Интерактивное взаимодействие детского сада и семьи. Консультация на тему: Консультация для воспитателей «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями

Взаимодействие детского сада и семьи, родителей детей направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. В этом заключается основная цель сотрудничества. При этом взаимодействие семьи и детского сада направлено на реализацию следующих функций:

  • – охрана и укрепление здоровья детей (материнская функция);
  • – развивающая (воспитывающая и обучающая);
  • – диагностическая и коррекционная;
  • – коммуникативная (определяющая стиль взаимоотношения); конструкторско-организаторская;
  • – координирующая;
  • – функция профессионального самосовершенствования.

В основе реализации данных функций в процессе интерактивного взаимодействия детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу , который даст возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также адаптации программного материала для родителей. При этом условиями гармонизации отношений педагога и родителей являются следующие принципы работы педагога с семьей :

  • соблюдение прав и свобод ребенка;
  • тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка;
  • правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи;
  • понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога;
  • учет в планировании и осуществлении педагогической деятельности запросов родителей.

Их реализация на практике осуществляется благодаря использованию разных форм и методов работы с семьей.

Основные особенности касаются планирования материала по организационным формам работы с детьми и родителями, так как именно они определяют динамику формирования сотрудничества семьи и детского сада как условия диалога семейной и народной культуры. Остановимся на них подробнее.

Взаимодействие с родителями воспитанников включает комплекс интроактивных и интерактивных форм общения: ресурсный круг, семейные гостиные, детско-родительские проекты, семейные экскурсии, совместные праздники, детско-родительский театр, коллективные творческие дела, семейный клуб и др. Например, в программе "Социокультурные истоки" указывается такая форма работы, как ресурсный круг .

Он проводится в несколько этапов:

  • 1. Подготовительный этап (5 мин), на котором педагог заинтересовывает родителей и детей, раскрывает суть задания, рассказывает о предстоящей работе.
  • 2. Основной этап , состоящий из диалога, когда дети советуются с родителями (2-3 мин); и делегирования, в процессе которого дети и взрослые формулируют совместное решение и определяют того, кто его выскажет педагогу (1 мин); высказываний "делегатов" в ресурсном круге и озвучивания педагогом своей позиции (5 мин).
  • 3. Рефлексия , в процессе которой педагог, его воспитанники и их родители анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, в ходе обсуждения оценок внутреннего (детского) и внешнего (взрослого) круга, подводят итоги (3-4 мин).

Например, в конце проведения ресурсного круга на тему "Благодарение" рекомендуется всем участникам ответить на следующие вопросы:

  • – детям: как вы думаете, приятны ли слова благодарности взрослым? Почему эти слова являются ценными;
  • – родителям: какие чувства вы испытывали, слушая ребят, в чем ценность сказанных слов, что вас радует в детях.

Другая форма интерактивного взаимодействия связана в основном с нетрадиционными формами организации работы педагогов с родителями. В традиционном подходе они осуществлялись в виде индивидуальных и подгрупповых консультаций и родительских собраний. На смену групповым родительским собраниям пришли сегодня семейные гостиные, задачи которых формулируются следующим образом:

  • – формирование у детей и родителей понимания семейных ценностей и традиций, осознание того, какое это счастье – жить в семье;
  • – приобщение взрослых к педагогике ненасилия и возрождение традиционной культуры семейного воспитания;
  • – формирование единых принципов воспитания ценностных идеалов в детском саду и в семье;
  • – создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установлению дружеских взаимоотношений семей, чьи дети посещают детский сад.

Проведение семейных гостиных включается в годовой план. Тематика преимущественно касается социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия с родителями, формирования семейных ценностей.

Для подготовки гостиных создаются творческие группы педагогов, которые готовят проекты их проведения. Проект семейной гостиной должен быть привлекательным и по форме, и по содержанию, отвечать задачам повышения педагогической компетенции родителей, включать арсенал средств и методических приемов для раскрытия темы.

Готовые проекты обсуждаются на педсовете, который дает возможность найти совместное решение: как эту тему раскрыть родителям, как донести ее нравственную суть. Например, с помощью конкурсов эскизов приглашений, обсуждения вариантов анкет для родителей, коллективной разработки проектов памяток для родителей выбираются лучшие педагогические находки, которые воспитатели заимствуют друг у друга.

