Народная куколка. Русская тряпичная кукла. Кукла-оберег своими руками из ниток - пошаговая инструкция

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народная культура - это духовная культура народа, именно она была главной ценностью человека. Она наделяла знаниями, приучала к труду, радовала, украшала жизнь. Это и сама природа, и историческая память народа, и не обрывающаяся связь времён. Благодаря народной культуре происходило единение поколений между собой. Чтобы почувствовать это единение, приобщиться к обычаям и традициям своего народа, я решила не просто познакомиться, но и воплотить в жизнь на практике приобщение к русской народной культуре. Для моего возраста и исходя из личного интереса я выбрала знакомство с русской народной куклой.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Изучить материал об истории возникновения народной куклы и её разновидностях;

Изучить технологию изготовления русских народных кукол и создать наиболее понравившиеся игрушки своими руками;

Узнать у ребят, знакомы ли они с историей русской народной куклы и есть ли у них желание осуществить это знакомство (анкета 1);

Провести мастер-класс по изготовлению русской народной куклы среди учениц 6 «А» и 6 «Б» классов;

Узнать у ребят, понравилось ли им занятие (анкета 2).

Актуальность проекта:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Данная тема позволит больше узнать об истории нашей страны, о её людях, традициях и обычаях, что позволит с ещё большим уважением относиться к культурному наследию своей Родины.

Этапы реализации проекта:

Планирование проекта «Русская народная кукла».

Постановка цели и задач, распределение ролей в ходе реализации проекта.

Сбор и уточнение информации по выбранной теме.

Выполнение проекта: изготовление русских народных кукол своими руками, проведение анкетирования и мастер-класса.

Анализ достигнутых результатов.

Презентация проекта.

Практическая значимость данного проекта:

На уроках истории и обществознания;

На уроках ИЗО и технологии;

На внеурочной деятельности;

На классных часах.

В работе использованы следующие методы работы: сбор и обработка материалов, анализ, анкетирование, методы статистической обработки данных, проектные методы.

Глава 1. История возникновения русской народной куклы

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Она известна с глубокой древности, ее история прослеживается со времен египетских пирамид до наших дней. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Проведенные раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле около тысячи лет. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались (дерево, ткань, солома, береста, глина) недолговечен. В каждой губернии, каждом узде, деревне или избе были свои особенные куклы. И отношение к ним было особенное. Нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была, как живое существо. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы отличались друг от друга. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее - принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времён. Они выполнялись из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в неё лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались превосходно, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, их хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Кукла должна была принести её владельцу благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы.

Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Глава 2. Разновидности русской народной куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

2.1. Куклы-обереги

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Куклы-обереги - важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходилась ни одна семья. Наши предки их просили о помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. В наши дни наследие предков обрело новые силы, и все больше и больше людей интересуются и возрождают данное искусство.

К куклам-оберегам относятся:

Народная кукла «Пеленашка» имеет глубокий смысл. Её делала беременная женщина перед родами (или даже во время или между схватками), из длинного лоскута ношеной ткани, впитавшей в себя энергетику будущей матери. Чтобы настроиться на нужный лад, ткань скручивали и раскручивали шесть раз, и только на седьмой раз перевязывали красной нитью посередине, с узлом спереди, символизировавшим пуповину. Естественно, ни иголки, ни ножниц для изготовления этой куклы не использовали, поэтому и нить откусывали, как пуповину. Затем верхнюю треть скрутки перевязывали - получалась голова младенца. Затем куколку пеленали, приговаривая ласковые слова и пожелания будущему ребенку. Всего таких куколок делали семь, они были рядом с матерью во время родов, их клали в кроватку к младенцу для отвлечения злых духов, это были первые игрушки малыша.

Для изготовления «Пеленашки» необходимы кусочки ткани и красные нитки. Считалось, необходимо настроиться на положительные мысли и чувства и делать оберег для малыша.

