. У детей 2-3 лет 5-17 мм/час, а в возрасте 7-12 лет она такая же как у взрослых. Скорость свертывания крови у новорожденных в 2-3 раза больше, чем в зрелом возрасте. У новорожденных рН крови 7,13-7,23. Но в течение нескольких суток после рождения этот метаболический ацидоз сменяется нормальной реакцией крови. Количество белков в плазме новорожденного меньше 5,6%. К 3-4 годам оно достигает взрослой нормы. У новорожденных относительно больше -глобулинов. К 2-3 годам их соотношение соответствует крови взрослых.

Изменения клеточного состава крови в процессе постнатального онтогенеза

У новорожденных количество эритроцитов относительно больше, чем у взрослых и колеблется от 5,9-6,1 * 10 12 /л. К 12 дню после рождения оно составляет в среднем 5,4 * 10 12 /л, а к концу первого месяца 4,7 * 10 12 /л. Снижение количества эритроцитов в этот период объясняется их интенсивным разрушением. Причем максимальная скорость разрушения приходится на 2-3 день послеродового периода. Этот процесс необходим для замены эритроцитов содержащих фетальный гемоглобин на эритроциты со зрелым. Разрушение эритроцитов в капиллярах ретикуло-эндотелиальной системы обусловлено их низкой способностью к деформации. В среднем продолжительность жизни эритроцитов в это время 12 дней. Поэтому у новорожденных может наблюдаться физиологическая желтуха на 2-3 день. Затем снижение количества эритроцитов продолжается. Особенно этот процесс усиливается при дефектах вскармливания и малом количестве прогулок. В 5-6 месяцы жизни содержание эритроцитов минимальное - 4,1 * 10 12 /л. К середине второго года количество эритроцитов возрастает до 4,2 - 4,6 * 10 12 /л и на этом уровне остается до 15 лет. Число лейкоцитов у новорожденных колеблется от 10 до 30 * 10 9 /л. Этот физиологический лейкоцитоз снижается между 4-9 днями после рождения. В период грудного вскармливания их количество в среднем 9,0 * 10 9 /л. Нормы взрослых оно достигает к 15 годам. Лейкоцитарная формула с возрастом претерпевает значительные изменения. У новорожденных нейтрофилы составляют около 68%, лимфоциты 25%. Со 2-го дня количество нейтрофилов начинает уменьшаться, а лимфоцитов увеличиваться. На 5-6 день их содержание уравнивается. Это явление называется первым перекрестом кривых содержания нейтрофилов и лимфоцитов. Снижение количества нейтрофилов и увеличения лимфоцитов продолжается. Максимума содержание лимфоцитов и минимума нейтрофилов достигает на 2-3 месяцы. Количество лимфоцитов составляет 60-63%, а нейтрофилов 25-27%. После этого начинается рост содержания нейтрофилов и снижения лимфоцитов. В возрасте 5-6 лет их количество вновь уравнивается. Это называется вторым перекрестом кривых. Содержание тромбоцитов у новорожденных меньше и к 7-9 дню составляет 160-180 * 10 9 /л.

Особенности сердечной деятельности у детей

У новорожденных происходит приспособление сердечно-сосудистой системы к существованию во внеутробном периоде. Сердце имеет округлую форму, а предсердия относительно больше желудочков, чем у взрослых. Его вес, относительно веса тела, также сравнительно больше и составляет 0,7-0,8% веса тела. Толщина стенок желудочков имеет небольшие отличия. Сердце расположено в грудной клетке правее. При этом его обе половины имеют одинаковые размеры. Включение малого круга кровообращения стимулирует увеличение толщины стенки левого желудочка. Уже к 6 месяцу его толщина в 2 раза больше, чем правого. Рост предсердий и желудочков неравномерен. В первый год предсердия растут быстрее желудочков. Со второго года скорость их увеличения одинакова. После 10 лет быстрее увеличивается масса миокарда желудочков. У новорожденных частота сердечных сокращений 120-140 в минуту. В 1 год 110-120. В 10 лет 75-90. В 17 лет 65-75. У детей 7-9 лет часто регистрируется дыхательная аритмия в положении сидя. Ее выраженность снижается к 13-15 годам, но вновь возрастает в 16-18 лет. Юношеская дыхательная аритмия более плавная. Дыхательная аритмия объясняется колебаниями тонуса центров вагуса. Длительность цикла работы сердца у новорожденного 0,4-0,5 сек.. Продолжительность систолы желудочков 0,24 сек, диастолы 0,21 сек.. Диастола начинается раньше окончания возбуждения миокарда. Систолический объем крови всего 4 мл, но благодаря высокой частоте сердцебиений минутный объем крови достаточен. В 6 месяцев он удваивается, в 1 год утраивается. У 8 летних он в 10 раз больше, чем у новорожденных. У части детей в подростковый период сердце приобретает особенности называемые "юношеским сердцем". Различают три варианта "юношеского сердца".

1. Митральная форма характеризуется сглаживанием рентгенологической тени левого контура. Чаще встречается у девочек и не отражается на гемодинамике.

2."Капельное сердце" занимает в грудной полости срединное положение. Оно встречается у подростков с быстрым ростом. При этой форме наблюдается быстрая утомляемость, повышенная частота сердцебиений, одышка. Могут возникать обмороки. Чаще встречается также у девочек.

