Занятие по психологии с детьми дошкольного возраста. Конспект занятия по психологии «Скажи себе сам. Игра “Волшебный стул”

В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.

В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.

Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2152 .
Все разделы | Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки : разные или похожие?» Задачи : продолжать знакомить детей с отличительными особенностями мальчиков и девочек; формировать социальные и гендерные модели поведения мальчиков и девочек; формировать у детей чувство эмпатии и толерантности к окружающим; ...

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции: для чего они и где живут!» Эмоции - для чего они и где живут наши эмоции?» Выполнила педагог-психолог Глушкова Н .В. Цель : развивать способность распознавать и выражать различные эмоции; Задача : научить различать выразительность эмоций, легко прочитывать их на лице, в позе, жестах, во всем поведении;...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе «Путешествие на волшебный луг»

Публикация «Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе...» НОД по песочной терапии: «В гостях у песочной Феи». Педагог-психолог Харючи О.В. Цель: Продолжать воспитывать в детях сочувствующее отношение к герою, желание помочь в трудной ситуации. Задачи: 1.Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. 2.Совершенствовать умение...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованная красавица» Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования эбру. Задачи: Образовательные: Научить нетрадиционной технике рисования эбру; Учит видеть красоту созданного изображения; Учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета; Научить приему рисования на воде с...

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни». Цели: 1.Способствовать формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни. 2.Выработать умение психологически...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну». Цель: скорректировать уже существующие у первоклашек коммуникативные навыки и развить дальше навыки конструктивного...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - «Цыпленок». Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога ДС

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности и взаимодействия, снятие усталости и напряжения; совершенствовании общей моторики; движений во взаимосвязи с речью Задачи: развитие коммуникативных навыков, сплоченности и взаимодействия; развитие наглядно образного и...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в ДС «Путешествие в 39 царство» Цель: Формирование зрительной ориентировки и коммуникации. Задачи: развивать речевые и двигательные, зрительно-слуховые, зрительно-речевые координации; умение устанавливать связь слова, предмета и образа, включать воспринимаемое в разные семантические поля; побуждать принимать...

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 4»

Конспект занятия по психологии

«Скажи себе сам»

7 класс

Ф.И.О.: Артемова Светлана Александровна

Место работы: МКС(К)ОУ «Школа № 4»,

Должность : педагог-психолог

Цель занятия: создать благоприятные условия в разных группах для конструктивного взаимодействия друг с другом, по днять эмоциональный тонус учащихся.

Задачи:

— формировать у детей стремление понимать окружающих, убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать друг с другом;

— развивать коммуникативные способности.

Ход занятия:

1 этап. Организационный.

Дети входят в класс под музыку, образуют круг.

Ритуал приветствия .

Держась за плечи друг друга, каждый шёпотом говорит своему соседу слева на ушко слова приветствия. Затем улыбаются друг другу.

2 этап. Мотивационный.

Психолог: Я знаю, что вы л юбите играть, но не всегда ваша совместная деятельность получается дружной и интересной. Как вы думаете, для чего мы собрались сегодня все вместе?

«Собери картинку»

Из частей ребята вместе собирают картинку, которая поможет им ответить на вопрос.

Рисунок 1

http://i022.radikal.ru/1205/ca/134186259ea0.jpg

Упражнение «Я»

Учащиеся рассматривают «портрет» и вслух читают: «Я сплетничаю, Я дразнюсь» и т.д.

Рисунок № 2

Психолог: Здесь, собравшись вместе, мы попро буем быть внимательными друг к другу и весело проводить время. Думаю, что после таких встреч вы сможете поладить со многими детьми и приятно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. А занятие я назвала так: «Скажи себе сам».

3 этап. Практический.

Психолог: Для начала я хочу, чтобы вы познакомились с некоторыми правилами, которые должны соблюдать и стараться не нарушать. Дети зачитывают правила, которые записаны на доске:

Будь приветлив со всеми, ведь доброе слово, что ясный день. Не забывай благодарить за слово ласковое и дело доброе.

Не ищи виноватого. Это снимает любое напряжение.

Не забывай, что чувство юмора укрепляет взаимопонимание, выглядит привлекательным и сохраняет добрые отношения с людьми.

Упражнение «Я не… »

Упражнение выполня ется аналогично ранее выполненному упражнению «Я» только с добавлением частицы «не». Пусть каждый скажет себе сам. Дети читают вполголоса.

Рисунок № 3

Психолог: Мы все общаемся с разными людьми. От того, как мы общаемся, зависит наше личное благополучи е и в определённой степени благополучие других людей. Вот теперь настало время понять, что мешает ещё вашему дружескому благоприятному общению .

Конфликты. Можно ли вообще прожить без конфликтов? Вспомните как вы ведёте себя при возникновении конфликта (ответы детей). Любое разногласие может привести к конфликтной ситуации. А можно конфликт решить мирным путём? (если мы готовы пойти друг другу на уступки, умение выслушать другого и понять).

Упражнение «Клятва»

Психолог прикрепляет к магнитной доске ответы детей.

Психолог: Мы для мира рождены! Наша дружба навсегда.

Старой клятве мы верн ы.

Дети: Да, да, да, конечно, да!

Психолог: Встанем все до одного , ( жестом руки показать, чтобы дети встали)

Скажем мы на склоне лет:

Дети: Крепче дружбы ничего

Нет, нет, нет, конечно, нет!

Психолог: — Что такое критика? (Предлагаю ребятам вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. Подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику.)

— Это ещё одна из причин ваших ссор и разногласий. В каких случаях и зачем люди критикуют друг друга? (Обратить внимание учащихся на разницу между критикой и оскорблением.) Охотнее мы критикуем других и к сожалению не умеем критично относиться по отношению к себе самому.

Упражнение «Презентация индивидуальности»

Дети по очереди называю т свои имена, а так же свои личностные качества: одно из которых помогает, другое – мешает в жизни.

Релаксация « Моё имя»

Звучит спокойная музыка.

Психолог: Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите своё имя. А теперь назовите себя ласково. А теперь так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши.

Игра «Рука к руке»

Под шуточную музыку дети свободно двигаются по классу. Психолог произносит команду: «Рука к руке!» — и все участники игры должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнёра – становится водящим. Игра продолжается командами: спина к спине, нога к ноге, нос к носу, хвост к хвосту.

Психолог: Подведём некоторые итоги. Поможет нам в этом волшебный цветок. (Звучит песня о волшебном цветке В. Шаинского) У каждого из вас пять лепест ков, которым вы можете сказать «быть по-моему вели». Самое своё сильное желание вы можете написать па первом лепестке – жёлтом , положив в этот большой конверт. (У психолога на столе лежит конверт. Это своеобразная методика, которая поможет осмыслить жизнен ные ориентации детей, чтобы продуманно корректировать их направленность и осмыслить акцент последующих занятий.)

— У вас осталось четыре лепестка. И мы попробуем с их помощью принести себе пользу и другим. Согласны? Возьмите четвёртый лепесток – голубой . Подумайте, умеете ли вы чувствовать состояние другого человека. Получается ли у вас почувствовать состояние ваших товарищей? Кому бы вы подарили свой лепесток с пожеланием исполнения важного для него желания, изменения плохого настроения. Положите лепесток с теми же словами на парту тому, кому они предназначены.

Приступим к следующему лепестку – красный . Подумайте, что за этот период в вашем общении с другими чего было больше – радости или обид? А лепесток вы положите тому, кому бы вам хотелось особенно пожелать, чтобы его поведение изменилось к лучшему. Подарите лепесток с теми же словами исполнения желания.

Отрываем оранжевый лепесток. Это лепесток добра и терпения. Подарите его тем, кто в них с вашей точки зрения особенно нуждается. И не забудьте волшеб ные слова. Представить слов для высказывания?

Остался последний лепесток – зелёный – умение простить. Подарите его тому, перед кем вы особенно чувствуете свою вину и попросите у него прощения. Кто бы хотел выразить своё прощение?

Как вам кажется, ребята, что произошло сегодня на занятии благодаря волшебному цветку?

Мы смогли понять, почувствовать важные основы наших взаимоотношений, увидеть общую картину жизни нашей группы и заглянуть в самих себя. Считаете ли вы это важным? Посмотрите внимательно на лепестки, лежащие у вас на партах. Они говорят вам о вас. У кого оказалось много таких лепестков? Вы почувствовали, как ваши товарищи от души желали исполниться волшебству? Разложите лепестки. Есть что сказать самому себе? Есть над чем задуматься?

Давайте хорошо относиться к друг другу. Только при этом условии можно быть всегда искренним, приветливым, доброжелательным. И нам не придётся заставлять себя следовать правилам этикета, это получится естественно, само собой, а манеры наши станут непринуждёнными и приятными.

Упражнение «Доскажи словечко»

Психолог: А дорога в даль несётся,

Вот за тучу скрылось солнце.

Снова молнии сверкают вокруг!

Жизнь пугает нас напрасно,

Человеку всё подвластно,

Если рядом…

Дети: Друг.

Рефлексия.

Упражнение – расслабление «Связующая н ить»

Дети стоят в кругу. У психолога в руках клубок ниток, который передаёт, оставив нить в руках. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели, хотят пожелать другим. Когда клубок возвратится обратно, все закрывают глаза, предварит ельно натянув нить. Дыхание становится тихим и плавным. Дети представляют что они одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Ритуал прощания

Дети благодарят друг друга, прощаются с каждым, назвав его ласковым именем.

Психолог: Спасибо за за нятие. До новых встреч!

Список использованной литературы:

    Т.Н. Образцова. Психологические игры для детей. — Издательство: ИКТЦ Лада, 2005,

    Шемшурина А.И. / Азбука вечных истин: методические разработки занятий. / Занятие № 7. Скажи себе сам. // Этическое воспитание, № 3, 2003.

Морозова Татьяна Николаевна

Должность: педагог-психолог.

Конспект психологического занятия

«Учимся справляться с трудностями».

