Опыт работы воспитателя детского сада. Приобщение старших дошкольников к народной культуре. Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» Опыт работы воспитателя: Околотовой Елены Анатольевны. Опыт работы Орловой А.В

Из опыта работы воспитателя детского сада. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия

Описание педагогического опыта: Щелконоговой Г.Н.
воспитателя «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» г. Ковылкино, Республика Мордовия
"Мы обязаны беречь единое культурное
пространство страны во всём его многообразии,
помогать сохранению богатых национальных
традиций народов России"

Д. А. Медведев

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языкам мордовского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения в становлении опыта.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, в которой они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Поэтому считаю, что именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.
Желание передать эту любовь детям, стремление через творческое мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы. Влияние культурной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, поэтому моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе среди национального искусства.
Я стараюсь научить детей всему этому:
- осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
России и Мордовии.
Концептуальностью моего опыта является разнообразие методов и форм работы с детьми: - расширение первоначальных представлений у детей;
- накопление новых знаний о традициях, обычаях мордвы;
- использование словарного запаса мордовского языка через занятия,
беседы, заучивание мордовского фольклора;
- закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре;
- развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

3. Теоретическая база опыта.

Современные исследователи: М. И. Богомолова, Т. Ф. Бабынина,
Н. П. Овсянникова считают, что национальная культура, является «оригинальным носителем неповторимых особых качеств нации». Любая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: -национальный язык;
-национальное искусство (музыка, литература, искусство);
-национальные традиции (мифология, религия, история народа).

Наличие теоретической базы выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников в данном направлении, выявлении мониторинга усвоения знаний и умений дошкольников, создании условий для максимального развития творческого потенциала воспитанников.
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании:
- примерной образовательной программы «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.;
- «Методики обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам»/ авт. А. И. Исайкина;
- регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.;
При работе в данном направлении я ориентировалась на современную нормативно – правовую базу дошкольного образования:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» и ФГОС ДО;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.
Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.
3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.
4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления деятельности:
воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка; --разработка сквозной системы обучения мордовскому языку в детском сада.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.
Ведущая педагогическая идея данного направления проявляется в прогнозируемых результатах воспитания устойчивых нравственных качеств у детей дошкольного возраста, а также наличие базы знаний, умений и навыков, переноса их в новые виды деятельности, умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать их.

5. Результативность педагогического опыта.
Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и обогатить объем знаний у детей об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.
В процессе использования национально- регионального компонента в занятиях, играх, развлечениях и других видах образовательной деятельности, позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем мире, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности. Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Лихтибряня», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку.
В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.
Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников патриотических чувств в процессе приобщения к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия представлено в различных формах: - разработка конспекта НОД по ознакомлению дошкольников с культурой и историей мордовского народа для методического пособия «Детям о Мордовии» (2013 г.);
- участие в международном семинаре «Финно - угорские языки и культура в дошкольном образовании» с выступлением на тему: «Воспитание патриотических чувств в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре родного края посредством языкового восприятия» в г.Саранске (2014г.);
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Опыт работы на финно- угорских языках в дошкольных образовательных учреждениях: ресурсы и новаторские идеи, связь с местным сообществом» в г. Ижевске (2014г.).
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Мордовские языки: в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» г. Инсар (2015г.)
- участие в республиканском конкурсе «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» с выступлением на тему: «Воспитание и обучение дошкольников на основе мордовской культуры»в г. Саранск (2016г.)
Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна.

6. Анализ результативности.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.


Содержание теоретической части: Воспитательные и образовательные возможности народной культуры Воспитательные и образовательные возможности народной культуры Компоненты русской народной культуры Компоненты русской народной культуры Анализ национально- культурного компонента комплексных и парциальных программ дошкольного образования Анализ национально- культурного компонента комплексных и парциальных программ дошкольного образования


Задачи: 1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм. 2. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера. 3. Сформировать чувство национального достоинства. 4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, раскрыть таланты русского народа, через декоративно-прикладное искусство. 5. Создать условия для самостоятельного отражения детьми, полученных знаний, умений.




Направления кружковой работы: Окружение ребёнка предметами национального характера. Окружение ребёнка предметами национального характера. Использование фольклора. Использование фольклора. Народные праздники и традиции. Народные праздники и традиции. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. Знакомство с русскими народными играми. Знакомство с русскими народными играми.


Фольклор Сказки Сказки Лирические песни Лирические песни Былины Былины Частушки Частушки Пословицы Пословицы Детский фольклор: Детский фольклор: загадки небылицы загадки небылицы считалки дразнилки считалки дразнилки заклички прибаутки заклички прибаутки потешки скороговорки потешки скороговорки пестушки колыбельные песни пестушки колыбельные песни


Народные промыслы Художественные росписи Художественные росписи Ткацкое искусство Ткацкое искусство Резьба по дереву Резьба по дереву Плетение из бересты Плетение из бересты Плетение из лозы Плетение из лозы Художественное литьё Художественное литьё Гончарное искусство Гончарное искусство Художественная вышивка Художественная вышивка Кружевоплетение Кружевоплетение Камнерезные художественные изделия Камнерезные художественные изделия








Достижения: Дети активно используют в игровой деятельности, считалки, загадки, народные игры. Дети активно используют в игровой деятельности, считалки, загадки, народные игры. Знают народные сказки и сказочных героев, могут объяснить, какой смысл вкладывал народ в сказочный сюжет, чему они учат. Знают народные сказки и сказочных героев, могут объяснить, какой смысл вкладывал народ в сказочный сюжет, чему они учат. Осмысленно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). Осмысленно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.


“Перед прошлым склони голову,
перед будущим – засучи рукава”.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий, пришел к пониманию о необходимости создания в ДОУ соответствующей развивающей среды. Так, многолетними усилиями педагогов, при активном участии родителей, были созданы мини-музей народно-прикладного искусства, стилизованная “Русская горница” и мини-картинная галерея. Разработаны и утверждены Положения о работе мини-музеях, закреплены приказом заведующего их руководители.

В разработанных педагогами дополнительного образования учебных программах, включая перспективное и календарное планирование, решаются вопросы формирования культуры личности. Главная идея программ, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непроходящим общечеловеческим ценностям. Программы содержат новые организационно-методические формы работы, информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и др. источников.

Знакомя детей с изделиями народных мастеров в мини-музее народно-прикладного искусства: резьбой по дереву, плетением из лозы и бересты, вышивкой, плетением кружев, лаптей, ткачеством и т.п. мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, воспитываем гордость за русский народ, поддерживаем интерес к его истории и культуре. Мини-музей прикладного искусства помогают детям увидеть красоту и неповторимость гжельских, хохломских, городецких, жестовских, дымковских и других мастеров народного творчества. <Рисунок 1> , <Рисунок 2> .

“Русская горница” создает атмосферу национального быта. Это уникальный музей – хранитель подлинных свидетельств прошлого, является впечатляющим проводником в мир истории и быта русского народа. <Рисунок 3> , <Рисунок 4> , <Рисунок 5> .

Знакомя с работой русских художников мини-картинной галереи <Рисунок 6> , <Рисунок 7> , важно сформировать вокруг дошкольника одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить ребенка не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусства.

Необходимо помнить, что приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях мы сумеем сформировать полноценную личность, которая станет носителем и гарантом сохранности и приумножения русской национальной культуры, носителем черт русского характера, русской ментальности. Только зная и понимая прошлое, можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Все мини-музеи оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие на формирование внутреннего мира дошкольника. Работа коллектива в этом направлении носит актуальный характер. Педагогический коллектив продолжает работу над созданием целостной системы по приобщению детей 2–7 лет к русской национально культуре. Предлагаем познакомиться с одним из компонентов этой работы – кружком по приобщению к русской народной культуре “Родничок”.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и основана на интеграции различных видов детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, музыкальной, игровой и театрализованной. Формой взаимодействия педагога с детьми является непосредственная образовательная деятельность, включающая в себя:

  • ознакомление с предметным миром крестьянского быта;
  • устное народное творчество;
  • народную музыку;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • народные игры и хороводы;
  • ознакомление с историей празднеств на Руси.

В планируемых результатах работы ожидается сформированность у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства русского народа; знание фольклорных форм (песен, закличек, скороговорок, докучных сказок, сказаний и преданий); наличие представлений о русских народных промыслах.

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре. 2011–-2012 учебный год.

Тема занятия Цели и задачи занятия
1. В тереме расписном я живу… Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.
2. Праздник “Осенины – осени именины”. Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины.
3. Мебель наших предков. Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.
4. Деревенская посуда. Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации
5. Народные промыслы. Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.
6. Ой вы гости, господа. Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”.
7. Матрешка – игрушка на все времена. Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.
8. Рукомойник. Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение.
9. Хохломские узоры. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.
10. Нитки. Ткачество. Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.
11. Городецкая роспись. Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве.
12. Одежда наших предков. Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
13. Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы. Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами.
14. Дымковская игрушка. Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам,
15. Женские головные уборы. Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.
16. Гжельские узоры. Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи.
17. Сказания и поверья русского народа. Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей.
18. Леший. Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы.
19. Масленица. Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку.
20. Сердце матери лучше солнца греет. Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
21. Русская народная кукла. Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей.
22. Жестовские подносы. Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.
23. Фольклор – народная мудрость. Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм.
24. Русская печь. Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней.
25. Какой бывает фольклор? Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми.
6. Комплексное занятие “Русская изба. Посиделки”. Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе.
27. Москва: древняя столица. Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени.
28. Богатыри земли русской. Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей.
29. Русский самовар и чаепитие на Руси. Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.
30. Щи да каша – пища наша. Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.
31. Филимоноская игрушка. Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.
32 Эх, лапти мои, лапти липовые. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

33.
Комплексное занятие “Рукодельница и себе и людям радость приносит”. Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами “рукодельница”, “мастерица”, “вышивальщица”; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов.
Занятия и ремесленничество русского народа. Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей.

ОПЫТ РАБОТЫ

Романенко Ольги Александровны

воспитателя МДОБУ №16

по духовно - нравственному воспитанию

«Приобщение детей к русской народной

культуре»

Актуальность:

«Опасная и роковая вещь - лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории важно и его надо прививать детям».

Серафима Роуз.

Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому - утраченному, забытому или разрушенному. В народных традициях и обрядах, в народном творчестве заложена идея памяти как силы созидающей, отбирающей и сохраняющей для будущего лишь наиболее существенное, плодо- носное, животворящее. Народная культура сохранила и пронесла через столетия стойкую память о нашем родословии. Эта память связала нерасторжимую цепь - Родина, природа, народ, родители, род. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с родной землёй, но так уж, видимо, устроен человек - не умеет ценить то, что получает в наследство без усилий, и с течением времени память о нашем ро- дословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. Нам нужно было сначала забыть о своём родословии, отгородиться от чудесного мира гармонии и красоты, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск утраченного. Благо наши предшественники за долгие века накопили цен-нейший опыт. Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреп-лялись в форме народных традиций от одного поколения к другому. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, влияли на взаимоотношения с природой.

Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о пере-даче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Мы привыкли сетовать на глобальный экономический кризис в мире, на нищенское существование отечественной педагогики, на разрушительное влияние средств массовой информации. При этом совсем немногие связывают эти беды с тем духов-ным вакуумом, в котором оказалась Россия. В нашем разноликом мире, где отсутств-ет какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности.

Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Мы должны помнить, что забота о ребёнке - это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Отечества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художест-венным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Ценность народных традиций, верований, обрядов и праздников огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры и заветов наших предков. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества. Содержанием нравственного воспита- ния детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллек-тивному и общественному труду. Воспитание скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и собственного достоинства.

Описание работы:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направле-ны, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает форми-рование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Чрезвычайно важным является то, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в общест-ве, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Я работаю воспитателем 25 лет, последние три года приоритетным направлени-ем моей деятельности является духовно-нравственное воспитание. Работа по духов-но-нравственному воспитанию детей основывается на «Основной образовательной программе ДОУ», также черпаем информацию и интересный материал из авторской программы «Тёплая избушка» (автор Малова В.В.)

Цель : приобщение детей к духовно нравственным ценностям и воспитание готов-ности следовать им.

Задачи:

Формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

Возрождать русские народные традиции;

Помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

Повышать познавательную и речевую активность;

Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

Работу по духовно-нравственному воспитанию ведём по нескольким направлени-ям: «Моя семья», «Родной край (посёлок)», «Родная страна», «Родная природа», «Родная культура».

Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окру-жении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных исто-риях, традициях. В группе проводятся тематические беседы: «Выходной день в на-шей семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Профессии моих родителей» и др.

Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники. Мы прив-лекли родителей для создания фотоальбома «Моя семья», организовали фотовыс-тавки «Мой папа - солдат», «Мамочка любимая», конкурсы семейной газеты «Как мы провели лето», «Наши увлечения», праздники посвящённые «Дню матери», «Защитникам Отечества». В рамках проекта «Моя семья», провели круглый стол с родителями «Семейные традиции», организовали видеоинтервью с детьми. Дети отвечали на вопрос «Что такое семья?» и мы услышали много интересных и даже

забавных ответов. Провели анкетирование по теме «Семейные традиции». Анкетирование показало, что на первом месте стоят дни рождения и гражданские праздники (100%), очень редко проводятся семейные обеды (ужины), семейные советы. Редко отмечается день создания семьи и православные праздники. Резуль-таты анкетирования также показали, что родители заинтересованы к приобщению детей и к традициям, и к общим увлечениям. Кроме того, параллельно ведётся просветительская работа с родителями. Организовали консультации «Формирование нравственных ценностей», «Воспитание детей средствами фольклора», «Воспитание чувства милосердия» и др, размещается соответствующая информация в родитель-ских уголках.

В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затрону-та и военная тематика. В его рамках ведётся работа с детьми по разучиванию стихот-ворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе. К 70-летию Великой Победы совместно с родителями оформили стенд «Мы помним», провели торжественное шествие по улицам нашего посёлка с флагами и цветами к Мемориалу погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы. В результате дети имеют расширенное пред-ставление о Великой Отечественной войне, воспитывается уважение и чувство благо-дарности к воинам-защитникам Родины.

Любовь к Родине начинается с любви к своему посёлку, дому. Поэтому проводим целевые прогулки (экскурсии) на социально значимые объекты: школа, библиотека, больница, почта и др, на пруд, в парк. Благодаря экскурсиям дети получают значи-тельный объём информации о достопримечательностях нашего посёлка, о знаментых земляках, о природе родного края. Мы привлекаем родителей для создания фотоальбома «Моя малая Родина», организовали выставку рисунков «Мой дом», «Мой двор», «Наша улица».

Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Темы занятий «Осенью семь погод на дворе», «Зима-затейница», «Идёт Весна-отворяй ворота», «Лето красное» и др. дают возможность помочь детям почувство-вать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней. Дети и родители

с удовольствием принимают участие в выставках поделок из фруктов и овощей «Осенние фантазии», картин из осенних листьев, детских рисунков «Мы друзья природы». Активно участвуют в акциях «Покормите птиц зимой» - делают кормушки, «Встречаем птичьи стаи» - делают скворечники.

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в бесе-дах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавли-вали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или род-ные ребёнка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям детской познавательной деятельности. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народ-ной игрушкой - матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. В дальнейшем продолжаем знакомить с историей и традициями игру-шечного ремесла, расширяем представления о народных игрушках (куклах-оберегах, тряпичных, соломенных куклах). Организовываем мастер-классы для детей и роди-телей по изготовлению кукол. Устраиваем выставки «Соломенное чудо», «Куклы из прошлого», «Куклы-обереги»; выставки детских рисунков «Ванька-встанька», «Куклы-матрёшки».

В своей работе широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. Знакомимся с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, по-тешки включаем в режимные моменты и просто во время игр. Разучивая произве-дения русского фольклора, разъясняем значение непонятных детям слов и выраже-ний: чугунок, лапти, коромысло и т.д. В устном народном творчестве как нигде сох-ранились особенные черты русского характера.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому при озна-комлении с народной культурой используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, пред-меты быта. В связи с этим, совместными усилиями родителей и педагогов нашего детского сада создали мини-музей «Кубанская горница». Освободив небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики. Появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, прялка, коромысло, народные игрушки, национальные костюмы.

Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хорово-ды, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и провославных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху распи-сываем яйца, играем в народные игры. Летом не забываем о таких праздниках, как

«Яблочный спас» и «Медовый спас». Русь всегда славилась умением творчески ра-ботать и радостно праздновать. В нашей группе и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

Я считаю, что мы находимся только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. Надеюсь, что в нашем детском саду дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшеё жизни.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило меня к углубленной работе над этой темой. Одним, из приоритетных направлений моей работы является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине — родному селу и его национальным традициям, культурным ценностям средствами изо, музыки, слова.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

Поэт Симонов в стихотворении «Родина»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

На мой взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным краем, с традициями и культурой своего народа, в том плане, что она несет познавательную, художественно-эстетическую, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его «маленькой» Родине.

Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы передо мной встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Я поставила перед собой цель — повести детей дорогой, по которой они получат знания истории своего народа, родной культуры и это поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Создавая условия для воспитания такой личности, я думаю что, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— пробуждать интерес детей к «малой Родине», знакомить детей с культурой и традициями родного края;

— воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельности, художественное слово.

— развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны и ее традиций.

Для выполнения задач я разработала план, включая основные формы работы: НОД, беседы, ознакомление с литературой, народные игры, экскурсии, интеллектуальные игры, работа с родителями.

Решить эти задачи, в полном объеме возможно сотрудничая с социальными партнерами (посещение библиотеки, посещение интересных людей, экскурсии в музей, на выставки и и др.).

Опыт работы с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на мою личную позицию как педагога, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Примером сотрудничества является работа с библиотекой. В библиотеку была проведена экскурсия для знакомства детей с поэтами нашего района. Дети с удовольствием приготовили и рассказали стихи писателей нашего края. В сельском доме культуры организовывали выставки рисунков «Русская берёзка», «Родная улица», «Бабушка рядышком с дедушкой». Участвовали с детьми в концертах ко Дню Победы, в фестивале русской народной песни. Организовывала экскурсии по родному селу, после чего оформила фото – выставку «Достопримечательности села». Провела экскурсии в районный посёлок Суксун в краеведческий музей, к памятнику земляка- героя А. Золина. Дети моей группы участвовали в районных конкурсах рисунков «Творчество Суксунских поэтов», «Сердцу милые места»». В 2015г был реализован проект к 70- летию Победы.
В работе по ознакомлению с традициями и культурой своего народа важным условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницы национальных традиций. Необходимо отметить,что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных корней в разных поколениях.У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Зная историю своей страны, можно лучше узнать историю своего народа. Была проведена работа с родителями:

Составление родителями геологического дерева.

Беседа с родителями «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей»

Уголок патриотического воспитания «семья»

Праздники «День Матери», «День пожилых людей». Дети очень ответственно готовились к праздникам: выразительно читали стихи, пели песни, танцевали, участвовали в различных конкурсах вместе с родителями, готовили для них подарки.

С родителями я провела конкурс на лучшую стен — газету « Семейные традиции», родители активно приняли участие, показали с помощью рисунков, фото, картинок свои семейный отдых, праздники, совместную генеральную уборку.

С помощью родителей оформили в детском саду мини-музей «Русская изба», где собрали национальные предметы быта. Дети сами были экскурсоводами, рассказывали об этих предметах.

Провела с родителями интеллектуальную игру «Родная страна». Дети вместе с родителями активно участвовали в игре, отвечали на вопросы.

Была проведена открытая интегрированная НОД «Россия- Родина моя», «Москва- столица России».

Приобщая детей к нашей культуре и быту, организую с детьми сюжетно- ролевые игры

«Встреча гостей», «Именины» и др.

Так же в этом направлении была проведена работа по ознакомлению с русскими народными праздниками: Вербное воскресенье, Пасха, Масленица, Рождество.

В марте провела праздник «Масленица». Готовясь к празднику дети разучили русские народные игры «Заря- зарница», «Как у дяди Якоба», « Ваня, Ваня простота», «Солнышко», «Весёлый бубен» и другие. Дети выучили русские народные поговорки, пословицы. И самое интересное был проведён конкурс на лучший «Русский народный кокошник». Кокошники изготавливали родители. (Разработку праздника прилагаю).

На экскурсии по родному селу были зафотографированы достопримечательности села и природа родного края. В последствие, была сделана презентация «Малая родина», которая была представлена детям средней группы и родителям на родительской встрече.

У детей расширились представления о родной земле, ее столице, о своём родном селе. Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому;
научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих;
Над темой патриотического воспитания я работаю второй год, думаю что и продолжу дальше, у меня есть ещё интересные задумки, планы на будущее ……семейные традиции в спорте, отдыхе, организовать мастер-класс семей «Украсим комнату к новому году», к именинам, предложить такую традицию как «Мы за чаем не скучаем»-формировать маленькие семейные традиции для укрепления семейного уклада.

Провести встречи с интересными людьми нашего села это художники, мастерицы по вязанию.

Запланированы экскурсия к водопаду «Плакун», в д. Сызганка для изучения традиций, костюмов, обычаев марийского народа.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть своих детей счастливыми, умными, уважаемыми людьми — настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова «Я – Россиянин! Я горжусь своей страной!

Праздник в детском саду «Широкая Масленица».

Дети входят в зал под грамзапись русской народной мелодии, свободно рассаживаются. Выходят скоморохи Тюха и Матюха.

Тюха- Здравствуйте, хозяева и хозяюшки,молодцы и молодушки!

Матюха- Здравствуйте, гости и гостюшки!

Тюха- подходите ближе, подходите. И глаза свои протрите.

Матюха- Мы развесёлые потешники, известные скоморохи и насмешники.

Тюха-за медный пятак, покажем всё и эдак и так!

Матюха-Довольны будите здорово, удовольствия- три короба!

Тюха- подходи ближе, подходите.

Матюха- Посмешки наши посмотрите.

Вместе. Народ собирается, наша масленица начинается!

Тюха надевает платок

Матюха-Красная девица Арина, ты куда это ходила?

Тюха- Я на ярмарку ходила, себе вёдра купила.

Матюха- Что дала?

Тюха- Рубль дала, коромысло, полтора.

Матюха-Девица, девица, позови масленицу.

Тюха- Давай блин.

Прощай зима холодная! Приходи, лето красное!

Матюха- Ну что, покликал масленицу?

Тюха- Покликал

Песня «Зима проходит»

Тюха-Дай тебе Бог на поле прирос. Коровы дойны, сметаны толсто, Сметану-то снимают, ложки ломают. За окошко бросают, наши ребята всё подбирают!

Вместе- С праздником!

Матюха-Сейчас я их напугаю. Притворюсь, будь то я баба Яга (надевает маску и всех пугает)

Тюха- Ребята, давайте прогоним её. Говорите со мной: Мороз, мороз, через тын перерос, через тын перерос, он нам ряженых принёс, баба- нос крючком, Получай снега ком.

Кидают Бабу Ягу снежками

Матюха- Ой, чуть на повал не убили, не буду больше вас пугать.

Летит птичка- ребёнок в маске

Птичка-Как на масленой неделе,

Из печи блины летели

Пройдёт Масленица-

Кончится гуляньице

Ой, Масленица обманщица

Обманула, провела, обманула, провела

Нагуляться не дала!

Матюха- Уж ты пташечка, Ты залётная!

Ты слетай за сине море. Ты возьми ключи весенние.Замкни зиму, отомкни лето.

Пока птичка летает мы в игру поиграем

Нужно предложением

Сделать продолжение

Конкурс «Продолжи пословицу»

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

Хороводная игра « Как у Дяди Якова»

«Я не масленица»

Тюха- Ой, где то бубен звенит, Масленица заезжает.

Скоморохи вместе: масленица во двор выезжает! Широкая на двор выезжает!

Девушка Настя Р.

А мы Масленицу ожидали,

Молокам с киселём не хлебали,

Вот и масленица во двор выезжает

Широкая на двор выступает

Все на кониках вороных

Все на саночках расписных

Девочки исполняют песню «Ой, да масленица»

Даниил С. –Наша масленица годовая

Она гостьюшка дорогая,

Она пешею да не ходит,

Всё на кониках разъезжает,

Что бы коники да были вороные,

Чтобы слуги были молодые

Конкурс «Русский народный кокошник»

Девочки демонстрируют кокошники в танце «Сударушка»

Хороводные игры «Заря- зарница», «Весёлый бубен»

Тюха-А вы люди Масленицу да встречайте!

Матюха- Да себе-то масленицу зазывайте.

Вместе. Подайте широкой масленице…

Ребёнок Алёша Л. –Тинь – Тинька, подай блинка

Оладушка, прибавышка,

Масленый кусок

Тётушка не скупися

Масленым кусочком поделися!

Песня «Блины»

Тюха- нам играть и петь не лень,

Мы б играли целый день

Солнышко, колоколышко

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди

Нам в поля бежать

Нам весну встречать

Угощение блинами

Игра «Солнце»

Итог конкурса подводят жюри

Матюха- масленица, масленица!

Широкая масленица

Гостья нагостилась

С зимой простилась

С крыши капели,

Грачи прилетели

Воробьи чирикают

Дети встают вокруг Масленицы и прощаются

Дети-Ты прощай, прощай

Наша масленица

Ты прощай, прощай наша широкая

Ты пришла с добром,

С сыром, маслом и с яйцом

— со блинами, с пирогами

Да с оладьями

Блины масленые шаньги мазаные

Мы катаемся с горы

От зари и до зари. Вот!

Матюха — Маслена весело гуляла, Песни играла

Протянула до поста,

А теперь прощай-

На тот год приезжай!

Тюха и Матюха приглашают детей на улиц у позабавиться

Используемая литература:

  1. Тихонова М.В.,Смирнова Н.С.,Красная изба-Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2000г
  2. Набиуллина И.Ш. Ознакомление дошкольников с историей родного края: методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Казань, 2001. .
  3. Камратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера