Дидактические игры занятия с материалами и игрушками. Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста. Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развит

Понятие "дидактические игры и игрушки" для многих родителей является чем-то далеким, непонятным и сложным. А ведь такие игрушки занимают особое место в жизни и , поскольку являются первым обучающим материалом малыша.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос: полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку?

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Однако, дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача родителя направить детскую активность в развивающее русло. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом, соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.

0-1 год

С первых дней жизни родители покупают долгожданному чаду всевозможные мягкие игрушки, а также разнообразные погремушки и подвески, которые открывают копилку дидактических игрушек. Первые из них служат, прежде всего, для своевременного развития детей, формирования восприятия и начальных элементов мышления, различения форм, величин, цветов, материалов. Также они помогают расширить ориентировку в звуках и знакомят малыша с разнообразием окружающего мира.

1-2 года

Со второго года жизни разнообразие дидактических игрушек значительно увеличивается. В этом возрасте малыш продолжает познавать такой неизвестный для него окружающий мир. Дети учатся производить действия, требующие относительно сложных ручных умений. Знакомятся с физическими свойствами предмета (масса, подвижность и т.п.), с количеством (один, много, мало).

Занятия с дидактическими игрушками активно развивают слух, зрение, мышление, память и воображение, мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения.

На этом этапе сохраняются все игрушки из прошлого периода, однако увеличивается число частей, составляющих комплексную игрушку, и, возможно, размер. В пирамидке число колец может доходить до 10. Нанизывая и снимая кольца разного размера сначала со взрослым, а потом и сам, ребенок поймет, что за большим кольцом следует меньшее и т.д. Можно продолжать вставлять втулочки в отверстия и вынимать их. Они могут быть одного или разного размера. Такая игрушка способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи, если при выполнении действий с ней взрослый рассказывает сказку, побуждая малыша к продолжению повествования.

В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Например, малыш может отделить красные шарики от синих, шарики от кубиков, выбрать одинаковые по размеру втулочки. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов , которые в дальнейшем послужат ребенку в развитии других функций. Детали конструктора должны быть средней величины, чтобы ребенок мог удержать их в ручке. Не стоит высыпать все кубики, лучше для начала достать 5 - 6 штук. Здесь появляются элементы первой конструктивной деятельности, способствующей развитию мышления, воображения. Например, постройте с ребенком домик или башенку, он уже может ставить один кубик на другой.

Также, с помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты и прокатывать внутри них шарик, сначала рукой, а потом с помощью какого-либо удлиненного предмета (палочки). Это способствует развитию мелкой и крупной моторики, координации движения рук. Для развития этих функций также подойдут и лабиринты, сделанные из проволоки: на нее нанизаны всевозможные фигурки, которые необходимо "провести" по дорожке.

После года малышу также можно предложить так называемые "почтовые ящики" , которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру.

Сначала нужно показать самый простой "почтовый ящик" с 2-3 геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).

Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны - все это музыкальные игрушки . Их назначение - способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь чистый звук.

Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие движения, например всевозможные каталки (на устойчивых колесах и с палкой или удобной для малыша ручкой для захвата). Заинтересуют его и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки.

К концу второго года жизни можно удивить кроху разрезными картинками из 2-4 частей. То же касается и кубиков. Лучше, если это будет один нарисованный предмет, персонаж, а не сюжетная картинка с мелкими изображениями героев.

2-3 года

В этом возрасте активность малыша проявляется в большей самостоятельности, в желании создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, построить), возрастает способность детей к проведению сравнения и обобщения.

К третьему году все вышеперечисленные игрушки не стоит убирать от ребенка, наоборот, необходимо увеличить их количество (включая новые виды, например пирамидки из объемных геометрических фигур со сквозными отверстиями). В этом возрасте можно дать малышу "шнуровки" .

Игра "Парные картинки" также может заинтересовать ребенка, но следует помнить, что без помощи взрослого ему будет трудно их освоить. Начинайте с картинок, где изображен один хорошо знакомый ребенку предмет.

