Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки. Опять двойка! Ругать ли ребенка за плохие оценки? Как наказать ребенка за плохое поведение

Ваш ребенок самый сообразительный, умный, талантливый, одаренный? Из всего перечисленного адекватным является только утверждение, что это «ваш ребенок». Остальное – мечты, фантазии родителей, которые они почему-то принимают за данность, реальность, а любимое чадо обязан соответствовать ожиданиям любящих мам и пап. Так ли уж и любящих? И кого они любят? Этого ли реального ребенка, который вовсе не так и гениален? Или все-таки свои мечты и ожидания?

Между прочим, ребенок тоже может уподобиться своим родителям и по их примеру сравнивать их с более успешными, эрудированными, креативными родителями других сверстников. Как себя почувствуют в таком случае амбициозные родители? Ну-ка попробуйте, станьте такими, какими являются родители какого-то другого ребенка, в доме которых ваш отпрыск любит бывать. Почему ваш ребенок не может сравнивать? Мамы и папы, не задумываясь, позволяют же себе такую вольность. А вернее – жестокость.

Итак, получил опять «два»? Что делать? Как отреагировать?

Сказать: «Ты совсем не учишься?» Или вообще не обращать внимания – вдруг у него из-за упреков чувство вины появится, из которого затем разовьется целый букет комплексов? А может быть все-таки сравнивать с успехами других ребят?

Вообще не замечать двойки нельзя – получается, что вы воспринимаете такое отношение к учебе (то есть его работе) как норму, тем самым дезориентируете его в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Отругаете? Такое унижение воспримется им как плата за двойку, а потому он спокойно и дальше может ничего не делать.

Добиваться от ребенка хороших оценок надо постепенно. За неделю двоечник никак не превратится в хорошиста. Будете ставить такую планку – может вообще отказаться ходить в школу.

Успех в какой-то деятельности поможет начать более ответственно относиться к учебе. Любит рисовать? Пусть дополнительно учится в художественной школе. Никак не дождется зимы, чтобы встать на лыжи? Подберите лыжную секцию. Победы в какой-либо деле окрыляют, вдохновляют на новые подвиги, делают человека более ответственным во всем, а со временем это положительно отразится и на успеваемости.

Старайтесь больше общаться с ребенком. Говорите с ним, говорите и говорите. Обо всем, не только б учебе.

Нужно признаться себе, что страх перед не сложившимся из-за плохой учебы будущим вашего ребенка довел нервы уже до предела. Повышенная нервозность всегда мешает налаживать нормальные отношения, находить верное решение проблем. А потому нужно принять действительность такой, какая она есть: ребенок – двоечник. И что теперь? Жить дальше нельзя ни вам, ни ему? Жить можно и нужно!

Пытайтесь примирить себя с тем, что ребенок не особо желает учиться и радовать своими достижениями мам и пап. Вспомните своих одноклассников. Наверняка, были отличники и почти отличники – исполнительные, предупредительные, всегда такие правильные. Для своего успокоения узнайте, как сложилась их судьба. А также успешны ли ваши одноклассники – троечники, у которых в голове вечно крутилось множество идей и они воплощали их в жизнь, а потому на учебу времени не хватало. Возможно, в результате именно слабые ученики оказались более успешными и счастливыми.

Нужно спокойно поговорить с любимым чадом о школе. Почему он не успевает по предметам? Выслушайте его версию. Далее обсудите каждый предмет в отдельности. Не может же он не понимать, допустим, не только математику, но и литературу, историю.

Причина все ж таки в непонимании предмета? Запустил материал? Помогите, найдите вместе курсы, где опытные педагоги помогут ему ликвидировать пробелы в знаниях.

Говорит, что не хватает времени? Сядьте за стол, распишите каждый день недели по минутам. Вот увидите, выяснится, что еще и свободного времени часа по два ежедневно выкраивается.

Так много задают, что после шести-семи уроков в школе ему просто не заставить себя взяться за выполнение домашних заданий? Поверьте, детям действительно тяжело. Особенно если они не трудоголики и не слишком амбициозны. Но поищите приемлемый выход. Количество уроков меньше не сделаешь, домашнее задание не сократишь. Значит, ищем другие варианты. Может быть, попробовать выполнять часть заданий, потом разрешить заняться любимыми делами (пусть это даже просто поваляться на диване), затем следующую порцию выполнить. Может быть ребенок настолько выматывается эмоционально и физически в школе, что ему после уроков требуется отдых, а потом уже можно взяться за подготовку по завтрашним предметам.

Сами понимаете: если выяснились причины получения двоек, то появляется реальная возможность помочь выйти из замкнутого круга низких оценок, нервозности, неприятия, озлобленности.

Может быть ребенок считает, что сила вашей любви к нему полностью зависит от успеваемости в школе. А потому он проверяет, что будет, если он начнет приносить плохие оценки. Если же он решит, что действительно его любят за успехи, то может нарочно перестать учиться – своеобразная месть вам за такое отношение к нему, вымещение боли за нелюбовь.

Нужно различать, что ребенок может плохо учиться, потому что у него много дел, он постоянно находится в поиске, что-то экспериментирует, исследует. А может демонстративно, назло, причем еще и бравирует этим, например: «А я не буду готовиться к контрольной (а еще хуже — к экзамену и т.д.). И что вы сделаете? Не заставите меня все равно». И действительно не подготовится, будет бездельничать. Это уже очень сложная ситуация, в которой поможет разобраться только хороший психолог.

Обсудите с ребенком важность и необходимость успешного освоения школьной программы. Замечайте любые положительные сдвиги в этом направлении. Получил за контрольную три с минусом, а до этого были две двойки? Молодец! Самостоятельно справился с заданием по математике, даже не списал? Отлично!

Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его, цените успехи, поддерживайте позитивные начинания.

Родительское собрание в 3 классе.

Тема « Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки? »

Для каждого родителя его ребенок самый лучший. Но так хочется, чтобы он был лучшим и среди остальных детей. Кому понравится выслушивать нотации классного руководителя в адрес своего чада? С другой стороны, неуспеваемость в школе вовсе не означает, что в будущем ваш ребенок не добьется успеха в жизни.

Шпаргалка для родителей

1.Часто, когда родители раздосадованы плохой оценкой, которую ребенок принес из школы, в ход идут всевозможные укоры, осуждения и даже насмешки. Он воспринимает вашу негативную реакцию исключительно, как оценку своей личности, а не его стараний. Поэтому запомните первое правило: « хвалить исполнителя, но критиковать исполнение».

2.Второе правило звучит, так: « не более одного недостатка в минуту ». Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Иначе, ваше чадо просто перестанет реагировать на ваши тирады. Выберите один, самый существенный недостаток, который хотите искоренить, и говорите только о нем.

3.Важно научиться сохранять спокойствие

4.Необходимо исправлять ошибки

5.Необходимо ставить реальные цели, которые ребёнок сможет и захочет достичь. Не надо ставить перед ним невыполнимые задачи, чтобы не провоцировать его на враньё. К примеру, если ребёнок допустил в диктанте 6 ошибок, не надо от него требовать, чтобы в последующем он не допускал их совсем, пусть он просто попробует сделать на пару ошибок меньше. Всем достигнутым и успешным результатам надо радоваться вместе со своим ребёнком.

6.За знаниями? Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать. Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки». «Два» и «три», как же себя вести? Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед. Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны! 7.Будь уверенной совой! Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить. А при домашней подготовке устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя спокойно и уверенно. Обсуждение учителя под запретом Бывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки. Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки. Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

9 советов от школьного психолога:

1.Разделите себя и ребенка. Все, что было у родителей, совершенно не обязательно должно повториться в ребенке. У него могут быть другие способности и другие интересы.

2.Дети сегодня - другие. Раньше ценность учебы была ярко выражена, детям нравилось учиться, и хотелось делать это не хуже других. Сегодня познавательный мотив уходит на второй план. Современным детям интереснее сидеть в Интернете, гулять по торговым центрам.

3.Родителям сложно увидеть реальное положение дел. Возможно, у ребенка не те способности, на которые они рассчитывали. А может быть, он просто не был готов к школе физиологически или психологически.

4.Нередко родители принимают отметки ребенка, как оценку собственной работы по воспитанию чада.

