Праздничные мероприятия связанные с культурой проводятся весной. Традиционные весенние праздники народов самарской области. Вопрос: праздничные мероприятия связанные с традиционной культурой весной в челябинске нужно записать названия праздника и дату

Кржижевский М.В.

Праздники являются важным компонентом культуры любого народа. Они отражают хозяйственный уклад, дают яркое представление о традиционном мировоззрении, позволяют проследить культурные связи с другими народами. В разных регионах мира такие праздники активно используются для развития туризма.

Многие традиционные праздники проходят весной, и это вполне естественно, ведь весна – время пробуждения природы, начала нового хозяйственного цикла, всеобщего обновления. Такие мероприятия проводятся и в многонациональной Самарской области.

Одним из наиболее ярких весенних праздников, ставшим событием не только для местного населения, но и для туристов, является Навруз (Новруз, Науруз, Наурыз и др.), который символизирует весеннее равноденствие и начало нового сельскохозяйственного года у ираноязычных и ряда тюркоязычных народов. В 2009 г. он был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а в 2010 г. на 64-й сессии Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция, благодаря которой Навруз получил статус праздника международного значения. 21 марта объявлено Международным днем Навруза .

В переводе с языка фарси Навруз означает «новый день». Происхождение этого праздника уходит своими корнями еще в дописьменную эпоху истории человечества. Он связан с культом Солнца и с солнечным календарем, который появился у народов Ирана и Средней Азии в глубокой древности. Согласно ему, Новый год начинался во время весеннего равноденствия, когда весна окончательно вступает в силу. Официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи, как праздник зороастризма. Народы Средней Азии и Ирана продолжали отмечать его и после распространения ислама. Сегодня в некоторых странах он объявлен государственным. Обычно в этот день готовились кушанья из семи продуктов, считавшиеся символическим даром Солнцу, которое должно позаботиться об урожае. Наиболее известным блюдом является сумалак – халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые сначала перемалываются, а затем варятся в котле с добавлением масла и муки.

Во время праздника дети ходили по домам и пели песни про Навруз, а их за это одаривали сладостями. На улицах выступали артисты, звучали песни и шутки и т.д. В давние времена Навруз праздновали 13 дней, а в конце торжеств люди выходили в поле или в сад, что должно было способствовать счастью и благополучию в течение всего года.

Особенно ярко и широко этот весенний праздник отмечают в нашей области казахи, которые называют его Наурыз. Ежегодно в марте праздничное мероприятие проводится в одном из районов Самарской области, где живут представители этого народа. На нем присутствуют делегации из Республики Казахстан. На праздничной сцене выступают казахские коллективы, на улице проводятся спортивные соревнования: скачки на лошадях, национальная борьба «Казахша курес» и другие состязания . Выставляются также юрты – старинные жилища казахов, в которых гостей угощают традиционными блюдами.

В 2012 г. праздник Наурыз прошел в Большечерниговском районе Самарской области. Кроме перечисленных выше мероприятий, на этот раз проводились также конкурсы «Казахская красавица-2012» и «Казахский джигит-2012».

Важным событием в жизни горожан и туристов явилось проведение в марте 2012 г. в Самаре первого Межнационального Навруза, в котором приняли участие общественные организации и творческие коллективы азербайджанцев, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов, казахов, татар. Мероприятие собрало много зрителей, в том числе, студенческую молодежь. Гостям рассказывали об этом празднике, перед зрителями предстала красавица Вакар, символизирующая весну, демонстрировались особенности празднования Навруза разными народами. Разумеется, состоялось угощение национальными блюдами и выступление творческих коллективов. С поздравительными номерами вышли на сцену и фольклорные коллективы других народов – русских, чувашей и т.д.

