Консультация на тему: Физическое наказание детей: за и против. Физическое наказание одного ребенка и всех детей в семье: за и против

Все члены семьи, психологи и педагоги ведут постоянные дискуссии на тему наказания детей. О том, нужно или не нужно наказывать ребёнка за совершённые им ошибки, стоит ли применять физические наказания в процессе воспитания, или же лучше обойтись чтением моралей. Итак, прежде чем перейти к мнениям «Стоит наказывать» или же «Не стоит» нужно отметить один интересный опрос, который был проведён на просторах сети интернет.

Темой опроса являлось воспитание, а именно «Наказание детей». Людей разделили на две большие группы. Собственно, участники первой группы были будущие родители детей до года, а участники второй группы были родители детей после года. Так вот первая половина опрошенных заявила о том, что дети не должны быть ограничены в их действиях, а вторая половина заявила о необходимости наказания детей.

Некоторые границы, запреты или же наказания являются полезными и «удобными» не столько для взрослых, сколько для детей. Данные методики воспитания ребёнка создают чувство предсказуемости (т.е. зная, что за совершённый поступок ребёнок может получить наказание, он уже будет стараться не совершать данное действие). А ребёнок, с чувством вседозволенности впоследствии становится эгоистичным, и безответственным.

Существуем несколько видов наказания ребёнка, к которым зачастую прибегают родители. А именно:

  1. Физические наказания. Данный вид воспитания является приемлемым только в том случае, если ребёнок наносит вред самому себе, или же сознательно наносит вред окружающим; когда использованы все другие методы, но ребёнок продолжает совершать подобные действия.
  2. Словесные наказания. Этот тип наказания с виду кажется самым безобидным, он заключается в виде негативных высказываний в адрес ребёнка. Но на самом деле высказывания из жанра «Какой ты проблематичный ребёнок» и т.п. могут серьёзно отразиться на психическом состоянии ребёнка.
  3. Изоляционное наказание. Этот тип наказания лишает ребёнка любого внимания на короткий промежуток времени со стороны взрослых. Но прибегаю к данному методу стоит учитывать возраст ребёнка
  4. Наказание трудом. Данный тип наказания включает в себя принуждения ребёнка к выполнению какой-либо обязанности. Например: помощь по уборке дома или занятие уроками.
  5. Лишение удовольствия. Этот тип наказания является самым безопасным для ребёнка, считают психологи. Он заключает в себе лишений какой-либо радости для ребёнка (такой как вечерняя сказка, или же какое-либо ежедневное угощение).

Многие родители пытаясь создать ребёнку максимально комфортную среду для его счастливого детства отказываются от каких-либо дисциплинарных мер, и дают ребёнку полную свободу действий. Такие родители твёрдо убеждены, что когда их ребёнок повзрослеет, то он сам адаптируется в социуме. Зачастую родители начинают понимать свою ошибку только после того, как их чадо вырастает и начинает посещать заведения типа детского сада. Но иногда родители не отправляют своего ребёнка в детский сад, а оставляют его дома, продолжая окутывать любовью. И первым заведением, где ребёнок должен активно контактировать с обществом становится школа, где он не может полноценно общаться, из-за постоянного опекунства со стороны родителей.

Наказание детей — аргументы «Против»

Большинство экспертов считают, что наказание детей приводит к психологическим расстройствам, которые впоследствии играют негативную роль в жизни ребёнка. Они считают, что главным инструментом в воспитании ребёнка должны быть любовь и общение. К тому же, они утверждают, что излишняя воспитательная деятельность относительно старшего поколения влияет на то, что с течением времени ребёнок становится агрессивным и недоверчивым к окружающим его людям.

Чрезвычайно негативную роль в воспитании ребёнка играют наказания, в которых ребёнок практически не виноват (т.е. в силу своего возраста он знал, что поступает неправильно). Пагубно влияют и запреты по типу «Сейчас я тебе разрешаю сделать это, а завтра уже нет». Такие наказания подрывают авторитет в лице взрослого, а восстановление авторитета – очень длительный и трудоёмкий процесс.

Зачастую родители позволяют ребёнку делать всё, что его душе угодно. Они оберегают его всеми возможными способами, создавая для ребёнка райские условия. Но в большинстве случаев, такие дети в будущем становятся неуправляемыми и эгоистичными.

Вывод. Наказывать ребёнка или нет?

Истина, как часто это бывает, находится посередине. Ведь воспитание ребёнка – это очень тонкий процесс. Разумеется, для благоприятного развития ребёнка необходимы как запреты, так и своеобразные бонусы. А вот стоит больше поощрять, или же наказывать зависит от его внутренних особенностей. Ведь для кого-то хватит поучительной беседы, а кто-то может всё понять по сердитому взгляду родителя. Ведь невозможно дать точные рекомендации по воспитанию ребёнка сразу для всех. Главное – это найти золотую середину, учитывая все особенности ребёнка

К такой форме коррекции поведения ребенка как наказание прибегает практически каждый родитель. Вопрос об этической стороне наказания является предметом дискуссий не первый век, оставаясь обсуждаемым и в наше время, однако представителей разных научных школ объединяет убежденность в том, что применение наказания, причиняющего физический или нравственный вред ребенку недопустимо. В то же время, адекватные санкции, призванные пресечь нежелательные, а порой и опасные действия ребенка, в воспитательном процессе необходимы.

Встречаются два крайних варианта родительского поведения, относящегося к наказанию детей. При первом наказание почти не практикуют, так как ребенку все разрешено, он не ограничен запретами. Родители могут игнорировать неподобающие поступки сына или дочери и не использовать наказание в надежде, что когда ребенок станет постарше, он сам поймет их значение и откажется от них. Тактика вседозволенности также может являться следствием особенностей воспитания самих родителей: «нас держали в строгости, пусть хоть мой ребенок растет счастливым». Велика вероятность, что такой ребенок вырастет эгоцентричным, не учитывающим потребности других людей, у него не сформируется представление о границах дозволенного. Другая крайняя позиция - слишком частое и неоправданное применение наказания. Вводя в жизнь ребенка многочисленные запреты, родители жестко реагируют на их нарушение. Эти запреты могут распространяться на действия ребенка, не совершать которые он просто не в состоянии. Например, нельзя быстро бегать, шуметь, пачкаться. Практикуя наказание в таких случаях, родители могут вызвать у ребенка тотальное чувство вины, неуверенность в своих действиях, негативное отношение к себе и наказывающему взрослому.

Несомненно, подобные крайности отрицательно сказываются на развитии личности ребенка. Родителям не следует использовать необоснованные наказания, но и полностью отказываться от наказаний нельзя, однако прежде чем наказывать, взрослому необходимо разобраться в причинах непослушания. Мотивы многих поступков ребенка родитель может понять, проанализировав собственные чувства, сопровождавшие ситуацию непослушания. Часто его действия вызывают у взрослого раздражение. В этом случае необходимо задуматься о том, что ребенок недополучает столь нужное ему внимание, пытаясь добиться его своим поведением. Понятно, что выход из этой ситуации один - уделять ребенку больше времени, подчеркивая положительное к нему отношение.

Каковы бы ни были причины непослушания ребенка, следующее за ним наказание всегда должно быть конструктивным, преследующим педагогический эффект, достичь которого можно соблюдая некоторые правила.

1 У ребенка должно быть сформировано представление о том, какие именно действия являются недопустимыми и повлекут за собой наказание.

2 Неприемлемы наказания, связанные с удовлетворением естественных физиологических потребностей ребенка, например лишение пищи или сна.

3 Следует избегать частых наказаний. Наказание - крайняя мера регуляции поведения ребенка, прибегать к которому нужно когда все остальные воспитательные меры оказались неэффективными.

4 Временной промежуток между проступком и наказанием должен быть минимальным, однако нельзя наказывать ребенка в состоянии сильного гнева, прежде необходимо успокоиться.

5 Взрослому следует быть последовательным: один и тот же проступок нельзя оставлять без внимания сегодня и осуждать завтра.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ НАКАЗАНИЙ, К КОТОРЫМ ОБЫЧНО ПРИБЕГАЮТ РОДИТЕЛИ.

1 Физическое наказание. Правомерно только в некоторых случаях: если поведение ребенка является угрозой физической безопасности для него самого; если им сознательно причиняется вред другим людям; когда исчерпаны все другие средства воздействия на ребенка. Неприемлемо физическое наказание, могущее нанести ущерб его здоровью, например, удары по голове, использование таких подручных средств как ремень. Практика показывает, что в семьях, где суровое физическое наказание является основной мерой воздействия, повзрослев, ребенок начинает использовать физическую силу уже против применявшего ее родителя.

2 Словесное наказание. Обычно выражается в виде негативных высказываний в адрес ребенка. Казалось бы, это наиболее безобидный метод наказания, но многие сказанные в сердцах слова родителей могут иметь неблагоприятные последствия. По мнению американских психологов Р. и М. Гулдинг, некоторые родительские утверждения имеют скрытый посыл, директиву, выполнять которую ребенок будет едва ли не всю жизнь. Одна из самых сильных и жестких директив - «не живи». Передается ребенку при произнесении таких фраз как «уйди с глаз моих, с тобой одни проблемы», «лучше бы тебя не было», «зачем только я тебя родила». Чтобы выполнить директиву он бессознательно будет попадать в травмирующие ситуации, в детстве разбивать коленки и получать ссадины, а повзрослев, находить иные, более серьезные способы саморазрушения. Вторая директива – «не будь ребенком». Ее несут в себе фразы «ты же уже большой, чтобы так поступать», «ты ведешь себя как маленькая». В этом случае все детство ребенок будет пытаться «подрасти», а став взрослым не научится полноценно отдыхать и расслабляться, чувствуя вину за «детские» потребности. Третья директива – «не думай». Передается родителями при помощи фраз, блокирующих способность ребенка мыслить: «не умничай», «не рассуждай, а делай». Принявшие директиву дети впоследствии совершают необдуманные поступки, не способны к решению сложных проблем. Четвертая директива – «не будь самим собой». Содержится в таких высказываниях родителей как «Леночка уже вяжет, а ты пуговицу не умеешь пришить», «почему Петенька может хорошо себя вести, а ты нет?». Человек с этой директивой будет постоянно неудовлетворен собой, излишне самокритичен, завистлив к чужому успеху. Таким образом, большинство подобных высказываний, адресованных ребенку, не приводит к желаемому результату и провоцирует возникновение различных личностных проблем.

3 Наказание изоляцией. При этом виде наказания ребенок на короткое время лишается внимания взрослых и возможности быть включенным в общую деятельность. Используя такое наказание нужно учитывать возрастные особенности восприятия времени: чем младше ребенок, тем медленнее течет для него время и тем короче должна быть продолжительность санкции.

4 Наказание трудом. В качестве наказания родители нередко принуждают ребенка к выполнению обязанностей, например помощи по дому, учебным занятиям. Это способствует формированию у ребенка негативного отношения к труду в целом, что может сохраниться и во взрослой жизни.

5 Наказание лишением удовольствия. Является наиболее приемлемой санкцией. Известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер рекомендует родителям определить источники радости ребенка, желательно связанные с их совместной деятельностью, например вечерняя сказка, прогулка в выходные. Эти удовольствия значимы для ребенка и очень вероятно, что он будет избегать поведения, повлекшего наказание, однако не следует лишать его любимых удовольствий на слишком длительное время.

В заключение следует отметить, что в воспитательном процессе нельзя ограничиваться только санкциями, необходимо также использовать поощрения, подкрепляющие желательное поведение ребенка и одним из самых простых, но результативных является поощрение улыбкой и похвалой. Сочетание адекватных наказаний и положительной стимуляции позволяют достичь максимального педагогического эффекта в воспитании ребенка.

С давних времен непослушных детей принято наказывать, ставить их в угол или трепать за ухо. Такие действия считались нормальным и применялись не только родителями по отношению к своему ребенку, но и в детских учреждениях. На сегодняшний день психологи считают, что такое воспитание травмирует психику малыша и способно негативно отразиться на его дальнейшей жизни. Наказание ребенка : за и против.

Как влияет на ребенка наказание?

Наказывая своего ребенка родители тем самым показывают свое превосходство над ним, подавляя его как личность. У слишком строгих родителей дети ведут себя неуверенно даже по отношению к другим людям. Их сверстники это быстро замечают и начинают над этим ребенком «измываться», тем самым выплескивая свой негатив, который они получают от своих родителей.

Угнетение своего дитя приводит к тому, что он повзрослев не может реализовать себя в жизни, боясь ошибиться и получить за это наказание. Или наоборот, почувствовав себя взрослым начинает делать все то, что ему запрещали в детстве. Такое поведение делает людей неуправляемыми, они часто не знают границ вседозволенности и делают ужасные поступки.

Возможно ли воспитание без наказаний?

Нужно понимать – наказание и воспитание совершенно разные вещи. Воспитывать малыша нужно на своем примере, ведь для них родители всегда являются предметом для подражания. Если папа поймал сына за курением или ругательством матерными словами, то прежде чем наказывать, нужно посмотреть на себя, возможно, он копирует действия своего отца.

Когда есть стремление вырастить ребенка «человеком» без вредных привычек, начинать воспитание нужно с себя, чтобы быть достойным примером для своего отпрыска. Заниматься спортом с малышом нужно вместе, чтобы он воспринял это как само собой разумеется, а не потому, что так требуют взрослые. Чтобы найти общий язык со своим чадом необходимо:

  • Разговаривать с ним.
  • Прислушиваться к его мнению и пожеланиям.
  • Прежде чем наказывать за драку или сорванный урок нужно разобраться, что стало причиной этому, возможно, в той ситуации, которой оказался ребенок, поступить по-другому было невозможно.
  • Поощрять его действия, если он сегодня занимается рисованием, а завтра хочет стать боксером, не стоит винить его и препятствовать таким действиям, возможно, он таким образом старается найти себя. Не мешать ему и он обязательно найдет свое любимое занятие.

Для того, чтобы развить у ребенка чувство ответственности необходимо составить дома правила и распределить обязанности, в которых будут активно принимать участие взрослые.

  • Возвращаться вовремя домой, если кто-нибудь задерживается, то нужно обязательно предупредить об этом.
  • Каждый должен наводить порядок в своей комнате. Начинать приучать к чистоте нужно с очень маленького возраста. Попросить малыша убрать за собой тарелку и игрушки, обязательно с гордостью хвалить его за это, что он такой большой и сам справляется. Ведь дети всегда стремятся стать взрослее.
  • Не купить, не употреблять алкоголь и не ругаться матом в присутствии детей. Объяснять маленькому, что за такие поступки людям должно бить стыдно.

Нужно дать понять малышу, что он личность и родители гордятся его достижениям и хорошими поступками.

Когда нужно наказывать?

Случаются ситуации, когда ребенок действительно заслуживает наказания. Но, ни в коем случае нельзя его ругать при посторонних, лучше сказать «дома или потом поговорим». Категорически запрещается поднимать на него руку, ничего кроме озлобленности этим не добиться. В качестве наказания для ребенка более эффективней являются:

  • ограничение на пользование определенного времени гаджетами и компьютером;
  • запрет на просмотр любимого мультфильма;
  • в качестве наказания он должен прочитать и пересказать отрывок или главу из книги.

Во времена Чехова и Толстого воспитание в семье было крайне строгим. Нередко детей били розгами, даже если они ничего плохого не совершали. В XXI веке такой метод воспитания, как ремень, себя не изжил: мамы и папы, бабушки и дедушки периодически применяют силу по отношению к ребенку...

Имеет ли этот метод эффективное воспитательное воздействие? Психологи по-разному думают о том, стоит или нет наказывать детей в принципе. Но единогласны в одном: нельзя избивать детей, недопустимо над ними издеваться, недопустимо унижать их человеческое достоинство.

Большинство родителей наказывают своих детей. Вопрос состоит в том, как именно это делается. Можно не отпустить гулять, не разрешить смотреть телевизор или играть за компьютером. Можно дать подзатыльник или шлепнуть. Но бывает, что и ремень не помешает. Как наказать ребенка, который чуть не поджег дом или украл деньги?.. А вот если за любую провинность сына избивают так, что он потом не может сидеть, ходит с синяками, - то это не наказание, а жестокое обращение...

Отношения детей и родителей - тема в определенной степени закрытая. Никто не торопится выносить сор из избы. Родственники и соседи чаще всего предпочитают не вмешиваться. Полиция по объективным причинам всерьез не выясняет, за что папа отлупил свое чадо. Представители старшего поколения так и вовсе считают, что "лупить надо". А если дети выросли непослушными и эгоистичными, обвиняют родителей: мол, мало пороли в детстве, вот они вам на голову и сели!

Но специалисты полагают иначе. Изучив реакцию несовершеннолетних на насилие, психологи, педиатры и юристы пришли к выводу, что восприятие мира подростками сильно отличается от мировосприятия взрослых. И довольно часто жестокие наказания вызывают у ребенка не желание исправиться, а совсем другие чувства. Например, отомстить или сделать что-то в знак протеста. Есть и другая сторона - правонарушения, совершенные детьми. Агрессивность подростков на 60-70 процентов обусловлена невыносимыми домашними условиями.

Как защитить детей от кулаков самых близких людей? Самый распространенный путь - полное или частичное лишение родительских прав. Правда, прежде необходимо доказать факт жестокого обращения в суде. А сделать это весьма непросто - согласно закону, подать заявление в суд могут только совершеннолетние. Что касается маленьких детей, то часто они так сильно любят своих родителей, что готовы простить им очень многое. Правда, до поры до времени.

В России никогда не было культа детей, как, например, в Индии. Замечательный лозунг советских времен "Все лучшее детям! " во многом был голой декларацией. А о сегодняшнем дне и говорить не приходится: тысячи беспризорников и малолетних преступников отражают отношение общества к подрастающему поколению.