Педагогический опыт воспитателя ДОО. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края. Опыт работы доу по приобщению дошкольников к русской культуре

Работаю в ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

развитию детей. Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г. Астрахань

МБДОУ № 52 «Росинка»

Воспитатель

Федорова Ольга Павловна

Тема: Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях детского сада.

Теоретическая база опыта.

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.

Одним из моих вдохновителей в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре стала замечательный ученый Т. А. Пигилова.

В начале 90-х годов 20 века, в перестроечное время, яркой страницей в педагогике стали разработки многоступенчатого предмета «Народная культура», предложенные Татьяной Александровной Пигиловой и её сотрудниками.

Татьяна Александровна Пигилова – талантливый педагог, сильная, яркая личность, собиратель и исследователь сокровищ народной культуры, - создала концепцию предмета, предложила механизм реализации своего замысла, опробовала технологии преподавания народной культуры в дошкольных учреждениях и в школе.

Теоретическая концепция Т. А. Пигиловой привлекает своей чёткостью, логической выстроенностью, простотой и жизнеспособностью.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что час-то человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.

Условия возникновения и становления опыта.

В течение нескольких лет в нашем саду работа проводится по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работаю по этой программе 6 лет. Посетила курсы по народной культуре. Узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы. Стала по-новому относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.

Сущность опыта.

Главное в работе нашего детского сада эстетического профиля – творческое развитие ребёнка, его умение действовать в воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти, сознания, его индивидуальности и духовности. Освоение детьми пространства и среды выстроено с учётом региональных, этнокультурных традиций, формирования способности воссоздать в облике те образы жизни, те «стили», которые свойственны конкретному ландшафту, истории края, истории культуры, общечеловеческим и духовным ценностям.

Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур.

Система работы.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Работать начинаю с младшей группы. На каждый возраст (младший, средний, старший) разрабатывается перспективный план работы на год, построенный на основе программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Приоритеты данного опыта:

Проведение систематических интегрированных занятий-игр.

Подойдя творчески к реализации программы, были разработаны конспекты занятий. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими

руками.

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе для этого отведён уголок, в котором есть: альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры, куклы-скрутки, сделанные детьми на занятии «Крестьянская игрушка». Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан музей. Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. В музее представлена небольшая экспозиция, знакомящая детей с элементами татарского костюма. Можно рассмотреть вещи, принадлежащие узбекскому, белорусскому народам. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов.

Первые посещения музея начинаются с младшей группы. Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений. На свои занятия я очень часто для детей «приглашаю» куклу Дуняшу. Дети всегда с радостью её встречают.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.)

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Нами разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.

Проведение традиционных народных праздников.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.

2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам. 3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

Результативность работы.

За время работы по этой программе у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.

Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.

Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием родителей и жителей микрорайона; родительские собрания «Капустные посиделки» и «В гостях у бабушки Натальи». Перед собранием в ходе, которого показывали «Капустные посиделки», было разработано положение о конкурсе для родителей. Родителям было предложено своими руками сделать книгу о капусте. Наши родители приняли активное участие в разработке книг, за что были награждены. Также во время собрания, была проведена игра с родителями и детьми. После этого благодарные родители написали о работе группы и ДОУ в газету «Волга» заметку «Детям здесь нравится».


Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило меня к углубленной работе над этой темой. Одним, из приоритетных направлений моей работы является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине — родному селу и его национальным традициям, культурным ценностям средствами изо, музыки, слова.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

Поэт Симонов в стихотворении «Родина»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

На мой взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным краем, с традициями и культурой своего народа, в том плане, что она несет познавательную, художественно-эстетическую, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его «маленькой» Родине.

Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы передо мной встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Я поставила перед собой цель — повести детей дорогой, по которой они получат знания истории своего народа, родной культуры и это поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Создавая условия для воспитания такой личности, я думаю что, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— пробуждать интерес детей к «малой Родине», знакомить детей с культурой и традициями родного края;

— воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельности, художественное слово.

— развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны и ее традиций.