Первый межнациональный праздник Навруз в Самаре,

2012 г. Азербайджанцы
Первый межнациональный праздник Навруз в Самаре, 2012 г. Таджики

Башкирским аналогом Навруза можно назвать праздник Каргатуй («Грачиный прадник»). Он обычно проводился, когда стаивал снег и прилетали грачи – вестники Весны. Этнографические материалы свидетельствуют, что Каргатуй отмечался в каждом башкирском поселении. Смысл праздника заключался в проведении торжественных мероприятий в связи с пробуждением природы и всеобщим обновлением, а также в обращении к силам природы и духам предков с просьбой сделать год плодородным, благополучным. Считалось, что вместе с пробудившейся природой на некоторое время оживали и умершие предки, поэтому данный праздник связан с их культом .

В проведении Каргатуя участвовали женщины, девушки и мальчики-подростки. Местом для него выбирался холм, находящийся недалеко от поселения. Туда несли крупу, хлеб, сахар, чай, самовары. Пока пожилые женщины варили кашу, молодежь устраивала хороводы, игры в мяч, прыжки через препятствия. Местами проводился бег взапуски, в котором принимали участие девушки и молодые женщины, еще не рожавшие детей. Участники праздника угощали друг друга кашей и чаем, а в конце остатки каши оставляли на камнях или в кустах со словами: «Пусть поедят и грачи, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной». Самая старшая женщина, являвшаяся распорядительницей праздника Каргатуй, была облачена в старинную одежду.

В некоторых местах этот праздник назывался Карга буткаhы и являлся исключительно детским. Толпа мальчишек ходила там от дома к дому и собирала крупу, яйца и масло, а затем направлялась к реке, где и варила кашу.

Известный исследователь башкирской культуры С.И.Руденко писал, что данный весенний праздник под тем или иным названием праздновался еще в начале ХХ века башкирами почти повсеместно . Праздновали Каргатуй и самарские башкиры – автор этих строк встречался с людьми, которые помнили традиции его проведения.

Сегодня «Грачиный праздник» получил второе рождение. Он проводится в Самаре по инициативе общественной организации «Курултай башкир» Самарской области и города Самары, при поддержке Администрации города и государственного казенного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов». Конечно, сейчас Каргатуй празднуется не так, как в отдаленные времена. Ограничения для представителей разных возрастов, разумеется, сняты – на праздник может придти любой человек. И приходят на него, в первую очередь, для того, чтобы увидеть выступление разных исполнителей – местных творческих коллективов и артистов из Республики Башкортостан. Но старинные традиции не забыты: по-прежнему варится ритуальная каша, на сцене воспроизводится обряд угощения грачей, гостям рассказывается об этом празднике. И зрителям – местным жителям и гостям из других регионов — очень нравится данное праздничное мероприятие.

В этом году Каргатуй проводился в культурно-досуговом центре им. В.Я.Литвинова. На нем присутствовали и представители студенческой молодежи, в том числе студенты филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Самаре. Некоторые из них являются активистами башкирского общественного движения, членами танцевального коллектива «Ляйсан», который постоянно участвует в проведении различных праздников и фестивалей и носит звание Народного самодеятельного коллектива.

Возрождение этнокультурных традиций и межрегиональные туристические обмены стали сегодня заметным явлением в общественной жизни россиян. Однако далеко не весь потенциал активизации туристской отрасли с помощью подобный событий и традиций реализуется полно и масштабно. Национально-культурным организациям Самарской области не следует останавливаться на достигнутом, а проводить активную работу по привлечению на указанные праздники туристов и экскурсантов. Для этого необходимо тесное сотрудничество с туристскими организациями, чего в настоящее время, к сожалению, не наблюдается. Сотрудникам турфирм следует, для начала, самим чаще присутствовать на подобных мероприятиях, чтобы они могли включить их в программу обслуживания гостей нашего города и области.

Литература

1.Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. Уфа: УНЦ РАН, 1995. 34 с.

2.Казахи Самарской области: паспорт этнической группы. Самара, 2011. 44 с.

3.Навруз [Электронный ресурс] – режим доступа http: www.calend.ru

4.Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.

5. Фото М.В. Кржижевского.

