Коммуникативная деятельность в старшей группе. Конспект по социально – коммуникативному развитию в ДОУ «Наше настроение. «Магазин вежливых слов»

Цель: формирование полоролевой социализации.

Задачи:

— формировать первоначальные представления о проявлениях достойного поведения женщин;

— способствовать стремлению девочек быть похожими на настоящих женщин;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: обложка и страницы для детской книги; сюжетные картинки с изображением достойного (заботится о ком- то, о чистоте и уюте в доме, своем внешнем виде) женского поведения и с изображением сказочных героев (Снежной королевы из сказки Г.-Х. Андерсена, сестер младшей купеческой дочери из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сватьи бабы Бабарихи из «Сказки и царе Салтане» А.С. Пушкина, Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»); диктофон; индивидуальные наборы карточек со схематичным изображением эмоций; настольно-печатная игра «Правильно — неправильно».

Воспитатель . Ребята, к нам за помощью обратилась воспитатель средней группы. Она очень хочет рассказать детям о настоящих женщинах. Но для этого ей нужна книга, где было бы много рассказов с картинками о достойных женщинах, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки! К кому только ни обращалась воспитатель с просьбой найти такую книгу. Родители даже пытались найти ее в книжных магазинах. Но, к сожалению, им это не удалось. Тогда воспитатель средней группы решила попросить вас сделать такую книгу для малышей. Она знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, в вашей группе есть альбомы, картинки, книги настоящих женщинах. А еще она попросила подобрать игры, в которых рассказывается о качествах достойных женщин. Малыши так любят играть в разные игры! А чтобы наша книга получилась интересной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о настоящих женщинах. В чем проявляется женское достоинство?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель . Добрая женщина какая?

Дети . Внимательная, заботливая, щедрая, добродушная, отзывчивая.

Воспитатель . В чем проявляется доброта женщины?

Дети. В поступках, действиях, чувствах.

Воспитатель . Предлагаю выбрать картинки, на которых изображены добрые женщины, и наклеить их на страницы нашей книги.

Воспитатель беседует с детьми по содержанию картинок.

Да, женское достоинство проявляется в заботе, нежности, доброжелательности. Настоящая женщина всегда приветлива, с ней бывает тепло, спокойно и уютно; она может успокоить, утешить приласкать, вкусно накормить, навести чистоту и порядок.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением Снежной королевы, сестер младшей купеческой дочери из сказки С.Т. Аксакова

«Аленький цветочек», сватьи бабы Бабарихи из «Сказки о царе Салта- не» А.С. Пушкина, Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Ребята, почему вы не выбрали изображения этих женщин для нашей книги?

Дети. Потому что Снежная королева злая, равнодушная, сестры купеческой дочери и Бабариха — злые, жадные и завистливые, а Федора — неряшливая, неаккуратная.

Воспитатель. Недостойно женщине быть неаккуратной, непричесанной, неряшливой, грубой, злой, завистливой, жадной, равнодушной. Вы правильно сделали, что не поместили их в нашу книгу. Как вы думаете, легко ли быть добрым?

Дети отвечают на вопросы.

Сейчас Маша прочтет нам стихотворение И. Тулуповой «Доброта».

Маша читает стихотворение.

Ребята, в нем говорится: «Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Почему это так?

Дети. От добрых слов и поступков всем становится радостно.

Воспитатель. Все верно, как от солнышка всем тепло и радостно, так и от добрых слов и поступков всем бывает приятно и хорошо. Вспомните пословицы и поговорки, в которых женская доброта сравнивается с солнышком.

Дети . «При солнышке тепло, при матери добро», «Материнское сердце лучше солнца греет», «И личиком бела, и с очей весела», «Идет — словно павушка плывет», «Красота без разума пуста», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Кроткое слово гнев побеждает», «Скромность красит человека», «Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Путная хозяйка каждую курочку знает», «Хозяйка красна — и каша вкусна», «Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет», «Мир в семье женой держится», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Добрым быть — добрым и слыть».

Воспитатель. Молодцы, ребята, как много пословиц и поговорок вспомнили! Много настоящих женщин окружает нас в жизни. Ребята, а среди ваших родственников, знакомых есть такие женщины? Расскажите об их добром отношении к другим людям.

Дети рассказывают, воспитатель записывает их рассказы на диктофон.

Как вы думаете, можно ли будет ваши рассказы поместить в книгу для малышей?

Дети . Да.

Воспитатель . Предлагаю после занятия нарисовать настоящих женщин. Рисунки мы тоже поместим в нашу книгу. Ребята, почему в стихотворении говорится: «Доброта с годами не стареет»?

Дети. Если уже в детстве человек добрый, то, когда он вырастет, тоже будет добрым.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими в детстве были настоящие женщины?

Дети . Добрыми, заботливыми, внимательными.

Воспитатель. Чтобы стать настоящими женщинами, девочкам нужно с детства готовиться к этому. Что должна уметь девочка, чтобы в будущем стать заботливой и внимательной?

Дети . Уметь заботиться о малышах, мальчиках, родителях, других людях, животных.

Воспитатель . Как девочка может позаботиться о малышах?

Дети . Поиграть с ними, успокоить.

Воспитатель . Что для этого должна знать и уметь девочка?

Дети. Знать игры, стихи, колыбельные песенки.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы их малыши спокойно засыпали, ухаживать за маленькими детьми, заботиться о них, играть с ними, нужно знать разные песни, стихи, уметь приласкать, успокоить. А какие колыбельные песни знают девочки нашей группы?

Девочки по желанию исполняют колыбельные песни. Воспитатель обращает внимание детей на то, что их нужно петь ласково, нежно.

