Основными факторами воспитания являются. Субъективные факторы воспитания. Гармоничное развитие личности ребёнка как результат взаимодействия семьи, школы и общественности


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая дело с самыми широкими социальными процессами. Эти процессы наполнены шумом голосов, деянием рук человеческих. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.
Сталкиваются не просто отдельные личности, коллективы – сталкиваются поколения. Поколения воспитателей и воспитуемых. И даже поколения тех, кто претендует на лидерство в педагогических спорах.
Педагогика никогда не может стать монополией ни узких специалистов, ни – тем более – отдельных групп, кланов.
Современное воспитание – дело всенародное. Оно должно быть основано на народных традициях, и осуществляться в интересах народа, государства.
Современное воспитание – всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогические ошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания.
Корни надо искать главным образом в недостатках знаний детской психологии, особенностей ребенка, его развития, в педагогических заблуждениях и самоуверенности.
Если учитель допустит промахи в своих действиях, то может нормальный ребенок превратиться в трудновоспитуемого.
И только тогда, когда воспитание будет взаимодействовать в совокупности с самовоспитанием и перевоспитанием и будет обеспечено положительное психическое развитие подростка, трудновоспитуемость будет преодолена.

Объект исследования: процесс воспитания.
Предмет исследования: процессы воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
Цель исследования: выявить субъективные факторы процесса воспитания и
самовоспитания и их развитие на современном этапе.
Цель определила следующие задачи:

    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
    Охарактеризовать сущность субъективных факторов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.

I. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

1.1 Содержание и особенности воспитательного процесса.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:
    Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разносторонне развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая; культура семейных отношений.
    Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
    Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.
    Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должна стоять не программа, не мероприятие, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитателя.
    Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать “воспитываться”. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, стремление к самостоятельности, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга.
    Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу, как к сугубо дисциплинарному средству, способному подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.
Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. (с.м. Таблицу № 1).
Сложность воспитательного процесса:
    его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
    между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;
    воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается:
    длительностью, по сути - длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: “Я продолжаю еще учиться, мое воспитание еще не закончено. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длительное воспитание.”
    непрерывностью. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании ученика, вместо того чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки;
    процесс комплексный. Единство целей, задач, соединения форм и методов воспитательного процесса подчинены идее целостного формирования личности. Эта способность требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками;
    вариативностью (неоднородностью) и неопределенностью результатов. Уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на его ход и результаты. Факторы неопределенности: большие индивидуальные различия воспитанников, их социальный опыт, отношение к воспитателю;
    двусторонним характером. Идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

1.2 Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном педагогическом процессе.

Процесс воспитания - сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.
Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, т. е. В непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания рассматривается как динамичная система, где определяется как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.
Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
    цель и задачи;
    содержание воспитательного процесса;
    условия протекания воспитательного процесса;
    взаимодействие воспитателей и воспитанников;
    методы, применяемые в воспитательном процессе;
    формы воспитательной деятельности;
    этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:
    целостное воспитание личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личности;
    формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
    приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
    воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
    развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
    организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
    организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей образование, обусловленной целью воспитания качеств личности;
    развитие важнейшей социальной функции личности – общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальной напряженности.
Критерий – последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.

Эффективность воспитания зависит:

    От сложившихся воспитательных отношений.
    От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
    От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.
Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения.
Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.
Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Отмечу сильно обострившееся противоречие содержание информации (исторической, литературной, политической) внесение немалую сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания также, как и преобладание словесных методов воспитания и относительно их обособленности от практического поведения личности.
Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.

II. СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

2.1 Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности


Под закономерностью понимается объективно существующая связь педагогических явлений и процессов. Закономерности воспитательного процесса обусловлены закономерностями воспитания как общественного явления, а также закономерностями развития личности.
Важнейшей из закономерностей воспитания является зависимость воспитания как особой сферы жизнедеятельности людей от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды. Эта закономерность выражается в зависимости воспитания от способа производства материальных благ, от политической системы, господствующей идеологии, от социальной структуры общества, духовной культуры его членов. В качестве объективных факторов коммунистического воспитания выступают такие общественные явления и процессы, которые составляют социально-экономическую и государственную основу социалистического общества, оказывающие мощное влияние на содержание и организацию подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни, в качестве субъективных - сознательная, активная идеологическая деятельность по формированию мировоззрения человека, его всестороннему, гармоническому развитию.

