Дети в современном мире выступление. Современные дети. Деспотический стиль воспитания

На 4-м году жизни появляются попытки упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить связи и закономерности. С 5 лет возникает первый абрис детского мировоззрения. Восприятие ребенком мира отличается от восприятия взрослого. Ребенок рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Это восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. Ж.Пиаже назвал это явление реализмом, который не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи.

Ребенок не умеет различать свой субъективный и внешний мир. С одной стороны, ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, чем взрослый, с другой, - больше удален от реальности. Вследствие этого ребенок не различает психический и объективный мир.

Особенности детского мышления

1. Анимизм (одушевление всего неживого. Неодушевленные предметы обладают сознанием и душой).

2. Артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей).

3. Для ребенка центр всего мира – человек (вернее, он сам). Все вещи и явления «сделаны» для человека им самим, и «хотят» обеспечить ему счастливую жизнь. Данные особенности детских представлений сохраняются и у современных детей, несмотря на технический прогресс и поток теле- и радиопередач.

4. «Овеществление» психики – психические явления обладают свойствами вещей (мысль находится во рту или голове. Сон – картинка из воздуха и света, который входит в глаза извне, может выйти из комнаты).

5. Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира, он как бы растворен в нем. Эта особенность детского мировоззрения, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, Ж.Пиаже назвал эгоцентризмом. Но это не гипертрофия своего Я, а, наоборот, непосредственное отношение к миру, где субъект игнорирует свое Я, не может выйти за его пределы. Феномены Пиаже показывают, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, рассматривает вещи со своей субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная.

Умственное развитие заключается в преодолении центрированной позиции.

Л.С.Выготский отмечает, что позиция ребенка, его отношение к миру вещей и людей с самого начала формируются под влиянием взрослого, т.е. с самого начала социально. В мире, обществе, где живет ребенок, уже существуют определенные представления о реальности. Ребенок не конструирует своего собственного знания о реальности, а усваивает его от тех, кто эти знанием уже владеет.

Феномены Пиаже Выготский объясняет как непосредственность восприятия и суждения. Преодоление центрации заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориентировочных действий). Суть децентрации: переход с непосредственной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредованный характер. Для преодоления детского эгоцентризма важна сюжетно-ролевая игра, в которой дети при реализации ролей становятся на различные точки зрения; использование мер и меток.


Особенности мыслительной деятельности дошкольников

1. В отличие от раннего детства в дошкольном возрасте мышление опирается на представления (то, что знает по прошлому опыту). Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольников внеситуативным, что значительно расширяет границы познания.

2. Более тесная взаимосвязь с речью, что приводит к появлению развернутого мыслительного процесса (рассуждение); к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности (речь выполняет планирующую функцию); к бурному росту мыслительных операций.

Рассуждение начинается с постановки вопроса (что свидетельствует о развитии любознательности, стремлении постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность процесса).

Как появляются вопросы:

1) В результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять, стремится найти ему место среди своего прошлого опыта, знаний.

2) При нарушении сложившихся представлений. Если новое представление совпадает со сформированным только по некоторым признакам, а по остальным различается, возникает вопрос.

3) Стремление утвердиться в правильности своего вывода.

Отношение взрослого к детским вопросам определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность найти ответ, может быть, с помощью взрослого или сверстников. Взрослый должен развить у ребенка самостоятельность мышления, любознательность.

Характер детских вопросов как показатель развития словесно-логического мышления

Основная задача хороших родителей. Потому как от этого зависит вся дальнейшая жизнь ребенка. Мы поможем Вам развивать своего малыша как можно лучше! И надеемся, что Вы еще много раз посетите этот сайт, добавив его в закладки!

Дети в наше время развиваются уже не так, как раньше. Мы живем в эпоху информационного БУМА. Поэтому, развитие детей сейчас происходит намного быстрее, чем раньше.

Хорошо это, или нет, судить не нам. Так как то, что ранее называлось - ребенок индиго, сейчаc стало нормой. Далеко вперед шагнуло развитие детей именно благодаря родителям, бабушкам и дедушкам, которые не ленятся и вкладывают свое время в ребенка, его воспитание, развитие и здоровье.