3.Гипертрофированное сердце. Характеризуется увеличенным левым желудочком. При данной форме увеличен минутный кровоток, понижена частота сердцебиений, незначительно повышено систолическое давление. Чаще встречается у мальчиков

Функциональные свойства сосудистой системы у детей

Развитие сосудов по мере взросления сопровождается увеличением их длины и диаметра. В раннем возрасте диаметр вен и артерий примерно одинаков. Но чем старше ребенок тем больше возрастает диаметр вен и емкость венозного русла. Это облегчает отток крови от органов и тканей. После рождения стенки сосудов тонкие и растяжимые. С возрастом количество коллагеновых волокон в них и их упругость растут. Возрастает и количество гладких миоцитов. Капилляры новорожденных более короткие и менее извитые, чем у взрослых. С возрастом их количество увеличивается в результате ветвления и новообразования. В период полового созревания происходит быстрый рост сердца, а диаметр артерий в этот момент увеличивается относительно мало. В результате отмечается повышение артериального давления. Поэтому у старших школьников может наблюдаться юношеская гипертензия с увеличением систолического давления до 140-150 мм.рт.ст.. Наиболее заметно это проявляется у девочек. У новорожденных артериальное давление в среднем 60/36 мм.рт.ст., к концу первого года 95/57 мм.рт.ст., в 5 лет 103/60 мм.рт.ст., 10-12 лет 106/60 мм.рт.ст., в 14-16 лет 110/70 мм.рт.ст.. В раннем детстве пульсовое давление высокое, но в последующем снижается. По мере взросления уменьшается общее периферическое сопротивление, что объясняется увеличением количества мелких артериальных сосудов и капилляров.

Увеличение упругости сосудистой стенки сопровождается повышением скорости распространения пульсовой волны с 4-5 м/сек в 3 года до 6-8 м/сек в 11-13 лет.

Возрастные особенности механизмов нейрогуморальной регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов

У новорожденных слабо проявляются гетерометрические миогенные механизмы регуляции. Гомеометрические выражены хорошо. При рождении имеется нормальная иннервация сердца При возбуждении парасимпатических нервов может происходить торможение сердечной деятельности новорожденного, но их влияние на сердце слабее чем у взрослых. У новорожденных имеется и выраженный рефлекс Данини-Ашнера, что свидетельствует о наличии рефлекторных механизмов торможения работы сердца. Однако тонус центров вагуса выражен очень мало. В результате у новорожденных и детей раннего возраста высока частота сердцебиений. После рождения тонические влияния симпатических нервов на сердце также очень слабые. В период новорожденности включаются и рефлексы с барорецепторов синокаротидных зон. Развитие нервных механизмов регуляции сердца в основном завершается к 7-8 годам. Однако и в этот период сердечные рефлексы остаются лабильными: быстро возникают и прекращаются.

Миогенные механизмы регуляции тонуса сосудов активны уже в период внутриутробного развития. Гладкие мышцы сосудов реагируют на изменение реакции крови, напряжение кислорода в крови. Иннервация кровеносных сосудов происходит на ранних этапах внутриутробного развития. В период новорожденности по симпатическим нервам к сосудам поступают тонические нервные импульсы, суживающие их. Функционируют прессорные рефлексы с синокаротидных зон. Но депрессорных рефлексов с этих зон нет. Это является одной из причин нестабильности артериального давления. Становление депрессорных рефлексов на повышение артериального давления начинается с 7-8 месяцев жизни. С новорожденности включаются и рефлексы с хеморецепторов сосудов. Поэтому возникают сосудистые реакции на гиперкапнию, которые все же выражены мало. У новорожденных большое значение в поддержании величины артериального давления имеет ренин-ангиотензиновая система.

Возрастные особенности функций внешнего дыхания

По строению дыхательные пути детей заметно отличаются от органов дыхания взрослого. В первые дни постнатального онтогенеза носовое дыхание затруднено, так как ребенок рождается с недостаточно развитой полостью носа. У него относительно узкие носовые ходы, практически отсутствуют придаточные пазухи и нижний носовой ход. Объем мертвого пространства составляет 4-6 мл. Только начиная с 2 лет увеличиваются верхнечелюстные пазухи. Лобные полностью формируются к 15 годам. Гортань детей относительно уже, чем взрослых и до5 лет растет медленно. Наиболее интенсивный рост гортани происходит в 10-14 лет. Полностью формирование гортани завершается к концу полового созревания. Слизистая верхних дыхательных путей ребенка тонкая, сухая, легко ранимая. Это способствует возникновению ее воспалительных заболеваний. Рост легких происходит за счет дифференцировки бронхиального дерева и увеличения количества и объема альвеол. Это обеспечивает повышение газообмена. В раннем детстве у детей брюшной тип дыхания. К 7 годам происходит переход на грудной тип. Окончательно тип дыхания формируется в юношеском возрасте.

У девочек грудной, мальчиков брюшной. У новорожденных сило дыхательных движений 30-70 в минуту. В 5-7 лет 25 в мин.. В 13-15 лет 18-20 в мин. Более высокая частота дыхания обеспечивает хорошую вентиляцию легких. Жизненная емкость легких новорожденного 120-150 мл. Наиболее интенсивно она растет в 9-10 лет.

В пубертатном периоде ЖЕЛ у мальчиков становится больше, чем у девочек. Дыхательный объем и минутный объем дыхания у новорожденных составляет соответственно 16 и 720 мл, в 5-7 лет 156 и 3900 мл, в 13-15 лет 360 и 6800 мл. Наиболее сильно минутная вентиляция повышается в 10-13 лет.

Газообмен в легких и тканях, транспорт газов кровью

В первые сутки после рождения усиливается вентиляция и растет диффузионная поверхность легких. Вследствие высокой скорости вентиляции альвеол в альвеолярном воздухе новорожденных больше кислорода (17%) и меньше углекислого газа (3,2%), чем у взрослых. Соответственно выше парциальное давление кислорода (120 мм.рт.ст.) и ниже углекислого газа (23 мм.рт.ст.).

В результате интенсивной вентиляции в сочетании с относительно низкой перфузией легких кровью, выравнивания парциальных давлений и напряжений дыхательных газов в альвеолярном воздухе и крови не происходит. Поэтому напряжение кислорода в крови новорожденного 70-90 мм.рт.ст., а углекислого газа 35 мм.рт.ст.. Т.е. имеется небольшая гипоксемия и гипокапния. Перед первым вдохом кровь содержит 40-80% оксигемоглобина, в первые несколько суток его содержание возрастает до 87-97%.

Насыщению крови кислородом способствует содержание фетального гемоглобина и низкое содержание 2,3-дифосфоглицерата. Хорошему снабжению тканей кислородом способствует большая кислородная емкость крови новорожденных. Потребление кислорода наиболее велико в первые минуты после рождения. Но уже через час снижается вдвое.

