Патриотизм как одна из основных ценностей человека. «Формирование чувства патриотизма как духовно-нравственной ценности личности младшего школьника". Противодействие террору в цифровом мире. в чем особенности

Тело как феномен. Разговор с терапевтом Юрий Иосифович Черняков

Кто придумал поговорку: «Не родись красивой, а родись счастливой»?

Размышления об идеалах и их последствиях.

«Красота - страшная сила!» - произносит, смотрясь в зеркало, одна из героинь великой актрисы Фаины Раневской. И слабый пол, с молоком матери впитавший эту истину, пускается во все тяжкие в борьбе за восхищение, за преклонение и за превосходство в конечном счете над полом сильным. Да и над своей сестрой, женщиной, ввиду извечной конкуренции среди соискательниц любви таких желанных и, увы, непостоянных мужчин. А они, эти желанные и сильные, во все времена ощущают на себе сокрушительную правоту этих слов.

В незапамятные времена на первом конкурсе красоты на звание «Мисс Эллада» не мудрая воительница Афина Паллада и не всесильная властительница Гера завоевали вожделенный приз, нет! Тогдашний арбитр международной категории красавец Парис преподнес роковое яблочко скромной прелестнице Елене, погубив своим необдуманным решением Трою. С тех пор любая женщина на Земле в душе мечтает быть Еленой Прекрасной. А любой мужчина мечтает… Правильно! В погоне за идеалом красоты, он тем самым подталкивает женщину на бесконечные жертвы в поисках этого идеала. Ведь не ради же самолюбования женщина жаждет красоты?!

«Ты же сам хотел этого, милый!» - говорила в древности какая-нибудь китайская красавица, томно покачивая выставленной из-под шелкового покрывала миниатюрной ножкой двадцать восьмого размера. Ради кого же, как не ради него, единственного, с раннего детства терпела она мучительные бинтования стоп, чтобы они с возрастом так и остались умилительно крохотными. И конечно, вправе была ожидать от любимого ответного внимания. Кто знает, может быть, именно тогда были изобретены паланкины - носилки для молодых красавиц. Ведь самостоятельно ходить сколько-нибудь долго на таких ногах не смогла бы даже самая изящная, не более 40–45 килограммов веса, женщина. «Разве ты не об этом мечтал, милый?» - лукаво произносила молодая кокетка из племени палаун (карены), что в Бирме. Невзирая на домашние заботы, она вынуждена без движения лежать на кровати, пока любящий супруг не приведет в порядок ее шейные кольца, ибо лебединая, удивительной длины шея его избранницы не способна без них поддерживать голову.

«Опять урод!» - рыдала над очередным своим младенцем Жанна-Антуанетта Пуассон. Но, едва оправившись после родов, снова изо всех сил затягивалась в корсет, потому что его величество король Франции Людовик XV предпочитал тонкие талии. Именно ему модницы западного мира обязаны последние два столетия постоянными болями в неестественно выгнутой спине или уродливыми выростами на косточках стопы, а то и многочисленными переломами при неожиданных падениях на улице. Не ведая порой даже имени маркизы де Помпадур, они продолжают носить туфли на высоком каблуке, изобретенные этой низкорослой прелестницей XVIII века. А в Италии?.. Стране Первого Рима и раннего Возрождения, родине Леонардо да Винчи, Боттичелли и Микеланджело - величайших ценителей женской красоты… «Белла, белла донна», - распевали венецианский гондольер и неаполитанский чичероне, восхваляя своих чернооких возлюбленных. Им и в голову не приходило, что дикие истерики, которыми те услаждали их совместное счастье, и устрашающие видения, снискавшие нежным созданиям всемирную славу «итальянских ведьм», были напрямую связаны с невзрачной травкой, настойку из которой красавицы закапывали себе в глаза. Расширяя зрачки, что придавало их взору желаемый томно-страстный характер, атропин, содержащийся в белладонне, мог вызвать при неумеренном употреблении психотическое возбуждение вплоть до галлюцинаций. Но кто же ждет умеренности от женщины, когда речь идет о ее красоте?!

Увы, и в наш просвещенный век, в третьем тысячелетии, красота требует жертв. Такие разные от природы - полненькие и худышки, белобрысенькие, иссиня-черные и огненно-рыжие, пышногрудые и длинноногие, но каждая по-своему обаятельная, все-все мечтают приблизиться к Елене Прекрасной своего времени, эталону красоты. Эталоном же правит мода. Давно известно, что порождает моду желание выделяться. Нынче создание эталона поставлено на широкую, можно сказать, промышленную основу. И тебе Дома моделей с их прославленными творцами моды - кутюрье, куаферами и визажистами, с выводком ослепительных манекенщиц, и мировой кинематограф со своим институтом звезд и секс-символов. Теперь нет нужды, как встарь, быть приближенной ко двору, чтобы подробно изучить все ухищрения удачливой фаворитки и воспользоваться ими ради собственного блага. Телевизор, модные журналы да зеркало - вот и все необходимые аксессуары для ознакомления и приобщения к современной моде на красоту. И уже не дедовские, ручной ковки, корсажи и кринолины, не бабкины колдовские отвары, а современная химия собирает свой удручающий налог на красоту с алчущих претенденток на всеобщее обожание. Едва на престол общепризнанной красавицы взошла истонченная, длинноногая, смахивающая на подростка фотомодель, как медики были вынуждены заниматься голодными обмороками, авитаминозами, малокровием, поразившими, словно эпидемия, юных представительниц прекрасного пола. Больше того, бесшабашные искательницы счастья начали вовсю использовать для необременительного и скорого похудения современные мочегонные лекарства, изобретенные совсем для других целей, доводя себя порой, как и раньше, до такой потери организмом необходимых ему минеральных солей, что приходится срочно лечить их от психозов и сердечных и почечных осложнений. Мало того что выщипывая и перекрашивая данные ей природой брови иная красавица настолько лишает себя всего богатства мимики, что даже при большом желании не может стереть с лица призывного «немедленно-постельного» выражения, она зачастую получает в придачу к эталонному облику еще и аллергию, контактные дерматиты, а то и еще чего похуже…

