Детские занятия, интересные и познавательные. Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной сферы детей. Методы познавательного развития дошкольников

Игры, а также занятия, интересные детям, являются неотъемлемой составляющей их знакомства с окружающим миром. Именно от правильного подхода к этому вопросу со стороны взрослых зависит полноценное развитие ребенка.

Детский сад или домашнее воспитание

Ведется множество споров о том, нужно ли водить ребенка в садик. Для кого-то это является объективной необходимостью, а некоторые родители стараются использовать все возможности, чтобы проводить с ребенком как можно больше времени. И тот, и другой подход по-своему правильный, но во втором случае на родителей ложится ответственность за то, чтобы подобрать интересные занятия для ребенка.

Родителям стоит четко осознавать, что интересные несут в себе не только развлекательную функцию, но еще и влияют на развитие ребенка. Они разработаны при участии педагогов и психологов, которые знают, что нужно детям того или иного возраста. Кроме того, в дошкольных учреждениях малыши получают первый опыт общения с окружающими, а также взаимодействия в социуме, чему, кстати, способствуют многие интересные занятия.

Что нужно детям

Казалось бы, чтобы увлечь ребенка, достаточно ярких игрушек, которые надолго займут его внимание. На каком-то этапе это утверждение действительно может считаться правильным. Иногда бывает важно просто отвлечь малыша, предложив ему интересные занятия. Но такие ситуации не должны носить системный характер. Если ребенок бесконечно будет занят развлечениями, не несущими в себе образовательного и познавательного смысла, со временем это скажется на его интеллектуальном развитии, что значительно осложнит усвоение более сложного материала в период школьного обучения.

Интересные занятия для детей должны быть хорошо продуманы. Они должны быть разнообразными, а также рассчитанными на всестороннее развитие маленького человека. То, что очевидно для взрослого, ребенку может показаться чуждым и непонятным. В таком нежном возрасте именно игровая форма помогает познакомиться с окружающим миром, а также усвоить его основные закономерности.

Для самых маленьких

Интересные занятия в младшей группе детского сада или же дома должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии. Пожалуй, достаточно интересно будет научиться распознавать разные текстуры. Так, например, детям будет интересно и полезно познакомиться с разными видами бумаги, тканей, дерева, пластика, металла и др. Здесь важно не просто разобраться в ощущениях, но еще и научить ребенка описать их. Аналогичные занятия можно проводить для ознакомления со звуками, оттенками, а также прочими явлениями.

Детям в любом возрасте интересно рассматривать книги с красочными картинками. Даже на тот момент, пока они еще не умеют читать самостоятельно, это занятие должно приносить им максимальную пользу. В данном случае лучше знакомить ребенка с иллюстрированными энциклопедиями, изданными специально для определенной возрастной категории. Даже не будучи в состоянии прочитать текст, дети будут знакомиться с природой в различных ее проявлениях через картинки и фотографии.

Усложняем задачу

По мере того, как ребенок растет, становится намного сложнее найти для него полезное, развивающее увлечение. Интересное занятие в средней группе должно уделять серьезное внимание тому, чтобы у ребенка появлялось самосознание. Это в большей мере касается того, чтобы дети научились осознавать свою половую принадлежность. Также дети в таком возрасте должны учиться этикету и правилам общения.

Интересное занятие в средней группе, позволяющее решить основные воспитательные задачи, достаточно разнообразно. Нужно научить детей анализировать различия между мальчиками и девочками путем игр с зеркалом, куклами, а также печатными изображениями. Кроме того, высокоэффективными являются игры, в которых дети, выполняя определенные роли, находят решение жизненных ситуаций. Средняя группа - это самое время постепенно отходить от игровой формы, переходя к принципиально новому этапу.

Скоро в школу

Интересное занятие в старшей группе приобретает абсолютно новый характер, ведь совсем скоро ребенок отправится в школу. В связи с этим большую роль начинают играть практические и теоретические знания. Структура обязательно должна включать в себя обучение письму, чтению, основам арифметических действий, а также более подробное изучение явлений окружающей среды.

Несмотря на то что теоретические знания важны, основную образовательную нагрузку лучше оставить до школьных времен. Для дошкольных учреждений достаточно будет и самых элементарных знаний. Тем не менее, они должны быть поданы в интересной и увлекательной форме. Так, изучение букв, цифр и другого материала лучше проводить в занятной стихотворной форме. Кроме того, можно увлечь детей, если привнести в занятия соревновательный момент.

Время выявлять таланты

Интересные занятия для детей должны быть направлены не только на развлечение и общее развитие, но еще и на выявление тех областей знаний и творчества, в которых ребенок обладает наилучшими способностями. В связи с этим до определенного момента нужно подбирать для ребенка самые разнообразные развлечения. Задачей родителей и воспитателей на данном этапе является внимательно следить за реакцией ребенка на те или иные сферы деятельности, а также за успехами в данной области с целью выявления приоритетных.

Наилучшим временем для подобных экспериментов можно считать возраст, соответствующий подготовительной группе. В этот период ребенку должны быть предложены занятия, связанные с музыкой, изобразительным искусством, а также спортом. С одной стороны, это поможет и детям, и взрослым определиться с более узкой сферой деятельности, которой ребенку стоит углубленно заниматься, а с другой - обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие.

Если вы выбрали домашнее образование

Стоит отчетливо понимать, что, отказавшись от детского сада, вы должны самостоятельно подбирать для ребенка интересные занятия. В таком случае на вас ложится двойная ответственность. К счастью современных родителей информационные технологии, а также широкий выбор литературы позволяют без особых усилий разработать программу уроков развлечений для детей любого возраста. Главное - подойти ответственно к данному вопросу и соблюдать системность и умеренную строгость в занятиях с малышом. Грамотно выстроенный подход к домашнему воспитанию не только способствует быстрому и всестороннему развитию ребенка, но еще и формирует доверительные отношения с родителями.

Чтобы занятия для детей были не только интересными, но и полезными, нужно соблюдать некоторые правила.

  1. Чтобы знания лучше усваивались, они должны преподноситься в интересной игровой форме. Так сконцентрировать внимание ребенка будет намного легче.
  2. Пройденный материал обязательно нужно повторять. Это не просто улучшает запоминание, но и вырабатывает чувство ответственности.
  3. Обязательно нужно чередовать разные виды занятий в течение дня. Если длительное время посвящать одному и тому же виду деятельности, ребенок быстро устает, концентрация понижается, что негативно сказывается на качестве полученных знаний.

Новый проект! Готовые познавательные занятия «Мир вокруг»

Если вашему ребёнку от 4 до 6 лет, то вы уже почувствовали, что такое активная любознательность. Ребёнок задает вопросы обо всем, что он видит, готов всё время говорить, обсуждать, спрашивать. В то же время произвольность, то есть способность заниматься тем, что неинтересно, развита недостаточно. Поэтому ребёнок предпочитает увлекательные разговоры и занимательные игры.

Мы предлагаем вам готовые комплекты для познавательных занятий «Мир вокруг»!

  • одна тема в неделю;
  • пять занятий в неделю (в выходные отдыхаем);
  • игры, опыты, творческие задания и познавательные презентации для детей;
  • удобный формат — в виде готовой презентации;
  • текстовые пояснения к заданиям в PDF (для родителей);
  • минимальная предварительная подготовка;
  • презентации озвучены!
  • Темы для занятий мы будем выбирать разные. Близкие ребёнку, то, с чем ребёнок взаимодействует и может изучить на практике. А также будем расширять знания о мире и рассказывать что-то новое. Ведь после четырёх лет ребёнок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт.

    Начать мы предлагаем с блока о живой и неживой природе и рассмотрим темы:

  • Камни
  • Деревья
  • Что будет в занятиях

    В каждом занятии вас ждут несколько разделов, в которой по каждой теме будут:

  • Стихи.
  • Познавательная презентация.
  • Опыты.
  • Игры.
  • Картины.
  • Необычные факты.
  • Поделка.
  • Дополнительно для желающих упражнения по чтению и счёту.
  • Курс состоит из 20-ти занятий, чтобы получить бесплатные пробные занятия, подпишитесь на странице:

    Лена Данилова – мама пятерых детей, руководитель портала «Раннее развитие детей». Автор курсов для родителей и детей, ведущая семинаров, автор книг, развивающих пособий. Автор уникального спорткомплекса «Ранний старт».

    Формат занятий

    Вы будете получать задания по электронной почте раз в неделю. На неделю пять занятий (в выходные отдыхаем).

    Каждое занятие — это презентация в формате MS PowerPoint. Внутри занятия будет познавательная презентация, блоки на чтение и счет, стихотворение, а также непосредственно задания — что-то сделать, во что-то поиграть. Вам нужно будет подготовить материалы для подобных заданий заранее.

    Материалы для занятий вы будете получать по электронной почте раз в неделю.

    Важно, чтобы ребёнок не только смотрел на экран, но и получал непосредственный опыт, делал что-то руками самостоятельно. А для этого нам понадобятся материалы. Например, к теме камни нужны будут, конечно же, камни, а ещё небольшая картонка или коробка, канцелярский нож, тазик с водой, кое-что ещё.

    Вместе с презентацией вы получите PDF, в котором будет указано, что именно в какой день вам понадобится. Материалы, которые вам потребуются, у вас скорее всего есть, потребуется самое простое — бумага, вода, ножницы, маркер и т.д.

    Стоимость курса: 2990.00 руб

    Детей 5-6 лет пора начинать готовить к переходу в первоклассники. Залог успешной учебы в школе закладывается в указанном возрасте. Развивающие занятия помогут осуществить качественную подготовку ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке.

    С 5-ти летнего возраста дети обучаются с удовольствием

    Занятия с детьми позволят повысить интерес к процессу обучения и школе, если будут организованы интересно и качественно. Учителями начальной школы отмечается, что дети 5-6 лет, при обучении которых применялись развивающие методики, отличаются повышенной работоспособностью, позитивным настроем, аккуратностью и организованностью.

    Особенности развития малышей в 5,6 лет

    Занятия, нацеленные на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые. В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет анализировать ситуации, дает объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям. У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается ответственность.


    В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться

    Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в творчестве.

    Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми.

    В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят посредством игр и общения. Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой результата.

    Что должны знать родители

    В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.

    Игра на развитие произношения

    За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:

    • поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
    • общение с окружающими людьми;
    • какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
    • насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.

    Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. , помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.

    Целевая направленность занятий

    Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно, перевести игровые формы в обучающие. Такой переход осуществляется без напряжения и без проблем.


    Развивающая игра для детей 5-6 лет

    Задания представлены в виде разгадывания загадок, раскрашивания картинок. Затем ребенком осваиваются прописи. Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.

    В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

    • развивать познавательный интерес;
    • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
    • задания должны способствовать положительному отношению к будущему школьному обучению.
    Игра на тренировку памяти

    В программе для указанной возрастной группы должны быть задания:

    • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную базу при обучении чтению, русскому языку, развивают речь детей.
    • математического направления - начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
    • по формированию интереса к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по экологии.
    • по исследованию физической составляющей простейших бытовых явлений и астрономических знаний.

    Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

    Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

    В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами до двух часов – они не устанут. Причем концентрация внимания в течение этого времени не снижается. Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.

    Что нужно учитывать при организации занятий

    Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

    Интеллект ребенка определен такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.

    Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.


    Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

    Данная направленность действий предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться любые задания, причем независимо от того интересно оно или нет.

    Особенности восприятия информации в 5-6 лет

    Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:

    • проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
    • умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
    • распределение внимания на два и более объекта.

    Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям, ускорение мыслительных процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства прекрасно развиваются в процессе выполнения развивающих упражнений.


    Игра на понимание ситуации

    Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.

    Какие формы занятий наиболее подходящие

    Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, . В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.


    Художественное творчество - великолепный способ развития способностей

    Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.

    Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.

    Похожие материалы

    Конспект занятия по теме «Я познаю Родину»

    (старшая группа)

    Задачи: формировать потребность детей к изучению обычаев и истории своего народа; формировать уважение и бережное отношение к традициям предков; познакомить с традициями русской избы, народной одеждой, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями; воспитывать художественный вкус, любовь к прекрасному.

    Словарь: понева, кичка.

    Методические приемы:

    1. Игровая мотивация.

    2. Чтение отрывка из стихотворения В.Мухина «Не обижайте красоту».

    3. «Путешествие» по избе и рассказ воспитателя (отражается роль мужчины и женщины в семье).

    4. Сюрпризный момент.

    5. Хороводная игра.

    6. Пение колыбельной песни.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отравилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чем?

    Дети: На машине, самолете, пароходе.

    Воспитатель: Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наши воображение, смекалка, фантазия и знания. Приготовьте ладошки – это двери нашей машины времени. Закрыли двери – и отправились в путь.

    (Педагог читает отрывок из стихотворения В. Мухина «Не обижайте красоту»).

    Великий дар – единожды родиться,

    Вздохнуть, раскрыть глаза,

    И на века

    Увиденному миру удивиться,

    Где дом и поле, роща и река…

    Воспитатель: Эти замечательные стихи привели нас на русскую землю. А в руках у меня маленькое чудо – это куколка, спеленатый ребенок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все еще впереди.

    Родился человек, у него есть родители мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, неподалеку друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина – это место, которое когда–то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.

    Посмотрите, ребята, как интересно. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет свои корни. Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали ее частью, но и они часть рода – наши предки.

    Каждый человек является продолжателем рода, имеет своих предков. Вот и вы можете прославить своих предков добрыми делами или огорчить плохими поступками. Все в ваших руках. Продолжаем путешествие дальше.

    (Воспитатель открывает специальную книгу - макет)

    Воспитатель: Перед нами русский дом. Знаете, как он называется?

    Дети: Изба.

    Воспитатель: А из какого материала он сделан?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель: Войдем в дом. Нас встречает хозяйка. На ней рубаха с клетчатой юбкой – поневой, пояс, на голове кичка. Давайте рассмотрим украшение на рубахе – вышивку, кружево. (Дети рассматривают костюм и отмечают узоры и место их расположения)

    Воспитатель: Верно. И украшали по-своему, чтобы удивить, показать свое рукоделие. Правда, красиво?

    Дети: Иконы.

    Воспитатели: Красный угол – это помеченный угол дома. Под иконами сидел за столом хозяин или уважаемый гость. А какая мебель в избе и из чего она сделана?

    Дети: Деревянные столы, лавки, сундуки.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Дерево, действительно, и обувало и одевало, и обеспечивало жильем и посудой, и радовало детей игрушками.

    (Сюрпризный момент: вносится деревянный короб с игрушкой «Трещоткой»)

    Воспитатель: А у меня для вас сюрприз – деревянный короб. Что у меня там, хотите узнать? (Дети заглядывают в короб и вынимают игрушку)

    Дети: Это трещотка – музыкальный инструмент.

    Воспитатель: А еще это замечательная игрушка. Если её раскрыть, то что получится?

    Дети: Солнышко.

    Воспитатель: Верно. Скажите, а можно изобразить солнце не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов? Можно! Давайте с вами встанем в круг, образуем хоровод. (Дети встают в круг)

    Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

    Дети: Тепло.

    Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки друзьям. Название «ладошки» произошло от имени древних Богов. Говорят, жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли мир, любовь, гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить вместе. А теперь давайте поиграем.

    (Любая хороводная игра)

    Воспитатель: А помните, у меня был младенец? Прошло уже много времени и ему уже пора спать. А что делают, когда укачивают малыша?

    Дети: Поют колыбельную.

    Воспитатель: Вот и я сейчас спою колыбельную.

    Баю-баю-баюшок!

    Ложись, Маша на бочок,

    На пуховую кровать,

    Будет Маша крепко спать.

    Уснула. Положу ее в колыбельку, а вам дам задание на дом. Узнаете, какие колыбельные пели вам, запомните, а завтра споете нам. А на сегодня наше путешествие закончилось.

    Итог:

    Конспект занятия по теме «Наша Родина - Россия»

    (старшая группа)

    Задачи: закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве; вызвать в них чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ; воспитывать в детях любовь к своей Родине – России, интерес к народному искусству.

    Материал: иллюстрации с изображением природы России – леса, горы, моря и т.д.; иллюстрации красивых зданий, храмов; предметы народно - прикладного искусства – матрешки, дымковские игрушки, хохлома; куклы в русских национальных костюмах.

    Словарь : хохлома, дымковская игрушка, матрешка, народно-прикладное искусство.

    Методические приемы:

    1. Игровая ситуация.

    2. Беседа (о нашей стране, о ее богатствах).

    3. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

    4. Игра «Угадай, что из чего сделано?»

    5. Игра «Подбери узор» (с разделением задания для мальчиков и девочек).

    6. Хоровод.

    7. Художественное слово.

    Ход занятия.

    Ребята, сегодня к нам на занятия пришли ваши знакомые – это куклы Аленушка и Иванушка. Они принесли вам разные картинки, давайте их посмотрим. (Выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России, а также различных красивых зданий, например, Зимний дворец, Петродворец, Кижи и другие красивые здания, и храмы разных городов России).

    Что вы видите? (Дети перечисляют – лес, река, море, красивые дома, церкви и т.д.). Все это – страна, в которой мы живем. Как она называется? (Россия). Какая наша Родина? (Большая, красивая, богатая, сильная и т.д.) И живут в этой стране очень талантливые люди. Аленушка и Иванушка принесли вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Давайте их рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства – матрешки, дымковские игрушки, хохлома)

    Что вы здесь видите? (Дети перечисляют)

    Все это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много - мало лет подряд. До сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.

    Все, что вы здесь видите, делают только в нашей стране – России. Когда в нашу страну приезжают люди из других стран, они обязательно, на память о России, покупают вот такие красивые сувениры. Вам нравятся эти предметы? (Ответы детей)

    Аленушка и Иванушка хотят загадать вам загадки об этих предметах. Попробуйте их отгадать.

    Это игрушка. Она сделана из глины. Игрушка белая и разрисована разными красками. А узор очень необычен, это клеточки, а в клеточках разноцветные кружочки. (Дымковская игрушка)

    Предмет, о котором я расскажу, сделан из дерева. Покрыт он золотой краской. А на золотом поле ярко-красные ягоды смородины, красивые зеленые листочки и тонкая-тонкая травка с завитками. (Хохлома)

    Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная, в нее можно очень интересно играть – разложить, и сразу станет несколько кукол, сложи и снова будет одна кукла. (Матрешка)

    (После каждого ответа воспитатель спрашивает, как дети догадались, что это тот или иной предмет)

    Ну, молодцы, все загадки отгадали. Аленушка и Иванушка принесли вам еще кое-что, посмотрите. Это дымковская барышня, но юбка у нее белая. А вот это крышка от хохломского столика. Вы видите, она золотистого цвета, но никаких узоров на ней нет. Сейчас вы будете русскими мастерами, вам нужно будет украсить юбку дымковской барышни и крышку хохломского столика, а для этого Аленушка и Иванушка принесли вам разные детали. (Детали лежат на большом подносе)

    Мальчики будут украшать крышку хохломского столика, а девочки – юбку дымковской барышни. Все детали лежат вместе, поэтому, когда будете выбирать, внимательно смотрите, какие из них подойдут к дымке, а какие к хохломе. Ведь дымковские игрушки и хохломские изделия украшаются по-разному.

    (Дети выполняют задания, воспитатель помогает им советует, подсказывает, если дети затрудняются. Когда работа будет закончена, воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, исправляет, если будут допущены ошибки.)

    Вы славно потрудились, а сейчас мы отдохнем, вставайте в хоровод. Русские люди очень любят петь и водить хороводы. Возьмем в наш хоровод Аленушку и Иванушку. (Звучит грамзапись хоровода, который дети водили на музыкальном занятии. После хоровода дети садятся.)

    Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о России, о ее талантливых мастерах. О России написано много стихов, сложено много песен. Вот послушайте небольшое стихотворение М. Исаковского:

    Поезжай за море – океан,

    Надо всей землей пролети:

    Есть на свете различные страны,

    Но такой, как у нас, не найти

    Итог: Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что вы уже знали? Что понравилось?Конспект занятия по теме «Мы дружная семья»

    (старшая группа)

    Задачи : обогащать представления детей о людях разных национальностей, знания детей о нашей стране, округе, городе Нижневартовске; закрепить представления о разных орнаментах; развивать мышление, память, внимание; вызвать у детей чувство гордости за наш богатый Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, наш город; воспитывать интерес к культуре, обычаям и традициям разных народов, доброжелательность и терпимость к людям разных национальностей, живущим в нашем городе.

    Словарь : многонациональная, россияне, орнамент, «щучьи глазки», «заячьи ушки», «оленьи рога», малица, кисы.

    Материал : куклы в национальных костюмах, предметы быта, силуэты хантыйской одежды, орнамент народов ханты, фломастеры.

    Методические приемы :

    1. Беседа (о многообразии городов и национальностей нашей страны).

    2. Художественное слово.

    3. Игра «Доскажи пословицу».

    4. Русская народная игра «Гори, гори ясно…»

    5. Беседа (о родном городе, о людях, живущих в нем, о его природных богатствах), словарная работа.

    6. Исполнение детьми песни «Нижневартовск».

    7. Игра «Угадай, откуда приехал гость?»

    8. Игра «Угадай, из какой культуры предмет?».

    9. Игра «Разложи правильно подарки».

    10. Беседа (про округ, художественное слово, рассматривание одежды народов ханты и манси)

    11. Д/игра «Украшение хантыйской одежды».

    12. Д/игра «Составь орнамент»

    Ход занятия : ребята сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о нашем городе. Как называется наша страна, в которой мы живем? Какая она страна? (большая, красивая). Какой город - Столица России? (Москва). Правильно ребята, в России много городов и сел. Какие города вы знаете? В городах и селах России живут люди разных национальностей. Какие национальности вы знаете? Как можно их назвать, одним словом? (Россияне). На каком языке общаются Россияне? (на русском).

    Чтение стихотворения:

    Могуч язык наш русский,

    Как этот русский лес.

    И в радости, и в грусти –

    Он всякий час со мной -

    Родной язык мой русский,

    Как родина родной!