Эти факторы определяющим образом влияют на закономерные связи, возникающие в ходе конкретного воспитательного процесса.
Буржуазные идеологи, главным образом неопозитивисты, пытаются утверждать, что педагогическая теория независима от социальных отношений и идеологических установок. С их точки зрения, связь педагогики с политикой ведет к нормативной педагогике, которая относится якобы не к сфере науки, а к сфере идеологии. Обращаясь к точным методам
измерения педагогических явлений и процессов, главным образом в сфере отношений, эти теоретики разрабатывают кибернетические теории обучения, согласно которым педагогический процесс выступает как процесс, функционирующий по принципу передатчика (эта роль отводится учителю) и приемника информации (эта роль отводится ученику) в технических системах.
В условиях социалистической системы воспитательный процесс осуществляется в благоприятных общественных условиях. К числу их относятся: рост материального и духовного богатства народа, его образованность, культура, высокий уровень коллективистских отношений, возросшая политическая сознательность и активность трудящихся, социалистический образ жизни. Таким образом, взаимосвязи между общественной средой и педагогическим процессом в условиях социализма оказывают положительное воздействие на качество воспитательного процесса. Эта закономерность обуславливает действенность принципов коммунистической целенаправленности и партийности, связи воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства.

Результаты воспитательного процесса тем эффективнее, чем полнее соответствие между средствами и целями. Методы и организация педагогического процесса должны обеспечить переход целей воспитания в целевую ориентацию коллектива и личности.
Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности - закономерность процесса воспитания. Воспитание и развитие - диалектически обусловленные процессы. От качества воспитания зависит его результат развитие личности. В свою очередь содержание, формы и методы воспитания зависят от уровня общего развития воспитанников; как пишет в своей книге «Методика воспитательной работы в школе» Н. И. Болдырев, теория воспитания не сводит развитие личности лишь к усвоению социального опыта, к простому накоплению знаний, умений и навыков, «развитие находит свое выражение прежде всего в качественном изменении психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера».

Единство воспитания и развития проявляется в многообразной системе связей. Воспитательные воздействия иногда могут оказаться односторонними, без учета восприятия их воспитуемы-ми, их возможностей. Эти воздействия могут быть рассогласованными (между школьным и семейным воспитанием, между общественным мнением и личными интересами воспитанников и т. д.); осуществляться ситуативно посредством случайных способов и методов; могут быть адресованы избранным воспитанникам (педагогически запущенным подросткам или, наоборот активным) и т. д.
Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что развитие личности требует правильной психологической диагностики А это предполагает обязательную осведомленность воспитателя в вопросах психологии развития личности (преемственности, непрерывности развития, членения процесса развития на качественно различные стадии). Исследования советских психологов показали, что именно психологический уровень органи-зациич человека опосредует воздействие социальных условий развития индивида на его природные характеристики. В этом плане процесс социализации должен рассматриваться как дальнейшее преобразование конкретно-историческими общественными условиями того природного в человеке, в котором нашли выражение самые общие условия его общественного существования.
Как подчеркивает психолог Б. Ф. Ломов, человек выступает частью ряда существующих в мире систем - физической, биологической, социальной, но вхождение индивида во все эти системы происходит не автоматически: он должен активно освоить и развить свою изначальную природную определенность в качестве эффективных средств включения в эти разные системы.
В противоположность любым финалистским концепциям психического развития, рассматривающим его как тяготеющее к некоторому конечному состоянию, советские психологи исходят из положения о безграничности психического развития индивида (Л. И. Анциферова).

Основой воспитательного процесса, главным источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность и общение. Чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс,- такова его закономерность.
Деятельностью, социальными действиями порождаются отношения реальных личностей. С. Л. Рубинштейн, известный советский психолог, утверждал, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Становление личности он рассматривал через становление ее основных отношений. В системе многообразных социальных отношений, в которые вступает личность, особое значение имеют воспитательные отношения, возникающие и развивающиеся в совместной деятельности, подчиненной целям воспитания.