Потому как в наше время каждый родитель понимает: Дети - наше будущее! Потому как иначе в наше время просто не может быть. Поэтому развитие детей такой важный вопрос для всех родителей.

Помните, правильное развитие детей и воспитание ребенка - залог Вашей спокойной жизни в старости, и счастливая, дружная семья!

Развитие детей - основные направления ЧиМАГа изучение языков

, – это три основных направления по изучению языков, что мы активно развиваем сейчас. Если дети узнают не только новые образы, но также и новые языки, то развитие детей происходит лучше.

Психология детей, Здоровье Ребенка и Семейные отношения

Также у нас на сайте есть разделы посвященные , и они наполняются полезной и актуальной информацией. Воспитание детей и развитие детей в наше время во многом зависит от образования, и мы даем возможность родителям, бабушкам, дедушкам воспитывать и развивать детей самим – без лишних трат. Потому как в наше время многие предлагают развитие детей за деньги, не гарантируя никакого результата.

Питание детей и правильное питание всей семьи

Немалую роль в развитии детей играет , от этого зависит как умственное развитие ребенка, так и его . Но далеко не только ум и физические способности в наши дни дает питание, правильное питание еще и поддерживает иммунную систему ребенка, а значит, он меньше болеет. Уже давным-давно разработаны целые системы по питанию больных людей, когда заболевания излечиваются одним только питанием. Не стоит путать питание с диетой, так как это два совершенно разные понятия. Правильное питание детей важно в любом возрасте, но как показали исследования, чаще всего дети питаются так, как питаются их родители. И если вы хотите кормить своего ребенка не просто досыта, но еще и полноценно, задумайтесь о правильном питании для всей семьи, а не только для малыша. Так как это важно и нужно – ребенок будет перенимать именно ваши привычки.

Не стоит недооценивать , все же именно от него зависит, насколько развит будет ваш ребенок и насколько он будет здоров. Мы посвящаем целый раздел на сайте именно , хорошим привычкам и важным мелочам. Он не будет ориентирован на детское питание, но будет ориентирован на питание родителей. Чтобы вы уже сегодня позаботились о своих привычках в питании, вырастили здоровых и крепких детей, а потом передали эти привычки им.

Развитие детей от самого рождения

Также на сайте у нас открылся раздел посвященный развитию детей, от самого их рождения. Ведь дети развиваются по месяцам, и каждый месяц в их развитии появляется что-то новое, интересно и важное. Нужно знать, что ваш ребенок правильно развивается, своевременно обращаться к педиатру за консультациями, чтобы определить все ли в порядке. Конечно же, замена педиатра Интернет-ресурсов невозможна в принципе, и вы должны про это помнить. Поэтому, на сайте будут открываться маленькие секреты детского развития.

Все знают, что развитие детей не должно происходить в грубой форме. Помните, развитие детей в игровой форме – самый удобный, а также самый интересный и результативный вариант. Вспомните себя в детстве, ведь как не интересно было делать уроки! И как хотелось играть! На нашем сайте вы найдете путь к обучению и воспитанию своих детей именно в игровой форме. Мы понимаем развитие детей именно так.

Чемпионы и Маленькие Гении не рождаются! Ими становятся! И то, станет ли Ваш ребенок Чемпионом и Маленьким Гением зависит только от ВАС самих.

ЧиМАГ это своеобразный клуб, для избранных мамочек, папочек, бабушек и дедушек – для тех, кому не безразлично будущее своих детей. Мы обновляем сайт каждый день, поэтому здесь всегда можно найти что-то новое, интересное и нужное. Мы поможем Вам в таком вопросе, как развитие детей!

Грамоты для детей

Если вам понадобиться что ни будь, например, которой нет на нашем сайте, или какая-то особая книга к некому случаю – пишите в комментариях. И мы обязательно вам поможем, нарисуем и придумаем! Ведь развитие детей это к тому же и творчество!

Помогите своим друзьям найти ЧиМАГ – поделитесь с ними ссылкой на наш сайт. А еще можно добавлять ссылки на понравившиеся материалы в свои блоги, фейсбук, твиттер и во многие другие места посредством наших социальных кнопок, что находятся сбоку в панеле.

ЧиМАГ ждет в гости всех, кому не безразличны свои дети, их воспитание и развитие!

В рамках широкомасштабного исследования, которое проводилось на довольно широкой выборке более чем из 7тыс. юношей и девушек старших классов различных регионов России Реан Артур Александрович (доктор психологических наук, профессор, председатель Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства) и его коллеги выясняли каковы реальные ценности молодежи в отношении семьи.
На Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире» (13-15 апреля, Санкт-Петербург) состоялся доклад Реана Артура Александровича. Вашему вниманию коротко будут представлены тезисы этого доклада и некоторые интересные цифры, а также ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.
Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам. Возрастной состав выборки: 14 лет – 0, 4%, 15 лет – 9, 1%, 16 лет – 49, 9%, 17 лет – 37, 5%, 18 лет – 2, 3%, старше – 0, 8%. Характеристика выборки по классам обучения: десятый класс – 57% одиннадцатый класс – 43%. Состав выборки по полу: женский – 57, 9%, мужской – 42, 1%. Характеристика выборки по составу семьи: мать, двое детей – 6, 5%, мать, один ребенок – 11, 3%, мать, трое и больше детей – 2%, отец, двое детей – 0, 4%, отец, один ребенок – 0, 9%, отец, трое и более детей – 0, 6%, отец, мать, двое детей – 41, 5%, отец, мать, один ребенок – 22, 5%, отец, мать, трое детей – 14, 3%.
Подробные результаты исследования опубликованы в статье (), некоторые тезисы которой приведены ниже.
Не секрет, что в современной России наблюдается большое количество разводов, причем значительная их часть приходится на первые годы брака, когда супруги находятся в возрасте 25–29 лет. По данным Росстата, с 2010 года число разводов относительно заключенных браков неизменно превышает цифру в 50%. Так, в 2010 году эта цифра составляла 52, 6%, в 2011 – 50, 9%, в 2012 – 53, 1%, в 2013 – 54, 5%, в 2014 – 56, 5% (Росстат, Россия …, 2015).
Однако, как показало исследование, в структуре жизненных ценностей молодежи семья по-прежнему занимает первое место. Семья неизменно входит в тройку наиболее важных ценностей молодежи, а в ряде экспериментов выяснилось, что она занимает собственно первое место. Так, например, исследования В.Е. Семенова показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются: семья, друзья, здоровье. Далее следуют: интересная работа, деньги, справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей – вера (Семенов, 2007). Еще в одном исследовании при опросе молодежи, 83% респондентов, отвечая на вопрос, каким бы они хотели видеть себя через несколько лет, выбрали вариант ответа: «человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети» (Кухтевич, 1997).
Ведущими ценностями в своей жизни респонденты назвали следующие: «семья», «любовь», «здоровье». Это доминирующая тройка. Причем, даже внутри нее «семья» занимает лидирующее положение, с большим отрывом от двух других. «Семью», как наиболее значимую ценность, выбрали 72, 5% опрошенных. В то время как занимающую второе место «любовь» – 58, 4%, а находящуюся на третьем месте ценность «здоровье» – 52, 4%. В пятерку наиболее значимых вошли также такие ценности, как «друзья» (43, 6%) и «успех» (36, 1%). Другие ценности: «деньги», «карьера», «признание», «работа» по числу выборов остались за пределами первой пятерки.
Таким образом, эти данные, четко фиксирующие приоритетное значение семьи в структуре жизненных ценностей молодежи, опровергают часто озвучиваемое, а иногда и агрессивно навязываемое мнение о том, что семья это – анахронизм и у этого института нет будущего. Однако возникает резонный вопрос: почему при таком высоком значении «семьи» в структуре ценностей молодежи, все-таки столь высок процент разводов в стране? И особенно среди молодежи, в первые годы брака. К обсуждению этого вопроса удобнее всего обратиться сейчас в следующем контексте.
Как показало наше исследование, абсолютное большинство молодежи полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи, путем обучения семейным ценностям. Так считают 66% респондентов. Только 15% опрошенных полагают, что этого делать не надо, а еще 19% – затруднились с ответом. Эти данные внушают оптимизм. Потому что, если человек хочет, чтобы его чему-то обучали, то это недвусмысленно свидетельствует о его интересе к предмету и теме обучения.
