Занятие по лепке в детском саду масленица. «Масленица» или блинный день: аппликация на тему. Песня на проводы масленицы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-МАСЛЕНИЦЫ»

Воропаева Е.Е.

МБДОУ Детский сад

комбинированного вида

№16 «Колокольчик»

воспитатель

1 квалификационной категории

Мичуринск 2017

Пояснительная записка:

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Ш. Амонашвили

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Практика показывает, что многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Недостаточно внимания уделялось социально-нравственному развитию, народной культуре, что повлияло на поведение детей. В общественном сознании широкое распространение получили равнодушие, цинизм, немотивированная агрессия, пренебрежительное отношение к народным традициям, к гражданскому долгу. В настоящее время актуальным стало социально-личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

ООД составлена в соответствии с ФГОС ДО, при использовании интеграции образовательных областей, включенных в образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В основу ООД положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания старших дошкольников; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

В основу ООД легли следующие принципы:

1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.

2. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с бумагой)

4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).

Образовательные области: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Интеграция видов деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра), коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из бумаги, изобразительная (рисование, аппликация), музыкальная, двигательная (подвижные игры, физкультминутки)

Лексическая тема: Проводы русской зимы. Масленица

Вид занятия: тематическое, занятие-творчество

Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность

Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление куклы-масленицы из бумаги).

Задачи

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;

Познакомить с народными потешками, закличками;

Познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;

Формировать умения изготавливать куклу-масленицу из бумаги;

Активизировать словарный запас дошкольников.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;

Воспитываем аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем;

Создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа;

Развивать внимание, память, связную речь;

Развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;

Развивать творческие способности, фантазию.

Планируемый результат: изготовление куклы-масленицы из бумаги, организация выставки работ.

Подготовительная работа:

Подбор методической литературы о масленице, об истории возникновения и праздновании масленицы;

Подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице, о весне;

Рассматривание репродукций картин о Масленице;

Разработка схемы выполнения игрушки (куклы-масленицы)

Подготовка и оформление лэпбука «Масленица».

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, лэпбук, репродукции картин на тему «Масленица», схема последовательности изготовления куклы, ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, палочки (шпажки), готовая кукла «Масленица».

Технологическая карта ООД

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Под музыку П.И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»)

Воспитатель: Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных,

На конях вороных.

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся Масленица семь годков.

Ой, Масленица, кривошейка,

Встретим тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Воспитатель: Ребята, о чем, о ком это стихотворение?

Дети : О масленице

Воспитатель показывая репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» и др. (на примере Лэпбука «Масленица») напоминает детям о празднике Масленица, который означает прощание с зимой и встречу весны: этот праздник любит русский народ – и взрослые, и дети.

Воспитатель: Вот и кончается зима. В это время на Руси издавна устраивались народные гулянья - назывался этот праздник Масленица.

Масленица – один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее, так или иначе, отмечали все. Длилась Масленица целую неделю (показать на лэпбуке названия дней Масленичной недели ).

Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками.

Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорошо на репродукциях Б.М. Кустодиева передано веселье, яркость праздничного гулянья: катание на санках с горы, на каруселях, на лошадях, запряженных в украшенные сани. (Рассматривание репродукций картин )

Воспитатель: На Масленицу сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.

МОТИВАЦИЯ И ПОСТАНОВКА И ПРИНЯТИЕ ДЕТЬМИ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: Это кукла-Масленица

Воспитатель: Как вы думаете, эта кукла старинная или современная?

Почему вы думаете, что это старинная кукла?

Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек.

Воспитатель: Посмотрите, во что она одета? Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, она сделана из простых ниток. Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом. Домашняя Масленица сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т.е. охраняют, оберегают от всего плохого.

Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

А хотите научиться делать своими руками из бумаги куклу-масленицу?

Дети: Да.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. НАЧАЛО ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ЗАДАЧАМ ООД

Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленицу, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом.

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая

Выше бережка головушку несёт Сжимаем пальцы в щепоть .

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами .

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.

