Направление «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество. Презентация. " художественно - эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации фгос доу"

МБДОУ № 135 «Детский сад общеразвивающего вида»

« Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста ».

Подготовила:

старший воспитатель

А.Б. Лунина

г. Кемерово

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка.Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди ООД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, ООД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ:создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

    Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

    Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

    Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

    обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

    создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

    организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

    координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

    организованная деятельность (ООД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

    совместная деятельность педагогов и детей;

    самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям :

    вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

    Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

    Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам.

Цели художественно-эстетического воспитания : развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников :

    развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;

    формирование элементарного эстетического сознания;

    формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;

    развитие эстетических и художественно-творческих способностей;

    систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;

    формирование основ эстетического вкуса.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

    изучение элементов теории эстетики;

    систематическое общение с художественной культурой;

    организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств : эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы .

I группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимания пре­красного.

Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

II группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти.

В качестве ведущих воспитателем используются практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность.

Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности .

Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченностью.

В процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Цель ООД - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.

ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)

Программу составили: педагог ИЗО: Салимова В. А. методист: Лозко В.Ю. Ханты-Мансийск

«В детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность»
(В. А. Сухомлинский)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) . А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) ;
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность как и художественный образ являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.

Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

В каждом разделе программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.

Так же, отличительной чертой данной программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Данная программа формирует у детей творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • И.А. Лыковой «Цветные ладошки» ;
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» ;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» ;
  • Т. Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 4 до 5 лет» ;
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» ;
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Программа имеет полное методическое обеспечение, демонстрационный и раздаточный материал, содержит методические рекомендации, конспекты занятий по всем возрастам.

Цель программы: Развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через занятия изобразительной деятельности.

Педагогические задачи:

 Обучающие

  1. Сформировать у дошкольников первоначальные знания об изобразительном творчестве.
  2. Ознакомить с основными понятиями художественной деятельности, выразительными средствами и способами изображения.
  3. Прививать умения и навыки в работе с карандашами, красками, бумагой, пластилином и другими материалами, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме.
  4. Познакомить детей с нетрадиционными техниками.

 Развивающие

  1. Способствовать развитию способностей изображения через воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное.
  2. Развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и пространственное мышление, воображение, внимание, память.
  3. Развивать творческие способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
  4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук.
  5. Способствовать развитию сенсомоторики.
  6. Способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
  7. Развивать коммуникативные навыки.

 Воспитательные

  1. Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость) , преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы.
  2. Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками - установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
  3. Воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки.
  4. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в группе предметам.

 Здоровьесберегающие

1. Научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Разделы программы:

Основы художественного изображения

Художественный труд

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы: дети с 2 до 7 лет (2-мл. – подготовительная группы) .

Срок реализации: 4 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

  • ООД (организованная образовательная деятельность)
  • Деятельность кружка ИЗО «Волшебные пальчики»
  • Индивидуальная работа (при выполнении сложных работ)
  • Приглашение мастеров ДПИ в гости
  • Посещение музеев, детских выставок
  • Участие в выставках и конкурсах

Организация образовательной деятельности в группах по основной программе:

Возраст детей: вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Период: 4 года.

Занятия проводятся: 1 занятие ООД в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году)

Длительность одного занятия: в группе раннего развития – 8-10мин.

в старших группах – 10-15 мин

в младшей группах – 15-20 мин

в старших группах – 20-25 мин

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В.А.Сухомлински

Задачи направления:

Формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

Данное направление осуществляется с детьми от двух до семи лет. «Содержание образовательной области «Художественное творчество» направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– Рисование

Развитие восприятия, обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предметов.

Развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Формирование умения аккуратно пользоваться материалами.

Аппликация знакомство с приемом образование с целью создания выразительных приемов.

Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций.

  1. Развитие детского творчества

Развитие интереса к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Содействие возникновению чувства радости от самостоятельно нарисованного.

Развитие интереса детей к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта, развитие органов восприятия.

Развитие эстетического восприятия. Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством.

  1. Приобщение к изобразительному искусству

Формирование основ художественной культуры. Развитие интереса к искусству. Закрепление знание об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства.

Работа в направлении художественно-эстетического развития нацелена на полноценное психическое развитие детей, на развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.

  1. Эстетическая развивающая среда.

Формирование интереса к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дома, где живут дети. Привлечение внимания детей к своеобразному оформлению разных помещений.

Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

В разных возрастных группах программа предусматривает:

Развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);

Формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

Развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;

Приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В программе представлен новый раздел «Культурно-досуговая деятельность», включающий самостоятельную художественную и познавательную деятельность ребенка, праздники и развлечения как основу творчества детей и формирования их интересов.

В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды , выделены направления работы по ее созданию.

Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструированию (с игровым строительным материалом в младших и средней группах, в старшей и подготовительной группах к этому добавляется работа с бумагой и природными материалами), основными задачами обучения которому являются развитие у детей элементов конструктивной, проектной деятельности и творчества.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

    специально организованное обучение;

    совместная деятельность педагогов и детей;

    самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

    групповые и подгрупповые занятия,

    праздники,

    развлечения,

    дидактические игры,

    выставки рисунков и поделок,

    занятия в библиотеке,

    создание рукописных книг,

    участие в конкурсах детского изобразительного творчества;

В детском саду организована работа дополнительных услуг художественно - эстетической направленности

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Роль эстетического воспитания - цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.


Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» - это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.


Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей - один из методов эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.


Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.


Детская книга - одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов - одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.


Аппликация - способ развивать чувство красоты и одновременно - моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.


Чтение книг - способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.


Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для полноценного их развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств.

Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению.

Эстетические потребности формируются благодаря художественно-эстетической деятельности.

Эстетические потребности – это мотивы личности, её эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных оценок прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценочное отношение к эстетическому предмету.

В дошкольном возрасте у детей формируется эстетическое отношение к окружающему, к искусству (Н. А. Ветлугина). Эстетическое отношение – это система индивидуальных избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами окружающего. Компонентами такого отношения являются: способность эмоционально переживать эстетические явления в жизни и в искусстве; способность активно осваивать художественный опыт, художественно-творческие способности. Все вышеперечисленные определения являются составными частями понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.

Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.

Эстетическое развитие происходит в результате эстетического воспитания, художественного воспитания.



Эстетическое развитие – процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Все вышерассмотренные понятия включаются в понятие художественного образования.

Художественное образование – система воспитания, обучения, развития с помощью разных видов (или одного) искусств; формирование человека как целостной личности.

В дошкольных учреждениях закладываются основы художественного образования. В более старшем возрасте дети могут получать театральное, музыкальное образование и т. д.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников – сложный и важный вид деятельности, связанный с комплексом родственных понятий, терминов. Современные педагоги обязаны чётко представлять научные основы данного вида деятельности, чтобы высокопрофессионально использовать художественно-эстетическую деятельность для воспитания и развития детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей"

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др. Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.

Р. М. Чумичева сформулировала следующие Основные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности:

Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.

Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.

Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.

Способствовать познанию ребёнком собственной самоценности.

Приобщить детей к ценностям культуры.

Решению вышеназванных задач помогают основные средства, наиболее мощным из которых является природа . Особенно ярко и глубоко красоту природы воспринимают дети в детстве. Педагог должен постоянно раскрывать детям мир природы, открывать его вместе с детьми, помогать увидеть в обычной травинке, цветке неповторимое прекрасное; найти слова, стихи, воздействующие на чувства детей при встрече с прекрасным в природе. Встречи с природой должны быть загадками, встречами – удивлениями.

И. А. Лыкова, доктор педагогических наук, сотрудник Института художественного образования РАО разработала Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – «Карапуз - Дидактика». – М., 2007, в которой автор рассматривает эстетическую деятельность как духовно-практическую, эмоционально-рациональную активность человека. Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: «осмысленно чтение» - распредмечивание и опредмечивание объектов; интеграция видов искусств и видов художественной деятельности, при этом интеграцию автор понимает как взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности. Преемственность – это единое творческое пространство, система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с 2 до 7 лет. Инновация программы заключается в полновесносном обеспечении современными пособиями (учебными, наглядно-методическими, практическими). Автор выделяет следующие педагогические условия для художественного развития дошкольников:

Формирование эстетического отношения, художественных способностей, активной творческой деятельности;

Развивающая среда;

Ознакомление с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Эстетическое отношение ребёнка к миру, по мнению автора, - это система его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Модель эстетического отношения включает способность к эмоциональному переживанию, к активному усвоению художественного опыта и специфические художественно-творческие способности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения, побуждения, убеждения, сенсорного насыщения, эстетического выбора, метод разнообразной художественной практики, метод сотворчества, метод необыденных творческих ситуаций и метод эвристических и поисковых ситуаций. Автор предлагает организовывать интегрированные занятия: занятия по рисованию, лепке, аппликации с одной темой, занятия объединяют два – три вида изобразительного искусства, на занятии организуется ознакомление с произведением одного вида искусства и сходную тему раскрывают в технике другого вида искусства.

Другим важным средством художественно-эстетического развития являются разные виды искусства : художественная литература, музыка, театр, изобразительное искусство и др. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Дошкольники знакомятся с выразительными средствами, учатся понимать, воспринимать прекрасное в искусстве.

Игры, оставаясь ведущим видом деятельности дошкольников, могут широко использоваться как средство художественно-эстетического развития. Особенно этому способствуют творческие игры; среди них – театрализованные игры, игры с различными видами театральных игрушек (театр Петрушки, пальчиковый, театр настольный, теневой, театр кукол би-ба-бо, театр марионеток, игры – драматизации и др.). Чаще всего для театрализованных игр выбираются сюжеты литературных произведений, сказок, но могут быть использованы творчески созданные тексты.

Основные задачи художественно-эстетического развития детей решаются по-разному в различных образовательных программах для дошкольников. Во всех общих (комплексных) программах «Детство», «Радуга» и др. есть разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием. Кроме общих (комплексных) программ, имеется множество авторских программ по художественно-эстетическому развитию детей.

Например, программа «Росток» А. В. Шестаковой (Челябинск, 1996), посвящённая знакомству дошкольников с изобразительным искусством. Программа обеспечивает преемственность с программой Б. М. Неменского для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа построена по возрастному и тематическому принципам, предполагает единство восприятия и практической деятельности детей. Например, во II младшей группе решается основная задача – развитие сенсорной сферы и эмоциональной отзывчивости на окружающий мир. Предлагаются такие темы: «Сказка о карандашах и красках», «Что и какого цвета бывает?». Данные темы сопровождают серию занятий в течение квартала. Каждое занятие имеет музыкальный, изобразительный ряд, т. е. на занятии используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественные произведения. Программа содержит планы занятий по ИЗО для всех возрастных групп на год, учитывает региональный компонент. Детей знакомят с народными промыслами Урала.

Другой пример авторской программы – программа Р. М. Чумичевой «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников». Цель: развивать у дошкольников интеллектуально-нравственную позицию и эстетический вкус. Для реализации обозначенной цели автор предлагает использовать комплекс искусств (живопись, литературу, музыку). Содержание художественно-эстетического воспитания Р. М. Чумичева раскрывает с помощью «трёх миров»:

Мир человека в искусстве;

Мир природы в искусстве;

Мир предметов в искусстве.

Таким образом, технологий разрабатывается множество. Задача практических работников – выбрать программу осознанно, адаптировать её содержание к конкретным условиям дошкольного учреждения.

Кроме выбора программ педагогам необходимо создать условия для художественно-эстетической деятельности детей. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой, Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество. Культурная среда, кроме предметной, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Важна эстетика быта, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота, единый ансамбль). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунками детей можно оформить стены и т. д.). В распоряжении детей должны быть мольберты, различные изобразительные материалы для изодеятельности, театрализованной деятельности, атрибуты для музыкальной деятельности.

Эпизодически организуются выставки детских рисунков, поделок. Дети могут посещать музеи, выставки, театр.

Художественно-эстетическая деятельность детей может иметь форму свободной самостоятельной деятельности или специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях организуются следующие виды занятий, связанные с художественно-эстетической деятельностью: музыкальные, рисование, лепка, аппликация, занятия по развитию речи.

Хотя эта деятельность называется самостоятельной, она требует грамотной педагогической поддержки . При педагогической поддержке самостоятельной художественной деятельности необходимо использовать преимущественно косвенные приёмы руководства создания среды, совет, напоминание, предложение научить кого-то из детей тому, что умеет ребёнок, использование «продуктов» самостоятельной художественной деятельности на праздниках, в развлечениях, в оформлении интерьера. В настоящее время в дошкольных учреждениях работают узкие специалисты по изодеятельности, по музыкальной деятельности, организации кружковой работы. Необходима взаимосвязь в работе всех специалистов, координация их деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое художественно-эстетическое развитие?

2. Каковы условия полноценного художественно-эстетического развития дошкольников?

3. Назовите современные программы художественно-эстетического развития дошкольников.