Личностные качества эффективного менеджера. Профессионально важные качества менеджера

Для того чтобы оценить значение личностных качеств в деятельности нужно разобрать само понятие личности. Под личностью понимается система взаимосвязанных, устойчивых социально-значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир. Часть из них являются врожденными (природными), часть - приобретенными (социальными). Качества личности:

  • - Общие качества. К ним относятся ум, наблюдательность, внимание, трудоспособность, организованность, общительность и прочее. Каждое из этих качеств в большей или меньшей степени присуще любому человеку.
  • - Способности к тому или иному виду деятельности. Примером служит руководство подчиненными, конструирование машин, обучение детей и т.д.
  • - Подготовленность. Она предполагает обладание знаниями, навыками и привычками необходимыми для участия в деятельности.
  • - Направленность поступков человека. Возникает под действием интересов, идеалов и убеждений.
  • - Склад характера (совокупность наиболее важных психологических свойств данного лица): биологические особенности - (темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила и т.д.); психологические особенности (способность к деятельности, стиль работы и др.); пол носителя личности.

Личностные и профессиональные качества наряду с навыками и способностью менеджера являются факторами, влияющими на эффективность их работы. Личностные и деловые качества менеджера - это те средства, которые применяются им каждодневно в процессе анализа и принятия управленческих решений. У каждого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт и личностных качеств. Личностные характеристики менеджера разнообразны. В первую очередь, следует отметить следующие качества:

  • - энергичность;
  • - жизнерадостность;
  • - хорошее здоровье;
  • - чувство юмора;
  • - уважение к окружающим;
  • - любознательность;
  • - открытость всему новому.

Также отметим, что хороший менеджер должен уметь находить общий язык со всеми и каждым, быть неконфликтным, уметь ощущать, что хотят другие, и т. д. Многие личностные качества способствуют осуществлению менеджерских функций, следовательно, и успешной работе. Ф. Тейлор, выделял такие личностные качества у идеального менеджера как: ум; образованность; технические знания; сила; тактичность; энергичность; решительность; четкость; рассудительность. Другой классик менеджмента А. Файоль считал, что менеджер должен обладать: предвидением; компетентностью; здоровьем; развитым интеллектом; высоким уровнем культуры и нравственности.

Из совокупности личностных качеств менеджера выделяют "великолепную семерку":

  • 1. Смелость - боязнь неудач и страх осложняют движение к успеху. Каждое новое действие дает жизненный опыт.
  • 2. Терпение - добиться успеха мгновенно невозможно. Упорство и осознанное преодоление трудностей ведут к цели.
  • 3. Зависть - чувство неудовлетворенности должно быт доброжелательным и освобожденным от злого духа соперничества.
  • 4. Сомнения - здоровое сомнение сопутствует принятию ответственных решений.
  • 5. Скромность - скромный человек видит себя как часть всего, что его окружает.
  • 6. Искренность - основа уверенности в себе. Очень большой вред приносит человек, который верит своей лжи.
  • 7. Сострадание - доброта и служение людям, симпатия к другим усиливает личную энергию человека.

Таким образом, каждая национальная общность, и даже фирма, предъявляет свои требования к личностным качествам менеджера. Личностные качества менеджера напоминают профессиональные и имеют важное значение, так как способствуют выполнению управленческих функций.

Профессиональные качества руководителя - индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т. е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Основные профессиональные качества руководителя:

  • - практический интеллект - способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит, как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. -- социальный интеллект - способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела.
  • - адекватная самооценка - выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективным результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.
  • - профессиональные знания - по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т. п. Т. е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:

  • - выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;
  • - принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;
  • - оперативно руководить и контролировать работу сотрудников;
  • - с повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность.

Следуя из этого можно выделить несколько наиболее важных лидерских качеств менеджера:

  • * Организаторские способности;
  • * Коммуникабельность (умение четко излагать свои мысли, адекватность, умение слушать, умение расположить к себе собеседника);
  • * Профессиональная компетентность;
  • * Умение принимать решения;
  • * Инициативность;
  • * Интеллектуальность;
  • * Креативность;
  • * Стрессоустойчивость.

Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.

Работа менеджера, да и любая другая работа предполагает наличие у специалиста такого качества как умение доводить дела до конца. Умение доводить работу до конца демонстрирует заинтересованность и понимание важности клиентского обслуживания.

Умение работать в коллективе - умение успешно работать в команде с партнерами и начальниками, с людьми разных сословий и профессий - огромная ценность для любой компании.

Готовность к работе и заинтересованность - руководители компаний хотят видеть на работе сотрудников, которые сделают все возможное, чтобы достичь как собственного успеха, так и успеха своей команды.