Воспитательные отношения возникают в процессе массового взаимодействия воспитателей и воспитуемых, учителей и учащихся, родителей и детей, коллективов и личностей. В сфере этих отношений реализуются цели коммунистического воспитания, образования и обучения. Исследуя воспитательные отношения, ученые показали их специфику, проявляющуюся в том, что воспитательные отношения (как и другие социальные отношения) возникают, развиваются, функционируют и прекращаются в деятельности людей (А. П. Сидельковский). Этим отношениям присуще то содержание, которое определяет взаимоотношения людей во всех сферах их жизни. Прежде чем стать достоянием воспитательного процесса (учебного, образовательного), его содержание формируется в иных условиях взаимодействия людей, составляющих сферу их жизнедеятельности.
Изучение людей, фактов и закономерностей воспитания как специфических отношений позволяет рассматривать целостный процесс воспитания как совокупность всех воспитательных отношений, определяемых целями воспитания и соответствующей деятельностью его участников. Эти отношения охватывают воспитателей, воспитуемых и способы их взаимодействия. Они имеют различные формы, которые зависят от конкретных целей, условий, обстоятельств воспитания, личных качеств участников.
Существует закономерная связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.
Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с нравственными принципами коммунистического воспитания. В результате педагогического воздействия между воспитателем и воспитуемым возникают субъектно-объектные отношения. При всем том, что социальные роли участников воспитательного процесса не равноценны (воспитуемый для воспитателя в известном смысле всегда является объектом воспитательных намерений и усилий), воспитуемый участвует во взаимодействии с воспитателем сознательно, что и придает воспитательным отношениям субъектно-объектный характер. В качестве основных функций взаимодействия воспитателей и воспитуемых вычленяют три: развивающую, воспитательную и организаторскую.
Развивающая функция состоит в развитии личности воспитанника в процессе взаимодействия с воспитателем; воспитательная - в осуществлении целей воспитания относительно личности и коллектива, в который включена личность; организаторская сводится к целесообразному построению деятельности и общения воспитуемых, благодаря чему эти процессы становятся средствами целенаправленного формирования людей и коллективов.
Воспитательные отношения строятся с учетом общих психологических механизмов развития личностных отношений. Как показывают психологические исследования, отношения личности - это не только ее субъективные мотивы, цели, стремления и т. д. Они характеризуют способ ее включения в жизнедеятельность. Любой мотив регулируется отношением человека к делу, его задачам, другим людям, он реализуется согласно принципам, составляющим это отношение. Психологи (Л. И. Анциферова) различают две формы активности личности. Первая ежедневно вызывается к жизни для решения отдельных задач, но погашается в процессе их решения, следующий этап требует новой активности, новых решений. Вторая форма активности носит не ситуативный, а творческий характер.
Личность творит свои отношения с миром, а затем познает себя каждый раз в каком-то новом свойстве. На этом уровне развития активности воспитательные отношения носят преобразующе-творческий характер. Они обращены к развитию высокой степени сознательности личности, позволяющей ей осознавать собственное изменение и цели движения, к формированию активной жизненной позиции.

Учет закономерных связей педагогического процесса позволяет воспитателю избирать наиболее целесообразные способы воспитательного воздействия относительно коллектива и личности, способы, стимулирующие взаимодействие с воспитуемыми.

2.2 Основные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания

Факторы, влияющие на воспитание, следует понимает как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.
Ю.К. Бабанский классифицировал факторыљвоспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые. В.Н. Турченко выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса. В трактовке Н.В.Бордовской и А.А.Реана факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные. А.В. Мудрик выделяет факторы воспитания макро-, мезо-, микроуровней и мегафакторы, отражающие космо-психобиологическую природу человека. По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, таких групп три. Подобная разногласица в классификации факторов не случайна. Она свидетельствует не только и не столько о разнице в подходах к их анализу ученых различных научных школ. В большей мере это говорит о неразработанности данной научной проблемы. Во многом это следствие того, что советская педагогика в оценке всех факторов, влияющих на развитие человека и формирование его личности, опиралась на марксистско-ленинское учение о социальной сущности человека. Марксистская концепция развития исходила из того положения, что ведущей и определяющей в развитии и формировании человека является социальная среда. Смена данной парадигмы в оценке роли и места факторов воспитания в условиях деидеологизации и полипарадигмальности педагогической науки, когда воспитанию в 90-е годы отводилась вспомогательная роль, вызвала серьезные мировоззренческие трудности. Эти трудности были вызваны пониманием человека как психобиологической сущности и восприятием многими учеными тактических целей деидеологизации, вымывающей идеологию и ценности из структуры социума в качестве объективного, социально необходимого процесса.
Сегодня очевидно, что человек - это духовно-душевно-телесная сущность, имеющая космо-био-психо- социальное происхождение.
Совершенно очевидно, что влияние современных факторов воспитания наиболее действенно в области духовной и психической составляющей личности человека, а структура духовности личности наиболее уязвима к культурно- информационному воздействию.
В марксистской трактовке воспитательных факторов приоритетна социальная среда. Роль наследственности сводится к передаче определенных задатков, которые актуализируются воспитанием и обучением.
Современное знание вносит в справедливость такого понимания существенные коррективы. Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания на:
- объективные и субъективные;
- внешние и внутренние;
- управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро, мезо- и микроуровням.
На основе такого деления можно сконструировать совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности.

Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности

ФАКТОРЫ
МЕГА ФАКТОРЫ
Внешние
Объективные, неуправляемые
МАКРО ФАКТОРЫ
Внешние Внутренние
Объективные, неуправляемые Объективные Субъективные
неуправляемые управляемые управляемые
МЕЗО ФАКТОРЫ
Внешние Внутренние
Объективные Субъективные Объективные Субъективные
управляемые неуправляемые управляемые неуправляемые управляемые неуправляемые управляемые
МИКРО ФАКТОРЫ
Внешние Внутренние
Объективные Субъективные Объективные Субъективные
управляемые неуправляемые управляемые неуправляемые управляемые неуправляемые управляемые

Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы:
а) мегауровень - порождающий факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества;
б) макроуровень - на котором факторы определяются взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т. д.) и влияют на воспитание всех граждан государства;
в) мезофакторы, представляют собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп;
г) микрофакоры - результаты действия факторов, возникающих в ходе трудовой деятельности в производственных и служебных коллективах, процессе межличностных взаимоотношений по месту жительства, в семье и др.
и т.д.................

На практике теория осуществляется с помощью технологии. В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Технология - концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. Воспитательный процес можно рассмотреть как производственный. В школе, как и на производстве, предполагается наличие определенной материальной базы, соответствующей специфике тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих задач направлен воспитательный процесс - аналог производственного процесса. Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике. Простая и ясная процедура на производстве, технология в школе приобретает такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологии воспитания невозможно.

К числу главных факторов воспитания относятся:

1) сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;

2) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);

3) средства массовой информации и пропаганды;

4) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

5) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

6) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

71. Подросток как субъект учебной деятельности

В подростковом возрасте интеллектуальное развитие можно ускорять по следующим направлениям.

1. Развивать понятийный строй мышления и речевой интеллект. Этому способствует изучение риторики, которая формирует умение планировать и составлять публичные речи, вести дискуссию и отвечать на вопросы.

2. Совершенствовать внутренний план действий, становлению которого помогают специальные упражнения, направленные на то, чтобы одни и те же реальные действия как можно чаще совершались не с предметами, a в уме. Например, считать «про себя», а не на бумаге; находить пути решения задачи «в уме». Можно ввести такое правило: пока решение не продумано «в уме», пока не составлен план включенных в него действий и пока он не выверен на логичность, к практическому решению приступать не следует. Если этим правилом пользоваться в отношении всех предметов, то внутренний план действий будет формироваться значительно быстрее.

В средней и старшей школе не следует требовать от учеников механического запоминания «застывших» определений научных понятий. Пусть ребята сами находят определение для них или хотя бы передают смысл понятия своими словами. Насколько ученик может отклониться от определения, данного учителем, – неплохой прием диагностики его интеллектуального развития.

Подростковый и ранний юношеский возраст – благоприятный период для формирования и развития «практического интеллекта», атрибутами которого принято считать здравый смысл, смекалку, интуицию и «золотые руки».

Структура практического интеллекта включает (по Р.С. Немову):

– предприимчивость как способность человека в сложных жизненных ситуациях находить несколько вариантов решения проблемы;

– экономность (человек в состоянии найти такой способ действия, который в сложившейся ситуации с наименьшими затратами приведет к нужному результату);

– расчетливость как умение заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных действий, точно определять результат и оценивать, чего он может стоить;

– умение быстро и оперативно решать задачи (это динамическая характеристика практического интеллекта, проявляющаяся в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до ее практического решения).

Умение решать практические задачи во многом определяется темпераментом ребенка, особенностями его нервной системы и уже приобретенным жизненным опытом. Важно научить ребенка одному правилу: как только проблема возникла, необходимо сразу приступать к ее решению.

Возможности для формирования у детей практического интеллекта в школе: ученическое самоуправление, участие в общественных организациях и коммерческом труде, а также предоставление самостоятельности в домашних делах.

При организации учебного процесса в средних классах важно помнить, что главное для ребенка в этот период – это общение со сверстниками. Поэтому, например, домашние задания можно давать по группам из 2–3 человек, что позволяет учитывать и использовать данную ведущую потребность. Запрет «коллективных» домашних заданий приводит к поголовному списыванию на переменах. В этот период, конечно, предпочтительны групповые формы работы на уроках.

Общие признаки воспитания

Какой бы аспект мы ни взяли во главу угла, определяя понятие «воспитание», во всех случаях присутствуют общие признаки , характеризующие это явление.

1) Это процесс целенаправленный . Воспитатель должен определить цель воспитательной работы (отдельную, комплексную систему целей). При этом важно, чтобы цель воспитания превратилась в цель, близкую и понятную воспитаннику. Воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата, а он определяется, прежде всего, теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитанника.

Можно выделить 4 группы целей воспитания:

· цели, исходящие из требований общества к личности;

· цели, исходящие из требований учреждения, организации к личности;

· цели, исходящие из требований конкретного коллектива к личности;

· цели, исходящие из требований человека к самому себе.

Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется процесс воспитания.

2) Гуманистическая направленность воспитания . Данный признак определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», когда влияние окружающих формирует в человеке негативные, антигуманные черты.

3) Воспитание - процесс многофакторный. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие сложность данного процесса (см. табл. 1).

Таблица 1

Соответствие субъективных факторов объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

Сложность процесса воспитания заключается в том , что его результаты не так ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Кроме того, человек одновременно может подвергаться воздействию множества разнохарактерных факторов и накапливает при этом не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена также и тем, что данный процесс достаточно динамичен, подвижен и изменчив.

4) Воспитание - это процесс длительный. По сути, он осуществляется в течение всей жизни и деятельности человека. Для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.



5) Одним из признаков процесса воспитания является его непрерывность , которая заключается в постоянном и систематическом взаимодействии воспитателей и воспитанников. Необходима система работы в целях выработки устойчивых знаний, убеждений, привычек, а не какое-либо яркое «мероприятие», способное изменить поведение человека.

6) Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, единство и согласованность воспитательных воздействий. Формирование качеств осуществляется не поочередно, а одновременно, в комплексе.

7) Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты воспитания могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов.

8) Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Поэтому, чем большей информацией о своих подопечных владеет воспитатель, тем более объективно и целенаправленно будут осуществляться воспитательные воздействия.

9) В качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника . Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Таковы основные признаки процесса воспитания, которые важно учитывать при организации и проведении воспитательной работы.

На основе различных подходов и тех изменений, которые происходят сегодня, в обобщенном виде можно дать следующее понятие воспитанию. Воспитание - это целенаправленная деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, а также коллективов, должностных лиц и отдельных воспитателей по формированию и развитию личности гражданина и побуждению его к самосовершенствованию в соответствии с современными потребностями общественного развития (времени).

Факторы воспитания

Воспитание анализировать достаточно сложно. Причина заключается в невероятной сложности механизмов образования воспитанности, а также в невозможности предвидеть результат. Постепенно все же выделяются факторы, обусловливающие течение и эффективность воспитательного процесса.

Определение 1

Фактор – это причина, влияющая, так или иначе, на воспитание.

Выделяют объективные и субъективные факторы воспитания. К объективным факторам относятся те, которые не зависят от воспитанника. Таких факторов немного: место рождения, природа и климат в которых происходит развитие, среда обитания, традиции и господствующие нормы в обществе. Эти факторы определяют стержневые признаки человека: национальность, расу, религиозную направленность. Изменить что-либо в действии объективных факторов воспитания практически невозможно.