    2 . Крепко любили и любят свою Родину наши люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов вместе, они знали, что отстоять можно только тогда, когда «один за всех, все за одного».

    Знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?

    Жить – Родине служить;

    Родина малина, чужбина – калина;

    На чужой стороне и весна не красна;

    Человек без Родины, что соловей без песни;

    Родина любимая, что мать родимая;

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    3 . Ребята в старину собирались за околицей парни и девушки водили хороводы, играли в народные игры. А какие вы знаете народные игры? Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».

    4 . Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем? Чем прославлен наш город? (добывают нефть, газ; много лесов, рыбы…). Откуда приехали ваши дедушки и бабушки в Нижневартовск, как вы это узнали? (С Украины, Молдавии, Татарии, Башкирии…). Наш Нижневартовск, какой город по составу народов и национальностей? (многонациональный). В нашем деском саду воспитываются дети разных национальностей, у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Все мы живем как одна большая семья. А вы любите свой город, за что? А теперь споем песню про наш город Нижневартовск.

    5 . Ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные. (Дети в национальных костюмах). А теперь, познакомимся и поздороваемся:

    Здравствуйте – по-русски

    Здоровеньки буллы – по-украински

    Исэнмесез – по-татарски

    Вуща Вуля - по-хантыйски

    Угадайте, на каком языке каждый из них поздоровался? Обратите внимание на костюм, давайте все вместе назовем детали. Они принесли нам подарки, давайте угадаем, откуда они приехали (д/игра «Угадай из какой культуры предмет»).

    Д/и «Разложи правильно подарки»

    6 . Ребята, в каком округе мы с вами живем? (Ханты – Мансийский автономный округ, на севере).

    Сейчас предоставляем слово хозяевам этого прекрасного края.

    Чтение стихотворения:

    Здравствуй, край мансийский милый

    Со смолистою тайгой

    С молодой отцовской добротой.

    Машет мне рукой осина,

    Улыбается вода

    Слышу лепет лебединый –

    Словно в детские года.

    Что нам принесла девочка – хантыйка. Д/и «Украшение хантыйской одежды». Рассматривание хантыйской одежды и обуви. На что похож и как называется орнамент на предметах? («щучьи глазки», «заячьи ушки», «оленьи рога», «след белки»). Д/ игра «Составь орнамент»

    Молодцы ребята, какая красивая одежда получилась. Вам понравилось?

    7 . Ребята о чем мы говорили на занятии? Что вы узнали нового? А что вам больше всего понравилось? Как должны жить разные народы и почему?

    А сейчас послушаем наших ребят.

    Чтение стихотворений:

    1реб. Дружба нам – помощница,

    В каждом деле – каждому,

    Всем нужны хорошие,

    Верные друзья!

    2реб. Какое веселое светлое небо

    Деревья надели свой белый наряд

    Мы скажем все вместе

    Пусть слышат повсюду

    Все вместе: «Да здравствует дружба российских ребят!»

    8 . А вы заметили, что я тоже в национальном костюме? Угадайте, откуда я приехала? Правильно ребята из Татарстана. Я вам принесла угощение, это татарское блюдо «Чак–чак». Это угощение, приготовляемое на меду, как бы «хлеб - соль» по-русски.

    Конспект занятия по теме

    «Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством»

    (Старшая группа)

    Задачи: познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (тюбетейки, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления; воспитывать чувство дружбы и уважения к народам, живущим в России.

    Словарь: тюбетейка, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак.

    Материал: иллюстрации традиционных национальных изделий, предметы быта, рисунки национального костюма, куклы в татарских национальных костюмах.

    Методические приемы:

    1. Игровая ситуация «Откуда приехали гости?»

    2. Беседа (о национальных головных уборах).

    3. Рассматривание узоров, словарная работа.

    4. Рассматривание иллюстраций.

    5. Самостоятельная работа с учетом дифференциального подхода (мальчики – девочки).

    6. Составление коллажа из работ, выполненными детьми.

    Ход занятия: воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде и говорит: «Красивая одежда? Откуда приехали к нам гости? (Из Татарии) Как вы это определили? (Кукла одета в татарский национальный костюм) Как называется мужской национальный головной убор? (Тюбетейка) А женский? (Калфак).

    Рассматривание узоров, украшающих тюбетейку и калфак, одежду кукол (платья, бархатный камзол, сапожки - ичеги). «Как мы назовем кукол, какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков? Наши куклы изготовлены на фабрике и на этикетке написаны их имена, девочка – Айслу, мальчик – Тагир. Мы тоже их так будем называть. На Айслу надето белое платье, подол его украшен оборкой, рукава широкие, они собраны у проймы, поверх платья надет бархатный камзол – безрукавка, камзол украшен вышивкой. Что на ногах у Айслу и Тагира? (на ногах у кукол сапожки). Да на ногах у них сапожки, украшенные красивым узором. Такие узорные сапожки называют - ичеги. Издавна татары носили такую одежду, народные мастерицы украшали ее разнообразными узорами, составленными из цветов, листьев разной формы и разного цвета, они отличаются яркостью узоров (рассматривание иллюстраций) Как называются эти цветы? (тюльпаны, колокольчики, гвоздики). А вы хотите научиться вырезать из бумаги силуэты предметов и украшать их орнаментом?

    Самостоятельная работа с учетом дифференциального подхода (мальчики – девочки): мальчики украшают орнаментом тюбетейку, девочки – калфак.

    Итог : составление коллажа из работ, выполненных детьми (коллективная работа).

    Конспект занятия по теме « Знакомство с народной сказкой «Три дочери»

    (старшая группа)

    Задачи: познакомить детей с татарской народной сказкой «Три дочери», вызвать желание заботится о близких людях и проявлять свои чувства.

