Родительское собрание в подготовительной группе. Семья и семейные традиции. Родительское собрание в ДОУ на тему: «Семейные ценности

Екатерина Бондарева
Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе

Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической культуры родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, способствовать более легкому запоминанию сути бесед. Объединить педагогов и родителей в единый коллектив.

1. Заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи,

2. Прививать уважение к культурным традициям семьи способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

Участники: родители, воспитатель.

Предварительная работа:

1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии»,

2. Выставка фотографий воспитанников и родителей группы в младенчестве и раннем детстве.

3. Подготовка презентаций старинной семейной фотографии.

1 слайд. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

2 слайд. "Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение".

С большой долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания "семейные традиции" у большинства людей возникают ассоциации со словами "дом", "родственники", "родители", что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это "что-то" и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием "семейные традиции" неоднократно повторялись с раннего детства.

В: Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка –семье или детскому саду? (обсуждение)

В: Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады являются помощниками семьи. Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель мы видим в том, чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности: научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха; повысить уровень педагогической культуры родителей; достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.

В процессе этой работы мы всем педагогическим коллективом решаем следующие задачи:

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Создать в группах условия для совместной деятельности детей и их родителей.

Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать с педагогами ДОУ (специалистами) с целью их решения.

Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей. (проведение семинаров – практикумов, открытых занятий, организация и поведение различных мероприятий)

Сегодня на нашей встрече мы поделимся опытом воспитания, поговорим о семейных традициях.

4 слайд. Роль традиций в семье

1. Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи.

2. Они важны для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто: семейные традиции и обычаи - это тепло, это ценности, это вечно. И даже не столь важно, что именно станет такой семейной традицией - ежесубботние прогулки в лес, «Первый снеговик года», празднование прихода весны или совместные воскресные ужины и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

Слайд 6. Какими бывают семейные традиции:

1. Традиции семейного досуга: путешествия, праздники, чаепития, воскресные прогулки, игры и. т. д.

2. Традиции трудового воспитания (совместные заготовки, дача, трудовые династии)

3. Поддержание ценностей рода (составление родословной, посещение родственников, забота друг о друге)

4. Традиции семейного чтения

5. Совместные увлечения (хобби)

Слайд 7. Традиции семейного чтения

В России существовали прекрасные традиции семейных чтений, когда родители и дети вместе думали, переживали, сострадали.

Слайд 8. Традиции семейного чтения

Семейное чтение- это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяет путь ребенка, как читателя.

Слайд 9. Отрывок из детского сочинения

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама поет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Слайд 10 . Отрывок из детского сочинения

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше?

Слайд 11-13. Опрос «Традиции в семье»

Слайд 14. Игра «Вопрос – ответ».

Предлагаем родителям цветок – ромашку. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ.

1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?

3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.

4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?

7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

9. Какие подарки Вы дарите детям?

10. Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

ИТОГ после ИГРЫ «Вопрос – ответ».

Слайд 15. Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка.

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Воспитатель читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

Слайд 16. У нас в детском саду есть традиция – устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Здравствуй, ёлка!», «Весна – красна!». И на этих праздниках, как правило, дети наиболее активны, чем родители. Дети – показывают, родители – смотрят. Я предлагаю сейчас побыть активными родителями, решить задачу: Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я

Какая же у нас семья. (6 человек)

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями с взрослыми в семье. Общение с взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Слайд 17. Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год украсить живую ёлку. Это традиция - вместе с ребёнком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной, и составление семейных альбомов. Это и праздники по поводу дней рождения ребёнка.

Слайд 18. Свое выступление закончу стихотворением о семье:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»Левокумского муниципального района

Ставропольского края

Родительское собрание

на тему: "Традиции семьи "

Подготовила:

воспитатель Лизина Е.П.

с.Левокумское

Цель собрания - помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека

Задачи: активизировать внимание уставших родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, способствовать более легкому запоминанию сути бесед.

Предварительная работа:

Оформить приглашение на собрание.

Подготовить презентацию.

Подобрать музыку для проведения конкурсов.

Провести анкетирование родителей по теме «Традиции семьи».

Оборудование:

Слайдовая презентация, карточки задания, викторина, игры-конкурсы,

ножницы, цветная бумага, клей, салфетки, вата, пуговицы, нитки, рецепты для праздника, памятка «Основные семейные традиции».

Изречения:

· ""Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости".

· "Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".
(А.С. Макаренко)
"Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства".
(Всеобщая декларация прав человека.Статья 16-3)

· "К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе". (Сократ)

· "Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной". (У. Фоскало)

Ход собрания

Воспитатель:

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная

традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве.

Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой - дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.

Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.

Родители делятся на 2 команды

Разминка

Воспитатель:

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая - я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы - заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше)

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
Воспитатель:

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа - ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

Воспитатель:

У нас в детском саду есть традиция — устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Мама, папа, я — спортивная семья». (фоторепортаж).

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Конкурс 2 "Семейная викторина"

1. Скажите по латыни "семья". (Фамилия.)
2.А теперь скажите "семья" по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"?
(Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5. Вот русская пословица: "Жить для себя- тлеть, для семьи - … (пропущен глагол), а для народа - светить". Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость.)
7. Первый, старший ребёнок в семье - первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?
(О матрёшке.)
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.)
11. Как называется фамилия женщины до её замужества?

(Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: "Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон". Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
("Дюймовочка".)
13. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг.Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
14. Родительский инструктаж одним словом - это...
(Наказ.)
15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)
16. В каком месяце отмечается Международный день семей?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Воспитатель:

Праздники для ребенка - это хорошая семейная традиция. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать - так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
Конкурс 3 "Творческий"

Для вас, дорогие родители мы тоже приготовили заготовки, чтоб вы попробовали сделать сказочных героев.

Предложив детям сделать на празднике нечто подобное, вы обретете детскую любовь и понимание, да и сами вспомните свое детство

Воспитатель:

Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки - это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах

Воспитатель:

Сохранение доверия в семье - ещё одна хорошая традиция. Доверие - это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы

Конкурс 4 "Вопрос - ответ".

У меня в руках цветок - ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву - игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Воспитатель:

Семейные традиции- это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

За участие в родительском собрании мы хотим наградить вас очень интересным рецептом к Новому году (распечатка рецепта).

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!...
А.В. Сидорова

Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель я вижу в том, чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности:

  • научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.

В процессе этой работы я решаю следующие задачи:

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  • Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Для себя я определила основные принципы взаимодействия с семьёй:

  • все формы должны быть интересными для семьи;
  • родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
  • родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.

Вся система моей работы с родителями направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй я не один год использую и новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наиболее удачными и продуктивными из них я проложила прочный мостик к сердцам родителей. Среди них нетрадиционные родительские собрания.

Подготовка:

  1. Выбрать ответственных членов родительского комитета на предыдущем собрании:
    а) за выставку «Игрушка моего детства»;
    б) за организацию фотоконкурса «Моя семья»;
    в) за выставку поделок из природного материала.
  2. Оформить приглашение на собрание в виде часов с кукушкой.
  3. Написать памятки родителям как надо вручать и принимать подарки.
  4. Празднично украсить группу.
  5. Выучить с детьми песню «Моя родня» и стихи о семье.
  6. Подготовить необходимую музыку.
  7. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:
    • Дети, вы любите праздники? А зачем они вам?
    • Садитесь ли вы за один стол с родителями, когда к вам приходят гости?
    • Ты со своими друзьями разбросал игрушки. Что скажет твоя мама?
    • Какие праздники для тебя устраивают родители?
  8. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них всё необходимое.

Литература:

  • Метенова Н.М. Родительское собрание. Методика проведения.
  • Лопатина А., Скребцова Л. Семейные заповеди.

Ход собрания

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей».

В нашей семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы. Мы с Женей садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать.

Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!

Входит ребёнок и читает стихотворение:

Маму я свою люблю,
Ей секрет я расскажу!
Мальчик новый к нам пришёл,
И ко мне он подошел.
Стал со мною он играть,
Стал со мною рисовать,
Подарил он мне игрушку.
А зовут его – Ильюшка!

