Насколько важно воспитание трудом в развитии личности малыша. Воспитание в домашнем труде

Важное значение для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех-пятилетнего возраста ребенок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личностного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.

Еще в дошкольном возрасте родители, как правило, приучают детей к самообслуживанию. Иногда, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей более старшего воз­раста. Дело доходит до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлежности и т. д. Сами того не понимая, родители за­кладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм. Воспитание привычки к труду - дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, всякий труд связан с преодолением неумений, с уси­лием, усталостью, напряжением.

Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребенка - это не радостные развлечения и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей.

Но родителям надо понять главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.

Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспита­нию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказывают те родители, которые оберегают детей от домашних обязанностей.

Приучая детей к выполнению трудовых поруче­ний по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под пал­ки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило - нельзя на­казывать ребенка трудом, у него не должно сло­житься убеждение, что труд - это наказание.


Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность,- это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за растениями, животными и т. п. В сельской местности и в городе, в тех семьях, которые имеют участки земли, это и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Детям дошкольного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для игры, отдыха, а детям младшего школьного возраста - также места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.

Инициатива в организации всего этого вначале должна принадлежать взрослому, но затем, по мере взросления ребенка, переходить к нему самому. Младшие школьники все это могут делать вполне самостоятельно, только в случаях крайней необходимости обращаясь за помощью к взрослым (например, тогда, когда в силу отсутствия физических или иных возможностей ребенок не в состоянии что-либо сделать сам). Взрослый, не отказывая ребенку в необходимой помощи, должен побуждать его к самостоятельному мышлению и действию всеми доступными способами, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде.

Участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и чистоплотность. Эти два качества относятся к разряду так называемых психогигиенических, и начинать заботиться об их развитии надо с раннего возраста. Однако в этом возрасте возможности для их воспитания еще ограничены и полностью раскрываются лишь в дошкольном возрасте. Именно в эти годы на воспитание аккуратности и чистоплотности должно быть обращено особое внимание.

Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы эти два качества у ребенка проявлялись в самообслуживании, в систематическом уходе за собой, за своей одеждой, за игрушками и другими вещами личного пользования. Важная роль в формировании этих личностных качеств принадлежит окружающим людям: родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Никакие правильные слова и увещевания не помогут в воспитании аккуратности и чистоплотности, если у самых близких окружающих ребенка людей эти качества не развиты.

Другой аспект воспитания в домашнем труде - экономический.
Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в расходовании семейного бюджета, в определении доходов и расходов. Приобретение ребенком дошкольного или младшего школьного возраста элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости.

Основные пути и средства воспитания в домашних условиях этих качеств личности следующие:

1. Предложение детям разных экономических задач, соответствующих их возрасту, интересам и уровню понимания. Постепенный переход к таким играм, где сюжетом является решение какой-либо экономической проблемы.

2. Привлечение ребенка и предоставление ему самостоятельности в выборе покупок сначала для себя, потом для семьи.

3. Привлечение ребенка дошкольного возраста к участию в коммерческой деятельности там, где семья ею занимается.

4. Привлечение детей к расчетам, связанным с семейным бюджетом.

5. Выделение детям определенной денежной суммы на мелкие расходы, предполагающей экономию средств.

Есть такие виды домашнего труда, которые прямо или косвенно связаны с самообслуживанием. Это - приготовление пищи, ремонт и изготовление деталей одежды, предметов домашнего обихода и личного пользования. Участие детей дошкольного и младшего школьного возрастов в этих видах труда обязательно, так как вырабатывает у них независимость, самостоятельность, способность к самообслуживанию, ведет к оптимальному развитию трудовой активности ребенка.

Давая поручения ребенку, надо подумать, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.

Необходимо, чтобы родители должны уважать ребенка. Заранее договариваться с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть и свои важные дела.

Не следует забывать хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если родители не удовлетворены результатом выполненной ребенком работы, не следует спешить высказывать ему свое недовольство. Надо попытаться понять причину, подсказать ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.

Нужно стараться быть последовательными в своих требованиях.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, надо показать ему образец правильного выполнения поручения. Надо научить этому ребенка, несколько раз выполнить это поручение вместе с ним.

Чаще использовать игровые моменты в трудовом воспитании.

Учить ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывать детям о своей ра­боте и о работе своих близких, друзей.

Не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком-либо труде человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко подтвердил это. Он у самых «трудных» подростков воспитывал глубокое чувство человечности, честности, правдивости. С большим мастерством А. С. Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение, воспитательное воздействие.
Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Только на основе общего труда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.
Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится Солее подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни и всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.
Чрезвычайно важное значение имеет труд для правильного физического развития, укрепления и улучшения здоровья учащихся. Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, их движения совершенствуются; при этом регулируется деятельность сердца, ускоряется кровообращение, создаются благоприятные условия для отдыха и сна.