    Материал: иллюстрации к сказке «Три дочери».

    Словарь:

    Экият – сказка,

    Халык экияте – народная сказка,

    «Оч кыз» - «Три дочери»,

    Ташбака – черепаха,

    Урмэкуч – паук,

    Тиен – белка,

    Бал корты – пчелка.

    Методические приемы:

    1. Литературная викторина «Знаете ли вы сказки?».

    2. Беседа – знакомство с разновидностями народных сказок.

    3. Рассказывание воспитателем татарской народной сказки «Три дочери».

    4. Словарная работа.

    5. Рассматривание иллюстраций к сказке.

    6. Обсуждение сказки, беседа по вопросам.

    7. Повторное чтение сказки, работа над пословицами и поговорками.

    8. Драматизация сказки (мальчики – зрители, девочки – актеры).

    Ход занятия. Литературная викторина «Знаете ли вы сказки?».

    Татарский народ с давних времен очень любил сочинять сказки. Сказки, ребята, бывают о животных, волшебные, бытовые. Их придумывают люди и поэтому они называются народными. Ребята, а вам мамы, папы или бабушки рассказывают сказки? (дети перечисляют, какие сказки они знают)

    – Сегодня, я вам расскажу татарскую народную сказку «Оч кыз» («Три дочери»). Давайте вместе с вами запомним новые слова:

    Экият – сказка

    Халык экияте – народная сказка

    «Оч кыз» - «Три дочери»

    Ташбака – черепаха

    Урмэкуч – паук

    Тиен – белка

    Бал корты – пчелка

    (Дети хором и индивидуально повторяют за воспитателем)

    Воспитатель читает сказку «Оч кыз», по ходу чтения трудные, непонятные слова разъясняются:

    Холот – материал из толстой пряжи, «доматканный холст», «белить холст», в старину народ сам готовил ткань для одежды;

    Ярмарка – большая торговля, нынешний рынок, базар, где люди торговали своими товарами.

    Воспитатель вместе с детьми обсуждает сказку и задает вопросы:

    В кого превратилась старшая дождь и почему?

    Как вы думаете, ребята, почему в паука превратилась средняя дочь?

    Почему белочка наказала двух сестер? Что заставило её пойти на такой шаг?

    Кто вам нравится больше в сказке и почему?

    Последний абзац сказки читается еще раз и делается вывод:

    Ребята, эта сказка учит людей быть внимательными к близким людям, беречь своих родителей. Ведь любовь заключается не в добрых намерениях (словах), а в добрых делах. Младшая сестра как сильно любила свою мать, что бросила все свои дела и сразу же побежала к больной маме. Она не на словах, а на деле доказала свою любовь и верность. Ведь в пословице говорится так: «Береги мать, как зеницу ока», «Худое - худым и кончается».

    Драматизация сказки (мальчики – зрители, девочки – актеры).

    Конспект занятия по теме «Что такое музей?»

    (старшая группа)

    Задачи: познакомить детей с домом, в котором живут только вещи; дать понятие о том, что мы называем музеем; познакомить с его историей создания; закрепить с детьми правила поведения в музее; рассказать об этнографическом музейном комплексе имени Т.Д. Шуваева.

    Словарь: музей, коллекция.

    Методические приемы:

    1. Рассказ об истории создания музея и правилах поведения в музее.

    2. Знакомство с «Этнографическим музеем имени Т.Д. Шуваева

    Ход занятия:

    Воспитатель: Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? (Ответы детей)

    Воспитатель: У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, посуду, игрушки и т.д. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.

    Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, называется музей. Но прежде, чем идти в музей, надо знать, как себя там вести.

    Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода, тогда ты узнаешь много интересного. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

    В нашем городе есть музеи тоже. Один из них «Этнографический музейный комплекс, который примерно 30 лет назад организовал Тимофей Дмитриевич Шуваев, учитель истории. Он первым в нашем городе стал собирать и хранить красивые и редкие предметы. Этот музей населяют ценные и редкие экспонаты народов ханты и манси. В музее собраны предметы одежды, образцы глиняной посуды, различные предметы, с помощью которых древний человек охотился на животных. Это различные стрелы, ножи. Собраны коллекции утюгов и фонарей; минералов, т.е. разноцветных камешков, фантиков, игрушек, редких книг. Там можно встретить огромные кости мамонта, лук и стрелы, пузатые самовары и много чего интересного.

    Дети, нам предстоит посетить музей, а какие правила поведения в музее вы знаете?

    Конспект занятия по теме «Дружная семья»

    (старшая группа)

    Задачи: п родолжить знакомить детей с традиционным устоем жизни коренных народов ХМАО; дать понятие о хантыйской семье; воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси

    Словарь: род, родовое угодье

    Методические приемы:

    1. Рассказ воспитателя о сотворении человека.

    2. Беседа об обязанностях мужчины и женщины.

    3. Дидактическая игра «Распредели правильно обязанности».

    4. Итог занятия.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей; узнаем, как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйская легенда о происхождении человека: «Не на земле, а на небе живет один человек – Кон ики. Думает: «Надо человека сделать». Взял глину, сделал. Как его оживить? Тот не дышал. Оставил его, пошел к отцу.

    Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.

    Ты ему воздух накачай, он оживет.

    Кон ики пришел обратно, подул на человека, тот и ожил. И стал жить человек один. Терос – най тоже одна жила. Пошел он к ней и стали они жить вместе. Но земле людей тогда вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали жить люди на земле. Вот так вот, ребята и появился человек. Как же жили люди много, много лет назад? Ханты и манси жили родами. Одни рода были большими и включали в себя большие поселения, другие – состояли из одной семьи и назывались род Лося, род Бобра, род Медведя.

    Рода имели свои родовые угодья, то есть земли, где они могли охотиться или рыбачить. Семья создавалась, как правило, из людей, живущих в разных родах.

    В семье главным был мужчина, а женщина ему подчинялась, при этом каждый имел обязанности. Распределение обязанностей в семье было необходимо. Как вы думаете, какие обязанности выполнял мужчина?

    Дети: Мужчина строил дом, добывал рыбу и мясо, изготовлял лыжи.

    Воспитатель: Верно, а женщине что доставалось?

    Дети: Женщина готовила эту рыбу и мясо, шила одежду.

    Воспитатель: Верно, вы все сказали. Надо еще добавить, что ежедневные женские хлопоты начинались с разведения огня ранним утром и заканчивались лишь поздним вечером.

    А теперь давайте с вами поиграем.

    (Дидактическая игра «Распредели правильно обязанности»)

    Итог. Воспитатель: А сейчас расскажите, что вас особенно заинтересовало? Кто, по- вашему мнению, самый главный в хантыйской семье?

    Конспект занятия по теме «Основное жилище - чум»

    (старшая группа)

    Задачи: формировать представления детей о жилых постройках коренных народов нашего края; показать последовательность установки чума, особенности его конструкции; порядок расположения семьи в чуме; воспитывать интерес к жизни и традициям жителей Сибири

    Материал: чум, покрытый оленьей шкурой, берестой или иллюстрации; дидактическая игра «Расположи семью в чуме»

    Методические приемы:

    1. Рассказ воспитателя: беседа, легенда

    2. Рассматривание чума

    3. Дидактическая игра «Расположи семью в чуме»

    Ход занятия. Воспитатель: Сегодня мы изучаем, как строили свое жилище коренные народы нашего края. Основное жилище ханты и манси – это чум. В нем они живут и зимой и летом.

    А сейчас послушайте легенду о тех далеких временах, когда появились люди на земле: «Стал Номи-Торум (бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он в тайге сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оленей. С тех пор, рассказывает легенда, люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах.

    По преданию северных народов, человек и чум появились почти одновременно. Чум можно построить в любом месте из шестов, покрытых корой березы или шкурами оленей. Установка чума была женскою обязанностью. Последовательность установки чума следующая:

    Сначала выбирают площадку,

    Размечают места для постелей, очага,

    Укладывают на землю 2-3 доски пола, по другую сторону от досок не каждой половине чума – спальные места.

    Главной элемент чума – шест из ровной тонкоствольной сосны. Шесты подбирают долго, ведь они не должны прогибаться под тяжестью снега. Шестов надо много, но главных шеста – два. Эти шесты связаны между собой в вершине и как бы держат всю постройку. С шестов и начинается установка чума.

    При установке чума шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца, либо обращена к воде. Только в самом конце натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестой, а зимний – оленьими шкурами.

    А теперь подумайте, как же народы ханты и манси готовят себе еду?

    Дети: Народы ханты и манси готовят себе еду на огне.

    Воспитатель: Верно, для этого они устанавливают в своем жилище очаг. Он является частью семьи, угли из своего очага нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилья. Но он также объединяет вокруг себя всех домочадцев.

    Он располагается точно под верхушкой чума. По обе стороны от очага находятся жерди, они священны для хантов, так как считается, что они охраняют огонь.

    А теперь давайте мысленно войдем в чум. Там живет маленькая девочка (показываю куклу в хантыйском наряде) и ее семья. А теперь посмотрим, как же располагается семья в чуме.

    В противоположном от входа месте находится священный участок, где хранятся сундучки с семейными духами. На этот участок не должна ступать женщина, чтобы не осквернить чум. Справа и слева от очага находятся спальные места для членов семьи. Справа посередине – место для хозяйки и хозяина. В дальнем правом углу – место для детей. Справа, ближе двери – места – для стариков. Левая сторона чума предназначена для остальных членов семьи и гостей.

    В центральной части располагаются более маленькие дети. Дальше от центра располагаются дети старшего возраста. Дом в представлении жителей тайги не ограничен рамками жилища, а включает весь обжитый участок леса. (Рассматривание чума).(Проведение дидактической игры «Расположи семью в чуме»)

    Итог занятия: что такое чум? С чего начинается строительство чума? Какие материалы используются? Назовите главный элемент чума? Для чего нужен очаг?

    Конспект занятия по теме «Рыболовство»

    (для мальчиков старшей группы)

    Задачи: п родолжить знакомить детей с жизнью коренных народов Севера; познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – рыболовством; воспитать интерес к народным промыслам коренного населения ХМАО.

    Словарь: кусочек рыболовной сети, картинки с изображением морды, запора, лодки – обласки.

    Методические приемы:

    1. Беседа – рассказ о способах ловли рыбы.

    2. Загадки детей.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, вы ловили когда-нибудь рыбу, чем можно ее поймать?

    Дети: Удочками, сетями.

    Воспитатель: Правильно, ребята, и сетями, и удочкой можно ловить рыбу. А сейчас я вам расскажу, чем же еще ловят рыбу ханты и манси. Послушайте. Давным-давно, когда еще люди не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой – ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантыйски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. Ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.

    Как вы думаете, почему они так поступали?

    Дети: Потому что они заботились о том, чтобы всем хватало рыбы.

    Воспитатель: Правильно, ведь ханты живут по правилу: «Бери только столько – сколько можешь съесть». А потом они придумали другое приспособление – запор.(Демонстрация предмета или иллюстрации)

    Запор – это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно в том месте, где больше рыб.

    Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку?

    Дети: На лодке.

    Воспитатель: А лодка у них называется долбленкой. Подумайте, почему?

    Дети: Наверно, потому что выдолблена из ствола кедра.

    Воспитатель: Правильно, она выдолблена из ствола кедра, очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково – обласок.

    Для успеха в рыбной ловле ханты изготавливали из дерева и бересты фигурки рыб, которые брали с собой на рыбалку. Это должно было обеспечить удачу во время рыболовства.

    Как вы думаете, кто обычно занимался рыболовством?

    Дети: Рыболовством занимаются только мужчины, но помогать им могут и женщины.

    Воспитатель: Про рыболовство ханты придумали загадки, сейчас вам зададут их наши ребята.

    Дети: «Под водой гремучий дом» (это морда)

    «У воды сто глаз, тысяча очей» (сеть)

    Воспитатель: Загадки мы разгадали, много нового и интересного разучили, а сейчас вспомните:

    Что брали с собой ханты на рыбалку?

    Для чего они ее брали?


    Насретденова Вария Рухелбаяновна

    Тема «Государственные символы России»

    Цели: Продолжать формировать представление о том, что Россия – огромная многонациональная страна.

    Воспитывать любовь к своей стране и гордость за неё.

    Задачи:

    Познакомить детей с государственным символом России – флагом, гербом, гимном России;

    Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу, стране;

    Развитие интереса к истории и культуре родной страны;

    Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения;

    Ход занятия

    Дети под музыку О. Газманова входят. Становятся в круг возле мольберта.

    Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о на нашей Родине. Наша страна – большая и красивая страна. Посмотрите на карту. Западная граница России начинается у побережья Баренцева моря, пересекает Балтийское и доходит до Чёрного моря. Южная граница России проходит от берегов Чёрного моря до побережья Японского моря. Большую часть территории России омывают моря. Морские границы России проходят в водах Тихого океана и его морей (Японского, Охотского, Беренгова). Северные границы проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевый, Восточно-Сибирского, Чукотского. Территория нашей Родины раскрашена в разные цвета. Что означает каждый цвет (синий – моря, озера, реки; зеленый – леса, степи; желтый – пустыни, коричневый – горы).

    Игра «Моя Родина»

    Воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя».

    Реки чьи глубоки, чисты

    И красивы берега?

    Отвечайте без запинки –

    (Это Родина моя)

    Горы снежные вершины,

    Прячут ввысь за облака.

    Что за чудная картина?

    (Это Родина моя)

    Где поля и степь без края,

    На цветах блестит роса.

    Песни птиц, жужжанье шмеля?

    (Это Родина моя)

    Лес, как царство Берендея,

    В нём живут медведь, лиса.

    А в тайге есть даже тигры.

    (Это Родина моя)

    Где на севере морозном

    Льдом сверкают берега.

    А на юге – море, солнце.

    (Это Родина моя)

    Где город города прекрасней,

    А всех важней из них Москва.

    Цвет флага – белый, синий, красный.

    (Это Родина моя)

    Воспитатель: Как можно сказать про нашу страну, какая она?

    Дети подбирают признаки к слову «страна». (Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, весёлая, грустная)

    Затем дети слушают песню “Моя Россия” Г. Струве и педагог проводит беседу по её содержанию.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на фотографии и найдите в них что-то общее.

    Воспитатель: Правильно, ребята, общее на этих фотографиях изображение российского флага. У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.

    А что такое флаг? Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно махать, он может развеваться на ветру. Тысячи лет назад древние охотники и воины придумали флаги, по которым их могли узнавать и друзья, и враги. А ещё по флагу можно было узнать, к чему нужно готовиться: к битве или дружеской встрече. Первые флаги изготавливались, вероятно, из звериных шкур или птичьих перьев. А флаги из ткани возникли гораздо позже.

    Выставляется флаг.

    Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед.

    Что изображено на Флаге России? Каждая полоса имеет свое значение.

    Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

    Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.

    Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, миролюбивая.

    Один издетей рассказывает стихотворение «Флаг России»:

    Белый цвет - берёзка,

    Синий - неба цвет,

    Красная полоска

    Солнечный рассвет. (В. Степанов)

    Игра «Соберись у стяга».

    Где можно увидеть флаги или флажки?

    На зданиях, например, на Доме правительства. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.

    Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину.

    Дети перемещаются в уголок Патриотического воспитания.

    Кроме флага отличительным знаком страны является герб.

    Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

    – Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?

    На красном щите изображён двуглавый орёл, поднявший распущенные крылья. Орёл увенчан коронами, а над ними ещё одна большая корона. Короны соединены лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Корона означает самостоятельность Российского государства. Скипетр и держава – символы государственной власти и единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьём дракона. Это Георгий Победоносец. Ему с древности поклонялись как воину и защитнику Отечества. Красный щит – это герб какого города? (Города Москвы)

    – Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба? (Москва – столица нашего государства)

    – Каждый элемент герба имеет свое значение:

    – двуглавый орел – символ единства России;

    – короны – союз республик, входящих в состав России;

    – жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.

    – всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.

    Но почему у орла две головы?

    Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей – русские, тувинцы, якуты и др.

    – Давайте еще раз повторим, что же означают элементы герба.

    Что вы увидели на монетах? - Герб.

    Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают).

    После рассматривания и беседы дети рассказывают стихотворение «Герб России»:

    У России величавой на гербе орёл двуглавый,

    Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

    Сильный, мудрый он и гордый.

    Он России дух свободный. В. Степанов

    Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

    Прослушивание гимна России.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о символах нашей страны: флаге, гербе, гимне. Символы страны объединяют людей, усиливают чувство любви к своей стране, гордости за неё. Очень важно гордиться своей Родиной, любить её, защищать, быть достойным гражданином страны.