Были и обереги на каждое время суток. «День и ночь» - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого. Эти куколки - оберег дома, белая - днем, синяя - ночью. Интересно, что ночь синяя, а не черная. Ведь особое значение придавали цветам на Руси: чёрный означал несчастье, пустоту, а синий - тайну.

«Подорожница» является одной из немногочисленных народных куколок оберегов, которые женщины мастерили для своих мужчин: мужей и сыновей. Оберег делали своими руками, когда кому-нибудь из них предстоял долгий путь. Кукла должна была защитить путешественника в походе или войне, в битве и помочь ему вернуться домой целым и невредимым.

Так как в те времена добирались до пункта назначения в основном пешком, то и куколка должна была быть совсем маленькой. Носили ее в кармане или за пазухой. «Подорожница» имела в обязательном порядке узелок-котомку, в которую, по разным источникам, клали: золу из родного очага, чтобы путник не забыл отчий дом; землю-матушку - для придания сил в преодолении трудностей в дороге; зерно, чтобы не знал голода; красную обережную нитку, чтобы нашел дорогу домой.

«Божье Око» - это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

В подарок на именины делали куклу «Ангелочка» . Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.

2.2. Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Кукла «Зайчика на пальчик» . Такие куклы делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Кукла «Крестец» - очень символичная и простая в изготовлении. Маленькую куколку девочки могли использовать для игр в качестве куклы-мужчины.

Но важнее были куклы в человеческий рост, которых делали на Крещенье. На святочной неделе во время гуляний парни наряжались, надевали маски. Считалось, что в таких ряженых могут заселиться злые духи, поэтому обязательным был обряд омовения в проруби на Крещение. Такой Крестец ставили в сугроб возле проруби, чтобы нечисть, которую выгнали святой водой, не вселилась в кого-нибудь другого. Для привлечения внимания злых духов Крестец украшали полосками ярких цветных тканей.

Ещё один «перевёртыш» назывался «Девка-баба» . Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.

Обережные и обрядовые куклы также служили для игр детей после того, как они уже были использованы по назначению.

2.3. Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

К обрядовым куклам относятся:

Кукла «Покосница» . Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. И чтобы малышам было чем заняться, для них делали простых куколок - «Покосниц». У куколок были яркие наряды, в честь первого покоса в году, и тщательно обмотанные крестовинами ручки, чтобы уберечь руки косарей от порезов. Соответственно, куколка сочетает в себе игровую и обережную функции.

Птичка . С птицей из ткани связан обряд встречи весны и прилетающих птиц. Птицами из ткани можно просто украсить дом и ветви деревьев.

Кукла «Веснянка» - кукла, концепция которой исходит из самого названия. Ее призвание нести радость и весенний задор. Куклу начинали делать 14 марта, за седьмицу до весеннего равноденствия. Веснянка считается обережной куклой молодости и красоты. Ее ручки раскинуты в стороны, она будто тянется ими навстречу яркому солнышку во время весны. Эта кукла одна из немногих выполняла сразу несколько целей и была одновременно обережной, игровой и обрядовой.

По обычаю, веснянку дарили друг другу свободные, незамужние девушки в начале весны. Она приносила своей владелице красоту, здоровье и удачу. Куклу можно было сделать из практически любых подручных материалов, вполне годилась любая ткань, солома и даже глина. Коса у Веснянки должна быть длинной и яркой и торчать к верху будто антенна. Важно то, что хозяйка должна быть именно женщиной. Куколку рекомендуется делать без применения ножниц, ниточки рвать только руками.

Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе. Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу, не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка» . Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку «Десятиручка» дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у неё ладилось.

Даже по этому небольшому количеству заметно видовое разнообразие народной куклы. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность народной куклы.

Глава 3. Практическая часть реализации проекта

На первом этапе реализации моего проекта я познакомилась с историей русской народной куклы, с материалами, из которых её изготавливали. Особый интерес вызвало многообразие видов кукол, их особенности, назначение и место куклы в жизни человека с рождения и на всех этапах его взросления.