А фигура, та самая, умопомрачительная, гибкая и стройная фигура с длинными ногами, узкими бедрами и едва заметной грудью, обладательницы которой неоспоримо лидируют последнее десятилетие, обходя на финишной прямой своих более женственных соперниц… Затруднения с беременностью, осложнения при родах счастливой обладательницы узкого таза и неизбежность искусственного вскармливания младенца настолько часто выдаются природой в виде бесплатного приложения к этому эталону красоты, что даже его отцы-законодатели стали задумываться в последнее время. Не потому ли народ, который, как известно, сер, но мудр, испокон веков предостерегает женщин в их безудержном стремлении к красоте: «С лица не воду пить», «Не родись красивой, а родись счастливой». Да, красота - страшная сила, всесокрушающее оружие наподобие меча разящего. Но как там в Ветхом Завете у Иисуса Навина сказано? «Поднявший меч…»

Из книги Русская баня автора Иван Дубровин

Вступление Кто придумал баню? Все мы уважаем и по мере сил поддерживаем замечательный русский обычай – париться в бане. Причем банными процедурами мы стараемся не только поддержать чистоту своего тела, но и укрепить его физическое здоровье. Кто-то стремится в бане

Из книги Чистотел от ста болезней автора Нина Анатольевна Башкирцева

Как стать красивой Наталия всегда была недовольна своей кожей, с детства ее одолевали угри и прыщи. Никакие мази не помогали. Когда она стала взрослой женщиной, та же проблема повторилась у ее дочери. Что это, наследственность? Но как же избавиться от угрей? Не раз задавала

Из книги Как быстро вылечить грипп, простуду, насморк автора Илья Мельников

Искусство жить долгой здоровой и счастливой жизнью Помните известную книгу американского бизнесмена Дейла Карнеги? Там часто идет разговор о том, что причинами наших неудач, болезней и несчастий является наша настроенность на неудачу.Другой прекрасный исследователь

Из книги Сдайтесь… и станьте стройной! Диета «Доктор Борменталь» автора Александр Валерьевич Кондрашов

ЕСЛИ Я ТЕБЯ ПРИДУМАЛ, СТАНЬ ТАКИМ, КАК Я ХОЧУ! Одна из особенностей Сильного (а соответственно и Полного) Человека - стремление управлять поведением другого человека. Люди с избыточным весом боятся позволить близким быть теми, кто они есть но своей природе, боятся

Из книги Вернем утраченное здоровье. Натуропатия. Рецепты, методики и советы народной медицины автора Ирина Ивановна Чудаева

Есть ли ключ к счастливой жизни? Нам всем хочется прожить счастливую и радостную жизнь. Но сделать это не так просто. Хотя в детстве свою взрослую жизнь мы видим сказочно счастливой.А жизнь вносит свои коррективы, и счастье уходит все дальше от многих из нас.А вообще вы

Из книги Стройность, молодость, красота. Полная кремлевская энциклопедия для женщин автора Константин Медведев

Секреты красивой фигуры Даю 70 против 30, что вы уже перепробовали кучу способов, чтобы уменьшить свои объемы. Так? Могу даже перечислить, что вы делали и как над собой «работали» (на самом деле – издевались, потому как иначе доморощенные вариации на тему «хочу похудеть», к

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 36 автора Наталья Ивановна Степанова

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Наталья Ивановна Степанова

Заговор на обретение счастливой доли Читают на Ивана Купалу (7 июля) при восходе солнца: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Выйду я в чистое поле, на восход солнца, Там стоит Иоанн милостивый. Поклонюсь я ему и покорюсь, Господу Богу помолюсь, Помоги ты, святой Иоанн,

Из книги Диета с витамином D: план быстрого сжигания «упрямого» жира» автора Алиса Боумен

Почему вы останетесь счастливой Если мы с вами похожи, то долгие, холодные, темные зимние дни высасывают из вас волю подобно тому, как поглощенный собой болтун высасывает энергию из своей аудитории. Возможно, отчасти это объясняется зимней хандрой.Недостаток солнечного

Из книги Как остановить старение и стать моложе. Результат за 17 дней автора Майк Морено

Вступление Мой подход и видение здоровой счастливой жизни до ста лет Каждый год, каждый месяц, каждый день, каждый час, каждую минуту, каждую секунду в течение вашей жизни происходит неумолимый процесс старения. Вы становитесь старше, и в вашем теле происходят незаметные