Для выполнения задач я разработала план, включая основные формы работы: НОД, беседы, ознакомление с литературой, народные игры, экскурсии, интеллектуальные игры, работа с родителями.

Решить эти задачи, в полном объеме возможно сотрудничая с социальными партнерами (посещение библиотеки, посещение интересных людей, экскурсии в музей, на выставки и и др.).

Опыт работы с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на мою личную позицию как педагога, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Примером сотрудничества является работа с библиотекой. В библиотеку была проведена экскурсия для знакомства детей с поэтами нашего района. Дети с удовольствием приготовили и рассказали стихи писателей нашего края. В сельском доме культуры организовывали выставки рисунков «Русская берёзка», «Родная улица», «Бабушка рядышком с дедушкой». Участвовали с детьми в концертах ко Дню Победы, в фестивале русской народной песни. Организовывала экскурсии по родному селу, после чего оформила фото – выставку «Достопримечательности села». Провела экскурсии в районный посёлок Суксун в краеведческий музей, к памятнику земляка- героя А. Золина. Дети моей группы участвовали в районных конкурсах рисунков «Творчество Суксунских поэтов», «Сердцу милые места»». В 2015г был реализован проект к 70- летию Победы.
В работе по ознакомлению с традициями и культурой своего народа важным условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницы национальных традиций. Необходимо отметить,что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных корней в разных поколениях.У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Зная историю своей страны, можно лучше узнать историю своего народа. Была проведена работа с родителями:

Составление родителями геологического дерева.

Беседа с родителями «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей»

Уголок патриотического воспитания «семья»

Праздники «День Матери», «День пожилых людей». Дети очень ответственно готовились к праздникам: выразительно читали стихи, пели песни, танцевали, участвовали в различных конкурсах вместе с родителями, готовили для них подарки.

С родителями я провела конкурс на лучшую стен — газету « Семейные традиции», родители активно приняли участие, показали с помощью рисунков, фото, картинок свои семейный отдых, праздники, совместную генеральную уборку.

С помощью родителей оформили в детском саду мини-музей «Русская изба», где собрали национальные предметы быта. Дети сами были экскурсоводами, рассказывали об этих предметах.

Провела с родителями интеллектуальную игру «Родная страна». Дети вместе с родителями активно участвовали в игре, отвечали на вопросы.

Была проведена открытая интегрированная НОД «Россия- Родина моя», «Москва- столица России».

Приобщая детей к нашей культуре и быту, организую с детьми сюжетно- ролевые игры

«Встреча гостей», «Именины» и др.

Так же в этом направлении была проведена работа по ознакомлению с русскими народными праздниками: Вербное воскресенье, Пасха, Масленица, Рождество.

В марте провела праздник «Масленица». Готовясь к празднику дети разучили русские народные игры «Заря- зарница», «Как у дяди Якоба», « Ваня, Ваня простота», «Солнышко», «Весёлый бубен» и другие. Дети выучили русские народные поговорки, пословицы. И самое интересное был проведён конкурс на лучший «Русский народный кокошник». Кокошники изготавливали родители. (Разработку праздника прилагаю).

На экскурсии по родному селу были зафотографированы достопримечательности села и природа родного края. В последствие, была сделана презентация «Малая родина», которая была представлена детям средней группы и родителям на родительской встрече.

У детей расширились представления о родной земле, ее столице, о своём родном селе. Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому;
научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих;
Над темой патриотического воспитания я работаю второй год, думаю что и продолжу дальше, у меня есть ещё интересные задумки, планы на будущее ……семейные традиции в спорте, отдыхе, организовать мастер-класс семей «Украсим комнату к новому году», к именинам, предложить такую традицию как «Мы за чаем не скучаем»-формировать маленькие семейные традиции для укрепления семейного уклада.

Провести встречи с интересными людьми нашего села это художники, мастерицы по вязанию.

Запланированы экскурсия к водопаду «Плакун», в д. Сызганка для изучения традиций, костюмов, обычаев марийского народа.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть своих детей счастливыми, умными, уважаемыми людьми — настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова «Я – Россиянин! Я горжусь своей страной!