Желание добиться успеха - очень трудно научить людей, если у них нет на то никакого желания. Если такое желание есть, то гораздо легче разрешать важные вопросы.

В настоящее время менеджер – это одна из наиболее популярных и высокооплачиваемых профессий. Чтобы понять, почему она настолько востребована, следует понимать, что подразумевается под словом “менеджер” и какими качествами этот человек должен обладать.

Кто такой менеджер и что входит в его обязанности?

Менеджер — это человек, занимающий постоянную должность, наделенный определенными полномочиями и имеющий право принимать решения в некоторых видах деятельности компании.

Иными словами, термин “менеджер” не имеет четкого и конкретного определения. Это может быть:

— Организатор конкретных работ;

— Руководитель предприятия или его отделения;

— Администратор, организующий работу.

Человек, который хочет добиться определенного успеха в данной области, должен знать, какими самыми важными качествами должен обладать менеджер.

Необходимые качества для хорошего менеджера.

Важнейшее качество для данной должности – это жизнестойкость. Человек, обладающий данным качеством, с успехом справиться с любой стрессовой ситуацией и сможет быстро восстановиться после неудачи. Стоит не забывать, что менеджер – это человек, который как никто другой должен обладать большой силой духа для построения успешной карьеры.

Одно из главных качеств успешного менеджера – это эмпатия . Под этим термином подразумевается грамотная оценка ситуации и умение поставить себя на место другого человека. Это качество помогает быстро находить правильные решения и позволяет предугадать действия и поступки другого сотрудника.

Не менее важная черта – это честолюбие. Это качество позволяет менеджеру успешно завершить начатое дело и всегда добиваться поставленной цели.

Важные навыки для успешного менеджера.

Хороший менеджер должен знать и уметь многое. Но специалисты выделяют основные качества и знания, которые необходимы для построения карьеры. Это мастерство общения, технические и концептуальные навыки. Рассмотрим поподробнее эти три важных качества.

– это умение работать с людьми и с их помощью успешно решать поставленные задачи. Именно коммуникативные качества являются решающими для обеспечения процветания предприятия. Как правило, мастерство общения приходит со временем, но этот навык требует постоянного совершенствования.

Техническое мастерство – это качества, помогающие быстро и эффективно решать поставленные задачи. Например, умение применять новейшие технологии и средства для выполнения конкретных работ.

Концептуальные навыки – это способность человека правильно оценивать и воспринимать организацию как единый организм. Хороший менеджер должен уметь обрабатывать данные, системно мыслить и организовывать деятельность компании.

Термины которые должен знать менеджер.

Хороший менеджер должен знать специфику профессии и термины, с которыми придется сталкиваться каждый день. Основные из них, которые необходимо понять и запомнить:

  • вербальная коммуникация;
  • делегирование полномочий;
  • управление конфликтами;
  • организованные усилия.

Вербальная коммуникация – это умение двух людей общаться и находить общий язык. С помощью правильного поставленного процесса общения хороший менеджер должен уметь донести информацию до своего собеседника, и сделать так, чтобы он понял его.

Делегирование полномочий – это передача некоторых своих полномочий друг людям. Свои функции менеджер может передать другому сотруднику для достижения своих целей и повышения эффективности работы организации в общем.

Конфликтология – это целая наука, которая помогает быстро и без последствий предотвратить назревающий конфликт и разрешить уже существующий. Когда люди задаются вопросом, какими качествами должен обладать человек, желающей сделать карьеру менеджера, на ум сразу приходит умение управления конфликтами.

Для успешной работы компании необходимо следить за тем, чтобы в ней не возникало конфликтов. Тогда ничего не будет отвлекать сотрудников от рабочего процесса и позволит повысить эффективность выполнения поставленных задач.

Сила и успех

Сила — это организованные знания , выраженные в рациональных действиях.

Никакие усилия нельзя считать организованными, пока вовлеченные люди не скоординируют свои знания и энергию в духе совершенной гармонии. Отсутствие гармоничного объединения усилий — это главная причина практически каждой неудачи в бизнесе.

Источник любой силы — организованные усилия .

Сила и успех — это практически синонимы! Одно вытекает из другого. Таким образом, каждый, кто обладает знаниями и способностью развивать силу через принцип гармоничного объединения усилий между отдельными умами — или другими способами, — может добиться успеха в любой профессии и разумном начинании.

Проницательный менеджер не только понимает важность закона организованных усилий, но и на его основе развивает свою силу.

Менеджер – это очень интересная и многогранная профессия, которая требует постоянного совершенствования и повышения квалификации. Если Вы хотите стать успешным менеджером, Вам нужно получить необходимые знания и научиться новым навыкам.

На сегодняшний день понятие «менеджер» успело крепко войти в обиход нашего современного мира, и если ранее многие хотели стать космонавтами, то сейчас уже все стремятся стать менеджерами, только не все знают, в чем заключаются . В данной статье стоит детально попытаться рассмотреть, какими качествами должен обладать менеджер, а именно, умение управлять собой, своим временем.

Какими качествами должен обладать менеджер?

Основные личные качества менеджера, которые присущи каждому современному специалисту, состоят из:

Способности управлять собой;
Умения обучать подчиненных;
Изобретательности;
Стремления к личностному росту;
Способностей влиять на окружающих.

Способность менеджера управлять собой определяется тем, что тот человек, который желает управлять другими людьми изначально должен научиться управлять самим сбой. Поскольку работа способна поглотить человека, лишить его радостей жизни, выдавив из него всю творческую силу, поэтому личные качества менеджера должны строиться на том, что ему нужно в первую очередь научиться обращаться непосредственно самому с собой.

Данное умение состоит из четырех компонентов:

Умение поддерживать свое физическое здоровье. Это довольно легко отследить по стабильному показателю веса.
Умение поддерживать свое психическое здоровье. В данном случае личностные качества менеджера подразумевают изучение внутреннего мира, признание своих чувств, налаживание хороших отношений с окружающими, умение принимать неудачи.
Наличие здравой системы своих личных ценностей. В том случае, когда руководителю не ясно в чем заключаются его личные ценности, то здесь совершенно будет недостаточно твердых оснований, чтобы принять определенное решение, которые окружающие могут воспринять как необоснованные.
Умение управлять своим временем. Личные качества менеджера здесь состоят в том, что любой человек, даже руководитель, имеет два личных ресурса, которые состоят в его здоровье и времени. Если собственное здоровье человеку может как-то удаваться поддерживать, то время является невосполнимым, и оно способно лишь расходоваться.

Согласно определению Стивена Кови существуют основные этапы развития практических разработок и теоретических изыскания в области управления своим личным временем, которые также включают личностные качества менеджера . Рассматривая эти этапы, стоит учесть, что каждый последующий полностью не отвергал предыдущий этап, при этом вбивал его непосредственно в себя.

Первый этап связан с попытками упорядочить работу при помощи памяток и записок, которая требует от руководителя много сил и времени. По мере выполнения заданий, руководитель вычеркивал из своего списка то, что он уже сделал, испытывая временное удовлетворение. При этом довольно часто дела, находящиеся в списке, совершенно не соответствовали тому ряду личным ценностей и целей, которые ставил себе руководитель, и ему приходилось выполнять те задания, которые его заставляли выполнять определенные внешние обстоятельства.

Что касается второго этапа , то личностные качества менеджера проявлялись с возникновением деловых календарей, благодаря которым менеджер имел возможность спланировать свою будущую деятельность, в настоящем времени и будущем. Это позволяло дисциплинировать также руководителей, таким образом, что у них повысилась ответственность за выполненные результаты деятельности, а также возникла потребность в самоконтроле.

Третий этап связан с добавлением приоритетных дел к результатам по предыдущим идеям на основе:

Ценностных ориентаций;
Тактических, стратегических, оперативных целей основной деятельности;
Состояния внешней, внутренней среды на предприятии.

Данный подход направлял человека на высокую степень производительности, которая должна наблюдаться ежедневно. Руководитель оказывался полностью зажатым в довольно жесткую схему выполнения обязательных дел, поскольку у него практически не оставалось свободного времени на какое-либо творчество, на поддержание отношений со своими подчиненными, коллегами.

Многие личностные качества менеджера способствуют осуществлению целого ряда менеджерских функций, которые благосклонно влияют на выполнение успешной работы.

  • 2.2.2. Классическая или административная школа в управлении
  • 2.2.3. «Синтетическая» концепция управления
  • 2.3. Неоклассические школы в управлении
  • 2.3.1. Школа человеческих отношений в управлении
  • 2.3.2. Школа поведенческих наук
  • 2.4. Современные концепции менеджмента
  • 2.4.1. Процессный подход
  • 2.4.2. Системный подход
  • 2.4.3. Ситуационный подход
  • 2.4.4. Школа науки управления или количественный метод
  • 2.5. Особенности зарубежных моделей менеджмента
  • 2.5.1. Американская модель менеджмента
  • 2.5.2. Японская модель менеджмента
  • 2.5.3. Западноевропейские модели менеджмента
  • 2.6. Развитие теории и практики управления в России
  • Контрольные вопросы к главе 2
  • 3. Методологические основы менеджмента
  • 3.1. Законы и закономерности менеджмента
  • 3.1.1. Общие законы (закономерности) управления
  • 3.1.2. Специфические законы (закономерности) управления
  • 3.2. Принципы менеджмента
  • 3.3. Методы управления
  • 3.2. Классификация методов управления
  • Контрольные вопросы к главе 3
  • 4. Организация как объект менеджмента
  • 4.1. Организация как управляемая система
  • 4.2. Характеристика среды организации
  • 4.3. Типология структур управления организацией
  • 4.3.1. Иерархические и органические структуры управления
  • 4.3.2. Типовые организационные структуры
  • 4.3.3. Интегрированные организационные структуры
  • Контрольные вопросы к главе 4
  • 5. Менеджер как субъект управления
  • 5.1. Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией
  • 5.2. Личностные и деловые качества менеджера
  • 5.3. Самоменеджмент
  • 5.3.1. Функции самоменеджмента
  • 5.3.2. Инструментарий планирования и организации работы менеджера
  • Контрольные вопросы к главе 5
  • 6. Технология менеджмента
  • 6.1. Общефункциональный подход к управлению
  • 6.2. Решение – универсальная функция управления
  • 6.2.1. Общая характеристика управленческих решений
  • 6.2.2. Этапы процесса принятия рациональных решений
  • 6.2.3. Методы принятия решений
  • 6.3. Коммуникации в управлении
  • 6.3.1. Информация в управленческой деятельности
  • 6.3.2. Коммуникационные сети
  • 6.3.3. Содержание коммуникационного процесса
  • 6.4. Прогнозирование
  • 6.4.1. Общая характеристика процесса прогнозирования
  • 6.4.2. Методы прогнозирования
  • 6.5. Планирование
  • 6.5.1. Сущность, задачи, принципы и методы планирования
  • 6.5.2. Целеполагание в менеджменте
  • Миссия организации
  • Цели организации
  • 6.5.3. Виды и классификация стратегий
  • 6.5.4. Стратегическое планирование
  • Первый этап: выбор (формулирование) целей организации
  • Второй этап: стратегический анализ внешней среды организации
  • Третий этап: стратегический анализ конкурентного состояния фирмы
  • Четвертый этап: разработка стратегии организации
  • 6.5.5. Тактическое планирование
  • Раздел 1. Краткий обзор или резюме проекта.
  • Раздел 2. Характеристика компании и отрасли, в которой занята компания.
  • Раздел 3. Продукция/ услуги.
  • Раздел 4. Рынок и маркетинг.
  • Раздел 5. План маркетинга.
  • Раздел 6. Производственная деятельность.
  • Раздел 7. Управление и права собственности.
  • Раздел 8. План финансирования.
  • Раздел 9. Риски и их учет.
  • 6.6. Организация как процесс управления
  • 6.7. Координация
  • 6.7.1. Сущность и содержание координационного процесса
  • 6.7.2. Методы координационной деятельности
  • 6.8. Мотивация
  • 6.8.1. Первоначальные теории мотивации
  • 6.8.2. Современные теории мотивации
  • 6.8.3. Содержание процесса мотивации
  • 6.9. Контроль
  • 6.9.1. Сущность и классификация контроля, требования, предъявляемые к нему
  • 6.9.2. Содержание процесса контроля
  • 3. Измерение результатов функционирования за обозначенный период
  • Контрольные вопросы к главе 6
  • 7. Групповая динамика и руководство
  • 7.1. Формальные и неформальные группы
  • 7.2. Власть и влияние
  • 7.3. Лидерство и стиль управления
  • 7.3.1. Природа лидерства
  • 7.3.2. Теория лидерских качеств
  • 7.3.3. Концепция поведенческого лидерства
  • 1,9 9,9
  • Организационное управление
  • 1,1 9,1
  • 1,1 9,1
  • 7.3.4. Концепция ситуационного лидерства
  • 7.4. Управление организационными изменениями
  • 7.4.1. Природа организационных изменений. Методы устранения сопротивления переменам
  • 7.4.2. Рационализация организационной деятельности
  • 7.4.3. Совершенствование организационной структуры
  • 7.4.4. Развитие самоорганизации и самоуправления
  • 7.5. Управление конфликтами и стрессами
  • 7.5.1. Конфликты в управлении
  • 7.5.2. Управление стрессами
  • 7.6. Развитие организационной культуры
  • 7.6.1. Сущность и содержание организационной культуры
  • 7.6.2. Управление организационной культурой
  • Контрольные вопросы к главе 7
  • 8. Этика менеджмента
  • 8.1. Морально-этические принципы и нормы деловой этики
  • 8.2. Стиль и манеры делового человека
  • 8.3. Нормы поведения и служебных взаимоотношений
  • 8.4. Правила делового общения
  • 8.4.1. Деловая беседа
  • 8.4.2. Переговоры с деловыми партнёрами
  • 8.4.3. Публичные выступления
  • 8.4.4. Служебные совещания
  • 8.4.5. Ведение телефонных переговоров
  • 8.5. Требования этикета к служебному помещению
  • Контрольные вопросы к главе 8
  • 9. Эффективность менеджмента
  • 9.2. Характеристика эффекта как научной категории. Показатели оценки управленческих эффектов
  • 9.3. Понятие об эффективности как научной категории
  • 9.4. Методологический подход к оценке эффективности управления
  • Контрольные вопросы к главе 9
  • 10. Современные тенденции развития менеджмента
  • 10.1. Проблемы и современные тенденции развития менеджмента
  • 10.2 Организационные структуры будущего
  • Контрольные вопросы к главе 10
  • Список литературы
  • 5.2. Личностные и деловые качества менеджера

    Эффективный менеджер – это, прежде всего, личность, а потом – специалист. Поэтому эффективность управленческой деятельности менеджера определяется в первую очередь уровнем его личностных качеств . Практика менеджмента не даёт однозначного ответа о наличии чёткой взаимосвязи между конкретными качествами менеджера и успешностью управления, однако к числу важнейших требований к личностным качествам менеджеров в настоящее время чаще всего относят:

    интеллектуальные качества , определяющие, в конечном счете, умение руководителя решать проблемы и принимать эффективные решения. К ним относятся: ум, память, рассудительность, эрудиция, образованность, стремление к саморазвитию, логика мышления, интуиция, проницательность, ораторские способности, быстрая словесная реакция и др.;

    физиологические качества , характеризующие физические данные человека: высокая работоспособность, выносливость, состояние здоровья, внешность, представительность, осанка, походка, рост и пр. В истории известно немало лидеров, не обладавших этими качествами, однако их образ приобретал многие из этих качеств в глазах огромного количества людей;

    психологические качества , определяющие черты характера и темперамент.

    Черты характера определяют отношение руководителя к себе, к делу и другим людям. Основными чертами характера являются: целеустремлённость, решительность, энергичность, властность, требовательность, настойчивость, организованность, инициативность, готовность взять на себя ответственность, пунктуальность, трудолюбие, уравновешенность, уверенность в себе, амбициозность, чувство юмора, самокритичность и др.

    Темперамент обусловлен совокупностью душевных и психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении. Понятие и типы темперамента впервые ввёл древнегреческий врач Гиппократ.

    Психологи по типу темперамента делят людей на следующие группы:

    холерики – это люди, которые отличаются как внутренним, так и внешним беспокойством. Этот тип темперамента самый неуравновешенный, например, когда на пути такого социотипа возникает препятствие, он не в силах сдержать возбуждение – оно выплёскивается наружу. Обойти препятствие ему тоже трудно из-за своей прямолинейности в действиях;

    флегматики – это люди, которые спокойны как внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех темпераментов. Он сдержан и закрыт, не отвлекается на внешние раздражающие факторы. Хотя это не означает, что флегматик не способен вспылить, однако довести его до такого состояния весьма трудно;

    сангвиники – это люди, которые беспокойны внешне, но спокойны внутри. Их темперамент оценивается как средне уравновешенный. После вспышек раздражительности они быстро успокаиваются. Для этого им достаточно переключиться на другой какой-либо внешний стимул, что они и делают;

    меланхолики – люди, которые спокойны внешне, но беспокойны внутри. Они занимают промежуточное положение по степени уравновешенности нервной системы, сдвигаясь, однако, ближе к полюсу неуравновешенности. Свои внутренние переживания они скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживлённости. Их проблема – поиск внутренней гармонии, которую легко разрушить воздействием внешних факторов.

    При прочих равных условиях наиболее подходящими для управленческой деятельности считаются холерический и сангвинический типы темперамента;

    морально-этические качества , являющиеся результатом воспитания и влияния общественной среды на отдельного человека. К наиболее существенным морально-этическим качествам относятся: искренность, честность, уважение к другим людям, чувство личной ответственности, совестливость, последовательность и настойчивость в труде, отсутствие склонностей к алкоголю и аморальным поступкам, умение признавать собственные ошибки и др.

    Деловые качества менеджера способствуют достижению поставленной цели, намеченного результата. Эти качества проявляются в профессионализме менеджеров, умении выстраивать деловые отношения, в его организаторских способностях и в активной жизненной позиции.

    Признание особой роли менеджеров в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении и необходимости их специальной подготовки.

    Профессионализм менеджера зависит от степени овладения специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, а также от его организаторских способностей, выражающихся в умении работать с людьми.

    Профессионализм менеджера обусловлен следующими основными качественными характеристиками:

    наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;

    компетентностью в вопросах состояния и перспектив развития отрасли, в которой функционирует организация;

    знание специфики деятельности предприятия и его основных подразделений;

    владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на отраслевом рынке;

    наличие знаний и практического опыта анализа среды организации;

    умение прогнозировать и планировать работу организации;

    умение обосновывать и принимать рациональные решения в условиях подвижности и неопределённости внешней и внутренней среды организации;

    способность и умение управлять ресурсами организации;

    владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;

    знание и умение в применении методов мотивации труда персонала организации;

    владение эффективными методами контроля в организации.

    Раньше считалось, что для управления организацией необязательно быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать технологию и технику управления, уметь работать с людьми. В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятся их собственными целями. К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства. Поэтому в европейских и японских компаниях практикуется, как правило, не приглашать управляющих со стороны, а «выращивать» их в своих фирмах.

    По данным исследований современный руководитель лишь на 15 – 20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего, он должен быть организатором, психологом, социологом .

    Огромное значение в управленческой деятельности имеет опыт работы руководителя, который, наряду с положительными качествами, может включать и некоторые отрицательные аспекты, обусловленные выработкой привычки к старым способам действий, боязнью нового, консерватизмом и рутиной. Признаками рутины в работе руководителя являются :

    абсолютная уверенность в правильности своих действий;

    некритическое отношение к собственной деятельности;

    отсутствие поисков новых путей и методов решения проблем и задач;

    чувство превосходства над окружающими;

    полная удовлетворённость положением дел и нежелание перемен.

    Основное в деятельности руководителя – это работа с людьми. Организаторский потенциал руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям (среде). Его способность умело строить деловые отношения, регулировать психологический климат в коллективе должна рассматриваться как один из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров.

    Под организаторскими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать.

    К организаторским способностям относятся:

    целеустремлённость – проявление настойчивости в постоянной рационализации управленческого труда и способности к решительным действиям в достижении целей организации;

    креативность – склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и т.д.;

    коммуникабельность – общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;

    стрессоустойчивостьинтеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;

    доминантностьвластность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер и т.д.

    Руководитель должен учитывать потребности подчиненных в самореализации и самоуважении. Поэтому в сферу его воздействия следует включать также сугубо личностные свойства людей, их психологию.

    Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива являются мысли и чувства подчиненных. Существует лишь один путь влияния на их поведение – это познание руководителем их внутреннего мира и овладение приемами перестройки его в позитивном направлении. При этом каждый руководитель должен освоить механизм психологического воздействия на подчиненных, который подразумевает различные способы активизации их деятельности: убеждение, внушение и принуждение.

    Руководитель с недостаточными личностными и деловыми качествами:

    всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, так как не способен предугадать и почувствовать их приближение, и, соответственно, приготовиться к ним;

    убеждён, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому старается делать всё сам;

    занят несущественными деталями дела, участвует во всех делах, из-за чего никогда не имеет времени;

    любит «заваливать бумагами» свой письменный стол;

    носит непрочитанные документы домой для ознакомления с ними;

    ничего не решает до конца, часто переносит решения на завтра;

    в целях ухода от ответственности готов к любому компромиссу, склонен перекладывать свои ошибки на других;

    с подчинёнными фамильярен, старается приобрести репутацию хорошего руководителя;

    способен «из мухи сделать слона», всё видит в чёрно-белом изображении и т.п.

    Практика менеджмента показывает, что в современных экономических условиях руководители должны быть не только предприимчивыми хозяйственниками, но и одновременно политическими деятелями, государственными людьми, обладающими широким кругозором, политической культурой, ориентированной на человека, на удовлетворение его потребностей.

    Понятие «политическая культура» подразумевает политическую направленность, политические знания и действия, а также умение вести за собой возглавляемый коллектив, при этом правильно сочетать власть и неформальное воздействие на людей.

    Управленческая работа принадлежит к числу видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых – профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

    Кто же такой менеджер? Менеджер – это принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик. Однако существуют профессии, для которых помимо профессиональных знаний обязательно наличие совокупности психофизиологических свойств. К таким профессиям относится и профессия менеджера.

    Менеджер – самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Способствовать тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками, может только менеджер, а все другие специалисты выполняют конкретные задачи, но только не задачи руководителя (например врач, бухгалтер, продавец, юрист и т. д.).

    Менеджер – это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива. Следовательно, менеджер – это профессия, которой нужно специально учиться.

    Следует различать в связи с этим роль и место менеджера и предпринимателя в организации.

    Менеджеры – это руководители, т. е. сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников.

    Предприниматель – владелец собственного дела, чаще всего какого-то нового, несущий весь риск его претворения в жизнь.

    Предприниматель, в деле которого участвуют подчиненные ему работники, выполняет все функции менеджера.

    Отличие предпринимателя от менеджера может состоять лишь в степени самостоятельности и ответственности. Менеджеры высшего уровня почти ничем не отличаются от предпринимателей. Если политика высшего менеджмента направлена на достижение максимальной децентрализации управления, обязанности и функции менеджеров среднего уровня приближаются по своему характеру к предпринимательским.

    Исследователи называют следующие важнейшие качества удачливых предпринимателей и управленцев (табл. 6.1)1.

    В зависимости от уровней управления менеджеры решают следующие специфические задачи (табл. 6.2).

    Однако, независимо от иерархии, руководители на каждом уровне выполняют фактически одни и те же задачи, но с разным объемом и степенью ответственности.

    Таблица 6.1

    Важнейшие качества удачливых предпринимателей и управленцев

    Таблица 6.2

    Основные задачи менеджеров

    Общие же задачи менеджеров можно сформулировать следующим образом:

    1) определение перспективных и текущих целей и задач планирования;

    2) распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация;

    3) установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными, как в прямом, так и в обратном направлении;

    4) контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности;

    5) изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня;

    6) проведение собраний, совещаний и участие в совещаниях;

    7) деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками лично и по телефону;

    8) работа с документами;

    9) самоменеджмент: установление личных ценностей, целей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.

    Независимо от характера конкретной организации, объем и содержание работы менеджера сводятся к выполнению следующих ролей (табл. 6.3).

    Таблица 6.3

    Роли менеджера

    Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. При этом личность руководителя может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание (табл. 6.4).

    Таблица 6.4

    Описание ролей менеджера

    Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, выполняя свои роли, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер, – свидетельство тому, что у дилера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

    Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т. е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.

    Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди, и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, – важнейшие компоненты эффективного руководства.

    В связи с этим следует подробнее проанализировать требования, предъявляемые к менеджерам. К примеру, минимальный набор качеств для выдвижения на должность руководителя низового уровня включает:

    1) профессиональную компетентность;

    2) организованность;

    3) умственные способности;

    4) коммуникативные возможности;

    5) честность и ответственность.

    По результатам анализа зарубежной литературы выделяют более подробный перечень качеств менеджера:

    1) формирование эффективной команды;

    2) способность выслушать;

    3) самостоятельность в принятии решений;

    4) энергичность;

    5) способность к внедрению нововведений;

    6) наблюдательность;

    7) высокие проявления этики в отношениях;

    8) сильная воля;

    9) интернациональная направленность;

    10) умение разбираться в новых технологиях;

    11) умение производить хорошее впечатление на окружающих;

    12) честолюбие;

    13) представительный внешний вид;

    14) демократизм;

    15) образование.

    В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.

    Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:

    1) понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;

    2) способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

    3) ораторские способности и умение выражать мысли;

    4) владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

    5) способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

    6) способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

    7) умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.

    Среди государственных служащих США все менеджеры категорируются по восемнадцати рангам: с 1-го по 8-й – низший персонал (конторские работники, машинистки); с 9-го по 12-й – руководящий состав низшего звена; с 13-го по 15-й – руководители среднего звена (в государственных учреждениях их называют уже менеджерами;); с 16-го по 18-й – высшее профессиональное руководство (министры и их заместители, начальники управлений).

    Исследование, проведенное Институтом Гэллапа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований:

    1) здравый смысл;

    2) знание дела;

    3) уверенность в своих силах;

    4) высокий общий уровень развития;

    5) способность доводить начатое дело до конца.

    Определенный интерес в этой связи представляет концепция ограничений. Идея состоит в том, что все менеджеры имеют возможности развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны. Такие действия для менеджера и трактуются как ограничения. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера.

    В этой связи выделяются следующие 11 потенциальных ограничений деятельности руководителя.

    1. Неумение управлять собой . Каждый менеджер должен научиться управлять собой и обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать время, энергию и навыки), ограничены неспособностью управлять собой.

    2. Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится. Поэтому менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограничены размытостью личных ценностей.

    3. Неясные личные цели . Есть менеджеры, которым не хватает ясности в своих личных целях, но есть и такие, кто проявляет в своей жизни необыкновенную собранность и сосредоточенность. Почему так происходит? Дело в том, что одни хорошо знают, чего они хотят, а другие нет.

    Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен нечеткостью личных целей.

    4. Заторможенное личное развитие . Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания. В связи с этим в жизни человека выделяют следующие основные стадии, изображенные на рис. 6.1.

    Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно работать над собственным ростом. Отсутствие признания потенциала менеджера – это главное ограничение. Руководители, для которых характерно остановленное саморазвитие, часто избегают острых ситуаций, не раскрывают имеющиеся (скрытые) способности.

    5. Неумение решать проблемы (принимать решения). О собый талант менеджера – это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.


    Рис. 6.1. Стадии жизни человека (1 – обучение; 2 – включение;

    3 – достижение успеха; 4 – профессионализм; 5 – переоценка ценностей; 6 – мастерство; 7 – пенсионный период)

    Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы назавтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, в результате такой менеджер терпит фиаско.

    6. Отсутствие творчества в работе . Можно привести великое множество примеров, когда тот или иной менеджер проявляет творческий (нестандартный) подход в своей деятельности. Это качество особенно необходимо современным менеджерам, когда повсеместно ведутся поиски путей эффективного перехода к рыночной экономике.

    Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации.

    Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, ограничен недостатком творческого подхода.

    7. Неумение влиять на людей . Ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т. п.).

    Руководители, имеющие склонность к высокой влиятельности, одеваются соответствующим случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.

    Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными. Руководитель, который недостаточно настойчив, не находит взаимопонимания с окружающими. Руководитель с неразвитым умением выражать себя, не может в достаточной мере влиять на окружающих.

    8. Непонимание специфики управленческого труда . Основная мысль этого ограничения сводится к тому, чтобы менеджер добивался результатов не личным трудом, а через труд других лиц. До тех пор, пока руководители не оценят эффективность того, как они управляют другими людьми, высоких результатов в деятельности организации им не добиться. Поэтому менеджеры, не очень ясно понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

    9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, умении оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и соответственно работают ниже своих возможностей. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

    10. Неумение обучать . Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, – важнейший элемент управленческой эффективности. Поэтому менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

    11. Неумение формировать коллектив . Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит коллективу. Известны признаки трудового коллектива:

    – общность интересов всех его членов;

    – единая общественно полезная и личностно значимая цель;

    – совместная деятельность по достижению этой цели;

    – определенная организационная структура коллектива;

    – наличие отношений руководства и подчинения;

    – формальные и неформальные отношения.

    Формирование коллектива – процесс сложный и противоречивый. Это, прежде всего, связано с тем, что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). Поэтому в зависимости от степени единства индивидуальных целей и установок группы можно говорить о степени коллективности или степени социальной зрелости трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание управленческой деятельности менеджера. Руководителю необходимо иметь в виду, что в своем формировании и развитии трудовой коллектив проходит три основных этапа.

    На первом этапе, когда коллектив только создан, происходит взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и попытаться определить наиболее влиятельных и авторитетных работников с тем, чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить в коллективе. На этом этапе руководитель выступает как «внешняя сила» по отношению к коллективу. Большинство требований исходит от него и через него.

    На втором этапе завершается взаимное знакомство и изучение членов коллектива. Происходит дружеское сближение людей в соответствии с их интересами и склонностями. В общих чертах – складывается неофициальная структура коллектива, образуется актив, может образоваться и пассив. Возможно, при определенных условиях будет образована и группа дезорганизаторов.

    Руководителю необходимо тщательно проанализировать причины возникновения такой группы и индивидуальные мотивы, по которым в нее попали те или иные работники.

    Характерная особенность данного этапа состоит в том, что руководитель может управлять коллективом и предъявлять к нему требования не только лично, но и через неформальных лидеров.

    На третьем этапе сознательность и активность работников достигают приблизительно одинаково высокого уровня, подчиненные хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не вступают по отношению к остальным членам коллектива как «внешняя сила», поэтому их требования воспринимаются как естественные и понятные для всех членов коллектива. Характерная черта данного этапа – достижение гармоничного сочетания групповых (организации) и личных интересов.

    Вполне очевидно, что коллектив в своем развитии одни этапы может проходить быстрее, другие медленнее. Бывают случаи, когда он «застревает» на одном из этапов и далее распадается. Распадение коллектива происходит, когда менеджер не обладает достаточными навыками руководства, исповедует антиколлективные взгляды, подбирает неподходящих сотрудников, не умеет распределять обязанности, терпимо относиться к плохим межгрупповым отношениям.

    Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный результативный коллектив, говорят, что такого менеджера ограничивает низкое умение формировать группу.

    Таким образом, рыночная экономика требует от менеджера:

    – способности управлять собой;

    – разумных личных ценностей;

    – четких личных целей;

    – постоянного личного роста (развития);

    – навыков решать проблемы;

    – изобретательности и способности к инновациям;

    – способности влиять на окружающих;

    – знания современных управленческих подходов;

    – способности обучать подчиненных;

    – способности формировать и развивать трудовой коллектив.