5.Системны ли плохие отметки? Случайные бывают у кого угодно. Если они появляются постоянно, поймите причину - тут их может быть масса. Возможно, ребенку некомфортно отвечать в классе или он боится большой аудитории.

6.Когда причины выявлены, должна начаться работа. Ребенка необходимо заинтересовать учебой и нацелить на результат. Надо понимать, что отметка в дневнике - вторична, а первичны знания. Допустимо заменять познавательный мотив другими. Например, родители предлагают ребенку сделать аккуратно и правильно домашнее задание, и тогда он получает возможность погулять с друзьями или поиграть на компьютере.

7.Хвалите ребенка за любые достижения. Так вы погружаете в ситуацию успеха. И ребенок сам втягивается в учебный процесс. Стремление добиться успеха может стать хорошим мотивом.

8.Не сравнивайте ребенка с другими детьми по принципу: другие могут - и ты должен суметь. Итогом таких сравнений может стать развитое чувство отчаяния, которое не способно привести ни к чему хорошему.

9.Ни в коем случае не наказывайте за плохие отметки. Ребенок и так постоянно находится в ситуации неуспеха. Руганью родители эту ситуацию усугубляют. Так школьник может отчаяться и окончательно потерять интерес к учебе.


Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки в школе? Нужно ли лишать ребенка телефона из-за неудовлетворительной оценки по математике?

Сегодня ребенок вернулся из школы не в настроении. Швырнул в угол портфель, небрежно бросил на стул пиджак, насупился и о чем-то задумался. Мама начинает взволнованно расспрашивать, что стряслось, на что дитё обиженно достает из портфеля дневник, демонстрирует двойку по математике и захлебывается от слез.

Такая бурная реакция на плохую оценку теперь встречается не так часто, как раньше. Зачастую детям вообще все равно, что получать: двойку или пятерку. Они понимают, что за плохую отметку в школе им дома ничего не будет, поэтому уровень их успешности в школе неумолимо падает.

Нужно ли отказываться от наказаний?

Нынешняя система образования в школе и дома тяготеет к демократическим ценностям: свободе волеизъявления в школе, уважении ребенка как личности, некоем потакании его капризам, непринятии наказания как воспитательной меры. Но нужно ли отказываться от наказаний? Не будут ли родители, полностью перешедшие на демократический стиль воспитания, растить своевольных и равнодушных детей, которым потом будет все равно, где жить и работать?

Сразу следует заметить, что ни о каком физическом наказании не может быть и речи. Дети – не игрушки, они чувствуют боль и страдания. Кто-то может заявить, что за плохие оценки его был отец, а его отца в детстве так же бил дед. Но разве это нормально? В ребенке это вызывает лишь ненависть к своему родителю, а не уважение и благоговение. Но если с физическими наказаниями все понятно, то нужно ли вообще наказывать за плохие оценки? Скорее всего, нужно.

Оценка – показатель успешности ребенка

Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.

При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.

– как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.

Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?

Как реагировать на неуспеваемость?


1.
Как уже было сказано, физическими истязаниями мало чего можно добиться. Родители должны принять такие меры, которые бы указали, что плохая оценка – это действительно плохо. К примеру, сократить использование компьютера или телефона до тех пор, пока оценка не будет исправлена. Сначала на бедного родителя прольется поток слез и мольб, но проявить твердость необходимо, иначе у ребенка войдет в привычку пускать слезу всегда, когда он недоволен.

2. Дети младшего школьного возраста очень зависимы от своего окружения. Родители могут этим воспользоваться и привести ребенку пример более успешного одноклассника. Но это не должно быть в форме унижения: «Посмотри, какой он молодец, и какое ты ничтожество!» такая формулировка вызовет негативизм и неприятие. Родители просто должны сместить фокус внимания ребенка на учебу, а не на развлечения, ставить в пример, а не тыкать носом.

3. Зачем взрослые ходят на работу? Чтобы получить зарплату. А зачем дети ходят в школу? Чтобы получить оценку. Такая схема абсолютно не охватывает всей важности образования, но ребенок должен ее четко уяснить. Он не получит то, что хочет, просто так. Для достижения цели нужно потрудиться, получать хорошие отметки в школе и не нарушать дисциплину. Родитель может пообещать купить новую приставку, но взамен он имеет полное право потребовать хороших оценок за четверть. Словом, у ребенка должно быть наглядное представление о том, зачем он получает оценки.

4. Никогда не нужно скатываться до примитивных унижений. Попробуйте сами разобраться с логарифмами и сложноподчиненными предложениями, тогда и поймете, так ли легко заработать пятерку. Унижать и оскорблять могут только те, кто ничем другим «помочь» не может. Возможно, ребенок отстал и из-за загруженности школьной программы не может сам пройти упущенный материал. Родители всегда должны интересоваться домашними заданиями, помогать ребенку, а не ждать, что он сам по щелчку выучит математику и русский язык.

Реагировать на оценки нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу. Демократия демократией, но пускать успеваемость на самотек нельзя, ведь это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Склонив голову, жутко расстроенный ученик, не торопясь, шагает из школы домой.
Портфель с тяжелой «двойкой», жирно выведенной в дневнике, еле волочется за хозяином. Мысли о том, что дома попадет, разными картинками пестрят в голове. Как это страшно для ребенка! «Ладно, на прошлой неделе не сдержался, поведение подкачало – соседу по голове книгой дал, «двойку» заслуженно получил, – размышляет школьник. – А сегодня, – вел себя примерно, и руку поднимал, подумаешь, примеры неправильно решил. А ведь так хотелось порадовать родителей…»
Сколько детских слез пролито из-за плохих отметок. Что делать, если сын или дочка принесли в дневнике «двойку»? Как на это реагировать родителям: ругать, наказывать, лишать чего-то или выяснить, в чем причина? Об этом поговорим с психологом Натальей Леонидовной ПАРШИНОЙ, директором Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зюзино».

Оценки или отметки?
Начнем с того, что оценка и отметка – понятия разные. Оценка – это мнение, суждение, высказывание о качествах чего-нибудь. Отметка же – установленное условное обозначение степени знаний и результатов деятельности ученика, выставляемая преподавателем.
Результаты усилий ребенка всегда следует замечать и отмечать, позитивно подкрепляя их. Это делать необходимо, чтобы дети приобретали уверенность в своих силах, в себе, понимая: то, что не получается сегодня, получится завтра. Право ошибаться, умение брать ответственность за свои поступки нужны по жизни. Они помогут ребенку в будущем достигать желаемых целей. К тому же, если мы не научим ребенка оценивать свои поступки, тогда он просто не узнает, что такое хорошо, а что – плохо, что в какой степени допустимо и что – нет.
Грузинский педагог, психолог Ш.А. Амонашвили предложил альтернативный существующему в традиционной школе подход к оцениванию. Он советовал отмечать у школьника то, что получается лучше всего. Таким образом, показывая пробелы и то, к чему должен стремиться ученик. «Так и надо, как получилась эта буква» и эту букву обводят, ставят в пример.
Современные школы, как правило, подчеркивают то, что не получилось у ребенка, и снижают за это оценки.

Очень важно!
Родители должны доверять учителям, прислушиваться к их советам и со спокойствием принимать проблемы своих детей.

За знаниями?
Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать. Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки».
«Два» и «три», как же себя вести?
Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед. Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!

Будь уверенной совой!
Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить. А при домашней подготовке устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя спокойно и уверенно.
Обсуждение учителя под запретом
Бывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки.
Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки. Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

Совет психолога:
Как помогать ребенку:
* На первых порах выполняйте домашнее задание вместе с ребенком, если он не справляется сам. Это для него очень важно. Но никогда не предлагайте своей помощи больше, чем это нужно ребенку.
* Напоминайте об уроках без криков и угроз. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий. Отрегулируйте режим дня ребенка. Приучите его самостоятельно следить за временем.
* Оборудуйте рабочее место ребенка, поставьте удобный стол, повесьте лампу (источник света должен находиться слева или спереди, если ребенок правша, чтобы тень не падала на тетрадь), расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
* Приучайте ребенка к порядку – учебные принадлежности должны всегда находиться на своем рабочем месте, а не валяться на кухонном столе или на телевизоре.
* Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Но необходимо помнить, что школьнику через 30–40 минут необходимо сделать 5–10-минутный перерыв. Лучше при этом, если ребенок займется физическими упражнениями.
* Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься, что-то сделать вместе с родителями.
* Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется трудным.
* Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
* Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
* Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит и ваше здоровье.
* Радуйтесь успехам вашего школьника, и мудро поучайте в случаях неудач.
* Сделайте так, чтобы у ребенка не было сомнений в том, что вы его любите не зависимо ни от успехов, ни от неудач. Будьте ему другом и союзником.

Хвалить или наказывать?!
Вольно или невольно родители стремятся в ходе воспитания передать ребенку свою систему ценностей, научить сына или дочь пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Одно из самых доступных родительских средств на этом пути – наказание. Часто наказание применяется в качестве «регулятора успеваемости». Здесь родителям следует проявить осмотрительность. Плохие отметки не всегда свидетельствуют о нежелании ребенка учиться хорошо. Прежде всего, родители должны разобраться: ребенок плохо учится потому что не хочет или потому что не может. Если ребенок учится плохо, потому что не успевает, например, за темпом класса, ему нужна дополнительная помощь. Понять истинные причины школьных трудностей, если помощи внутри школы не достаточно, помогут специалисты центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Бывает и по-другому: ребенок может учиться хорошо, но почему-то не получается. При таком положении дел также важно понять, почему это происходит. Причины могут быть разные. Наиболее часто встречающиеся – недостаточный самоконтроль маленького школьника. В этом случае скорей осознать последствия не очень прилежного поведения поможет отказ от поощрений, например, запрет на просмотр мультфильма. Ребенок только приступил к учебе в школе, и не следует ждать от него безупречного прилежания, – не все дети к этому способны, особенно, если до школы мама постоянно подсказывала, как и что делать. Обучение в школе требует от ребенка определенного уровня самостоятельности. Ребенок постепенно учится контролировать свои поступки и нести ответственность за их последствия.

Если проблемы плохого поведения, стойкой неуспеваемости не получается решить с помощью специалистов школы, обратитесь за помощью в ближайший центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, в Москве таких центров более 50. Не нужно бояться и стесняться обращаться за помощью к специалистам!

Мир ли в доме?
«Двойки» могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии школьника. Например, он может страдать от ревности к младшему члену семьи. При таком положении дел двойки «помогут» школьнику переключить внимание родителей от младшего брата или сестры на себя. Такое бессознательное поведение поможет вернуть уверенность в том, что с рождением малыша старшего ребенка меньше любить не стали.
Эмоциональное состояние ребенка может влиять на успеваемость. Во время уроков, охваченный переживаниями по поводу болезни близких людей или предстоящим отъездом родителей школьник может отвлекаться и не слушать объяснения учителя. У особенно чувствительных детей может меняться почерк, буквы начинают «плясать», становятся различной величины, строчка вдруг заканчивается за полями… В этом случае ребенку нужны поддержка, внимание.

Домашнее задание
Не все дети имеют свою отдельную комнату. Но собственное рабочее место им необходимо. На первых порах первокласснику нужна помощь для уточнения распорядка дня, определения последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Им необходимо помочь в соблюдении режима дня, в чередовании этапа подготовки уроков и отдыха. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки никогда не приносят успеха.
Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное – продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

Хвалить за «пятерки»?
Хвалить, конечно, надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать интерес школьника к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес – дело вполне естественное для всех детей, начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает.

Прислушивайтесь
к детям, а вдруг
это правда?!
Мама, папа, не кричите,
Двойку снова я несу,
Озверел опять учитель,
Я сейчас все объясню.
Я таблицу умноженья
Ему с места отвечал.
Проявлял он раздраженье,
Без причины нервничал.
Мой сосед по парте – Вася,
Заслонив рукою свет,
С калькулятором игрался,
Проверяя мой ответ.
Вдруг, как звери в зоосаде,
Наш учитель заорал,
Друга Васю он ограбил,
Калькулятор отобрал.
От учительского крика
Я сейчас же все забыл,
А учитель этот мигом
Двойку мне в дневник влепил.