Утверждается график проведения семейных гостиных по данной теме (еще 2-3 недели дается педагогам на их подготовку). При этом разрабатывается график индивидуальных консультаций у старшего воспитателя, психолога и других специалистов, которые могут помочь воспитателям в подготовке конкурсов, анкет, интервью, игр, которые оживляют семейные гостиные. Для содержательной части гостиных педагоги используют материал раздела "Семейный круг" программы "Наследие" М. Ю. Новицкой.

Семейные гостиные могут проходить в трех вариантах:

  • 1) семейная педагогическая гостиная, на которой присутствуют только родители;
  • 2) семейная гостиная, на которой дети присутствуют только в какой-либо части ее, демонстрируя фрагменты детской деятельности или выступлений. Дети могут подойти к концу проведения гостиной, которая заканчивается совместным чаепитием;
  • 3) семейная гостиная проводится совместно с детьми.

Вариант проведения гостиной зависит от темы, поставленных задач и выбора педагогов. В любом варианте они проходят празднично, интересно, на положительных эмоциях. Каждого из пришедших "хозяйка" гостиной (одна из мам) встречает чашкой чая, угощает домашними пирогами, которые мамы пекут сами. Чашка чая – непременный атрибут всех встреч. Ведь родители приходят с работы уставшие, чаще всего – проголодавшиеся, а чашечка ароматного чая и пирог показывают, что в детском саду их ждут, заботятся о них. И если еще рядом ребенок, то и торопиться родителям не надо. Вот и идет неспешный разговор, завязывается дружба между семьями.

В рамках работы семейных гостиных расширяются представления и взрослых, и малышей о семье, ее традициях, обычаях. Педагоги рассказывают, как устроить праздники в семье: День Ангела, Именины, праздники Святок, Масленицы и др., учитывая традиции русского гостеприимства. Обсуждение тем: "Роль отца", "Мудрость бабушки", "Сердце матери", "Братья и сестры в семье", "Младшие и старшие", "Воспитание мальчиков и девочек – разные подходы" вызывает живой интерес у родителей.

В ходе проведения гостиных педагоги объясняют, как создавать семейные фотоальбомы хроники с комментариями, и помогают их оформить, как хранить семейные реликвии, как рассказать о наградах членов семьи и составить генеалогическое древо. Семейные альбомы хранятся в группах и дети с удовольствием рассматривают их, с гордостью показывая друг другу. Вопросы сохранения семейных традиций живо интересуют родителей и помогают формировать у детей и взрослых осознание ценности семьи.

На мероприятиях обсуждаются волнующие вопросы воспитания детей, родители делятся опытом решения трудных проблем, получают новые знания из области семейной педагогики, а главное, согласовываются единые принципы в воспитании между педагогами и родителями по формированию социально-нравственных и духовно-нравственных идеалов и ценностей в жизни человека.

На семейных гостиных проходит защита детско-родительских проектов "Ценности Добра, Красоты и Правды в нашей семье", "Вербный базар", "Дорогая моя столица". Это тоже одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями наших воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей. Например, семья совместно представляет проект (материал) посещения музея или выставки, памятников истории, достопримечательностей или просто прогулки по Москве. Защита проекта сопровождается презентацией, совместным рассказом родителей и детей о своих впечатлениях. Посещение с родителями музея всегда событие для ребенка и результаты семейных экскурсий и путешествий оформляются родителями вместе с детьми в виде фотоальманахов, видеоматериалов, аудио-интервью, комплектов рисунков для картинной галереи "Мы идем смотреть Родину", разнообразных поделок, других форм сотворчества.

Практическому усвоению данных ценностей, знакомству с художественным наследием нашего народа способствует такая форма работы, как семейные экскурсии , задачи которых формулируются следующим образом.

  • 1. Воспитание начал патриотизма, любви к родному городу, родному краю.
  • 2. Пробуждение у детей чувства восхищения красотой окружающей природы, достопримечательностями родного края.
  • 3. Воспитание чувств уважения к памятникам истории; достопримечательностям родного края, желание бережно относиться к ним.
  • 4. Улучшение детско-родительских взаимоотношений в семье, используя нетрадиционные формы работы с родителями, семейный досуг.

Уважительное отношение к истории, прошлому своего народа, памятникам и достопримечательностям родного города формируется у детей на совместных семейных экскурсиях в музеи, с которыми сотрудничает детский сад.

Детей и родителей экскурсовод в доступной для дошкольников форме знакомит с материалами краеведения, с архитектурным ансамблем и его особенностями. Цикл экскурсий включает знакомство и с природой, и с памятниками архитектуры.