Из книги Тело как феномен. Разговор с терапевтом автора Юрий Иосифович Черняков

Кто придумал поговорку: «Черти на лице горох молотили»? Кожа подростка очень склонна к раздражению и легко подвержена вторичной инфекции. Из писем читателей Моей дочери 15 лет, и она часто тайком выдавливает прыщики на лице. Я ругаюсь и говорю: «Будешь, как отец!» У него

Из книги Восстановление зрения автора Сергей Николаевич Гаврюк

Кто придумал очки? История появления первых очков берет начало в 13 веке, когда английский ученый, философ и преподаватель Оксфордского университета, Роджер Бекон (1214–1292), начал работу по изучению преломления изображения в линзах. Рис. 3. Фрагмент картины «Мадонна

Из книги Лечение детей нетрадиционными методами. Практическая энциклопедия. автора Станислав Михайлович Мартынов

Раздел VII Зарядка, лучше которой пока не придумал никто в мире * * * Признайтесь, положа руку на сердце, многие ли из вас, дорогие читатели, могут похвастаться тем, что вы и ваши дети занимаются утренней гимнастикой? Скорее всего, немногие. Однако, думаю, даже самые

Из книги Беременный папа, или Моя жена ждет ребенка автора Рон Шульц

Как сделать ее счастливой Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, мы выбрали наугад двенадцать женщин в первом триместре беременности и попросили каждую из них назвать одно действие, которое являлось для нее свидетельством заботы со стороны мужа и доставляло

Из книги автора

Как сделать ее счастливой Теперь мы выбрали наугад двенадцать женщин уже во втором триместре беременности и попросили каждую из них выделить какое-нибудь одно действие, являющееся свидетельством заботы со стороны мужа и доставляющее ей наибольшее удовольствие. Вот их

Из книги автора

Как сделать ее счастливой И вновь мы выбрали наугад двенадцать беременных женщин в третьем триместре беременности и попросили каждую из них назвать одно действие, которое стало для нее высшим свидетельством любви и заботы мужа и доставило наибольшее удовольствие. Вот

НЕ РОДИСЬ КРАСИВОЙ, А РОДИСЬ СЧАСТЛИВОЙ!

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Mitsubishi Outlander припарковался возле обочины. Из салона автомобиля вышла эффектная брюнетка, на ходу клацнув брелком сигнализации, и направилась в кафе.

Ее внешность привлекала к себе внимание прохожих, ее красота не оставляла равнодушными никого: в ней все было идеально. Лицо фотомодели удерживало взгляд, шикарная фигурка вызывала зависть у женской половины и восхищение, вожделение у мужчин.

За столиком в летнем кафе с видом на фонтан ее ожидала подруга детства. Одного взгляда хватило, чтобы заметить легкую дрожь в ее руке, когда она делала глоток кофе.

Привет! Что опять? Покажи, - возмущено воскликнула присевшая за столик брюнетка.

Ее подруга приподняла солнечные очки с темными стеклами, опуская свой взгляд от стыда. Под глазом красовался синяк лилового цвета, верхнее веко припухло от удара. Побои, так сказать, на лицо.

Мариша, милая, разведись с ним. Посмотри, во что он тебя превратил. Он не мужик, он зверь, так и убить может. Он не изменится, а сколько раз он поднимал на тебя руку? Оторвать бы ему эти руки, а лучше в полицию обратись, - в очередной раз принялась убеждать она подругу.

Алина тебе легко говорить! Это же ты у нас успешная, красивая, женихов перебираешь, - с ноткой обвинения произнесла она. - А у меня маленький ребенок на руках, мама больная и я без работы. Если я разведусь, на что мы жить будет? - с горечью проговорила она.

Алина поняла, что до подруги не достучаться, и оставила эту тему в покое. Марина всегда была тихой и спокойной, она по натуре не боец, а, скорее, жертва. Чем этот гад, ее муж, и пользуется: вначале контролировал жутко, подавлял, а теперь и вовсе рукоприкладством занимается. Алина бы со своим характером после первых побоев выставила бы его за двери, да еще бы и заяву в органы накатала.

Попили кофе, поговорили ни о чем и разбежались, напоследок Алина оплатила счет и всунула подруге в руку крупную купюра, чтобы та купила малышу необходимое. А сама села в машину и поехала домой, ей нужно было собираться в командировку, завтра ей вылетать самолетом.

По дороге домой ее мысли возвращались к разговору с подругой, ее слова прозвучали как обвинение и упрек в ее адрес. Было неприятно, больно и обидно. Да, она успешная, так она прилагает к этому немало усилий, работает, не покладая рук. Да и подруге всегда помогала, чем могла и не только физически и материально но и финансово.

А женихов перебирает не из-за своей красоты и капризности, а потому, что с мужем хочет прожить всю свою оставшуюся жизнь. Как ее покойные родители, которые даже из жизни ушли вместе. И что бы потом ее муж не оказался козлом, поднимающим руки на нее.

На следующий день рано утром вызвала такси в аэропорт. Нехорошее предчувствие тревожило душу, но куда деваться ехать-то надо. Чтобы не раздражаться от чужого вождения, села на заднее сидение. Несмотря на ранее утро, пробки на дорогах уже присутствовали. Таксист оказался из категории лихачей, чем доводил ее до нервного состояния. На ее замечание и просьбу не лихачить, только отмахивался от нее и бубнил себе под нос непристойности, притом в ее адрес.