Цель занятия : решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя ихсобственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли) .

Задачи:

    Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

    Формирование мотивации на преодоление трудностей.

    Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.

    Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).

Продолжительность занятия: 35 минут.

Оборудование : музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.

Используемые педагогические технологии : проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.

Универсальные учебные действия:

    Личностные универсальные учебные действия:

    -навыки конструктивного взаимодействия ,

    -адекватное реагирование на трудности (используем задания арт-терапии на создание друга котенка Саши).

    Познавательные универсальные учебные действия:

    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    - способность к волевому усилию , к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).

    Коммуникативные универсальные учебные действия :

    Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках занятия:

Методы:

    сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";

    дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);

    игровые методы ( элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.

Технологии:

    проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).

    использование ИКТ (проектор).

    игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).

Ход занятия

Этап

занятия

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Организационная

Часть

2 мин

Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними: «скажем все вместе здравствуйте.»

Я предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга необычным способом: ладошками. Передадим друг другу хорошее настроение по кругу.

Приветствуют гостей.

Приветствуют друг друга

Сообщение

темы занятия, мотивация.

Спасибо!Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, к нам на занятие пришел котенок Саша (показывает котенка -мягкую игрушку) . Вместе с котенком Сашей мы будем решать трудные задачи.

Вы готовы помочь сказочным жителям?

Давайте сядем все на ковер вокруг меня.

Дети отвечают

Все садятся в круг

Основная часть:

1.Постановка проблемной ситуации

Итак, ребята, для начала мы с вами послушаем историю про котенка Сашу. Вы слушайте внимательно и стараетесь найти ситуации, в которых Саше было трудно, и как он эти трудности решил? Готовы?

.«История про котенка Сашу» (приложение)

Дети отвечают

Внимательно слушают

2.Обсуждение истории про котенка Сашу

Понравилась вам сказка?

Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

С чего все начиналось в этой истории?

Что после с ним случилось? Кто помог Саше?

Какие трудности встретились котенку Саше?

Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"

А теперь давайте все дружно их проговорим.

Дети отвечают.

Дети отвечают - котенок Саша.

Дети отвечают - вырос Саша и пошел искать знание.

Дети отвечают - встретил бабушку, и она ему помогла.

Называютгоры «Трудно», «Скучно», «Неудача».

Дети отвечают:

1.«Если трудно - смелей и старайся сильней!»

2.«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

3.«Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться» .

3.Установление причинно-следственной связи (работа с последовательностью картинок)

Взаимопроверка

Ребята, вы молодцы. Теперь давайте пересядем за столы.

Перед вами лежат карточки, внимательно посмотрите на них и выложите карточки в правильном порядке, что за чем происходило.

А теперь проверьте у соседа, насколько правильно он выполнил это задание.

Ребята проверяют друг у друга правильность выполненного задания. После этого на экране высвечивается правильный порядок раскладки.

- Какая была первая трудность? Как с ней справился котенок Саша?

Какая была вторая трудность? Как с ней справился котенок?

И третья трудность, с которой встретился Саша называется?

Как он решил её?

Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?

Например, Во время учебы, когда скучно на уроке, было у вас такое?

Когда не получается правильно написать букву, решить пример.

Дети пересаживаются.

Дети выкладывают карточки в правильном порядке с учетом причинно-следственных связей.

Проверяют друг друга

Сравнивают правильный ответ на презентации

Дети отвечают:1 гора « Трудно» .

Подсказка «Если трудно - смелей и старайся сильней»

2гора «Скучно»

подсказка «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

3гора «Неудача».

Подсказка «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»

Приводят примеры.

Физминутка

Цель: снятие психическогонапряжения с помощью танца

«Кис-кис»

Ребята, мы хорошо поработали, и котенок Саша предлагает нам отдохнуть. Встанем в круг. Я буду вам показывать упражнения, а вы все дружно за мнойбудете повторять либо придумывать свои движения.

(презентация с физминуткой).

Молодцы, ребята!

Делают физминутку

4.Ситуация "Школьные трудности"

Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш Саша путешествовал в поисках знания, все его друзья разучились учиться. Им было скучно сидеть на занятиях, трудно решать примеры и задачи, которые давал учитель, и после каждой неудачи они не хотели идти в школу.

Как вы думаете, что Саша посоветовал бысвоим друзьям?

Как бы вы справлялись с ними?

Плакали?

Прятались под парту?

Сами пытались справиться?

Просили помощи у друга? У учительницы?

Как можно попросить помощи? Какие знаете волшебные слова?

- "У кого еще можно попросить помощи?"

Что мы можем посоветовать друзьям Саши?

Как вы считаете, помогли мы друзьям котенка Саши справиться со своими трудностями?

В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю).

Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"

Отвечают

Отвечают

Высказывают свои мнения

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают ( с помощью «волшебных» слов ).

Отвечают (У друзей, у родителей, у учителя)

Дают свои ответы

Отвечают

5.АРТ-терапия «Лепка»

Цель: снятие мышечного напряжения, профилактика тревожности.