Праздник в детском саду «Широкая Масленица».

Дети входят в зал под грамзапись русской народной мелодии, свободно рассаживаются. Выходят скоморохи Тюха и Матюха.

Тюха- Здравствуйте, хозяева и хозяюшки,молодцы и молодушки!

Матюха- Здравствуйте, гости и гостюшки!

Тюха- подходите ближе, подходите. И глаза свои протрите.

Матюха- Мы развесёлые потешники, известные скоморохи и насмешники.

Тюха-за медный пятак, покажем всё и эдак и так!

Матюха-Довольны будите здорово, удовольствия- три короба!

Тюха- подходи ближе, подходите.

Матюха- Посмешки наши посмотрите.

Вместе. Народ собирается, наша масленица начинается!

Тюха надевает платок

Матюха-Красная девица Арина, ты куда это ходила?

Тюха- Я на ярмарку ходила, себе вёдра купила.

Матюха- Что дала?

Тюха- Рубль дала, коромысло, полтора.

Матюха-Девица, девица, позови масленицу.

Тюха- Давай блин.

Прощай зима холодная! Приходи, лето красное!

Матюха- Ну что, покликал масленицу?

Тюха- Покликал

Песня «Зима проходит»

Тюха-Дай тебе Бог на поле прирос. Коровы дойны, сметаны толсто, Сметану-то снимают, ложки ломают. За окошко бросают, наши ребята всё подбирают!

Вместе- С праздником!

Матюха-Сейчас я их напугаю. Притворюсь, будь то я баба Яга (надевает маску и всех пугает)

Тюха- Ребята, давайте прогоним её. Говорите со мной: Мороз, мороз, через тын перерос, через тын перерос, он нам ряженых принёс, баба- нос крючком, Получай снега ком.

Кидают Бабу Ягу снежками

Матюха- Ой, чуть на повал не убили, не буду больше вас пугать.

Летит птичка- ребёнок в маске

Птичка-Как на масленой неделе,

Из печи блины летели

Пройдёт Масленица-

Кончится гуляньице

Ой, Масленица обманщица

Обманула, провела, обманула, провела

Нагуляться не дала!

Матюха- Уж ты пташечка, Ты залётная!

Ты слетай за сине море. Ты возьми ключи весенние.Замкни зиму, отомкни лето.

Пока птичка летает мы в игру поиграем

Нужно предложением

Сделать продолжение

Конкурс «Продолжи пословицу»

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

Хороводная игра « Как у Дяди Якова»

«Я не масленица»

Тюха- Ой, где то бубен звенит, Масленица заезжает.

Скоморохи вместе: масленица во двор выезжает! Широкая на двор выезжает!

Девушка Настя Р.

А мы Масленицу ожидали,

Молокам с киселём не хлебали,

Вот и масленица во двор выезжает

Широкая на двор выступает

Все на кониках вороных

Все на саночках расписных

Девочки исполняют песню «Ой, да масленица»

Даниил С. –Наша масленица годовая

Она гостьюшка дорогая,

Она пешею да не ходит,

Всё на кониках разъезжает,

Что бы коники да были вороные,

Чтобы слуги были молодые

Конкурс «Русский народный кокошник»

Девочки демонстрируют кокошники в танце «Сударушка»

Хороводные игры «Заря- зарница», «Весёлый бубен»

Тюха-А вы люди Масленицу да встречайте!

Матюха- Да себе-то масленицу зазывайте.

Вместе. Подайте широкой масленице…

Ребёнок Алёша Л. –Тинь – Тинька, подай блинка

Оладушка, прибавышка,

Масленый кусок

Тётушка не скупися

Масленым кусочком поделися!

Песня «Блины»

Тюха- нам играть и петь не лень,

Мы б играли целый день

Солнышко, колоколышко

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди

Нам в поля бежать

Нам весну встречать

Угощение блинами

Игра «Солнце»

Итог конкурса подводят жюри

Матюха- масленица, масленица!