Вы все, уважаемые родители, получили творческое задание, подумать, вспомнить о традициях вашей семьи. Описать их, написать, какие ещё традиции вы хотели бы видеть в вашей семье. Может быть они были в семье вашего детства, а сейчас утрачены.

Мы с детьми рассмотрели и обсудили все ваши предложения и сочинения. Очень нам понравилась традиция семьи Астаханцевых: «Мы всегда вместе…» С вашего разрешения я зачитаю отрывок из вашего сочинения. Это очень трогательный рассказ.. Расскажите нам, пожалуйста об этой традициии.

Дискуссия родителей, обмен опытом поддержания семейных традиций.

Объявляю музыкальную паузу . Сегодня к нам в гости приехал мой папа. Традиция моего детства – это песни под гитару перед сном, и сейчас папа споёт нам песню, и мы все окунёмся в детство.

Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?

Игра «Вопрос – ответ». Предлагаем родителям цветок – ромашку. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ. Параллельно на некоторые вопросы включается магнитофонная запись с ответами детей.

  1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
  2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
  3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
  4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствует здоровому росту?

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Воспитатель, под спокойную, мечтательную музыку, читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

И сейчас, здесь появится смысл всей вашей жизни, самое дорогое, что у вас есть. Встречайте, ваши дети!

Дети под музыку входят в зал и дарят родителям рисунки на тему: «Моя семья». Читают стихи:

Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит.
Как прочная она броня
От холода и от огня.

Случилась с малышом беда,
Семья поймёт его всегда;
Порой за шалость побранит
Но все равно потом простит.

Семья – любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Ее иссякает никогда.

Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь.

У нас в детском саду есть традиция – устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Здравствуй, ёлка!», «Весна – красна!». И на этих праздниках, как правило, дети наиболее активны, чем родители. Дети –показывают, родители – смотрят. Я предлагаю ввести традицию взрослых представлений, когда наиболее активны родители. А начать я представляю прямо сейчас! Ребята, устраивайтесь поудобнее, вас ждет сюрприз!

Подготовленный коллектив родителей показывает сказку «Как ослик счастье искал» Приложение 1

В завершение все вместе, дети и родители, поют песню на слова Я.Акима «Моя родня»

Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка – родня, и братишка,
И щенок лопоухий – Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем им подарки куплю
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – удобная щенка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, игрушку – Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему расскажу,
Все на свете ему подарю!

МКДОУ Детский сад «Петушок» с. Прокудское, Коченёвский р-н, Новосибирская обл..

Родительское собрание по теме: «В каждой семье свои традиции»

Данная разработка открытого родительского собрания является частью реализации «Основной общеобразовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Петушок», в соответствии с реализацией организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО; с целью сплочения родительского коллектива; способствования соблюдению имеющихся семейных традиций и появления новых; обмена опытом семейного воспитания и традиций; повышения педагогической культуры родителей.

Цель: сплочение родительского коллектива; способствование соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей.

Ход мероприятия.

Подготовительный этап.

Создание родителями совместно с детьми фотогазет на темы: “Наша дружная семья”, “Спортивная семья”, “Любящая домашних животных семья” и т. п.
Педагог составляет памятки для родителей «У ребенка день рождение» с играми, которые можно использовать на детском празднике. (Приложение 1)
Педагог подбирает афоризмы к теме собрания. (Приложение 2)
Педагог создает презентацию по теме и слайд шоу с музыкой и фотографиями детей.

Организационный этап.

Разместить плакат с названием темы собрания.
Разместить тексты с афоризмами для изучения родителями.
Оформить тематическую выставку о семье и семейном воспитании: – фотогазеты.

Вступительное слово.

Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.
Проведение беседы.

С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы, поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а…(дома лучше).
Не красна изба углами, а…(красна пирогами).
Дети не в тягость, а…(в радость).
Когда семья вместе, и…(сердце на месте).
Всякой матери свое…(дитя мило).
На свете все найдешь, кроме…(отца и матери).
Мать кормит детей, как…(земля людей).