К трем годам интерес у малыша вызывает как крупная, так и мелкая мозаика . Покажите ребенку, как "строить" домик, цветочек и, начав собирать по образцу, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы . Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами. Несколько раз собрав пазл вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Интересным для ребенка этого возраста окажется "волшебный мешочек" с вложенными в него игрушками и формами, которые нужно распознать на ощупь, запустив руку внутрь. В магазинах встречаются обычно мешочки с деревянными фигурками. Однако здесь главное, чтобы предмет был знаком, поэтому в мешочек сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку, и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления.

Для развития крупной моторики подойдут такие игрушки, как "рыбалка" и "сачок".

Можно организовывать семейные игры, например "Лото", "Домино" с изображением предметов и животных, "Логические цепочки". Это игры, в которых ребенок будет подбирать необходимые предметы по смыслу или выстраивать логическую последовательность. Также к семейным относятся всевозможные настольные игры, например: "Кто что дает" (корова-молоко; курица - яйцо), "Где чей детеныш", "Ассоциации".

4-6 лет

К 4 годам появляется особый вид игрового материала - настолъно-печатные игры . Они способствуют развитию внимания и памяти, например, такие игры, как "Чего не стало", "Что изменилось"; развитию интеллекта и образного мышления ("Чего не хватает"); символического мышления ("Правила дорожного движения") и умения выделять существенные признаки ("Времена года"); знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о среде обитания животных ("Мир животных и птиц"), о профессиях и многом другом. Такие игры помогают не только сформировать логические операции (классификация и другие), но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, запомнить цифры и буквы. Кроме того, настольные игры требуют внимания, сосредоточенности, быстроты, умения ориентироваться.

К 5-6 годам дети уже способны решать сложные интеллектуальные задачи. Это самое подходящее время для разнообразных конструкторов с различными креплениями, деталями. Малыш сможет придумывать и реализовывать свои замыслы самостоятельно, будет чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами, и эти чувства родителям необходимо поддерживать и разделять вместе с ним.

Вашему ребенку уже подвластны пазлы с большим количеством деталей. Конечно, это не однодневный труд, но итог стоит затраченного времени. И не забудьте про головоломки . Это игрушки для развития ума и тренировки сообразительности. К ним относятся: викторины, цилиндрики с шариками, которые надо выстроить по цвету, "Пятнашки", "змейки", "загони шарик", знаменитый "Кубик Рубика". Подобные игры развивают интеллект, воображение, сообразительность, ловкость, упорство в решении игровых задач на основе образного и логического мышления. Их устройство часто требует от ребенка применения ранее неизвестных ему способов действия для достижения цели. Некоторые игрушки способствуют тому, чтобы дети научились решать задачи на сопоставление, удерживание в памяти необходимой информации, на опробование и выбор вариантов действий.

Родители должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка - это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш - не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Вероника Алексо, Мария Агафонова,
психологи Центра Музея игры и игрушки Московского
городского психолого-педагогического университета
Статья предоставлена журналом "Мама и Малыш" №01 2007 год

Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

дипломная работа

2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей

В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны для успешного развития детей, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.

Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.

Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний; развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Аппликация из ткани в дошкольном образовательном учреждении

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил...

Влияние IT технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству

Дошкольное детство - время активного вхождения ребенка в широкий мир. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный, непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный...

Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста

Наука о дыхании - это наука о жизни. Из всех научных дисциплин и тайных знаний она считается самой важной и наиболее трудной для достижения. Чтобы в совершенстве овладеть наукой о дыхании, человеку надо не только обладать определенными знаниями...

Дидактические игры в детском саду

Игра -- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность...

Дидактические игры в развитии речи детей-сирот 2 года жизни

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследо-вателей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В то время...

Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности...

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой»...

Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования

Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта...

Музыкальные развлечения, основанные на народных традициях как форма организации музыкально-художественной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Фольклор. Всё чаше это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творчески подъём...