После экскурсии проводятся совместные занятия детей и родителей в музее, и это – прекрасная возможность для детей отразить свои впечатления, вспомнить увиденное. Кроме того, такие занятия помогают организовать семейный досуг, наполнить его интересным содержанием. Например, результаты экскурсий воплощаются в виде альбомов детских рисунков и картинной галереи "Мы идем смотреть Родину", в детско-родительских художественных конструктивных проектах.

Большое место в приобщении детей к традиционной народной культуре и ее ценностным идеалам занимают совместные с родителями праздники. Это еще одна форма работы но формированию содружества детей, родителей, педагогов в русле духовно-нравственного воспитания. На таких праздниках родители – активные участники надевают русские костюмы, водят с детьми хороводы, ноют народные песни, помогают педагогам знакомить детей с традициями русской культуры, с ее идеалами любви, милосердия, трудолюбия, гостеприимства. Этому способствует то, что праздники проводятся по программе "Наследие", связаны с народным календарем и православными традициями: "Осенины", "Рождественские утренники", "Весенний прилет птиц", "Масленица – проводы зимы", "Пасхальная радость". Эта направленность, наличие внутреннего, духовного смысла годового цикла семейных и народных праздников очень трогает сердце и глубоко проникает в души детей и взрослых, объединяет их.

На сплочение семьи направлены специальные методы и приемы формирования умений и навыков партнерства для смешанного коллектива взрослых и детей:

1. В лекционной части занятий родительского лектория, семейных гостиных и семейного клуба используются методы выявления запроса родителей, метод сравнения и анализа всех аспектов развития и существования семьи в традиционном и современном обществе. При этом производится первичная и текущая диагностика детско-родительских отношений, социально-нравственной и патриотической воспитанности детей с помощью метода наблюдения, обсуждение результатов с помощью метода дискуссии и аргументации.

Методы аргументации делятся на следующие виды:

  • фундаментальный метод – один из методов аргументации, для которого характерно прямое обращение к собеседнику, которого мы сразу и открыто знакомим со всей информацией;
  • метод противоречия основан на выявлении противоречий в поведении и методике проведения занятия, доводах воспитателя или родителя;
  • метод двусторонней аргументации , в котором излагаются преимущества и недостатки отстаиваемой позиции;
  • – при использовании метода "кусков" сначала выделяются "слабые" и "сильные" стороны рассуждений, занятия и поведения собеседника и, не касаясь сильных и бесспорных доводов, акцентируется внимание на ошибочных;
  • – в методе "извлечения выводов" доводы излагаются не сразу, а постепенно – посредством частичных выводов собеседника – подводят к желаемому заключению;
  • – в методе акцентирования расставляются акценты на тех моментах, которые удовлетворяют обе стороны в соответствии с общими интересами;
  • метод "бумеранга" – один из методов аргументации в беседе или споре, в процессе применения которого аргумент "за" превращается в аргумент "против";
  • – в методе кажущейся поддержки точка зрения собеседника не опровергается, а дополняется. Затем, когда он изложит все, что думает по этому поводу, приводятся заготовленные контраргументы.

Данные методы используются наряду с методами анализа педагогических ситуаций и обсуждения опыта их решения родителями для формирования установок на эффективное педагогическое сотрудничество.

1. В практической части занятий осуществляется поиск форм и методов реализации, корректировки и формирования нового запроса, связанного с формированием ценностных ориентиров и семейных традиций посредством приобщения семьи к традиционной культуре.

Используются методы социокультурного круга. Основной этап начинается с осмысливания вопроса, самостоятельного поиска ответа. Далее делятся мнением с родителями или присутствующими взрослыми (2-3 мин). Затем в круге детям дается возможность высказать общее мнение, если нужно, взрослый помогает. Педагог или психолог также озвучивает свою позицию. Постепенно мнение детей становится более самостоятельным, и ресурсный круг делится на два равноправных, затем подводятся итоги общей работы.

Затем психолог и педагог дополнительного образования помогают сделать выбор соответствующего вида совместной продуктивной и творческой деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей родителя и ребенка, объясняет смысл отдельных операций для формирования идентификации с членами своей семьи, представителями рода и народа, гармонизации взаимоотношений каждого члена семьи друг с другом и внешним миром.