Мне захотелось окунуться в атмосферу жизни тех времён, поэтому было принято решение создать своими руками тех кукол, значение которых показалось самым интересным и перекликалось бы с нашей жизнью сегодня.

Для реализации следующего этапа проекта я подготовила все необходимые материалы для изготовления кукол: лоскуты ткани, разноцветные нитки, ветки деревьев, зерно.

Для того, чтобы защитить родной дом и домочадцев от бед и недугов, я изготовила куклу «День и ночь» (Приложение 1). Взяв два лоскута ткани, белый и темный, смастерила из них двух ангелочков. Две нити белого и синего цветов я сплела в плотный жгут и соединила кукол между собой, как требует технология их создания. Теперь этот оберег охраняет мой дом, белый ангел находится на первом плане днём, а синий - ночью.

Мой папа каждый день отправляется на работу и проводит много времени вдали от дома. Чтобы ему сопутствовала удача и он возвращался домой целыми и невредимыми, я привлекла маму к работе над куклой «Подорожница» (Приложение 2). В узелок-котомку мы положили разные крупы, чтобы папа не испытывал чувства голода. Кукла достаточно маленькая, поэтому её удобно носить с собой.

У меня есть младшие братья и сёстры. Чтобы им было не скучно, когда родители заняты, я решила сделать для них куклы «Зайчик на пальчик» (Приложение 3) из ярких лоскутов ткани. Несмотря на то, что в доме много игрушек, младшим очень нравятся зайчики. Тем более, что это не просто игрушка, а ещё и оберег. Приятно было вложить частичку своей души в предмет, который охраняет твоих родных.

К крещению я изготовила куклу «Крестец» (Приложение 4). С одной стороны, она не допустит нечистую силу к близким, а с другой - она проста в изготовлении, очень яркая, и используется в игре как кукла-мужчина, что важно, так как большинство изготовленных мною кукол отражают женскую сущность.

Накануне наступления весны я подготовила кукол «Птичек» (Приложение 5), украсила ими комнаты, чтобы тепло, цветение и яркие краски как можно быстрее пришли с этим любимым мною временем года. Также я потренировалась мастерить куклу «Веснянку» (Приложение 6), ведь мастер-класс для ребят по её изготовлению был запланирован на 14 марта.

Мой интерес также вызвала кукла «Пеленашка» (Приложение 7). Мама охотно согласилась помочь изготовить её из своей старой одежды, чтобы её тепло всегда оберегало от злых духов.

Первое анкетирование (Приложение 8) было проведено до мастер-класса. В нём приняли участие 17 девочек из 6 «А» и 6 «Б» классов. По ответу на первый вопрос «Знакомы ли вы с историей русской народной куклы?» мне стало ясно, что большинство девочек не знают её историю: 12 человек ответили - нет, и только пятеро дали утвердительный ответ. Результаты меня разочаровали, так как девочки мало знакомы с историей своей культуры, тем более, что она так ярко и интересно представлена народной куклой. На второй вопрос «Видели ли вы русскую народную куклу и где это было?» 11 человек ответили положительно и только 4 девочки вспомнили где это было, шестеро же никогда не видели народную куклу. Исходя из результата можно сделать вывод, что часто мы даже не обращаем внимания на предметы, которые имели огромное значение для наших предков. Третий вопрос анкетирования «Хотели бы вы узнать об истории русской народной куклы и научиться её изготавливать?» 12 человек ответили «да», а пятерым было не интересно, хотя одна девочка ничего об этом не знает, кукол не видела и желания к участию в мастер-классе не проявила.

14 марта, как и планировала, я провела занятие, посвященное истории русской народной куклы и мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянки». Занятие сопровождалось радостными эмоциями и задором, тем более, что изготовленная кукла символизирует молодость и красоту. После окончания занятия по русскому обычаю девочки обменялись своими куклами на удачу, здоровье и красоту. Сценарий мастер-класса представлен в приложении.

После проведенного мастер-класса (Приложение 9), я вновь провела анкетирование (Приложение 10), чтобы узнать интересна ли была история русской культуры и полезны навыки рукоделия нашим сверстницам. На первый вопрос «Понравилось ли вам наше занятие?» 13 девочек ответили утвердительно, и только четверо были недовольны. Этот результат был мне приятен не только потому, что я готовилась и старалась, а ещё и потому, что желание участвовать в этом мероприятии было у меньшего количества девочек. На второй вопрос «Посчитали ли вы полезным для себя мастер-класс?» 14 человек ответили «да», трое - «нет». Этот результат был вдвойне приятен, так как он вселил в меня надежду на то, что девочек заинтересует русская народная культура и история своего Отечества. Третий вопрос звучал следующим образом «Хотели бы ещё поучаствовать в подобных занятиях?». 14 человек изъявили желание участвовать, и только трое отказались.

Народная культура - это часть истории нашей Родины, которая способна ожить в изготовлении кукол своими руками. Эту ценность нашего культурного наследия и необходимость для собственного развития я и пыталась передать в ходе занятия своим сверстницам.

Заключение

Цель, которую я ставила при планировании проекта была достигнута: я сама научилась изготавливать русскую народную куклу и поделилась своими умениями со сверстницами.

Все поставленные задачи были выполнены в ходе реализации проекта.

Выводы:

1. Материал, необходимый для дальнейшей работы был найден, проанализирован и приведен к такому виду, который был использован для теоретической части проекта и для подготовки мастер-класса.

2. Я изучила технологию изготовления русской народной куклы. Дома я изготовила следующие куклы: «Пеленашка», «День и ночь», «Подорожница», «Зайчик на пальчик», «Крестец», «Покосница», «Птичка» и кукла «Веснянка». Во время мастер-класса все созданные своими руками куклы были представлены девочкам и сопровождались рассказом о них.

3. Проведены два анкетирования со сверстниками:

Анкета 1. Уровень знакомства наших сверстников с историей русской народной куклы.

Анкета 2. Впечатления моих сверстников от мастер-класса по изготовлению куклы «Веснянка».

По итогам анкетирования 1 видно, что с историей народной куклы знакомы 12 детей. Видели народные куклы 11 детей и всего 4 человека смогли вспомнить, где они их видели. На вопрос «Хотели бы они узнать об истории народной куклы» ответили положительно 12 детей, в том числе 1 ребенок из тех, кто незнаком с историей народной куклы только написал, что не хочет ознакомиться.

По результатам анкетирования 2 можно сделать выводы, что мастер-класс понравился 13 детям из 17 присутствовавших. Полезным для себя посчитали 14 детей, а поучаствовать еще в подобных занятиях захотели 14 детей.

4. Проведён мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка» среди учениц 6 «А» и 6 «Б» класса (Приложение 11).

В результате проделанной работы на мастер-классе я узнала историю кукол и их разнообразие, научилась самостоятельно изготавливать куклу «Веснянку». Я рассказала и показала сверстникам, как самим легко и просто изготовить куклу.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Результатом проекта стали народны куклы, сделанные своими руками.

Список использованной литературы

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология /Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы/ З.И. Зимина. - М.,2007

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.

4. Лыкова И.А. Весёлый Городец. Филимоновская игрушка. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2007

5. Методическое пособие «Игрушки из ситца». Руководство по рукоделию. М.:2009

6. Неклюдов С. Ю. Живая кукла. Москва, 2005

7. Обрядовая поэзия/Сост., предисл., примеч., подгот. текстов Жекулиной В.И., Розова А.Н.,-М.: Современник, 1989.

8. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Р.М. Головачева. Калуга, 2003.

Статьи из периодических изданий

1.Агаева И., Агапова О., Агаева Г. День и ночь// Народное творчество, номер 2, 2003

Электронные ресурсы

1. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008. - дата обращения: 30 ноября 2017 г.

2. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008. - дата обращения: 15 ноября 2017 г.

3. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - дата обращения: 20 ноября 2017 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Кукла «День и ночь»

Приложение 2. Кукла «Подорожница»

Приложение 3. Кукла «Зайчик на пальчик»

Приложение 4. Кукла «Крестец»

Приложение 5. Кукла «Птичка»

Приложение 6. Кукла «Веснянка»

Приложение 7. Кукла «Пеленашка»

Приложение 8

Анкета 1 «Уровень знакомства наших сверстников с историей русской народной куклы»

1. Знакомы ли вы с историей русской народной куклы?

2. Видели ли вы русскую народную куклу и где это было?

3. Хотели бы вы узнать об истории русской народной куклы и научиться её изготавливать?

Результаты анкетирования

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Приложение 9. Мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»

Приложение 10

Анкета 2 «Впечатления моих сверстников от мастер-класса по изготовлению куклы «Веснянка»»

1. Понравилось ли вам наше занятие?

2. Посчитали ли вы полезным для себя мастер-класс?

3. Хотели бы ещё поучаствовать в подобных занятиях?

Результаты анкетирования

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Приложение 11

Мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»

Цель: познакомить сверстников с историей русской народной куклы и научить её изготавливать.

Задачи:

Ознакомить сверстников с историей возникновения русской народной куклы;

Показать куклы, сделанные дома и коротко рассказать о них;

Рассказать о технологии изготовления народной куклы «Веснянка»;

Провести мастер-класс по изготовлению куклы «Веснянка»,

История русской народной куклы

Русская народная кукла занимает особое место в традиционной культуре. Жизнь народа немыслима без фольклора, традиционных праздников, обрядов, национальных костюмов, предметов прикладного искусства, в том числе кукол. Традиционные русские куклы участвовали во многих народных обрядах, как праздничных, так и бытовых. Кроме этого традиционные русские куклы изготавливались и для детей. Считалось, что, если дети много и усердно играют с куклами - в семье будет лад и достаток. На изготовление русских народных кукол шли в основном подручные материалы: ткань, нитки, пряжа, дерево, солома, трава и т.п. По предназначению существовали: обрядовые, обереговые и игровые русские народные куклы. Игровые куклы делались или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию.

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, пословиц, поговорок, песен. Чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из неживого в живое. Примерами могут служит народные сказки, в которых присутствуют куклы: «Василиса Прекрасная», «Князь Данила-Говорила», «Морской царь и Василиса Премудрая» и другие. О том, что куклы играют огромную роль в жизни человека, говорят пословицы и поговорки. Например, «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал», «С куклами возиться - бытию учиться», «Первый ребенок - последняя кукла». Также много русских народных песен о куклах и связанных с ними обрядовых песен-закличек: «У Маланьи, у старушки…», «Ой ты, Любушка, Любава», «Вдоль по улице молодчик идет…», «Идут сваты богатые», другие календарные и семейно-бытовые песни.

Куклы, сделанные своими руками в домашних условиях

Технология изготовления куклы «Веснянка»

Необходимые материалы:

Лоскут для тела (ткань белого цвета)

Лоскут яркой хлопчатобумажной цветной ткани для сарафана

Лоскут ткани для нижней юбки

Лоскут ткани для рук

Цветные нитки для косы

Яркие ленты для косы длиной

Кружево для фартука

Пояс - тесьма

Очелье - кружево

Красная нитка шерстяная такая, чтобы можно было порвать руками

Процесс изготовления

Скрутку для формирования туловища делаем таким образом, лоскут загибаем по длинным сторонам и далее к центру.

