Что такое творчество в жизни ребенка. Художественное творчество дошкольников

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд, особенно для ребенка. Нет ничего удивительного в том, что при таком жестком режиме не все дети выдерживают, некоторые из них начинают прогуливать уроки, не выполнять домашние задания и т.п. Однако заставлять ребенка учиться – это не самый верный выход из ситуации. Подходить к учебному процессу нужно аккуратно, а главное- правильно!

Вообще, вопрос «Как заставить себя учиться», чаще задают именно студенты, так как за школьной партой контроля больше: и учителя следят за твоей успеваемостью, и родители «наседают» за плохие оценки, да и другие ученики не относятся к тебе уважительно, если ты постоянно находишься в «лузерах» по успеваемости. В лицеях, институтах и университетах, контроль уходит от ученика. Так как тебя считают уже взрослым человеком, который сам вправе решить, как ему учиться: хорошо или плохо. Однако такая свобода несколько опьяняет юношу или девушку и далеко не все умеют вовремя прийти в себя и задуматься над тем, что при такой разгульной жизни они могут скатиться вниз по лестнице жизни. И тогда студент задает себе сложный, но довольно интересный вопрос: «А как же заставить себя учиться??». Сегодня Вы узнаете ответ!

12 способов заставить себя учиться

Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться , ведь Вы всё равно, по сути, учитесь и будете учиться дальше. Формулировка задачи очень важна, человек существо довольно странное и если Вы будете принуждать себя к чему-либо, то Ваше подсознание будет противиться этому, и будет мешать выполнять запланируемые задачи (учить уроки, слушать преподавателя и т.д.). Причем от такого непослушания будете получать гораздо больше удовольствия, чем от следования своей цели.

Если Вы сформулируете себе вопрос иным образом, например: «Как закончить этот год на отлично?» или «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.

Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения! Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует.

Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я закончу этот ВУЗ на отлично, то смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице. Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: Если закончу последний семестр хорошо, то отец купит путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на всё лето!

Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Если Вы родитель и читаете эту статью в надежде того, что сможете понять, как заставить ребенка учиться, то мы бы посоветовали узнать о его отношениях в классе. Иногда мотивация учиться исчезает именно из-за конфликтов с другими детьми. Особенно часто это случается с подростками, которые редко когда хотят учиться в школе или другом учебном заведении.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик и т.п.).

Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Ведь у Вас открывается масса соблазнов: icq, skype, «ВКонтакте», интересные сайты, фильмы, музыка, игры и т.п. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.

Если компьютер забирает у Вас массу свободного времени, однако Вы не можете противиться этому, то советуем подумать о том, что компьютерное излучение вредит здоровью человека: ухудшает зрение, возникают недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, а также появляются проблемы с нервной системой.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший студент всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о плохом студенте, его стиль всегда кардинально отличается от того, который бы следовало одевать в учебное заведение. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавательского состава. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели Иванов (например) взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе. Естественно, после того, как о тебе все так хорошо подумали, сложно будет опять превращаться в лодыря, который ходит на занятия «просиживать штаны».

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт) . Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в Вашей группе, на лекциях ведут запись не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Их записанные лекции зачастую представляют собой не просто несколько страниц рукописных фраз преподавателя, а целый шедевр искусства: важные фразы написаны другим цветом, правила выделены в различные прямоугольные таблицы. В тексте масса подчеркиваний и выделений маркером или другими чернилами. Даже небольшие зарисовки сделаны карандашом и под линейку. Вы думаете, что они просто ерундой занимаются?! Ошибаетесь, они превращают скучную лекцию в интересное занятие, занимаясь раскрашиванием и выделением основных моментов. Кроме того, дома им проще будет запомнить эту информацию, так как они запоминают термины не только по смыслу, но и визуально, что позволяет быстрее и лучше запомнить информацию.

Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Чтобы обучение проходило ещё более интересно и комфортно, покупайте тетради с красивыми обложками, ведите удобные и яркие блокноты и используйте разноцветные стикреры для напоминания. Чаще меняйте ручки и выбирайте их не только по комфорту в письме, но и по красивому или необычному дизайну. Время от времени используйте ручки, чьи чернила пахнут, вкусный запах тоже будет поднимать Вам настроение, а при открытии тетради Вы будете не только вспоминать о своих обязанностях, но и о каких-нибудь вкусных фруктах или жвачках.

Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка. Кроме оценок, себя можно поощрять за выученные билеты, выполненное домашнее задание, поход в библиотеку, активную работу на уроке и т.п. То есть результаты могут выражаться совершенно по-разному. Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях. Ведь как мы знаем, оценки, которые ставят нам преподаватели, не всегда объективны.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!

Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первого семестра! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первого семестра. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Если Вы будете тянуть, то ближе к концу этого года или семестра получите неприятную ситуацию, время до окончания останется мало, а дел и заданий будет много. И Вы уже будете думать не о хороших отметках, а о том, чтобы вообще успеть сдать предмет до сессии. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что преподаватель успевает закончить урок раньше звонка и чтобы не нагружать Вас лишней информацией, предлагает заняться своими делами. Это время мы Вам не советуем тратить впустую, Вы всё равно находитесь в школе, за партой и не можете громко общаться с друзьями, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому, пусть даже не на завтрашний день. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Устраивайте конкурсы и марафоны. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы за следующие две недели будете получать по алгебре одни только хорошие отметки, то они Вам, по истечению этих двух недель, покупают новый мобильный телефон (к примеру). Время и подарок может изменяться в зависимости от Ваших успехов в учебе ранее, а также от благосостояния семьи. Если Вы ставите условия на год или семестр, то учитывайте два фактора, во-первых, за полгода или год, семейный бюджет может измениться (и не всегда в лучшую сторону), поэтому постарайтесь получить от родителей гарантии той или иной покупки. Во-вторых, учитывайте, что мотивировать себя покупкой того же велосипеда в течение всего года – очень и очень сложно. Рано или поздно Вы можете не удержать поднятой планки.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых, а к урокам они приступают на следующий день рано утром, но этот режим довольно рискованный, так как всегда есть шанс проспать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

Горы конспектов, стеллажи книг, шпаргалки, методички, пособия, учебники – все это помогает нам готовиться к семинарам и экзаменам. Но пригодятся ли полученные знания нам в реальной жизни? Скорее всего – нет. Так зачем же нам стараться?

«Стараюсь учиться, стараюсь… А толку?» - именно так многие студенты и школьники думают. Ребенок старается учиться, студенты и ученики стараются учиться хорошо, а в результате учителя и преподаватели не ценят затраченных усилий.

Многие взрослые говорят – мол, вы это делаете для себя. Кто ни учится и ни старается, тот ничего в жизни не добивается.

Однако практика показывает, что совершенно не важно хорошо учиться. Посмотрите на пример своих родителей. Многие из них, так же как и вы, оканчивали с отличием школу, у многих даже есть дипломы о высшем образовании (а возможно – и научные степени). И что в итоге? Работа на заводе и складах. Разве это причины хорошо учиться?

Первый, и, пожалуй, самый важный жизненный опыт, к которому приходит человек в размышлении над темой «Нужно ли хорошо учиться и почему это надо?», звучит так:

Я стараюсь учиться лучше, чтобы в скором будущем понять: учеба не сделает меня здоровым, богатым и счастливым!

Парадокс, не правда ли? И тем не менее, осознание этого факта важно для каждого человека.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Что мешает нам хорошо учиться?

А зачем нужна человеку мотивация хорошо учиться, если он понял это все еще до того, как поступил в вуз или другие профильные учебные заведения? На какие предметы нужно хорошо учиться в школе?

Вот примерный план оценок, которых стоит придерживаться хорошо учащимся:

  • Профильные предметы заслуживают большего внимания, чем непрофильные. Тут будет лучше получать высокие оценки. Поэтому ученики стараются учиться по ним хорошо.
  • Чтобы ребенок хорошо учился, совершенно не обязательно заставлять его зубрить дополнительные, непрофильные предметы. Именно экономия сил, времени и нервов – вот что поможет хорошо учиться и развиваться в тех отраслях, которые вам интересны. И в то же время что мешает хорошо учиться студентам и школьникам? Правильно – те предметы, которые никак не связаны с его возможным будущим.

Дорогие родители и преподаватели! Пожалуйста, не давите на своих детей и студентов! Помните: гораздо лучше красный нос и синий диплом, чем синий нос и красный диплом!

Стоит ли учиться хорошо учиться?

Почему учиться хорошо? Потому что учение помогает нам приобретать навыки победителей! А чтобы хорошо учиться, надо быть целеустремленным, смелым, настойчивым. А если преподаватели требуют от вас знания неважных предметов - студенческий сервис всегда поможет и разгрузит голову от лишних и ненужных знаний.