Обучение детей сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования

Особенности развития произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактических игр

Как уже говорилось выше, дидактические игры имеют большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они оказывают влияние на умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание детей дошкольного возраста...

Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет

Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам...

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, раскрыть ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры...

Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков...

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Основное значение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух...

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т. п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев. Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький), их качества (твердый – мягкий; легкий – тяжелый и т. п.), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо и т. д.). Ребенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и т. п. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение. Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач: 1) умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций; 2) развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.); 3)развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук; 4) развитие познавательной активности (любознательность); 5) воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. п.).

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.

2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.). 3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.).

Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам. 5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4–10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т. п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал – шишки, желуди, листья и пр. На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета.

Ребенок учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. На втором году жизни происходит лишь накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами. Так у ребенка формируется первоначальный круг знаний о предметной деятельности. Эти начальные знания о свойствах предметов и отношений будут уточняться и качественно меняться весь последующий период обучения ребенка в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции) малыш получает первый опыт практических действий с предметами. Второй год жизни становится как бы «точкой отсчета» в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности.

Они помогают: 1) сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов; 2) выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы; 3) осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи; 4) ввести элементы «экспериментирования»; 5) обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости; 6) обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка.

Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания и т. п., оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста.

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т. п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев. Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький), их качества (твердый – мягкий; легкий – тяжелый и т. п.), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо и т. д.). Ребенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и т. п. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение. Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач: 1) умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций; 2) развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.); 3)развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук; 4) развитие познавательной активности (любознательность); 5) воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. п.).

1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.

2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.). 3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.

4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.).

Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам. 5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4–10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т. п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал – шишки, желуди, листья и пр. На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета.

Ребенок учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. На втором году жизни происходит лишь накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами. Так у ребенка формируется первоначальный круг знаний о предметной деятельности. Эти начальные знания о свойствах предметов и отношений будут уточняться и качественно меняться весь последующий период обучения ребенка в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции) малыш получает первый опыт практических действий с предметами. Второй год жизни становится как бы «точкой отсчета» в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности.

Они помогают: 1) сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов; 2) выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы; 3) осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи; 4) ввести элементы «экспериментирования»; 5) обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости; 6) обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка.

Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания и т. п., оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.


Среди разнообразия игр значительное место занимают дидактические игры. Они особенны тем, что создаются взрослыми и предлагаются детям, наполнены конкретным содержанием и сопровождаются определенными правилами. Это - учебные игры, и педагоги широко пользуются ими как средством воспитания и обучения для расширения представлений детей, закрепления приобретенных знаний и формирования умения использовать их на практике, для облегчения и оживления процесса учебы. Ведь, когда умственная задача решается в ходе доступной для детей деятельности, которая сохраняет признаки игры, это дарит детям большую радость.

Проработав педагогические источники, мы приводим наиболее удачное, на наш взгляд, толкование этого понятия: дидактическая игра - индивидуальная, групповая и коллективная учебная деятельность детей, включающая в себя элемент соперничества и самодеятельность в усвоении знаний, умений и навыков, приобретение опыта познавательной деятельности и общения в процессе игрового обучения.

Дидактические игры, игровые занятия и приемы повышают эффективность восприятия учащимися учебного материала, разнообразят их учебную деятельность, вносят в нее элемент любопытства.

Проведя исследование литературных источников, мы выделили важнейшие задачи учебных игр.

  • 1. Дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребенка, обеспечивает развитие восприятия. Развитие сенсорных способностей в дидактической игре происходит вместе с развитием логического мышления и умения выражать мысли словами, ведь для решения игровой задачи ребенку приходится находить характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, группировать, классифицировать их, делать выводы, обобщения. Выполнение интересных игровых действий и правил способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания, быстрого и прочного запоминания.
  • 2. Решение дидактического задания формирует также и волю. Добросовестное выполнение правил требует выдержки, дисциплинированности, приучает к честности, справедливости, влияет на развитие произвольного поведения, организованности. Содержание и правила дидактических игр помогают формированию у детей нравственных представлений и понятий (о бережном отношении к предметам как продуктам труда, о нормах поведения, отношениях со сверстниками и взрослыми и т. д.).
  • 3. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками способствуют эстетическому развитию. Интересная дидактическая игра вызывает положительные эмоции, улучшает самочувствие.

Дидактическая игра, как метод обучения имеет свою структуру. Так, В.В. Волина определяет 4 этапа в структуре учебного процесса, который предусматривает дидактическую игру:

  • 1. Ориентация. Педагог характеризует тему, которая изучается, основные правила игры и ее общий ход.
  • 2. Подготовка к проведению. Распределение ролей, изучение игровых заданий, процедурные вопросы.
  • 3. Проведение игры. Педагог следит за игрой, фиксирует последствия (подсчеты баллов, принятия решений), разъясняет то, что непонятно.
  • 4. Обсуждение игры. Педагог руководит дискуссионным обсуждением игры. Внимание уделяется сопоставлению имитации с реальным миром, установлению связи игры с содержанием учебной темы.

Дидактические (учебные) игрушки особенно способствуют умственному воспитанию детей. Используя их, дети учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разнообразные игрушки (конусные башенки, цветные миски, шарики, разнообразные мозаики и тому подобное) призваны помогать сенсорному развитию ребенка. Разборные игрушки, конструкторы формируют у детей способность к анализу, синтезу, обобщению, сравнению, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представление ребенка об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас. Использование технической игрушки развивает ее конструкционные способности, формирует интерес к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя в играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, размере, направлении, положении, протяженности и тому подобное. Игрушки помогают усваивать через игровые ситуации правила и нормы поведения и взаимодействия людей.

Поэтому дидактическая игра - "одна из форм учебного влияния педагога на ребенка". Она пригодится во время усвоения детьми любого материала, предвиденного программой, и может проводиться на занятиях; может входить в музыкальное занятие, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Вторая цель дидактической игры - сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбирать их по собственному желанию.

Важно, чтобы обе цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение детьми определенных знаний.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время занятий у ребенка формируются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей постепенно формируется способность сосредоточиваться на том, что им показывает и говорит взрослый. Используя склонность маленьких детей к наследованию, воспитатель побуждает их воспроизводить увиденные действия, услышанные слова. "Развитие сосредоточенности и способности к наследованию - необходимые условия усвоения детьми сведений и умений. Это - одна из важных задач, которая должна решаться во время занятий, тем более, что не все дети одинаково овладевают этими качествами".

Посредством развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т.д. Наряду с этим процесс обучения игре детей будет иметь свои особенности:

  • - широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;
  • - постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;
  • - адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей,
  • - выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;
  • - повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

Игра и игрушка для ребенка - средство познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, изучает растений и животных. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающую среду, ищет выхода из положения. Такие игры воспитывают детей-организаторов, которые умеют настойчиво идти к цели и вести за собой других, организовывать их.

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова и представляет стержень игровой деятельности, является средством отображения действительности.

ВИДЫ ИГРУШЕК .

Классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр (хотя это разделение достаточ­но условное, например, мобиле можно отнести как к дидактическим, так и к двигательным игрушкам):

дидактические игрушки (мобили, матрешки, пирамиды, разноцветные ша­ры, бочонки, мозаики, пазл, конструк­торы, настольные и печатные игры и др.),
в том числе звучащие и музыкальные иг­рушки (бубны, ксилофоны и др.), сюжетные или образные игрушки (кук­лы, фигурки животных и т. д.), в том числе театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения), динамические или двигательные (ка­талки, машинки, юла и т. д.), в том числе игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, кегли и др.), игрушки-самоделки (делаются роди­телями или детьми), игрушки - забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков). В дополнение к игрушкам создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самоле­тов и т. д.

Дидактические игрушки - это иг­рушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, логического и пространственного мышления, мел­кой моторики рук, зрения, музыкаль­ного слуха, творческого воображения. Дидактические игрушки способствуют усидчивости и терпению. Отавное прави­ло в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует вы­кладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше че­редовать игрушки каждые 10 - 15 ми­нут, для того чтобы интерес к игре не пропадал. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Музыкальная карусель (или мобиль) развивает зрение, слух, умение следить за движением предметов по кругу" и координацию движений. Выбирая карусель, учитывайте, что малыш смотрит на фигурки снизу. Поэтому обратите внимание, как расположены игрушки. Малыш, лежащий на спине, должен видеть каждую фигурку целиком, а не ее нижнюю часть. Глядя на игрушку, малыш учится сосредоточивать взгляд на «ярком пятне». Одна из первых игрушек в жизни малыша - это, конечно, погремушка. Она знакомит младенца с формой, цветом и звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Ятя развития тактильных ощущений идеальны погремушки, состоящие из частей с разными на ощупь поверхностями: мягкой, твердой шершавой и т. д. Подбирать погремушки лучше с разным шумовым эффектом (например, с колокольчиками, с бубенцами). Достаточно распространены сейчас и мягкие погремушки - игрушки с бубенчиком внутри, сшитые из синтетических тканей, гладких или с коротким ворсом, прочных и безопасных для ребенка. Они могут быть набиты мягким однородным материалом, маленькими гранулами, внутри них может прощупываться какой-либо предмет правильной геометрической формы (цилиндр шарик и т. п.). Среди мягких погремушек можно выделить ножную погремушку - сшитый в виде игрушки яркий браслет или носочки с бубенчиком внутри. Надетая на ножку ребенка погремушка привлекает его внимание к познанию своего тела, учит управлять им.

Очень нравятся детям развивающие коврики с дугами и без. На дуги фиксируются подвесные игрушки, сам коврик сшит из мягких материалов, обеспечивая комфорт и безопасность ребенку. Материалы, из которых сделаны предметы комплекса, разнообразны по фактуре. Прикосновения к различным поверхностям будут способствовать так­тильной тренировке ребенка. Забавные пищалки, музыкальная функция, игруш­ки, загорающиеся при проигрывании мелодий, введут малыша в мир звуков, заложат интерес к музыке, разовьют гармоничное восприятие, слух и чувство ритма. Это первый игровой центр крохи, позволяющий ему ознакомиться с но­выми ощущениями, звуками, цветовой палитрой.

Основные виды развивающих ковриков : складной коврик, в комплекте к ко­торому имеется специальная сумка для его хранения, коврик с устанавливаемыми над ним дугами, где фиксируются различного рода игрушки, коврик-сиденье в коляску, музыкальный развивающий коврик, коврик в форме треугольника, круга и т. п., надувной развивающий коврик.

Выбирая коврик для малыша, об­ратите внимание на рекомендацию по возрасту ребенка. Некоторые моде­ли подходят детям с самого рождения. Другие же приспособлены для малышей от 3 месяцев и старше. Коврик должен быть достаточно большой, чтобы совсем маленький ребенок мог на нем ком­фортно лежать, у коврика для малышей 6 - 8 месяцев должно быть достаточно места для сидения.

Можно сделать развивающий коврик самостоятельно. Вот уж где может развер­нуться ваша фантазия! На таком коврике найдется место и шнуровке, и пуговицам, и кармашкам, которые можно расстегивать и застегивать, и маленьким игрушкам, и аппликациям на липучке, и предметам для счета, и первым буквам и многое дру­гое. Коврик может быть сюжетный, когда за основу берется одна какая-то тема (на­пример, времена года, животные, природа и т. п.) или разноплановый, состоящий из несвязанных между собой элементов.

Пирамидки - одна из самых любимых детских игрушек.

Они бывают пласт­массовыми и деревянными, с кольцами и квадратными пластинами. У некоторых даже кольца разбираются на части, как пазлы. Но результат один - ребенок собирает нечто разрозненное в единое целое. И пусть вам не кажется это смеш­ным - у малыша даже в столь нежном возрасте повышается уровень самооцен­ки. Кроме того, игры в пирамидки раз­вивают у ребенка логическое мышление, внимание и мелкую моторику, позволяют познакомиться с различными цветами, в которые так ярко окрашены элементы.

Очень полезное занятие - конструиро­вание. Оно способствует развитию мотори­ки, формируют образное и пространствен­ное мышление, тренирует воображение и развивает творческие способности. Кро­ме того, в процессе игры воспитываются такие качества, как умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходи­мые элементы конструктора.

Конструкторы развивают восприятие симметрии, красоты и гармонии. Они бывают: пластиковые, деревянные, метал­лические, керамические, бумажные, маг­нитные, электромеханические, текстиль­ные и т. д. Сейчас в продаже появились тематические конструкторы («Зоопарк», «Домашние животные» и т. д.). Такие игры открывают богатые возможности для сю­жетной игры.

При выборе конструктора ориентируй­тесь, прежде всего, на возраст ребенка. Детям до 3 лет нужен конструктор с про­стыми большими деталями, удобными для детской руки. Сложные наборы ему пока не нужны. Если конструктор окажется слишком сложным, малыш может надолго потерять интерес к такому виду игры.

Для детей до 3 лет самыми распростра­ненными являются пластмассовые конс­трукторы . Они производятся из пластмас­сы, которая не разбивается на осколки, а также не содержит вредных для здоровья веществ. В основном все наборы и все детали таких конструкторов совместимы между собой. Детали отличаются разнооб­разием и яркостью цветов.

Деревянные конструкторы приятно де­ржать в руках, потому что они всегда теп­лые на ощупь, а шероховатая поверхность развивает тактильную чувствительность.

В последнее время все более популяр­ными становятся мягкие конструкторы (например, кубики из ткани). Они не содержат острых граней, по сути, явля­ются мягкой игрушкой.

Для развития творчества, фантазии, воображения как нельзя лучше подойдут ковролиновые конструкторы. К ковролиновой основе с помощью «липучек» крепятся детали конструктора. Детали также можно соединять между собой.

Магнитный конструктор развивает пространственное воображение ре­бенка, позволяет создавать трехмер­ные конструкции. К тому же детали соединяются и разъединяются без лиш­них усилий. Маленьким исследователям нравится, что магнитные элементы прилипают ко всему металлическому в доме.

После года малышу также можно предложить так называемые логические кубики, которые представляют собой пластиковую коробку (часто в форме животных), на стенках которой выреза­ны фигуры (например, геометрические), и в эти отверстия малыши вставляют предметы, соответствующие контуру.

Игры - шнуровки

Игры - шнуровки - очень полезные развивающие игрушки для детей. Они представляют собой оригинально выпол­ненные изображения с отверстиями, в ко­торые надо продеть шнурок или закрепить им отдельно взятые детали. Малыши с ув­лечением просовывают шнурки в дыроч­ки, завязывают узелки, а те, кто помладше их просто «запутывают» и «распутывают», прикрепляют одну деталь к другой и дела­ют это с большим удовольствием.

Шнуровки могут быть выполнены из мягкого материала, а также фанеры или прессованного картона. В самых простых играх детям предлагают просто продеть шнурки, аккуратно вытаскивая их кончи­ки. В более сложных - к основному изоб­ражению прошнуровывают отдельные детали, например элементы одежды или дополнительные части (к домику - двери и окна, к дереву - яблоки и груши и т. д.

Вкладыши

Детям с полутора лет можно предла­гать вкладыши. Вкладыши - это неболь­шие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются натри вида: вкладыши в рамку, вкладыши в ос­нование и вкладыши один в другой. Та­кие занятия развивают руку и глазомер. Играя с вкладышами, можно обратить внимание ребенка на цвета, посчитать изображения, придумать рассказ о пер­сонажах, изображенных на вкладышах. Такие игры хорошо развивают память.

Вкладыши в рамку могут быть сделаны из мягкого материала, дерева, фанеры или прессованного картона. Смысл за­ключается в том, что малыш вынимает из планшета изображение, вырезанное в нем, а потом вынутую летать он должен поместить обратно, что является не­простой задачей, так как важно правиль­но подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить. Рамки-вкладыши из мягкого материала пробиты насквозь, фанерные игры имеют подложку, на ко­торой иногда помешают изображение, подсказывающее ребенку, какую деталь надо вставлять. Вкладыши в рамки можно использовать при рисовании как трафареты, малыш может их обводить, а потом разукрашивать. Те, которые вы­полнены из мягкого материала, можно брать с собой в ванну. Впитав воду, они легко прилипают к поверхности кафеля, что позволяет крохе создавать целые кар­тины на стенах, не пачкая их.

Вкладыши в основание - это набор предметов определенной формы (ци­линдрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставке или надевать на специальные штыри.

Вкладыши один в другой - это и тра­диционная русская матрешка, и множе­ство других подобных игрушек. Коли­чество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется от двух-трех до десяти.

Пазлы

В этом возрасте можно приобрести пазлы. Отличие между рамками-вкла­дышами и пазлами заключается в том, что в пазлах все изображение поделено на фрагменты (собрать его сложнее), а в рамках- вкладышах отдельные эле­менты картинки вставляются в соот­ветствующие окошки. Собирая разрез­ную картинку, малыш учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память. Для того чтобы картинка получилась, ребенку необходимо научиться перево­рачивать изображение в уме, различать элементы по цвету, размеру, форме. Не менее важны и усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. К тому же развиваются мелкая моторика, координация движений.

Начинайте с небольшого количест­ва элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Лучше, если они будут выкла­дываться в рамке-планшете. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предме­тов, сначала достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами. Картинка должна нравиться ребенку. Было бы здорово отправиться за покупкой пазлов вместе с малышом, чтобы он сам смог выбрать понравившийся рисунок. Несколько раз, собрав пазл вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без вашей помощи. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные в большинстве случаев по прямым линиям. Начинайте с самых простых разрезных картинок, где изображен один крупный предмет и поделен на две части. Целью этой игры для самых маленький является усвоение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости, В процессе игры идет активное развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия. Вначале соберите картинку сами, расскажите и опишите, что на ней изображено. Разрезные картинки вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображенный на картинках, должен быть знаком ребенку.

Мозаика

После двух лет интерес у малыша вызывает мозаика. Можно показать ребенку, как «построить» домик, выложить цветочек и т. п. Важно, чтобы, собирая мозаику, малыш не только учился логически мыслить, познавать цвета и формы предметов, но и получал положительные эмоции после окончания своей работы. Ведь для малыша в этом возрасте очень важно сразу видеть результат.

Мозаики бывают пластмассовые, магнитные, мягкие и термомозаики.

В настоящее время в продаже появились обучающие настольные игры для детей до трех лет. В первую очередь, это тематические игры на развитие представлений малыша об окружающем мире («Времена года», «Животные и их детеныши», «Фрукты и овощи», «Кто, где живет?» и т. д.). Свойствах предметов и их пространственном расположении («Большой и маленький», «Цвета, формы, размеры» и т. д.), мышления и логики («Ассоциации» и т. д.). Развитие памяти и концентрации внимания («Парные картинки», «Найди отличия», «Съедобное и несъедобное» и т. д.), эмоциональное развитие («Что такое хорошо. Что такое плохо»). Дети очень любят играть в лото и домино. Для маленьких детей, которые еще не умеют читать и считать, подойдут игры с изображением животных, растений, геометрических фигур или предметов нашего быта (естественно, малыш уже должен иметь представление об этих предметах). Эти игры развивают речь, сенсомоторику знакомят ребенка с окружающим миром, обучают математике и логике, а также способствуют развитию внимания, усидчивости и ассоциативного мышления. Деревянное домино - это не только настольная игра, но и прекрасный строительный материал.

Купить дидактические игрушки Вы всегда сможете