Благодаря этому детям и взрослым становится легче обращаться в проблемных жизненных ситуациях к родовой этнической памяти, связанной с традиционными для данного народа способами разрешения внутренних и внешних конфликтов, а также с традиционным мировоззрением, что обусловливает иное, более гармоничное восприятие мира и помогает определению своего места и места своей семьи в нем, формированию у родителей правильных и четких педагогических установок на процесс становления ценностных ориентиров у сына или дочери. Большую роль в этом играет использование метода проектов и метода коллективных творческих дел: акций "Милосердия", встречи с ветеранами и др., а также методов педагогической рефлексии.

Благодаря использованию данных методов повышается эффективность интерактивных форм работы с родителями воспитанников. Например, теперь на их основе может быть организован социокультурный клуб , объединяющий разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Это клуб по интересам родителей воспитанников всего детского сада. Выделяются следующие его цели и задачи:

– формирование устойчивых способов творческого взаимодействия детей и родителей в ходе совместного освоения ценностей традиционной культуры;

ознакомление детей и родителей с ежегодно повторяющимися календарными праздниками, воспитание уважения к традициям своего народа и культурам всех народов мира;

  • – создание педагогических условий для совместной игровой деятельности детей и родителей;
  • – формирование умений и навыков деятельного общения детей и родителей в процессе изготовления рукотворной куклы и разучивания народных игр.

Таким образом, занятия социокультурного клуба объединяют взрослых и детей, где они осваивают мастерство изготовления народных кукол, поделок из природного материала, используют это в игровом общении с ребенком дома.

Например, в рамках работы семейного клуба обсуждаются следующие темы, интересующие родителей всех возрастных групп:

  • – игры в семье: "Пестуем малыша", "Во что играют наши дети", "Народные игры", "Самодельные игрушки", "Игры для мальчиков и девочек", "Летние игры", "Зимние игры" и др.;
  • семейное чтение: "Что читают наши дети", "Помощь родителям в отборе литературы", "Книги о Москве", "Святые наши имена";
  • – семейный театр: "Влияние сказки на создание положительного микроклимата в семье", "Посиделки", "Готовим к празднику наряд", "Как организовать домашний театр";
  • – компьютер и его альтернатива; и др.

В обсуждении данных тем и продолжению работы семейного клуба в виде детско-родительского творческого клуба участвуют старший воспитатель, социальный педагог, психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель. Задачи клуба следующие:

  • – формирование общих детско-родительских интересов;
  • – формирование опыта совместной детско-родительской творческой деятельности;
  • – сплочение семей в процессе развития творческих способностей детей.

В основном используются диалоговые и проектные методы взаимодействия.

Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, видение ситуаций, общность в направлении общих действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого – это позиция "над" ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Начинать эту работу можно с организации совместных праздников родителей и детей – "В поисках клада", "Иван царевич спасает Василису" и др., – когда перед детьми и родителями ставятся задачи спортивного, музыкального и изобразительного плана. В веселье праздника родителям необходимо совместно со своим ребенком собрать игрушку оригами по схеме или технологической карте, создать узор на картоне из нитей и выполнить другие творческие задания. Тут и начинаются трудности: научить детей педагоги постарались заранее, но кто научит родителей понимать условные обозначения складывания из бумаги, кто обучит закономерностям переплетения нитей?

После совместного обсуждения организационных сложностей проведения таких праздников родителей можно подвести к решению наиболее сложных и актуальных для их детей видах творческой деятельности. При этом требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей – и взрослые, не желая отставать от детей, сами обращаются с просьбой о создании клуба изобразительной направленности. Так возникают творческие мастерские в рамках детско-родительского творческого клуба.

Первые занятия творческих мастерских проводятся без участия детей, так как необходимо дать родителям необходимые сведения и знания, приемы работы с красками, бумагой, нитями и другими материалами, с которыми работают их дети, показать разнообразие техник изображения, дать необходимые педагогические знания в работе с ребенком.

Третий участник образовательного процесса не заставляет обычно себя долго ждать: всегда интересно, что делает мама без него, откуда она приносит домой красивые рисунки и работы, так похожие на то, что ребята делают в саду. В мастерских начинают появляться совместные пары: мама с ребенком. Работа переходит на новый виток – совместное выполнение заданий, творческая работа. На этом этапе возникают новые задачи: научить родителей действовать совместно с детьми, планировать деятельность, обсуждать замысел, делить обязанности; вызвать интерес к совместной деятельности родителей с детьми; научить родителей контактировать со своим ребенком не только на специально разработанных занятиях, но и в повседневной жизни.

Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения и взаимодействия с ними, в значительной степени изменяются психические качества родителей, их внутренний душевный мир, отношение к собственным детям заметно трансформируется. На первый план выступает необходимость формирования ценностей сопереживания и партнерства, содействия. Вместе с тем постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте. Для признания права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Поэтому так важно, что во время выполнения интересных изобразительных творческих задач, где дети могут на равных с папами и мамами использовать знакомые технические приемы, а также совместно освоить что-то новое, взрослые открывают для себя и другую сторону возможностей своих детей, зачастую видя в них равного партнера. Поэтому самые интересные творческие работы получаются именно у тех родителей и детей, где взрослый умеет принять индивидуальность мышления своего "напарника". Затем устраиваются выставки совместных поделок детей и родителей.

Согласно О. Л. Зверевой выделяются следующие критерии эффективности проведенной работы:

  • – проявление интереса родителей к содержанию разных форм и методов интерактивного взаимодействия детского сада с семьей (благодарность, вопросы, потребность в дальнейшем сотрудничестве);
  • – возникновение дискуссий по инициативе родителей;
  • – привлечение опыта самих родителей;
  • – появление размышлений о правильности методов, признание своих ошибок;
  • – повышение активности родителей при посещении открытых мероприятий, анализе педагогических ситуаций.

Кроме того, при оценке эффективности взаимодействия детского сада и семьи необходимо оценить удовлетворенность родителей образовательными услугами детского сада (обычно проводится с помощью их анкетирования) и провести "самооценку успешности реализации функций взаимодействия педагога с родителями". Для этого можно воспользоваться рекомендациями В. П. Дубровой и Е. П. Милашевич.

После заполнения экспертной таблицы старшим воспитателем детского сада просчитывается средний результат (в процентах) по оценке каждой функции взаимодействия педагогов и родителей. По результатам составляется обобщающая таблица.

Консультация для воспитателей.

Тема: «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей».

В настоящее время в работе с родителями используются всевозможные методы и формы просвещения, как и уже утвердившиеся, так и новаторские, нетрадиционные.

Традиционные:

1. Посещение семьи ребенка

2. Наглядная пропаганда.

3. День открытых дверей.

4. Беседы.

5. Консультации.

6. Родительские собрания.

7. Родительские конференции.

С перестройкой дошкольного воспитания работники ДОУ ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями.

1. Семейные клубы. В работе клубов является библиотека специальной литературы по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

2. Родительская почта

3. Телефон доверия.

4. Библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

5. Вечера вопросов и ответов.

6. Встречи за круглым столом

Интерактивные игры как средство взаимодействия с родителями

Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Мир интерактивных игр позволяет участникам лучше познать и понять структуру и причинно – следственные взаимосвязи происходящего.

Термин «интерактивные игры» подчеркивают два основных признака:

1. Игровой характер.

2. Возможность взаимодействия.

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:

1. Цели (задать себе вопрос)

2. Количество участников.

3. Время, для проведения.

4. Средства общения.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

1. Анализ групповой ситуации. Педагог оценивает ситуацию в группе, потребности каждого участника, чтобы понять активность родителей.

2. Инструктирование участников. Этап инструктирования содержит: информацию о целях проведения игры; четкие инструкции о процессе; уверенное поведение педагога; акцент на добровольности (у родителей не должно возникнуть впечатлений, что он обязан принимать участие в игре) .

3. Проведение игры.

4. Подведение итогов.

Мотивирующая сила интерактивных игр. Игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию.

Аспекты интерактивных игр:

Активное участие – участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться вербально и невербально с другими, спорить друг с другом, принимать решение.

Обратная связь – участники экспериментируют с собственным и чужим поведением, проясняют для себя, что и как они сделали.

Открытые результаты – никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. Игре не существует правильных и неправильных решений.

Учет естественных потребностей – родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом.

Соревнование и сотрудничество.

Преимущества интерактивных игр:

Могут создать мотивацию.

Облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

Помогают увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентаций, основанных на полученном опыте.

Игры могут сбалансировать активность участников.

Создать позитивную обстановку у родителей по отношению к педагогу.

Игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Тематические акции

Тематические акции – это еще одна из интерактивных форм работы с родителями. Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка.