Широкая масленица

Гостья нагостилась

С зимой простилась

С крыши капели,

Грачи прилетели

Воробьи чирикают

Дети встают вокруг Масленицы и прощаются

Дети-Ты прощай, прощай

Наша масленица

Ты прощай, прощай наша широкая

Ты пришла с добром,

С сыром, маслом и с яйцом

— со блинами, с пирогами

Да с оладьями

Блины масленые шаньги мазаные

Мы катаемся с горы

От зари и до зари. Вот!

Матюха — Маслена весело гуляла, Песни играла

Протянула до поста,

А теперь прощай-

На тот год приезжай!

Тюха и Матюха приглашают детей на улиц у позабавиться

Используемая литература:

  1. Тихонова М.В.,Смирнова Н.С.,Красная изба-Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2000г
  2. Набиуллина И.Ш. Ознакомление дошкольников с историей родного края: методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Казань, 2001. .
  3. Камратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера

“Перед прошлым склони голову,
перед будущим – засучи рукава”.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий, пришел к пониманию о необходимости создания в ДОУ соответствующей развивающей среды. Так, многолетними усилиями педагогов, при активном участии родителей, были созданы мини-музей народно-прикладного искусства, стилизованная “Русская горница” и мини-картинная галерея. Разработаны и утверждены Положения о работе мини-музеях, закреплены приказом заведующего их руководители.

В разработанных педагогами дополнительного образования учебных программах, включая перспективное и календарное планирование, решаются вопросы формирования культуры личности. Главная идея программ, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непроходящим общечеловеческим ценностям. Программы содержат новые организационно-методические формы работы, информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и др. источников.

Знакомя детей с изделиями народных мастеров в мини-музее народно-прикладного искусства: резьбой по дереву, плетением из лозы и бересты, вышивкой, плетением кружев, лаптей, ткачеством и т.п. мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, воспитываем гордость за русский народ, поддерживаем интерес к его истории и культуре. Мини-музей прикладного искусства помогают детям увидеть красоту и неповторимость гжельских, хохломских, городецких, жестовских, дымковских и других мастеров народного творчества. <Рисунок 1> , <Рисунок 2> .

“Русская горница” создает атмосферу национального быта. Это уникальный музей – хранитель подлинных свидетельств прошлого, является впечатляющим проводником в мир истории и быта русского народа. <Рисунок 3> , <Рисунок 4> , <Рисунок 5> .

Знакомя с работой русских художников мини-картинной галереи <Рисунок 6> , <Рисунок 7> , важно сформировать вокруг дошкольника одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить ребенка не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства.

Необходимо помнить, что приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях мы сумеем сформировать полноценную личность, которая станет носителем и гарантом сохранности и приумножения русской национальной культуры, носителем черт русского характера, русской ментальности. Только зная и понимая прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Все мини-музеи оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие на формирование внутреннего мира дошкольника. Работа коллектива в этом направлении носит актуальный характер. Педагогический коллектив продолжает работу над созданием целостной системы по приобщению детей 2–7 лет к русской национально культуре. Предлагаем познакомиться с одним из компонентов этой работы – кружком по приобщению к русской народной культуре “Родничок”.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и основана на интеграции различных видов детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, музыкальной, игровой и театрализованной. Формой взаимодействия педагога с детьми является непосредственная образовательная деятельность, включающая в себя:

  • ознакомление с предметным миром крестьянского быта;
  • устное народное творчество;
  • народную музыку;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • народные игры и хороводы;
  • ознакомление с историей празднеств на Руси.

В планируемых результатах работы ожидается сформированность у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства русского народа; знание фольклорных форм (песен, закличек, скороговорок, докучных сказок, сказаний и преданий); наличие представлений о русских народных промыслах.

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре. 2011–-2012 учебный год.