Но молодежь считает это обучение не может и не должно сводиться к прямому предметному обучению в школе. Учит основам семейной жизни, способствует привитию семейных ценностей, в первую очередь, сама семья, в которой человек растет и социализируется. Не случайно, поэтому, с позиций психологии, семью можно называть моделью основного жизненного тренинга. Именно уклад семьи, господствующие в ней ценности, социальные позиции и установки, система взаимоотношений между членами семьи – это то, что обучает и готовит к будущей семейной жизни.
«Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?» спросили мы респондентов в нашем исследовании (А.А. Реан). Только 42% из них ответили, что да, хотели бы. Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% – выразили сомнение, затруднившись с ответом. То есть, для 58% молодежи их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом. Это реальная проблема. Возможно, именно она является одной из причин неготовности молодежи к браку и высокой статистики разводов в первые годы супружества. Ведь если семья не является ориентиром и образцом, то где взять эти ориентиры, где научиться поведенческим образцам жизни в семье, как приобрести столь необходимые поведенческие умения и навыки?
Большой интерес представляет вопрос: кто из членов семьи наиболее повлиял на респондентов в процессе их взросления, кто оказал наибольшее влияние на их становление. Мать назвали 57, 5% опрошенных, а отца – только 23, 7%. Остальные члены семьи – дедушка, бабушка, старший брат/сестра – получили незначительное количество
Реан А.А. отмечает: «Высокое влияние матери на становление личности – факт, безусловно, отрадный. Однако настораживает, что отцы проигрывают со слишком большим «счетом». Психологически это, вероятно, объясняется большей эмоциональной близостью матери к детям. Но, также возможно, что определенную роль здесь играет элементарный временной фактор. Отцы, как правило, проводят с детьми значительно меньше времени, чем матери. В современных условиях многие из них подрабатывают на второй работе. Более того, как нам говорили в ходе выборочных интервью, многие отцы работают вахтовым методом, уезжая на две недели каждый месяц в другие города и регионы».
В ходе исследования А.А. Реана, был получен список НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, которыми старшеклассники описывают своих родителей. Эти обобщенные портреты матери и отца оказались полностью, АБСОЛЮТНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ. То есть, они не содержали ни одной негативной характеристики. Хотя, естественно, материнский и отцовский портреты отличались друг от друга конкретными качествами. Общие качества, которые одинаково часто употребляются в описаниях как отца, так и матери это: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный.
С интересом можно посмотреть и на анти-топ качеств. Это те качества, которые не характерны для представлений старшеклассников о своих родителях, качества, которые реже всего упоминаются в родительских портретах. Для отца, например, такими не характерными качествами, по мнению респондентов, являются: завистливый, глупый, трусливый, бездушный, лживый. А для матери в анти-топ качеств входят: глупая, бездушная, завистливая, неблагодарная, лживая. Список, как видим, похож. Все эти качества в обоих случаях, и относительно отца, и относительно матери, упоминаются в описаниях реже всего. Однако в относительном выражении эти негативные качества в случае с отцом имеют больший вес, чем в случае с матерью.
Так, например, дескриптор «глупый», входящий в анти- топ самой непопулярной пятерки качеств, в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 5%. Дескриптор «лживый» в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 6%. Такое же соотношение по характеристике «бездушный» – вес 2% в портрете матери, против 6% в портрете отца. С сожалением мы вновь должны констатировать, что отцы опять «проигрывают» матерям.
Автор статьи справедливо задается вопросом: «Почему респонденты чаще видят негативные качества именно у отцов? Отцы в самом деле хуже (пусть и в небольших пределах 5–6%)? Или дети предъявляют им более жесткие требования, задают более высокие стандарты? Или с отцами чаще складываются более негативные и менее доверительные отношения?»
Ответы на эти вопросы, очевидно, могут оказаться различными в каждом конкретном случае, в каждой конкретной семье. Однако уже сейчас ясно, что практической психологии семьи и детства, психологии семейного консультирования важно обратить особое внимание на проблему отцовства. А затем поспособствовать привлечению к вопросам отцовства внимания всего общества.
Ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.