Марина Скорода
Творчество в жизни детей

Творчество в жизни детей

«В глубине человека заложена творческая сила ,

которая способна создать то, что должно быть,

которая не дает нам покоя и отдыха, пока мы

не выразим это вне нас тем или иным способом»

Йоганн Вольфганг Гёте

В современном мире очень остро стоит вопрос о досуге и занятости детей разного возраста . И это неспроста, ведь ни для кого не секрет, что современные дети все чаще предпочитают чтению книг просмотр телевизора, а занятию творчеством компьютерные игры , и даже «живое» общение часто заменяется общением в социальных сетях и онлайн играх. Такие увлечения постепенно вытесняют полезные и интересные занятия. Дети, чей досуг сводится к длительному сидению перед экраном или монитором, перестают мечтать и фантазировать. Многие эксперты сходятся во мнении, что в результате постоянного просмотра телевизора и сидения у компьютера происходит настоящая дезадаптация к реальной жизни . Ребенок начинает меньше общаться со своими сверстниками и отвыкает думать сам, так как визуальный канал информации является самым простым и не требующим серьезных умственных усилий для его восприятия. Как же помочь ребенку не утратить свою индивидуальность? Как увлечь его в мир фантазий и новых открытий? Нужно просто предложить ребенку альтернативу, например, занятие рукоделием.

Учеными доказано, что занятия творчеством действительно играют важную положительную роль в развитии психических и эмоциональных качеств ребенка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Центры головного мозга, отвечающие за речь, внимание, координацию движений и воображения, то есть за ключевые способности, тесно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Занимаясь рукоделием, ребенок выполняет различные действия непосредственно кончиками пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Концентрация внимания. Аккуратная, мелкая и тонкая ручная работа развивает внимание, организует и дисциплинирует мышление; у тех детей , кто любит кропотливый труд, речь ясная, точная.

Сенсорное развитие. Сенсорные процессы доминируют в процессе знакомства ребенка с окружающим миром. Восприятие и ощущение играют ключевую роль в формировании интеллектуального развития ребенка. При занятии различными видами рукоделия у ребенка закладываются основные представления о различных свойствах предметов : их форме, положении в пространстве, величине, восприятие цвета. А так как все основные сенсорные навыки закладываются в раннем и дошкольном возрасте, то приучать детей к ручному труду рекомендуется с самого раннего возраста.

Развитию волевых качеств личности способствует художественный ручной труд, а также развивает речь ребенка, подготавливает руку к письму, развивает внимание, воображение, фантазию, воспитывает любовь к труду.

Развитие пространственного мышления. Ручной труд развивает пространственное воображение. Недаром множество математических идей почерпнуты из ремесел, таких как вязание, вышивание крестом, вышивка лентами.

Развитие воображения. Выбор материала, подбор цветов, создание гармоничной композиции будят творческое начало , присущее всем детям.

А также занятия рукоделием способствуют развитию художественных способностей, эстетического вкуса, умения наблюдать окружающий мир, видеть в нем как можно больше доброго, светлого и радостного.

Более 10 лет своей работы в детском саду я уделяю особое место развитию творческих способностей у дошкольников. Приобщая детей к этому волшебству , я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе работы я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала .

Опыт показывает : для того, чтобы привлечь ребенка к занятию рукоделием, нужно его заинтересовать. Например, рассказать, что уже с четырех лет на Руси девочек учили ткать; что на Востоке только мужчинам разрешалось заниматься золотым шитьем; а искусство макраме родилось из невинного развлечения матросов на кораблях.

Начинать обучение необходимо с самых простых приемов, постепенно увеличивая степень сложности. Например, обучение вязанию крючком лучше начать, используя толстый крючок и толстую пряжу. Совсем не обязательно сразу вязать какие-либо изделия. Закрепить приемы вязания воздушных петель («косички» ) можно, сделав открытку или панно в технике аппликации из вязанных шнурочков.

Большой простор для творчества представляет собой бисероплетение. Самое простое, с чего можно начать это нанизывание бисера (а для детей помладше бусин ) на леску или нитку. Разнообразить занятие можно, используя бисер и бусины разных форм, размеров, цветов, предлагая ребенку составить определенную последовательность низания. Или нанизать три нитки бисера и сплести из них косичку. Очень нравится детям бисероплетение на проволоке параллельными рядами. В этой технике можно плести что угодно : фигурки людей, животных, насекомых, птиц; цветы и деревья; простейшие модели транспорта и т. п.

Не менее привлекательным занятием для ребенка может стать вышивание.