Как девочка может позаботиться о мальчиках?

Дети. Помочь привести себя в порядок.

Воспитатель. Есть ли в нашей группе такие девочки, которые заботятся о мальчиках?

Дети . Да.

Воспитатель . Как девочка может позаботиться о родителях?

Дети . Красиво накрыть на стол, убрать посуду после еды, подмести пол.

Воспитатель. Девочки помогают родителям в домашних делах. Они следят за порядком, чистотой и красотой в доме, умеют составлять букеты, убирают, сервируют стол. А как наши девочки помогают дома своим родителям?

Дети отвечают.

Чтобы проявлять заботу друг о друге, о родителях, малышах, животных, девочкам нужно многое уметь: чувствовать состояние людей, уметь утешать. Ребята, какие в нашей группе есть игры, которые учат по выражению лица, жестам определять настроение людей, изображенных на картинках?

Дети. «Узнай, какое настроение», «Страна колобков».

Игра «Узнай, какое настроение»

Воспитатель предлагает по выражению лица, мимике, жестам определить настроение женщин, изображенных на картинках. Дети выбирают из индивидуальных наборов карточек со схематичными изображениями эмоций те, которые соответствуют настроению героев.

Воспитатель . А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Называется она «Раз, два, три, нужное место найди».

Игра «Раз, два, три, нужное место найди»

Воспитатель устанавливает в разных местах групповой комнаты пиктограммы. Он читает небольшие отрывки из художественных произведений и предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

Воспитатель . Ребята, назовите игры, которые помогут малышам вспомнить о таких женских качествах, как приветливость и внимательность.

Дети выполняют задание.

Игра «Шкатулка ласковых имен»

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам и для себя. Побеждает тот, кто придумает больше ласковых имен.

Воспитатель . Молодцы, ребята, вы придумали много ласковых имен. Особенно постарались наши девочки! Как много имен они придумали! Чтобы стать настоящей женщиной, девочке нужно знать добрые, ласковые слова.

Игра «Комплименты»

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, произнося добрые, ласковые слова.

Водящий поворачивается спиной к участникам. Один игрок называет имя водящего, а он должен догадаться, чей это голос.

Воспитатель . Как вы думаете, мы можем рассказать воспитателю средней группы об этих играх?

Дети. Да.

Воспитатель. У нас в группе есть еще одна интересная игра, которая рассказывает о настоящих девочках. Давайте в нее поиграем.

Игра «Правильно — неправильно»

По предложению воспитателя дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению. В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций.

Воспитатель . За что любят и ценят девочек?

Дети . За доброту, заботу.

Воспитатель. Верно, девочек ценят и любят за настоящие женские поступки, в которых проявляются доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие. Все хорошие поступки, которые совершают девочки, служат благу рода, его чести. Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это хорошая девочка, из нее вырастет прекрасная женщина.

Ребята, как вы думаете, поможет наша книга воспитателю средней группы рассказать малышам о настоящих женщинах? Почему?

Дети. Да, потому что в нашей книге много картинок, есть рассказы о таких женщинах.

Воспитатель . Как еще можно помочь воспитателю?

Дети . Мы можем подарить ей наши игры, научить малышей играть в них.

Название: Конспект по социально – коммуникативному развитию в ДОУ «Наше настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, социально – коммуникативное развитие, Разновозрастная группа от 3 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6» «Журавушка»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край

НОД по социально – коммуникативному развитию в
разновозрастной группе (старшей, подготовительной)
«Наше настроение».

Воспитатель: Чижова Татьяна Викторовна .

Цели: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: пиктограммы – эмоции на каждого ребёнка, разрезные карточки с различными эмоциями.

Ход занятия.

1 . Ритуал приветствия с помощью мяча (дети сидя в кругу, передают мяч, желая доброго утра друг другу).

2 . Воспитатель : Ребята, когда я иду в детский сад, у меня всегда хорошее, радостное настроение, потому что я знаю, что снова увижу вас, ваши улыбки, красивые, лучистые глаза. Свое настроение я покажу с помощью вот такой карточки (пиктограмма – радость). А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Свое настроение я попрошу вас показать с помощью карточек радости или грусти.

Дети выкладывают карточки и говорят, с каким настроением они пришли в детский сад.

Воспитатель: Я вижу по карточкам, что не у всех детей сегодня веселое настроение (педагог просит этих детей назвать причину грустного настроения ). Ребята, скажите, а как можно помочь детям, у которых грустное настроение, чтобы они стали веселыми.

(если все дети показали пиктограмму – радости, то воспитатель предлагает вспомнить случаи, когда дети приходили с грустным настроением.)

Воспитатель: А еще для того, чтобы у нас у всех ещё лучше стало настроение, я предлагаю игру «Зеркало». В нее вы можем даже играть дома со своими родными.

(Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга, как в зеркале).

3. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас хорошее настроение, а какие мы с вами испытываем при этом чувства.

Дети: Чувства радости, веселья.

Воспитатель: Но не только чувства радости мы с вами можем испытывать, есть ещё чувства волнения, удивления, страха. А в каких ситуациях мы эти чувства испытываем (дети описывают различные ситуации из своей жизни, когда они испытывали эти чувства ).

И сейчас я предлагаю вам подойти к столам, на которых лежат разрезные картинки, собрать их и посмотреть, что у вас получилось. Но я попрошу вас не говорить, какую картинку с чувством вы сложили, а показать его с помощью мимики лица и положением рук.

(для младшего возраста ) (для старшего возраста )

Одни дети показывают, другие угадывают, и объясняют, почему они так думают.

4. Воспитатель предлагает детям вернуться в круг.

Воспитатель: От наших чувств зависит настроение, а ещё наше настроение зависит от того, как мы относимся друг другу, если заботливо и бережно – настроение бывает хорошие, если грубо и невнимательно – плохим. Давайте вспомним, что нужно делать для того, чтобы нам хорошо было вместе.

Дети: Нужно не обижать друг друга, не говорить грубых слов, не ссориться и т.д.

Воспитатель : Правильно, всё зависит от нас самих, как мы будем относиться к своим близким и друзьям, такое у нас и будет настроение, и есть три правила, если мы их будем соблюдать, они в этом помогут.

Правила зачитывают читающие дети.

— Старайся сам быть доброжелательным к людям.

— Будь всегда весёлым, не плачь по пустякам, не капризничай.

— Не ссорься, старайся помогать другим.

Ольга Шушкова
Коммуникативная деятельность в старшей группе

Коммуникативная деятельность в старшей группе . Февраль.

Упражнение «Доброта»

Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях, родителях? У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека, желательно, чтобы он был знаком другим участникам или присутствовал в группе . Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.

Упражнение «Волшебная подушечка»

Упражнение «Мамино ожерелье»

Участники стоят в кругу и держатся за руки. Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны) . Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т. д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

Игра «Привет»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом : «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило : здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы . Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например : «Как хорошо, что ты здесь!» ) Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. А можно говорить :! Привет! Меня зовут Иван. А тебя как зовут?" А когда уже кого-то знает, как зовут, то можно просто подтверждать это : "Меня зовут Иван, а тебя - Ирина! И ответ : "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"! Тогда не только в игре происходит физическое сближение, но и имена запомнятся легко, что повлияет на коммуникативность .

Публикации по теме:

Коммуникативная культура педагога дошкольной образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

Картотека игр. Социально-коммуникативная область 5. Игра "Разговор с руками" (Шевцова И. В.) (Для гиперактивных детей) Цель: научить детей контролировать свои действия. Содержание: Если.

Составление описательных рассказов об овощах. Коммуникативная деятельность для детей средней группы «Богатый урожай» Тема: «Богатый урожай» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе составления описательных рассказов об овощах Задачи: - обеспечить.

Коммуникативная игра-танец «Будем Родине служить» к Дню защитника Отечества для детей дошкольного возраста Коммуникативная игра-танец "Будем Родине служить" к Дню защитника Отечества для детей дошкольного возраста. Разработал музыкальный руководитель.

Коммуникативная игра «Ожившие игрушки» "Ожившие игрушки"упражнение. Спросите у ребенка,Как он думает,что происходит в магазине игрушек ночью. Выслушайте его,предложите представить,что.

Конспект НОД «Коммуникативная» по разделу программы «Грамота» в подготовительной группе Конспект НОД «Коммуникативная» по разделу программы " Грамота"в подготовительной группе. Тема «Спасение Марьи Царевны» Образовательная область.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий^

Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

Реализация общеобразовательной программы;

Обогащение предметно-пространственной среды.

Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:

Насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;

Трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;

Полифункциональности (возможность разнообразного использования) ;

Вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;

Доступности (свободный доступ к игровым пособиям) ;

Безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

Так, например, в нашей группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:

Центр безопасности.

Центр сюжетно-ролевых игр.

Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных нами паспортах центров в группе. Рассмотрим каждый из них.

1. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС (они перед вами на экране, основных направлений работы и принципов дал возможность составить паспорт Центра безопасности, в соответствии с которым он наполнился дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом детей.

Так, например, по ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, находятся:

Хозяин – Светофорик.

Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.

Набор дорожных знаков.

Дидактические игры.

Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:

Профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;

Формирование умения беречь своё здоровье;

Профилактика пожарной безопасности.

В Центре имеются дидактические пособия «Острова Здоровячка и Хлюпика», «В стране Здраволандии», «Плюсы и минусы природных явлений», «Здоровей-ка», целью которых является повышение у детей когнитивной компетентности о возможностях здорового образа жизни, оздоровления лекарственными травами, применения дополнительных средств профилактики простудных заболеваний; формирование у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе создание в группе дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту.

2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте (они перед вами на экране, в Центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек) :

Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.

Организации труда с небольшими группами детей.

Организации трудовых поручений и работы с дежурными.

Организации ручного труда.

Созданы дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей, формируемая именно в старшей группе (в дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются, главным в которой являются умения:

Принять цель труда;

Выделить предмет труда;

Предвидеть результат труда;

Спланировать трудовой процесс;

Отобрать необходимое оборудование;

Довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

В перспективе создание в группе условий для работы мальчиков с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д.

3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

Семья («Дом, семья») ;

- образование («Детский сад») ;

Здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ;

Торговля («Магазин») ;

Производство («Швейное ателье») ;

Строительство («Строительство», «Строим дом») ;

Развлечения, общественные места («В кафе») ;

Путешественники («Кругосветное путешествие») ;

Транспорт («На дорогах города») ;

Военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики») ;

Спорт («Мы – спортсмены»)

В Центре сюжетно-ролевых игр создано дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Таким образом, важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.

www.maam.ru

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в рамках реализации ФГОС

Актуальность : проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Трудности в общении дошкольников с окружающими людьми связаны: с не сформированностью возрастных форм общения этих детей; с неразвитостью структурных компонентов общения; с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка) .

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности :

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами) ;

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Все, выше сказанное, позволяет говорить о необходимости создания в дошкольном учреждении условий для развития социально-коммуникативных навыков, выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

В настоящее время, одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, так как дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями.

Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной) .

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

Систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

Коррекция имеющихся социально - эмоциональных проблем.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДОУ являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

А. В. Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

Принципы отбора содержания социально-коммуникативного развития детей:

1. Принцип научности.

