Семейное воспитание в доу. Семейное воспитание и дошкольное образование. Семья и значение семьи в жизни ребенка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение……………………………………………………….……….3

1 Понятие и роль семейного воспитания …………………….………4

2 Цели и задачи воспитания в семье ………………………….……...6

3 Условия семейного воспитания …………………………….……..10

4 Стили семейного воспитания ……………………………….……..13

5 Значение воспитания дошкольника в семье …………………..….15

Заключение …………………………………………………...………17

Список использованной литературы ……………………………….19

Введение

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Но, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Актуальность темы, можно сказать, вечна. Ведь именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

1 Понятие и роль семейного воспитания

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой стороны - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и др.

Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной - тёплой и дружеской - семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает уважать супружество, женщину, материнство.

Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый приходится на многих детей, и количество внимания и ласки, достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так сказать, педагогической - ведь взрослые находятся там специально, чтобы обучать и воспитывать ребят.

В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких, любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные чувства. И он начинает их испытывать.

При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.

Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую психику. Где же ещё в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.

Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Итак, семейное воспитание - это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство - формирование личности человека. Семейная работа, наконец, - сложнейшее из производств - производство человека. И, как любая работа, семейное воспитание имеет свои цели и задачи.

2. Цели и задачи воспитания в семье

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитии; культивирование отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей - всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.

Воспитание - это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

В первый год жизни ребёнка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребёнок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребёнка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребёнок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребёнок начинает ходить, стремится всё потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребёнка в разные виды деятельности, следует ему всё показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы.

Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка является игра. Дети трёх, четырёх лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребёнок познаёт окружающий его мир. Ситуации для игр ребёнок берёт из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребёнка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.

Растёт в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками - отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Семья - это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким - к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим. Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей ещё до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания.

Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребёнка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребёнка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с её красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться.

Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребёнка.

3. Условия семейного воспитания

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера - это

осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;

взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции,крепкие устои и принципы. У каждого дома - собственное лицо. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, цементирует семью как коллектив.

Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестёр. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. А.С.Макаренко определяет авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям.

Успешным воспитание в семье будет при соблюдении чёткого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребёнка в течение суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребёнка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребёнок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнаёт о хороших людях, об их делах, узнаёт о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребёнок не остаётся равнодушным к судьбе героя: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребёнка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребёнка к чтению и он начнёт считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведёт ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека: улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребёнок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребёнка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания.

4. Стили семейного воспитания

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или как глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какое-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).

Стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности имеют большое значение в становлении самооценки.

5. Значение воспитания дошкольника в семье

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Заключение

Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) - ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живёт семья.

Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

Уважать право ребёнка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М, 1985.

3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М, 1988.

4. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.,Просвящение 1990г.

5. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ.пед.вузов/Под ред. В.А.Сластенина, 2002.-200 с.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

8. Нефёдов В.И. , Щербань ЮЮ. Искусство воспитания в семье. Минск, 1971.

9. Популярная психология для родителей / под ред. А.А.Бодалева. М.,Педагогика 1988г.

10. Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997.

11. Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. М, 1997.

Подобные документы

    Исторический опыт связи поколений, роли мужчины в быту и процессах воспитания. Методики диагностирования внутрисемейных отношений в условиях ГОУ для детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Представления детей о семье, роли отца в их воспитании.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2012

    Семья и ее социальные функции. Стили и типы воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности. Воспитание младших школьников в различных по структуре семьях. Роль родителей в формировании личности ребёнка. Пути решения проблем в семейном воспитании.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2014

    Сущность, особенности воспитания ребёнка в семье. Роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Социально-педагогическая помощь в формировании и коррекция супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Тест-опросник удовлетворенности браком.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2010

    Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко. Педагоги его эпохи о воспитании ребенка в семье. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко. Главные методы и средства воспитания детей в семье в его произведениях.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2010

