Предмет права социального обеспечения. Предмет, метод и система права социального обеспечения

Право социального обеспечения. Шпаргалка Белоусов Михаил Сергеевич

1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей иособенной.

Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:

трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.

Источники: нормы международных актов, Конституция РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты! (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), муниципальные и локальные нормативные акты.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

2 НОРМЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ Норма права социального обеспечения – это определенное общеобязательное, санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее отношения,

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

27. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ПАТЕНТНОГО ПРАВА Патентное право – это система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Трудовое право – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда.В зависимости от экономического

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Источники трудового права – нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.Источники трудового права

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

31. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание. Система права – это система взаимосвязанных правовых норм институтов и отраслей права.

Из книги Энциклопедия юриста автора

Вопросы социального обеспечения Выплата пенсий и пособий гражданам СССР, находящимся за границей по служебным или частным делам, производится в соответствии с советским законодательством, положениями заключенных между СССР и страной пребывания соглашений или

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

Право социального обеспечения ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - система правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению и обслуживанию как отдельных граждан РФ (в старости, в случае болезни, частичной, или полной потери трудоспособности, потери

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

Из книги автора

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

    обеспечение пенсиями;

    обеспечение пособиями;

    бесплатное медицинское обслуживание;

    предоставление санаторно-курортного лечения;

    социальная помощь семьям, имеющим детей;

    обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

    Отношения по пенсионному обеспечению;

    Отношения по социальному обслуживанию;

    Отношения по выплате пособий;

    Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

    сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

    права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

    все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

    специфика санкций, применяемых к правонарушителям , и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых , в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

    общую часть,

    особенную часть,

    специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

    трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

    по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

Пособия,

Социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

    конститутивные,

    кодифицированные,

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

    законы (примеры приводились выше);

    указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

    постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

    постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");

    другие нормативные акты.

3 . По сфере действия источники ПСО делятся на:

      общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

      республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").

      отраслевые

      локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений , регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются

пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи

с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное

социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения.

Кроме того, в предмет

права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки

фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

Отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

Определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

Применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

Еще по теме Предмет и метод социального обеспечения.:

  1. ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • Тема 3. Правоотношения по социальному обеспечению
  • 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
  • 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению
  • Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения
  • 1. Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды
  • 2. Страховой стаж
  • 3. Общий трудовой стаж
  • 4. Выслуга лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
  • 5. Непрерывный трудовой стаж
  • Тема 5. Пенсия по старости
  • 1. Понятие пенсии по старости и ее виды
  • 2. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях
  • 3. Досрочное назначение трудовых пенсий по старости по условиям труда и гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • 4. Пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф
  • Тема 6. Пенсия по инвалидности
  • 1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
  • 2. Понятие пенсии по инвалидности и ее виды
  • 4. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву
  • Тема 7. Пенсия по случаю потери кормильца
  • 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца и ее виды
  • 2. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
  • 3. Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву
  • Тема 8. Пенсия за выслугу лет
  • 1. Понятие пенсии за выслугу лет и ее виды
  • 2. Пенсия за выслугу лет гражданам из числа космонавтов
  • 3. Пенсия за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и сотрудникам правоохранительных органов
  • Тема 9. Назначение и выплата пенсий
  • 1. Порядок назначения и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
  • 3. Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов
  • Тема 10. Пособия по временной нетрудоспособности
  • 2. Размеры пособий по временной нетрудоспособности
  • Тема 11. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • 1. Общие вопросы предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей
  • 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
  • 3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
  • 4. Пособия, предоставляемые женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
  • Тема 12. Пособия по безработице
  • 1. Понятие пособий по безработице. Безработные и занятые граждане
  • 2. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице
  • Тема 13. Иные виды государственных пособий
  • 1. Социальное пособие на погребение
  • 2. Государственные единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений
  • 3. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих
  • Тема 14. Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан
  • 1. Ежемесячные компенсационные выплаты студентам, учащимся и аспирантам
  • 2. Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
  • Тема 15. Меры социальной поддержки
  • 1. Понятие мер социальной поддержки
  • 2. Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами рф
  • Тема 16. Государственная социальная помощь
  • 1. Понятие государственной социальной помощи
  • 2. Социальные пособия, материальная помощь и помощь в натуральном виде, предоставляемые малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
  • Тема 17. Социальное обслуживание
  • 1. Понятие, принципы и формы социального обслуживания
  • 2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • 3. Осуществление отдельных форм социального обслуживания
  • 4. Предоставление временного приюта в доме ночного пребывания
  • Тема 18. Социальное обеспечение
  • 2. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты
  • 3. Социальная защита граждан, занятых на опасных объектах
  • Тема 1. Право социального обеспечения как отрасль российского права

        Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

        Предмет и метод права социального обеспечения

        Принципы права социального обеспечения

    1. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

    Социальное обеспечение как реально существующее об­щественное явление нуждается в научной дефиниции. Одна­ко, несмотря на то, что разработка данного понятия ведется в различных отраслях знания с начала XX в., в науке и сегод­ня нет единства взглядов по вопросу о его основных призна­ках и содержании. Причина этого кроется в неоднозначности и многогранности термина «социальное обеспечение». С со­циологической точки зрения, это социальный институт, по­средством которого удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в поддержке со стороны общества. С экономи­ческой точки зрения, это совокупность экономических отно­шений, возникающих в процессе распределения доходов для поддержки нетрудоспособных членов общества.

    Выработанные в юридической науке концепции социаль­ного обеспечения можно разделить на две большие группы: социальное обеспечение в узком и широком смысле.

    Социальным обеспечением в узком смысле называется только обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, осу­ществляемое управомоченными государственными органами за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Иначе говоря, при рассмотрении социального обеспечения в узком смысле сфера его действия определяется по кругу лиц и источнику финансирования. Такой подход к определению названного понятия прослеживается уже в научных трудах 1930-х гг. Названный подход представляется неполным, по­скольку не дает возможности отграничить социальное обеспечение от других видов распределения из общественных фондов потребления хотя бы потому, что нередко из фондов, предназначенных для социального обеспечения, обеспечиваются и трудоспособные граждане.

    Под социальным обеспечением в широком смысле понимаются урегулированные нормами права общественные отно­шения, возникающие между гражданами, с одной стороны, и органами государства, органами местного самоуправления, организациями - с другой, по поводу предоставления гражданам из специализированных, особым образом созданных денежных фондов всех видов материального обеспечения при наступлении не зависящих от пони субъектов обеспече­ния обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение их доходов, повышенные расходы, малообеспеченность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков, а также поддержания определенного минимального жизненного уровня.

    Анализ данного определения позволяет выделить следую­щие основные признаки социального обеспечения:

    1) социальное обеспечение представляет собой целый ряд общественных отношений, урегулированных нормами права;

    2) субъектами данных отношений выступают гражда­не и органы государства, органы местного самоуправления, а также организации (в первую очередь речь идет о работода­телях);

    3) социальное обеспечение финансируется за счет бюджет­ных средств и средств специализированных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхо­вания РФ, Федерального и региональных фондов обязатель­ного медицинского страхования). С 1 января 2010 г. формиро­вание внебюджетных фондов осуществляется за счет уплаты обязательных страховых взносов;

      в качестве объектов социального обеспечения высту­пают блага, предоставляемые гражданам: пенсии, пособия, компенсационные и страховые выплаты, медицинская по­мощь, социальная помощь, социальная поддержка, социаль­ное обслуживание, дополнительное социальное обеспечение и др.;

      граждане обеспечиваются указанными благами при на­ступлении особых случаев (иначе они называются социальны ми рисками), в их числе: достижение определенного возраста, инвалидность, признание гражданина безработным, рождение ребенка и др.;

      наступление рисков влечет наступление неблагоприят­ных последствий, таких как снижение или утрата доходов, по­вышенные расходы и др.;

      цель социального обеспечения - предупреждение, смяг­чение или устранение неблагоприятных последствий, а также поддержание определенного минимального жизненного уров­ня граждан и членов их семей.

    Социальная политика - целенаправленное воздействие го­сударства, общественных объединений и организаций на суще­ствующую систему общественных отношений, задача которо­го - улучшить условия быта и труда широких слоев населения. Основными целями социальной политики Российской Федера­ции в настоящее время являются:

      определение путей и способов обеспечения в долгосроч­ной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан;

      снижение темпов естественной убыли населения, ста­билизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожи­даемой продолжительности жизни;

      формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности меди­цинских услуг, объемы, виды и качество которых должны со­ответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;

      создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта;

      повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

    Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищ­ного фонда потребностям населения;

    Значительное улучшение качества природной среды и эко­логичес-ких условий жизни человека, формирование сбалансиро­ванной экологически ориентированной модели развития эконо­мики и экологически конкурентоспособных производств и др.