В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания:

Физическое развитие ребенка;

Трудовое и патриотическое воспитание;

Формирование экологической культуры;

Подготовка к семейной жизни и другие.

Тематические акции как интерактивная форма взаимодействия с родителями способствует расширению представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:

Определение целей и задач;

Составление плана акции;

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы) ;

Различные формы работы с детьми;

Совместные мероприятия с родителями и детьми;

Подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведенных акций.

Тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Разнообразие интерактивных форм с родителями позволяет педагогам улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.

Цель интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условий для диалога.



Литература:

1. Н. М. Сертакова. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. Издательство «Учитель» 2014г.

2. Н. М. Сертакова. Инновационный формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Методическое пособие. С – Пб. Детство – пресс 2013г.

3. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А, .Тверенина. Взаимодействие семьи и ДОУ. Волгоград. Издательство «Учитель» 2014г.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы взаимодействия с родителями

В современной системе дошкольного образования сегодня имеется мощный ресурс позитивных сдвигов. Но чтобы эти сдвиги произошли не на словах, а на деле педагоги и родители должны тесно сотрудничать. Этот путь лежит через образовательное пространство – плодотворное поле, которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребёнку открыть для себя окружающий мир

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьёй, если в ДОУ не создано единое воспитательно-образовательное пространство «родители – дети – воспитатели».

Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника

Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса

Расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОУ

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ можно выделить 7 принципов:

1. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей (уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, неторопливость).

2. Принцип деятельности – родители не просто наблюдатели, но и активно включаются в совместный с ДОУ воспитательно-образовательный процесс (использование нетрадиционных форм работы)

3. Принцип целостности означает, что у родителей должно быть сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи, очень важно понимать, что может ребёнок данного возраста.

4. Принцип минимакса – обеспечивает индивидуальный подход к каждой семье.

5. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм участия и степени включённости в воспитательно-образовательный процесс (традиционные и нетрадиционные формы работы). Выбранные формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.

6. Принцип непрерывности - это единство педагогов и родителей в подходах к ребёнку, в требования к нему.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение родителями собственного опыта социальной активности.

Важно понимать, что не всегда родительская активность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

В построении партнёрских отношений с родителями можно выделить 4 основных этапа.

Первый этап включает в себя два важных направления – изучение и информирование. Изучение включает в себя комплексный мониторинг семьи, который позволяет получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи.

Информирование может реализовываться через различные формы взаимодействия: консультации, беседы, наглядно – информационные методы (сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты, папки-передвижки и т.д). Грамотное информирование родителей на первом этапе определяет эффективность повышения уровня мотивации к совместной деятельности

Второй этап включает в себя три направления: просвещение, консультирование, обучение. Смысл работы на данном этапе связан с привлечением родителей к ДОУ, превращением их в единомышленников. Формы работы на данном этапе могут быть самыми разными: собрания, семинары, тренинги, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», дни «открытых дверей», педагогические гостиные, консультации и другое. Единство родителей и педагогов позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии ребёнка.

Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в совместный воспитательный процесс являются:

$1 ➢ Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности.

$1 ➢ Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье.

$1 ➢ Дни «открытых дверей» в детском саду являются одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ. Информировать родителей об этом нужно заблаговременно.

Уважаемые родители!

Спешите, спешите, спешите скорей!

Проводим для Вас День открытых дверей!

Вы к нам приходите, на нас поглядите!

Мы будем для вас детский сад представлять,

Покажем, как можем учить и играть.

Откроем Вам двери и сердце в придачу,

Поверьте, общение будет удачным!

$1 ➢ «Круглые столы» способствуют формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ. Совершенствуют качество работы дошкольного образования при взаимодействии с родителями. Темы «круглых столов» могут быть разнообразными: «Общаться. А как?», «Общение воспитателя с родителями», «Воспитание самостоятельности и усидчивости в работе с тетрадями по выполнению домашних заданий» и др.

Третий этап – совместная деятельность. Эффективными формами совместной деятельности являются:

$1 ➢ Интерактивные досуговые мероприятия , в которых участвуют и воспитатели, и дети, и родители;

$1 ➢ Детско-родительские проекты , которые могут проводиться в течение всего года в рамках различных образовательных областей (например, «Семейный герб», «В здоровом теле – здоровый дух», «Игрушки наших бабушек» и др.).

Такая работа тесно сближает педагогов и родителей.

$1 ➢ Создание Управляющего совета ДОУ.