Таксист, в очередной раз нарушив правила, решил обогнать стоячую впереди очередь машин, выскочил на перекресток и Алина с ужасом увидела, как на них несется большая грузовая машина.

Время замедлилось, как в кино, и Алина беззвучно зашептала - я хочу жить!

Удар, перед глазами все мигнуло, потемнело, но затем картина восстановилось. Вначале она не поняла, что происходит, а потом пришло понимание. Когда увидела раскуроченную машину, месиво металла и ее плоти на заднем сидении.

И чей-то крик донесся до ее слуха, выводя из ступора: "Вызовите скорую, водитель еще жив". Этот крик поднял в ней бурю эмоций и злость, вот гад, из-за него эта авария, она погибла, а он жив. И тут до нее окончательно дошло, что, несмотря на то, что она видит и слышит, ее нет в живых.

Нет! Я хочу жить, мне всего лишь двадцать пять лет. Я хочу жить!

Опять перед глазами мигнуло, странная темнота, в которой она видит и чувствует, как летит в неизвестность. От этого стало еще больше не по себе и она с упорством закричала во всю мощь, не переставая, повторяя и повторяя в крике: "Я ХОЧУ ЖИТЬ!".

В темном тоннеле навстречу ей вылетело что-то светлое, от любопытства Алина перестала кричать и тут она услышала крик этой летящей души. Почему души? А кто еще может в этом месте кричать: "Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ!".

Вот глупая душа! Как можно не хотеть жить? А я хочу жить, - заорала она в раздражении.

Тем временем обе души летели на большой скорости и лобовое столкновение было неизбежным. Да Алина и не хотела уходить в сторону, ей было интересно, а что произойдет?

Сознание вернулось ко мне, прихватив собой головную боль и чужой разговор. Не открывая глаз, решила послушать: иногда бывает полезным узнать, что говорят о тебе.

Вы считаете, стоило ее спасать, бороться за ее жизнь и тратить на нее целительские силы? Очевидцы говорят, что она сама прыгнула с моста. Такой может и стоит уйти за грань жизни к пресветлой и не портить своим присутствием мир.

Замолчи, послушница! Жизнь - это самый большой дар и, если эта заблудшая душа не понимает этого, то наш долг перед пресветлой не допустить самогубства и позаботиться о ее спасении! - прочла проповедь эта мудрая женщина.

Посвящаю моим деду Прохору и бабушке Ирине.

В чудесном лесном краю, где каждое утро в сотнях маленьких и больших озер из зарослей водорослей и тростника поворачивают к солнцу блестящие округлые головки прекрасные кувшинки, где на пригорках и в низинах спят огромные седые валуны, где по просторам равнин гордо расхаживают длинноногие буслы, из небольшой березовой рощицы вытекает маленький журчащий ручеек. Словно неумелое дитя, вначале робко и неуверенно, а потом все быстрее и быстрее прозрачный ручеек прокладывает себе дорогу по полям и лугам, через березовые, еловые и сосновые рощи этой богатой на растительность земли. Сотни подземных родничков помогают ему, подпитывая русло ручейка ключевой водой. И вот уже совсем даже не ручеек, а настоящая речка плавно течет по равнинам, петляет между пригорками, устремляясь навстречу к могучему и полноводному Днепру.
Когда-то очень давно кто-то дал реке красивое название – Березина. И недаром. Ведь в этих местах растет очень много белых берез. Да и не только их. Вот еще одно чудо края – большое озеро среди липовых лесов. Лепельское, как его здесь зовут.
Однажды я гуляла по его берегу и любовалась головками-корзинками желтых и белых "лепелек" – кувшинок, распустившихся в зарослях тростника. Устав, присела отдохнуть у громадного камня-валуна. Прислонилась к его тепленькой, нагретой солнышком стороне и глубоко задумалась. Не знаю, сколько времени я пробыла в таком гипнотическом созерцании окружающей красоты природы: зеркальной глади разлившегося в двух шагах дивного озера, парящих в голубом небе белокрылых чаек. Видимо, у меня, завороженной чудом прикосновения этого древнейшего валуна, и создалось впечатление пришедшего из сказки волшебства. Казалось, что в те минуты какой-то нереальности кто-то очень тихо рассказал мне удивительную историю
Когда-то давно на берегу лесного озера стояла маленькая деревенька. Жил в ней красивый и веселый парень Прохор. Был он не из робкого десятка, да и на любую работу смекалистый. Нравился Прохор девушкам. Сам же он не торопился с выбором. Да вот только девушки от него не отставали. Замечать стал Прохор, что две из них особенно сильно сохнут по нему. Но как быть, какую из них выбрать?
Первую девушку звали Анютой. Высокая чернобровая с русой косой красавица не могла не понравиться Прохору. Вторая, Ирина, не отличалась броской красотой, но по-своему тоже была хороша. Анюта парня сладкими речами завораживала, улыбками одаривала, звонкими песнями завлекала и сама про себя считала, что не устоит перед ее красотой Прохор. Вторая, Ирина, скромная и тихая, лишь стыдливо опускала влюбленные глаза при встрече с пареньком.
Ну, что тут скажешь?
Однажды, купаясь в лесном озере, сорвал Прохор две лилии – желтую и белую. Желтую преподнес Анюте, а белую – Ирине. Анюта, поглядев на желтую кувшинку, отвернулась и бросила ее на землю. Мол, нашел, что дарить, какую-то озерную слизь. Ирина, взяв в руку белую лилию, нежно погладила ее лепестки и поцеловала цветок.
Понял парень, что гордая красавица Анюта не пара ему. И женился на Ирине, приветливой и скромной. Цветок тот – белая лилия – стал символом и оберегом их любви и счастья…
Вот такая случилась в том краю история. Но что же было дальше, как сложилась судьба у гордой девушки Анюты? Ведь желтая кувшинка не принесла ей счастья.
Исчезла Анюта из села. Никто и не заметил, как это произошло. Поговаривали, что в отчаянии, пошла она на берег озера и со слезами стала упрашивать старый валун, лежащий на берегу, превратить ее в чайку. Долго думал седой валун, не решаясь на такое…
Но, кто теперь знает, может быть, и правда вон в той белокрылой птице, что так звонко что-то кричит, паря над Лепельским озером, и живет душа гордой красавицы Анюты?