В духовной жизни русского и украинского народов, да и народов мира, большое место занимают праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники, являющиеся одной из наиболее устойчивых форм духовной культуры, - не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод повеселиться, а сама история народа с его богатыми традициями.

Праздники как этнокультурное явление представляют собой одну из форм жизни этноса. На протяжении столетий народная праздничная культура славян, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников, обычаев и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.

История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, со способами добывания основных средств их существования, с формированием и развитием мировосприятия и верований. Традиционный славянский праздник - это судьба народная, самым тесным образом связанная с землей-кормилицей и космическим началом. Поэтому актуальным и необходимым остаётся изучение самого праздника, его современного состояния и процессов трансформации в нем. Все это имеет немаловажное значение для решения более широких проблем исторической этнографии славянских народностей, поскольку остаются нерешенными некоторые вопросы формирования и сохранения народной культуры. В этой связи обращение к вопросам историко-культурного развития, в данном случае к вопросам праздничной культуры, актуально, ибо там сохраняется и общенародный, и свой специфический, региональный характер многих праздничных традиций, что в свою очередь, может прояснить понимание того места, которое занимают в культурной истории праздники и праздничный быт населения.

Из всего многообразия бытующих праздников, рассматриваются наиболее любимые и популярные у русского населения. В этнографической науке существует классификация праздников и условно разделяет их на две большие группы:

  • 1. Традиционные народные праздники (православные и календарные);
  • 2. Гражданские праздники. Среди последних большее внимание уделяется государственным, профессиональным, сезонным, фольклорным.

Древнейшими и одними из важнейших праздников являются календарные праздники аграрного цикла, сложение которых происходило на протяжении веков в процессе трудовой деятельности людей. Название «календарные праздники», принятое в науке, прежде всего, относится к празднествам, происходившим в установленное традицией время и связанным с земледельческим календарем предков восточных славян, концентрирующимся вокруг зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.

С принятием христианства на Руси в конце X в. появились церковные праздники (христианские, православные). Они были посвящены наиболее значительным событиям священной истории, особо чтимым христианским святым. Понадобилось не одно столетие, чтобы православные праздники, вобрав в себя различные элементы дохристианских празднеств, переосмысленных православной церковью, приобрели новую этническую окраску и стали доминирующими в праздничной культуре русского народа. Большинство из древних календарных празднеств были приурочены к датам церковного календаря.

Гражданские или светские праздники появились гораздо позже календарных и были тесно связаны с развитием государственности. О светском празднике можно говорить применительно к тому времени, когда наступает отделение религии от прочих сфер жизни, в особенности от государства. В России первые гражданские праздники связаны с петровской эпохой: традиция встречи гражданского Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, празднества по случаю военных побед России на суше и на море и их годовщин.

Процесс создания гражданских праздников и новых праздничных ритуалов и традиций, столь бурно протекавший в петровскую эпоху, в последующие десятилетия ХVIII в., как и в XIX - начале XX в., развивался эволюционным путем. Одной из важнейших сторон протекционистской политики правящих кругов в отношении праздников является практика выделения из всего многообразия привычных празднеств нерабочих дней. Выбор дат этих государственных праздников во многом отражает черты общественного строя. При этом государственный праздник, как правило, наследует традиционные обычаи создания в этот день атмосферы согласия и единения.

Профессиональные праздники, чаще называемые трудовыми, получили особенно большое распространение в советский период. Они связаны в первую очередь с трудовой деятельностью людей. Число их с появлением новых видов производства растет, и их существование насчитывает уже не одно столетие.

С течением времени, с изменением образа жизни, социальной обстановки и мировоззрения людей меняется и перечень праздников. Изменение праздника является частью общих трансформаций, происходящих в культуре этноса под воздействием различных факторов: социально-экономических условий его жизни, политического строя, общественного сознания, выраженного в изменениях системы ценностей. Все эти факторы не только вызывают трансформацию праздников и устоявшихся способов их проведения, но и приводят к исчезновению одних и возникновению других. Одни, срастаясь с народным бытом, становятся традицией, другие отмирают. Одновременно возникают праздники, связанные с появлением новых видов производства, различных потребностей общества или с социальным заказом. Идейная нагрузка празднеств в значительной степени определяет и их жизнеспособность.

