В чем особенности организации самостоятельной деятельности детей? Самостоятельная деятельность детей

Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операций преобразовать эти предметы и явления.

Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственного труда,т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личностинеобходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности детей. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы воспитания схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Изучая сущность самостоятельной деятельности дошкольника в теоретическом плане , выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность –познавательная, практическая и организационно-техническая . Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной деятельности ребенка. При формировании знаний и умений ребенка стереотипный, в основном вербальный способ воспитания, становится малоэффективным. Роль самостоятельной деятельности дошкольников возрастает так же в связи с изменением цели воспитания, его направленностью на формирование навыков и творческой деятельности.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения дошкольников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь воспитание, деятельность воспитателя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ребенка. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях воспитательного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности дошкольника в учебном познании окружающего мира. Практика воспитания во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы дошкольников в процессе занятий и дома.

Третье направление характеризуется тем , что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности дошкольника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая группа:

    оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

    результативный компонент : новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая группа:

    процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

    мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

Проблема самостоятельной работы всегда приковывала к себе внимание наших ученых и педагогов-практиков. И это закономерно: одно из условий эффективности воспитание – привитие детям навыков самостоятельной работы над различным материалом, что объясняется теми целями и задачами, которые стоят в настоящее время перед нашими дошкольными учреждениями: подготовить молодое поколение к жизни, к активному участию в труде.

Эти навыки необходимы им в период обучения в школе и по окончании школы. Следовательно, проблема активизации самостоятельности дошкольников в процессе воспитательной работы – одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка».В педагогике это одна из волевых сфер личности . Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Важную роль самостоятельной работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если наши дети, - писал Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».

Большое значение придавал самостоятельной работе К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитатель должен не только давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность. Дошкольники должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Необходимость самостоятельной работы в дошкольном учреждении отстаивала и Н. К. Крупская.

Некоторые вопросы самостоятельной деятельности нашли отражение в современных исследованиях и пособиях по дидактике.

Дидактические вопросы самостоятельной работы дошкольников отражены в книге известного советского педагога Б. П. Есипова «Самостоятельная работа дошкольников на занятиях».

В книге освещаются вопросы о значении самостоятельной работы, о формах и видах самостоятельной работы при объяснении материала, о самостоятельной работе с целью формирования умений и навыков, о самостоятельной работе в процессе повторения и обобщения знаний, вопрос об организации самостоятельной работы и руководстве ею воспитателем.

Вопросы самостоятельной деятельности рассматриваются в статье И. Т. Огородникова «Дидактические основы повышения самостоятельности и активности ребенка». Автор указывает на важность координации изложения материала воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольника. Сочетание между этими элементами обучения достигается постепенным наращиванием степени трудности в самостоятельной работе. Автор рекомендует такую систему этой работы:

1) сначала дети излагают уже изученный материал;

2) затем детям предлагается ответить на вопросы;

3) после этого дети учатся обобщать знания.

Проблема активизации мыслительной деятельности дошкольников в процессе самостоятельной работы освещается в статье М. А. Данилова «Воспитание дошкольников самостоятельности и творческой активности в процессе их деятельности».

Таковы соображения авторов названных работ по дидактическим вопросам самостоятельной работы. Эти соображения являются педагогической основой, на которую следует опираться и при решении вопросов самостоятельной работы по конкретным видам самостоятельной деятельности дошкольников.

 /  Организация самостоятельной деятельности детей

С самых первых дней ребенок все делает вместе с мамой и очень к ней привязан. Это нормально и предсказуемо, но рано или поздно придется научить чадо какой-никакой, но самостоятельности. Речь идет о конкретной деятельности ребенка, которая осуществляется без вашего участия. Не удивляйтесь - такая проблема действительно существует и мы хотим помочь ее решить.

Из статьи вы узнаете, какие творческие занятия существуют для детей, а также, как вызвать интерес ребенка к тому или иному виду творчества.

Что такое самостоятельность?

Самостоятельная деятельность ребенка неразрывно связана с развитием воображения и творческих способностей в целом. В свою очередь они способствуют нестандартному мышлению, учат создавать множество вариаций из каких-то, на первый взгляд, однообразных решений.

Во-первых, это способствует развитию уверенности в себе. Разные виды творческих занятий помогут узнать о конкретных приемах изучения тех или иных вопросов посредством интересной практики. Соответственно, добиваясь определенных целей, ребенок будет испытывать чувство удовлетворенности и радость первых маленьких побед.

Во-вторых, самостоятельная деятельность повышает способность к обучению у дошкольников. Улучшается концентрация внимания, ориентация в пространстве, сенсорные и двигательные навыки. Подрастающему малышу будет полезно самому шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, завязывать узелки/бантики — это положительно повлияет на координацию и .

Постоянное повторение подобных действий намного усовершенствует мышление ребенка.

В-третьих, повышается мастерство самовыражения и коммуникабельности. Не секрет, что письменная и устная форма речи далеко не единственные мостики между детьми, поэтому очень важно, чтобы ребенок умел показывать свои эмоции через какую-то творческую деятельность.

В-четвертых, вы значительно сблизитесь со своим чадом посредством совместной деятельности — будь-то создание поделки или развешивание белья наперегонки. Попробуйте дать ребенку обычный чистый лист бумаги и попросите что-нибудь с ним/из него сделать. Если не возникает никакого интереса, то необходимо что-то предпринять для развития мотивации.

Учим самостоятельности

Центральное место в самостоятельной жизни дошкольника занимает игра. В детской психологии и педагогике она рассматривается как деятельность, имеющая огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Причем это все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Дети не умеют играть. Настоящее развлечение с дельным сюжетом не возникает само по себе, а передается другими людьми, которые уже имеют опыт в этой области. Естественное вовлечение в игровую деятельность происходит тогда, когда ребенок находится в разновозрастной среде, однако подобные коллективы в настоящее время — редкость.

В детей формируют по возрастам и далеко не во всех семьях есть старшие братья и сестры, поэтому на помощь должны прийти вы и педагоги в школе, саду и других организациях, где занимается чадо. Элементарно — играйте вместе с ребенком. Хотя бы иногда.

Взрослый должен не только поучать и наставлять, а именно играть, быть непосредственным участником процесса, чтобы юный первооткрыватель чувствовал себя комфортно, свободно и наравне с вами. Обязательно поясняйте и рассказывайте о своих действиях. Например, «я пошел туда-то», «сейчас буду мыть куклу мылом, потому что она грязная», «я буду учителем, а ты — моим учеником». Попутно задавайте наводящие вопросы и активно развивайте сюжет.

В идеале необходимо постепенно усложнять построение игры (ролевые диалоги, придумывание сюжета ребенком и пр.) для усвоения новых важных деталей, которые в дальнейшем он будет сам использовать, а также ловко комбинировать различные события и возможности. Нужно ориентировать ребенка на других участников, то есть он должен не только осуществлять игровые действия, но и объяснять их смысл товарищам — взрослым или сверстникам.

Если видите, что чаду сильно интересно играть в доктора, или воспитатель вам об этом рассказал, то не скупитесь на тематические игрушки и декорации. Купите или сшейте маленький белый халат, чепчик, посмотрите набор пластиковых хирургических инструментов, позволяйте ставить себе игрушечные уколы и т. д.

«В нашей семье мы по очереди занимаемся с ребенком, но это происходит очень легко и ненавязчиво. Например, шестилетняя дочка часто спрашивала меня про помаду, тушь и прочие косметические средства. Я подумала и купила детский набор косметики — с тех пор по вечерам играем в салон красоты. Она делает прически, красит меня, а потом, соответственно, моя очередь. Папе, конечно, не до таких девчачьих игр, он у нас несет ответственность за активный досуг Даши.

К слову, что касается дополнительных занятий (она у нас ходит на ), то здесь совсем не возникает проблем. Вижу, что многие дети плачут, не хотят идти, просятся домой. У нас все совсем не так. Мы так красочно рассказали дочке о том, какой она может стать, много раз показывали видео взрослых танцовщиц — все это ее очень впечатлило, она безумно хочет стать настоящим профессионалом своего дела. Поэтому и на танцы мы летим на всех скоростях».

Счастливая мама Галина Моисеенко

Как выработать мотивацию у ребенка?

По мнению нашего эксперта важно прислушиваться к интересам ребенка, вовремя реагировать на них, стараться не оценивать их как свои собственные. Ведь у него заложены определенные способности и так или иначе он начинает взаимодействовать с различными предметами в поисках самореализации.

Конечно, ваш собственный пример будет самым ярким образцом для ребенка. Как минимум, если после работы вы уделяете внимание дополнительным интересам, то и у него формируется четкое представление о том, как можно распределить свободное время. Общайтесь с чадом на темы различных секций, не просто спрашивая «куда ты хочешь ходить?», а рассказывать целую история о том, что вы узнали о существовании такой студии, где детей учат строить корабли или круто рисовать. Постарайтесь красочно и эмоционально описать информацию про такой кружок, чтобы ребенок сразу же представил каким образом это выглядит. Но ни в коем случае не давите — оставляйте за ним право выбора.

Психолог Анищенко Оксана рассказывает, если вам действительно кажется, что у ребенка есть способности к рисованию, то просто начните вместе с ним рисовать дома. Купите листы бумаги, краски, мольберт и откройте творческую мастерскую — через какое-то время у него появится собственная мотивация показать кому-нибудь свои способности. Во время совместного рисования поддерживайте и хвалите ребенка, развивайте его интерес к занятиям.

Это будет не только мотивировать, но и влиять на доверие в детско-родительских отношениях, откуда следует положительный эмоциональный фон в семье.

Важно решать задачи разных образовательных областей и на что-то сделать акцент — преимущественно на любимое занятие ребенка: ,

Организация самостоятельной деятельности детей

в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО

Савченко Любовь Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Радость»,

г. Цимлянск

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально-художественной, чтении.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел , оценить полученный результат с позиции цели.

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.).

ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Припомним, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Педагог может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться , во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Математика для дошкольника должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательная математическая деятельность была эффективной необходимо:

— создать специальную предметно-развивающую среду;

— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательной математической деятельности можно отследить по уровню детской самостоятельности; познавательной активность детей; уровню мотивации.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Список использованной литературы:

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000, 192 с.
  2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14
  3. Кузнецова Н.П., Создаем развивающую среду шаг за шагом//Справочник старшего воспитателя № 8 2016г.
  4. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.
  5. ФГОС ДО.

Методические материалы "Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

Быкова Людмила Анатольевна, музыкальный руководитель МАДОУ ДС № 464

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ декларируется, что дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста .

Образовательная программа для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) должна включать ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) , познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. .

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС дошкольного образования) педагогические задачи должны решаться педагогами:

  • в ходе режимных моментов
  • в совместной деятельности детей с педагогом
  • в самостоятельной деятельности детей
  • в совместной деятельности с семьей.

Одной из основных форм организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является самостоятельная деятельность детей. Изучение проблемы самостоятельности детей дошкольного возраста сегодня ведётся в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, её природа (Г. А. Балл, А.Г. Хрипкова) ; структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю. Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т. Г. Гуськова) ; этапы, условия и методы развития самостоятельности (З. В. Елисеева, Н.С. Кривова, К.П. Кузовкова) ; значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному учреждению

(Т. Н. Филютина) . Поэтому выбранная нами тема исследования является актуальной.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили цель исследования: теоретически изучить и практически проверить педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в старшей группе ДОУ.

Объект исследования: процесс организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие организации самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельной деятельности дошкольников возможно будет успешным, если создать следующие педагогические условия:

  • поддержание педагогом детской инициативы и самостоятельности;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды для саморазвития ребенка старшего дошкольного возраста;
  • использование в образовательном процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами были определены следующие задачи.

  1. Проанализировать современное состояние проблемы организации самостоятельной деятельности у дошкольников в психолого-педагогической литературе.
  2. Определить педагогические условия, которые необходимы для организации самостоятельной деятельности старших дошкольников.
  3. Проверить эффективность выявленных педагогических условий в познавательно-исследовательской самостоятельной деятельности у детей старшей группы ДОУ.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав (1 теоретической и 1 практической) , заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. 1. Современные подходы к организации самостоятельной

деятельности детей дошкольного возраста в педагогической

теории и практике

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Потому что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности .

Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного образования.

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо, предоставить ребенку возможность заниматься разными видами детской деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на целенаправленное конструирование и выстраивание обучения на основе единства процессов социализации и индивидуализации развивающейся личности. Основным требованием организации образовательной работы становится утверждение субъектной позиции ребенка в системе его жизнедеятельности. В связи с этим в теории дошкольного образования, а также в практике современных дошкольных учреждений априори признается, что процесс обучения дошкольников является одним из самых неразработанных и трудоемких в образовательной работе.

Это объясняется, во-первых, тем, что в истории становления и развития дошкольной педагогики на различных исторических этапах преобладали разнообразные и зачастую прямо противоположные методологические подходы и предлагались самые противоречивые авторские концепции и теории обучения дошкольников; во-вторых, представлением практических работников о том, что обучение дошкольников должно строиться на основе школьной дидактики и приближаться к классно-урочной, предметно-информативной модели обучения.

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

По определению А.И. Зимней самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

В системе Фридриха Фребеля (1782-1852) главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Ф. Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Большое место в системе Ф. Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми. Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М. И. Лисина.) , либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д. Б. Эльконин) либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже) . Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» .

В работах Н.Е. Вераксы говорится, что одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста при организации самостоятельной деятельности - является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

А.С. Микерина указывает в диссертационном исследовании «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» , что в практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

  • исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования)
  • творческие проекты (как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения)
  • игровые (ролевые) проекты (структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему)

Информационно-практико-ориентированные проекты (они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов) . Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.

Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, в полном развернутом виде предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить
  • предлагает возможные решения
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки
  • применяет выводы к новым данным
  • делает обобщения.

Большие возможности для познавательного развития дошкольников представляет экспериментирование. Как доказал H.H. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема организации самостоятельной деятельности дошкольников достаточно подробно представлена в теории дошкольной педагогики.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка – детский сад №34

Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. (Консультация для воспитателей)

Подготовил:

Воспитатель второй

Квалификационной категории

Челябинск 2012

Введение

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе, по мнению ряда авторов, предполагает умственную, нравственную, физическую, эстетическую готовность (, и др.).

Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, отношение к сверстникам, отношение к учителю, отношение к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

· умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

· умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

· умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

· умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

· умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

· умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Аналитический обзор литературы позволил выявить, что проблема самостоятельности наиболее полно изучена школьной педагогикой (, и др.). Исследованию подверглись различные виды самостоятельности школьников: познавательная, организационно-техническая, умственная, прикладная и учебная. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : в игре (), в труде (,), в познании (,), в обучении (, Л. В.артемова).

Позиция многих исследователей такова - самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном (,) и нравственном (, А. О.кузина, идр.).

Старший дошкольный возраст.

Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.
Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива. Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх , головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности). Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться чувство самоуважения и самостоятельность.
У детей развивается внимание и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй , лексика. Совершенствуется связная речь.
В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка ». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка

Это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, наиболее полно определяется. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Подчёркивает, что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время . Для воспитателя это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач. Организация коллективной самостоятельной познавательной деятельности детей осуществляется в процессе занятий, в нерегламентированных видах детской деятельности и в свободное время, предусмотренное в детском саду в течение дня. В целом это параллельно существующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либо материала в процессе обучения.

Функция воспитателя - создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Сочетание центров среды в группах.

Предметно-развивающая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей .

Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в предметно-развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность. Задача педагога - ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Педагог должен создавать в среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей.

Информированность среды.

Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Нужно стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде ДОУ создается руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы .

Например, для самостоятельных игр детей старшего возраста может быть оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий ("Так бывает?", "Найди ошибки", игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. Данный мини-центр должен занимать небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.

А вот месту для игр с правилами нужно отвести значительное место в среде группы. На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы - возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать "как надо" и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена всё ещё недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к учебной деятельности, Игр с правилами для старших дошкольников огромное множество. Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.

В старшем возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний. В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена или в алфавитном порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в пластмассовых папках-уголках (сказки - символ - колобок, природоведческая литература - ёлочка, познавательная - глобус или знак вопроса, книги, принесённые из дома - домик и т. д.) Воспитатели учат детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Целесообразнее размещать уголок книги в хорошо освещённом месте группы, установив там столик, стульчики или диванчик.

В центрах групп ДОУ могут располагаться разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы должен иметься свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и позволяющей выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам проработки, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так "неправильно".

Вариативность материала.

Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Что помогает этому? Мы убедились, что в старшем возрасте разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута. Многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками.

На 6-7 году жизни у дошкольников начинается интенсивное развитие режиссёрской игры, которая превращается в развёрнутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт - впечатления, полученные из сказок, мультипликационных и телевизионных фильмов. Становление режиссёрской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Многие из исследователей игры считают развитие творческой - одним из основных показателей готовности к школе. Для разыгрывания сюжетов данного вида игры можно использовать невысокую большую картонную коробку (это сцена для развёртывания сюжета), набор игрушек из любимого лакомства детей "Киндер-сюрприза", бросовый материал, схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.

К вариантам новых компонентов среды можно отнести:

· тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг);

· мини-музеи (картин, игрушек, открыток);

· оформление по сезону;

· выставки детского творчества.

Они могут быть представлены в среде ДОУ:

· на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство;

· в файлах на шкафчиках;

· в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества;

· поделки по художественному ручному труду могут быть размещены практически во всех мини-центрах - музыкальном, игровом, конструкторском, уголке художественного творчества.

В создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.

Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Предоставление ребенку свободы, большого "поля" для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно - развивающей среды, помогает педагогам в полной мере реализовать задачи лично - ориентированного взаимодействия.

Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия из пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы. Не нарушая гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты: легкость, разнообразная светлая цветовая гамма, экономия пространства (от 3 - 5 до 7 секций расположены вертикально или "ступенообразно"); нет загромождения; создают уют; легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком; подлежат обработке. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как:

· разделители пространства.