С возрастом парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе снижается, а углекислого газа растет. Напряжение углекислого газа вы крови остается более низким, а кислорода более высоким до возраста 15-17 лет. Через 30-45 суток в эритроцитах фетальный гемоглобин полностью замещается на гемоглобин А. Поэтому кривая диссоциации оксигемоглобина с этого момента мало отличается от кривой взрослого.

Особенности регуляции дыхания

Функции бульбарного дыхательного центра формируются в период внутриутробного развития. Недоношенные дети, рожденные в 6-7 месяцев, способны к самостоятельному дыханию. Дыхательные периодические движения у новорожденных нерегулярны: более частое дыхание сменяется более редким. Иногда наблюдаются задержки дыхания на выдохе длительностью до нескольких секунд. У недоношенных может возникать дыхание типа Чейн-Стокса. Эти нарушения дыхательного ритма наиболее часто происходят в период сна. Дыхательный центр новорожденных имеет высокую устойчивость к недостатку кислорода. Благодаря этому они могут выживать в условиях достаточно длительной, смертельной для взрослых, гипоксии. Блуждающие нервы с ранних этапов внеутробного развития играют ведущую роль в координации дыхания. Хеморецепторы сосудистых рефлексогенных зон также вовлекаются в процесс регуляции дыхания с первых минут жизни. При этом чувствительность данных рецепторов к уровню углекислого газа невысокая. Основную роль играют центральные хеморецепторы. Невысокая, но физиологическая реактивность организма новорожденного к гиперкапнии имеет важное значение. При снижении чувствительности к СО 2 могут наблюдаться длительные апное, являющиеся причиной внезапной смерти детей.

У новорожденных имеются и дыхательные рефлексы с проприорецепторов дыхательных мышц. Они обеспечивают усиление их сокращений при возрастании сопротивления дыханию.

С возрастом деятельность дыхательного центра совершенствуется. Развиваются устойчивые дыхательные рефлексы, повышается роль пневмотаксического центра.

В течение первого года развивается способность к произвольной регуляции дыхания. К 7 годам устанавливаются основные условно-рефлекторные механизмы дыхания.

Общие закономерности развития питания в онтогенезе

В онтогенезе поэтапно происходит смена типов питания. Первым этапом является гистотрофное питание за счет запасов яйцеклетки, желточного мешка и слизистой оболочки матки. С момента образования плаценты начинается гемотрофный этап, на котором питательные вещества поступают из крови матери. С 4-5 месяцев внутриутробного развития к гемотрофному подключается амниотрофное питание. Оно заключается в поступлении амниотической жидкости в пищеварительный тракт плода, где содержащиеся в ней питательные вещества перевариваются, а продукты пищеварения поступают в кровь плода. К концу беременности количество поглощаемой жидкости приближается к литру. После рождения начинается лактотрофный период питания материнским молоком. В первые 2 суток после родов молочные железы вырабатывают молозиво. В нем много белка и относительно мало углеводов и жиров. Содержащиеся в нем питательные вещества легко перевариваются и усваиваются организмом новорожденного. Этот период продолжается до 5-6 месяцев. С этого момента, питательных веществ поступающих с молоком становится недостаточно. Поэтому происходит переход к смешанному вскармливанию. Начало прикорма приходится на момент формирования механизмов переваривания немолочной пищи. Включение в рацион прикорма стимулирует развитие пищеварительной системы и ее адаптацию к последующему дефинитивному питанию. После окончательного созревания пищеварительного такта происходит переход к дефинитивному питанию.

Особенности функций пищеварительных органов в грудном возрасте

После рождения включается первый пищеварительный рефлекс - сосание. Он формируется в онтогенез очень рано на 21-24 неделе внутриутробного развития. Сосание начинается в результате раздражения механорецепторов губ. При лактотрофном питании пищеварение осуществляется посредством аутолитического и собственного. Аутолитическое осуществляется ферментами молока. Собственное ферментами пищеварительного канала. Слюнные железы новорожденных выделяют мало слюны и она практически не участвует в гидролизе компонентов материнского молока. У новорожденных желудок имеет округлую форму. Его емкость 5-10 мл. В первые недели она увеличивается 30 мл, к концу первого года до 300 мл. Желудок только что родившегося ребенка содержит небольшое количество амниотической жидкости. Реакция содержимого слабощелочная. В течение 12 часов его рН снижается до 1,0, а затем вновь возрастает до 4,0-6,0 к концу первой недели. В дальнейшем рН вновь уменьшается и у детей 1 года равна 3,0-4,0. Интенсивность секреции желудочных ферментов у детей 1 -го года ниже, чем у взрослых. Активность ферментов направлена на гидролиз казеина. Способность к расщеплению растительных белков приобретается на 3 месяц, белков мяса на 6 мес.. Первые 2 месяца секретируется фетальный пепсин, служащий для створаживания молока. Все пепсины имеют максимальную активность при рН 3,0-4,0. В желудочном соке имеется желудочная липаза, расщепляющая жиры молока. Кишечник детей, относительно длины тела, имеет большую протяженность. Слизистая более тонкая и содержит меньше ворсинок. Гладкомышечных клеток в стенке меньше. Поджелудочная железа новорожденного весит 2-4 г. Но быстро увеличивается и к концу года ее вес 10-12 г. Первоначально секреторная активность низкая, но к концу первого месяца усиливается выработка трипсиногена и прокарбоксипептидаз. На второй год возрастает секреция амилазы и липазы. В желчи грудных детей меньше желчных кислот и холестерина, но больше желчных пигментов и муцина. Активность ферментов тонкого кишечника высока. В соке имеются все пептидазы, карбогидразы и липазы. Особую роль играет лактаза расщепляющая молочный сахар. В первый год доминирующим является пристеночное пищеварение, роль полостного незначительна.