Традиционный календарь праздников складывался из нескольких циклов, достаточно подвижных в различных регионах. В основе народного праздничного календаря лежала природно-аграрная последовательность годового цикла, на которую накладывалось членение христианского (юлианского) календарного года по сезонам: зимний - циклы святочно-рождественский и масленичный, большой весенний - недели Великого поста, Пасха; летний - троицко-купальский период, Иванов, Петров, Ильин дни, Успение; осенний - Рождество Богородицы, Покров. Со временем на структуру календарных праздников, их атрибутику наложили отпечаток специфика местного сельского хозяйства и промыслов в крае, в том числе развитие скотоводства и отходничества, что также внесло в праздники определенное своеобразие.

Народный праздничный календарь был привязан к церковным святцам. При этом святые переосмыслялись крестьянами сообразно их «месту» в аграрном календаре, соотносились с трудом и бытом крестьянина в каждом природном цикле, давая имя святого наименованию праздника. Перечень особо чтимых святых был достаточно устойчивым. Возглавляли его Николай Чудотворец и Параскева Пятница. Кроме таких, ставших церковными праздниками, отмечали торжества, посвященные событиям священной истории, чудотворным иконам.

Связь народного праздничного календаря с церковными святцами, вероятно, послужила причиной возникновения так называемых съезжих праздников с приуроченными к ним общественно-семейными церемониями гостевания. Съезжий праздник мог приходиться как на престольные праздники, так и на обетные, устанавливавшиеся самими крестьянами чаще всего в память об избавлении от большого падежа скота в деревне. Съезжий праздник считался главным в каждой местности и только в такой день устраивались особые многодневные гуляния.

Все основные праздники, при всех их отличиях, имели ощутимое сходство: они состояли из одинаковых слагаемых, иногда различно оформленных, а порой и тождественных. Помимо обязательного церковного ритуала, чаще всего молебна, крестного хода, или водосвятия праздники имели значительно большие и разнообразные по форме и содержанию общественную и домашнюю части, порой длящиеся два-три дня. Праздничное поведение и праздничный костюм, гуляния с играми и развлечениями молодежи, противоборство мужчин, танцы, игры, сопровождающие их песни - все это отдельные составляющие деревенского праздника. Домашняя, семейная, часть праздника, основной прерогативой которой все-таки было праздничное застолье, включала сложную систему гостевания, отражающую человеческие и социально-экономические связи.

Выделены своеобразные развлечения ряжение, святочные гадания; подшучивания над молодыми в Масленицу; качели, хождение на ходулях в праздники весеннего цикла. Значительное внимание уделено мужским противоборствам, определявшим специфическую форму именно праздничного мужского поведения, а также местным танцам и посиделочным играм. В последних народная педагогика смогла найти достаточно ясные и мудрые формы подросткового и молодежного межполового общения, проявлявшиеся в разнообразнейших играх от посиделочных игр-знакомств до завершающей свадебной игры.

Любой праздник сопровождался преображением внешнего облика людей. Праздничный костюм и горожанина, и сельского жителя отличался от будничного большим количеством предметов его составляющих, лучшим качеством материалов, из которых он изготовлен, большей декоративностью всех предметов одежды, головного убора, обуви.

Традиционный русский костюм, долго сохранявшийся в деревне, складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. В начале XX в. он имел множество локальных вариантов. Праздничный костюм как замужней женщины, так и девушки, составлял сарафанный комплекс, который включал в себя рубаху, сарафан, передник, пояс и многочисленные дополнительные детали, главным образом украшения, а также головной убор, который являлся одной из самых ярких и важных деталей женского и девичьего костюма. Характерная особенность девичьих головных уборов (повязка, перевязка, лента, венец) - открытый верх. Женские сороки, разнообразные кокошники, повойники полностью закрывали голову. Мужской костюм включал гораздо меньшее количество вещей: рубаха, кафтан, штаны, обязательно пояс и головной убор. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу. Одежда выполняла не только утилитарные и эстетические функции. В ее оформлении сохранились отзвуки древних языческих представлений о мире. Одежда оберегала человека от внешней среды, особую роль оберега при этом играл пояс.