    Следует иметь в виду, что содержание социальной полити­ки (как и политики в любой иной сфере) в правовом государ­стве закрепляется в законах, а не в подзаконных актах, прини­маемых органами исполнительной власти (даже высшими).

    Социальная защита населения - система общественных от­ношений по обеспечению условий для нормальной жизнедея­тельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организа­ций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охра­не труда, регулированию заработной платы и доходов насе­ления, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и об­служиванию нетрудоспособных и других нуждающихся в со­циальной защите лиц. Социальная защита является практи­ческой деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

    Право социального обеспечения можно определить как от­расль права, как науку и как учебную дисциплину.

    Право социального обеспечения как отрасль права - сово­купность норм, регламентирующих общественные отношения, складывающиеся при реализации прав граждан на соци­альное обеспечение.

    Право социального обеспечения как наука - совокупность идей, теорий, представлений, взглядов ученых о социальном обеспечении.

    Право социального обеспечения как учебная дисциплина - совокупность знаний, навыков, умений и квалификаций, ко­торыми должны овладеть студенты в процессе изучения дис­циплины.

    По объему наиболее широким является определение по­нятия права социального обеспечения как науки, поскольку предметом науки выступают не только действующие на сегод­няшний момент нормы, но и история развития социально­го законодательства, особенности социального обеспечения в зарубежных странах, предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также международно-пра­вовое регулирование социального обеспечения. Наиболее узким по объему является понятие права социального обеспе­чения как учебной дисциплины. Содержание учебной дисци­плины определяется потребностями подготовки специалистов и различается в разных вузах и на факультетах.

    1.Понятие права социального обеспечения.

    2. Предмет права социального обеспечения.

    3. Метод ПСО.

    4. Система ПСО.

    Основные признаки, по которым можно определить, что тот или иной вид обеспечения является социальным:

    Источники финансирования. Осуществляется за счет специально созданных внебюджетных фондов – пенсионный фонд, за счет средств которого производятся выплаты и назначение трудовых пенсий.

    Фонд Социального страхования. За этот счет выплачиваются все виды пособий, в том числе некоторые вины компенсационных выплат, СКЛ.

    Фонд медицинского страхования. За счет средств фонда мы имеем право на оказание бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Прием врача, скорая медицинская помощь, специализированная помощь, первичная медицинская помощь. Бесплатное предоставление препаратов – инвалиды всех групп, участники войны, лица, пострадавшие при техногенных катастрофах.

    Круг лиц, подлежащих обеспечиванию. Установлен в законе. Нетрудоспособные, безработные, женщины, находящиеся в декретном отпуске, лица, постарадавшие при техногенных катастрофах, репрессированные и другие категории.

    Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид социального обеспечения устанавливается законом. Право на установление компенсационных выплат установлено указом Президента, где указывается порядок. Право на пособие устанавливается законом.

    Цель предоставления обеспечения.

    Целью является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

    Таким образом социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета, внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

    Различные виды пенсий, соцобслуживание.

    Функции социального обеспечения.

    Экономическая. Материальная помощь, поддержка гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Политическая. Направлена на сближение социального уровня различных слоев населения.

    Демографическая. Способствует стимулированию роста народонаселения, воспроизводству здорового населения и росту продолжительности жизни граждан.

    Социально реабилитационная. Удовлетворение специфических потребностей престарелых и недееспособных.

    Предоставление социального обеспечения гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

    Признаки: однородность общественных отношений, возникающий в связи с ВВП путем предоставления населению соответствующих видов социального обеспечения компетентными органами в порядке и на условиях, определенных законодательством, а также в связи с возмещение причиненного ущерба и защитой нарушенного права.

    Это применяемые законодателем специфические приемы регулирования общественных отношений, учитывающих однородность, распределительный характер и специфику субъекта. Социальное обслуживание, предоставление субсидий.

    Регулирование: потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений. В основу распределения положены основополагающие идеи, отраслевые принципы.

    Дифференциация размеров социального обеспечения.

    Количественная достаточность правовых норм.

    Основы законодательства об охране здоровья:

    Право на бесплатное лечение.

    Право на семейного врача.

    Право на бесплатное медицинское лечение.

    Право лиц пенсионного возраста.

    Под отраслью права социального обеспечения понимается совокупность правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, возникающих в связи с денежной формой обеспечения граждан, с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг и по поводу установления юридических фактов, реализации и защиты права на тот или иной вид социального обеспечения.

    Все пенсий, все виды пособий, компенсационных выплат, дополнительного материального, социального обеспечения.

    К услугам относят социальное обслуживание на дому, стационарное обслуживание, полустационарное обслуживание, юридическая помощь, предоставление услуг лечения, предоставление льгот, ритуальных услуг.

    Процедурные подразделяются на два вида: по установлению юридических фактов. Установление инвалидности, смерти, рождения, достижения пенсионного возраста, установление временной нетрудоспособности, отношения, связанные с принятием государственным органом решения о предоставлении того или иного вида социального обеспечения, либо отказ в таковом.

    Инвалид – пенсия, компенсационные выплаты, предоставление льгот, бесплатное медобслуживание, предоставление лекарств, СКЛ, проезд.

    Процессуальные возникают, когда есть отказ в праве.

    Признаки, характерные для отношений по праву социального обеспечения. Отношения носят имущественный характер. Предоставление услуг, возникают в связи с обеспечением нуждающихся лиц за счет государства в обязательном порядке.

    Возникает без взаимных обязательств со стороны граждан.

    Субъекты:

    Государство.

    Физическое лицо.

    Семья в целом.

    Граждане РФ, иностранные граждане. Соглашение участников стран СНГ. Беларусь, Болгария, Венгрия, Испания и др. Лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы.

    Субъекты со стороны государства:

    Это органы министерства здравоохранения и социального развития. ПФ РФ. ФСС.

    Фонд обязательно медицинского страхования. Органы министерства обороны РФ. Органы Минюста РФ, органы местного самоуправления.

    К предмету ПСО относят следующие виды:

    Отношения по поводу предоставления пенсий.

    Отношения по поводу предоставления пособий. По безработице, уходу за ребенком, пособие на погребение, пособие женщинам, ставшим в ранние сроки беременности на учет. Отношения по предоставлению компенсационных выплат, Крайний Север, по уходу трудоспособному лицу за нетрудоспособным и иные компенсационные выплаты. Обслуживание и лечение.

    Инвалиды, участники ВОВ, инвалиды ВОВ, отношение по предоставлению бесплатных лекарств. Отношения по социальному обслуживанию населения. Санаторно-курортное лечение, как бесплатно, так и с частичной оплатой.

    Частичная оплата – труженики тыла, почетные доноры и так далее. Только при наличии медицинских показаний, по предоставлению социальных услуг, то есть, льгот.

    Бесплатный проезд либо с частичной оплатой, на оплату. Скидки на ЖКХ. Скидки на воду. Предоставление топлива.

    Социальная помощь семье, имеющей детей. Может выражаться как в денежном, так и в натуральном виде. Малоимущие семьи, многодетные семьи, неполные семьи.

    Процессуальные отношения сопутствуют материальным.

    Метод – совокупность приемов и способов, используемых законодателем в целях наиболее оптимального регулирования общественных отношений. Специфика: сочетания централизованного и локального способа установления прав и обязанностей субъекта.

    Формирования содержания правоотношения.

    Специфика юридических фактов: абсолютный характер прав граждан. Специфика санкций: правовосстановительные и правоограничительные.

    Метод права ==è способы правового регулирования =è

    Централизованный, локальный….

    Региональная – на уровне субъекта РФ.

    Территориальная.

    Отсутствие равенства сторон и подчиненности.

    Специфика санкция и способы защиты нарушенных прав: нет репрессивных санкций, полное возмещение причиненного ущерба.

    Формирование содержания правоотношения: договорным путем.

    Система ПСО:

    Общая часть. Задачи права социального обеспечения. Определяет основные права граждан в области социального обеспечения. Институт трудового стажа. Виды стажа. Правила исчисления. Подтверждения, как документальным, так и свидетельскими показаниями. Указывает на основные документы, устанавливающими стаж.

    Институт пенсий по старости. Условия назначения, сроки назначения, возраст. Требуемый стаж, срок назначения, размер. Институт пенсий по инвалидности. Пенсии Федеральным государственным служащим и военнослужащим – пенсии за выслугу лет. Дополнительное материальное обеспечение шахтерам.

    Институт пособий. Пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по безработице.

    Институт компенсационных выплат. По уходу трудоспособному лицу за нетрудоспособным лицам. Компенсации Крайний Север.

    Особенная часть.


    Похожая информация.