Функции органов пищеварения при дефинитивном питании

С переходом на дефинитивное питание секреторная и моторная деятельность пищеварительного канала ребенка постепенно приближается к показателям зрелого возраста. Использование преимущественно плотной пищи требует улучшения механической переработки пищи. Начинается процесс прорезывания зубов. В возрасте 6-12 месяцев прорезываются резцы. С 12 до 16 месяцев первые моляры. В 16-20 мес. клыки. В 20-30 мес. вторые моляры. Прорезывание постоянных зубов начинается в 5-6 лет и в основном заканчивается в 12-13 лет. Полностью формирование зубочелюстной системы завершается прорезыванием "зубов мудрости" в 18-25 лет. С увеличением числа зубов жевательный цикл становится более координированным. Жевательные движения приспосабливаются к виду пищи. Секреция слюны возрастает до 10 лет. Количество амилазы в ней до 3-4 лет. По мере взросления увеличивается объем секретируемого желудочного сока и содержание в нем соляной кислоты и пепсиногенов. Пищеварение в тонком кишечнике также постепенно приспосабливается к новым условиям. Растет вес поджелудочной железы и в 15 лет ее вес около 50 г. Возрастает объем поджелудочного сока. В 4-6 лет достигает оптимума содержание в нем протеаз, а в 6-9 амилазы и липазы. Объем желчи, образующийся печенью также повышается. В желчи увеличивается содержание желчных кислот, что способствует улучшению всасывания жиров. Объем кишечного сока и активность его ферментов также растут. Возрастает роль полостного пищеварения.

У новорожденного желудочно-кишечный тракт стерилен. Но облигатная микрофлора необходима для нормального пищеварения. Поэтому на 2-4 сутки начинается заселение кишечника микроорганизмами. В течение двух последующих недель состав микрофлоры стабилизируется. Переход к дефинитивному питанию изменяет микрофлору. Начинают доминировать бифидобактерии, кишечная палочка, энтерококки.

Обмен веществ и энергии в детском возрасте

Поступление питательных веществ в организм ребенка на первые сутки не покрывает его энергозатраты. Поэтому используются запасы гликогена в печени и мышцах. Его количество в них быстро уменьшается. Восстановление его запасов происходит в течение 2-3 недель. Концентрация глюкозы в крови новорожденного 4,1 ммоль/л. Но уже в первые часы она снижается до 2,9 ммоль/л и приходит к исходному уровню к концу первой недели. Вследствие быстрого истощения запасов гликогена основным источником энергии становятся жиры. Интенсивность их распада уменьшается до 6-12 месяца. Необходимая глюкоза образуется за счет гликогенолиза и глюконеогенеза. Поэтому при рождении дыхательный коэффициент около 1,0. Через 12 часов 0,75. К пятому дню 0,85. Пластические потребности обеспечиваются белками и жирами. Потребность 3-х месячного ребенка в белках около 2,5 г на кг веса тела в сутки. В5 мес. 3,0 г. В год 3,5 г. В 3 года 4 г. Затем она неуклонно снижается и в 17 лет требуется 1,5 г белка на кг веса в сутки. Потребность в жирах максимальна в первые 6 мес. жизни. Наибольшая потребность в углеводах в 1-3 года. Основной обмен по мере роста ребенка увеличивается. В первые сутки его величина в среднем составляет 122 ккал. К концу первого месяца 205 ккал. На 6 мес. 445 ккал. В 1 год 580 ккал. В 5 лет 840 ккал. В 14 лет 1360 ккал. В целом величина основного обмена на кг веса тела у ребенка больше, чем у взрослых.

Это связано с высокой интенсивностью обменных процессов в их организме. Чем старше дети, тем больше рабочая прибавка. В первую очередь она идет на поддержание позы тела и движение.

В период новорожденности она составляет всего 9% общего обмена энергии. К году возрастает до 23%, а к 14 годам до 43%. Чем меньше ребенок, тем слабее специфически-динамическое действие пищи. Например у новорожденных белки вызывают возрастание энергозатрат всего 15%.

Развитие механизмов терморегуляции

У родившегося ребенка ректальная температура выше, чем у матери и составляет 37,7-38,2 0 С. Через 2-4 часа она снижается до 35 0 С. Если снижение больше, это является одним из признаков плохого состояния новорожденного. К концу первых суток она вновь возрастает до 36-37 0 С. В течение последующих суток отмечаются колебания температуры. Стабильная температура устанавливается на 5-8 сутки. Температура тела новорожденных, из-за незрелости механизмов терморегуляции, очень зависит от температуры окружающей среды. Поэтому ребенка нужно оберегать от охлаждения, так как быстро развивается гипотермия без предшествующих признаков. У некоторых новорожденных на 2-3 сутки может возникать транзиторная лихорадка - повышение температуры до 39-40 0 С. Она объясняется раздражением центров теплообразования при недостатке воды в организме. В первые сутки суточных колебаний температуры нет. Они появляются лишь на 4 неделе. Теплоотдача у детей происходит более интенсивно, чем у взрослых. Это объясняется большей поверхностью тела к его весу, интенсивным кожным кровообращением, более активным испарением воды с поверхности тела. Дрожательный термогенез у новорожденных отсутствует. Повышение теплопродукции обеспечивается в основном за счет бурого жира, который имеется не только между лопаток, но и под кожей различных областей тела. В целом терморегуляция новорожденного значительно несовершеннее, чем в зрелом возрасте. Однако активно функционируют периферические и центральные терморецепторы, центр терморегуляции гипоталамуса. С возрастом терморегуляторные механизмы совершенствуются. Увеличивается эффективность потоотделения, появляется способность к дрожательному термогенезу, возрастает значимость рефлекторных механизмов поддержания температурного гомеостаза. К 15-16 годам механизмы терморегуляции в основном соответствуют зрелому организму.

Возрастные особенности функций почек

Морфологически созревание почек заканчивается к 5-7 годам. Рост почек продолжается до 16 лет. Почки детей до 6-7 месяцев во многом напоминают эмбриональную почку. При этом вес почек (1:100) относительно больше, чем у взрослых (1:200). Размеры пор базальной мембраны у детей в 2 раза меньше, чем у взрослых, а скорость почечного кровотока относительно меньше. Поэтому скорость клубочковой ультрафильтрации ниже. Но она быстро нарастает в течение первого года. Еще менее зрелым является канальцевый аппарат. Длина канальцев значительно меньше. Поэтому скорость реабсорбции ниже. Но при этом глюкоза реабсорбируется полностью. Менее интенсивно реабсорбируются вода и ионы в проксимальных канальцах. Зато в дистальных этот процесс протекает значительно более активно. Интенсивность процессов секреции также невелика. Концентрация натрия и хлора в конечной моче до 6 мес. низкая. Даже к 18 месяцам их содержание значительно ниже, чем у взрослых. Задержка натрия в организме приводит к усилению реабсорбции воды и наклонности к отекам. Слабая концентрационная способность почек детей объясняется незрелостью поворотно-противоточного механизма.