Также детей привлекает создание аппликации из стриженных ниток. Это совсем не сложное занятие, но оно поможет ребенку в развитии воображения, мелкой моторики рук, а также закрепит навык работы с ножницами.

В заключении хочется сказать, что каждый педагог выбирает свои формы и методы работы с детьми, но все мы придерживаемся того, чтобы направить детей на расширение кругозора, на формирование эстетического и художественного вкуса, на развитие их креативности.

Публикации по теме:

Фотоотчет "Зимнее творчество детей" Цель: Расширять представления о зиме. Побуждать детей отражать полученные впечатления в разных непосредственно.

Конспект родительского собрания «Художественное творчество в жизни дошкольника» Тема: Художественное творчество в жизни дошкольника. Дата проведения: 26 января 2017 год. Цели: Создать условия для овладения нетрадиционными.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Фамилия, имя автора статьи (полностью): Слепенко Анна Петровна

Класс (курс): 2 курс, группа СД-2

Название ОУ (полностью): Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донской педагогический колледж»

Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью): Гончарова Елена Юрьевна

Тема работы: Роль и значимость искусства в развитии творчества ребёнка дошкольного возраста

e-mail: [email protected]
Роль и значимость искусства в развитии творчества ребёнка дошкольного возраста

Слепенко А. П.

ГБПОУ РО "ДПК" г. Ростов-на-Дону

Проблема:могут ли произведения искусства влиять на развитие изобразительного творчества ребёнка?

Цель: показать какую роль и значимость имеют произведения искусства в развитии изобразительного творчества ребёнка.

Объект: развитие изобразительного творчества ребёнка

Предмет: ознакомление с произведениями искусства как средство развития изобразительного творчества ребенка

Гипотеза: развитию изобразительного творчества ребенка могут способствовать целенаправленные, систематические и интересные занятия с использованием произведений искусства.

Ах детство, какая это прекрасная пора. Детство- время, когда весь мир для нас одно огромное полотно, которое можно расписать разными цветами. Детство-время, которое позволяет нам мечтать о чём-то, чего не бывает на свете, к примеру: о неведомых нам волшебных мирах, где всё сделано из ваты или из шоколада; о несуществующих животных и птицах ; о цветах, которые умеют говорить.

Это наше детство. Да, наивное! Да, верящее в чудо! Но, бесспорно, весёлое и полное жизни чудесное детство!

Как же порой приятно вспоминать о некоторых моментах этого прекрасного времени. Готова спорить, что у каждого человека сохранились воспоминания о моментах или действиях из детства, которые повлияли на его дальнейший род занятий, выбор профессии, хобби, ну или просто повлияли на его характер.

Хочу привести пример из собственной жизни. Я до сих пор помню тот день, когда мой папа привёз мне из командировки в подарок большой набор юного художника. В этом наборе были все художественные принадлежности, о которых могла мечтать трёхлетняя девочка. Для меня это были не просто кисточки с красками , это было нечто большее. Это были инструменты, с помощью которых я могла создать свой собственный мир. Когда я рисовала, пусть изначально все мои рисунки были просто каракулями, мне казалось, что мои рисунки- произведения искусства. Моё воображение позволяло мне придумывать «зебрамота» (скрещение зебры и бегемота), который имел тигровую окраску, так же «котосома» (скрещение кота и сома) и других небывалых существ. В общем, моё воображение было живее всех живых.

Я до сих пор храню свои детские рисунки вместе с подделками, которые делала ещё в детском саду. Они пробуждают много приятных воспоминаний и моментов, которые навсегда остаются в памяти любого человека.


Но сейчас, вспоминая то, как мой папа подарил мне мой первый художественный набор, который пробудил во мне желание творить, я думаю, а какой бы я сейчас была, если бы в моей жизни не было интереса к искусству и изобразительной деятельности? Я не могу даже представить себя без кисточки и красок в руках, ведь они стали частью моей жизни, такой возможностью самовыражения своих чувств, эмоций, в общем всего того, что просто так на словах нельзя сказать.

Вот вроде, такой небольшой подарок, а как он смог повлиять на формирование интереса ребёнка, то есть меня. Вот из таких мелочей и складывается наше будущее.

А теперь давайте представим себе, что будет если убрать искусство и изобразительную деятельность из жизни детей. Как Вам кажется, какими людьми они вырастут, если из их детства вырвать возможность творить - такую способность выражать себя? Что будет потом с нашим Миром, если у будущего поколения не будет стремление к высокому, к прекрасному, к всему тому, что в нас воспитывает искусство?
Под словом "творить" я не имею ввиду только рисовать или делать подделки. Под этим словом я обобщаю всё то, что делает ребёнок своими руками и воображением. Ведь собирать различные новые модели роботов - тоже своеобразное детское искусство, они используют свою фантазию и придумываю что-то новое, что даже не каждому взрослому может прийти на ум. Делать человечков или другие фигурки из пластилина, вырезать платья из бумаги для кукол, делать композиции из листвы и т.п. Я считаю, что всё это – детское творчество.

Но какую же роль играют произведения искусства в развитии изобразительного творчества ребёнка?

Первоначальное понимание искусства закладывается в нас ещё с детского сада. Именно там формируются наши первые представления об этом. Таким образом, можно утверждать, что одной из важных задач дошкольного воспитания является введение дошкольников в мир художественно-эстетической культуры. Накопленные ребенком в этом возрасте впечатления и знания реализуются затем на протяжении всей жизни.

Одна из главных задач детского сада и воспитателей - создать условия для воспитания ребенка творческой, всесторонне развитой личностью. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре - вот задачи, которые стоят перед воспитателями и детским садом. Для этой высокой цели по самой своей природе предназначено искусство, и в том числе занятия по изодеятельности. Именно они обладают таким воздействием на ребенка, что формируют и развивают его всесторонне:

Углубляют и направляют эмоции;

Возбуждают фантазию;

Развивают глазомер и ручную умелость;

Формируют нравственные принципы;

Участвуют в развитии универсальных способностей.

На данный момент мнение современных ученых таково: работа пальцев способствует развитию речи. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Предварительно нарисовав события, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ему так же необходимо, как и разговаривать.
Занятия рисованием - это еще и огромный источник радости, не сравнимой ни с какой другой радостью. Создавая свою картину, ребенок постигает окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию. Самовоспитание уходит своими корнями в детство, начинаясь с узнавания самого себя. И узнавание это, как говорил В.А.Сухомлинский, должно быть обязательно радостным. Вот пятилетний ребенок нарисовал картинку - и с удивлением смотрит не только на творение своих рук, но как бы и на самого себя: «Неужели это сделал я? »

Важно, чтобы дошкольники имели запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в произведении искусства, иначе ребёнок просто не поймёт то, что вы хотите до него донести.

Художественные произведения должны оказать эстетическое воздействие на детей и должны быть выполнены средствами доступными их восприятию, ведь если использовать слова или выражения, которые дети ещё не в состоянии понять, то это может вызвать большие затруднения в понимании и восприятии произведения детьми.

А также хочу заметить, что глаз, воспитанный на наблюдении многообразии форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведения искусства. Воспитывать глаз эстетически – значить, сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, проникаться восторгом и радостью перед гармонией природы. И это очень важная часть!

Для эстетического развития ребёнка в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетическое свойство и признаки предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание различных цветов и оттенков. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Главное, надо стараться всё это показывать на своём примере. Ведь если мы будем пытаться втолковать всё это маленькому ребёнку, а сами при этом не будем проявлять никакого интереса ко всему вышеперечисленному, то можно смело заявить, что всё было впустую. Для маленького ребёнка его родители - главный пример для подражания. Нельзя забывать об этом!

На занятии, да и в другие режимные моменты необходимо систематически направлять внимание детей на красоту окружающих нас предметов, замечать эту красоту, научить бережно, относиться к ней. Знакомство с произведениями искусства оказывает большое влияние на изобразительную деятельность детей. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, которые им предстоит изображать, просто выделять его свойства - форму, строение, движение, и т. д. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл. Но как это сделать?

Необходимо день за днем вести наблюдения за природой, обращать внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Необходимо дать возможность детям пофантазировать. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею - важный фундамент эстетического развития человека. Только нужно не забывать обо всём этом и уделять достаточно времени, зато потом ваш ребёнок в будущем скажет Вам спасибо.

Но самое важное, чтобы и родители поверили в своих детей, увидели их способности, нашли время для общения с ними - это так необходимо для полноценного развития. Ведь не секрет, что родители мало видят своих детей и мало с ними общаются из-за напряженного ритма жизни, постоянной спешки и многих других причин. Часто, когда работы вывешиваются на выставке, приходилось слышать разговор родителей о детском рисунке в присутствие ребенка. Бывает так, что родитель, сравнивая работу своего ребенка с работами других детей, начинает критиковать ее, не зная или забывая о том, что ребенок отождествляет свою работу с самим собой. Он несет окружающему миру свою работу как своего представителя. Поэтому все, что мама говорит о рисунке, ребенок переносит на личностный план. Анализ детского рисунка требует большой осторожности и такта. Так что нужно следить за тем, что Вы говорите и о чём в говорите в присутствие своего ребёнка.