Тема занятия Цели и задачи занятия
1. В тереме расписном я живу… Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.
2. Праздник “Осенины – осени именины”. Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины.
3. Мебель наших предков. Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.
4. Деревенская посуда. Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации
5. Народные промыслы. Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.
6. Ой вы гости, господа. Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”.
7. Матрешка – игрушка на все времена. Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.
8. Рукомойник. Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение.
9. Хохломские узоры. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.
10. Нитки. Ткачество. Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.
11. Городецкая роспись. Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве.
12. Одежда наших предков. Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
13. Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы. Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами.
14. Дымковская игрушка. Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам,
15. Женские головные уборы. Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.
16. Гжельские узоры. Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи.
17. Сказания и поверья русского народа. Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей.
18. Леший. Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы.
19. Масленица. Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку.
20. Сердце матери лучше солнца греет. Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
21. Русская народная кукла. Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей.
22. Жестовские подносы. Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.
23. Фольклор – народная мудрость. Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм.
24. Русская печь. Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней.
25. Какой бывает фольклор? Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми.
6. Комплексное занятие “Русская изба. Посиделки”. Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе.
27. Москва: древняя столица. Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени.
28. Богатыри земли русской. Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей.
29. Русский самовар и чаепитие на Руси. Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.
30. Щи да каша – пища наша. Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.
31. Филимоноская игрушка. Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.
32 Эх, лапти мои, лапти липовые. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

33.
Комплексное занятие “Рукодельница и себе и людям радость приносит”. Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами “рукодельница”, “мастерица”, “вышивальщица”; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов.
Занятия и ремесленничество русского народа. Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей.

Аксенова Ирина Станилавовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №31
Населённый пункт: г.Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях детского сада"
Дата публикации: 23.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Обобщение опыта

Тема:

Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях

детского сада.

Теоретическая база опыта.

Изучение традиций, культуры и обычаев русского народа в настоящее время

представляет

актуальных

направлений

образовательной

особенно

подрастающего

поколения.

поговорка

«Всё новое – хорошо забытое старое».

Действительно,

исследователями

отмечено,

человечество

возвращается к казалось бы, к старым прописным истинам, в истинность которых

уже перестали верить.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром

народной культуры, традициями и обычаями могут стать основой для глубокого

познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов,

и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении

всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир

народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Чем раньше посеешь, тем

раньше пожнешь.

Приобщение

народной

культуры

позволяет

формировать

дошкольников

патриотические

развивать

духовность.

Обращение

народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в

воспитании

развитии

традиционны

практики

дошкольного

образования.

Условия возникновения и становления опыта.

В течение нескольких лет в нашем детском саду проводится работа по приобщению

детей к истокам русской народной культуры, обычаям, традициям.

В 2016-2017 учебном году перед коллективом была поставлена годовая задача

/Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства к малой

родине, родному селу через реализацию материалов регионального компонента./

Чтобы выполнить полный объем мероприятий запланированных для реализации

данной годовой задачи, педагоги начали свою работу уже в сентябре месяце 2016г:

Была проведена экскурсия воспитанников старшей и подготовительной групп на

поля и ферму СХПК «Черновское», такие поездки стали для наших воспитанников

ежегодными. Наш детский сад находиться на территории СХПК «Черновское»,

как на ладони, раскрывается панорама сельскохозяйственного труда: люди убирают

картофель, машины увозят с поля урожай. Весной дети видят, как трактора с

блестящими плугами едут пахать поле, как большие красивые машины везут

молоко с фермы на молочные заводы близлежащих городов, как в бешеном темпе

идет заготовка кормов для коров, как вывозят с полей богатый урожай. Сельский

труд, как никакой другой, прекрасен своими результатами. С небольших бесед о

результатах труда родителей мы и начали показывать детям огромное значение

сельскохозяйственного труда в нашей жизни.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через

различные формы организации работы с детьми, но самой используемой формой

является НОД. В ноябре 2016 года все педагоги нашего детского сада давали

открытые занятия с использованием регионального компонента. Все занятия были

проведены на оптимальном уровне.

Для педагогов нашего детского сада был проведен мастер-класс «Изготовление

лэпбука по мотивам русской народной сказки РУКАВИЧКА», с одной стороны

цель этого мероприятия - познакомить педагогов с новой педагогической

технологией «ЛЭПБУК», но с другой стороны на данном мероприятии решается и

годовая задача, т.к. лэпбук – это новая технология, а в данном случае знакомство с

русской народной сказкой..