Воспитатель:

Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Берем листы цветной бумаги и складываем из нее гармошку. Таких гармошек нужно сделать две (для юбки и рубашки), их нужно согнуть поплам и соединить друг с другом.

Берем цветной картон и по шаблону вырезаем контур лица куклы и кокошник.

Волосы сделаем из цветной бумаги: вырезаем небольшую полоску и делаем на ней надрезы по все ширине полоски, с помощью карандаша придадим волосам объем (накрутить на карандаш).

С помощью фломастеров нарисуем на контуре лица глаза (или наклеим из цветной бумаги) и волосы.

Соединим делали: Лицо приклеиваем к кокошнику, кокошник к соединенным юбки и рубашке, и куколка-масленица готова!

Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка ).

Воспитатель предлагает детям выбрать цветную бумагу на свой вкус.

Каждый ребенок выполняет свою куклу.

Воспитатель помогает отстающим детям.

После того, когда дети выполнять голову и туловище куклы , проводится физминутка.

Физкультурная минутка «Маланья»

Мы сегодня зиму провожаем

Шаги на месте.

Весну красную встречаем!

Руки развести в стороны

Приди, Весна-красна,

Круговые движения руками вверх, вниз.

Принеси нам тепла!

Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.

Приди, погода ясная,

Прижать руки к груди и протянуть их вперед.

Приди, солнце красное

Руки поднять вверх

Воспитатель: Традиционная кукла-масленица делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным. Кукла должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.

Вот наши куклы и готовы.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. РЕФЛЕКЦИЯ

По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:

Как ты её делал?

Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?

А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе - праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.

Примечание: Куклы могут быть использовать в музыкальном уголке, в уголке художественно-эстетического развития, в игровой зоне, на празднике «Масленичные гуляния» и др.


Светлана Машнева

Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие,познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие,речевое развитие.

Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

Задачи:

Образовательные -обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Возраждать интерес к обрядовым русским праздника.

Развивающие - Обогащать и активировать словарь детей. Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей

Воспитательные - Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предварительная работа:

Беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек, закличек.

Подготовка пластин – основ для лепки.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением празднования Масленицы, произведения декоративно-прикладного искусства с солнечными элементами декора, например, писанка (миниатюра на яйце, дымковский) индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка и пр; таблица с декоративным изображением солнечных знаков.

Пластилин. дощечки для пластилина, стеки, пластины-основы для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихи:

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Вопросы детям:

О каком народном празднике говориться в стихотворении? (О Масленице)

Сколько дней длиться масленица?

Что делали в этот праздник? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает рассказы детей: Праздник наступает тогда, когда мы прощаемся с зимой и встречаем весну. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых,пляски, песни.

В народе недаром его величали широкой Масленицей. Девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.

Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. На Масленой неделе выпекались блины.

Почему блины считаются главным блюдом на Масленицу? (Они похожи на солнце, такие же горячие, румяные. да золотистые)

Воспитатель рассказывает детям о том, что блин это символ солнышка: такой же горячий и круглый. Люди как бы обращались к солнцу, чтобы оно было к людям добрым: ведь если солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышко будет весной и летом мало, урожай не вызреет.

Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)

Ну-ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся,

Будешь по небу ходить,

Песни петь и всем светить.

Солнышко, Солнышко,

выгляни в окошко,

Солнышко, Солнышко,

покажись немножко!

С давних - давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод -это знак солнечного круга, изображают на своей одежде, посуде.

Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно - прикладного искусства обращает внимание детей на солнечные знаки. Показывает детям их декоративные варианты (круг,круг с точками,круг с завитками, круг с волнистыми линиями,круг с треугольниками).

Воспитатель предлагает детям слепить портрет солнышка, на приготовленных заранее основах – пластинах. Обращает внимание детей. что само солнышко можно слепить в виде круглого диска. Для этого из пластилина надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями. Так же можно выложить солнечный круг из тонкого жгутика. или «завить» жгутик спиралью по кругу. Воспитатель уточняет представление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, ещё раз обращает внимание на декоративную таблицу. Красивые лучики прилепим вокруг солнечного круга. Они могут быть одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные.

В конце занятия устраивается выставка работ. Дети любуются солнышками. Делятся впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить еще потешки и заклички о солнышке и Масленице.


Публикации по теме:

Фольклорный праздник к 8 Марта в подготовительной к школе группе «Матушка родимая что солнышко весной» «Матушка родимая, что солнышко весной» Фольклорный праздник 8 Марта в подготовительной к школе группе Звучит музыка «Третья песня Леля».

Конспект комплексного занятия по музыке и аппликации в младшей группе «Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!» Под спокойную музыку входят в зал. Воспитатель: Доброе утро! Птицы запели! Добрые люди встали с постели! 1. Упражение: «Здравствуйте!» Воспитатель:.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Звездочка» станицы Зольской КОНСПЕКТ музыкального занятия.

Цели и задачи: Формирование умения соотносить предметы,изображенные на сюжетной картинке с изображениями отдельных предметов; -развитие.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Масленицу встречаем - людей зазываем!» Цель занятия: продолжать детей знакомить с русскими традициями, гостеприимством, праздником Масленицей, объяснить смысл поклона, значение.

«Масленица»

(Старшая группа)

Задачи:

Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»,

восстановить связь времен.

Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:

Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! -

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Во вторник - заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался маслениц масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

символ масленицы

Блины - это главный символ Масленицы.

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Частушки на масленицу

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков,

А всего у Масленицы

Семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Ой, Масленица, протянись!

За белую березу зацепись!

Сказали: Масленице семь годков,

А нашей Масленице семь деньков!

Ой, Масленица, протянись!

Ты за дуб, за колоду зацепись!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков, А всего у Масленицы семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Игры на масленицу

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

«Малечена-калечина»

Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена - калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Забавы на Масленицу

Из истории: В день Масленицы делается "город". На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям кусочков угля". Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя. Перед закатом солнца большое количество народа собиралось смотреть, кто и как будет "ломать город". Как и во многих других случаях, развлечения молодежи, связанные со снежным городком, проходили на виду у всей общины, поведение участников подлежало непосредственному обсуждению.

На верхней Оби молодежь делала городок иначе: несколько невысоких, со сводами наверху, толстых столбов снега, облитых водою, составляли лишь основание крепости. На своды настилали доски. На углах крепости ставили очень высокие столбы, обвитые соломой. По крепостному валу размещали снежные скульптуры. Игра и здесь проходила в "прощеный" день. К городку приходили все перед наступлением вечера.

Начиналась атака конников и пеших под предводительством "генерала". Самый эффектный момент наступал после взятия крепости: зажигали соломенные столбы, и высокие факелы пылали в наступивших сумерках, освещая причудливые очертания полуразрушенной крепости и отражаясь в ледяных поверхностях.

«Перетягивание каната»

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным.Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

«Снежный тир»

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1x1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Игра «Блины»

Мы печем блины с утра,

Чтобы их была ГОРА!

Хватит всем друзьям, знакомым!

Первый блин, конечно, комом.

Будет пир у нас горой!

Подгорел слегка второй.

Тут за дело взялся папа –

Третий блин скатился на пол.

Брат решил испечь один –

Разорвал четвертый блин.

Бабушка взялась за пятый –

Получился он помятый!

А шестой пекла сестра –

Ужинать пришла пора!

Дедушка седьмой испёк –

Сразу блин стащил щенок!

Остальные делал я –

Тесто кончилось, друзья!

Ну, а мама прокричала:

«Завтра всё начнем сначала!»

Песня на проводы масленицы

Масленца – блиноеда,

Масленца – жироеда,

Масленца – обируха,

Масленца – обмануха.

Обманула, провела,

Нам блинов не дала.

Подайте оладушка

Нам подмасленного

Да поджаренного!

А мы Масленицу провожали,

Тяжко-важко по ней вздыхали:

Дорогая Масляна воротись,

До красного лета протянись!

Масляна, Масляна,

Куда ты идешь?

Потеряла лапочки –

Не найдешь!

Масленица-блиноеда

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила.