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на ”то, чему меня учили дома”, “чему учила меня моя мать”, “что мне показал отец”.

Семья дает ребенку главное – личностную связь и единство с родными. Общение со взрослыми (родными) является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Игра: “Объединить объекты в систему”. Вырезать из газет различные заголовки, и раздать каждой группе участников по 3 – 4 человека. Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.

Вот мы пошутили, посмеялись. Что означает слово “семья”?

По определению Ивана Васильевича Даля, “семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми”.

А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или детскому саду? (Ответы, карточки разного цвета.).

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. “Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка”. (Федеральный закон “об образовании в РФ”).

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Давайте сегодня поговорим о семейных традициях:

Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
О. Высотская

Какие традиции есть в вашей семье? (Ответы)
Семейные традиции – это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это совместные игры. Поздравление родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

Традиция 1. Семейные праздники.

Какие праздники вы отмечаете в своей семье? (1 Ответы на листочке)

Какой самый любимый праздник в вашей семье?

Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, “тускло и серо было бы детство,

если бы из него выбросить праздники”, — писал К. Ушинский.

Какие детские праздники вы отмечаете?

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Я приготовила для вас небольшие памятки с играми, которые можно использовать на детском празднике.

Игры с родителями “Чудесный мешочек”, “Летает – не летает”.

Какие подарки вы дарите своим детям? (2 Ответы на листочке)

В дни рождения на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
Игрушки и игры должны соответствовать возрасту детей.

Желательно, чтобы игрушки развивали мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Как участвуют дети в изготовлении подарков для ваших родных?

Когда последний раз вы вместе с ребенком что-то делали, например, на день рождение папы или бабушки? (3 ответы на листочках)

Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

Как это ни странно, но детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится участником и свидетелем взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. (Во многих семьях на праздники на стол ставят спиртное. Нужно объяснить ребенку, что это напиток для взрослых и употребляют его только по важным событиям, по праздникам.)
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут отдыхать и наши дети.

Традиция 2. Составление родословной своей семьи.

В некоторых семьях есть традиция – составлять свою родословную.

Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Домашнее задание. Попробуйте составить родословную своей семьи. Начните с себя или с вашего ребенка.

У кого получился самый многочисленный род?
Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?
Кто придумал имя, которые вы носите?
Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево – дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. (обратить внимание на слова А. С. Пушкина: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”)

Традиция 3.Семейный альбом.

Скажите, что еще может сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)
Хотелось бы сказать, что эта традиция есть в каждой семье. Но при подготовке к собранию (стенгазеты) оказалось, что эта традиция канула в лету. Так как во многих семьях фотографии только в электронном виде, есть и такие семьи, где фотографий нет вообще.

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Предлагаю посмотреть небольшой «семейный» альбом нашей группы. (слайд шоу)

Подведение итогов собрания.

Как вы думаете, нужны ли традиции в семье? Почему?
Традиции способствуют сплочению семьи.
В наших с вами руках — вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
Берегите друг друга, добротой согревайте.
Берегите друг друга, обижать не давайте.
Берегите друг друга, ссоры все позабудьте
И в свободную минуту рядом друг с другом побудьте.

(О. Высотская)

Далее решаются текущие вопросы группы, родители задают интересующие их вопросы, воспитатель отвечает.
Решение родительского собрания: Воспитателем подготовлен проект решения родительского собрания. Родители проголосовали единогласно.

1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.
2. Включится в работу дошкольного учреждения по совместному оформлению выставок, мини-музея.
3. Принести в группу семейную родословную, составленную в семейном кругу.

Семейные традиции

Цель:

 показать родителям значение совместных праздников в семье для развития ребёнка;

 познакомиться с традициями и формами игрового досуга в семье.

Оборудование:

– таблички с названием праздников (возможно, разрезанные на несколько частей);

– поздравительные открытки.

Предварительная работа:

Разработка и проведение анкеты для детей.

Вопросы анкеты:

1. Вы любите домашние праздники?

2. Какие бывают у вас праздники?

3.Что запомнилось?

4. Приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом?

5. Что на таком празднике всем запомнилось?

6.Что вы скажете, если вдруг вам подарят такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?

Оформление доски:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л. Н. Толстой

Ход собрания

1. Вызов.

– «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда из серванта извлекается праздничный сервиз. Это поход в лес под Новый год, для того чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц. Это поздравление соседа-ветерана с Днем Победы. Это совместная посадка деревьев и цветов.

2. Осмысление.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы годы от одного важного события нашей жизни до другого.

И наоборот: «Тускло и серо было бы это детство, если из него выбросить праздники», – писал К. Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Мозговой штурм.

Ответы на доске можно оформлять в виде кластера .

– Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка.

– В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка.

– Мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – воспитываем своих детей эстетически.

– Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту.

– И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Деление на группы.

На столах таблички с названиямипраздников. Родители садятся за тот стол, на котором стоит табличка с их любимыми праздниками. Или родители получают части разрезанных открыток, собирают их и формируют рабочую группу.

1. Новый год и Рождество.

2. День рождения.

Ситуация для обсуждения в группах.

– Как быть, если праздник вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?»

Что вы ответите?

Можно ли посадить за один праздничный стол детей со взрослыми? Назовите плюсы и минусы таких совместных праздников.

На доске заполняется таблица:

Совместные игры со взрослыми сплачивают семью

Ребёнок становится свидетелем взрослых разговоров, вмешивается в них

Ребёнок усваивает правила поведения за столом, правила сервировки стола

Взрослые обращают на него внимание, это развивает в ребёнке нескромность

и развязность

Дети помогают взрослым накрывать на стол и убирать посуду.

Взрослые настойчиво требуют выступлений от детей (демонстрации талантов), не все дети это любят

Взрослые засиживаются допоздна (нарушается режим дня ребёнка)

О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:

Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
«Спой, пожалуйста, сынок!»
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
«Пой! – настаивает мама, –
Только стой на стуле прямо!»
Папа шепчет: «Константин,
Спой куплетик! Хоть один!»
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно,
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилось ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
«Ах, певец, какой хороший!»
Кто-то просит: «Ты, малыш,
Лучше спой "Шумел камыш…"»
За столом смеются гости,
И никто не скажет: «Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать»

Знакомство с результатами анкетирования (вопросы 1–5).

3. Работа в группах.

1-я группа.

В дни рождения, а иногда и в праздники мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. Какие подарки Вы предпочитаете дарить своим детям?

Как вы считаете, умеет ли Ваш ребенок принимать подарки?

Обращаете ли Вы внимание на это?

Подарки должны всегда быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, книжках, азбуке в картинках, пластинках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскогубцы, отвертку небольших размеров.

Конечно, подарки детям – отнюдь не баловство, но тем не менее именно подарками легко избаловать детей.

Знакомство с результатами анкетирования (6 вопрос).

2-я группа.

Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Для чего? Что вы уже использовали в своей домашней практике? Как украсить комнату, дом к празднику?

Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома – чистота и порядок.

К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения. Украшая стены, окна, потолки, соблюдайте меру. Помните, оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное.

Конечно, без цветов праздники не праздники. Если нет цветов, можно заменить их осенним, зимним букетом-композицией.

3-я группа.

Ситуация для обсуждения.

Встретились две мамы, разговорились. «У моего сына через два дня будет день рождения, – делилась радостью одна из них. – Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют». «И все?» – поинтересовалась собеседница. «А что ты мне еще посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?»

Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка?

Запомнится ли он детям?

Как отмечать день рождения ребенка?

Что интересного было в вашей семье?

Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаще у двери) рост ребенка. Пусть он видит, на сколько подрос за год. Не-плохо, если в день рождения Вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.

Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, – это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появления сказочного героя – взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки.

5. Рефлексия.

От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех.

Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите: это скромное проявление доброты в сердце вашего ребенка.

Родителям на листах бумаги круглой формы предлагается нарисовать «рожицу», выражение которой соответствует их настроению.