2. Принцип прогностичности.

3. Принцип последовательности и концентричности.

4. Принцип системности.

5. Принцип интегративности.

6. Принцип культуросообразности и регионализма.

7. Принцип «диалога культур».

Н. Ф. Тальщина отмечает, что с рождения до семи лет социально-личностное развитие не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая психологические условия.

1. Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.

2. Реализацию общеобразовательной программы:

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития:

Принципы организации предметно-пространственной среды:

Открытости;

Гибкого зонирования;

Стабильности -динамичности;

Полифункциональность;

Гендерный подход.

Предметная развивающая среда подбирается с учётом принципа интеграции образовательных областей.

Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть:

Связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению;

Включать в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности;

Учитывать принцип личностно ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей;

Должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

3. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

4. Важное условие высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития.

5. Организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность.

6. Сегодня детский сад рассматривается как открытая образовательная система Её задача – обратить внимание социума (города, района) на детей, детский сад, его проблемы в развитии образования и науки, предпринимателями и другими организациями. ДОУ на протяжении всей деятельности должно активно сотрудничает с Административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства.

7. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры) ;

Детский сад (в первую очередь воспитатели) ;

Общество (сверстники, друзья) .

Таким образом, социально-коммуникативное развитие является главной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждениях более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.

www.maam.ru

Практикум для педагогов дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО»

Практикум для педагогов дошкольного образования

Тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО

Продолжительность: 40 минут

Аннотация

Данный семинар предназначен:

Для молодых специалистов: изучение содержания социально-коммуникативного развития дошкольников как одной из образовательных областей согласно ФГОС ДО;

Для педагогов-стажистов: повторение и закрепление содержания работы по данному направлению.

Цель: повысить компетентность педагогов МАДОУ детский сад «Пчелка» с. Кармаскалы в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, способствовать улучшению качества образовательного процесса.

Методы и приемы: беседа, обсуждение, показ слайдов, физкультминутка, деловая игра, релаксация (видеоролик) .

Предварительная работа:

Подбор и изучение нормативно-правовых актов, методической литературы,

Организация выставки методической литературы в методкабинете;

Консультации для педагогов по теме.

Ожидаемые результаты:

Повысится уровень профессиональной компетентности воспитателей и педагогов в области социально-коммуникативного развития воспитанников согласно ФГОС дошкольного образования, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению качества дошкольного образования.

Ход семинара- практикума

Приветствие.

Тема семинара. (Слайд 1).

Актуальность (Слайд 2) .

Цель и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников (Слайды 3, 4) .

Беседа. Вначале определим основные направления работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». (Слайд 5) .

Какие виды детской деятельности определяет ФГОС ДО? (Слайд 6). (Обсуждение) .

Какие формы работы по видам той или иной деятельности можно использовать в работе? (Приложение 1 к конспекту). (Обсуждение) .

Какие условия необходимы для успешной реализации социально-коммуникативного развития? (Слайды 7, 8). (Обсуждение) .

Согласно требованиям Стандарта обязательно учитываем эффективные формы и способы поддержки детской инициативы. Какие это могут быть формы? (Слайд 9). (Обсуждение) .

Основным видом детской деятельности, способствующим социализации и коммуникации ребенка, является игровая деятельность. Классификаций игр много. Давайте вспомним с вами классификацию игр по Новоселовой С. Л. и Зворыгиной Е. В. (Слайд 11). (Обсуждение) .

Комплексный метод руководства игрой этих авторов предполагает

Обеспечение педагогических условий развития игры,

Педагогическую поддержку самодеятельных игр. (Слайд 12) .

Какие виды игр вы помните? (Приложение 1 к конспекту). (Обсуждение) .

Следующим направлением работы патриотическое воспитание (Слайд 13) .

Компоненты патриотического воспитания (Слайд 14) .

Вспомним принципы работы по патриотическому воспитанию (Слайд 15). (Обсуждение) .

Какие условия должны быть созданы в группе для патриотического воспитания? (Слайд 16). (Обсуждение) .

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи по формированию ОБЖ. (Слайд 17) .

Какие задачи ставятся при формировании основ безопасности жизнедеятельности детей? (Слайд 18). (Обсуждение) .

Какие направления работы по ОБЖ? (Слайд 19). (Обсуждение) .

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения (Слайд 20) .

Трудовое воспитание. Задачи трудового воспитания (Слайд 21)

Вспомним виды труда, формы организации труда, типы организации трудовой деятельности (Слайд 22). (Обсуждение) .

Физкультминутка. Попрошу всех встать, немного размяться. Сделаем друг другу бодрящий массаж. Разбились на пары. Один из пары встает по отношению к другому спиной, он – «пациент». Второй – «массажист». «Массажист» гладит голову «пациента», плечи, спину. Затем начинает похлопывания: плечи, спина, руки, живот, бедра, ноги. Партнеры меняются ролями и повторяют действия. Друг другу улыбнитесь, поблагодарите друг друга и садитесь.

Деловая игра «Игрушки для сюжетной игры»

Цель: Выявить качества знаний педагогов в подборе игрового материала и оборудования для сюжетно – ролевой игры на каждом возрастном этапе.

Атрибуты к игре: оформление магазина «Детский мир «ЛУКОМОРЬЕ»

Отделы игрушек:

Игрушечные машины

Кукольное хозяйство

Отдел кукол

Разнообразный материал

Забавные зверюшки.

Описание игры:

Мир современного ребенка трудно представить без игрушек. Давайте и мы представим себе, что мы в отделе игрушек детского мира «Лукоморье», присмотримся внимательно к игрушкам, которые ждут покупателей на прилавках.