Формируем голову - скрутку сворачиваем пополам, чуть ниже центра кладем кусочек ваты и сворачиваем, выпуклость (лицо) должна быть сверху у сгиба.

Закрепляем красной ниткой. Делаем обрядовый жест - нитку прижимаем крепко большим пальцем и только потом начинаем оборачивать. Оборачиваем трижды и завязываем на три узелка.

Приступаем к волосам. Для этого наматываем пряжу яркого цвета на картонку длиной около 40 см и разрезаем с одного края.

Заготовку из ниток для косы продеваем под сгибом головы. Теперь пропускаем пряжу в петельку головы, и расправляем так, чтобы концы были одинаковые.

Часть волос отделяем и распределяем к затылку. Закрепляем на шее красной ниткой и поднимаем свободные концы к верху, к макушке.

Заплетаем косу.

Делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). В середине закрепляем красной ниткой. Таким же образом по краям формируем ладошки.

Теперь определяем талию у куклы. Закрепляем ручки обережным крестом. Трижды оборачиваем ниткой вокруг талии, затем через правое плечо, потом через левое и закрепляем нитку не три узелка на талии как показано на фото.

Теперь куколку наряжаем в красивый весенний наряд: надеваем нижнюю юбку. Ткань стыкуем сзади, делаем сборки и закрепляем красной ниткой, юбку отворачиваем вниз.

Одеваем красивый весенний сарафан. Ткань стыкуем спереди, собираем красивые складки и закрепляем ниткой. Ровняем концы юбки.

Теперь наденем нарядный фартук из кружева (фартук оно из крашений костюма славянской женщины), повяжем красивым поясом из тесьмы.

На голову повяжем кружевное очелье. «Веснянка» готова.

Заключение

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, позже - посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, отличным подарком. Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую мы вложили частичку своей души.

Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.

Назначение : игровая кукла для ребенка ; оберег; подарок своими руками.

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка» .

Задачи :

- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка» . Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

-развивающая : развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

-воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка» .

Основные понятия : кукла , народная кукла , тряпичная кукла , современная кукла , обереговые, обрядовые, игровые куклы .

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Синтепон (вата) для объема;

тесьма для пояса.

О народной кукле сейчас Вам расскажу ,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя , так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы .

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.

В середину кладем синтепон

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.





Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.


Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.



Основа нашей куклы готова . А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.

Стягиваем ниткой и завязываем.



Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером .



Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.

Консультация для родителей. Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад№7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен прежде всего родителям, так же будет интересен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
О постепенном исчезновении народных игрушек из быта семьи свидетельствуют результаты различных мониторингов. В тоже время родители отмечают большой интерес детей к народным играм, труду взрослых и фольклору. Исчезновение из семейного обихода народных игрушек – показатель недостатка внимания родителей к ним как традиционному элементу воспитания.


С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом – символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.


У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т.д. Такие куклы изготовляли из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т.д. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.
Особенно была распространена игра с простыми с точки зрения изготовления, а значит доступными куклами – закрутками. Дети могли сами сделать из разных лоскутков ткани целые семьи. Это побуждало детей к труду, творчеству, что является одним достоинством самодельной игрушки. С 5 – 6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла.


Тряпичная кукла – это куклы, при изготовлении которых используют старинные технологии. По назначению делятся на три группы: куклы – обереги, куклы игровые и обрядовые.
Куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Куклу – оберег вешали над кроватью. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка. Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы закрутки.
Обрядовые куклы. Эти куклы почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение.


Куклы в разных странах делаются по разному. Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.Каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.


В соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка к дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно – игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, помогут сохранить у детей здоровье и ценности человеческих отношений, воспитание чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к народной культуре.

Куклы присутствуют в каждом доме. Сегодня аккуратных пупсов и миловидных барышень можно найти сотнями на прилавках. Их покупают своим дочерям и сыновьям. Конечно, для мальчиков существуют свои виды кукол. Эти игрушки потерпели эволюционное развитие во время истории. Совсем недавно делались народные куклы, которые несли определенный смысл.