Трудовое воспитание — одна из важнейших задач семьи.

Детей необходимо привлекать к сельскохозяйственному труду, воспитывать любовь к нему. В саду, огороде, в скверах всегда найдется полезная работа. Дети с успехом могут полоть, производить поливку, убирать овощи, применяя на практике знания, приобретенные в школе.
Дружественная, трудовая атмосфера в семье, примеры сознательного отношения родителей к труду, их любовь к своей профессии — все это факторы правильного трудового воспитания учащихся. В них вырабатывается сознание того, что им необходимо работать, принимая посильное участие в труде взрослых.
Поручая детям ту или иную работу, нужно обязательно подумать, по силам ли она для них. А для того, чтобы порученное дело выполнялось сознательно, дети должны знать, зачем они это делают. Очень важно, чтобы ребенок видел результаты своего труда. Поэтому каждое поручение должно приводить к полезным, осязаемым результатам. Непосильная, а также нецелесообразная, бесполезная работа отрицательно влияет на детей.
В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или застилать утром свою постель, они будут делать это без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых.
Создание привычек — важнейший результат правильного трудового воспитания детей. Для этого полезно установить, начиная с дошкольного возраста, обязанности детей. Никто не должен, например, убирать игрушки — нужно приучить детей самих это де- лать; необходимо научить их правильно одеваться и раздеваться, правильно укладывать свои вещи на место, специально отведенное для этого.
«Каждой вещи — свое место» — это должно стать правилом. Но выполнения его нужно требовать не только от детей — оно в одинаковой степени касается всех без исключения членов семьи. Как и во всем, в трудовом воспитании детей важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поучений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.
Неправильно поступают те, кто, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать в комнате, готовить обед и пр., освобождает мальчиков от домашних работ, считая, что это — женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к домашней работе. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что касается работы по дому.
Задача трудового воспитания детей в семье — приучить их к труду независимо от пола и возраста, научить каждого из них выполнять в семье посильную работу, прививая им нужные навыки. Детей необходимо обучать всякой работе. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве (мол, сами научатся, когда станут взрослыми),— неправильно понимают любовь к ребенку. Любить детей — это не значит отстранять их от труда. По-настоящему любят своих детей те родители, которые заботятся о всесторонней подготовке их к жизни.

Трудовое воспитание детей - это формирование нравственных качеств ребенка за счёт труда. Труд - это не только обязанность каждого гражданина своей страны, но и основа воспитания личности. Приобретая навыки труда, ребенок сможет успешно использовать их во всей своей дальнейшей жизни.

Трудовая деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие детей. Особенно полно это проявляется в ситуации, когда ребенок трудится на свежем воздухе. Труд позволяет развить интеллектуальные способности и воспитать нравственность в человеке.

Он способствует повышению самооценки ребенка, благодаря чему малыш чувствует себя полезным и нужным обществу. Трудовое воспитание развивает в ребенке стремление внести свой вклад во что-то общее, осознание своего общественного долга и гордость за полученный результат.

Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового воспитания детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям с другими детьми. Такое качество человека, как трудолюбие, характеризуется наличием соответствующих навыков и умений, присутствием мотивации, способностью преодолеть возникшие на пути сложности, осознанным выполнением трудовой деятельности для общества и самого себя.

В дальнейшем труд будет служить основой при выборе профессиональной деятельности человека. Поэтому трудовое воспитание ребенка в семье и в специализированных учреждениях должно строиться так, чтобы он развивался разносторонне.

Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.

Как приучить малыша к труду?

Ранний возраст - это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.

Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.

Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально , в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.

Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:

«Чистая водичка

Моет Кате личико,

Ларочке ладошки,

А пальчики – Илюшке».

Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек». Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут.

Привитие трудолюбия дошкольникам

Дети дошкольного возраста должны уважительно относиться к чужому труду, быть ответственными, бережливыми, заботливыми, уметь работать в коллективе сверстников и положительно оценивать их труд, уметь организовывать работу. Все эти навыки должны развивать в детях взрослые, причём делать это постепенно. Сначала необходимо прививать то или иное умение, а затем его совершенствовать и закреплять.

В этом возрасте детям прививается хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ручной труд и на природе, а также различные виды дежурства. Каждый вид труда развивается по-своему и соответственно возрасту. Так, хозяйственно-бытовой труд заключается в освоении ребенком привычки поддерживать порядок дома и на участке, убирая за собой игрушки, листочки на улице.