Вот отдел кукол. Здесь: и маленькие куклы, и большие; с закрывающимися глазами и с нарисованными; «говорящие» и «умеющие ходить»; малыши – голыши и нарядно одетые девочки; «Красные шапочки», «Айболиты», куклы Барби и др.

А сколько разных зверюшек – плюшевые и пластмассовые мишки, зайцы, собачки, обезьянки. Рядом на прилавке кукольное хозяйство – посуда, плита, стиральная машина, кукольная мебель. А дальше – игрушечные машины: точные маленькие модели «Мерседеса», «Лимузина», деревянные грузовики, похожие на настоящие лишь в самых общих чертах. А вот и просто руль на подставке. А это – разнообразный предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками.

1. Выбрать себе любую игрушку, и проанализировать ее соответствие данной возрастной группе.

2. Составить алгоритм адекватного восприятия ребенком конкретной игрушки; ее педагогическое, психологическое и эстетическое воздействие на развитие ребенка в контексте воспитательного процесса.

Наблюдение и анализ деловой игры

1. Актуальность темы, выбранной для обсуждения.

2. Знание педагогов в подборе игрового материала и оборудования.

3. Рефлексия участников игры.

4. Решение в соответствии с задачами деловой игры.

Релаксация. Видеоролик «Как прекрасен этот мир».

Семинар окончен. Благодарю всех за активное участие.

Приложение к конспекту практикума

Детская деятельность в образовательном процессе

(виды деятельности, формы работы)

№ Деятельность Формы работы

1. Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции

Творческие игры:

Режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми) ;

Сюжетно-ролевые;

Игры- драматизации;

Театрализованные;

Игры со строительным материалом

Игры-фантазирования,

Импровизационные игры-этюды.

Игры с правилами:

Дидактические,

Подвижные (по степени подвижности, по преобладающим движениям, по предметам и т. д.) ;

Развивающие;

Музыкальные;

Компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений, обучающие) .

2. Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира

Экспериментирование, исследование, моделирование:

Замещение;

Составление моделей;

Деятельность с использованием моделей;

По характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное) .

3. Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению

Формы общения с взрослым:

Ситуативно-деловая,

Внеситуативно-деловая,

Внеситуативно-личностная.

Формы общения со сверстниками:

Эмоционально-практическая,

Внеситуативно-деловая,

Ситуативно-деловая.

Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения.

4. Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции

Гимнастика:

Основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие) ;

Строевые упражнения;

Танцевальные упражнения;

С элементами спортивных игр.

Подвижные;

С элементами спорта.

Простейший туризм.

Катание на самокате, санках, велосипедах, ходьба на лыжах и др.

5. Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть / потрогать / почувствовать Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной труд

6. Изобразительная деятельность – форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт Рисование, лепка, аппликация

7. Конструирование из различных материалов – форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь Конструирование:

Из строительных материалов;

Из коробок, катушек и другого бросового материала;

Из природного материала.

Художественный труд:

Аппликация,

Конструирование из бумаги.

8. Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя Восприятие музыки.

Исполнительство (вокальное, инструментальное) :

Музыкально-ритмические движения,

Игра на детских музыкальных инструментах.

Творчество (вокальное, инструментальное) :

Музыкально-ритмические движения,

Игра на музыкальных интсрументах.

9. Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях Чтение (слушание) ;

Обсуждение (рассуждение) ;

Рассказывание (пересказывание, декаламация;

Разучивание;

Ситуативный разговор

Прикреплённые файлы:

prezentacija-soc-kom-razvitija_9og6u.ppt | 1690,5 Кб | Скачан: 187

www.maam.ru

Конспект занятия по коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Тема: «День рождения с друзьями»

Цель - содействовать личностному, коммуникативному и эмоциональному развитию детей.

  • Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • Развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
  • Развитие элементарных пространственных представлений, чувства ритма, двигательной координации.

Оборудование:фортепиано, магнитофон, аудиозаписи, мячик, карточки для подарков детям, салютики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:Всех друзей своих сейчас

Мы позвали в садик наш. ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Если ты сюда пришёл – не сиди на месте.

Петь, играть и танцевать будем мы все вместе!

Сейчас поприветствуем друг друга.

Реб.Мы весёлые ребята! Вместе дружно мы живём,

И танцуем и поём. Любим музыку и смех - наша группа лучше всех!

Воспитатель:Ребята, вы любите веселые праздники?

Я тоже. У нас сегодня будет не обычное занятие - мы с вами побываем на празднике. Я предлагаю начать с веселой, доброй песенки, встанем в круг.

Песня «Дружба крепкая»

Воспитатель:Представьте себе, что вас пригласили на день рождения, где много детей, но не все друг друга знают. Давайте сейчас сядем на ковер, но так, чтобы каждый из нас видел всех других ребят.

А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый поздоровается со всеми глазами. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед (педагог, заглядывая в глаза каждого ребенка, слегка кивает ему, когда со всеми поздоровался, дотрагивается до плеча соседа и т.д.)

Воспитатель:Хорошо, но нам нужно еще узнать имена новых друзей, для этого мы сыграем в игру «Ласковое имя».

Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик, и тот, кому бросили мяч, называет свое ласковое имя. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч.

Когда все назовут свои имена, мяч пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того произнести его ласковое имя.

Песня «Люблюка»

Воспитатель:А сейчас… Мы пойдём гулять – себе друга выбирать!

Коммуникативная игра - танец «Приглашение».