К. В. Султанов

РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Обзор конференции

Под таким названием российскому и международному научному сообществу известна конференция, которую, начиная с 1993 года, ежегодно собирает РГПУ им. А. И. Герцена. Актуальность и значимость этой проблематики трудно переоценить. Известно, что состоянием всего того, что связано с детьми, определяется уровень культурного и экономического развития страны, мера ее цивилизованности и благополучия, социально-психологический и нравственный климат в обществе. Сложнейшие процессы реконструкции российского социума породили комплекс противоречий и кризисных узлов. Наиболее болезненный и опасный - положение ребенка. Достаточно известна удручающая статистика детской смертности, семейного и уличного травматизма, детской преступности и наркомании, бездомности и нищенства. Ситуация детства в России должна быть оценена как катастрофическая, требующая немедленных и решительных действий, особой правительственной программы.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что даже экстренные конкретные меры (приютить, накормить, лечить, обучать и воспитывать), предпринятые государством, не снимут остроты вопросов, встающих перед отечественной гу-манитаристикой, всего комплекса проблематики детства в современном мире: начиная с определения специфики лично-

стного мира ребенка, анализа факторов его изменения-движения в конфликтном социуме и культуре, кончая разработкой новых эффективных педагогических подходов к пониманию детства, установок диалогического общения с ребенком, процедур социокультурной адаптации на путях освоения духовно-практического опыта поколений, осознанием современных образовательных целей для формирования в юной душе ценностных критериев культуро-созидательного действия.

Практика семи международных конференций «Ребенок в современном мире» свидетельствует, что проблема детства отнюдь не локализуется в пределах российских границ, она актуальна для всего мирового сообщества в начале XXI века и связана с экологическими, правовыми, экономическими, политическими, нравственными проблемами современности.

Конференция «Ребенок в современном мире» была задумана на факультете философии человека РГПУ им. А. И. Герцена как долгосрочный проект, который может способствовать сближению специалистов различных областей знания - философов, культурологов, медиков, психологов, педагогов, юристов, экологов, представителей властных структур и общественных организаций - всех тех, кого волнует эта проблематика в силу профессионального интереса или гражданского долга. При этом год от года

расширяется география и круг участников дискуссий: Украина, Белоруссия, Латвия, Германия, Англия, Дания, Израиль, США, Швеция, Финляндия, Япония, Китай, Корея и др.

Задачей первой конференции, проходившей 19-23 апреля 1993 года под эгидой ЮНЕСКО, при участии СевероЗападного отделения Российской Академии образования, Государственного Эрмитажа и других организаций, было определение проблемного поля междисциплинарных исследований и консолидация усилий ученых. Работа шла по направлениям: «Философия детства», «Здоровье ребенка», «Мир ребенка и его язык».

Программа следующей конференции, прошедшей 14-16 июня 1994 года, была расширена и углублена проблемами психоаналитической теории, рассматривались вопросы тифлопедагогики и сурдопедагогики, выступали специалисты, исследующие причины задержки психического развития детей; обсуждались методики и программы различных стратегий психотерапии, понимания «детско-сти» как духовно-интеллектуальной ценности. Обсуждение медико-экологиче-ской тематики обогащалось анализом европейских философско-психологических идей и подходов, развиваемых в контексте культурно-антропологических традиций. Дискуссионной остротой отличалась тематика, связанная с опытом религиозного образования, его отношений к светской школе.

Материалы исследований, представленных на обеих конференциях, были изданы в пяти сборниках тезисов на русском и английском языках. Примечательно: они были опубликованы заранее, участники получили их до начала дискуссий, и этот опыт стал традицией конференции. Надо сказать об особенностях этих изданий: здесь публикуются все присланные материалы с сохранением авторской редакции; редколлегия старается корректно и бережно относиться к тексту, полагая своей задачей лишь про-

блемно-тематическую компоновку материалов. Этот подход имеет ряд преимуществ: участники конференции и все, кто не смог на нее приехать из регионов России, получают полную картину состояния проблемы, могут судить о множественности и своеобразии имеющихся подходов.

Сравнение материалов и принципиальных исследовательских ориентаций двух проведенных конференций показало, что особенностью второй конференции стало более дифференцированное и детальное рассмотрение конкретных тем воспитания и коррекции. Иными словами, можно сказать, что произошел переход от общего описания проблемного поля к детальной и глубинной проработке проблем ребенка в современном мире.