Стихи о Масленице

Масленица

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

(В. Степанов)

Широкая масленица – сырная неделя!

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Масленица

На столе калачи.

И блины горячи.

За окошком румяное солнышко.

Раскраснелось оно,

Словно выпить смогло

Чаю пять самоваров до донышка.

За окошком поёт о весне капель,

О зиме уходящей поёт.

Мне не хочется дома сидеть теперь:

По деревне весна идёт.

(О. Акулова)

Нынче Масленица с нами

Веет в воздухе ВЕСНОЙ,

В парк спешит народ честной,

Да с утра, да семьями,

В это воскресение!

Всяк идёт, кому не лень:

На Руси – особый день!

На плечах я! У отца!

Нынче – МАСЛЕНИЦА!

Видят всё глаза мои:

Вот концерт,

А там бои.

То летит, то стелется,

Про купца, про девицу!

Больше нравится мне пляска –

Это праздник, это сказка!

Встала мама в хоровод –

Лебедь белая плывёт…

С папой мы удивлены:

И ватрушки, и блины,

С пылу с жару – их съедают,

А они не исчезают!

Пахнет солнцем и блинами –

Нынче – МАСЛЕНИЦА С НАМИ!

Станем чучело сжигать,

Будем ЗИМУ провожать!

(Н. Капустюк)

Нынче проводы зимы

Нынче радуемся мы -

Нынче проводы зимы

С пирогами да блинами,

В шуме милой кутерьмы.

С горки саночки летят,

Очи девичьи горят,

Песни, пляски и гулянья

Уж который день подряд.

Молодым искать не лень

Нареченных целый день:

Женихов - девчатам

И невест - ребятам,

А у тещи на блинах

Зять довольно крякнул: - Ах!

Съел, наверно, штук под сорок -

То-то праздничный размах!

Это - Масленица,

Чудо - Масленица.

Пробуждение земли

Скоро крылья распахнёт

Сонная земля,

Пробуждение придёт

С криком журавля;

Признаёт и сам февраль

Перемену дней,

Сквозь небесную вуаль,

Солнечных коней

Шлёт, как вестников Весна

В серые дома:

– Пробуждайтесь ото сна! –

Говорит она.

И в застуженных сердцах

Тает мёртвый лёд.

Мчится тройка в бубенцах –

Масленицы ход…

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Масленицу встретим.

Чучело сожжём.

Праздник мы отметим.

Радость – в каждый дом!

Яркий лучик солнца –

Каждому в оконце!

(Н. Губская)

Ожидание Масленицы

Кот ходил, сидел, лежал,

Долго масленицу ждал.

Песни пел, шипел, сопел:

«Не зима, а беспредел!»

Под окошком батарею

Он теплом кошачьим греет!

И надеется, что – вот!

Побыстрей весна придёт!

(А. Эйсмонт)

Широкая Масленица

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица,

Приходи раненько,

Встретим хорошенько -

Сыром, маслом и блином

И румяным пирогом.

Масленица - блиноеда

Накормила до обеда.

И сама - за плетень,

На весь день, на весь день.

Полизала сыр и масло,

А сама потом погасла.

Проводы зимы

Нам везде надо успеть -

И сплясать, и песню спеть!

Съесть корзину пирогов!

Да с три короба блинов!

Мы в избу беленую

Чисто подметем,

Ой, тоску зеленую

Мы не пустим в дом!

Холод да метелицу

Прочь прогоним мы.

Эй, встречай с весельицем

Проводы зимы!

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее встречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Масленица

Масленица! Масленица,

Круглые бока!

В небе солнце ластится -

Знать весна близка.

На тарелке блинчики

Горкой у меня,

Круглые, румяные -

Солнышку родня!

Подходите, деточки,

Я вас накормлю,

Молодые "веточки",

Очень всех люблю.

Праздники славянские -

Радость в каждый дом!

С песнями и плясками

Мы в весну войдем. . .

(Н. Обинякина ■)

Масленичные задоринки

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

Чтобы блины горочкой,

И все с икорочкой!