На 1-ю часть музыки один ребёнок – водящий ходит шагом с носка. С окончанием звучания 1-ой части останавливается около того ребёнка, с которым ему хочется танцевать. Дети выходят в круг, берутся за руки лодочкой.

На 2-ю часть музыки дети кружатся парой. На повторение 1-ой части дети, которые танцевали в круге, ходят и выбирают себе друзей. На 2-ю часть музыки танцуют в круге уже 2 пары. Игра – танец повторяется до тех пор, пока все дети не окажутся в парах в круге.

Воспитатель: Вот мы с вами нашли себе друзей и сейчас отправимся на день рождения. А если у нас день рождения, то надо дарить?...

Дети:Подарки!

Воспитатель: Кто из вас любит получать подарки? А кто дарить? Сейчас мы поиграем в игру, которая позволит вам и получать и дарить подарки.

Давайте представим, что мы можем подаритьподарок своему соседу. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какой подарок ему бы хотелось получить, и выберите его себе.

А теперь давайте по очереди «Дарить друг другу подарки. А тот, кто получит подарок, не забывает поблагодарить.

В конце можно спросить, какой подарок им понравился и что было приятнее - дарить или получать?

Воспитатель:Вам понравилось быть именинниками и получать поздравления? Хорошо, а теперь предлагаю всем поиграть в веселую игру «Липучка».

Все дети двигаются, бегают или танцуют по комнате под быструю музыку. После того, как музыка перестанет звучать, ребёнок – «липучка» говорит слова:

«Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать!».

После этого липучка начинает пятнать детей, которые замирают на месте и стоят до конца игры. На повтор игры выбирается другой ребёнок – «липучка». Игра повторяется 2 – 3 раза.

Воспитатель:Хорошо повеселились,а теперь садитесь наковер.Коврик, на котором вы сидите, не простой, а волшебный – «ковер-самолет». Сядьте поудобнее, возьмитесь за руки и закройте глаза (звучит музыка) . Представьте, что мы поднимаемся вверх, в облака, еще выше, выше облаков, летим, ковер покачивается.

Крепче держитесь за руки. Дышим все легко, ровно, глубоко. Глубокий вдох, долгий выдох.

Нам хорошо летать, взявшись за руки, но вот ковер опускается ниже, ниже. Мы идём на посадку!

Нас уже ждут наши мамы, папы и друзья! Ура!

Мы благополучно приземлились. Откройте глаза. Замечательно! А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.

Дети: Муравьи.

Воспитатель: Верно, Молодцы!!! И сейчас мы исполним замечательную песенку про муравья.

Песня «Про меня и муравья»(ф/м) .

Воспитатель: Подарки подарили, повеселились, а теперь предлагаю устроить праздничную дискотеку и потанцевать.

Танец «Поссорились - помирились» (ф/м)

Воспитатель: А сейчас мы устроим с вами праздничный салют. Разбирайте салютики – и по команде подбрасываем их вверх. Раз, два, три – салют – пли!

Дети подбрасывают салютики под музыку «Барбарики -Друзья»(ф/м) .

Воспитатель: Скажите, какое у вас сейчас настроение?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

(ответы детей)

Воспитатель:А сейчас, ребята, давайте подарим друг другу свои замечательные, прекрасные и добрые улыбки, чтобы наши друзья ещё раз почувствовали тепло своего друга.

Прощание– каждый ребенок «сдувает» с ладошки прощание тому, кому хочет в кругу, тот ловит и «сдувает» другому.

Список литературы:

  1. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников Ростов – на - Дону: Феникс, 2005.
  2. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога / Серия «Психологический практикум».– Ростов – на - Дону: Феникс, 2005.
  3. Добина Н. И. Развитие личности ребенка в д/саду – Ярославль: Академия развития, 2009.

ПЕРЕВЕРНИСЬ И ПОЗДОРОВАЙСЯ!

Участники ложатся на коврики. Лежа на спине, образуют круг такимобразом, чтобы их руки оказались в центре. Все вместе поют песню и каждый участник перекатывается на бок (или ему помогают это сделать) и дотягивается до своего соседа, который тоже разворачивается в его сторону, и они приветствуют друг друга прикосновением. После этого каждый перекатывается на другой бок, чтобы «поздороваться» с еще одним соседом. Допев песню, участники меняются местами, и игра продолжается уже с новыми партнерами

Важно:В некоторых группах необходимо оговорить направление поворота для каждого участника до того, как начнется игра. Возможно, ведущему придется замедлять или ускорять темп песни в зависимости от того, как скоро участники смогли поприветствовать друг друга.

«Горелки»

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий.

Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

Другой из этой пары становится водящим.

Косой, косой, не ходи босой!

А ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь! Выходи, тебе гореть!

«Пустое место»

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно) , от 6 до 15 человек.

Описание.Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук.

Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу.

Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

1. Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

2. Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

3. При встрече выполняют разные задания (по договоренности) .

Танцевальная игра «Море волнуется раз»

Игровое оборудование:диск, на котором записана приятная мелодичная музыка.

Правила игры:выбирают одного ведущего. Все остальные участники игры кружатся и выполняют плавные танцевальные движения. После произнесенных воспитателем слов «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три.

Фигура морская замри!» резко останавливается музыкальное сопровождение и дети должны замереть на месте. Ведущему поручается найти и замаячить тех, кто пошевелится.

«Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны) . Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом кругом, кругом-кругом, всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите! Карусель остановите.

Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

В гости к солнышку.

Становитесь на разминку, в гости к солнышку пойдёми друзей своих найдём.

Выглянуло солнышко и зовёт гулять.

Как приятно с солнышком вместе нам шагать...(ходьба)

Мы в лошадок превратимся, по дороге мы помчимся.

Гоп - гоп, веселей, бей копытом, не жалей.(бег галопом)

Солнце в небесах сияет, наши деточки шагают.(ходьба)

Тучка по небу гуляет, Солнце тучка закрывает.

От дождя мы убежим, спрятаться мы поспешим.(бег змейкой)

Змейкой все бежим за мной, нам не страшен дождик злой.

Туча солнышко закрыла, Солнца больше не видать,

Пойдём, дети, по дорожке, будем солнышко искать.(ходьба друг за другом)

Вот цыплята заскучали, в путь - дорожку собрались.(ходьба на носочках)

Надо к солнышку идти, надо солнышко найти.(ходьба на пятках)

Перед дорогой надо подкрепиться, зерно поклевать и в путь отправиться.

Наклонились, поклевали,(наклон вперёд)

Поклевали, дружно встали. Раз - два - наклонись,(наклон)

Три - четыре - распрямились. Цыплята к зайчику пошли, На грядке его нашли.(ходьба)

Заяц грядку боронили морковку посадил.

Приседал и вставал, семена в бороздку клал.

Раз - два - приседал, семена в бороздку клал.(присесть, руками задеть пол)

Надо всем к ежу свернуть, чтоб спросить к солнцу путь.

Ёжик путь им указал, Заяц первый прыгать стал.(прыжки)

Прыг - скок высоко, до вершины далеко.

Мы немножко отдохнём, прыгать снова мы начнём.(ходьба на месте)

Месяц всех друзей принял, домик солнца показал.

Друзья солнце разбудили, чисто - начисто помыли.

Стало солнышко сиять и лучами согревать.

Лучик вверх, лучик вниз -ты дышать не ленись.(упражнения на дыхание)

Снова солнышко сияет, наши деточки шагают.(спокойная ходьба)

Дружно, весело идут и совсем не устают.

Сказка кончилась, и мы все домой идти должны.

И теперь на завтрак дружно зашагали малыши.

Гусеница

У неё в ботинках ножки.

(пальцы одной руки, затем второй идут по столу)

Ротик, нос, а глаза – два

(нарисовать на столе или в воздухе рот, нос, глаза)

И большая голова

(нарисовать пальцами большой круг на столе или в воздухе)

Желтый, зеленый, красный, синий,

С улыбкой ты всегда красивый!

(хлопки в ладоши)

Источник nsportal.ru

Социально?коммуникативное развитие

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Перед вами на слайды обозначены противоречия современной социокультурной среды. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста,приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,общества и государства

Социальнокоммуникативное развитиенаправлено на:

· присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

· развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

· становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

· развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

· формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

· формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

· формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

  • Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.- Ребенок в семье и сообществе.- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Социально-коммуникативное развитие. Что такое социализация детей дошкольного возраста

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.

Социализация детей дошкольного возраста в системе ФГОС ДО

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС) , социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.

Основные аспекты социализации

Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Включает в себя два основных аспекта:

  • усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей;
  • активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

Структура социализации

Говоря о социализации, мы имеем дело с определенным переходом социального опыта в ценности и установки конкретного субъекта. Причем сам индивид выступает в качестве активного субъекта восприятия и применения данного опыта.

К основным компонентам социализации принято относить передачу культурных норм посредством социальных институтов (семья, школа и т.д.) , а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.

Деятельностный аспект

В концепции А. Н. Леонтьева деятельность в психологии представляет собой активное взаимодействие индивида с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя тем самым свои потребности. Виды деятельности принято различать по нескольким признакам: способам осуществления, форме, эмоциональной напряженности, физиологическим механизмам и др.

Основным же отличием между разными видами деятельности является специфика предмета, на который направлен тот или иной вид деятельности. Предмет деятельности может выступать как в материальной, так и в идеальной форме.

При этом за каждым данным предметом стоит определенная потребность. Также следует отметить, что ни один вид деятельности не может существовать без мотива. Немотивированная деятельность, с точки зрения А. Н. Леонтьева, является условным понятием.

В реальности мотив все равно имеет место, однако он может носить латентный характер.

Основу любой деятельности составляют отдельные действия (процессы, определяемые сознательной целью) .

Сфера общения

Сфера общения и сфера деятельности тесно связаны между собой. В отдельных психологических концепциях общение рассматривается в качестве стороны деятельности.

Одновременно с этим деятельность может выступать в качестве условия, при котором может осуществляться процесс общения. Процесс расширения общения индивида происходит в ходе увеличения его контактов с окружающими. Данные контакты, в свою очередь, могут устанавливаться в процессе выполнения тех или иных совместных действий - то есть в процессе деятельности.

Уровень контактов в процессе социализации индивида определяется его индивидуально-психологическими характеристиками. Значимую роль здесь также играет возрастная специфика субъекта общения. Углубление общения осуществляется в процессе его децентрации (переход от монологической формы к диалогической) . Индивид учится ориентироваться на своего партнера, на более точное его восприятие и оценку.

Сфера самосознания

Третья сфера социализации, самосознание личности, формируется посредством становления его Я-образов. Экспериментально было установлено, что Я-образы возникают у индивида не сразу, а формируются в процессе его жизнедеятельности под воздействием различных социальных факторов. Структура Я-индивида включает в себя три основных компонента: знание себя (познавательный компонент) , оценка себя (эмоциональный) , отношение к себе (поведенческий) .

Самосознание определяет понимание личностью себя как некой целостности, осознание собственной идентичности. Развитие самосознания в ходе социализации является контролируемым процессом, осуществляемым в процессе приобретения социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Таким образом, развитие самосознания не может проходить вне деятельности, в которой постоянно осуществляется трансформация представлений личности о себе в соответствии с представлением, складывающимся в глазах других.