    Формирование личности ребенка в процессе его общения с родителями, учителями, сверстниками. Повышения качества знаний, творчества, эффективности воспитания детей. Работа школы с семьями учащихся. Достижение нравственной связи родителей с ребенком.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Развитие и специфика теории семейного воспитания. Исследование П.Ф. Каптерева о содержании, формах и методах воспитания детей в семье. Характеристика и особенности принципов семейного воспитания. Создание первой энциклопедии по семейному воспитанию.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2017

    Сущность воспитания детей. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Особенности воспитания единственного ребенка в семье и как предотвратить типичные ошибки. Специфика воспитания в многодетной семье. Воспитание ребенка в неполной семье.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Роль телевидения в воспитании дошкольника. Уровни родительского вмешательства в просмотр телепрограмм детьми. Роль домашнего компьютера в воспитании дошкольника. Звуковые средства в семейном воспитании. Веселые уроки для самых маленьких, азбука и счет.

    реферат , добавлен 17.02.2010

    Наблюдения и опыты: их значение, организация, а также методика проведения. Наблюдения – целенаправленное восприятие географических объектов и явлений в соответствующей обстановке. Межпредметные связи и пути их осуществления в процессе обучения географии.

    реферат , добавлен 01.02.2012

    Аннотация книги А.С. Макаренко "Педагогическая поэма", главная сюжетная линия книги. Развитие судеб отдельных героев. Принцип воспитания детей в труде и в коллективе. Новаторство педагогической теории и практики Макаренко. Воспитание детей в семье.

Основные понятия: «анкета»; «анкетирование»; «взаимодействие»; «воспитание родителей»; «общение»; «педагогическая компетенция»; «педагогическая рефлексия»; «семья»; «социализация»; «метод»; «семейное воспитание»; «общественное воспитание»; «взаимодействие семейного и общественного воспитания»; «образование родителей», «педагогическая культура родителей».

Вопросы и задания:

  1. Расширьте список форм взаимодействия с родителями за пределами ДОУ (О.И. Давыдова, Л.Г.Богословец, А.А.Майер). Изучите задачи и содержание каждой из предлагаемых форм взаимодействия с родителями.
  2. Расширьте список форм взаимодействия с родителями внутри ДОУ (О.И. Давыдова, Л.Г.Богословец, А.А.Майер). Изучите задачи и содержание каждой из предлагаемых форм взаимодействия с родителями.
  3. Соотнести опыт сотрудничества с семьями воспитанников в своем дошкольном учреждении с нижеследующими суждениями, дав им собственную оценку. (Е.П.Арнаутова). На каждое из перечисленных суждений выберите ответ: «да», «нет», трудно сказать».
  4. каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален;
  5. педагогический коллектив несет ответственность за обеспечение в глазах родителей высокого профессионального уровня воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы;
  6. в оказании комплексной психолого-педагогической и социально- педагогической помощи семьям все специалисты учреждения интегрируют свои профессиональные усилия без дублирования друг друга;
  7. текущая и перспективная деятельность ДОУ соответствует интересам и социокультурным потребностям семей; педагоги в содержании общения с родителями ориентируются на структуру и типологию конкретных семей;
  8. все специалисты ДОУ учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности как самого ребенка, так и его родителей;
  9. все педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости и конфиденциальности, используют конвенциональный (деловой) стиль общения (на основе договоров) в сочетании с личностным стилем;.
  10. педагоги владеют культурой выражения собственных мыслей, чувств и желаний с учетом принципа: «в конфликте не прав тот, кто умнее»; при этом они активно используют язык принятия, поддержки и соучастия (контакт глазами, активное слушание, уместный комплимент, улыбка и пр.);
  11. родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в ДОУ, успешности его роста и развития;
  12. всеми педагогами и специалистами ДОУ используются разнообразные, эмоционально насыщенные способы вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов;
  13. педагогический коллектив проявляет поддержку общественной активности родителей и готовность всегда откликнуться на любые инициативные действия семьи;
  14. в ДОУ создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей и педагогов; в специально оборудованном помещении для конфиденциального общения с семьями специалистами организуется консультативная помощь родителям, предоставляется возможность пользоваться литературой по семейному воспитанию и т.п.
  15. работники ДОУ постоянно поддерживают связи с другими социальными институтами образования и воспитания (общеобразовательная школа, детская поликлиника, музыкальная школа, стадион, музей, районная библиотека и др.), а также с представителями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку.