Кукла пришла к нам с далеких времен. Еще во времена матери старались сделать своему ребенку игрушку. Конечно, прогресс не стоит на месте, и куклы претерпели видоизменения. Они создаются руками человека и поэтому заряжаются особой энергией. Раньше к этому процессу относились трепетно. Свой особый характер имеет русская народная кукла. Своими руками ее может сделать абсолютно каждый. Но перед этим необходимо ознакомиться с нюансами истории.

История возникновения

Кукла появилась самой первой среди очередных игрушек. Она известна еще с очень давних времен. Народные куклы имеют свои традиции и обозначения. Практически все женщины делали куколок для своих детей. В то время не было магазинов, где продавались эти важные для детей игрушки. Историки уверяют, что кукле более тысячи лет. Конечно, до нас дошло очень мало традиционных изделий того времени. Это связано с тем, что изготавливались куколки из дерева, соломы и ткани. Материал природного происхождения разлагается и разрушается за считаные годы. Особенно если лежит под толщей земли.

Каждой деревне соответствовала своя техника создания куклы. Любая хозяйка хотела ввести в свое изделие особенную изюминку. Для этого на одежде делалась характерная вышивка, или использовалась неповторимая техника узлов. В то время кукол нельзя было выкидывать и относиться к ним небрежно. Русская народная кукла охраняла семью и имела собственную душу. Ее уважали и аккуратно с ней играли. Для младенца изготавливалась особенная куколка. Она клалась в колыбель к малышу. Считалось, что такое изделие хранило сладкий младенческий сон.

Куколки делались на праздники и все торжественные мероприятия. Но изготавливали их без лиц. Люди считали, что в такую куколку не может вселиться злой дух. Ею украшали свадебные пироги и стены домов. Изготавливали кукол вкладывая особый смысл в каждую из них. Внимание уделялось размерам, формам и деталям. Например, новоиспеченной жене дарилась кукла с десятью руками. Такое количество рук свидетельствовало о том, что невестка должна успевать все. А дел у крестьянки было очень много.

Народные куклы несли свое значение. С некоторыми можно было играть. Каких-то вешали над супружеским ложем. А были и такие, которые все время носились в кармане.

Куклы игровые

Таких кукол делали для забавы малышей. До определенного возраста русская народная кукла предназначалась для девочек и мальчиков. Игрушки у детей были одинаковые до тех пор, пока они бегали по избе в рубахах. Но как только девчата облачались в юбки, а мальчишки надевали порты, то интересы разделялись.

Самой популярной был зайчик на пальчик. Его делали из небольшого кусочка ткани. Такой кролик привязывался на палец и являлся другом малыша. Ребятишки разговаривали с ними и бережно хранили. Выкройка народной куклы представляла собой квадрат или прямоугольник. Сначала формировалась голова, а потом при помощи нити обозначались ушки и ручки.

Куклы обрядовые

В каждом крае России проводились особые гулянья и обряды. Такие празднования сопровождались песнями, частушками и танцами. Еще для этого дня делались куклы. Они несли особую смысловую нагрузку. Самой известной считается кукла на Масленицу.

Масленица делалась из соломы и деревянного основания. Ее наряжали в текстильные одежды, повязывали платок. Обязательно на лице рисовался румянец и глазки. Делались такие куклы в Изготавливали их в конце зимних месяцев. Проводилось недельное гулянье. Люди пекли блины, итогом празднования становилось сжигание Считалось, что необходимо оставить весь негатив у этого костра. Ведь после ожидалось Прощеное Воскресение, а за ним наступал Великий пост.

Куклы-обереги

Народная кукла своими руками изготавливалась в каждой избе. В нее вкладывали душу и особый смысл. Делались специальные куколки-обереги, они несли добро и свет. Для каждого случая изготавливали свою игрушку, которая вешалась в доме.