Масленица – значит, живы,

Раз гуляем – будем жить,

И блинами объедаться,

Веселиться и любить.

С горочки пойдём кататься,

Грусть-тоску прогоним прочь,

Будем с зимушкой прощаться,

Ей уже нельзя помочь!

Пусть горит костром в полнеба

Из соломы голова,

Побросай в огонь скорее

От любви былой дрова.

Удалою пляской русской

Под гармошку закружись...

С Масленицей расстаёмся!

Где ты там весна? Проснись!

Детям нравятся блины...

Детям нравятся блины.

До чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!!

Со сметанкой и с икрой!

Поскорее – стол накрой!

С джемом, с медом и с вареньем,

Со "сгущенкой" – объеденье!!

С мясом, с маслицем, с грибами,

С фруктами и овощами...

С творожком или с капустой,

С пудрой сахарною, вкусно!..

Я зову к себе гостей,

Моих маленьких друзей,

Налетайте, на блины!..

Ой, штанишки нам тесны...

(Т. Юдина)

Ода блинам!

Масленица блинная,

Сытная, старинная,

С самоваром, с огоньком,

Солнцем, снегом, ветерком...

Сказано немало слов,

Напеку скорей блинов,

Чтобы под конец зимы

Всласть весну встречали мы!

Тесто быстро замешу,

Всё что надо положу,

Сковородку раскалю,

Блин половничком налью.

Зашипит на масле тесто,

В сковородке ему тесно,

Ловко блин переверну,

На рисунок посмотрю.

Первый блин похож на солнце,

В нём узор лучами рвётся...

Блин второй готов багряный,

Словно яблочко румяный!

Русская народная песня

«Блины»

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладёт

И сама на стол несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Загадки

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины.

И с зимою лютою прощанье

По заветам доброй старины.

(Масленица.)

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну.

(Блины.)

Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и вкусны

Эти пышные...

(Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к… !

(Тёще на блины)

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, … !

(Икра)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки –…

(Блины)

В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить: …

(«Бог простит!»)

Пословицы о Масленице

◘ Не житье-бытье, а Масленица.

◘ Масленица семь дней гуляет.

◘ Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (т.е. поста).

Масленица идет, блин да мед несет.

◘ Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

◘ Маслина не на век дается.

◘ Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

◘ Масленица объедуха, деньгам приберуха.

◘ Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

◘ Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

◘ Как на масляной неделе в потолок блины летели.

◘ Без блина не масляна.

◘ Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.

◘ Блин не сноп – на вилы не наколешь.

◘ Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

◘ Блин не клин, брюха не расколет.

◘ И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

◘ Блины и поцелуи счета не любят.

Поговорки про Масленицу

Без блина не масляна

Блин не клин, брюха не расколет

Блин не сноп – на вилы не наколешь

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны

Блины и поцелуи счета не любят

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы

Выпили пиво об Масленице, а похмелье ломало после Радуницы (Радуница или родительский день отмечается через 9 дней после Пасхи)

Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,

И самый хладнокровный человек любит горячие блины

Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники

Как на масляной неделе в потолок блины летели

Маслена не на век дается

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха

Масленица семикова племянница

Масленница семь дней гуляет

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков

На Масленой повеселись, да блинком угостись

На а горах покататься, в блинах поваляться.

Не все коту Масленица, бывает и Великий пост

Не житье - бытье, а Масленица

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло

сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра,

сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.

Масленица в картинах известных художников

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю посмотреть подборку картин известных картин на тему Масленичных гуляний.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Название: Занятие по лепке «Масленица»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, аппликация, Вторая младшая группа, дети от 3 до 4 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск

Занятие по лепке. Тема: «Масленница»

Организационный момент

Эй, ребята, все проснулись?

Солнцу вместе улыбнулись!

Собираемся все в круг,

Улыбнемся всем во круг!

Настроением наполняйтесь,

На занятие собирайтесь.

Основная часть

Воспитатель. – Ребята, мы с вами сегодня пойдем на народное гуляние, на Масленицу. А вы знаете, что это за праздник?

Дети — …

Воспитатель – Правильно, вы такие молодцы!

Масленицу на Руси справляли,

Когда зиму провожали.

Чтоб весну скорее встретить!

Надо блинчиков отведать!

Ребята, давайте посмотрим на картины, и вы по ним расскажете нам, как празднуют масленицу. Вы согласны?

Дети — …

(Воспитатель предлагает детям посмотреть на картины с изображением народного гуляния «Масленица»)

Воспитатель – Дети, как вы думаете, а «Масленица» — это веселый праздник? А почему?

Дети — …

Воспитатель – Вы такие молодцы! Вы так много знаете об этом празднике, я хочу вам предложить поиграть в игру «Снежки». Вы хотите поиграть?

Дети — …

Игра «Снежки» (Две корзины и шарики из ваты или синтепона)

(Дети делятся на две команды и по очереди кидают, каждый в свою корзину ватные шарик.)

Воспитатель – Ребята, а вы знаете какое самое главное угощение на этом празднике?

Дети — …

Воспитатель – Ну конечно же это блины. Я хочу вам предложить и нам настряпать блинчики. Вы мне поможете?

Дети — …

Лепка.

Дети рассаживаются за столы. На столах приготовлены доски, стеки, пластилин, салфетки на каждого ребенка.

Воспитатель – Ребята, мы будем печь наши блинчики из пластилина. Я сейчас вам расскажу и покажу, как мы это будем делать. Мы берем кусочек пластилина и должны приготовить его для работы, что нам надо делать?

Дети — …

Воспитатель – Правильно. Мы должны его размять. Ну вот, мы размяли наш пластилин, из него мы должны сделать шарик. Как нам это сделать?

Дети — …

Воспитатель – Правильно, мы круговыми движениями ладоней должны раскатать шарики. Ребята, а у вас получается?

Дети — …

Воспитатель – А теперь из полученного шарика, мы сделаем блинчик. Мы его сплющим, между двумя пальчиками. Ребята у вас получается?

Дети — …

Воспитатель – Детки, а теперь вы сами будете печь блинчики.

(Самостоятельная деятельность)

Рефлексия

Воспитатель – Ребята, давайте красиво стопочками сложим наши блинчики на нашу выставку. Вечером вы порадуете своих мам, тем что сами тоже можете испечь блинчики. Я, посмотрела на вас, вы такие все молодцы, и хочу пригласить вас на настоящее гуляние «Масленица», на нашу уличную площадку, где мы с вами отведаем настоящие блинчики с теплым чаем. Вы хотите на гуляние?

Дети — …

Воспитатель – Тогда собираемся на прогулку.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кантемировская основная общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект занятия по аппликации

«Масленица»

для детей старшей группы

Подготовила:

воспитатель Штангеева Е. П.

2018 год

Цель :

Познакомить детей с русскими народными традициями, обычаями, праздником « Масленица » .

Задачи :

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Развивать речевые навыки детей дошкольного возраста.
Развивать умение доброжелательного общения с взрослыми и сверстниками.
Развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.

Закреплять умение работать ножницами, умение составлять целый предмет из частей. Закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям. Развивать умение дополнять образ деталями.

Материал : презентация; игрушка солнышко; вырезанные круги жёлтой бумаги (по 2 на каждого ребёнка) ; разлинованные листы желтой, красной, оранжевой бумаги; 2 глаза, рот и нос для солнышка на каждого ребёнка; клей; кисточки; ножницы; салфетки.

Ход занятия:

( Воспитатель читает стихотворение ):

Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала? (про конец зимы; весна пришла ).

Как вы догадались? (снег тает; бегут ручьи; капает с крыши; на улице стало тепло).

Правильно, молодцы! Заканчивается зима, и люди провожают её шумным, весёлым праздником. А как называется этот праздник? (Масленица ) .

А кто скажет, как отмечают этот праздник? (поют песни для Масленицы ; танцуют; играют в игры; водят хоровод вокруг Масленицы ; пекут блины ).

Стихотворение «Масленица» (А. Усачев)

Здравствуй, Масленица !

Дай нам маслица !

Мы блинов себе горячих напечем-

Нам метели и морозы нипочем!

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий-

Это лучшая еда!

Вот так Масленица

Дала маслица нам !

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин, и рядом блин-луна.

Один блин горячий,

Другой холодный.

Полезай на небо-

Если кто голодный! ( показ слайдов )

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник давно любимый на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярила, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере , отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла . Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, громко хохочущей.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселились от души. С приходом Масленицы и правда погода стала мягче, а морозы – теплее. Тогда-то и решил народ устроить праздник в честь Масленицы : всем миром проводить Зиму и готовиться к встрече Весны - красны.

Самым шумным и веселым стал праздник Масленицы ! Целую неделю люди веселятся, ходят друг к другу в гости, придумывают разные забавы и игры на свежем воздухе и, конечно же, пекут блины.

Отгадайте-ка загадку :

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? ( Солнце )

Правильно! Наверное, вы знаете, что, когда светит солнце, всем вам веселее, настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться.

Тогда, давайте с вами позовем солнышко. (Дети произносят закличку):
Солнышко, солнышко, появись,
Светлое, яркое, улыбнись!

(
Воспитатель выносит солнышко).
- Посмотрите, солнышко нам улыбается. Давайте, ребятки тоже улыбнемся солнышку и друг другу (улыбаются друг другу). А теперь давайте покажем солнышку, как нам живется в садике.
Игра «Как живешь – вот так? » Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
- Как живешь? ---
показать оттопыренный большой палец
- Вот так!
- А плывешь? --- -
вытянуть руки вперед
- Вот так!
- Пляшешь как? ---
согнуть руки в локтях
- Вот так!
- Вдаль глядишь? ---
поднести руку ко лбу
- Вот так!
- Ждешь обед? ---
погладить животик
- Вот так!
- Машешь вслед? ---
выполнить кистью ведущей руки движения влево - вправо
- Вот так!
- Ночью спишь? ---
лечь щекой на сложенные вместе ладошки
- Вот так!
- А шалишь? ---
надуть щечки и хлопнуть по ним ладошками
- Вот так!
- Здорово поиграли, а теперь давайте подарим солнышку свою любовь и тепло.
Проводится игра «Подари любовь и ласку».
(
дети, сидя обнимают игрушку – солнышко, передавая друг другу, под музыку )
- Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы тоже нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку.

Как мы с вами уже говорили, всю масленичную неделю хозяйки пекли блины. На блины да угощенья приглашали дорогих гостей, чем больше гостей – тем больше счастливых дней в году.

А кто мне может сказать, почему на Масленицу пекли именно блины ? (- Потому что они похожи на солнышко ).

Сегодня мы с вами тоже пойдем на улицу, будем веселиться. И сейчас каждый сделает себе солнышко. Показ образца и анализ . Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места.

У вас лежат 2 жёлтых круга. Разлинованные листы жёлтой, оранжевой, красной бумаги. Из кружков мы будем делать само солнышко, а из цветной бумаги мы нарежем лучики.

Как вы думаете, почему именно эти цвета мы выбрали для солнца?

Потому, что это цвета солнышка!

Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо вспомнить правила работы с ножницами. Может быть, вы можете мне помочь? Кто знает, как надо обращаться с ножницами?

Ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями.

Передавать друг другу ножницы надо кольцами вперёд.

Нельзя размахивать.

Нельзя играть с ножницами.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота:

Не забудьте их закрыть

И в коробку положить.

Давайте же сделаем наши солнышки. Последовательность выполнения.

1. Разрезаем цветные листы бумаги по намеченным линиям - это лучи солнца.

2. Складываем полоски пополам, но сгиб полосы заглаживать не надо.

3. Наклеиваем лучи с двух сторон первого круга.

4. Накладываем и приклеиваем второй круг, закрывая кончики лучей.

5. Приклеиваем глаза, нос и рот солнышку.

Анализ работ.

По окончанию работы дети делятся впечатлениями, рассказывают о своих солнышках, оценивают работу товарищей. Подводятся итоги. Зачитывается стихотворение.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица .

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами,

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица !