Хочу пообщаться по телефону с православными людьми. Великий Исход из интернета. Как освободиться из социальных сетей? Мнение священников о социальных сетях

Это один из двух примеров, показывающих, что открытая вражда к Иисусу быстро нарастала, ибо Его непосредственно обвиняли в нарушении субботы. Он проходил со Своими учениками по одной из дорог, пересекавших ниву. То, что ученики срывали колосья, само по себе еще не было правонарушением. Одно из повелений Ветхого Завета гласит, что любой человек, проходящий по ниве, может свободно рвать колосья руками, но только не резать их серпом (Втор. 23,25). В любой другой день никто бы ничего не сказал на это; но ведь они делали это в субботу. В этот день запрещалось жать, молотить, веять и готовить пищу; и, собственно говоря, ученики нарушили все эти четыре запрета. Срывая колосья они, якобы жали зерно, растирая их руками и сдувая с ладоней шелуху, они нарушили запрет молотить и веять, а раз они ели это зерно, они готовили пищу в субботу. Нам вся эта ситуация может показаться крайне странной, но не следует забывать, что в глазах требовательных фарисеев это было смертным грехом: нарушены правила и положения закона, а это было делом жизни и смерти.

Фарисеи обвинили учеников, а Иисус процитировал им в ответ Ветхий Завет – событие изложенное в 1 Царств 21,1-6, рассказывающее о том, как Давид и его люди, будучи голодными, съели хлебы предложения в храме. Каждую субботу утром перед лицом Божиим в святилище клали двенадцать хлебов, испеченных из муки, просеянной одиннадцать раз. Для каждого колена Израилева клалось по одному хлебу. Во времена Иисуса эти хлебы клались на стол из массивного золота длинной в 90 сантиметров, шириной в 50 сантиметров и высотой в 20 сантиметров. Этот стол стоял вдоль северной стены святилища храма, и хлебы лежали на столе перед Господом, и съедать их могли лишь священники (Лев. 24,5-9). Но нужда Давида оказалась сильнее норм и правил.

Раввины сами говорили: "Суббота создана для вас, а не вы для субботы". Таким образом, в своих лучших проявлениях и рассуждениях раввины допускали, что человеческие потребности превыше обрядового закона. Если они допускали это, то в сколь большей степени выступает Сын Человеческий, с Его любовью, Его сердцем и Его милосердием, Господином субботы? Насколько больше может Он воспользоваться им в проявлении Своей любви? Но фарисеи забыли требований милосердия, потому что они были слишком погружены в своих правилах к закону. И при этом крайне примечательно, что они следили за Иисусом и Его учениками, даже когда они проходили по полю. Ясно, что они прямо-таки следили за ними. С этого момента они уже, нисколько не скрываясь, критически и враждебно наблюдали за каждым шагом Иисуса.

В этом отрывке находим важную истину. Иисус спросил фарисеев: "Разве вы не читали, что сделал Давид?" И они, конечно, положительно ответили, они никогда не замечали истинного смысла того, что читали. Можно тщательно читать Священное Писание, можно досконально от корки до корки знать Библию, свободно цитировать ее и сдать любой экзамен по ней, и все же не познать ее истинного смысла. Почему же фарисеи не познали его, и почему мы тоже часто не познаем истинного смысла Библии?

1) Они не подходили к ней объективно. Они изучили Священное Писание не для того, чтобы узнать волю Божию, а чтобы найти в ней цитату, подкрепляющую их собственное мнение и идеи. Слишком часто люди привносят в Библию свое богословие, вместо того чтобы находить его в Библии. Читая ее, мы не должны говорить: "Слушай, Господи, Твой раб говорит", а "Говори, Господи, ибо слышит раб Твой".

2) Они не подходили к ней с алчущим сердцем. Кому чуждо чувство нужды, тот никогда не сможет понять самый сокровенный смысл Священного Писания. В нужде Библия приобретает для него новое значение. Когда епископ Батлер умирал, его охватило беспокойство. "Ваше преосвященство, – сказал ему священник, – разве Вы забыли, что Христос – Спаситель?" "Но, – сказал он, откуда я могу знать, что Он мой Спаситель?" "Писание гласит, – ответил священник, – приходящего ко Мне не изгоню вон". И Батлер ответил на это: "Я тысячу раз читал эти слова, но до сих пор не познал их истинного смысла. Теперь я умираю с миром". Чувство нужды в спасении своей души открыло для него сокровища Священного Писания.

ОТКРЫТЫЙ ВЫЗОВ ИИСУСА (Лук. 6,6-11)

К этому времени противники Иисуса выступали уже совсем открыто. Он учил в синагоге в субботний день, а книжники и фарисеи пришли наблюдать, не исцелит ли Он кого-то, чтобы обвинить Его в нарушении субботы. Мы можем отметить здесь интересный нюанс. Если сравнить событие, изложенное у Мат. 12,10-13 и Мар. 3,1-6 с текстом Луки, то узнаем, что лишь Лука говорит, что у человека правая рука была сухой. Здесь говорит врач, интересующийся подробностями случившегося.

С этим исцелением Иисус открыто нарушил закон. Лечить, значило работать, а работать в субботу было запрещено. Правда, если болезнь была опасна для жизни больного, можно было помочь ему. Так, например, закон позволял помогать при болезнях глаз или горла. Но этот человек мог, не подвергаясь никакой опасности, подождать до следующего дня. Но Иисус установил важный принцип, гласящий, что, независимо от правил и установлений, сделавший доброе дело в субботу, поступает правильно. Он задал вопрос: можно ли в субботу по закону спасти жизнь человека или погубить ее?" И фарисеи поняли, потому что в то время, когда Он исцелял человека, они делали все возможное, чтобы убить Его. Он пытался спасти жизнь, а они – разрушить.

В этом рассказе три действующих лица.

1) Во-первых, сухорукий. О нем можно заметить следующее:

а) В одном из апокрифических евангелий, то есть евангелий, не включенных в Новом Завете, говорится, что он был каменщиком и пришел к Иисусу с просьбой говоря "Я был каменщиком и зарабатывал на жизнь; умоляю Тебя Иисус, верни мне здоровье, потому что стыжусь просить милостыню. Это был человек, желавший трудиться. Бог всегда смотрит с одобрением на человека, стремящегося честно трудиться.

б) Это был человек, готовый попробовать невозможное. Он не спорит, когда Иисус предложил ему протянуть свою беспомощную руку; он слушается, приданной ему Иисусом силой, преуспевает в этом. Слово "невозможно" должно быть исключено из словаря христиан. Как сказал один великий ученый. "Разница между трудным и невозможным лишь в том, что для невозможного требуется намного больше времени".

2) Во-вторых, Иисус. Здесь ощущается чудесная атмосфера смелого вызова. Иисус знал, что за Ним наблюдают, но ни минуты не колеблясь, Он исцелил сухорукого. Он приказал ему выйти на середину. Такое дело нельзя было совершить где-нибудь в углу. Рассказывают об одном из проповедников Уэсли, который пошел проповедовать во враждебном для них городе. Этот проповедник нанял себе в помощь городского глашатая, объявить о собрании на городской площади, но глашатай с подавленным от страха голосом объявлял об этом. Тогда проповедник взял у него из рук колокол, позвонил в него и прокричал громовым голосом: "Такой-то будет проповедовать там-то и в такое-то время сегодня вечером. И этот человек – я". Настоящий христианин с достоинством поднимает знамя своей веры, невзирая на то, что противник старается напугать его.

3) И, наконец, фарисеи. Эти люди особенно возненавидели Того, Кто только что исцелил больного. Они являются для нас ярким примером людей, любящих свои правила и установления больше, чем Бога. Мы видим, как это снова и снова происходит в церквах. Споры идут не о проблемах веры, а вопросам церковной администрации и тому подобном. Лейтон однажды сказал: "Управление церковью не подчинено общей регламентации; но мир и единодушие, любовь и рвение обязательные для нее". И доныне существует опасность, что преданность системе может превышать верность Богу.

ИИСУС ИЗБИРАЕТ СВОИХ АПОСТОЛОВ (Лук. 6,12-19)

Здесь Иисус избирает своих апостолов. Интересно и полезно знать, почему Он избрал их; потому что Ему и теперь по тем же причинам необходимы люди.

1) У Мар. 3,14 указано, что Он избрал их, "чтобы с Ним были". Это Он сделал по двум соображениям:

а) Он избрал их, чтобы они были Его друзьями. Удивительно, что Иисус нуждался в человеческой дружбе. Сама сущность христианской веры позволяет нам сказать с благоговением и покорностью, что Бог несчастлив без людей. Уже потому что Бог – Отец, Его сердце болит до тех пор, пока каждый человек не спасен чрез Него.

б) Иисус знал, что близился конец. Живи Он в другое время, Он может быть, написал бы книгу, которая сделала бы Его учение достоянием всего человечества. Но в тех условиях Иисус избрал этих учеников, в сердцах которых Он мог записать Свое учение. Они и должны были следовать за ним повсюду, чтобы однажды разгласить благую весть всем людям.

2) Иисус избрал их из своих последователей, которых назвал учениками. Они старались постоянно узнавать о Нем все больше и больше. Христианин – человек, узнающий все больше о своем Господе, с которым ему придется встретиться лицом к лицу и узнает в Нем Того, кто Он есть.

3) Иисус избрал их своими апостолами. Греческое слово апостол означает посланный и применимо к посланнику или послу. Апостолы должны были стать Его посланцами к людям. Одна девочка прослушала в воскресной школе урок об учениках Христовых. Но она не совсем правильно поняла смысл этого понятия, потому что была еще слишком маленькой; она пришла домой и рассказала родителям, что на уроке говорили об образцах Иисуса. Посол – человек, представляющий в другой стране свою страну. Он является достоверным образцом, по которому судят о его стране. Христианин должен быть истинным посланником Христа не только на словах, но и всей своей жизнью и деяниями. О самих апостолах можно отметить следующее:

1) Они были обыкновенными людьми. Среди них не было ни богатого, ни знаменитого, ни влиятельного человека; ни один со специальным образованием; это были люди из народной среды. Иисус как бы говорил: "Дайте мне двенадцать заурядных человек и я изменю мир". Дело Иисуса находится не в руках великих людей, а в руках таких же обыкновенных, как мы с вами.

2) Они являлись странным сочетанием. Взять, например, лишь двух из них: Матфей был сборщиком налогов, и, поэтому, предателем и изменником. А Симон был Зилотом, то есть фанатическим националистом, поклонявшимся убивать по возможности каждого предателя и каждого римлянина. В этом одно из чудес Христовых, что мытарь Матфей и Симон Зилот жили мирно среди апостолов. Истинные христиане, какими бы разными они ни были, могут жить в мире и согласии. О Гильберте Честертоне и его брате Сесиле говорили: "Они всегда спорили, но никогда не ссорились". Лишь во Христе разрешимы проблемы несовместимости людей; ибо даже совсем противоположные друг другу люди могут быть объединены в любви к Нему. Если мы действительно любим Его, мы будем любить и друг друга.

ПРЕДЕЛЫ МИРСКИХ БЛАГ (Лук. 6,20-26)

Проповедь Иисуса у Луки во многом соответствует Нагорной проповеди у Матфея (Мат. 5-7). Обе они начинаются с перечня блаженств. Есть различия между версиями Луки и Матфея, но одно ясно – обе эти проповеди способны особенным образом потрясать и изменять сердца и умы людей. Они вовсе не похожи на законы, которые может сформулировать какой-нибудь философ или мудрец. Каждое из блаженств является вызовом.

Дейсланн сказал о них так: "Они провозглашены в напряженной атмосфере. Это не спокойно сияющие звезды, а вспышки молний, сопровождаемые ударами грома изумления и ужаса". В них поставлены с ног на голову все общепринятые нормы. Люди, которых Иисус назвал счастливыми, мир назвал бы несчастными и жалкими; а тех, кого Иисус назвал несчастными, мир назвал бы счастливыми. Вообразите себе кого-нибудь, кто бы говорил: "Счастливы бедные, и горе богатым!" Говорить так – значит полностью покончить с мирскими понятиями о благах.

Где же ключ к этому? Мы находим его в стихе 24. Иисус говорит: "Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение", то есть вы получили все блага, которые вы хотели. Слово, употребленное Иисусом и переведенное как получили, означает полностью получить уплату по счету. Иисус, собственно, говорит следующее: "Если вы всем сердцем стремитесь обрести мирские блага и прикладываете к этому все свои силы, вы получите их, но кроме этого вы никогда ничего не добьетесь". Одним словом: "Вы погибли". Но если вы всем сердцем и всеми силами будете стремиться сохранить свою абсолютную верность Богу и Христу, на вас обрушатся всевозможные неприятности; по мирским стандартам вы будете казаться несчастными: но вы еще получите вознаграждение, и это будет радость вечная.

Мы поставлены здесь лицом к лицу перед неизменным выбором, который перед нами с детства и до конца наших дней. Выберете ли вы легкий путь, обещающий вам немедленное удовольствие и выгоду? Или выберете вы путь трудный, требующий от вас тяжелого труда, а, может быть, и страданий? Ухватитесь ли вы за наслаждение и выгоду сиюминутные? или готовы вы ждать и пожертвуете ими ради большего блага? Приложите ли вы ваши усилия для достижения мирских благ, или сосредоточите все внимание на Христа? Если вы выберете мирской путь, вы должны оставить блага Христовы. Если же вы изберете путь служения Христу, вы должны оставить мирские удовольствия.

Иисус ясно указывал, какой из этих двух путей способен привести к счастью. Ф. Р. Молби говорил: "Иисус обещал Своим ученикам следующее: они будут бесстрашными, странно счастливыми и постоянно гонимыми". Г. К. Честертон, всегда имевший большие неприятности из-за своих принципов, однажды сказал: "Я люблю горячую воду. Она очищает". Суть учения Иисуса состоит в том, что радость, которую обретут люди на небесах, с лихвой вознаградит их за все страдания и гонения на земле. Как сказал Павел: "Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор. 4,17).

Эти блаженства ставят человека перед выбором: "Будешь счастлив на мирском пути, или на Христовом?"

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО (Лук. 6,27-38)

Ни одна заповедь Иисуса не вызвала столько рассуждений и споров, как заповедь любить врагов наших. Прежде чем ее выполнять надо знать, что же она означает. В греческом языке есть три слова со значением любить. Во-первых, слово еран означает страстную любовь мужчины к женщине. Во-вторых, слово филеин, обозначает любовь человека к своим близким и дорогим, то есть сердечную привязанность. Но здесь Иисус употребил третье слово агапан. Поэтому остановимся детальней на нем.

Агапан обозначает сердечное чувство благожелательности к ближнему. Независимо от того, что бы он нам ни сделал, мы никогда не позволим себе пожелать ему ничего иного, кроме высочайшего блага, и сознательно приложим все усилия быть добрыми к нему и любезными с ним. И это важно. Ведь мы не можем любить своих врагов так же, как мы любим близких и родных, ибо это было бы неестественно, невозможно и даже неправильно. Но мы можем приложить усилия к тому, чтобы, – независимо от его поступков, оскорблений, плохих обращений, или даже при причинении вреда, – желать ему только наивысшего блага.

Из этого вытекает важная истина. Любовь к нашим близким и дорогим – независима от нашего сознания и воли. Мы просто влюблены. А любовь к нашим врагам зависима не столько от сердца, сколько от воли. По милости Христовой, мы можем побуждать ее у себя и совершать ее.

В этом отрывке изложены два важных факта, характеризующих христианскую этику.

1) Христианская этика позитивна. Она характерна тем, что старается делать положительное. Иисус дает нам Золотое правило, требующее от нас делать для других тоже, что мы сами ждем от них. Это правило можно встретить у многих писателей самых различных вероисповеданий в его негативной форме. Когда кто-то попросил великого иудейского равнина Гиллеля научить его всему закону, пока он стоит на одной ноге, Гиллель ответил "Не делай другому ничего, чего сам ненавидишь. Вот весь закон, а все остальное – толкование о нем". Филон, великий иудей из Александрии, сказал: "Чего сам не любишь, не причиняй другому". Греческий оратор Исократ учил: "Что озлобляет тебя, когда тебе досаждают, не причиняй другим". Одно из основных правил стоиков гласило: "Чего не хочешь для себя, того не делай другому". Когда Конфуция спросили, есть ли такое слово, которое могло бы быть практическим правилом для каждого человека, Конфуций ответил: "Взаимность. Чего не хочешь для себя, того не делай другому".

Все вышеприведенные изречения негативны. Не так-то трудно воздерживаться от них; но дело обстоит иначе, если поступать с другими так же, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами. Суть христианской этики не в том, чтобы воздерживаться от плохих поступков, а чтобы усердно совершать богоугодные дела.