· емкости для хранения атрибутов.

· маркеры игрового пространства.

· мебель для различных центров.

· площадки демонстрации детского творчества.

Ширмы, выкатные этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные заборчики помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.

Самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада.

Познавательно-речевое направление работы с дошкольниками характеризуют следующие условия:

Создание в группе необходимого количества предметов, пособий, муляжей, мелких игрушек и дидактических игр для ознакомления детей с изучаемым предметом или явлением, а также большое количество речевых игр, пособий, предметных и сюжетных картин, схем, а также литературы по развитию речи детей; речевые уголки (газеты) способствуют закреплению правильных речевых навыков, полученных детьми в ходе разных занятий, а также наблюдений, экскурсий и т. д.

Разработаны уголки познавательной активности:

Стена интеллектуального развития, где дети могут рассмотреть в доступной форме карты, схемы, таблицы, фиксировать наблюдения, решать ребусы, кроссворды и т. д.

Мини-лаборатория, где созданы условия, имеются приборы и материалы для демонстрации и организации самостоятельного экспериментирования, проведения наблюдений за свойствами предметов и веществ, их сравнения, анализа

Разнообразие предметов по цвету, форме, размеру, материалу, весу,

Крупногабаритные модули, состоящие из отдельных сегментов, различных по форме, объему, цвету, которые можно соединять при помощи пуговиц, клепок, шнурков и использовать для развития сенсорных представлений, проведения подвижных игр, конструирования.

Самостоятельная деятельность в экологии

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

В «Детской лаборатории» выделяют:

· Место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).

· Место для приборов.

· Место для хранения материалов

· Место для проведения опытов.

· Место для неструктурированных материалов (стол «Песок - вода», емкости для мелких камней и др.)

Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности. Не только ориентация в общении на более подготовленных детей. Это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия, знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.

У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Основные показатели самостоятельной деятельности - интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Список использованной литературы

1. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ.//Ребёнок в детском саду.2004.-№6.-с.30-32.

2. Аксарина детей раннего возраста. - М., 1977.

3. Блонский возраст.//. Педология. - М., 2000.-с.89-119.

4. , Островская и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.-176с.: ил.

5. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. - М.-1999.

6. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС с.

7. Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.

8. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда.//Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: /отв. Ред./и др.- Шадринск, изд. Шадринского пединститута.1995.198с.

9. Выготский трёх лет.//Д. образование.-2005.№15.-с.2-4.

10. Воспитание детей в игре/Под ред. .-М.:Просвещение.1979.

11. Година дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред. В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с

12. , Что такое самостоятельный ребёнок. //Д. в.-1988.-№11.-с.60-64.

13. Гуськова ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д. в.-№8.-с.65-69.

14. Дошкольная педагогика. Под редакцией. М., Просвещение.1988.-270с.

15. Игра дошкольника/, ёмова и др.; Под ред. ёловой.-М.: Просвещение, 1989.-286с.: - (Б-ка воспитателя дет. сада).

16. Каплан проявления самостоятеьности. //Каплан привычку-пожнёшь характер.-М., 1980, с.31-32.

17. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Дет. сад. Управление.2003.-№2.-с.5.

18. Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей среды/с. Кузнецова, г. романова//Ребёнок в д./с.-2004.34с58-65.

19. Кузавкова общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь, 1975-57с.

20. Маханёва М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка.//Д./в.-1992.№2 - с.4-6.

21. Мухина психология.-М.-1988.

22. Основы дошкольной педагогики/Под ред. ,-М., 1980.

23. , Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993.

24. Психологический словарь/Под ред. , -М.:Педагогика, 1983.

25. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//ДуброваВ. П., Милашевич практика в детском саду.-м., 1998.-с.93-100.

26. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б. Робинсона, И. Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //Д. в.-1995.№11._с.28-29.

27. Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)//Д. в.1991.0№7.-с.67-71.

28. Усова игры в воспитании детей/Под ред. .-М.1976.

29. , Афонькина по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/Пд ред. ,.М.:Просвещение: Владос, с.

30. Цыркун.//Цыркун воли у дошкольников. - Мн.,1991-с.81-82.

31. Цукерман самостоятельности //Цукерман Г. А Зачем детям учиться вместе? - М., 1985.с.3-6.

32. Эльконин психология. - М.1988.

33. Юсупова Г. Воспитание самостоятеьности у детей. //Д. в.2002.-№8.-с.28-29.

34. ***** doshkolnik…3…let… deyatelnost …

35. *****/node/209

36. kea. *****/index/metodicheskaja_gostinnaja/0-12

37. *****/articles/504431