Процесс социализации, таким образом, должен рассматриваться с точки зрения единства всех трех сфер - как деятельности, так и общения и самосознания.

Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.) . Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.

Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для детей дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
  • уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  • уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях) ;
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание) .

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.

Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника. Также положительный эффект имеют занятия по социально-коммуникативному развитию ребенка.

Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

В свою очередь, социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и образовательного учреждения.

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта:

  1. Социальный - соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей.
  2. Коммуникативный - умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Модульная система в формировании социально-коммуникативной компетентности

Социально-коммуникативное развитие в рамках образовательного учреждения представляется целесообразным сопровождать в соответствии со следующими модулями: медицинский, модуль ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) и диагностики, психологический, педагогический и социально-педагогический. Первым в работу включается медицинский модуль, затем, в случае успешной адаптации детей, модуль ПМПк. Остальные модули запускаются одновременно и продолжают функционировать параллельно с медицинским и модулем ПМПк, вплоть до выпуска детей из ДОУ.

Каждый из модулей подразумевает наличие конкретных специалистов, действующих четко в соответствии с поставленными задачами модуля. Процесс же взаимодействия между ними осуществляется за счет управленческого модуля, координирующего деятельность всех подразделений. Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей имеет поддержку на всех необходимых уровнях - физическом, психическом и социальном.

Дифференциация детей в ДОУ в рамках модуля ПМПк

В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума, в который обычно включены все субъекты воспитательного процесса ДОУ (воспитатели, психологи, старшие медсестры, заведующие и др.) , целесообразно дифференцировать детей по следующим категориям:

  • дети с ослабленным соматическим здоровьем;
  • дети, относящиеся к группе риска (гиперактивные, агрессивные, замкнутые и др.) ;
  • дети, имеющие трудности в обучении ;
  • дети, имеющие ярко выраженные способности в той или иной сфере;
  • дети, не имеющие особенностей в развитии.

Одной из задач работы с каждой из выделенных типологических групп является формирование социально-коммуникативной компетентности как одной из значимых категорий, на которую опирается образовательная область.

Социально-коммуникативное развитие - динамичная характеристика. Задачей консилиума является отслеживание данной динамики с точки зрения гармоничности развития. Соответствующий консилиум должен проводиться на всех группах в ДОУ, включая в свое содержание социально-коммуникативное развитие. Средняя группа, например, в процессе программы включается в систему социальных отношений посредством решения следующих задач:

  • привитие элементарных норм и правил взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование патриотических чувств ребенка, а также семейной и гражданской принадлежности.

Для реализации данных задач в ДОУ должны быть специальные занятия по социально-коммуникативному развитию. В процессе данных занятий происходит трансформация отношения ребенка к окружающим, а также способностей к саморазвитию.

  • Подписаться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Подробней на сайте fb.ru

Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Тема «Наши мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

Составила воспитатель г.о. Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада» д\с №171 «Крепыш» Петрова Ольга Васильевна.

Данный материал содержит технологию «Фото-кейс» и может быть интересен воспитателям детских садов, так как данная технология позволяет эффективно формировать навыки общения детей со взрослыми и со сверстниками.

Программное содержание:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать навыки общения, позволяющие эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
Учить выражать свои чувства приемлемыми для общества способами,
Способствовать становлению саморегуляции собственных действий,
Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
ОО «Речевое развитие»
Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь,
Активизировать в словаре детей прилагательные,
ОО «Познавательное развитие»
Расширять знания детей о празднике «8 марта»
Используемые технологии: Фото-кейс .
Материал:
Фотографии мам, стихотворения о маме, мягкое сердечко, фотография к кейсу, кейс.

Воспитатель: О ком оно? (о маме)
Воспитатель: в начале весны во всем мире отмечают замечательный праздник 8 марта. И сегодня мы поговорим о наших мамах.
Дети, а кто для вас мама? (самый близкий человек, друг, самый любимый человек…)

Воспитатель:
Мама – это небо! Мама – это свет! Мама – это счастье!
Мамы лучше нет! Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мама любит всех! Мама – осень золотая!
Мама – самая родная! Мама – это доброта! Мама выручит всегда!

Дидактическое упражнение «Красивые слова» .
Воспитатель: Скажите красивые слова о своей маме, передавая друг другу вот это сердечко. Какая ваша мама?
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная, модная, современная, ласковая.
Воспитатель: А когда мама устала, она какая?(уставшая) Когда она задумалась, то какая?(задумчивая)…и т.п.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. А теперь давайте поподробнее расскажем о них. Найдите свою маму на фотографии, расскажите, как ее зовут, как она выглядит, какой у нее характер, кем она работает, что любит делать?(выслушать 5-6 рассказов)
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и подвигаемся под стишок о маме.
Физ.минутка (дети показывают движения в соответствии с текстом)

Кто обед готовит, шьет?
Кто нам песенку поет?
Кто целует нас, ласкает?
А за шалости ругает?
Кто печет пирог с вареньем?
Рано утром в воскресенье?
Кто подарки нам вручает?
Это мама! Каждый знает!

Воспитатель: Рассказывая о мамах, вы говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют эти руки?
Дети: Готовить, шить, печь, стирать, гладить, вязать и т.д.
Воспитатель: Видите, как много дел у ваших мам. Несмотря на то, что мамы работают – кто в больнице, кто в школе, кто в магазине – они еще справляются со множеством домашних дел. Трудно мамам? Расскажите, как вы помогаете своей маме (вытираем пыль, подметаем, моем полы, пылесосим, моем посуду и т.п.)

Технология: Фото-кейс ; проблема выражения своих чувств приемлемыми для общества способами.