Самообслуживание - умение удовлетворить свои ежедневные потребности. Начиная с пятилетнего возраста, детям уже можно предложить постирать свои мелкие вещи. Частота проведения работы над навыками самообслуживания зависит от возраста детей и степени их овладения.

Ручной труд основывается на поддержании порядка в хозяйстве. Так, дошкольник, конечно же, под руководством взрослого может пришить пуговицу, подклеить книгу, сделать сувенир из подручного материала. Труд на природе заключается в работе на огороде, в уголке природы, саду. Здесь дошкольник может полить грядки или цветы, посадить лук, собрать урожай и прочее. Ближе к школьному возрасту можно давать ребенку задания по уходу за садовым инвентарем. В этом же возрасте дети способны дежурить на отведенном им участке: подметать дорожки, помогать малышам и т. п.

Отношение к труду у дошкольников будет формироваться в прямой зависимости от того, какое значение ему будут придавать взрослые. То есть ребенок может испытывать и радость от труда и негативное отношение к нему. Последний вариант может случиться при применении неинтересных методик в трудовом воспитании дошкольников. Нужно развивать у ребенка интерес к посильному труду.

Ребенок более заинтересован в труде, если он пересекается с игрой. Дошкольник просто перестает замечать, что это игра. Трудовая деятельность должна содержать в себе такие приемы, как тайна и соревнование.

В трудовом воспитании детей дошкольного возраста используют сценки с игрушками. Можно разыграть сценку с пластмассовой или резиновой хрюшкой. Её мордочка должна быть вымазана чем-то, что легко смыть. Взрослый задает Хрюшке вопросы, почему она такая грязная и что нужно сделать, чтобы стать чистым. Хрюшка может потянуться к ребенку чтобы поцеловать его. Ответ на вопрос, что нужно сделать Хрюшке, должен дать ребенок.

Мытье рук тоже можно сопроводить игрой. Перед этой процедурой следует сказать дошкольникам о визите кого-либо из героев мультфильмов и о его недоверии к тому, что дети могут помыть руки, не оставив следов на полотенце. Это будет стимулом для того, чтобы показать любимому герою, как умело дети могут вымыть ручки.

Малыши обожают всё тайное, поэтому любой вид трудовой деятельности можно превратить в секрет. Например, уборку участка можно представить в виде такой игры: сказать детям, что дворник, занимающийся наведением порядка во дворе, очень устал и нужно помочь ему. Что если дворник придет убираться, а здесь будет чисто. Пусть он думает, что это добрый Карлсон помог ему.

Правильно поощряем успехи детей

Поощрение ребенка в процессе достижения успехов - это своеобразная хитрость воспитания. Поощрять необходимо постоянно, но это не значит, что детей нужно задаривать подарками. Материальное поощрение тоже приветствуется, но нужно уметь делать это правильно. Уверенность ребенка в себе, его активность и самостоятельность утрачиваются, если ему постоянно дарить подарки за успехи. Поэтому старайтесь поощрять нематериально, а просто похвалив или признав значимость ребенка.

Малыш становится зависим от вознаграждения, если каждое его правильное действие будет сопровождаться подарком. Например, родители говорят «Если ты приберешь игрушки, мы купим тебе машинку». У ребенка складывается представление что его успехи нужны не ему самому, а родителям. А этого допускать нельзя.

Чтобы проявить положительную оценку поступкам малыша, достаточно воспользоваться правильным словом . Можно сказать, что вы обрадованы его успехам. У ребенка поднимется настроение, и он будет рад сделать ещё что-нибудь хорошее.

Чтобы поощрить ребенка за успех, достаточно лишь кивнуть, ласково посмотреть, показать одобряющий жест, преподнести подарок или просто похвалить словом. Однако здесь есть небольшой нюанс: хвалить нужно только за стоящие поступки и действия, а не за привычки и ежедневные обязанности. В противном случае похвала вызовет привычку у ребенка и он перестанет стремиться к успеху.

Поощрение должно быть искренним и направлено не на личность, а на поступок. В трудовом воспитании детей главное - не лицемерить и не лукавить. Они хорошо это чувствуют и понимают. Будьте честны по отношению к малышу.

Нужно ли разделять трудовое воспитание мальчиков и девочек?

Если говорить о половом различии детей раннего и дошкольного возраста, то стоит учесть одно условие: трудовое воспитание мальчиков и девочек должно быть различным. Связано это, прежде всего, с разным пониманием назначения мужчины и женщины. Обратимся к народным понятиям.

Женщина всегда воспринималась, как хранительница очага и мать. Она занималась семьей, воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Эти обязанности женщины сохранились и сегодня. Мужчина – это глава семьи. Он является её основой и опорой. Мужчина не только обеспечивал семью материально, но и выполнял тяжелую работу по хозяйству. Из этих различий и стали формироваться основные задачи трудового воспитания детей.

Именно поэтому девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Девочки занимаются наведением порядка в комнате или на участке: сажают цветы, поливают растения, убирают игрушки и т. п. Мальчики же помогают в посадке деревьев, переносят книги или игрушки и прочее.

Существует множество общих приемов трудового воспитания детей. Но не стоит забывать об их половом различии. Поэтому, используя общие методы воспитания, следует обращать внимание на выбор методик для развития трудовых навыков у девочек и мальчиков.

В заключение

Нужно помнить, что так же как и в других видах воспитания, в трудовом развитии детей следует обращать внимание на индивидуальность. Труд должен быть разнообразным по содержанию, лишь тогда он будет интересен детям. Это условие поможет вызвать желание трудиться.

Усложняя трудовую деятельность, мы развиваем в ребенке наблюдательность, расширяем его кругозор, учим планировать работу. Труд должен быть регулярным и посильным. При этом дети не должны находиться в одном и том же положении, необходимо менять его. Инструменты, которые ребенок использует в трудовой деятельности должны быть безопасными и соответствовать его возрасту. Но, помните, что инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Трудовое воспитание ребенка в семье

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться . Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда , не владея трудовыми навыками , он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду , привычки и желания трудиться , включаться в труд по собственному желанию, успешно его совершать.

Трудовые умения и навыки различны : труд по самообслуживанию , хозяйственно – бытовой труд , труд в природе , ручной труд . Трудовое воспитание детей в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания , т. к. в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия . Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда , ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка . В семье , вместе со взрослыми ребенок быстрее овладеет трудовыми навыками . Труд вместе родителями доставляет ребенку радость .

Участие в хозяйственно – бытовом труде позволяет ребенку ощутить свою причастность к заботам семьи , это способствует воспитанию многих качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде . Это расширяет представление о труде взрослых , формирует интерес и уважение к нему.

У младших дошкольников большое внимание уделяется воспитанию навыков самообслуживания.

Прежде чем начинать приучать малыша к самостоятельности в самообслуживание, необходимо создать условия :

Отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, а затем убирать;

Сделать вешалку на уровне его роста, чтобы он мог вешать полотенце или одежду;

Приобрести маленький стул, на котором ему было бы удобнее сидеть;

Учить расстегивать и застегивать свою одежду и т. д.

При этом нужно использовать объяснения и наглядный показ действия.

Всему нужно учить малышей постепенно, показывая каждое действие. Оказывать ребенку помощь следует только тогда, когда он в ней действительно нуждается. Надо стремиться к тому, чтобы малыш постарался преодолеть трудности . Проявившего настойчивость и добившегося результата ребенка следует обязательно похвалить, это побуждает его к проявлению большой самостоятельности.

Малыши любят играть. Умываясь, он играет с водой, одеваясь, превращает ботинок в автомобиль и т. д. Понимая детскую потребность играть, стремление превращать окружающие предметы в объекты для игры, в тоже время нужно учить ребенка отличать игру от труда , но настойчиво добиваться нужного результата. Игра способствует развитию у ребенка многих навыков , которые пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым в домашнем хозяйстве. Играя с куклой, малыш одевает и раздевает ее, застилает кроватку, подметает свой уголок и т. д.

В младшем возрасте следует давать такие поручения ребенку , которые он сможет выполнить : поставить хлеб на стол, положить ложки, принести бабушке туфли т. д. Такие поручения доставляют ребенку радость , т. к. он осознает причастность свою к полезным делам.

Малыши проявляют большой интерес к тому, что делают взрослые дома, к их действиям, к результатам труда . Этот интерес следует поощрять. И если родители не отстраняют от дела интересующегося их работой ребенка , стараются удовлетворить его любознательность, вызывают у него чувство благодарности к тем, кто трудится , у него формируется уважение к труду окружающих , появляется желание трудиться . Взрослые должны пользоваться удобным случаем, чтобы поблагодарить за внимание. Все это способствует формированию у ребенка уважения к взрослым и их труду .

Памятка для родителей

«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда»

Роль труда в воспитании ребенка

Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной социализации детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка, необходимо:

    Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т.д.);

    Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;

    Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;

    Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;

    Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;

    Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;

    Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;

    Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;

    На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;

    Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;

    Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;

    Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;

    Никогда не использовать труд как средство наказания.

Важно знать!

* * *

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

* * *

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно; ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т.д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.

* * *

В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.

Подготовила социальный педагог Елшанская Ю.Г.