Коль скоро оказалось, что интересы участников весьма многообразны, а круг вопросов, которые подлежат обсуждению, чрезвычайно широк, было решено ежегодно уточнять название конференции, стремясь к системности, преемственности, последовательности дискуссий. Так, в 1996 году это уточнение - «Дети на пороге ХХ1 века»; в 1997 - «Дети Севера»; в 1998 - «Права ребенка»; в 1999 - «Открытое общество и детство»; в 2000 - «Детство и творчество»; в 2001 - «Отечество и детство»; в 2002 - «Дети и город».

Весьма содержательной и актуальной оказалась этнорегиональная тематика конференции 1997 года: «Ребенок в современном мире. Дети Севера». Логическим продолжением конференций стала подготовка (в русле международной программы «Ребенок в современном мире») Международной конференции «Дети Севера» (8-10 октября 1997 года). Ее учредителями стали не только ЮНЕСКО, Министерство общего и профессионального образования РФ, Российская Академия образования и Государственный Эрмитаж, но и Правительство Санкт-Петербурга, и Совет министров Северных стран.

Тот, кто углубленно занимается проблемами детства, понимает, что эколого-социальная нестабильность и острота этнокультурных противоречий региона Севера непредсказуемо и негативно воздействуют на личность ребенка и его судьбу. Только комплексное междисциплинарное исследование проблем детства в условиях Севера, обмен опытом работы, ведущейся в этом направлении в странах Северной Европы и в России, помогут выработать программу необходимых совместных решений и действий, учитывающих фактор детства и обеспечивающих стабильность и безопасность каждой страны.

В 1998 году программа конференции ориентировала ее участников на обсуждение темы «Права ребенка». Здесь в дискуссию включились работники правоохранительных органов, юристы, врачи, социологи, экономисты, политологи. Материалы этой конференции свидетельствуют о том, что участники дискуссий не просто констатируют неудовлетворительность состояния правовой базы детства, но предпринимают попытки определить принципы ее построения, осознают необходимость ее соответствия активно меняющемуся социуму, высказывают прямую озабоченность отсутствием выверенных критериев оценки социокультурной динамики современного мира, принципов ее прогностики в целом для мирового сообщества и для России, в частности. При подведении итогов обсуждения было признано целесообразным в ходе последующей встречи сосредоточиться на имеющихся концепциях общественного строительства, а в этой связи - на возможных направлениях качественного изменения ситуации детства. Так родилось название конференции 1999 года - «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство».

Идея «открытого общества» как нового типа постиндустриального социума, демократического, развивающегося на основе паритетного межгосударственного диалога и ориентированного в своей по-

литике на интересы человека как суверенного гражданина, является сегодня весьма привлекательной для мирового сообщества в целом, а для постсоветской России - особенно. Обсуждая эту перспективу в социально-философском, культурологическом, нравственно-эстетическом, социально-психологическом и политико-экономическом аспектах, участники конференции рассматривали ее сквозь призму проблематики детства, обсуждая имеющиеся тенденции, условия и возможности преодоления современного кризисного состояния.

Конференции 2000 и 2001 годов («Детство и творчество», «Отечество и детство»), по-существу, развивали позитивные интенции предшествующего форума, рассматривая культуротворческий потенциал ребенка как существа био-психо-духовного, не только активно осваивающего мир, но и изменяющего его своим присутствием, своим созидательным действием в нем. Дискуссия развернулась вокруг вопросов культурного наследия, транслируемого современным образованием: что такое традиция, какие именно традиции необходимо и возможно наследовать, как формировать толерантность по отношению к инокультурным феноменам и каким способом это делать - вот далеко не полный круг обсуждаемых проблем.

Надо полагать, что продуктивная дискуссия будет продолжена на конференции 2002 года, тематика которой обозначена как «Дети и город». Ее актуальность связана с проблематикой детства не только в условиях современного мегаполиса, но и периферийных, малых городов России. Грядущий юбилей Санкт-Петербурга позволяет надеяться, что идеи и предложения, сформулированные в ходе конференции, окажутся востребованными в ходе подготовки государственных и муниципальных программ для этих торжеств.