Совершенствование безусловно - рефлекторной деятельности мозга ребёнка

В постнатальном онтогенезе происходит совершенствование безусловно - рефлекторных функций. По сравнению со взрослым человеком, у новорождённых значительно более выражены процессы иррадиации возбуждения, поэтому при выполнении координированных движений, например сосания, у них возникает большое количество дополнительных движений (руками, ногами, туловищем и т.д.). Новорожденный и грудной ребёнок почти никогда, кроме сна, не бывает неподвижным даже во сне. Он движется примерно через 5 минут. Его движения беспорядочны и не координированы. Крик, чихание, кашель также сопровождаются рефлекторными движениями.

Крик и оборонительные движения тела, рук, ног при болевых раздражениях имеются уже в 1-й день после рождения. Сосание является одним из первых координированных движений. У новорожденных выявляются следующие двигательные рефлексы: тонический рефлекс рук (схватывание предмета при прикосновении им к коже ладоней), рефлекс ползания, рефлекс спинного хребта (выгибание спины при поглаживании кожи между лопатками) и т.д.

У новорожденных уже имеются глазные рефлексы: зрачковый, роговичный. А также глотательный, коленный, ахиллов и др. безусловные рефлексы, сохраняющиеся всю жизнь.

Однако у них положительный рефлекс Бабинского. В последующем, благодаря формированию условных рефлексов развиваются сложные двигательные навыки, например ходьба, движения пальцев рук и т.д.

В первые дни жизни внешний раздражитель не вызывает изменений поведения. Однако в дальнейшем, при появлении неизвестных ранее ребёнку раздражителей, возникают исследовательско - ориентировочные безусловные рефлексы.

Простейшие безусловные ориентировочно - исследовательские рефлексы формируются к концу 1 началу 2-й недели. Их значение состоит в том, что они способствуют возникновению условных исследовательских рефлексов.

Высшая нервная деятельность ребёнка

Ребёнок рождается с относительно небольшим количеством наследованных безусловных рефлексов, в основном защитного и пищевого характера. Однако после рождения он попадает в новую среду и эти рефлексы не могут обеспечить ему существование в ней. К моменту рождения мозг ребёнка не заканчивает своего развития, но уже способен к образованию условно-рефлекторных связей. Как установлено, первые условные рефлексы могут образовываться уже на 5 - 7 день на основе пищевых безусловных рефлексов.

На 15 день удаётся выработать условный рефлекс на положение тела, т.е. сосательный рефлекс в положении лёжа. Образование временных связей в этот период происходит медленно, они нестойкие. На 3 - 4 месяцах жизни уже можно выработать угасательное и дифференцировочное торможение. Однако полностью внутреннее торможение закрепляется лишь к 5 месяцу. В это же время полностью формируются все основные механизмы, обеспечивающие В.Н.Д. К этому периоду наиболее легко формируются условные рефлексы на звуковые раздражения, труднее на зрительные и тактильные.

Для детей дошкольного возраста характерны живые ориентировочные реакции. В последние месяцы первого и весь второй год жизни происходит формирование речи. Речь у детей образуется путём подражания по законам выработки условных рефлексов. Словарный запас быстро растёт в течение 2-го - 3-го года жизни. Период до 3-х лет является оптимальным для становления речи. До 3 - 5 лет условные рефлексы упрочняются с трудом, т.к. у ребёнка быстро развивается охранительное торможение, вплоть до засыпания. В 5 - 6 лет возрастают сила и подвижность нервных процессов. Дети 6 лет уже могут концентрировать внимание на 15 - 20 минут. Улучшается внутреннее торможение, благодаря чему облегчается дифференцировка раздражителей. В 5 - 6 лет появляется внутренняя речь. С 6 лет начинает формироваться абстрактное мышление.

У детей 7 - 9 лет ускоряется образование условно-рефлекторных связей и они становятся более прочными. Охранительное торможение развивается при значительно большей нагрузке. Лучше происходит образование комплексных условных рефлексов и условных рефлексов высших порядков. Условные рефлексы легко угашаются за счёт внутреннего торможения. В возрасте 12 - 16 лет преобладают процессы возбуждения в коре и подкорке. Возбуждение носит часто разлитой характер. Поэтому у подростков наблюдаются генерализированные двигательные реакции при психоэмоциональном возбуждении (мимика, движения конечностей и т.д.). Вновь ухудшаются процессы дифференцировки. Затрудняется концентрация внимания, появляются явления психической неустойчивости - быстрый переход от радости к угнетённости и наоборот. Уменьшается координирующая, управляющая роль второй сигнальной системы. Все эти явления уменьшаются к 17 годам.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этапы индивидуального развития человека (онтогенеза). Пренатальный период развития человека. Промежуточный мозг, его пределы, внешнее и внутреннее строение, функция. Изменение длины и пропорций тела в процессе постнатального роста и развития организма.

    реферат , добавлен 31.10.2008

    Эволюция нервной системы живых существ. Особенности филогенеза нервной системы. Основные этапы индивидуального развития человеческого организма (онтогенез человека). Закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Периоды онтогенеза человека (внутри- и внеутробный).

    презентация , добавлен 04.09.2015

    Общие закономерности онтогенеза и его периоды. Взаимоотношения материнского организма и плода. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Тератогоенные факторы среды, влияние алкоголя на организм. Возрастные периоды организма и их характеристика.

    реферат , добавлен 17.06.2012

    Внутренняя среда организма. Система крови. Основы гемопоэза. Физико-химические свойства крови, состав плазмы. Резистентность эритроцитов. Группы крови и резус-фактор. Правила переливания крови. Количество, виды и функции лейкоцитов. Система фибpинолиза.

    лекция , добавлен 30.07.2013

    Основные функции крови, ее физиологическое значение, состав. Физико-химические свойства плазмы. Белки крови, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты. Группы крови и резус-фактор. Кроветворение и регуляция системы крови, гемостаз. Образование лимфы, ее роль.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2011

    Анатомо-физиологические особенности органов дыхания, кровообращения у детей. Сердечно-сосудистая, мочевыделительная и нервная системы. Анализ развития опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Функции пищеварительной системы и системы крови.

    презентация , добавлен 28.12.2014

    Понятие о внутренней среде организма. Функции крови, ее количество и физико-химические свойства. Форменные элементы крови. Свертывание крови, повреждение сосуда. Группы крови, кровеносная система, большой и малый круги кровообращения, переливание крови.

    учебное пособие , добавлен 24.03.2010

    Внутренняя среда человека и устойчивость всех функций организма. Рефлекторная и нервно-гуморальная саморегуляция. Количество крови у взрослого человека. Значение белков плазмы крови. Осмотическое и онкотическое давление. Форменные элементы крови.

    лекция , добавлен 25.09.2013

    Физико-химические свойства крови. Выявление взаимосвязи группы крови и характера человека. Различные проявления лидерских качеств, коммуникабельности, темперамента, реакции на стрессовые ситуации. Болезни, свойственные людям с разной группой крови.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Рыбоводно-биологическая характеристика объектов исследования. Характеристика оз. Виштынецкого Функции крови в организме рыб. Органы, участвующие в процессе кроветворения. Состав, свойства крови и причины изменения ее состава. Форменные элементы крови.

В связи с тем, что в детском и юношеским возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать: возрастные особенности формирования организма детей, подростков и юношей; закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий футболом.

В педагогике школьный возраст принято разделять на младший (7-10 лет), подростковый (11-14 лет) и юношеский (15-18 лет).

Такое деление на возрастные группы соответствует действующей ныне сети детско-юношеских спортивных школ, воспитательно-оздоровительных учреждений в нашей стране.

Есть такое понятие - “биологический возраст”. Означает оно достигнутый к определенному моменту уровень морфологического и функционального развития организма. Установлено, что темп индивидуального развития детей неодинаков, хотя у большинства детей темпы развития соответствуют возрасту. Вместе с тем в любой возрастной группе есть дети, которые опережают сверстников в развитии или отстают от них. Число таких детей относительно невелико, но этот факт необходимо учитывать при подготовке юных футболистов.

6.2.1. Младший школьный возраст (7-10 лет)

В этом возрасте значительно меняются строение и деятельность организма.

Ведущую роль в развитии функций организма играет центральная нервная система, и прежде всего ее высший отдел - кора головного мозга. Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания ядра двигательного анализатора в мозгу заканчивается к 12-13 годам.

Перестройка функций. коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших. Авторитет тренера у детей младшего возраста очень велик. Принцип дружбы у мальчиков носит чисто внешний характер. У детей появляется стремление проверить свои силы в той или иной деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы детей становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной емкостью.

Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей младшего школьного возраста. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Появляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на деталях его выполнения. При этом память на движения у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7до 12 лет.

В возрасте 9-10 лет возрастает контролирующая роль коры головного мозга. По мере образования новых и более сложных кортикальных систем деятельность больших полушарий становится все более тонкой и сложной. Быстрее происходит образование условных рефлексов. динамические стереотипы двигательных навыков, закрепленные в младшем школьном возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.

У детей 7-10 лет наступают и некоторые изменения в костной системе. Процессы роста и развития скелета во многом определяются характером деятельности организма, упражнением его двигательной функции. для костной ткани движения являются одним из важнейших биологических стимуляторов, оказывающих влияние на рост, формирование и функциональные способности скелетной системы.

Следует отметить, что изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных исходных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями, возможны искривления. Это объясняется недостаточным развитием мускулатуры мальчиков, поэтому очень важно детям 7-10 лет давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем, чтобы развитие кривизны позвоночного столба происходило без отклонений.

При занятиях футболом большую нагрузку несут нижние конечности. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы.

Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата.

Вес мышц у мальчиков 8 лет составляет 27% веса тела, в возрасте 12 лет - 29,4%. Одновременно с увеличением веса мышц совершенствуются и их функциональные свойства, обогащаются иннервационные отношения.

Мышцы в этом возрасте развиваются неравномерно: быстрее крупные мышцы, медленнее - малые. Это одна из причин того, что мальчики плохо справляются с заданием тренера выполнить упражнения на точность.

двигательная деятельность обусловливает не только развитие опорно-двигательного аппарата, но и функциональные возможности внутренних органов и систем.

Особенно важное значение для здоровья и полноценного функционирования организма мальчиков 7-10 лет имеет формирование и функциональное состояние аппарата кровообращения. На всем протяжении развития организма наблюдается нормальное взаимоотношение между развитием сердечно-сосудистой системы и массой тела, относительный вес сердца на 1 кг веса тела с возрастном уменьшается. Особенно выраженное уменьшение отмечается в возрасте 10-11 лет.

Сердце у мальчиков 7-10-летнего возраста маленькое. Пульс в покое равен 80-95 уд/мин, при нагрузке достигает 140-170 уд/мин. Отмечая способность 9-12-летних футболистов быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо иметь представление о некоторых особенностях их сердечной деятельности. Так, сердце мальчика при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение Минутного объема крови происходит у детей и подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема.

В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность грудной клетки и размеры ее дыхательных движений прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 см; жизненная емкость легких возрастает с 1400 до 2200 мл. Развитие силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность для значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы. У мальчиков сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 8 до 11 лет. При этом наблюдается значительное увеличение легочной вентиляции. Частота дыхания в этом возрасте в среднем равна 20-22 в минуту.

Суммируя изложенные здесь данные анатомо-физиологических особенностей организма детей младшего школьного возраста, следует отметить, что функциональные возможности детей 7-10 лет невысоки, непрерывные процессы развития, происходящие в организме, требуют внимательного педагогического контроля при занятиях футболом.