1

Статья посвящена научному анализу проблемы поиска ценностных оснований современного российского общества, определяющих национальное самосознание и особенности исторического пути России в общемировых глобализационных процессах. Сопоставляется место и значение феноменов «духовность», «гражданственность», «патриотизм» в общественном сознании россиян. Особое внимание уделено анализу роли религии в формировании русского типа культуры и типа ментальности русского народа. Обосновывается связь проблемы воспитания духовности, гражданственности и патриотизма с проблемой ценностных ориентаций российского общества, а также целей и смыслов педагогической деятельности. Обосновано, что основой патриотизма является духовность, понимаемая как соборность, религиозность русского самосознания, в то время как гражданственность, в отличие от патриотизма, предполагает выход за рамки эмоционально-ценностной сферы общественного сознания в сферу политико-правовую.

религиозно-этическое просвещение

духовно-нравственное воспитание

гражданско-патриотическое воспитание

ценностные ориентации

национальное самосознание

гуманизм

патриотизм

гражданственность

духовность

1. Валеева Л.Д. Антропоцентрическая модель педагогики: проблема формирования глобального сознания личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4; URL: www..11.2015).

2. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 2. - С. 1038-1041.

3. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/07/28782.shtml

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). http://минобрнауки.рф/документы/922

В первой главе Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, через призму которой должны оцениваться все цели и результаты человеческой деятельности. Таким образом, гуманизм выступает одним из базисных принципов в утверждении конституционных основ российской государственности.

Предположительно в 1043 году, то есть за 950 лет до принятия действующей Конституции России, митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» ввел в употребление словосочетание «русский народ», заменив им привычное «русская земля»: этим понятием утверждается онто-генетическое единство русского народа, объединенного не столько общностью территории и хозяйственного уклада, сколько общей идеей поиска и реализации Божественной Благодати. В то время как идейно-смысловое содержание искомой «Благодати» претерпевает культурно-историческую трансформацию, формально принцип духовного единства русского народа как ценностного основания российской государственности остается неизменным вот уже почти тысячу лет. На эту незыблемость духовных основ нации неоднократно указывал в Ежегодных Посланиях Федеральному Собранию президент В.В. Путин, отмечая, что «культурные традиции, общая историческая память - это основа единства России... При всем обилии мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности» .

Такими непреходящими ценностями, составляющими ментальный каркас русского самосознания, выступают, прежде всего, духовность, патриотизм, гражданственность. Именно эти ценности служат фундаментом духовной целостности русского народа, цельности национального духа и самосознания.

Глобализация общественной жизни человека XXI века актуализирует проблему формирования нравственного самосознания народа, способного к усмотрению единого ценностного основания культурно-исторической, идейно-смысловой целостности народа. Формирование этой нравственной способности является важнейшей функцией культуры, религии, искусства, образования. «Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, ... - начало нового духовного подъема», - отметил В.В. Путин .

Духовные ориентации личности в мире ценностных абсолютов формируются в различных сферах социума: семья, образовательная среда, различные неформальные объединения, трудовые коллективы, сфера массовой информации, сфера искусства, досуга, среди которых ведущая роль в становлении ценностных ориентаций личности отводится системе образования. Именно в системе образования, формирующей ценностные ориентации и мировоззренческие основы жизнедеятельности юных граждан, закладывается образ будущего страны, определяется ее исторический путь и судьба. В связи с этим решение задач духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, ориентирующего молодежь на такие ценности общечеловеческого порядка, как гуманизм, любовь, свобода, верность, ответственность, долг, добро, справедливость, честность, честь, составляет стратегические приоритеты образования, обозначенные в утвержденной Федеральным законом Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В государственном документе отмечено, что формулирование заявленных в качестве приоритетных целей образования детерминировано потребностью преодоления социально-экономического и духовного кризиса российского общества, создания основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

В полном соответствии с Национальной доктриной образования задача духовно-нравственного воспитания детей нашла свое отражение в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, в котором определены критерии результативности и эффективности образовательного продукта - «1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» .