Основные результаты работы Международной конференции «Ребенок в со-

временном мире» на протяжении 1993- 2001 годов можно кратко сформулировать в следующих тезисах:

1. Проблематика детства оформляется в современной гуманитарной науке как особое направление человекознания, осваивая методологию комплексного подхода в процедурах сближения (интеграции) наук - философии, этики, эстетики, культурологии, эдукологии, психологии, социологии, политологии, медицины, экологии, педагогики. Принципы интеграции, претензии каждой из из этих наук на ведущую роль в определении направлений, методов анализа и выводов, на роль инициатора междисциплинарного диалога составляют «нерв» научных дискуссий. При этом становится очевидным, что именно проблематика детства способна наиболее эффективно организовать и направить искомое взаимодействие.

2. Спектр подходов к пониманию ребенка, предъявленных в ходе дискуссии, многообразие определений феномена детства в его сущностных характеристиках обнаружили парадигмальный характер проблемы. Попытки выявления детерминант развития-становления ребен-ка как личности, предпринятые представителями различных областей знания и сфер социальной практики, обсуждение вопросов качества и принципов взаимодействия государства, общества, культурной среды, определяющих ситуацию детства в современном мире, свидетельству-ют о наличии, по крайней мере, трех стратегий философско-культурологиче-ского, психолого-педагогического и социально-экологического дискурсов.

Первый из них - традиционно-просветительский - предполагает понимание детства как «недоразвитой», еще не состоявшейся взрослости. Тогда проблематика развития-становления формализуется в агрессивном воздействии, «формировании», в той или иной мере насильственной социализации ребенка, понятой как адаптация к наличным условиям жизни.

Второй подход, который можно определить как «романтический», предлагает концепцию детства как «иномира», особой реальности, существующей по собственным имманентным законам. В этом случае приемлема стратегия оберегания, разгадывания, попыток (как правило, обреченных на неудачу!) быть признанным «за своего», вступить в диалог равнозначных субъектов. Тогда современная социокультурная и экологическая реальность конфликтного и стрессового мира подлежит безусловному осуждению и отторгается в образовательных конструкциях (элитарные, закрытые школы).

Третья концепция детства, обретающая черты перспективной тенденции, может быть условно названа гуманистической (пока еще термин не определился), где феномен детства предстает как становящаяся реальность личностного мира, как многомерное взаимодействие витального и социального, природного и культурного, психического и интеллектуального. Тогда альтернатива приспособления и сопротивления снимается стратегией понимания и сотворчества ребенка и взрослого, где смыслообнажающий диалог направляется взрослым как совместное проживание исторического и современного культурного опыта человечества.

Понятно, что достоверность научной аналитики детства определяется выбором концепции, поиском возможности взаимопонимания и сближения подходов.

3. Опыт семи международных конференций «Ребенок в современном мире» убедительно свидетельствует о том, что избранная проблема охватывает максимально полный круг вопросов становящейся комплексной «человековедческой» науки, движение к которой определяется как цель, как интегративно-организую-щий принцип, как вектор современного научно-практического поиска эпистемологической целостности гуманитарного знания. Именно проблематика детства становится общим модулем и корреляционной предпосылкой сближения наук, не

требующей взаимоподчинения, но задающей алгоритмы взаимодополнительности.

4. Один из важных выводов, который был общим по результатам секционной работы на всех семи конференциях, состоит в выявленной потребности продолжения контактов с целью разработки методологии междисциплинарных исследований. Понятно, что простое обобщение и суммирование данных различных междисциплинарных, но проблемно и методологически близких исследований (например, медико-биологических и психологических; философских и культурологических; социально-политических и эко-номико-правовых) еще не рождает необходимого системного синтеза. Отсюда идея создания проблемной группы, работающей между конференциями над изданием аналитического доклада по их материалам.

5. Важнейшая задача конференции «Ребенок в современном мире», которая постоянно остается в поле внимания ее участников, но решается крайне неудов-

летворительно, - это задача реализации, практического применения полученных здесь выводов в государственной (федеральной, региональной, муниципальной) социокультурной политике и практике. Решение проблем детства, обеспеченное специальной программой, означает реальное движение к подлинно человечному социуму, обеспечение самой возможности оздоровления общества в России.

В заключение отметим: обзор проводимых в России и за рубежом конференций и симпозиумов по гуманитарной проблематике позволяет говорить об уникальности нашего форума, о его принципиальной значимости для науки и практики воспитания. Здесь феномен детства обсуждается комплексно и системно, а совместная научно-аналитическая и практико-воспитательная работа представителей разных областей знания дает универсальную возможность получения целостного представления об этом феномене.

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.