Каждому человеку дорог тот уголок, где он родился, с которым связаны его

детские годы. Но Родину мало любить, надо знать её секреты, тайны, надо уметь

жить с ней в дружбе и согласии. От нас педагогов зависит, будут ли наши дети

ценить и любить свою малую родину, испытывать чувство любви к природным и

культурным ценностям родного края. Для педагогов нашего детского сада

проведено путешествие «Дивный край _ Южный рал». В организации и

проведении путешествия «Дивный край – Южный Урал» приняли активное участие

следующие педагоги: Ахметчина А.А., Оганесян А.Г., Таран М.А.,Фокина С.И.,

Чунарева И.И.,

Дальчанина Л.М.

Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных

традиций. Задача педагогов нашего детского сада, как можно раньше пробудить в

культуре,

традициям

проживающих на Уральской земле. В марте 2017г в гости в наш детский сад

приехал национальный клуб «Ак инэй» с программой, посвященной празднику

Воспитанники

педагоги

детского

познакомились

традициями, обычаями, культурой башкирского народа.

Воспитанники старшей группы «Ромашка» и подготовительной группы «Пчелка» в

марте 2017г побывали в гостях у Пермякова Виктора Григорьевича. Дом Виктора

Григорьевича Пермякова «как будто сказочный терем-теремок». Построенный

полностью из дерева, с резной околицей, наличниками в виде птиц и виноградной

лозы, с декоративными фонарями. Мастер самоучка рассказал ребятам, как решил

превратить свой дом в сказку.

Самый захватывающий народный праздник на стыке зимы и весны – Масленица.

На Руси считалось, что человек, который весело провел масленичную неделю,

будет удачлив в течение всего года! Масленица - чудесный русский праздник. В

начале масленичной недели воспитатели детского сада № 31 рассказали ребятам в

доступной форме об истоках праздника и его символике, о том, как любили на Руси

круглое Красное Солнышко и почему; почему на столы подавались молоко, масло и

сыр, и отчего масленичная неделя заканчивалась Прощёным воскресеньем… Все,

от мала до велика, ждут праздника, чтобы вволю поесть вкусных, с пылу с жару

отметить этот праздник, как это делали в старину.

Организацию и проведение

Масленицы взял на себя творческий коллектив СДК с.Смородинка. Провели зимние

забавы, играли в подвижные игры, дети показывали свою ловкость и быстроту,

пели песни, читали стихи. В этот день царила удивительная атмосфера. Дети

набегались, наигрались на свежем воздухе, даже самые маленькие плясали. А в

завершение

праздника

Масленица

замечательное

л а к о м с т в о

п р и г о т о в и л и

п о в а р а.

В апреля 2017г. в нашем детском саду прошел смотр – конкурс для педагогов ДОУ:

краеведения».

получился

поистине

зрелищным

познавательным. Все уголки оказались не похожи друг на друга, в каждом была

особенность.

Разнообразие

материала

поражало

воображение.

Родительская помощь в подготовке к конкурсу оказалась неоценимой! Они пошили

башкирские, татарские, русские национальные костюмы. Но самой изюминкой

смотра конкурса стала презентация, которую группы готовили на свое усмотрение.

Воспитатели читали стихи уральских поэтов, наряжались в национальные костюмы

и даже поставили мини - концерт с участием детей, где воспитанники играли на

народных

инструментах.

Краеведения

настоящим праздничным событием в нашем Детском саду.

Хорошей традицией в нашем детском саду стал театральный фестиваль, который

проводиться ежегодно в апреле месяце, в прошлом учебном году фестиваль был

педагогов

детского

педагогический

«Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и

культурным

ценностям

педсоветы

возможность

ознакомиться с новинками педагогической мысли, найти ответы на самые разные

вопросы. Каждый может принять участие в обсуждении дискуссионных вопросов

обучения и воспитания, предъявить свой опыт коллегам, и это становится все более

популярным в нашем коллективе. Тема педсовета очень актуальна на сегодняшний

день. Новые стандарты и закон об образовании ставят перед педагогами новые

воспитательной

Педагогам

интересно

поучительно узнать, как на практике в нашем детском саду ведется работа по

краеведению.