Куватка - это куколка, которую делали в дар беременной женщине. Ее вешали перед дверью. Считалось, что она защищает от дурного глаза и оберегает мать и дитя. После рождения игрушку вручали младенцу до исполнения трех лет. Были такие куклы в народных костюмах.

Зернушка - символ благосостояния. Делалась она после сбора зерна. Хозяйки шили мешочек, делая на нем вышивку. Во время этого пелась песня и читалась молитва. В кулек складывалось зерно, после чего его зашивали. К основанию пришивалась голова, и повязывался платок. Лица у такой куклы не было. Если семья голодала, то разрешалось взять зерна из этого мешочка.

Счастье - дарили по праздникам женщинам. Особая отличительная черта заключалась в косе. Считалось, чем у девушки длиннее коса, тем она хозяйственнее. Делалась народная Коса плелась длинной и служила опорой всей конструкции.

Куклы на свадьбу

Молодым дарилась кукла Одноручница. Мужчина и женщина в такой игрушке имели общую руку. Делались они из светлых оттенков ткани. Обычно ее изготавливали родители жениха или невесты. На свадебный пирог ставилась Кукла «Мировое дерево». Гости старались преподнести кукол со смыслом. Чтобы были детки, дарились куклы с младенцами у пояса. Их делали с любовью и при этом читали молитвы.

На палку цеплялись две народные куклы. Одна была мужского пола, а вторая - женского. Делались они из цветных кусочков ткани и облачались в народные костюмы. Особой любовью пользовались куколки «Конь-огонь». Они являлись символом богатства и благополучия в будущей семье.

Особенности изготовления

Делают куклы в русских народных костюмах без применения иголки. Ткань просто сворачивается и завязывается нитями. Кусочки разрывают руками без применения острых ножниц. Считалось, что изготавливать куколку необходимо по всем установленным правилам:

  • Нельзя применять иголку и ножницы.
  • Лицо не рисуется, так как изделие с ликом уязвимо перед злыми духами.
  • Наряд делался не для красоты, а со смыслом.
  • Нельзя было обтягивать тело женской куклы. Сарафаны должны скрывать формы и прелести.
  • Для каждого праздника делалась своя куколка.

Народные куклы как бизнес

Многие умельцы делают на народных куколках неплохие деньги. Женщины изготавливают игрушки по всем правилам древней России. Продаются такие куколки на ярмарках народного творчества. Если вы желаете украсить свой дом таким изделием, то сделайте его самостоятельно. Возможно, вам понравится процесс изготовления, и вы решите заняться этим ремеслом серьезно.

Вам потребуется лишь несколько лоскутов ткани и веревочки. Помните, что иголку использовать нельзя. Ткани выбирайте натуральные, никакой синтетики. В качестве набивки можно использовать душистые травы. Обычно набивались куколки землей, опилками, травами или остатками от ткани. Лицо рисовать тоже нельзя. Только так она будет настоящим оберегом для вашей семьи. Отведите такой куколке почетное место возле двери или кровати.

Заключение

Как видите, народные куколки - это не пережиток прошлого. Есть и сейчас много умельцев, которые принимают только такие изделия. Простые и красивые игрушки гармонично вписываются в любой дизайнерский интерьер. Изготавливать такие изделия можно вместе с детьми. Вы не будете переживать, что малыш поранится или сможет уколоться иглой.

Их можно использовать в качестве подарка или просто украшать свой дом. Куколки будут оберегать вашу семью и привлекут в дом благополучие и богатство. Куклы всегда будут частью нашей жизни. Без них невозможно представить детство. Да и взрослые дамы любят поиграться в куколки. Особенно интересно их изготавливать собственными руками.

Ещё в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

Традиционная тряпичная кукла

Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Материалы для создания кукол

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

Мощная символика русской куклы

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 - символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского - такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

Почему она долго оставалась безликой?

Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” - пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.