Комнатные, садовые и лекарственные растения. Все об уходе, размножении, вредителях и болезнях растений. Типы цветников. Способы применения лекарственных растений в быту.

6.2.2. Подростковый возраст (11-14 лет)

Основная особенность подросткового возраста связана с процессом полового созревания, развертывающимся в это время. Он характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка. Установлено, что к 12-летнему возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль головного мозга. Развивается процесс внутреннего торможения. Усиливается функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.).

К 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека. Поэтому после 13-14 лет показатели развития двигательной функции изменяются в значительно меньшей степени. Завершение созревания двигательного анализатора совпадает с периодом полового созревания мальчиков этого возраста. Научные данные говорят о том, что в этот период подростки, не имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном возрасте, овладевают новыми формами движений.

В возрасте 11-13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени. Если мальчикам 10 лет одновременный анализ движений по пространственным и временным признакам еще непосилен, то подобный анализ движений с двумя одновременно предъявленными задачами может успешно осуществляться начиная с 12-13-летнего возраста.

У подростков 13-14 лет при изучении сложных по координации движений иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Следует отметить, что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике. Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения, немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей. Источник этого явления - интенсивное физическое развитие, половое созревание, появление так называемого чувства взрослости

При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков, и как функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности. Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4-5 кг, роста - 4-б см, окружности грудной клетки - 2-5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета. К14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов.

К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29,4% веса тела, в 15 лет - 33,6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет.

Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.

У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам - 117/ 73 мм рт. ст.

Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин.

Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.

6.2.3. Юношеский возраст (15-18 лет)

Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека.

данный возраст связан с быстрым увеличением роста. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых. Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых.

Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет.

К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы.

К18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.

У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.

В целом организм юношей в 16-17 лет созрел для выполнения большой тренировочной работы, направленной на достижение высокого спортивного мастерства.

Просмотров: 95450

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

(ДОУ)

Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания.

Процесс роста и развития ребенка происходит по определенным принципам, то есть имеет некоторые общие для всех детей закономерности .

1. Неравномерность процесса роста и развития. (Если динамику роста и развития ребенка отобразить в виде графика, то получится ступене-образная кривая с участками интенсивной и замедленной динамики).

Так, за первый год жизни длина тела ребенка увеличивается на 47%, за второй год – на 13%, за третий – на 9%.

В периоде полового созревания отмечается скачок роста, а в возрасте 18-20 лет увеличение длины тела прекращается.

2. Неравномерность процессов развития отдельных органов и систем.

3. Половые различия процессов роста и развития.

4. Генетическая и средовая обусловленность процессов роста и развития.

5. Биологическая надежность систем организма ребенка в целом (несмотря на слабость и неразвитость отдельных конкретных систем организма ребенка, суммарное их функционирование направлено на обеспечение максимальной адаптации к условиям внешней среды)

Организм ребенка характеризуется особенностями ,

1.анатомо-физиологические особенности (отличия в структуре и функционировании органов и систем);

2. более слабая, чем у взрослых, приспособительная способность к неблагоприятным факторам среды;

3. интенсивный рост и развитие детей;

4. неравномерность процессов роста и развития как отдельных органов и систем, так и организма в целом.

В индивидуальном развитии ребенка (онтогенезе) выделяют 7 периодов созревания:

1. Период новорожденности – 1 - 10 дней.

2. Грудной период – 10 дней - 1год.

3. Раннее детство – 1 - 3 лет.

4. Первое детство – 4 - 7 лет.

5. Второе детство –

мальчики – 8 - 12 лет.

девочки – 8 - 11 лет.

6. Подростковый период –

мальчики – 13 - 16 лет.

девочки – 12 - 15 лет.

7. Юношеский период –

юноши – 17 - 21 год.

девушки – 16 - 20 лет.

Анатомо-физиологические особенности детского организма.

Отдельные органы и системы организма ребенка растут и развиваются неравномерно (принцип неравномерности)

Эту закономерность объясняют необходимостью ускоренного развития тех образований, которые обеспечивают выживаемость организма (принцип биологической надежности)

К концу 3-го года жизни ребенка масса головного мозга увеличивается в 3 раза и достигает 1100 г. В это время идет интенсивное формирование условно-рефлекторной деятельности, через нервную систему осуществляется связь с внешней средой.

Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора. В них преобладают органические элементы. Вследствие этого скелет ребенка обладает большой эластичностью и подвержен искривлениям (деформации).

Среди школьников встречаются дети с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, круглая спина).

Мышечная ткань у детей развивается неравномерно. В первые годы жизни активно развиваются группы мышц туловища и нижних конечностей, и лишь затем - мелкие мышцы кисти, обеспечивающие выполнение более тонких и точных движений.

Сердечно-сосудистая система у детей развивается неравномерно.

Ребенок рождается с большим сердцем, но сила его сокращений невелика. При этом для обеспечения необходимого минутного объема крови необходимо увеличение частоты сердечных сокращений (80-90 ударов/минуту).

Несовершенство развития проводящей системы сердца обуславливает аритмичность работы сердца.

Одной из особенностей роста и развития сердечно-сосудистой системы у детей является отставание роста сердца от роста сосудов. Этим объясняется низкий уровень артериального давления (80-90 мм ртутного столба). В последующие годы, особенно в период полового созревания, наблюдается обратное явление – рост сердца опережает рост сосудов. Это приводит к повышению артериального давления у детей.

Верхние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых. Полости носа малы и неразвиты.

Просвет бронхов узкий, поверхность альвеол легких в 3-4 раза меньше. Большая потребность в кислороде обусловливает увеличение числа дыхательных движений. Так, у новорожденных частота дыхания 40-60, а в 2-3 года – 25-30 в минуту.

Грудная клетка у детей приподнята, ребра расположены почти горизонтально. Все сказанное, а также высокое стояние диафрагмы и слабость межреберных мышц обуславливает поверхностное дыхание у детей.

Пищеварительная система.

Молочные зубы у детей покрыты более тонкой эмалью, они легко подвергаются кариесу.