Субъективность воспитания

В остальном воспитание обладает ярко выраженной субъективной направленностью. К субъективным факторам относятся причины, которые зависят от самого воспитанника и его педагогов, а также окружающих людей и деятельности учебно-воспитательных учреждений. Среди таких факторов можно выделить:

  • личностные предпочтения;
  • склонность воспитанника к воспитанию и его способность воспринимать воспитательные влияния;
  • направленность воспитанника;
  • стремления, желания и намерения воспитанника;
  • воспитательная система;
  • непосредственная деятельность воспитателей;
  • организация процесса воспитания;
  • педагогические программы воспитания;
  • духовная связь между воспитанником и воспитателем;
  • взаимодействие воспитателей и воспитанников;
  • морально-психологических климат в коллективе.

Огромное влияние на процесс воспитания оказывает воспитуемость воспитанника. Дети с высоким уровнем воспитуемости быстрее откликаются на помощь в развитии их личности, следуют советам педагога. Все это приводит к правильному использованию и преобразованию усвоенных способов социального поведения в жизни и резко повышает эффективность воспитания. Низкий уровень воспитуемости у ребенка проявляется в его закрытости для развития, нежелании прислушиваться к педагогу. У таких детей затруднена ориентировка в новых условиях жизнедеятельности.

Сама воспитательная система может быть причиной продуктивного и непродуктивного воспитания.

Определение 2

Воспитательная система - комплекс взаимосвязанных компонентов, развивающийся в пространстве и во времени. В качестве компонентов системы выступают: цели, совместная деятельность людей, сами люди в качестве субъектов воспитательной деятельности, среда, отношения.

Велика роль личности педагога и его влияние на продуктивность воспитательного процесса. Педагог, являясь главным генератором духовности, не может обладать монополией на воспитательное воздействие. Только многоплановость и даже полярность воспитательных воздействий порождает проблему эффективности. Актуальность этой проблемы возрастает по мере взросления воспитанника, параллельно возрастает и его рационально-критическое отношение к окружающему миру и к воспринимаемой учебно-педагогической информации. Сила воспитательного воздействия зависит не от его направленности, а от того кто и каким образом его реализует. Поэтому основным фактором эффективности процесса воспитания является личность педагога.

Замечание 1

Субъективные факторы очень переменчивы, непостоянны. При этом их действие может достигать достаточно большой силы.

Субъективные факторы возникают и оказывают воздействие чаще всего ситуационно, в коротком временном промежутке. Их использование в педагогической деятельности требует высокого педагогического мастерства. В каждом определенном случае сложное сочетание объективных и субъективных факторов наделяет воспитание своим неповторимым характером.

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся:
- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
- социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
- обстоятельства биографии;
- культурная традиция, социальный и профессиональный статус;
- особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;
- система отношений с социумом;
- организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Если биологическая линия развития человека генетически запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые приобретены им в процессе .

Взаимодействие и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов.как наследственности, так и . Сегодня становится все более общепризнанным, что человека осуществляется под влиянием двух программ наследования - биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

Окружающая среда - мощный фактор развития личности, как предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния среды на человека. Факторы среды можно разделить на несколько групп.

Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий:
- адаптация - приспособление. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает;
- индивидуализация - появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В отрочестве стадия самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, ибо все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво;
- интеграция - появляется желание найти свое место в обществе. Она проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой и обществом, в противном случае возможны:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;
- изменение себя («стать как все»);
- конформизм (внешнее соглашательство, адаптация).

Для возраста примерно до трех лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (десять - четырнадцать лет) - индивидуализации. Для юности (пятнадцать - восемнадцать лет) - интеграция. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).

Процесс развития усложняется тем, что социальная среда и социальные группы нестабильны, необходимо собственное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Однако процесс социализации имеет свои издержки. Можно выделить следующие издержки социализации в современных условиях.

Экономические:
- имущественное расслоение в обществе;
- подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи;
- гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления;
- рост имущественных правонарушений у детей;
- вынужденная работа детей, наносящая вред их здоровью и нравственному развитию личности, и др.

Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к появлению у молодежи неуверенности в будущем, «негативизма», нигилизма, и страхам, уходу в неформальные, националистические объединения, культу жестокости и др.

Социальные:
- в результате изменений в системе образования (платные и альтернативные школы) создались неравные условия для детей, что привело к элитарности образования;
- слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей и др.;

Культурные - засилье массовой культуры привело к утрате приоритетов национальной культуры, ценностного отношения к ней, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т.д.;
Моральные - произошла переоценка ценностей, т.е. переориентация молодежи в сторону индивидуализма, нравственной «раскованности».
Данные издержки вносят коррективы в организацию и методику воспитания.