Что такое правовое воспитание детей. целенаправленная работа с педагогами ДОУ про правовому воспитанию. Герои разных сказок
Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребенка
- способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний
- совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.
План педсовета
1. Вступительное слово руководителя об актуальности проблемы.
Заведующая д/с.
2. Итоги тематической проверки
Старший воспитатель.
3. Выступления докладчиков по теме педсовета:
- Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения (Воспитатель)
- Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. (Воспитатели)
4. Итоги анкетирования родителей
Старший воспитатель.
5. Педагогический тренинг.
Старший воспитатель.
6. Деловая игра «Мы знаем права ребенка» .
7. Обсуждение проекта решения педсовета. Рефлексия.
Заведующая, коллектив ДОУ
Подготовка к педсовету
1. Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» .
Старший воспитатель, воспитатели
2. Консультация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Инструктор ФИЗО
3. Теоретическая консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. Ст. воспитатель.
4. Тематическая проверка «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»
Заведующая, ст. воспитатель
4. «Неделя правовых знаний» .
5. Конкурс на лучшую дидактическую игру по правовому воспитанию.
Воспитатели
6. Беседа с воспитателями «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников» .
Учитель-логопед.
7. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» , фестиваль подвижных игр с участием родителей «Мы - россияне!»
Воспитатели
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.
Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников - условие формирования правового государства, гражданского общества. Законодательное оформление вопросов защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться международная система защиты детства:
- в 1946 г. основан Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) - ЮНИСЕФ
- в 1989 г. - Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:
- Декларация прав ребенка (1959 г.)
- Пекинские правила (1985г.)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) .
Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих, в 1996 году составила 250 миллионов.
Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни - общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.
Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:
- физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
- морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;
- игнорирование родителями интересов ребенка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка;
- отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей) ;
- нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.
Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.
Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза
Ни от обид, ни от печали,
И словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет.
Чуткому детскому сердцу
Сердце свое открой,
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.
Спокойно матери уйдут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой прощаясь у ворот.
Надежду ту не обмани,
С детишками не будь ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жесткою не трогай.
Мы надеемся, что выбранная тема интересна и актуальная для вас и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются и не только об этом, вы сможете узнать в ходе педсовета.
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» .
Предлагается презентация по правовому воспитанию дошкольников.
Затем подводятся итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» (Приложение №) .
3. Выступление воспитателя по проблеме «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения» . (Приложение №)
Воспитатели всех возрастных групп представляют опыт: «Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах» , наработанный материал по проблеме правового воспитания.
4. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» (Приложение № __) .
Анализ анкеты для родителей «Права детей» . МДОУ «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова, октябрь, 2011 год.
В анкетировании принимало участие 100 человек.
На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 75%; Нет - 10%; Трудно сказать - 15%.
На второй вопрос анкеты: «Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?» ответы родителей распределились следующим образом -С точки зрения интересов ребёнка - 40%;
С точки зрения интересов ребёнка и интересов и обязанностей родителей -60%.
На третий вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам знакомиться с Концепцией о правах ребёнка?» ответы родителей распределились следующим образом - 40%; Нет - 60%.
На четвёртый вопрос анкеты: «Какие из ниже перечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?» родители перечисляли почти все права, которые даны в анкете.
На пятый вопрос анкеты: «Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство» ?» ответы родителей распределились следующим образом -
Здоровье, любовь, понимание - 35%; Любовь родителей - 40%; Полная любящая семья - 20%; Ни в чём не нуждаться 35%; Воздержались от ответа - 20%.
На шестой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду?» ответили так -Да - 45%; Нет - 25%; Трудно сказать - 30%.
На седьмой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?» ответили так -Да - 90%; Нет-10%.
На восьмой вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 5%; Трудно сказать - 30%.
На девятый вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в семье?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 10%; Трудно сказать - 25%.
На десятый вопрос анкеты ответы родителей распределились следующим образом - «Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо» - 10%;
«Любопытно было бы поучаствовать, обязательно пригласите меня на эти встречи» - 60%; «Я бы с удовольствием, но...» - 30%.
Таким образом, большинство семей так или иначе знакомы с понятием «права ребёнка» , стараются учитывать права ребёнка в семье, с удовольствием бы пришли на встречи учебно-практического цикла по проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье.
5. Педагогический тренинг для воспитателей «Что Вы знаете о конвенции?»