Если на большинство суждений Вам удалось ответить утвердительно, не кривя душой, Вы уверенно продвигаетесь по пути обновления социально-педагогической практики взаимодействия с семьями воспитанников.

Литература:

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8.

5. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М., 2004.

6. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования - образование в мире. 2001. № 4.

7. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. –М., 2005.

8. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000.

11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М, 2005.

12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

13. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999. Вып. 13.

14. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.

15. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.

16. Луков В.А. О концепции фамилистической экспертизы // Семья в России. 1996. № 3–4.

17. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.

18. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П.Митрошина, Т.А.Овечкина. СПб., 2001.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

20. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

21. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2004.

22. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997

9. Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

Первые контакты между семьями и ДОУ: приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке со держания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

Эффективны общественные мероприятия для родителей: посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Многие перечисленные аспекты участия родителей требуют от персонала переоценки своей профессиональной роли: переориентация на взаимодействие с родителями может оказаться сложной для сотрудников, чье мышление и планирование деятельности ранее были полностью сосредоточены на детях.

Наталья Александровна, какую миссию призвана осуществить Ассоциация педагогов семейных детских садов?
- Семейные детские сады в Москве появились после принятия 30 октября 2007 года правительством столицы постановления №951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада».
В соответствии с этим положением СДС в Москве может организовать у себя дома многодетная семья, имеющая детей дошкольного возраста. Также в СДС могут быть приняты дети из других семей. СДС является структурным подразделением государственной образовательной организации, а мамы-воспитатели - ее штатными сотрудниками.
С сентября 2014 года воспитатели семейных детских садов объединились в ассоциацию, которая насчитывает на сегодняшний день около 400 членов. Основной целью деятельности ассоциации является объединение на территории РФ семейных детских садов и содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания.
- Какие проблемы удалось решить, создав семейные детские сады?
- Семейные детские сады решают сразу несколько проблем. Это и создание рабочих мест для многодетных матерей, у которых появляется возможность без отрыва от семьи иметь занятость, достойную зарплату, повышать свою квалификацию, что в свою очередь изменяет в положительную сторону статус многодетной семьи в обществе. Воспитанники СДС могут заниматься со специалистами-педагогами из образовательных организаций, что повышает возможность всестороннего развития детей. При создании СДС сокращается потребность в строительстве новых детских садов, соответственно отпадает необходимость проводить текущий и капремонт, тратить деньги на коммунальные платежи, материально-техническую базу, также сокращаются транспортные расходы. Все это, несомненно, может быть выгодно для бюджета нашего города.
На сегодняшний день семейные детские сады являются самым удачным и продуманным социальным проектом, направленным на поддержку многодетных семей, имеющих детей-дошкольников, и наиболее востребованным этими семьями! Почему это так? По статистике семейные детские сады организуют социально активные родители, которые мотивированы на полноценное родительство. Для этих людей ребенок - одна из основных жизненных ценностей, значимая часть их самореализации. Семейный детский сад немногочисленный, соответственно воспитателю-маме легче использовать преимущественно личностно ориентированный уровень общения. Как подтверждают исследования, личностно ориентированное общение в отличие от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия в детских многочисленных группах в практике дошкольного воспитания используется довольно редко. Уже давно замечено, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, силой и глубинной значимостью. Таким образом, семейные детские сады открывают большие возможности для наиболее естественного и гармоничного развития дошкольников, а также являются механизмом поддержки семейных ценностей, что очень важно для многодетных родителей, поскольку именно семья и дети для них являются наиболее значимыми!
- Вы говорите, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Как это понять?
- Исследования психологов показали, что маленькие дети интеллектуально лучше развиваются рядом с мамой. Мама для маленького ребенка является самым любимым человеком, безусловным авторитетом, защитой. Вне дома малыш переживает стресс от разлуки, и из-за этого происходит временная остановка в его жажде познания. В домашней обстановке ребенку спокойно и комфортно, и он может не бояться познавать этот мир.
- В семейных группах чаще всего находятся дети разных возрастов. Не обижают ли старшие младших и не обижаются ли они сами на взрослых за то, что те больше внимания уделяют малышам?
- Так могут считать только те, кто не видел, как в больших семьях обычно растут дети. На собственном примере могу сказать, что трудно было только со старшим ребенком. И немножко со вторым. Дальше пошло легче. А у меня их шестеро. Малыши тянутся к тем, кто больше знает, умеет. И, повторяя многое, мгновенно схватывают суть. Поэтому им легче даются и таблица умножения (они ее слышат с пеленок), и грамота, и принципы поведения. Им есть на кого равняться. А старшим тоже интересно повозиться с несмышленышем, где-то показать свое превосходство, в чем-то почувствовать себя взрослым, проявив заботу, обучив каким-то навыкам. Никому не придет в голову обидеть того, о ком заботишься!
- Шестеро детей! Как вы справляетесь?
- Это несложно, когда хочешь, чтобы у каждого твоего ребенка было счастливое детство. Моя старшая дочь уже студентка финансового университета, еще два дошкольника и трое школьников. Они посещают различные кружки, спортивную и музыкальную школы, танцевальную студию, дополнительно занимаются английским языком. Их жизнь весьма насыщенна, и они не могут пожаловаться, что им не хватает маминого участия. А я поняла, что в материнстве мое призвание. И таких женщин много. Мне кажется, государство еще не вполне осознало роль, которую женщина-мать играет в жизни общества. Плоды семейного воспитания, к сожалению, увидит только следующее поколение. Но многие, решившись на рождение ребенка, а потом второго и третьего, ставят под угрозу свою карьеру и... обретают новую миссию, на мой взгляд, гораздо более важную, чем профессиональное продвижение по служебной лестнице, - ведь мы растим будущих граждан своей страны!
- Когда вам пришла в голову идея организовать свой семейный детский сад?
- Это было в 2008 году. Сегодня старший из первых выпускников учится в 7-м классе. Я окончила факультет информатики РГГУ, но не могу сказать, что много потеряла, перестав работать по специальности. С появлением семейного детского сада я все время вынуждена повышать свою квалификацию и познавать что-то новое. Ведь недаром говорят: «Мы воспитываем детей, а дети воспитывают нас».
- Итак, главная цель ассоциации?
- Содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания как вариативной формы дошкольного образования в РФ. Выполнение нашей цели позволит в течение двух-трех лет внести вклад в обеспечение малозатратными способами 100-процентной доступности дошкольного образования и услуг для детей в возрасте до 3 лет, многодетным мамам иметь работу, формировать пенсию, продолжая воспитывать детей, за счет положительного примера СДС как адресной поддержки многодетных семей повлиять на повышение рождаемости и снижение семейного неблагополучия, связанного с бедностью, сформировать профессиональный кластер семейных воспитателей.
И знаете, что любопытно, не так давно в рамках нашей ассоциации был проведен опрос воспитателей, в результате которого обозначилась одна очень важная составляющая этого проекта. Выяснилось, что СДС играют заметную роль в преодолении демографического кризиса! Как показало исследование, в каждой семье, имеющей СДС более двух лет, в среднем за время функционирования родилось еще двое детей. Это пятые, шестые и даже десятые дети в своей семье!
- Для работы воспитателем семейного детского сада необходимо профильное педагогическое образование?
- На данный момент воспитатель, не имеющий профильного образования, но имеющий необходимые знания и уровень компетентности, может быть аттестован на соответствие должности «воспитатель» по результатам работы и собеседования с аттестационной комиссией.
Также можно получить педагогическое образование в рамках переподготовки на базе имеющегося высшего образования. Также педагогическое образование можно получить, не имея высшего образования вообще, в педагогических вузах, в том числе реализующих заочное обучение с применением дистанционных технологий, без отрыва от работы и детей. Переподготовку на базе высшего образования можно пройти (в том числе дистанционно) в МИОО, МПАДО, АКИПКРО, ПСТГУ. Например, программа профессиональной переподготовки, реализуемая педагогическим факультетом ПСТГУ, включает в себя обучение основам педагогики и психологии, методикам дошкольного воспитания, педагогическим технологиям дошкольного образования, нормативно-правовым основам организации семейного воспитания и дошкольного образования. Ведущее место в программе отведено анализу собственной педагогической практики обучающихся, организации консультаций со специалистами в сфере дошкольной педагогики и психологии. Выпускники программы, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ государственного образца о профессиональной переподготовке. Также в 2016 году Московская педагогическая академия дошкольного образования открывает новые проекты: «Работаем по программе «От рождения до школы»: содержание и технологии образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» (72 часа); авторский курс Ольги Викторовны Дружиловской «Социальная адаптация и дезадаптация детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» (36 часов); курсы переподготовки «Воспитательная работа в дошкольных организациях» в объеме 512 академических часов в форме вебинара; курсы повышения квалификации «Всестороннее воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО», а также авторский курс Ксении Юрьевны Белой «Организация режимных моментов в работе младшего воспитателя ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».
- На круглом столе обсуждали проблемы правового регулирования. Насколько актуальна эта тема для семейных детских садов?
- Весьма актуальна. Мы хотим помочь в организации СДС не только в Москве, но по всей России. Но у каждого региона своя нормативная база, к сожалению, часто бюрократические препятствия создают условия, не реалистичные для их выполнения многодетной семьей. Уникальный положительный опыт Москвы в организации семейных детских садов хорошо бы транслировать в регионы, где существует колоссальная потребность в этой форме дошкольного образования, и с каждым днем к нам в ассоциацию обращается все больше и больше людей из других городов и областей за консультацией. Наша задача постараться сделать проект семейных детских садов общедоступным. Над этой глобальной проблемой пока работаем.

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Актуальность исследования. Формирование всесторонне развитой гар-моничной личности является важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом. В программных документах по совершенствованию дошкольного воспитания особое внимание уделяется разработке методов формирования личности ребенка-дошкольника в условиях общественного и семейного воспитания. Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи. Особенно оно необходимо в нравственном воспитании детей. Воспитание гуманных чувств и отношений, доверия, сочувствия и сопереживания ребенка окружающим взрослым и детям, общественной направленности мотивов поведения и деятельности, активной жизненной позиции, самостоятельности, повышение уровня осознания собственного я в семейном и детском коллективе – эти и многие другие задачи семейного воспитания детский сад может осуществить только при согласованности воздействий в подходах и методах на детей со стороны воспитателей и родителей.

Нравственное воспитание – приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает их своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

«микрокосмос» , семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможно-стей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.

Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подго-товлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицирован-ная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Это и яви-лось причиной моего обращения к исследованию.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания ребенка.

Предмет исследования - взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольника.

Цель исследования - определить систему педагогических действий, обеспечивающих грамотное профессиональное содружество семьи в вопросах нравственного воспитания детей.

Гипотеза исследования. Руководствуясь задачами нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста, я предположила, что воспитательно-образовательный эффект реализации будет выше, если педагогическое просвещение семьи будет соответствовать следующим условиям:

  • знакомство родителей с психофизиологией ребенка дошкольного возраста
  • определение оптимальных методов активизации родителей в работе по нравственному воспитанию детей
  • использование нетрадиционного содержания работы с родителями по вопросам нравственного воспитания детей.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы семейного воспитания.
  2. Выявить особенности сотрудничества семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников.
  3. Разработать содержание работы по сотрудничеству семьи и ДОУ в нравственном воспитании детей.
  4. На основе педагогической диагностики выявить эффективность проведенной работы с детьми.
  5. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы с детьми и родителями, педагогический экспе-римент.

Практическая значимость исследования заключалась в том, что изучена история проблемы семейного воспитания, семья и ДОУ определены как первые социальные институты нравственного воспитания детей дошкольного возраста, исследованы проблемы семейного воспитания в решении задач формирования личности ребенка; определена система педагогических действий, обеспечивающих грамотное профессиональное сопровождение семьи в вопросах нравственного воспитания детей.

Исследование проходило в период с января 2015 г. по май 2015 г. в ДОУ №22 поселка Степной Курганинского района. В исследовании участвовало: 20 детей в возрасте 5-6лет (экспериментальная и контрольная группа) и 20 родителей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. 1. Семья и ДОУ как первые социальные институты нравственного воспитания ребенка

Формирование всесторонне развитой гармоничной личности является важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом. По совершенствованию дошкольного воспитания особое внимание уделяется разработке методов формирования личности ребенка-дошкольника в условиях общественного и семейного воспитания. Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи. Особенно оно необходимо в нравственном воспитании детей. Воспитание гуманных чувств и отношений, доверия, сочувствия и сопереживания ребенка окружающим взрослым и детям, общественной направленности мотивов поведения и деятельности, активной жизненной позиции, самостоятельности, повышение уровня осознания собственного я в семейном и детском коллективе – эти и многие другие задачи семейного воспитания детский сад может осуществить только при согласованности воздействий в подходах и методах на детей со стороны воспитателей и родителей.

Нравственное воспитание – приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает их своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родствен-ных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или в школе.

Установлено, что, чем выше образовательный и культурный уровень роди-телей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая про-водит с ребенком меньше времени, но более интенсивно организует содержа-тельный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения времени для родителей и детей не даёт положительных результатов, не обогатит общение в случае духовной неподготовленности взрослых, устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются возможности для естественного включения ребенка в её бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезую деятельность (во дворе дома, в детском саду) , опосредованное приобщение ребенка к труду родителей.

Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедает его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят милосердие, доброту, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной филосо-фии» , ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямого сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене» .

Специфика взаимосвязи родителей и детей закрепляется в поведении по-следних и становится их моделью взаимоотношений с окружающими.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

А многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

В.А. Сухомлинский выделял важность и необходимость такого явления как самовоспитание – воспитание родителями самих себя и детей своим поведением. «Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо. Ребенку хочется быть хорошим только тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным.

В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызы-ваются чувствами родителей».

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос» , семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи) , половые (мужчины и женщины) , а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа - шофер, бабушка – медсестра) . Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески поддерживало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве основного показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери) .

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Следует отметить, что педагоги дошкольного учреждения не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьёй. Особенно это касается молодых специалистов. Нередко родители тоже являются безинициативными во взаимодействии с педагогами. Таким образом, две стороны, очень близкие ребенку, родители и сотрудники детского сада, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья) , и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицирован-ная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость) . Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нём хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое до-школьным учреждением должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьёй диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приёмов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепление здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации даёт не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада.

Привлечение родителей к образовательной работе детского сада необхо-димо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важней другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки. Ещё важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога» . Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи. А иногда просто поучиться!

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную программу детского сада.

В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, занятия или уроки. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связанны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например, ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.

В ходе развития общества процесс воспитания детей становится всё более длительным и сложным. Это обусловлено действием ряда факторов, главные из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала всё более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Таким образом, семья и ДОУ равнозначны и равноценны в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Для осуществления полноценной воспитательной программы, семье необходимо грамотное педагогическое кураторство.