В начале XX в. комплекс праздничной пищи у русского населения сохранял как общерусские черты, так и локальные особенности. В целом для праздничной кухни характерно использование широкого круга пищевых продуктов и разнообразного способа приготовления блюд. Ее главной особенностью, является то, что она отражает преимущественно земледельческий, в основном зерновой характер хозяйства. Ведущее место в ней занимали хлебные, мучные и крупяные блюда в многочисленных локальных вариантах: козули, тетерки, шаньги, калитки, сочни, сковородники. Пища и напитки в народной праздничной традиции регламентировались социальными нормами и являлись непременным атрибутом календарных праздников и приуроченных к ним обрядов.

Праздничные мероприятия в России - праздники, фестивали, ярмарки и прочие мероприятия, достойные внимания туристов.

Январь

Февраль

  • Празднование Масленицы (каждый год день празднования меняется в зависимости от начала Великого поста). Этот праздник отмечают в России довольно широко. Сопровождается он обычно массовыми шумными гуляниями, катанием на санях, обязательными блинами всевозможных видов, а также сжиганием чучела Масленицы. Одним словом, это маленькое путешествие в самобытную культуру русского народа.
  • День Защитника Отечества . Особо широко этот день в России не празднуется, однако и к этому празднику бывают приурочены различные концерты и прочие праздничные мероприятия.

Март

  • Международный женский день (8 марта). В этот день обычно проходят различные концерты и другие праздничные мероприятия.

Апрель

  • День космонавтики (12 апреля). В этот день проходят соответствующие тематические мероприятия, наиболее интересными из которых являются выставки и демонстрации авиационной техники, а также различные авиашоу и шоу парашютистов.

Май

  • День Весны и труда (1 мая). В наше время этот праздник празднуется не так широко, как раньше, однако ряд праздничных мероприятий ему все-таки сопутствует. Как правило, это концерты, выставки и ярмарки.
  • День Победы (9 мая). Это праздник победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг. В городах России проводятся военные парады, организуется шествие к памятнику Неизвестному солдату и грандиознейший салют . Также повсеместно проходят праздничные концерты и другие мероприятия.
  • Фестиваль «Москва встречает друзей» . Фестиваль Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова для детей, можно сказать, это самый масштабный проект данного фонда. Начиная с 2004 года, его ежегодно проводят на лучших площадках различных городов России, а также Москвы и Подмосковья. В концертах этого фестиваля принимают участие юные таланты не только из различных регионов России, но и со всего мира: это хоровые и танцевальные коллективы, дирижеры, вокалисты, оркестры, солисты-инструменталисты и художники.

Июнь

  • День России (12 июня). Праздник был установлен по случаю принятия Декларации о государственном суверенитете в 1990 году. Празднование Дня России обычно сопровождают праздничные концерты, выставки и салют.
  • Московский международный кинофестиваль (конец июня). Данный кинофестиваль продолжительностью в десять дней проводится еще со времен СССР (впервые он состоялся в 1935 году). В основном конкурсе участвуют наиболее интересные полнометражные фильмы режиссеров из разных стран. Не остаются без внимания и документальные фильмы (конкурс документального кино), а также экспериментальные, поисковые и дебютные работы (конкурс «Перспективы»). Для оценки работ формируется Большое жюри.
  • Международный конкурс имени П. И. Чайковского . Этот международный конкурс академических музыкантов конкурс проводится 1 раз в 4 года начиная с 1958 года. Первый конкурс проводился всего лишь по двум специальностям: скрипка и фортепиано , со второго конкурса (1962 г.) была добавлена специальность виолончель , а с третьего (1966 г.) – еще и вокал.

Июль

  • Праздник Ивана Купалы (7 июля). Этот народный праздник имеет языческое происхождение. Приурочен он к Рождеству Иоанна Крестителя – великому христианскому празднику, а также связывается с днем летнего солнцестояния. На праздничных мероприятиях по случаю данного события можно познакомиться с множеством весьма интересных обрядов. Это непременно стоит увидеть своими глазами.

Август

  • Московский автосалон . Иначе это мероприятие называют Московский Международный Автомобильный Салон. Производители автомобилей демонстрируют наиболее популярные, а также новые модели автомобилей.

Сентябрь

  • День Москвы . День города проходит в начале сентября, в первую субботу месяца. Первые празднования Дня города относятся еще к XIX веку – первое торжество было приурочено к 700-летию со дня основания столицы. В честь Дня города в Москве проводится огромное количество различных праздничных мероприятий – иногда их количество достигает тысячи. Это ярмарки, парады, праздничные концерты, карнавальные шествия, выступления звезд как отечественной, так и зарубежной эстрады на множестве открытых площадок. Традиционным кульминационным моментом этого праздника каждый год становится грандиозный

праздничные мероприятия связанные с традиционной культурой весной в челябинске нужно записать названия праздника и дату

Ответы:

Наступает весна, близится женский праздник. Власти города так же готовят многочисленные торжества и массовые гуляния. В целом, первая неделя весны в областном центре пройдет активно. Жителей и гостей города ждут многочисленные праздничные мероприятия, так или иначе связанные с весной и женщинами.Так 6-9 марта в Челябинске пройдет II межрегиональная выставка-ярмарка «Уральская Масленица». Ее организаторами выступают Правительство Челябинской области, Министерство сельского хозяйства, Администрация Челябинска и выставочный центр «Восточные ворота» при поддержке Челябинской епархии. Организаторы уверены, что каждый посетитель найдет на выставке-ярмарке товар по душе. Здесь будут представлены продукты, в том числе мед, товары для дома, верхняя одежда, головные уборы, швейные изделия, трикотаж, сувениры, подарки.Выставка будет работать 6-9 марта, ежедневно с 10.00 до 18.00, в помещении ТРК «Гагарин Парк» (ул. Труда, 183). Вход свободный.А 9 марта в театре оперы и балета пройдет фестиваль «Платье города – 2013», его организуют Администрация Челябинска и имидж-клуб «Светлана». Мероприятие проводится в Челябинске в четырнадцатый раз и по праву считается одним из главных модных событий в жизни города. Среди участников фестиваля как известные, так и начинающие дизайнеры Урала, молодые специалисты и студенты творческих вузов региона. Изюминкой вечера станет традиционное VIP-дефиле, к которому уже готовятся более десятка известных в Челябинске людей. Готовые образы для них - от платья и пиджака до сумочки и перчаток - создадут дизайнеры из ведущих модных ателье города. Специальные гости конкурса Анна и Алексей Бородулины представят свою новую коллекцию "DIONISY", при создании которой модельеры вдохновлялись фресками Дионисия (XIV век), которые лучше всего сохранились в Национальном парке «Русский Север», в Ферапонтовом монастыре.Фестиваль «Платье города» состоится 9 мартав, 18:00, в Театре оперы и балета им. Глинки.А начнется первая неделя весны торжественной церемонией награждения лауреатов премии «Признание». Лауреаты определены в следующих номинациях: «За вклад в развитие строительства», «За вклад в развитие промышленного производства», «За вклад в развитие физической культуры и спорта», «За вклад в развитие культуры и искусства», «За лучший социально значимый проект». Высшие общественные награды города будут вручены 4 организациям и 3 горожанам. На торжественную церемонию приглашены Почетные граждане города Челябинска, руководители города и области, лауреаты премии «Признание» предыдущих лет, руководители крупных предприятий, высших учебных заведений, общественность города.Мероприятие состоится 5 марта 2013 года в 17.00 в Челябинском государственном академическом театре драмы