Для воспитанников нашего детского сада прошло театрализованное представление

"Уральские

Странствия".С

совершили

незабываемое

путешествие в горы, побывали на озере Увильды, на горячих источниках в городе

Тюмень, в пещерах, где растут сталактиты и сталагмиты. Знакомство детей с

географическими,

природными

особенностями

формирует

воспитанников детского сада такие черты характера, которые помогут им стать

патриотом и гражданином своей Родины.

Куклы-обереги - важная часть повседневной жизни наших предков. Их просили о

помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. И на

сегодняшний

незатейливой,

по-своему

могущественной магии кукол, интерес к которой вновь начинается возрождаться в

наших сердцах. Мастер-класс «Зайчик на пальчик». В апреле 2017г провела в

нашем детском саду воспитатель Мельникова С.В. Мастер-класс вызвал радостные

эмоции, способствующие сближению и самореализации всех его участников.

Сущность опыта работы по приобщению дошкольников к истокам народной

культуры.

Главное в работе нашего детского сада – это формирования способности

освоения

культуры,

общечеловеческих

духовных

ценностей.

Проводя работу по данной теме, мы стараемся формировать в душе ребёнка

любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и патриотического

развития ребёнка.

Разные нации живут на Южном Урале. Подлинная любовь к родному не имеет

национальной

ограниченностью.

Изучение

культуры

заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать

культуру других народов и чутко к ней относится.

Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и

признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала

разных культур.

Система работы.

Вся система работы включает

в себя поэтапное, постепенное

воспитание

развитие ребенка на традициях народной культуры. На каждый возраст (младший,

средний, старший) на учебный год разрабатывается перспективный план работы по

программе «Наш дом Южный Урал», планируются мероприятия как для детей, так

и для педагогов.

Приоритеты данного опыта:

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных

качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного.

Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это

позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В группах для этого

оформлены уголки краеведения, в котором есть: альбомы: «Дымковская игрушка»,

«Филимоновская

игрушка»

Раскраски:

«Матрёшки»,

«Урало-сибирская

роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски,

дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями.

музыкальные

инструменты,

матрёшки,

сделанные

мастер-классе

«Кукла-утешница»

воспитанников

старшей и подготовительной группы. Весь наглядный материал лежит в доступном

для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать,

поиграть.

успешного

является

создание

предметно-

развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью

краеведения,

пополнятся

экспонатами, чтобы поддерживать детский интерес.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок

песенном

фольклоре

чудесным

сочетаются

музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты

русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре,

красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает

уважительное

отношение

восхищение

мастерством

человеческих

Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и

нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и

во всех режимных моментах, например в 2016 году все педагоги нашего детского

сада участвовали в показе открытого занятия с элементами фольклора. В русском

фольклоре,

особенным

сочетается

напевность,

музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как

ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В

пословицах

поговорках

оцениваются

различные

жизненные

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании

предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу

буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды.

Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве

и вышивке, причудливые игрушки, наличники для украшения окон. Рассматривая

народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с

ним детей.

удовольствием

рассматривали

изображением

сказочных

животных, когда побывали в гостях у народного умельца самоучки – Пермякова

Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного

народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического

развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость.

Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и

увлекательным.

Во всех группах разработана картотека

народных игр, для детей по возрастам;

система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским

народным играм.

Проведение традиционных народных праздников.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и

музыкального

фольклора,

проведение

традиционных

народных

праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая

их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам

общественной

культуре,

праздничных

задействованы

художественное

присутствует

уважительное

отношение

восхищение

мастерством

человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым

источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

качестве

основных

воспитания

используются

компоненты

народной

культуры:

фольклор,

пословицы,

поговорки,

художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках в

нашем детском саду

привлекаются родители и

творческие коллективы СДК

Черновское и Смородинка

Результативность работы.