«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОНВЕНЦИИ?» *
1. Когда была принята Конвенция о правах ребенка:
а) в 1924 году;
б) в 1957 году;
в) в 1989 году.
2. Когда был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» :
а) в 1990 году;
б) в 1998 году;
в) в 2000 году.
3. Ребенком является каждое человеческое существо:
а) до достижения 16-летнего возраста;
б) до достижения 18-летнего возраста;
в) до достижения 21-летнего возраста.
4. С рождения ребенок имеет право:
а) на гражданство;
б) на равенство;
в) на свободу.
5. С шестилетнего возраста ребенок вправе:
а) самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;
б) изменить имя или фамилию;
в) выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы.
6. Ребенок имеет право посещать образовательные учреждения:
а) с 1,5 лет;
б) с 3 лет;
в) с 6 лет.
7. Ребенок имеет право поступить на работу:
а) с 14 лет;
б) с 15 лет;
в) с 16 лет.
8. Молодой человек может быть привлечен к участию в военных действиях:
а) с 15 лет;
б) с 16 лет;
в) с 18 лет.
9. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя гарантированное, общедоступное, бесплатное:
а) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование;
б) среднее профессиональное, высшее профессиональное образование;
в) воспитание в образовательных учреждениях.
а) с 6 лет;
б) с 8 лет;
в) с 14 лет.
6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ ЗНАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА»
Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.
Задачи:
- выявить творческий потенциал педагогов
- научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребенка
Дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.
Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка» . А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.
Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13. 06. 1990 г., а 14. 07. 1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.
Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.
Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:
- Выживание
- Развитие
- Защита
- Обеспечение активного участия в жизни общества
В нём заложены два основополагающих принципа:
- ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
- Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.
Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка
В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:
- Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п.1) .
- Право ребёнка знать своих родителей (ст. 7, п.1)
- Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п.1)
- Право ребёнка на имя (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на семейные связи (ст. 8, п.1)
- Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п.3)
- Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п.2)
- 10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст. 10, п.2)
- Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п.1)
- Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13, п.1. 2)
- Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст. 14, п.1, 2)
- Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п.1. 2)
- Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п.1)
- Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п.1. 2)
- Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п.1)
- Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18, п. 3)
- Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п.1)
- Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20, п.1)
- Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п.2)
- Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24, п.1, 2, 4)
- Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25)
- Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26, п. 1)
- Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п.1, 3)
- Прав ребёнка на образование (ст. 28, п.29)
- Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30)
- Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п.1. 2)
- Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст. 31, п.1)
- Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п.1)
- Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33)
- Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34; ст. 36)
- Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37)
- Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37)
- Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40, п.1)
Педагоги делятся на 2 команды.
Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:
Для 1 команды:
- Права, обеспечивающие выживание
- Права, обеспечивающие развитие
Для 2 команды:
- Права, обеспечивающие защиту
- Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества
Подумайте и ответьте (кто быстрее) :
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка» , «Серая шейка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
- Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка» , «Заюшкина избушка» и др.)
- В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев» )
- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка» )
- Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
- Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
- Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
- Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
«Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди)
Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
- Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя) .
- Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь) .
- Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество) .
- Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать) .
- Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование) .
- Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой) .
Решите проблемные ситуации.
Для 1 команды:
Ситуация 1
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопросы:
Нарушает ли воспитатель права ребенка?
Что делаете вы в подобной ситуации?
Ситуация 2
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.
Другие дети рисуют.
Вопрос:
Какое право реализует ребенок в данной деятельности?
Для 2 команды:
Ситуация 3
Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача) , что это «профессия нищих» . Вопрос:
Как реагировать на такое мнение ребенка?
Ситуация 4
Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала» .
Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.
Ситуация 5
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
Как считаете Вы?
Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?
Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.
Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия.
На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Проект решения педагогического совета
- Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.
- Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
- Координировать взаимодействие всех специалистов ДОУ -психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию - в реализации прав ребенка в детском саду.
- Организовать работу дискуссионных клубов для педагогов и родителей по защите прав детей в разных возрастных группах по теме «Права ребенка в нашем детском саду» .
- Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с Декларацией прав ребенка, с Конвенцией ООН о правах ребенка и т. д.
Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы. Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.
Результатом правового воспитания должны стать четкое знание своих прав и гражданская позиция , которая обогащала бы нравственность, помогала выбору правильной линии поведения. Правовое воспитание в ДОУ преследует цели:
- Воспитать у ребят социальную активность, способность осуществлять выбор.
- Сформировать умение мыслить критически, понимать ценность личных прав, контролировать свое поведение, уважать потребности других людей.
- Выработать привычку действовать строго в рамках прав, прописанных законом, быть ответственным.
Правовое мышление – основа будущего
– один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.
Своевременное правовое воспитание позволит взрослым быть уверенными в будущем детей: они и себя не дадут обидеть, и чужих прав не ущемят.
Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь. Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.
ДОУ – основной участник правового воспитания
Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.
Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения. Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев. Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.
Успех работы по правовому воспитанию во многом зависит от личного примера воспитателя, умения привлечь внимание к фактам окружающей жизни, создать жизнерадостную обстановку, укрепить веру детей в добро и справедливость. Малыши должны иметь уверенность, что они надежно защищены от зла и несправедливости.
Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.
Читайте еще: Учимся говорить: развитие словаря в дошкольном возрасте
Занятия в младшей группе
Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.
На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.
Средняя группа
От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.
При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная . Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.
Мероприятия в старшей группе
На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство. Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками , на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.
В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.
Работа в подготовительной группе
Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.
В процессе чтения, игр педагогу важно, чтобы ребенок мог поставить себя на место обижаемого и поискал возможные варианты самозащиты.
По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью . Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.
Читайте еще: Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников
К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение , которое выражается в:
- активной социальной, нравственной позиции;
- положительных личных качествах;
- умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
- ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
- стремлении самосовершенствоваться.
Ольга Молвинских
з опыта работы.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста .
Не травите детство спором.
Не судите разговором.
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите.
За шалость не корите,
Ни родитель и ни взрослый,
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу,
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.
Права детей сегодня- это «модная» тема.
Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно : благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве .
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан , обусловленная – среди многих причин – общественные отношения, поведение людей.
Они определяют, что «можно» , а что «нельзя» , каким образом надо поступать в той или иной ситуации
Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать.
В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.
Значение правового воспитания .
Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.
Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия .
Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы , действует более четко, уверенно, результативно.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах , развития уважения и терпимости к другим людям и их права , важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека .
В детях нужно воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников .
В своей работе с детьми я решила использовать тему «Ознакомление дошкольников с основами правового сознания ».
Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка :
Декларация прав ребенка (1959)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990) .
Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Формирование правового сознания у детей , предлагаю начать по двум направлениям :
Работа с родителями :
Цель : формирование правовой культуры ; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка .
Работа с детьми :
Цель : воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания .
По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи :
Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений) ;
Развитие представлений о здоровом образе жизни;
Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;
Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;
Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»
Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод ; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека ;
Разъяснить общественные нормы и правила поведения ;
Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека .
Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную.
Проводила с детьми :
Ролевые, театрализованные и дидактические игры;
Издавала информационные листовки «А как бы ты поступил?»
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
На занятиях закрепляла знания о профессиях родителей, навыки толерантного поведения
Закрепляла право на здоровье , знакомила детей с витаминами
Проводила праздники и вечера развлечений, закрепляли основные права детей
Организовывала :
Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т . п., закрепляя право на безопасность
Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т. п., их презентация) .
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право , понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п.
Проводила сюжетно-ролевые игры по теме «Мы выбираем» : «Выборы в странах кукол» , «Кто здесь главный капитан» , «Выбираем дежурных» .
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка , я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе . Было опрошено 19 родителей моей группы.
Выявлен :
79,5%(15 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка .
20,5%(4 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу : разъяснение Конвенции о правах ребенка , как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
Предложив родителям ответить на вопрос : «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок и т. д.
Самым первым этапом моей работы – было оформление уголка для родителей : «Правам ребенка посвящается » , где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка .
Затем я решила выявить уровень педагогической культуры родителей. Для этого был проведен ряд заполнения анкет, тестов «Какой вы родитель?» , «Хорошие ли вы родители?» .
По мере освоения Конвенции, они принимали непосредственное участие в ее обсуждении. Так, например, при проведении встречи – беседы на тему : «Знаем ли мы права и обязанности детей » , я поставила перед собой цель : «Познакомить родителей с основными направлениями Конвенции о правах ребенка . Направить внимание родителей на доверительные взаимоотношения с детьми». Был приглашен психолог.
Психологом была дана устная консультация на тему : «Детско-родительские отношения – как фактор развития личности ребенка» . А так же был проведен тренинг для родителей по разрешению данной проблемы на тему : «Межличностное общение» .
При обсуждении ряда статей Конвенции, родителям были заданы следующие вопросы :
Что такое Конвенция прав ребенка ? Что вы о ней знаете?
Как вы понимаете права человека ? Ребенка?
Нужно ли родителям и детям знать Конвенцию? Зачем?
Какие права ребенка устанавливает Конвенция? Зачем?
При обсуждении всех вопросов многие правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка , не перекладывая его на детский сад и государство. Кроме того, я использовала в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки- памятки на такие темы : «Ребенок и его права » , «Влияние на родительских установок на развитие детей» , «Искусство быть родителем» , «Семь правил для всех » , «Родительская любовь» и т. д.
Фантазию, выдумку, артистические способности проявили родители при проведении совместных праздников : «Моя дружная семья» , «Праздник моего города» , «День матери» , «Папы- Защитники Отечества» , «День восьмое марта» , «Осенины» .
Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная , полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.
Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем :
Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в моей работе с детьми;
Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права ;
Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.
После изучения материалов Конвенции, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков :
Право на охрану и укрепление здоровья
Право на сохранение своей индивидуальности
Право ребенка участвовать в играх, развлечениях
Право на образование .
Для начала я составила перспективный план работы, затем проект «Изучаем свои права » . Занятие проводила один раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет избежать их излишней заорганизованности. Работу провожу с небольшими подгруппами, это способствует и стимулирует не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку.
Обучение основам правового сознания я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.
Знакомство и обучение основам правового сознания , я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип в работе дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах поступках.
Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как «Зеркало» , «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга» , «Мои сказочные сны» , «Волшебные человечки» … Детям очень нравятся игры путешествия к сказочным героям : Орлу Зоркий глаз, Слонихе Чуткие уши, Бегемотику Вкусноежке, Обезьянке Любопытные руки и Собаке Острый нюх, где на основе полученных ощущений, восприятий , у детей формируется свое отношение к окружающему миру. В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность заглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.
Используя прием драматизации, я стараюсь развить у детей умение «в чувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.
Большую часть времени посвящаю практике : решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя : если бы я поймал золотую рыбку. ; если бы я был волшебником…; выбери правильный тон… ; дидактические игры : «Чьи права нарушены ?» , «Выбери правильный тон разговора и ответ» , «Найди ошибку и исправь » , «Назови пословицы к данному праву » , «Назови право к данной картинке » , «Напой песню о названном праве » . Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания , но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.
Знакомя детей с правом на имя , проводили такие игры, как, «Угадай имя по знаку Зодиака» , «Расскажи, что означает твое имя?» , «Подбери цветок к своему имени» , «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай» .
Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство , я начала знакомить детей с историей нашего города, его символикой, проводила экскурсии в библиотеку, там нам рассказывали о нашем городе, показывали видеофильмы. Ходили в «Музей заповедник» , посещали различные выставки. К 9 мая ходили к обелиску погибших в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы. Участвовали в конкурсе рисунков на асфальте «Нам нужен мир» , где заняли второе место. В конкурсе рисунков на асфальте к Дню защиты детей заняли третье место. В проведении экскурсий нас сопровождали родители, были активными помощниками, радовались нашим успехам. Так же, родители помогали в озеленении участка, благоустройстве. Сплели из ивы плетень, посадили мини огород. Дети с родителями сами садили принесенное дерево. В конкурсе «Ландшафтный дизайн» заняли первое место.
Затем ознакомила их с историей республики. Мы познакомились с историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флагах. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет флага» .
Одновременно, я проводила беседы, задавая детям вопросы поискового характера : «Чем похожи гербы города и республики?» , «Угадай, чего не хватает в гербе (флаге?», «Найди ошибку в изображении герба (флага?». Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на аналогичных играх, а также рассматривая документы, печати, монеты и т. д. С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.
Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким , каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.
Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья» , я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным городом, упомянула о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; одним из видов специального транспорта - машины скорой помощи; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей. Мы ходили на экскурсию к детской и взрослой поликлиникам, и к районной больнице.
Закрепляя представления детей о своих правах , проводила занятии по другим разделам программы : развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду и т. д. Например, при составлении рассказов о том, как мы ходили на экскурсию в школу, целесообразно закрепили знания о праве на образование , а этическая беседа «Добрые и злые поступки» познакомила со способами разрешения конфликтных ситуаций.
Перед знакомством с правом на образование , я задала детям вопрос : «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?» . Получив ответы, я сделала для детей игру, которую назвала «Школа моей мечты» . Для детей были нарисованы шаблоны школ в виде ракет, замков, автомобилей, а учителя представлены в виде принцесс, космонавтов. С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить.
В работе с детьми я проводила беседы на тему : «Моя семья» , «Самый добрый человек» . Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» , так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Полученные результаты наглядно показали, что дети – дошкольники больше общаются с матерью, слушаются ее также больше, чем остальных членов семьи. Причем от младшего к старшему дошкольному возрасту укрепляется авторитет отца.
Из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права , чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.
Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод : интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей , необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей . В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.
Список литературы :
Антонов В. А. Изучаем права человека . – «Вита-Пресс» ,1997
Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников . - М.:Айрис-Пресс,2000Ефимовский Е. карусель изобретений. Мудрые науки без назиданий и скуки. С. -Пб.: «Комета Дуэт» ,1994
Журналы :
«Дошкольное воспитание » ;2005 №6,8
«Ребенок в детском саду» ;
«Управление »
«Дошкольное образование »
«Обруч»
Зайцев Г. Р. Уроки Айболита. ---Пб.: «Акцидент» ,1998.
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль :»Академия развития», 1997
Морохин В. Н. Малые журналы русского фольклора. - М.:»Высшая школа»,1986.
Насонкина С. А. Уроки этикета. –С. -Пб.: «Акцидент» , 1998.
Рылеева А. А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М.: «Ангстрем» , 1993
Саплина Е. В., Спалин А. И. Введение в историю. – М.: «Дрофа» ,1999
Усачев А. Н., Березин А. К. «Основы безопасности жизнедеятельности» . – М.: «АСТ-Пресс» ,1996
Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М.: «Аншстрем» , 1993
Шабельник Е. С. Права ребенка . – М.: «Вита-Пресс» ,1997
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права ! – М.: «Вита-Пресс» ,1997
Шипицына Л. М. ,Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. – С. -Пб.: «Детство-Пресс» ,2000
Юдин Г. Главное чудо света. – М.: «Педагогика» ,1991.
Юдоходина Ю. И. «Здравствуй,друг,дорожный знак» .- М.: «Карапуз» ,1998
Татьяна Брюхова
Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик»
Выполнила : Брюхова Т. С.
Каменский район, г. Камень-на-Оби
Консультация для педагогов
" Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ "
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер , укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка , принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей . Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка .
В Декларации провозглашаются права детей на имя , гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения . Особое внимание уделяется защите ребенка : он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового , демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности , обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности : предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения : как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах , развития уважения и терпимости к другим людям и их правам , важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека .
В нашем детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы воспитателя :
Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
Правовое воспитание и образование дошкольников .
Повышение уровня правовой культуры родителей .
Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников .
Задачи :
Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод ; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека .
Разъяснять общественные нормы и правила поведения .
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека .
Система взаимодействия - это :
Организованное обучение;
Совместную деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения включает в себя :
Знакомство с правами человека .
Беседы на этические темы.
Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Изобразительная, трудовая деятельность.
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) .
Самостоятельная деятельность детей включает :
Работу с литературой.
Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
Разные виды игр.
Продуктивные виды деятельности.
Двигательную активность.
В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков :
1. Работа с детьми.
2. Работа с воспитателями .
3. Работа с родителями.
Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания .
В детях нужно воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников .
Формы и методы правового воспитания детей .
Формы работы с детьми :
1. Специально организованное занятие "О правах играя "форма занятий - подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания . Основной принцип в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
3. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
4. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
5. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми :
1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы, беседа о прочитанном и просмотренном.
2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя : если бы я был гадким утенком :, если бы я поймал золотую рыбку :, если бы я вдруг превратился в :
3. Дидактические игры : "Я имею право :", "Чьи права нарушены ?", "Назови права героев ", "Выбери право ".
4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу , внимание, заботу.
6. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
7. Проблемно-поисковые методы : отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
8. Продуктивная деятельность : создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Воспитатель детского сада - основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания . Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах , уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий , увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право , понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок , осуждению положительных героев и оправданию злодеев .
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников . Проводились родительские собрания, консультации для родителей "Права ребенка - соблюдение их в семье"
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей . Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика : они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей , унижение их достоинства - вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении , защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка , содействовать защите прав и достоинства детей .
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое :
Активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества : активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
Позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им ;
Обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
Пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования