Авторитарный стиль воспитания в школе. Стили воспитания детей в семье. Проверьте себя! Отношение матери к сыну-подростку как к "замещающему" мужу

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.


Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустиельском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Стиль семейного воспитания - это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Существует несколько стилей семейного воспитания:

Попустительский (в результате его формируется конформный тип личности),

Состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности),

Рассудительный (сензитивный тип личности),

Предупредительный (инфантильный тип),

Контролирующий (тревожный тип),

Сочувствующий (интровертный тип),

Гармоничный (гармоничный тип).

В основе стилей воспитания лежат следующие причины:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом типе.

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова, проведенной весной этого года):

Рассудительный стиль,

Контролирующий стиль,

Доминирующий стиль.

II. ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ

Ведущий. Сейчас мы с вами проиграем несколько сценок, в которых вы, быть может, узнаете себя или кого-то из своих знакомых.

(Выбирает участников, раздает карточки с заданиями.)

1-я сценка: рассудительный стиль

Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!

Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!

Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?

В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

Признаки сензитивности:

ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.

1. Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему.

2. Усложнять игровую деятельность ребенка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно.

3. Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность. 4. Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка. Неадекватные педагогические меры могут привести к заиканию, развитию косоглазия, ночному энурезу и т.д.

5. Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов.

6. Поддерживать добрые отношения родителей и ребенка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности.

7. С появлением второго ребенка необходимо переключать внимание на младшего осторожно.

8. Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.

9. Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям.

10. Не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.

11. Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение.

12. Не следует рано водить ребенка в театр.

13. Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями.

2-я сценка: контролирующий стиль

Ребенок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?

Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась!

Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать!

Ребенок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша - моя лучшая подружка!

Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

Этот стиль семейного воспитания в психологии называется «контролирующий». В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности.

Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:

вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, фрустрирование, робость, застенчивость.

Возникновению подобного типа личности способствуют условия:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.

2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору.

3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны детей разного возраста.

4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.

1. Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых.

2. Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт).

3. Организовать прием водных процедур.

4. При организации работы соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.

5. Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества).

6. Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка.

7. Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.

8. Полностью отказаться от физических наказаний.

9. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.

10. Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребенка.

3-я сценка: состязательный стиль воспитания

Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта.

Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!

Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант!

(Спустя неделю.)

Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.

Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!

Мать (расстроенно). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший!

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

Данный тип воспитания называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип личности.

Признаки доминирования:

это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал - сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.

1. Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.

2. Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.

3. Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели, адекватные его возможностям.

4. Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер.

5. Направлять активность ребенка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный.

6. При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д.

7. Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.

8. Исключить все формы состязания ребенка с окружающими, детально рассматривать конфликты.

9. Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.

10. Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.

11. Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.

12. Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:

– интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный);

– последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания;

– аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком,

– тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.

Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками.

Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления. См. литературную иллюстрацию: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Успешность коррекционной работы во многом определяется особенностями родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста). Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком.

Последнее обновление: 16/07/2015

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста. Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

  • дисциплинарная стратегия;
  • тепло и забота;
  • стиль общения;
  • ожидание взрослости и способности контролировать себя.

Четыре стиля воспитания

Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер - и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим «(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Попустительский (индифферентный)

Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

Влияние стиля воспитания на развитие ребёнка

Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

  • Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
  • Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными (Маккоби, 1992).
  • Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.
  • Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.

Почему же именно авторитетный стиль воспитания обладает неоспоримыми преимуществами перед остальными? «Во-первых, когда дети считают просьбы своих родителей справедливыми и разумными, они, скорее всего, будут их выполнять», - поясняют авторы Хоккенбери и Хоккенбери в одной из своих работ. - «Во-вторых, дети скорее усваивают причины вести себя определённым образом, и, таким образом, достигают самоконтроля».

Чем отличаются стили воспитания друг от друга?

Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

К факторам, определяющим предпочтения родителей относят культуру,их собственные качества, размер семьи, происхождение, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

Естественно, стили воспитания в отдельных семьях часто смешиваются, образуя уникальное сочетание. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец будет предпочитать более либеральный подход. Для того, чтобы выработать согласованный подход к воспитанию детей, важно, чтобы родители научились сотрудничать, гармонично сочетая различные элементы собственных уникальных стилей воспитания.

Ограничения и критика

Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать. Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер. Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные - например, темперамент ребенка.

Исследователи отмечают также, что корреляция между стилями воспитания и поведением иногда носит в лучшем случае слабый характер. Очень часто ребёнок не оправдывает родительских ожиданий или не соответствует представлениям специалистов: родители, придерживающиеся авторитетного стиля, получают ребёнка с вызывающим поведением или склонностью к преступному поведению, тогда как либерально или даже попустительски настроенные родители - детей, уверенных в себе и успешных во всех отношениях.

«Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», - пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». - «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

Выводы

Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Методы воспитания делятся на три категории: авторитарный стиль, метод общения к метод модификации поведения. Все три метода управления поведением ребенка имеют свои сильные и слабые стороны. Двадцатидвухлетний опыт решения проблем воспитания в нашей педиатрической практике, а также и воспитание собственных восьмерых детей привело нас к пониманию того, что все три метода полезны в разное время, а каждый сам по себе является частью системного подхода.

Именно так надо воспитывать детей, чтобы они росли:

  • самостоятельными;
  • уверенными в своих силах;
  • общительными;
  • не страдающими тревожностью и не знающими уныния.

Родители, придерживающиеся верного стиля воспитания, чутко отзываются на потребности своих детей, поддерживают их и твердо, но уважительно требуют соблюдения установленных правил. Диана Баумринд, ученый из Калифорнийского университета в Беркли, называет такой стиль воспитания «авторитетным».

Начиная с середины 1980-х гг. одно исследование за другим подтверждает наличие прочной связи между стилем воспитания и социальным поведением ребенка - позитивным или негативным.

Это не значит, что стиль воспитания однозначно предопределяет тип социального поведения ребенка. Наше влияние на формирование личности ребенка не безгранично. Есть ведь и другие факторы: наследственность, влияние сверстников, культуры и других взрослых (нянь, учителей, дедушек и бабушек, наставников). По мнению ученых, силу воздействия родителей можно оценить в 20-50%.

Но мы делаем то, что в наших силах, так ведь?

Спектр стилей воспитания

Авторитарные родители тверды, но не добры. Они устанавливают строгие правила и требуют беспрекословного выполнения распоряжений: «Почему? Потому что я так сказал!» Как правило, их дети хорошо себя ведут, но им очень трудно освоить жизненно важные навыки саморегуляции (см, «Играя, учимся самоконтролю»), К тому же им трудно судить, что хорошо, а что плохо, поскольку им приходится не руководствоваться собственными нравственными принципами, а зависеть от внешней силы - угрозы наказания.

Потворствующие родители добры, но им не хватает твердости. Они лелеют ребенка, увлеченно общаются с ним, но склонны к вседозволенности. Стремление любой ценой избежать конфронтации и пренебрежение дисциплиной приводят к тому, что они не требуют соблюдения ими же установленных правил. Их детей отличает высокая самооценка, но также импульсивность, а в дальнейшем повышенная склонность к наркотической и алкогольной зависимости. Весьма вероятны и проблемы в школе.

Отстраненные родители и не тверды, и не добры. Они удовлетворяют основные потребности ребенка, но этим их интерес к нему ограничивается. Именно у их детей наиболее высок риск совершения правонарушений.

Стиль воспитания опознается на "слух"

Авторитарный Авторитетный Потворствующий
«А ну-ка, не лезь без очереди! Посторонись, сначала пойдет этот мальчик» «Нужно дождаться своей очереди, солнышко» Пассивно наблюдает, как ребенок лезет без очереди. С добродушной улыбкой извиняется перед другими родителями
«Все, мы уходим!» (если ребенок продолжает играть, его берут за руку и уводят) «Через пять минут нам нужно будет уйти»; «Скатись с горки еще раз и надевай куртку»(если ребенок продолжает играть, его берут за руку и уводят) «Может, пойдем?» (если ребенок продолжает играть, родитель сидит и ждет)
«Остановись и надень туфлю» «Отличная работа! Туфля убежала, зато ты научился подниматься по лесенке» «Наверное, стоило бы надеть туфлю обратно?»
«Не смей! Немедленно извинись. И только попробуй еще раз так сделать!» «Когда мы злы, мы не деремся. Подумай, что можно сделать вместо этого? Если будешь драться дальше, нам придется уйти» «Если снова кого-нибудь ударишь, мы уйдем. Что я сказала? Не надо так делать. Хочешь, чтобы мы ушли? Я же говорила тебе, что драться нельзя. Я сказала, перестань. Ты правда хочешь, чтобы мы ушли? Стукнешь кого-нибудь еще раз, и мы уходим»
«Сядь!» «Пожалуйста, сиди спокойно. Мама очень расстроится, если ты вывалишься из коляски и ушибешься» «Пожалуйста, сядь на место. Будет лучше, если ты перестанешь вставать. Ну, ладно, можешь встать, но только на минуточку»
«Снова хочешь есть? Ничего не поделаешь, полдник уже был. Порядок есть порядок» «Снова хочешь есть? Хорошо, можешь взять этот виноград или ломтик сыра» «Снова хочешь есть? На здоровье! Чего бы тебе хотелось?»

Авторитарный стиль воспитания детей

Традиционный способ воспитания, авторитаризм, основан на том, что родители являются авторитетными персонами, которым ребенок должен подчиняться или неукоснительно подражать. Один знакомый мужчина сказал: «Я - отец, а он - ребенок, и только так. Я не нуждаюсь во всей этой новой философской чепухе.

Если он выйдет за установленные мною рамки, я покажу ему, кто главнее». При таком стиле воспитания наказания считаются уместными и просто необходимы. Положительная сторона этого метода состоит атом, что ясно определяет ответственность родителей за своих детей. Однако многие проблемы воспитания происходят сегодня именно оттого, что взрослые не прививают чувства ответственности у своих детей. Дети нуждаются в умных авторитарных фигурах, которые указывают, что делать и что не делать. Авторитарный стиль всегда будет важной частью процесса воспитания.

У авторитарных родителей могут возникнуть и другие проблемы. Например, ребенок не оправдывает родительской любви и надежды. Ребенок может также внутренне бояться родительской власти, которая управляет всей его жизнью, даже когда он становится взрослым. Очень важно понять, если этот метод используется как единственный в процессе воспитания он просто не работает. И это можно объяснить. Родители, настолько концентрируют свое внимание на удалении отрицательных элементов, что не замечают хорошего в поведении, формировании своих детей. Кроме того, приоритет наказания удерживает родителей от изучения более подходящих способов коррекции, которые делали бы второстепенной необходимость наказания. Самое худшее в авторитарном методе состоит в том, что поведение ребенка определяется страхом перед наказанием, а не желанием доставить удовольствие родителям. В результате не происходит развития внутреннего контроля. Таким образом, сдвигается обратная связь, и поведение может стать неуправляемым. Дети не разбрасывают игрушки, как того требуют взрослые, но у них появляется недостаток самодисциплины, которая нуждается в мотивации и самоконтроле, когда нет угрозы страшных последствий.

Авторитарный стиль рассматривает воспитание как влияние на ребенка, а не как процесс обучения, который вы проходите совместно с ребенком. Так много плачущий новорожденный больше напоминает тирана, плач которого нужно подавить, а ведь это прежде всего маленький человек, который нуждается в помощи. Устанавливаются и формируются взаимоотношения между родителями и ребенком, в которых смешаются Понятия: формирование чувства ответственности у ребенка и жесткое управление им. Авторитаризм создает дистанцию между родителями и ребенком по двум причинам: он базируется на наказании, которое может легко породить ярость. Это еще больше отдаляет родителей от ребенка и не позволяет (или позволяет в очень малой степени) развиваться характеру ребенка.

Умные воспитатели начинают изучать своих детей и работают над тем, чтобы узнать их лучше. Сторонники авторитарного стиля воспитания часто находят это утверждение унижающим их авторитет и поэтому не включают его в свой набор воспитательных средств. Поскольку авторитарный стиль не способствует воспитанию ребенка как личности, он редко.привлекает родителей и детей, если за тяжелой рукой кроется доброе сердце.

Воспитание как лекарство

Воспитанный ребенок, а особенно трудный, наследует в себе лучшие и худшие черты родителей, любая реакция похожа на ту, которую им привили взрослые. Поэтому, воспитывая ребенка, вы воспитываете себя. Формируя поведение ребенка, вы формируете собственное. Тренируя своего ребенка, вы тренируете себя, т. е.* происходит взаимный процесс. Понимание внутреннего мира ребенка и ваших реакций на его поведение ведет к самосовершенствованию. Воспитание ребенка поможет вам понять, как вы сами были воспитаны. Проблемы вашего прошлого могут проявиться во взаимоотношениях с ребенком и снизить возможности по воспитанию. Если ваше детство изобиловало отрицательными факторами в воспитании, то есть риск возникновения схожих проблем. Желание хорошо воспитать малыша заставит вас забыть определенные моменты своего детства, чтобы стать полноценным воспитателем для собственного ребенка.

Метод общения

Философия обучения, как общения, имеет больше возможностей при воспитании, чем воспитание наказанием. Испытав разочарование от авторитарного метода, сопровождающегося наказаниями, родители обращаются в специальные школы, где их обучают, как лучше общаться со своими детьми. Многие книги и курсы по воспитанию, используемые сегодня, основаны на этом принципе. Философия этого метода базируется на том, что не бывает плохих детей, а бывает плохое общение; что все дети изначально хорошие, а родители должны научиться говорить с детьми и слушать их. Положительная новизна этого «современного» метода состоит в том, что он основан на уважении ребенка как личности, чьи действия определяются эмоциями и поощрениями родителей. Родители изучают методику и пути передачи детям того стиля поведения, который они желают видеть. Родители понимают важность сопереживания и создания позитивной атмосферы в доме, поэтому могут ограничить употребление слова «нет». Метод общения придает особое значение умению родителей уменьшить необходимость наказания. Понимание заменяет наказание. Телесные наказания запрещаются.

Основная проблема метода общения состоит в том, что власть родителей снижается. Родители выступают как психологи, переговорщики и дипломаты. Дети могут окончательно потерять уважение к власти родителей. Этот недостаток уважения к домашней власти перерастает в недостаток уважения к другим, включая, например, учителей или представителей власти. Если им злоупотреблять, то большинство детей будут считать этот метод ложным. Диалог может превратиться в перечень эмоционально правильных фраз матери и отца, заученных на последнем занятии вечерней школы воспитания, а не в способ общения. Вместо того чтобы сказать: «Не бей своего брата», родители - сторонники данного метода - должны обратиться к чувствам ребенка: «Не надо же так сердиться на брата». Это правильные слова, но что произойдет, если ребенок продолжает драться? Что вы будете делать? Другая проблема состоит в том, что родители сильно беспокоятся, не нарушают ли они детскую психику, если не реагируют «правильным» способом и не готовы окончательно овладеть ситуацией. Этот стиль воспитания, следовательно, может показаться слишком вольным.
Метод модификации поведения. Модификация поведения, как известно, учит, что поведение ребенка изменяется в лучшую или худшую сторону в соответствии с тем, как родители формируют окружающую среду ребенка. Если ребенок продолжает драться с другими детьми даже после того, как получил психологически правильную установку, он будет просто изолирован от группы. Большинство детей хорошо откликаются на данный вид воспитания. Некоторые относятся к этому методу как к изобретению. Хотя в этом методе есть что-то механическое (с его помощью очень просто перевоспитываются избалованные дети). Модификация поведения дает родителям определенные способы и навыки, когда авторитарный стиль и метод общения не работают. Модификация поведения может быть особенно полезна для детей, у которых есть эмоциональные и психологические проблемы, и они не откликаются на другие методы. Воспитание сосредотачивается на формировании поведения, регулируя, но не осуждая ребенка.

Слабые стороны метода модификации поведения состоят в том, что в определенный период, раньше или позже, станет тесно внутри него или сила метода является недостаточной, чтобы применить его соответствующим образом. Серьезная опасность состоит в том, что он концентрируется больше на внешних приемах, а не на взаимоотношениях родителей и ребенка. Ребенок воспринимается как объект, а не как личность.

Консультируйтесь со специалистами

Когда я консультирую начинающих специалистов-педиатров, я рекомендую «Окружите себя мудрыми и опытными родителями и учитесь у них». Это действительно специалисты в вопросах воспитания. Формулируя собственную философию воспитания, мы принимали во внимание, что делали эти мудрые воспитатели и какими стали их дети. И вот что мы узнали: мудрые родители затрачивали время и энергию, идя на шаг впереди ребенка и создавая условия, способствующие хорошему воспитанию и оставляющие меньше возможностей плохо себя вести. Мудрые родители:

  • не теряют связи со своими детьми;
  • развивают взаимные чувства между родителями и ребенком, уделяя больше времени развитию желаемого стиля поведения, благодаря чему уменьшается необходимость коррекции поведения;
  • вырабатывают понимание поведения ребенка, соотнося его с возрастом;
  • используют юмор для развития коммуникабельности ребенка;
  • умеют смотреть на мир глазами ребенка и корректировать соответственно его поведение.

Любовь к ребенку заставляет вас прислушиваться к любому совету, который, как вам кажется, поможет хорошо воспитать его и превратить в дальнейшем в яркую личность. Прислушивайтесь к советам тех, кто сам вырастил много детей, воспитание которых вам нравится. Наблюдая за такими людьми, вы сможете многому у них научиться.

Метод «прикрепления»

Родители, которые опираются на любой из трех изложенных выше методов, решая проблему воспитания, могут понять, что поведение их ребенка улучшается, но лишь временно.

Каждая семья, каждая ситуация имеет свои особенности, поэтому родители должны принимать все это во внимание, корректируя поведение ребенка. Воспитание - это сложная работа, которая не допускает перерывов.

Мы рекомендуем использовать все лучшее из трех методов, изложенных выше, но только после того, как создана прочная основа: воспитание зависит от построения правильных взаимоотношений с ребенком. Создав прочную основу на доверительных взаимоотношениях, родители могут использовать остальные методы воспитания (авторитарный, метод общения и метод модификации поведения), сочетая их в необходимых пропорциях. Если у вас возникли проблемы в воспитании ребенка, вы сможете использовать близкие доверительные взаимоотношения. Вопрос «Что происходит с моим ребенком, и как я могу помочь ему решить проблемы?» лучше, чем «Как научиться его воспитывать?» Этот метод помогает родителям и детям работать совместно, а не в противоречии. Структура метода «прикрепления» представляет собой пирамиду: основание, широкое и прочное, дает возможность дальнейшего строительства, но, поднимаясь вверх, вы должны тратить меньше энергии и материалов. Постройка прочна и сохранится навсегда. Другие подходы могут сначала казаться удобными, но применение их без прочной основы в дальнейшем приведет к необходимости сложных корректировок. Да, вы должны осуществлять надзор за ребенком, но только не путем управления. Да, вы должны общаться со своим ребенком, но в рамках доверительных взаимоотношений. Да, вам необходимы средства воспитания, чтобы справиться с реальной жизненной ситуацией, но когда эти методы не работают, вы должны попытаться глубже понять своего ребенка. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления», вы можете быть уверены," что он (в большинстве случаев) будет хорошо себя вести и развивать самоконтроль, необходимый для счастливой, успешной жизни. Там, где авторитарный метод четко определяет: «Я скажу тебе, что делать», метод общения предполагает: «Как ты думаешь, правильно ли поступаешь?», а метод модификации поведения допускает: «Если ты сделаешь это, то произойдет вот что». Наш подход основан на доверительных отношениях: «Можешь поверить, что я хочу помочь тебе».
Помните, что воспитание - это комплексная проблема и отдельные части должны быть соединены вместе, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком. Мы несем ответственность не только за то, что умеет малыш к определенному возрасту, но и за общую восприимчивость к новому, к постижению жизни. В раннем возрасте важно закладывать основы свободы выбора, выявлять таланты и способности.

Какого стиля воспитания вы придерживаетесь?

Это зависит от темперамента ребенка, от вашего собственного темперамента, от того, как воспитывали вас, и от поведения других знакомых родителей. (А также и от того, в третий раз ваше чадо явилось в гостиную поздним вечером или уже в тринадцатый.)

Проще всего быть авторитарным: грозить да наказывать большого ума не надо. Чтобы стать для ребенка авторитетом, нужно больше времени, усилий и терпения. Поэтому не лишайте себя права на ошибку. Сорвались - ничего страшного, возьмите себя в руки и попробуйте снова, особенно если вы не отличаетесь терпением или ваши собственные родители не могли послужить вам ролевыми моделями авторитетного стиля.

Придерживаться определенного стиля воспитания, а не просто реагировать на раздражители, совсем не просто. Я заметила, что каждый день понемногу меняюсь. В конце концов, все зависит от вас: отслеживайте вместе с партнером, что вы говорите и делаете, затем обдумайте это и сделайте выбор. Можно обратить за помощью к консультанту, инструктору по воспитанию или руководителю группы для родителей.

Разным детям - разные родители

Старайтесь быть авторитетными. Но не сбрасывайте со счетов и авторитарность. Авторитетный стиль воспитания лучше всего подходит уверенным в себе, активным или склонным к сотрудничеству детям. В отношении упрямых, импульсивных или непослушных ребятишек следует проявлять больше твердости, вводить больше ограничений, приближаясь к авторитарному стилю, чтобы не допустить развития агрессивности на физическом или психологическом уровне. А стеснительные, тревожные, пугливые малыши нуждаются в очень мягком руководстве с элементами потворствующего стиля воспитания.

Как правило, авторитарный не отличается особой теплотой. Он характеризуется преобладанием типа общения «родитель – ребёнок». Все без исключения решения принимаются взрослыми (родителями), которые считают, что их ребенок должен во всем и всегда подчинятся.

Особенности авторитарного стиля
  1. При авторитарном воспитании родители практически не демонстрируют своим детям любовь к ним. Поэтому со стороны зачастую кажется, что они немного отстранены от своих отпрысков.
  2. Родители постоянно отдают распоряжения и указывают, что и как делать, при этом какому-либо компромиссу нет места.
  3. В семье, где преобладает авторитарный стиль воспитания, особо ценятся такие качества как послушание, следование традициям и уважение.
  4. Установленные правила никогда не обсуждаются. Принято считать, что взрослые правы во всех случаях, поэтому довольно часто непослушание наказывается физическим путем.
  5. Родители всегда ограничивают самостоятельность, не считая необходимым учитывать его мнение. При этом все сопровождается постоянным жёстким контролем.
  6. Дети из-за того, что постоянно подчиняются приказам, впоследствии становятся безынициативными. При этом авторитарные родители в результате воспитания своих детей ожидают от них неоправданной самостоятельности. Дети же, в свою очередь, довольно пассивны, так как все их действия сводятся к удовлетворению нужд родителя.

Недостатки авторитарного стиля воспитания

Авторитарный стиль семейного воспитания имеет множество минусов для детей. Так, уже в подростковом возрасте именно из-за него постоянно возникают конфликты. Те подростки, которые более активны, начинают просто бунтовать и не хотят выполнять родительские поручения. В результате дети становятся более агрессивными, а зачастую и вовсе покидают родительское гнездо.

Статистические данные подтверждают, что парни из таких семей больше подвержены насилию. Они, как правило, неуверенны сами в себе, постоянно подавлены, а уровень довольно низкий. Как итог, вся ненависть и злоба вымещаются на окружающих.

Такие отношения полностью исключают наличие душевной близости между родителями и детьми. В таких семьях не наблюдается взаимной привязанности, что в итоге приводит к развитию настороженности по отношению ко всем окружающим.

Поэтому в процессе воспитания очень важно предоставлять ребенку свободу действий. Однако, это не значит, что он должен быть предоставлен лишь самому себе.

Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгой дисциплиной, постоянным контролем и большим количеством ограничений, накладываемых на детей. Таким образом, при авторитарном стиле, родители оказывают сильное психологическое давление на ребенка.
Несмотря на это, даже некоторые знаменитые педагоги считают авторитарное воспитание весьма эффективным. Применение авторитарного стиля воспитания всегда вызывало жаркие дискуссии в научных кругах.
Одни говорят, что он способствует развитию дисциплины и добропорядочности, другие утверждают, что авторитарное воспитание приводит к различным психическим отклонениям у детей. Давайте попробуем сейчас сами разобраться в положительных и отрицательных сторонах авторитарного стиля воспитания.

Семьи являются неотъемлемой частью социальной структуры человеческого общества. Родители и дети составляют самую важную часть семьи, и их взаимосвязь определяет здоровое развитие ребенка. Быть родителем – значит возложить на себя определенные обязанности и решение сложных задач по воспитанию и целостному развитию личности ребенка.

Психологи разделили стили воспитания на несколько различных типов. Воспитание, как мы знаем, представляет собой нелегкую и каждодневную педагогическую работу, которая оказывает глубокое влияние на умственное и психическое развитие ребенка. И если родители будут изо всех сил стараться влиять на ребенка, чтобы он оправдал их самые лучшие ожидания, дети могут пострадать от такого воспитания.

Что такое авторитарный стиль воспитания?

Этот стиль основан на чрезвычайно строгих дисциплинарных правилах, установленных родителями для детей, а также минимальной свободой в осуществлении ребенком собственного выбора без учета его личного мнения.

Обычно, родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, хотят от своих детей слишком многого, никак не поощряя их успехи и послушание. Эти вещи считаются само собой разумеющимися. Тем не менее, такие родители обеспечивают хорошие условия для своего ребенка, однако, они очень строги со своими правилами и положениями. Авторитарные родители часто становятся абсолютными диктаторами для своих детей.

Авторитарное воспитание: «За» и «против»

Сторонники авторитарного воспитания, заявляют в «громкий голос» о многочисленных преимуществах авторитарного воспитания. По их словам, дети тех родителей, которые выбрали авторитарный стиль, будут послушными и ответственными, поскольку всегда находятся в среде, которая требует жесткой дисциплины и тяжелой работы.

В этом есть определенная доля истины, но авторитарные родители, как правило, забывают, что они имеют дело с развивающимися, еще не до конца сформировавшимися личностями. Авторитарные родители, несомненно, любят своих детей, однако, но они также забывают и о тонкой грани разделяющей «любовь» и «слепую любовь». Требуя беспрекословного повиновения от детей, они выстраивают серьезное препятствие на пути развития личности ребенка.

Минусы авторитарного воспитания заключаются в том, что оно ограничивает возможности развития свободного мышления. Дети вынуждены повиноваться родителям во всем, в независимости от своих собственных предпочтений, симпатий и антипатий. Это воспитывает отрицательные личностные качества, такие как низкая самооценка, неуверенность и малодушие.

Если родители не готовы выслушивать ребенка, считаться с его мнением и взглядами, это приводит к дополнительному психологическому давлению на несформировавшуюся личность. В случае если ребенок делает что-то не так, как того требуют родители, обычно следует суровое наказание или другие весьма серьезные последствия. Фактически, единственным стимулом при авторитарном стиле воспитания является страх наказания или других санкций, а это нельзя признать положительным фактором.

В совокупности, все это ведет к нарушениям психики ребенка, делая его более уязвимым и культивируя в нем чувство вины, вследствие чего наносится ущерб собственному достоинству. Авторитарное воспитание приводит к тому, что даже дети из обеспеченных и богатых семей, в конце концов, теряют самоуважение и у них развивается тяжелый комплекс неполноценности.

Последствия авторитарного воспитания сказываются во взрослой жизни. Воспитанные таким способом дети, склонны избегать видов деятельности, требующих принятия самостоятельных решений. Также ребенок может стать жертвой вредных привычек. Следует понимать, что слишком большое число ограничений приведет к глубокому протесту со стороны детей и подтолкнет их к тому, что они начнут делать то, что им запрещают.

По мере своего взросления и повышения интеллекта, дети из авторитарных семей могут восстать против своих родителей. Это повлечет за собой отчуждение не только от своей семьи, но и развитие других психологических проблем. Ребенок может оторваться от своих родителей, если не физически или материально, но, по крайней мере, эмоционально. И даже слова «мама» или «папа», произносимые в адрес родителей, не будут идти от сердца ребенка, и будут скорее привычкой, чем выражением теплоты и любви.

Последствия авторитарного воспитания, несомненно, очень пагубны, несмотря на то, что в основе такого воспитания, тоже лежит проявление заботы о детях и надежда на их светлое будущее. Тем не менее, такой метод может иметь катастрофические последствия для будущего детей. Поэтому лучше выбрать стиль воспитания, который дает детям безусловную любовь и поддержку, но все же, поддерживает определенный уровень строгости, сохраняя, таким образом, равновесие. Именно это, в конечном счете, сделает детей счастливыми и успешными.

2011-12-17