воспитанников

сформировались

стойкие знания о труде взрослых,о жизни на селе, о процессе изготовления вещей

из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание

заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями

декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты,

ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании

цвета и элементов узора.

дошкольники

проявляют

народной

культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес

событиям

народные

Участвует в народных играх и праздниках.

Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей

невозможно.

Родители

положительно

относятся

проблеме

«Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими

союзниками,

внедряем

интересные

совместные

праздники

развлечения,

родителей

различных

смотрах-конкурса,

изготовлении народных костюмов и многое другое. Например, очень запомнилась

«Масленица» - праздник с участием родителей и жителей села. Наши родители за

активное участие в жизни детского сада награждаются дипломами и грамотами.

Из опыта работы воспитателя детского сада. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия

Описание педагогического опыта: Щелконоговой Г.Н.
воспитателя «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» г. Ковылкино, Республика Мордовия
"Мы обязаны беречь единое культурное
пространство страны во всём его многообразии,
помогать сохранению богатых национальных
традиций народов России"

Д. А. Медведев

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языкам мордовского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения в становлении опыта.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, в которой они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Поэтому считаю, что именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.
Желание передать эту любовь детям, стремление через творческое мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы. Влияние культурной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, поэтому моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе среди национального искусства.
Я стараюсь научить детей всему этому:
- осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
России и Мордовии.
Концептуальностью моего опыта является разнообразие методов и форм работы с детьми: - расширение первоначальных представлений у детей;
- накопление новых знаний о традициях, обычаях мордвы;
- использование словарного запаса мордовского языка через занятия,
беседы, заучивание мордовского фольклора;
- закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре;
- развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

3. Теоретическая база опыта.

Современные исследователи: М. И. Богомолова, Т. Ф. Бабынина,
Н. П. Овсянникова считают, что национальная культура, является «оригинальным носителем неповторимых особых качеств нации». Любая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: -национальный язык;
-национальное искусство (музыка, литература, искусство);
-национальные традиции (мифология, религия, история народа).

Наличие теоретической базы выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников в данном направлении, выявлении мониторинга усвоения знаний и умений дошкольников, создании условий для максимального развития творческого потенциала воспитанников.
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании:
- примерной образовательной программы «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.;
- «Методики обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам»/ авт. А. И. Исайкина;
- регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.;
При работе в данном направлении я ориентировалась на современную нормативно – правовую базу дошкольного образования:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» и ФГОС ДО;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.
Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.
3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.
4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления деятельности:
воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка; --разработка сквозной системы обучения мордовскому языку в детском сада.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.
Ведущая педагогическая идея данного направления проявляется в прогнозируемых результатах воспитания устойчивых нравственных качеств у детей дошкольного возраста, а также наличие базы знаний, умений и навыков, переноса их в новые виды деятельности, умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать их.

5. Результативность педагогического опыта.
Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и обогатить объем знаний у детей об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.
В процессе использования национально- регионального компонента в занятиях, играх, развлечениях и других видах образовательной деятельности, позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем мире, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности. Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Лихтибряня», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку.
В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.
Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников патриотических чувств в процессе приобщения к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия представлено в различных формах: - разработка конспекта НОД по ознакомлению дошкольников с культурой и историей мордовского народа для методического пособия «Детям о Мордовии» (2013 г.);
- участие в международном семинаре «Финно - угорские языки и культура в дошкольном образовании» с выступлением на тему: «Воспитание патриотических чувств в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре родного края посредством языкового восприятия» в г.Саранске (2014г.);
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Опыт работы на финно- угорских языках в дошкольных образовательных учреждениях: ресурсы и новаторские идеи, связь с местным сообществом» в г. Ижевске (2014г.).
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Мордовские языки: в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» г. Инсар (2015г.)
- участие в республиканском конкурсе «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» с выступлением на тему: «Воспитание и обучение дошкольников на основе мордовской культуры»в г. Саранск (2016г.)
Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна.

6. Анализ результативности.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.