А сейчас я предлагаю вам слепить друзей котенка Саши, чтобы, когда возникнут трудности, мы могли вспомнить, как их разрешал котенок Саша со своими друзьями.

Если вам нужна будет помощь, я раздам вам схемы, по которым легче будет лепить друга.

Молодцы! Давайте, соберём всех друзей около нашего котенка и покажем их ему. Вот какие друзья получились у нашего котенка!

Чему они сегодня научились?

И они говорят вам спасибо, ребята.

Дети лепят друзей котенка Саши

Отвечают чему научились друзья котенка Саши

Итоговая часть:

рефлексия.

Ребята, предлагаю вам встать в круг.

Кто был нашим помощником?

Вам понравилось помогать котенку Саше?

Что нового вы узнали на занятии? Чему мы сегодня научились?

А пригодится нам это в жизни?

Ребята, давайте похлопаем друг другу.

На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.

Всем спасибо за занятие!

Становятся в круг

Отвечают (Котенок Саша)

Отвечают (умение справляться с трудностями)

Дети отвечают

Хлопают друг другу за работу.

Приложение 1

История: «Сказка о котенке Саше».

Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.

Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:

Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: « Если трудно - смелей и старайся сильней!» Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.

Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скук ой справиться быстрей ». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.

Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: « Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом -пятерочником.

Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.

Конспект занятия педагога психолога с детьми подготовительной группы ДОУ «Мечты сбываются»

Поважная Наталья Анатольевна, педагог-психолог. Место работы: МБДОУ детский сад "Росинка", п. Зимовники.
Описание: Разработанный конспект занятия будет полезен для педагогов-психологов, работающих с детьми 6-7 лет. Данное занятие является одним из занятий по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе.
Цель : формирование представлений о мечте как побудителе воли к действию.
Задачи:
- создать доброжелательную и комфортную атмосферу, позитивное эмоциональное единство группы;
- обучать детей позитивному мышлению посредством акцентирования внимания на том, что исполнение мечты зависит от собственных возможностей и способностей;
- развивать стремление мечтать;
- содействовать развитию воображения, творческого и жизненного потенциала детей, раскрытию индивидуальности каждого ребенка;
- стимулировать творческое самовыражение средствами арт-терапии.
Оборудование:
- 3 стакана с водой;
- перышко для психолога и детей;
- платок;
- плащ-накидка для психолога;
- солнце, звезды, цветы, шары, капельки дождя (для украшения зала);
- картинки с мечтами детей;
- листы бумаги (на каждого ребенка);
- подушки (на каждого ребенка);
- шары, наполненные гелием (для психолога и каждого ребенка).
Музыкальное сопровождение: песня «На крыльях мечты» (исполнитель/ 1.«Приветствие»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.
Педагог-психолог: «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным способом:
- спинами,
- плечами,
- щеками,
- носами.
2. Разминка «Покружитесь все, кто…»
Цель: объединить детей в группу, раскрепостить и стимулировать к активности каждого ребенка.
Педагог-психолог: А сейчас «Покружитесь все, кто…»:
- любит бегать,
- радуется хорошей погоде;
А теперь «Поменяйтесь местами все, те кто…»:
- любит сладости,
- любит смотреть мультфильмы,
- любит мечтать.
Педагог-психолог: Когда-то я тоже была такого возраста как вы, ходила в детский сад и очень любила мечтать. Однажды мама подарила мне перышко, которое стало символом моей мечты (психолог показывает детям перышко (весит на шее, на веревочке - перышко будет с нами на протяжении всей деятельности)). Оно всегда помогает мне мечтать.
Педагог-психолог: Вот сейчас я мечтаю отправиться в путешествие на самолёте. О чем вы мечтаете, назовите свои мечты?
Дети называют свои мечты, стоя в кругу.
Наши мечты живут в нашей душе, а еще в волшебной стране.

3.Статическая медитация «Страна Мечты»
Цель: способствовать концентрации внимания.
Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, как называется страна, где живут мечты? Ответы детей.
Вы хотите туда отправиться?
Оказаться в стране Мечтаний нам поможет волшебный платок (голубого цвета).
Под спокойную музыку все дети вместе с психологом укрываются под платком.
Давайте возьмемся за руки,сделаем вдох через нос и выдох через рот….. Закройте глаза.
Педагог-психолог: «Далеко за краем света, дальше страны, где заходит солнце, есть страна, в котором живут мечты. Ни одному взрослому человеку еще не приходилось бывать там. Только дети иногда во сне могут попасть туда. И те, кому довелось увидеть эту страну, потом становились великими писателями, поэтами, музыкантами и просто замечательными людьми.
Раз, два, три – мы попали в страну мечты!».
Педагог-психолог проговаривает слова и в это время одевает накидку, украшенную звездами.
Педагог-психолог: Открывайте глаза.
Дети выходят из под волшебного платка и осматривают волшебную страну. Помещение будет украшено солнцем, звездами, цветами, шарами, капельками дождя…….
Педагог-психолог: Посмотрите, что необычного в этой стране? Ответы детей.
Где могут жить мечты? Ответы детей.
Далее педагог-психолог рассказывает стихотворение и показывает по ходу рассказывания на солнце, звезды, цветы, ручеек, капельки дождя.
Здесь мечта живет везде:
В капельке дождя, в звезде,
В ярких солнечных лучах,
В звонких озорных ручьях.
Вот мечта то здесь, то там
Открывает двери нам.
Мир ее, как волшебство.
Нет прекраснее его!
4.Упражнение-проекция «Мечты, похожие на салют»
Цель: учить детей представлять хорошие и плохие мечты посредством метафоры, развивать умение управлять своим настроением и мыслями, ориентировать детей на собственные возможности в улучшении настроения, формировать установку на возможность внутреннего самосовершенствования.
Подходим к столу, на котором стоят три стакана с водой (чистой, грязной и с блестками).
Педагог-психолог: Ребята, представьте, что наши мечты и мысли – это сосуд с водой. Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас все получается, вы всем довольны и спокойны, то какая будет вода в сосуде? Почему вы так думаете? Ответы детей.
Верно, если мечты и мысли ясные и чистые, то и вода чистая. Дети рассматривают стакан с чистой водой.
Но мечты и мысли могут быть очень грустными. Когда это случается?
Какая будет вода в сосуде? Грязная, мутная …..
Верно, если мечты грустные, то и вода грязная, мутная.
Ребята, а когда в голову приходят отличные идеи, на что похожи наши мечты и мысли?
Давайте прикоснемся к стакану, чтобы зарядиться красивыми мечтами и мыслями.
Дети заряжаются красивыми мечтами и мыслями.
Педагог-психолог: Вы увидели, что мечты бывают разными. Попробуйте определить, какие мечты были у детей.
Егор мечтал вырасти силачом, чтобы его все боялись.
Полина мечтала о том, чтобы все были здоровы.
На сосуд с какой водой похожа эта мечта? Ответы детей.
Матвей мечтал, чтобы был мир на земле.
На сосуд с какой водой похожа эта мечта? Ответы детей.
5. Рассказывание и обсуждение сказки «Мечты»
Цель: с помощью сказки обучать детей приемам развития воображения, стремлений и желания мечтать; посредством сказки акцентировать внимание на том, что исполнение мечты зависит от собственных возможностей и способностей.
Педагог-психолог предлагает присесть на подушки и послушать сказку.
Педагог-психолог: «Жили-были два брата, они были гусеницами. Наблюдая, как беззаботно и легко порхают бабочки над цветами, появилась у братьев гусениц мечта….., захотелось и им стать бабочками. Но так, как на уроки в школе они не ходили, то совсем не представляли себе…, как её осуществить. Раздобыли учебник, в котором подробно рассказывалось о том, что нужно сделать для превращения из гусениц в бабочки. Посмотрев учебник братья поняли, что для того, чтобы мечта их сбылась нужно очень много работать. …..Не привыкшие к труду, и, не имеющие упорства и терпения гусеницы, решили отказаться от мечты. И тут им на помощь приходит Мудрая сова. Первым делом ей нужно было сделать коконы. Это оказалось не так просто и поэтому сова провозилась с ними до вечера. Но вот работа была завершена. Оставалось только повесить коконы повыше над землей и ждать. С первой частью сова справилась, а потом отправилась домой спать, обещав прийти пораньше, чтобы понаблюдать за тем, как осуществится мечта гусениц. Только вот утром вместо бабочек Мудрая сова обнаружила на поляне гусениц, жующих траву…. Дело в том, что братья оказались нетерпеливые, они не захотели ждать и трудиться …. и отказались от своей заветной мечты…….».
- Ребята, о ком эта сказка?
- Чего они хотели?
- Что они для этого сделали?
- К чему привели поступки героев?
- Какие чувства у вас вызывает эта сказка?
- Что вы узнали из сказки?
- Чему она учит?
6. Игра «Мечты бывают разные»
Педагог-психолог: Давайте станем в круг и немного поиграем:
Мечты бывают разные: развести руки в стороны
Серьезные и праздные. хлопки в ладоши
Есть мечты большого роста, потянутся руками к небу
Дорасти до них непросто.
Но если мы живем с тобой взялись за руки
Светлой, радостной мечтой, идем по кругу
Она согреет сердце наше, руки прислоняем к груди
И все на свете станет краше. потереть ладони
А где свет и доброта, снова взялись за руки
Всегда сбудется мечта! в центр сойтись
7. Арт-терапевтическая техника: оригами «Мой образ мечты»
Цель: способствовать творческому самовыражению.
Педагог-психолог: Ребята, а символом мечты у многих народов является птица. (психолог показывает птицу, сделанную из бумаги; присаживаются вокруг за общий стол, на нем приготовлены разноцветные листы бумаги)
Сейчас каждый из вас создаст свой образ мечты, а для этого нам необходим всего лишь лист бумаги. Мы сейчас сделаем птиц и запустим их в небо. Ваши мечты обязательно сбудутся.
Выполняется работа. Складываем птиц в волшебную коробочку, чтобы затем на улице их «выпустить» в небо.
8. Возвращение в группу детского сада.
Ребята, настала пора возвращаться в детский сад.
Под спокойную музыку дети с психологом укрываются под волшебным платком.
Давайте сделаем вдох через нос и выдох через рот. Закройте глаза.
Раз, два, три…. Вот мы и в детском саду!
9. Рефлексия
Цель: получение обратной связи; закрепление положительных эмоций.
Что сегодня вам больше всего понравилось? Что полезного вы узнали? Чему научились?
Педагог-психолог: И хоть я сейчас и взрослая, но понимаю, что мечтать – это здорово! Мне хочется подарить вам перышки Мечты. Перышко-талисман будет помогать каждому из вас мечтать и исполнять свои мечты.
Мы с вами сделали птиц. Я вам предлагаю их запустить в небо. У нас для этого есть вот такие воздушные шары с ленточками. Давайте оденемся и на улице запустим наших птиц в небо. Наши мечты обязательно сбудутся.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подросткового возраста на тему «Управляй своим настроением»

Титаренко Инна Николаевна, педагог-психолог ГКУ «Детский дом (смешанный) №30», г. Георгиевск
Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционного занятия для подростков (11-17 лет) по теме «Управляй своим настроением». Данный материал будет полезен психологам, воспитателям. Это конспект познавательного и коррекционного занятия, направленный на оказание психологической помощи в отреагировании негативных эмоциональных состояний; на ознакомление с видами эмоций, с методами управления своим настроением.
Цель: выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние.
Задачи:
- психологическое просвещение, закрепление в понимании оптимального эмоционального тонуса;
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
- развитие любознательности, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям, сплочение детей, воспитание уважения и способности сопереживать другому человеку.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, рефлексия, анализ, подведение итогов.
Раздаточный материал: бумажные листики, ручки, альбомные листы по количеству участников; цветные карандаши, клей, страницы из старых журналов, ножницы.
Потенциальные участники: подростки.
Количество участников: 6 - 16 человек.
Время занятия: 1 час 10 минут.

Ход коррекционного занятия

1. Упражнение «Познакомимся?!»
Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками.
Время: 5 минут.
Техника проведения: Подростки придумывают на первую букву своего имени слово – прилагательное, здороваются друг с другом по кругу, повторяя имя и слово прилагательное предыдущего участника, а затем своё. Пример: «Здравствуйте! Тарас - тихий. Я Даша – добрая».
Инструкция: «Придумайте слово - прилагательное (второе имя) на первую букву вашего имени, теперь можно поздороваться, называйте ваше имя и слово прилагательное, говорите соседу справа ваши имена, он же перед тем как сказать свои имена должен повторить предыдущие названные. Итак, давайте поздороваемся друг с другом».

3. Беседа на тему «Эмоции. Управление настроением».
Цель: сформировать понятие об эмоциях, их видах, и коррекции негативных эмоциональных состояний.
Время: 10 минут.
Техника проведения:
Психолог рассказывает об эмоциях и видах эмоций, ведет беседу о том, как управлять своим настроением, в конце беседы задаёт вопросы.
Эмоции – это внешнее проявление душевного состояния.
Мир эмоций очень велик и разнообразен. Каждый человек обязательно должен проявлять свои эмоции для поддержания своего психического и психологического здоровья. Современный мир одевает маску на всех людей, делая их, похожими друг на друга, заставляя их одинаково реагировать на различные ситуации.
Виды эмоций:
По знаку эмоции делятся на:
- положительные (радость, счастье, любовь);
- отрицательные (грусть, печаль, расстройство, чувство утраты);
- амбивалентные, то есть смешанные (зависть – одновременно радость и агрессия).
Положительные эмоции – это то, без чего жизнь серая и тусклая, то без чего люди на целые годы становятся депрессивными. Эти положительные эмоции можно испытывать в совершенно непредсказуемых ситуациях, например, когда вам делают сюрприз, или вы узнали что получили высший балл по экзамену (контрольной работе). В любом случае этот вид эмоций обязательно должен присутствовать в вашей жизни. Главным их критерием есть только то, что количество положительных эмоций должно преобладать над количеством отрицательных.
По качеству эмоции можно разделить на несколько основных типов: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд. Каждая эмоция напрямую связана с восприятием внешнего мира, а это значит, что чем больше мы контактируем с окружающим нас миром, тем больше эмоций мы будем испытывать.
Какие последствия эмоций в жизни человека? Наиболее пагубными являются последствия от гнева и страха. Это те эмоции, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные всплески, с которыми нам бывает непросто справиться. Такие эмоции, как отвращение, презрение и стыд тоже особой радости нам не доставляют, но они безопасны для нашей психики. Отдельным видом стоит выделить страдания, потому что страдания мы придумываем себе сами, это плод нашей фантазии и воображения. Так что придерживайтесь поговорки и ничего не принимайте близко к сердцу.
Давайте, поговорим о настроении. Как известно, оно бывает разным, но что делать, если у нас плохое настроение? Вы часто встаёте не с той ноги? Бывает ли с вами, что ваше настроение портится без всякой причины? У вас горячий темперамент? Если вы ответили да на все три вопроса, то вот ваш диагноз: вы очень легко поддаётесь переменам настроения.
Давайте научимся управлять своим настроением.
Настроения не то же самое, что эмоции. Во-первых, настроения часто бывают менее интенсивными и длятся дольше, чем эмоции. И, в отличие от большинства эмоций, настроения не имеют какой-то определённой причины. Мы не можем точно сказать, почему мы находимся в хорошем расположении духа или почему у нас тяжело на душе.
Так откуда же берётся настроение? Многие люди думают, что наша повседневная активность, отношения, успехи и провалы создают наше настроение. Но это только часть правды. Наше здоровье, сон, еда и даже время суток также определяют наше настроение. То есть настроение является показателем нашего физиологического состояния и нашего психологического опыта в каждый данный момент времени. Наше настроение подобно термометру: реагирует на все внутренние и внешние изменения, происходящие с нами.
Невыраженный гнев усиливается и усугубляется. В противоположность известной мудрости злость не проходит сама по себе: телу нужно освободиться от выработанного адреналина. Так что, прежде чем сказать что-то, о чем вы потом пожалеете, позанимайтесь физкультурой, послушайте расслабляющую музыку или посчитайте про себя, пока не почувствуете, что гнев вас оставил.
Также можно съесть шоколад, чтобы почувствовать себя лучше, позвонить близкому человеку, чтобы развеяться. Любое поведение подобного рода является в некоторой степени попыткой управлять своим настроением.
Вот способ проверить, насколько вам удаётся управлять своим настроением. Выберите три способа, к которым вы чаще всего прибегаете, чтобы поднять себе настроение:
- прослушивание музыки;
- физические упражнения (или прогулка);
- просмотр телевизора;
- чего-нибудь съесть;
- позвонить или поговорить с кем-нибудь;
- побыть одному;
- избегать человека или то, что портит ваше настроение;
- использовать юмор;
- забыться в любимом деле (хобби);
- попробовать рассмотреть проблему с разных сторон.
Если физические упражнения – один из ваших любимых способов борьбы с плохим настроением, то вы в порядке. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения – один из самых эффективных регуляторов настроения. Даже 10-минутная прогулка может победить тоску и повысить ваш уровень активности. Другими хорошими регуляторами настроения могут быть: музыка, упражнения на релаксацию, избегание негативных мыслей, юмор и занятие своим хобби или другой продуктивной деятельностью.
С другой стороны, такие способы, как избегание других, одиночество, курение, алкоголь, а также стремление чего-нибудь съесть, помогают только поначалу, а затем могут создать серьёзные проблемы. Разговор с близким человеком является хорошим средством только тогда, когда он конструктивен, и вы ищете возможные пути решения. Если он затягивает вас в пучину эмоций и вводит в ступор, то это никуда не годится. И не переживайте, если у вас не получается сразу найти выход из положения!
Итак, как же корректировать негативные эмоции?
Что же такое негативные эмоции и когда мы их испытываем?
Наша жизнь наполнена эмоциями, часто мы руководствуемся эмоциями, принимаем решения, делая выборы. Большую часть из них занимают негативные эмоции. Негативные эмоции очень некомфортные, человек старается их преодолевать, корректировать и избегать. Так зачем же они нужны?
Негативные эмоции одна из важных составляющих нашей жизни. Они возникают в ответ на опасность, хоть физической, хоть морально - психологической и запускают защитный механизм адаптации, благодаря которой, человек может корректировать свое поведение так, чтобы устранить эту опасность. Негативные эмоции можно разделить на основные виды:
- Гнев, чаще гневом человек реагирует на возникающие препятствия, на пути достижения к его цели; предназначение этой эмоции - высвободить энергию, необходимую для разрушения препятствия.
- Печаль, чаще её испытывает человек, который теряет ценный и значимый для него объект, предназначение этой эмоции - снизить уровень энергии.
- Страх помогает человеку избежать опасности, а также помогает мобилизоваться в опасных случаях, если избежать не удаётся.
- Презрение часто помогает человеку, для поддержки его самооценки.
- Вина, чувство вины, напротив, сигнализирует о возможной потере самоуважения.
- Отвращение помогает человеку отгородить от себя нежелательные объекты. По сути, событие, которое происходит с нами в повседневной жизни, является нейтральным, и лишь мы его (наше восприятие) окрашиваем в разную тональность и оттенки эмоций и чувств.
Вопросы для обсуждения:
- почему важно также испытывать и отрицательные эмоции?
- давайте проверим, насколько нам удаётся управлять своим настроением.
- назовите виды положительных эмоций, какие бывают у вас чаще всего?

4. Упражнение «Мусорное ведро»
Цель: уменьшение негативных эмоций, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное.
Время: 10 минут.
Техника проведения: Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы, и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда)
Инструкция: «Вам нужно написать на листочках все свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, а затем смять этот листочек и выкинуть его в ведро. И забыть все, что там написано навсегда».

5. Лекция на тему «Как быстро привести свои эмоции в порядок».
Цель: просвещение детей о способах эмоциональной разрядки.
Время: 10 минут
Техника проведения:
Психолог, рассказывает о методах снятия эмоционального напряжения. В конце лекции задаёт вопросы.
Давайте поговорим о некоторых методах устранения эмоционального напряжения.
Вот некоторые из них:
1) Пешая прогулка.
Смените обстановку, если у вас есть такая возможность, выйдите на улицу и пройдитесь пешком, чередуя при этом темп движения (то замедляя, то прибавляя шаг) и ширину шагов (мелкие шаги сменяйте более широкими). Вскоре вы заметите, что раздражительность и нервозность уходят: нормализовалась функция эндокринной системы, активизировалась работа участков мозга, отвечающих за настроение, биохимические процессы запущенные стрессом переключились на обеспечение физической активности.
Эффект достигается быстрее, если во время движения переключить внимание с проблемы на что-нибудь другое - на созерцание природы, на приятные воспоминания или мечтания.
2) Физкультурная пауза: сядьте на стул, ухватившись за сидение, потяните его с усилием вверх и сохраните такое положение, считая до 7; соединенные в замок руки заведите за голову. Давите ими на шейный отдел, а всем телом сопротивляйтесь этому давлению.
Если вы испытываете эмоциональную усталость, то вам физические нагрузки крайне необходимы.
3) Корчим рожицы.
Вы замечали, как маленькие дети любят строить гримасы и передразнивать людей? Так они интуитивно избавляются от излишнего нервного напряжения.
Не помешает и вам построить рожицы перед зеркалом, такая мимическая гимнастика поможет избавиться от эмоциональной нагрузки и, возможно, подымет настроение.
4) Зеваем.
При снижении работоспособности и напряжении психики мы инстинктивно начинаем зевать. Таким способом организм помогает нам справиться с ситуацией, запуская для этого древнейший рефлекс.
При зевании повышается тонус всего организма, улучшается кровоток, ускоряется обмен веществ, быстрее выводится углекислый газ. Эти процессы нормализуют мозговую деятельность и улучшают работу нервной системы. Зевоту можно и нужно вызывать искусственно в моменты напряжения.
5) Успокаивающие ванны отлично и быстро снимают нервное напряжение, являются хорошей профилактикой нервных расстройств и помогают при нарушениях сна.
6) Точечный массаж стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки: массируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против неё; разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.
7) Улыбаемся и смеёмся. Если вы умеете улыбаться даже при плохом настроении, то нервное напряжение вам не грозит. Конечно, бывают ситуации, когда это сложно делать, но улыбку все же выдавить из себя очень нужно. Ваш организм искренне удивится «неправильной» реакции. Удивится и согласится, что не так уж все и плохо, а будет еще лучше.
Во время улыбки и тем более смеха приток крови и кислорода усиливается, мозг лучше работает, что благотворно сказывается на психическом состоянии.
Именно по этой причине, улыбка и смех снимают усталость, помогают переключиться на другое состояние, растормаживая защитную реакцию организма.
Многие учёные считают смех - отличной естественной техникой по расслаблению, ее эффективность сравнима с медитацией. Постоянно ищите поводы для смеха, читайте юмористические рассказы, полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям.
Создавайте как можно больше хороших событий в своей жизни, а значит эмоций и мыслей. Творите свою реальность! Будьте позитивны и здоровы!
Наше настроение напоминает термометр, который сообщает нам о том, как протекают наши физиологические и психологические процессы. Физические упражнения – по-видимому, лучший способ регулировать настроение.
Вопросы для обсуждения:
- какими методами снятия эмоционального напряжения вы пользуетесь чаще всего?
- какие из приведенных методов вам понравились, и вы бы их попробовали?

6. Упражнение «Коллаж радости».
Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, развитие любознательности.
Время: 15 минут.
Материал: Альбомный лист, ручки, цветные карандаши, клей, листы старого журнала.
Техника проведения: Психолог просит детей создать коллаж о тех вещах, событиях, явлениях, которые приносят им радость. Предлагает обозначить темы коллажа.
Инструкция: «Дети у каждого из вас есть по альбомному листу, вам нужно создать свой коллаж радости. Вы можете писать ручками, рисовать карандашами, вырезать из старых журналов и приклеивать на свой лист что хотите. Темы коллажа могут быть следующими:
- качества, которые нравятся в людях;
- дела, которые удаётся делать хорошо;
- вещи, которые люблю;
- любимые книги, фильмы, мультфильмы;
- любимые места;
- приятные сны;
- наши мечты.

8. Ритуал окончания занятия
Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.
Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу друг друга. Пожелайте друг другу что-нибудь тёплое и хорошее. До следующей встречи».

Список использованной литературы:
1. Психология/Джони Джонстон; пер. с англ. Л.М. Птицына. – М.: АСТ: Астрель; 2007. – XXVI, 493с.: ил. – (Просто!).
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998.- 160 с, ил.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).