Таким образом, я смело могу подвести итог моей исследовательской работы, которая была посвящена роли и значимости искусства в жизни ребёнка.

Как Вы сами могли заметить в моей работе тот факт, что искусство обязательно должно присутствовать в жизни любого ребёнка, начиная с его младенчества. Этот факт неоспорим и доказан. Но самое главное то, что всё зависит от нас с Вами, то есть от родителей и воспитателей ребёнка. Именно мы помогаем ему сформироваться и найти себя в этой жизни. Мы являемся проводниками в светлое и доброе будущее наших детей . Прошу Вас, помните об этом!

Спасибо большое за ваше внимание! Надеюсь Вам понравилась моя работа Список использованной литературы:

Нина Дмитриева. Происхождение искусства // Всеобщая история искусств. Том 1. Москва, 1956.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.

Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

Столович Л.Н. Жизнь-творчество- человек: Функции художественной деятельности.- М.: Политиздат, 1985. С. 3

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975. С. 29

Столович Л.Н. Жизнь-творчество - человек: Функции худож. деятельности.- М.: Политиздат, 1985.

Педагогические науки / 6.Социальная педагогика.

Ст. преподаватель Нурова А.К . , ст. преподаватель Султанбекова Ж.Х.

Костанайский государственный педагогический институт, Казахстан

Роль творчества в развитии личности ребёнка

Творчество - это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Великий советский психолог Л.С. Выготский говорил, что «в окружающей нас действительности творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть толика нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Творчество – это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Развитие творчества в дошкольном детстве учёные связывают с развитием личности в целом, подчёркивая его субъективный. Известно, что личность ребёнка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом созидательной деятельности. Этот фактор связывается, прежде всего, с интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества, стремлением к созданию нового.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства.

Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основой психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Как отмечает Л.Ю.Субботина, воображая игровые ситуации и воплощая их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, честность, чувство юмора, смелость. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача взрослого – развивать творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных возможностей. Склонность детей к подражанию, помогает им овладевать навыками и умениями, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формирует критическое мышление, целенаправленность.

В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Как отмечает В.А. Петровский, в процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир.

Таким образом, условиями развития творческой личности являются:

· ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности;

· раннее выявление творческих способностей и их направленности;

· формирование мотивации к творческой деятельности;

· нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

· наличие демократичных взаимоотношений учителя и ребенка;

· учет индивидуальных психологических особенностей;

· ориентация учебно-воспитательного процесса на самовоспитание учащихся (самопознание, самоорганизацию, самореализацию);

· создание благоприятного творческого микроклимата в семье, школе;

· организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности учащихся (проведение олимпиад, организация исследований) и др.

Эффективное формирование творческой личности невозможно без:

· включения ребенка в разнообразную творческую деятельность и ее «проживание», что достигается специально подобранными видами творческой работы. Это объясняется тем, что творческая личность проявляется, прежде всего, в деятельности, направленной на созидание материальных и духовных ценностей;

· работы над совершенствованием умений, позволяющих учащимся быстро усваивать и присваивать новые виды деятельности, отличающиеся личностной ценностью;

· организации творческих объединений, позволяющих воспитывать необходимые личностные качества, способствовать формированию нравственных ценностей, учить общению и сотрудничеству.

Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Несомненно, творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

Одним из главных мотивирующих средств является игра. В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка у семьи, а равно у среды, в которой находится сама семья. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья имеет огромное значение в овладении человеком социальными нормами, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Важнейшее значение поэтому играет эмоциональная ситуация в семье, уровень ее сплоченности и качество внутрисемейных связей. Важное место в воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития.

Л итература

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.

2.Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия-2е издание. СПб «Питер», 2009.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва. Издательство: Академия, 2009.

4.Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992.

5.Петровский А.В. Психология формирования и развития личности М.: Просвещение, 1981.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.

7.Холл, Келвин С., Линдсей, Гарднер. Теория личности. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.

8.Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности.// вопросы психологии, 1987 № 1.

9 . Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991 г. - 141 с.

10.Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение. - М.: АСТ, 2002 г. - 352 с.