На этапе становления партнёрских отношений между родителями и ОУ одной из эффективных форм работы с родителями является создание Управляющего совета. Управляющий совет ДОУ является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. Управляющий совет позволяет сделать взаимодействие родителей и детского сада более системным. Непосредственная вовлеченность в вопросы управления учреждением, знакомство с проблемами, которые стоят перед администрацией – снимает подавляющее число претензий.... Заведующий образовательного учреждения получает возможность в оперативном режиме собирать мнения и получать обратную связь от родителей – получателей услуг – относительно принимаемых решений и текущих вопросов управления детским садом. Известно, что одна голова - хорошо, а несколько - лучше.

Родители получают возможность обращаться в Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью и администрацией детского сада. Совет выполняет роль согласования различных интересов и мнений.

Системная целенаправленная работа с родителями на дошкольной ступени образования позволяет подготовить к школьной жизни не только детей, но и самих родителей, которым предстоит заключать общественный договор, в качестве равноправных партнёров.

Таким образом, работа с семьёй способствует саморазвитию родителей, созданию условий для их самореализации их родительского потенциала. Не секрет, что для того чтобы сформировать в ребёнке те или иные положительные качества, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.


Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

Единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

Индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, единой методологической, организационно-структурной и методической основы.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны .

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) , Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» .

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равен­ство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных воз­можностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

Это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

Диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

Каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

Исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

Формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

Формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

Участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

Участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

Показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

Обмен опытом;

Выработка общего мнения;

Формирование умений, навыков;

Создание условия для диалога;

Группового сплочения;

Изменения психологической атмосферы.

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

Интерактивное общение способствует умственному развитию.

При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.

Различают следующие формы дискуссии:

круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в окружающем нас мире[,Соловей С., Львова Т., Дубко Г. Дискуссия как форма работы с родителями]

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями - «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:

В зависимости от целей. Всегда важно задавать себе вопросы: «Почему я выбираю именно эту интерактивную игру? Какие цели при этом преследуют;

От количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие - работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.

Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры, является еще одним важным классификационным критерием.

Еще одно основание для классификации игр - средства общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения - рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

Уверенное поведение педагога.

Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Мотивирующая сила интерактивных игр:

Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности.

Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, например, не только рассказывают детям о результатах дискуссии в родительской группе, но могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

- активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения

- обратная связь - участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения.

- открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.

- учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.

- соревнование и сотрудничество . Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.

Преимущества интерактивных игр:

Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания,.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса.

В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций :

Определение целей и задач,

Составление плана акции,

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),

Различные формы работы с детьми;

Совместные мероприятия с родителями и детьми;

Подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций.

Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.

При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.

Данные тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.

Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
  3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
  4. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
  5. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  6. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  7. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
  8. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
  9. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  10. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

Интерактив (англ.) «interact» взаимный, действовать.

Основные характеристики «интерактива» :

  • это специальная форма организации
  • все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения
  • диалоговое общение
  • каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад
  • исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения
  • анализ услышанной информации и обстоятельств
  • формируется уважение к чужому мнению
  • участник может отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее
  • участники учатся участвовать в дискуссиях, профессионально общаться
  • показателем эффективности групповой деятельности продуктивность группы и удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия

  • обмен опытом;
  • выработка общего мнения;
  • формирование умений, навыков;
  • создание условия для диалога;
  • группового сплочения;
  • изменения психологической атмосферы
  • Нетрадиционное родительское собрание

Правила организации интерактивного обучения:

В работу вовлечены все участники.

Психологическая подготовка участников.

Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Оптимальное количество участников - 25 человек.

Подготовка помещения для работы.

Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента.

Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы.

Тематические акции

Общесадовские Групповые

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Предполагаемые результаты использования интерактивных форм в работе с родителями

Повышение интереса родителей к жизни и деятельности ребенка в группе и группы в целом

Формирование и развитие у родителей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов

Формирование и развитие аналитических способностей

Заключение

Взаимодействие семьи и ДОУ-

это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Список литературы

  • Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  • Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст] / Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006. - №4. – С. 66 – 70
  • Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
  • Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель» , 2008. – 111с.
  • Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И. Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2013. – 128с.
  • Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  • Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
  • Лебедева Т. В. Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ. Электронный ресурс:
  • Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е. Осипова. – Изд. центр «Скрипторий» , 2011. – 72с.
  • Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  • Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. * Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.