Одним из направлений развития воспитания в нашей стране, как указано в утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является совершенствование гражданского воспитания, включающего, в частности, «...развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности...» .

Коллективизм, социальная солидарность в мирочувствовании русского народа определяются термином «соборность», где общество - не политический, а духовный организм, живая, эмоциональная динамичность, организующаяся не столько по законам государства, сколько по законам Божьим. Соборность - одна из ключевых черт самосознания русского народа. Тем самым включение религии в арсенал утверждаемых государством средств формирования духовной культуры молодежи и детства вполне оправдано, поскольку находит свое обоснование в ментальных пластах русской культуры и позволяет воссоздать целостный чувственно-понятийный образ российского народа, увязать его традиции исторического прошлого с ценностными ориентациями на новое качество будущего. Парадигмальным основанием религиозно-этического просвещения, позволяющим соблюсти принцип светскости образования, выступает культурно-исторический подход. Таким образом, опасения педагогической и родительской общественности по поводу того, что ребенок будет включен в идейно-символическое поле той или иной религии, оказываются беспочвенными: речь идет не о практике религиозного воспитания, а о духовно-нравственном воспитании посредством этического и религиозного просвещения. В сфере смыслов и ценностей религия и нравственность не только не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга, приводя мысль человека к осознанию солидарности человеческих существ, базирующейся на неких абсолютных единых основаниях жизни.

После распада СССР в условиях общекультурного кризиса системы ценностей и смысложизненных ориентиров произошли коренные изменения, прежде всего, в ценностном сознании молодежи, в котором ценности коллективизма и социальной солидарности заменяются утилитаристскими и гедонистическими ценностями индивидуального бытия. Патриотизм как фундаментальная социально-политическая и нравственная ценность вытеснился из сферы осознаваемого национального интереса «на задворки» коллективного бессознательного. В то время как в России деформация патриотизма приобрела форму некой аполитичности, депатриотизма и нигилизма (что выразилось, в частности, в негативной оценке ключевых вех отечественной истории), в некоторых республиках бывшего Советского Союза и стран социалистического лагеря под флагом возрождения национального и религиозного самосознания патриотизм стал приобретать черты национализма и ксенофобии. Для преодоления обеих опасных тенденций российская политическая, научная, педагогическая общественность настаивает на необходимости принципиально иных принципов формирования патриотического, духовно-нравственного, гражданского самосознания современной молодежи в условиях становящегося гражданского общества.

Структурообразующим принципом, обеспечивающим единство ценностных оснований русской культуры, выступает принцип гуманизма, человеколюбия в его не столько отвлеченно-формальном, сколько конкретно-чувственном проявлении. Любовь в ментальном пространстве русской культуры, пронизанной и напоенной духом православия, понимается как сила усмирения человеческой гордыни и себялюбия, умиротворения души и объединения человеческого рода именем единого Бога. Любовь истинного христианина - это духовная любовь к человечеству, к родной земле, это жалостливое участие к судьбе каждого человека, вписанного в общий контекст судьбы своего народа, страны, мира. Русский человек открыт миру, принимает и вбирает в себя мир во всем его многообразии, будучи готовым к взаимодействию с другими культурами. Такая живая, деятельная любовь, наполненная духовно-нравственным содержанием, в русском самосознании выступает основой патриотизма.

Патриотизм в христианском понимании коренится не столько в разуме, сколько в сердце как духовном средоточии жизни человека. Сердце здесь выступает «вместилищем» души, онтологическим базисом нравственных, познавательных, творческих способностей и действий человека, будучи неким глубинным механизмом объединения индивидуально-психических и мыслительных процессов, своего рода духовным эквивалентом мышления. Таким образом, патриотизм - это безусловное, неотрефлексированное, интуитивно-чувственное принятие ценности своего родного края, иррациональное чувство любви к своей земле, обществу, народу, в то время как рационализированное, выстроенное в политико-правовом контексте понимание принадлежности к государству, уважение основ государственности, сознательное участие в политической жизни государства, составляет основу социального чувства гражданственности . Если патриотизм (πατέρας - греч. отец), будучи обращенным к Отчизне (отец), Родине (род, родители, народ, природа), можно сказать, внедрен в бессознательные пласты психики, сущностен для человека и дан ему от рождения в своей чувственной явленности, то гражданственность обращена к государству, к его политико-правовым установлениям, добровольно и сознательно принимаемым законопослушным гражданином в обмен на государственные гарантии и блага.

Задача формирования гуманизма, патриотизма и гражданственности как ценностных приоритетов в самосознании молодежи не замыкается сферами молодежной политики и системы образования: она имеет сквозной характер и лежит в основе всех качественных изменений в прогрессивном общественном развитии. Ведь чтобы человек мог наиболее полно проявить свой человеческий потенциал добра, творчества, любви, то есть стать более человечным, общество должно быть нацелено не только на духовно-нравственное саморазвитие и воспитание человека, но и на создание гуманных условий его самореализации. Как не любить и не гордиться Отечеством, которое создает человеку свободное пространство саморазвития, свято стоит на защите его достоинства и обеспечивает достойный уровень жизни?

