Логопедическое обследование детей 3 лет с заданиями. Логопедическое обследование устной речи дошкольника

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

  • понимание речи;
  • сформированность фонематического слуха;
  • предметный и глагольный словарь;
  • слоговая структура слов;
  • уровень развития активной речи;
  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

СЕРИЯ 1

Задания направлены на понимание ребенком обращен-ной к нему речи.

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки - машинка, матрешка, миш-ка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе рас-кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока-жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит-кой, зонт, ножницы.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти-нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори-ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч-ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за

Оборудование: машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол-нить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко-робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи-тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не-скольких предметов.

Методика обследования: перед ребенком попарно рас-кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»

Фиксируется:

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан-ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус-воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан-ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче-ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают-ся состояние фонематического слуха, готовность артику-ляционного аппарата к произнесению звуков и произно-шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован-ности фонематического слуха.

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу-ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст-рукцией и возможность произнести звукоподражание.

  1. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш-ка, сабля и цапля, уши и усы)»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст-рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров-ня развития предметного и глагольного словаря.

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред-метного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»

Оборудование: игрушки - кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда - куртка, рубашка, платье; части тела и лица - голова, рука, нос, глаза.

Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло-гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна-комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо-ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот-реть картинки с изображением различных действий и от-ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де-вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло-гом, звукоподражанием, словом.

  1. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем - большой. По-сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про-износить слова различной слоговой структуры. Слова да-ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от-крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени-ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо-ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба-тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

Методика обследования: взрослый показывает картин-ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло-ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак-тивной речи.

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки - зайка, мишка.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы-вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега-ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон-стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются:

  1. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола-пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.

Фиксируются: высказывания ребенка - звукоподража-ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей-ствий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве-ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч-ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга-ет со скакалкой.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот-реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес-ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во-просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло-вом, фразой, грамматически правильно строить предложе-ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя-ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза-тельно в игровой форме.

С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от-крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:

уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» - улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» - вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы-чок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится тре-буемое движение по словесной инструкции или по пока-зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко-му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх-ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре-бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь-ных движений, насильственных движений, саливация. Су-щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе-ния, застревания на одном движении. С этой целью мож-но использовать следующие упражнения:

«улыбка» - «трубочка» (улыбнись Петрушке - поце-луй его);

«трубочка» - «улыбка» (поцелуй Петрушку - улыб-нись ему);

высовывание языка на нижнюю губу - высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок - по-тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу - высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику - по-кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра-фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща-ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс-ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де-тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: сь, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла-чет маленькая девочка (а-а-а-а-а) , как кричит лошадка (и-и-и-и-и) » и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го-лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про-изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана-лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе-ния звуков. Методика предъявления изолированных зву-ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.

СХЕМА ПРОТОКОЛА

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

СЕРИЯ 1

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ

Покажи, где зайчик _____________________________________________________________

Возьми матрешку ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми машинку _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________

Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ

Спрячь машинку в коробку______________________________________________________

Поставь машинку на коробку______________________________________________________

Спрячь машинку под коробку____________________________________________________

Поставь машинку за коробку _____________________________________________________

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ

Покажи, где шар и шары ________________________________________________________

Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________

Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________

Покажи, где стул и стулья________________________________________________________

СЕРИЯ 2

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ

Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________________________

Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________

Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________

  1. ДАЙ КАРТИНКУ

Покажи, где коса и коза __________________________________________________________

Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________

Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________

Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы_____________________________________________________________________

Части тела______________________________________________________________________

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ

Что делает мальчик? ____________________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делает мама? _______________________________________________________________

Что делают дети?_______________________________________________________________

  1. СКАЖИ КАКОЙ

Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________

Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________

СЕРИЯ 4

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Пила, рыба, часы_______________________________________________________________

Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________

Мяч, лук, нож _________________________________________________________________

Диван, лимон, батон ____________________________________________________________

Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________

СЕРИЯ 5

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ

Назови, что делает зайка ________________________________________________________

Назови, что делает мишка _______________________________________________________

  1. РАССКАЖИ СТИШОК

«Зайка» ______________________________________________________________________

«Мишка косолапый» ___________________________________________________________

  1. РАССКАЖИ

Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________

Девочка рисует________________________________________________________________

Девочка поливает цветы _________________________________________________________

Мама купает малыша ___________________________________________________________

Мальчик кормит голубей ________________________________________________________

Девочка танцует________________________________________________________________

Мальчик катается на коньках ______________________________________________________

СЕРИЯ 6

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания __________________________________________________________

надувание щек _________________________________________________________________

наморщивание_________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка _______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо_____________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить губы________________________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________

пощелкать язычком_____________________________________________________________

«часики» ______________________________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте________________________________________

«улыбка» - «трубочка» _________________________________________________________

«трубочка» - «улыбка» _________________________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу - высовывание языка на верхнюю губу______________

высовывание языка на верхнюю губу - высовывание языка на нижнюю губу _____________

«улыбка» _____________________________________________________________________

«показать язычок киске» ________________________________________________________

Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________

Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________

Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________

Как гудит поезд? _______________________________________________________________

Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________

Как кричит лошадка? ___________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________________

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

Понимание речи;

Сформированность фонематического слуха;

Предметный и глагольный словарь;

Слоговая структура слов;

Уровень развития активной речи;

Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

Рассмотрим методики обследования речи детей (6 серий заданий).

СЕРИЯ 1 Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки - машинка, матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 128-133.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа на, под, в, за.

Оборудование: машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку и поставь машинку

на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словес-

ной инструкцией.

4. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких



предметов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 134-139.

Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется:

Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформированности

фонематического слуха.

ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки,

барашка, коровы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 140-142.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Окажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.

2. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию. Оборудование: предметные картинки.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 143-148.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)».



Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией. СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».

Оборудование: игрушки - кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда - куртка, рубашка, платье; части тела и лица - голова, рука, нос, глаза. Наглядный материал: набор № 3, рис. 149-153. Методика обследования: ребенку предлагают показать и на-

звать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глаголь ного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.

3. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем - большой. По еле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов обозначающих признаки предметов. 82

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов. __

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (двух- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов. Наглядный материал: набор № 3, рис. 162-176. Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слона раз-

личной слоговой структуры. СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.

1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки - зайка, мишка.

Методика обследования: психолог предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются:

2. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то психолог начинает читать стихотворение первым. Фиксируются: высказывания ребенка - звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.

3. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик

играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 154-161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Состояние артикуляционного аппарата проверяется по сле-

дующим параметрам.

И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й мускулатуры: движение оскаливания (улыбнись Петрушке); надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары); наморщивание (удивись, увидев Петрушку); нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.

С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а: губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов); прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой); язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малопод-

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее); твердое и мягкое небо (аномалии строения). Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а: уточнение возможности движ ений губами:

раздвинуть углы губ («улыбка» - улыбнись Петрушке);

выдвинуть губы вперед («трубочка» - вытяни губки и поцелуй киску);

округлить губки («баранка»); уточнение возможности движений языком:

высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);

высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);

пощелкай язычком (лошадка поскакала); «часики»; упражнение для выявления подвижности мягкого неба: произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:

«улыбка» - «трубочка» (улыбнись Петрушке - поцелуй его);

«трубочка» - «улыбка» (поцелуй Петрушку - улыбнись

В этой статье:

Для всех детей в определенном возрасте обязательно прохождение проверки у логопеда. Если появились проблемы с речью, то ваши визиты станут частыми – врач проведет необходимую терапию.

В любом случае для малышей от 4 лет проводится обязательная диагностика речевого развития. Это совсем не страшно, так что успокойте малыша перед походом к доктору.

Существует несколько общепризнанных методик проверки речи. Самая простая форма проведения обследования - игровая. В возрасте 3-4 лет легче всего поправить дефекты, ведь речь все еще формируется.

Не игнорируйте проверку у логопеда, ведь нормальная речь очень важна для дальнейшего развития малыша . Потом дефекты речи будет гораздо сложнее исправить, и у ребенка могут развиться серьезные комплексы.

Поход к логопеду

Первый прием у логопеда назначается детям в 4 года. Если родители замечают сильные дефекты: ребенок не говорит или говорит очень плохо - можно отвести его и раньше, в 3
годика
. Родителям нужно понимать, что посещение логопеда обязательно в любом случае и крайне важно.

Даже если вам кажется, что речь ребенка развивается прекрасно, малыш общительный, разговорчивый, все произносит правильно. Только специалист может заметить некоторые дефекты.

В возрасте 3-4 лет их легко устранить, немного позанимавшись с ребенком. А вот позже они же могут обернуться серьезными проблемами с речью: заиканием, глотанием слогов… С такими проблемами тяжело учиться, работать, находить друзей, да и вообще, человек чувствует себя подавленно . А всего-то нужно было в детстве удостовериться, что у малыша все идет хорошо, без отставаний и проблем.

Еще родителям стоит помнить: у детей до 3 лет речевое развитие только начинается. Это нормально, что они что-то произносят неправильно, имеют проблемы с согласными или
гласными звуками. Эти проблемы «лечатся» дома, без помощи специалиста.

До 3 лет ваши коррективы речи ребенка должны быть минимальными. Просто правильно повторите для него неправильно произнесенное слово. Не стоит акцентировать внимание на неправильном варианте и уж точно не нужно ругать детей за ошибки.

Как проводится диагностика

Диагностика речи у логопеда всегда комплексная:

Проверка слуха

Проблема речевого развития может заключаться не в самой речи, а в слухе. Например, снижение слуха, глухота на одно или оба уха. Тогда все остальные этапы не рассматриваются. Некоторые нарушения слуха не серьезные , но могут существенно навредить речи малыша. Тогда потребуется посещение ЛОР-врача, возможно, и операция. Если же исправить дефект слуха нельзя, то ЛОР порекомендует вам, как нужно заниматься с крохой.

Состояние артикуляционного аппарата

Проверка состояния носоглотки, гортани, голосовых связок, языка . Здесь тоже могут быть врожденные проблемы или последствия травмы, которые мешают правильно произносить звуки. Часто проблема кроется в строении носоглотки. Тогда назначается массаж для развития связок, разработки гортани.

Проверяется произношение отдельных звуков

Логопед просит детей произносить определенные звуки. Тут упор делается на шипящие согласные и звук [р]. Для правильного развития речи не должно быть дефектов произношения согласных. Исправить их помогут простые упражнения на шипение, рычание. Важно помнить, что больше 7-10 минут кроха не может концентрировать внимание на одном упражнении . Хороший специалист понимает это и периодически меняет задания.

Обследование уровня психического развития

Определение уровня психического развития крайне важно, особенно если врачом был выявлен серьезный дефект или отставание речевого развития. В возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз «задержка речевого развития». Если нарушения психической деятельности все же есть, то для таких случаев существует своя шкала оценки речи, но проводит ее уже дефектолог.

Особенности диагностики речи у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте проверка речи проводится перед поступлением в первый класс. Логопед должен
определить, все ли нормально, сможет ли ребенок успешно учиться.

Детей с сильным отставанием речевого развития, к сожалению, не принимают в обычные школы. Их направляют в класс коррекции. Но еще до школы вполне возможно снять этот диагноз, если родители будут заниматься с малышом .

С малышом 4 лет логопед проводит занятия в игровой форме. Например, ребенку предлагаются картинки с изображениями
животных, растений, людей. Слова подобраны так, чтобы сложные звуки находились в самом начале слова или же в конце.

Еще один вариант - сложный согласный звук в середине слова. Малыша попросят произнести названия изображенных предметов . Так логопед сможет понять, в каком положении сложный звук дается ребенку с трудом. Часто такая простая диагностика бывает достаточной.

Дети 4 лет

Если проблем с произношением не выявлено, то врач еще немного поговорит с ребенком . Так он определяет объем
словаря использованных слов. Логопед просит малыша назвать как можно больше слов на одну букву.

Нормальный словарный запас детей 4 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Меньше 1000 считается недостаточным показателем.

Логопед проводит еще несколько тестов для малыша, предлагая ему:

  • подобрать слова-синонимы;
  • образовать уменьшительно-ласкательную форма слов (медведь-медвежонок, мяч-мячик);
  • назвать как можно больше названий чего-либо (деревьев, животных, профессий…);
  • пересказать известную малшу сказку или сюжет фильма.

Таким образом, всего за 15-20 минут логопед получает полное представление об уровне развития речи, определяет, есть ли проблемы и дефекты, дает соответствующие рекомендации. Очень важно вовремя пройти эту проверку.

В пособие входит методические указания и картинный материал для проведения обследования речи детей 3-4 лет (2-й младшей группы ДОУ). Цель пособия - помочь специалисту провести логопедическое обследование и получить данные, определяющие необходимость и направление дальнейшей коррекционной работы с детьми. Пособие выпускается в комплекте с речевой картой, в которую удобно заносить результаты обследования. Пособие адресовано логопедам дошкольных образовательных учреждений и поликлиник.

Характеристика детей 3-4 лет с ЗРР.
У ребенка 3-4-х лет при нормальном речевом развитии происходит непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря, включающего все части речи (существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, союзы, предлоги и междометия). Дети в этом возрасте понимают речь, сложность которой соответствует их возрасту, владеют навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способны рассказать об увиденном, услышанном, запомнить и рассказать небольшие стихотворения. Детям 3-4-х лет доступны простые распространенные и сложносочиненные предложения. Малыши учатся излагать свои мысли, и взрослые постепенно подводят их к составлению коротких связных высказываний. У детей появляются элементы монологической речи, однако, как отмечают многие исследователи (в том числе Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), они связаны с ситуациями, которые переживает ребенок.

В отличие от детей без речевых нарушений, дети 3-4-х лет с ЗРР имеют крайне ограниченный словарный запас. Некоторые дети вместо целых слов произносят лишь ударные слоги. Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Словарный запас недостаточен и ограничивается 20-50-ю словами. Широко используются жесты и мимика. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь доступна лишь небольшой части детей 3-4-х лет с ЗРР и характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры.

Оглавление
1. Введение
2. Характеристика детей 3-4 лет с ЗРР
3. Методика проведения обследования
Блок 1. Анамнез
Блок 2. Исследование психических функций
Блок 3. Исследование дыхательной и голосовой функций
Блок 4. Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры
Блок 5. Исследование моторики
Блок 6. Исследование фонетической стороны речи
Блок 7. Исследование фонематического слуха
Блок 8. Исследование словаря
Блок 9. Исследование грамматического строя речи
Блок 10. Исследование фразовой речи
4. Направления мониторинга. Подсчет баллов
5. Итоговые документы
1. Расчет результатов обследования группы
2. Результаты мониторинга группы
3. График речевого развития группы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР, Мазанова Е.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать docx
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.