К особенностям пищеварительной системы у детей относят узость пищевода и малый объем желудка.

Слабо выраженная кислотность и низкая ферментативная активность пищеварительных соков часто является причиной расстройства пищеварения.

Мышечный слой и перистальтика кишечника детей развиты слабо, что часто является причиной запоров.

Клетки печени развиты недостаточно, что обуславливает слабо выраженную антитоксическую функцию печени.

Зрительный анализатор – к 6 месяцам ребенок приобретает способность координировать движения глазных яблок, к году – различать цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая изменяется на соразмерную к 7-10 годам. Детская дальнозоркость при нерационально организованном режиме занятий, при неправильном подборе школьной мебели, в условиях недостаточного, нерационального освещения часто переходит в стойкую близорукость.

Оценивая состояние нервной системы , следует отметить, что кора головного мозга у новорожденных является наименее развитой (относительно других отделов головного мозга). Все жизненные процессы у них регулируются подкорковыми центрами.

К 15-16 годам происходит функциональное созревание коры.

В течение 2-3 года жизни происходит развитие второй сигнальной системы. К 4-м годам словарный запас ребенка составляет 1200-1300 слов.

Детский организм находится в стадии развития. Практически все его системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, скелетно-мышечная, эндокринная и др., – пребывают в стадии неуклонного роста. В отличие от взрослого человека, малыш, ребенок, подросток имеет совершенно иные показатели, которые отличаются друг от друга с течением времени. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей необходимо учитывать при диагностике патологических состояний и заболеваний.

Отличия в строении и функционировании организма человека в период роста и созревания предопределяют разницу подходов в диагностике и лечении. Поэтому в медицине существует отдельная наука – педиатрия, которая подразделяется на несколько дисциплин:

  • Неонатология – занимается лечением новорожденных;
  • Медицина подросткового возраста – изучает период созревания человеческого организма.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, практически все медицинские дисциплины имеют отдельную специализацию, как то детская хирургия, отоларингология, стоматология, неврология и так далее.

Наиболее наглядно просматриваются анатомо-физиологические особенности детей в фармакологии. Медицинские препараты, подходящие для лечения взрослых, не всегда полезны детям, поэтому они запрещены к применению в педиатрии в определенных возрастных периодах.

Анатомо-физиологические особенности развития детей

После рождения рост и вес ребенка увеличиваются почти в геометрической прогрессии. Так, на втором году жизни каждый месяц прибавляется по одному сантиметру и 200-250 г. К третьему году жизни увеличивается двигательная активность, которая требует большую часть энергии. В это время происходит созревание и формирование внутренних органов. Со стороны опорно-двигательного аппарата анатомо-физиологические особенности развития детей заключаются в достаточно быстром окостенении хрящевых тканей. В первую очередь окостенению подвергается надкостница, поэтому переломы у детей совершаются по типу «веточки», когда сломанная кость «висит» на целой надкостнице. Перелом у ребенка срастается гораздо быстрее, чем у взрослого. Рост скелета у человека продолжается до 21 года.

Анатомо-физиологические особенности детей в подростковом возрасте обуславливают такие состояния, которые хотя и не являются нормой, но не вызывают серьезных опасений за здоровье ребенка. В последнее время, в связи с акселерацией, скелет растет гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Учащаются случаи внезапных обморочных состояний у подростков, особенно мужского пола. Объяснением подобных случаев служат анатомо-физиологические особенности детей нынешнего времени. Когда происходит рост костной ткани – физиологическое возрастное вытяжение – сосуды «не успевают» прорастать в таком количестве, чтобы обеспечить кислородом и питанием мышечную ткань. Поскольку расход питательных веществ резко увеличивается, приток кислорода к головному мозгу сокращается, особенно в вертикальном положении тела. В результате ребенок падает в обморок. Если нечто подобное происходит у взрослого, это свидетельствует о серьёзной патологии.

Важную роль у ребенка в развитии тех или иных состояний имеют кожные покровы, площадь которых по отношению к внутренним органам намного больше, чем у взрослого человека. И тут анатомо-физиологические особенности детей порождают в большинстве случаев необоснованные страхи за здоровье ребенка. Дело в том, что подкожная клетчатка у ребенка развита недостаточно, так как процессы роста не предусматривают жировых отложений. Эта особенность дает почву для развития диатезов и судорог при лихорадочных состояниях.

В первые годы жизни нервно-мышечная система ребенка находится в состоянии гипертонуса, поэтому у малыша определяются сухожильные рефлексы, которые у взрослого считаются патологическими. Это также анатомо-физиологические особенности детей, которые не следует путать с заболеваниями нервной системы.

Пищеварительная система совершенствуется в течение нескольких лет. При питании ребенка учитывается способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию тех или иных продуктов. Только прорезывания всех зубов свидетельствует о готовности к приему в пищу «взрослых» продуктов, которые требуют достаточного количества желчного сока и пищеварительных ферментов.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей

Возраст детей подразделяется на отдельные периоды жизни, и каждый из них имеет свои особенности, как в анатомии, так и в физиологии:

  • Младенчество (с рождения до одного года жизни). Наибольший интерес представляет развитие нервной системы, в частности, зрительного анализатора. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей таковы, что после рождения до второй недели жизни ребенок видит все предметы в перевернутом состоянии. Поэтому взгляд новорожденного «плавающий», так как ребенку сложно сфокусировать зрение, «сопоставить» внешнюю картинку со зрительным анализатором высшей нервной системы;
  • Ранний детский возраст (1-3 года). В этот период анатомо-физиологические особенности детей заключаются в изменении внутренней среды организма. Показатели анализов крови и мочи приводятся ближе к взрослым нормам. Начинают функционировать железы внутренней секреции. В этом возрасте определяются черты характера человека и врожденные заболевания;
  • Подростковый период. Анатомо-физиологические особенности детей в это время наиболее выражены в появлении вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется формированием абстрактного и аналитического мышления.

При оказании медицинской помощи всегда учитываются анатомо-физиологические особенности детей, используются совершенно иные подходы, инструменты и лекарственные средства.