Благодаря демократическим преобразованиям в российском обществе все сферы социального бытия, выйдя из-под всевластия коммунистической идеологии, оказались под властью денег. Процессы коммерциализации затронули даже сферы образования и искусства, то есть те социальные институты, которые по своей сути призваны противопоставлять утилитаристским и потребительским ориентациям людей идеалы гуманизма, патриотизма и высокой духовности. «Творчество с его эстетическим характером есть один из видов «пограничной ситуации», погружающей человека в переживание подлинного бытия, позволяющей ощутить личности экзистенцию, дающей тот опыт трансцендентного, который и составляет нашу духовность» . Между тем массовая культура с ее суррогатами человеческих норм и форм бытия несет в себе угрозу дегуманизации личности, расшатывания основ национального и культурного своеобразия, этических, эстетических и этнических критериев должного и ценного.

Способность человека подниматься над своими узкопрагматическими интересами во имя утверждения высших нравственных ценностей определяется как духовность, то есть духовность есть реализованная человеком любовь к ценностям нравственного порядка. Духовность в этой связи вбирает в себя понятие гуманизма: если духовность - это любовь к ценностям, то гуманизм есть любовь к важнейшему элементу в ценностной иерархии - человеку. В то же время гуманизм, как уважение и любовь к человеку, осознание ценности человеческой жизни и достоинства, его счастья, самосовершенствования, физического, психологического и духовного здоровья, выступает понятием большей степени общности по отношению к понятию патриотизма . Если гуманизм предполагает любовь к человеку вне зависимости от его национальной, государственной, конфессиональной принадлежности, то патриотизм оказывается перенесением принципа гуманизма на почву социального бытия, будучи формой уважения и любви к своей Родине, народу, его традициям, ценностям, духовному наследию в целом. Таким образом, понятия духовности, гуманизма, патриотизма фиксируют разворачивание спирали любви от ее абстрактных безличных форм к конкретным формам и нормам бытия человека как существа национального.

Итак, в основе и духовности, и гуманизма, и патриотизма лежит любовь , которой сейчас так мало в мире прагматизма. Современное общество - это общество потребления, где главным критерием успешности и результативности жизненного пути является уровень дохода. Между тем любовь противостоит прагматизму и расчету: если мерилом любви становятся деньги, о любви не может быть и речи. Легко любить богатую сильную Родину - но бедная слабая Родина еще более нуждается в нашей любви, ибо только искренняя безусловная любовь делает и человека, и Родину, и государство сильнее.

Построение образовательного пространства на основе принципа любви противостоит попыткам «возврата и внедрения прагматических моделей, которые главной в процессе воспитания делают культуру потребителя, а не хранителя и ретранслятора всемирных материальных и духовных ценностей» . Прагматизм, выхолащивающий высший смысл человеческой активности, обрекает человечество на скатывание в бездну лжебытия, где реальность подменяется симулякрами, ценность - ценой, уникальное место человека в ценностном составе бытия - его социальным статусом в иерархической системе распределения материальных благ и властных полномочий.

Формирование чувства любви к Родине, долга, ответственности перед обществом, осознание себя самозначимой единицей общества и государства, развитие способности и потребности в оценке социального мира и самого себя через призму высших духовных абсолютов, позволяет человеку преодолеть отчуждение от своей родовой сущности, от природы, от общества, от государства. Только такое слияние с обществом, где Я равно целому, сливаясь с ним, но не растворяясь в нем, где соблюден принцип гармонизации процессов индивидуализации и коллективизации, делает человека счастливым: недаром слово «счастье» можно расшифровать как «со-часть». Чувство принадлежности на правах равного самоценного партнера к чему-то большему, значимому, первичному, ценному по определению, утверждает человека в собственной ценности, придавая глубинные основания его личному бытию. Формирование такого счастливого человека, способного жить в обществе и трудиться на его благо, ощущая генетическое и идейное родство с коллективной общностью, является целью системы образования .

Рецензенты:

Фатыхова А. Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Маджуга А. Г., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Сабекия Р.Б., Аскарова Г.Б. ДУХОВНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23616 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Конкурс эссе:

Патриотизм как нравственная ценность

Посвящается 100-летию Великой Российской революции

Положение о проведении конкурса

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Конкурс эссе организуется и проводится студенческим научным обществом НИУ «БелГУ». ЦЕЛИ КОНКУРСА: Формирование своей оценки и понимания проблемы патриотизма. Работа конкурсанта с источниками и литературой по тематике конкурса эссе. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА Участие в конкурсе осуществляется на бесплатной основе. В конкурсе могут принять участие школьники средних и старших классов. На конкурс принимаются работы, выполненные индивидуально. Работы, выполненные коллективом авторов, на конкурс не допускаются. Один участник предоставляет на конкурс одну работу. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ На конкурс принимаются работы, соответствующие заявленной теме (Патриотизм как нравственная ценность). Работа должна содержать произвольную авторскую оценку такой нравственной ценности как патриотизм в следующих ПРИМЕРНЫХ направлениях:

    Теоретическое рассуждения в целом, приветствуется аргументация с помощью исторических фактов и сюжетов литературных произведений. Оценка и личное отношение автора к конкретному наиболее объективному известному историческому факту, событию или сюжету популярного литературного произведения (напомним, что конкурсант должен показать собственное мнение. Работы, представляющие большей частью пересказ – рассматриваться не будут)
Работа должна соответствовать жанру эссе. (Эссе представляет собой мини-сочинение, в котором участник излагает свое проблемы, стараясь обосновать его, опираясь на существующие тенденции , обращаясь к источникам и литературе). Эссе подается как авторский продукт, не содержащий в себе ни полностью, ни частично элементов плагиата. Цитирование использованной литературы оформляется в виде сносок с выходными данными источников. Приложение 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ Конкурсные работы предоставляются на . Оформление конкурсного эссе должно отвечать следующим требованиям:
    объем работы: от 5 000 до 6 000 знаков (с учетом пробелов); лист формата А4, книжная ориентация; кегль 14, вид шрифта - Times New Roman, межстрочный интервал - 1,5; структура: вступление - основная часть - заключение; заголовок: по центру страницы; ФИО автора, класс, место обучения в верхнем колонтитуле - справа.
Работа должна быть представлена в электронном виде: формат Office Word. doc. Письма с вашей работой отправлять по адресу электронной почты: *****@***com Вместе с письмом необходимо выслать заявку, в которой также указать: фамилию, имя, отчество (полностью) участника и руководителя; наименование учебного заведения, класс; контактный мобильный телефон; электронный адрес. Приложение 1. Работы, не отвечающие указанным требованиям, к участию в конкурсе не допускаются. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА Прием конкурсных работ осуществляется с по 11 мая (включительно). Работы, полученные после указанного срока, конкурсной комиссией не рассматриваются. Оглашение результатов конкурса осуществляется путем размещения на сайте историко-филологического факультета: http://if. bsu. edu. ru/if/, а также в официальной группе «ВКонтакте» СНО ИФФ: https:///studtscientificsociety . Вручение дипломов победителям состоится 18 мая на историко-филологическом факультете. Информация о точном времени и месте проведения будет опубликована в официальной группе СНО ИФФ: https:///studtscientificsociety, после подведения итогов конкурса. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ КОНКУРСА Конкурс проводится в заочной форме. Для участия в конкурсе учащийся направляет работу в адрес конкурсной комиссии в рамках установленного периода. Работы, представленные на конкурс, не возвращаются. Каждая работа проверяется минимум 3 членами конкурсной комиссии. Решение об итогах конкурса принимается конкурсной комиссией по общей сумме баллов, полученных работами при экспертной оценке. Победителями конкурса признаются участники, работы которых заняли 1-3 места по итогам экспертной оценки. Конкурсная комиссия имеет право учреждать дополнительные номинации и награды. Победители конкурса, лауреатов и победителей в номинациях получают дипломы и призы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

8.1. Оценивание эссе осуществляется по двенадцатибалльной шкале.

8.2.Проверка и оценивание эссе осуществляется по следующим критериям:

До 2-х баллов

До 3-х баллов

Структурированность эссе

До 1-го балла

Структурность эссе не соблюдена

Структурность эссе соблюдена

Оригинальность и (уникальность) эссе

До 3-х баллов

Эссе не оригинально (не уникально)

Эссе оригинально (уникально), но имеет более чем 30% заимствований

Эссе оригинально (уникально), но имеет более чем 15% заимствований

Эссе оригинально (уникально), но имеет более чем 10% заимствований

Убедительность эссе

До 3-х баллов


8.3. Минимальное количество баллов, которое может получить участник конкурса, составляет ноль (0) баллов. Моксимальное – двенадцать (12) баллов.

8.4. Конкурсные работы, занявшие призовые места будут опубликованы.

Приложение 1.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВКИ:


Приложение 2.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЬИ:

ПАТРИОТИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

Ученик 8 «А» класса

МБОУ «СОШ № 54» г. Москвы

Патриотизм в своем чистом смысле, как одно из видовых проявлений любви человека к человечеству, вполне естествен и законен1.

Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков.

Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков.

Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков. Далее идет текст статьи объемом до 5000 печатных знаков.

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК

1 Загоровский черта. – Воронеж, 1969. – С. 37.

2 , Сметанин феодального хозяйства в России в XV—XVII вв. // История экономики. – М., 2000. – С. 88.

Высочайше утвержденный Устав народным училищам в Российской Империи / Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. – 1784-1788. – Т. XXII. – С. 646-669.

2 Памятная книжка Полтавской губернии на 1910 год. – Полтава, 1910. – С. 223.

1 Народное поэтическое творчество // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. , . – М., 1987. – С. 234.

2 Былина // Словарь литературоведческих терминов / Под. ред. ,
. – М., 1974. – С. 34.

3 О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме) // Архитектурное наследство. – М., 1995. – Вып. 38. – С. 22.

4 Безнин двор российского Нечерноземья в 1950-1965 годах // Отечественная история. – М., 1992.– № 3. – С. 45–48.

1 «Средние века» [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь и. – URL: http://www. /brokgauz/ (дата обращения: 08.05.2016).

2 «Хронология» [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь и. – URL: http://www. /brokgauz/ (дата обращения: 08.05.2016).

3 Борьба между Москвою и Тверью до кончины великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1304–1341) / Соловьёв России с древнейших времен [Электронный ресурс] – URL: http://www. magister. msk. ru/library/history/solov/solv03p5.htm (Дата обращения: 25.02.2016).