2) Христианская этика основана на "втором поприще" (см. Мат. 5, 41). Иисус перечисляет различные аспекты обычного поведения и тут же отбрасывает их все одним вопросом: "Какая вам за то благодарность?" Люди часто утверждают, что они ничем не хуже их соседей. Возможно это так. Но Иисус спрашивает: "Насколько вы лучше обычного человека?" Не следует сравнивать себя с соседом:

Вполне возможно, что выдержим такое сравнение; но надобно сравнивать свои действия с Божьими, и тогда они всегда осудят нас.

3) Что же мотивирует такой христианский образ жизни? Наши желания уподобятся Богу, ибо Он посылает дождь на праведных и неправедных; Он милосердный к человеку, Радующему и огорчающему Его; любовь Божия изливается одинаково на святых и на грешников. Именно эту любовь необходимо усвоить; если мы будем заботиться о высшем благе и для наших врагов, мы поистине будем чадами Божиими.

В стихе 38 встречаем мы странную фразу "отсыплют вам в лоно ваше". Дело в том, что иудеи носили длинную до пят мантию, перехваченную в талии поясом. Подол ее можно было поднять, и вокруг пояса образовывалась полость, в которой носили вещи. Поэтому, выражаясь современным языком, это можно перефразировать так: "отсыплют вам в вашу сумку".

НОРМЫ ЖИЗНИ (Лук. 6,39-46)

Текст состоит из ряда отдельных высказываний. Вообразим две возможности. Возможно, Лука собрал воедино высказывания Иисуса по различным вопросам и, тем самым, приводит своего рода свод правил и норм жизни. И возможно, что это пример иудейской проповеди. Иудеи называли проповедование караз, что значит нанизывать бусы. Раввины считали, что проповедник должен лишь коротко объяснять тему и, чтобы интерес слушателей не ослабевал, быстро переходить к другой. И, поэтому, иудейская проповедь может показаться набором несвязанных между собой тем. Данный отрывок делится на четыре части:

1) Стихи 39 и 40. Иисус указывает, что учитель не может дать своему ученику больше, чем сам знает. Этим Он предупреждает и нас, что и мы должны обращаться к лучшему учителю, потому что он может дать нам больше знаний; а, с другой стороны, надобно иметь в виду, что мы не можем учить других тому, чего сами не знаем.

2) Стихи 41 и 42. Кажется не без юмора Иисус рисует своим слушателям человека с бревном в глазу, пытающегося вынуть сучок из глаза брата своего. Иисус учит, что никто не имеет права критиковать других, если он тоже не без укоризны. Другими словами, нам вообще не следует критиковать других, потому что "даже в лучших из нас много порочного, а в самом порочном еще столько нравственного, что трудно сваливать вину на него".

3) В стихах 43 и 44 Христос напоминает нам, что человека можно судить лишь по его плодам. Одному учителю однажды сказали: "Я не слышу, что вы говорите, потому что ваши дела заглушают ваши слова". Обучение и проповедование – это "истина, выраженная личностью". Благие слова никогда не заменят благих дел. Это уместно напомнить и в наши дни. Нас беспокоят разные общественные движения. Мы никогда не одолеем их одними книгами, памфлетами и дискуссиями. Превосходство христианства проявляется лишь жизнью, которая обнаруживает преимущества духовного человека.

4) Стих 45. Им Иисус напоминает людям, что, в конечном счете, уста выносят то, что в сердце происходит.

Они не могут говорить о Боге, если в сердце нет места Духу Божьему. Ни в чем так ясно не проявляется сердце человека, как в его речи, если он, конечно, не подбирает слова, а говорит свободно, то есть то, что придет ему в голову. Когда вы спрашиваете у прохожего, где находится какое-то место, один скажет вам, что оно около церкви, другой – около такого-то кинотеатра, третий – около стадиона, четвертый – около пивной. Уже ответы на случайный вопрос показывают, вокруг чего вращаются мысли человека и его задушевные интересы. Наша речь выдает нас.

ЕДИНСТВЕННОЕ ВЕРНОЕ ОСНОВАНИЕ (Лук. 6,47-49)

Для того чтобы ясно представить себе, что стоит за этой притчей, мы должны прочитать ее также и у Матфея (Мат. 7,24-27). В изложении Луки реки не получали надлежащего места, потому что Лука, не будучи уроженцем Палестины, не имел ясного представления об обстоятельствах, в то время как Матфей жил в Палестине и хорошо знал ее. Дело в том, что реки в Палестине летом совершенно высыхали, оставляя лишь песчаные русла. Но после наступления сентябрьских дождей, сухие русла превращались в бурные потоки. Часто люди, в поисках места для постройки дома, находили заманчивые песчаные местности и строили там, но лишь при наводнении они узнавали, что построили дом посреди бурной реки, разрушающей его. Мудрый человек искал для своего дома скалистое место, на котором было труднее строить, ибо нужно было сперва вложить в него много труда, чтобы вырубить фундамент. Когда же наступала зима, он был достойно вознагражден, потому что дом его стоял прочно и надежно. И у Луки, и у Матфея эта притча о том, как важно строить жизнь на прочном основании, причем единственно правильным основанием является учение Иисуса Христа. Как же объяснить решение неразумного строителя?

1) Он пытался меньше трудиться. Как трудно и докучно долбить фундамент дома среди камней. Строить на песке привлекательней и намного легче. Может быть нам легче пойти своим путем, чем следовать за Иисусом Христом, но на собственном пути нас ждет погибель; путь же Иисуса Христа ведет к счастливой жизни в этом мире, и в грядущем.

2) Он был недальновидным. Он вообще не задавался мыслью, что же будет с домом через шесть месяцев. Каждое жизненное решение принимается как с перспективой на настоящее положение, так и с перспективой на будущее благо. Счастлив человек, который не меняет будущее благо на мимолетное наслаждение. Счастлив человек, смотрящий на все не в свете сегодняшнего дня, а в свете вечности.

Когда мы осознаем, что трудный путь чаще всего наилучший, а дальновидность – верный подход к знанию мира, мы обоснуем свою жизнь на учении Иисуса Христа, и никакая буря не поколеблет ее.

Сегодня сложно представить себе человека, который не пользуется интернетом. В нем «сидят» и подростки, и пенсионеры, люди самых разных профессий и образа жизни. Но насколько интернет безопасен с точки зрения христианского мировоззрения? Что вообще говорит православие о социальных сетях? Прямого запрета верующим на общение во всемирной паутине нет, однако есть ряд ограничений и норм. Попробуем разобраться в них.

Плюсы и минусы общения в социальных сетях

Первые площадки для виртуального общения возникли не так давно, в 90-е годы прошлого века, и очень быстро получили огромное распространение по всему миру. Facebook, Ok.ru, Vk.ru, Livejournal, Liveinternet - наиболее известные в России. Есть еще Twitter, Instagtram, постоянно выходят адаптации для России многих зарубежных порталов.

Какую же пользу может извлечь православный христианин от общения на таких сайтах? Прежде всего, огромным плюсом будет поиск единомышленников и единоверцев. Несмотря на то, что в наши дни церковь не подвергается гонениям, и большинство населения считает себя православными - многие верующие не могут найти друзей по вере в повседневной жизни.

Интересно: Многие священники обращают внимание на то, что интернет - прекрасная почва для миссионерской деятельности.

По словам апостола Петра, каждый человек призван возвещать о Господе, и горе ему, если он молчит. Интернет объединяет огромное количество людей, и проповедь Христа может быть услышана практически в любом уголке Земли.

Вместе с очевидными благами, которые дарит нам виртуальное пространство, в нем скрываются и серьезные угрозы. И первое искушение, с которым сталкивается любой пользователь сети - это вседозволенность и доступность абсолютно любой информации. Наверняка многим знакома ситуация, когда человек открыл браузер с целью посмотреть прогноз погоды, а очнулся через час и обнаружил себя изучающим последние сплетни и скандалы шоу-бизнеса.

Общаясь в виртуальном мире, пользователь может создать совершенно любой собственный образ. Это оборачивается тем, что человек начинает фантазировать на свой счет и со временем теряет грань себя настоящего и себя виртуального. Кроме того, виртуальный образ всегда более успешен и благополучен, нежели реальный, и человек начинает чувствовать собственную неполноценность в реальном мире. Все это приводит к еще большему погружению в соцсеть, уход от реальности, замкнутости, депрессиям.

Интересно: Многие психологи и психиатры считают интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей психическим заболеванием, требующим помощи специалиста.

Мнение священников о социальных сетях

Что отличает настоящего христианина от других людей? Он живет в реальности, здесь и сейчас. Ему не нужно выдумывать искусственные клоны своего я, поскольку он уверен - Господь дает ему на сегодняшний день все, что необходимо для спасения. Поэтому постоянный и глубокий уход в виртуальный мир совершенно несовместим с верой в Бога.

О духовной жизни:

Мнение священников о социальных сетях

Многие священники, знакомые с просветительской работой в интернете, отмечают, что виртуальное общение снимает многие барьеры и обнажает человеческие страсти. Действительно, намного проще оставить гневный комментарий к какому-либо посту, чем высказать недовольство непосредственно в лицо оппоненту. Поэтому соцсети просто изобилуют скандалами, ссорами, руганью.

Православные сообщества не исключение. Очень часто в них можно увидеть споры на сотни комментариев по поводу многодетности , абортов , ношею женщинами брюк , недостаточно ревностной веры. Радикально настроенные православные могут достаточно жестко обличать и поучать тех, кто, по их мнению, неправильно понимает веру. Инакомыслие в православных группах порой карается намного жестче, чем в светских.

Вот и получается, что православная социальная сеть - это палка о двух концах. С одной стороны, это прекрасная возможность узнать много нового о вере и Боге, пообщаться с такими же православными. С другой стороны, можно натолкнуться на такой негатив, который неподготовленного человека и вовсе надолго отвернет от христианства.

Как метко написал однажды один мусульманин в православной ветке, где рьяно обсуждался вопрос частоты исповеди - «Если все православные такие же злые, не терпящие иного мнения, гордые и всезнающие - я рад, что я не с вами». Это ли не лучшая анти-проповедь христианства?

Правила безопасности для православных во время общения в соцсети

Интернет и социальные площадки нельзя однозначно рассматривать только с плохой или только с хорошей стороны. Скорее, это просто инструмент, а какие цели с его помощью реализуются - будет зависеть от того, как человек им пользуется. Некоторые особо ревностные православные впадают в крайности и считают, что непристойно вообще регистрироваться в соцсети и пользоваться интернетом.

Безусловно, можно пойти и таким путем, но это будет просто побег от соблазнов, а не преодоление их в себе самом. К тому же, интернет настолько плотно входит в повседневную жизнь, что совершенно не пользоваться им уже практически не получится.

Правила безопасности в соцсетях

Для того, чтобы виртуальное общение принесло пользу, можно постараться придерживаться следующих несложных советов:

  1. Сформируйте ленту в социальной сети только из той информации, которая реально несет какую-то пользу. Это могут быть новости православных групп, подписка на страницы единоверцев, группы по интересам. Избегайте рекламных, скандальных, антихристианских сообществ.
  2. Установите лимит времени общение в сети. Можно поискать специальные программные приложения к компьютеру, которые будут ограничивать доступ к социальным сетям в установленное время. Так будет проще преодолеть соблазн, а со временем вы привыкните не висеть в интернете сутками.
  3. Если ваша работа связана с интернетом и вы должны постоянно находиться онлайн - создайте отдельную рабочую страницу и возьмите за правило читать с нее исключительно информацию, нужную по работе.
  4. Не вступайте в долгие споры и прения. Многие считают, что в споре рождается истина, но на практике в спорах чаще всего рождается только неприязнь к оппоненту. Высказать мнение о том или ином вопросе можно, но если вы видите, что вас намеренно пытаются втянуть в конфликт - лучше уйти от такого общения.
  5. Не поощряйте троллей. Троллинг в интернете - очень часто встречаемое явление. Человек или группа лиц начинает комментировать какую-либо острую тему, ставя задачей как можно сильнее накрутить и разозлить публику. В православных сообществах это очень выражено. Часто можно увидеть комментарии, которые явно противоречат учению Христову либо вообще поносят имя Бога. Если ваша совесть не позволяет смолчать на такое - укажите оппоненту на его ошибки, но не вступайте в конфликт. Переубедить тролля вы не сможете, только потратите свое время и нервы. Чем меньше ответов наберет тролль, тем быстрее закончит свои нападения.
  6. Будьте предельно осторожны со страницами новоявленных старцев, «православных» ясновидящих, специалистов по отчитке и т. д. Под благовидным православным фасадом нередко скрываются колдуны, язычники, а то и вовсе сатанисты. Они опутывают неопытных людей и пытаются расположить их к своему лжеучению.
  7. Тщательно фильтруйте контент. К сожалению, нет четкого и единого метода контроля над тем, что пишут в интернете и социальных сетях. Поэтому там можно встретить практически что угодно, и далеко не всегда информация правдива. Старайтесь черпать информацию о православии в основном с крупных сообществ, а если сомневаетесь в написанном - лучше уточните ответ у священника.
Пользуясь социальной сетью надо помнить, что это всего лишь инструмент общения и добычи информации. И как в реальной жизни мы можем общаться с хорошими или плохими людьми, так же и в жизни виртуальной человек свободен сам выбирать, в какую сторону идти.

Современная жизнь парадоксальным образом складывается так, что найти партнера для какого-либо дела, помощника или единомышленника проще и быстрее в интернете, чем в реальности. В том числе и спутника жизни. Между тем всем очевидны опасности виртуального общения. Так стоит ли знакомиться через социальные сети? И как вообще относиться к интернет-общению? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Интернет-общение не должно подменять собой общение в реальности

Как относиться к знакомствам в социальных сетях? Смотря с какой целью происходит это . Знакомиться можно и для делового сотрудничества. Но вопрос ведь о взаимоотношениях между полами, о знакомстве с целью найти свою «половинку». Я думаю, такой путь не исключен. Хотя мне он представляется немного странным и необычным. Пока это нетрадиционный способ знакомства, хотя со временем, наверняка, станет достаточно привычным и тривиальным.

Нужно быть очень осторожным при знакомстве и общении в социальных сетях, особенно с людьми, которых вы не знаете! Ведь в интернете каждый пытается себя преподнести с самой лучшей стороны.

Нужно встречаться и при встречах разговаривать друг с другом, переживать сам момент общения, а то сейчас такое в моду вошло: общаются парень с девушкой, и им даже лень на улицу выйти погулять вдвоем! А если дождь, так парень и пишет: давай по скайпу «поговорим», а то мокнуть не хочется… Это как понимать?!

Главным все равно должно быть живое общение: это узнавание друг друга - узнавание взглядов, привычек…

Хочу рассказать анекдот на эту тему.

Дочь сообщает отцу: «Папа, я влюбилась в парня, который живет очень далеко. Представляешь, я здесь - а он в Австралии!» - «И как же это произошло?» - «Да просто: мы встретились на одном сайте знакомств, потом он стал моим другом в Фейсбуке, мы подолгу переписывались с ним по аське, он признался мне в любви по скайпу, и теперь мы с ним вместе уже два месяца на Вибере. В общем, папа, я хочу, чтобы ты дал добро и поздравил меня!» - «Да конечно же, я согласен: заключайте брак, кликнув “Да” на Твиттере, покупайте детей на Амазоне и оплачивайте их с помощью PayРal. А если когда-нибудь ты больше не сможешь его терпеть, продай его на eBay».

Такое скоро будет в нашей жизни.

Старайтесь как можно лучше узнать человека

Все дело в том, кто, где, с кем и для чего знакомится. Как видим, даже не один, а целый ряд вопросов встает перед нами. И если ответы на все эти вопросы честны в свете истины, то и социальные сети «не отлучат нас от ».

Нужно помнить, что реальность и сложнее, и драматичнее, чем она видится нам

Если парень или девушка действительно хотят создать православную семью, а реальное окружение не предоставляет им такой возможности, но существует православная группа в интернете для доброго общения и знакомства с перспективой создания семьи - почему нет? Тут нужно только посоветовать то, что нужно посоветовать и всем вообще молодым людям, да и зрелым тоже, ищущим общения со своими сверстниками и подумывающим о семье: не нужно бесконечно «витать в облаках», то есть ждать какого-то «принца» или «фею»… Давайте жить реальной жизнью, понимая, что, какого бы ты человека ни встретил на своем пути, - и он в некий момент окажется… как бы сказать помягче… лжецом. То есть всё равно за очарованием наступит неизбежно разочарование, так что лучше уж и не очаровываться и даже в состоянии влюбленности помнить, что реальность и сложнее, и глубже, и драматичнее, чем она видится глазами влюбленности. Помня об этом, легче будет создать крепкую семью с живым человеком, а не с «мечтой», которая рано или поздно должна будет разрушиться и растаять как туман.

Не нужно спешить, но постараться узнать больше как о человеке, так и его самого. О человеке мы узнаём, как правило, с его слов или со слов других людей. А вот самого человека в сокровенном смысле мы узнаём не иначе, как тогда, когда становимся свидетелем того, как человек преодолевает те или иные трудности, ведет себя в той или иной непростой, а иногда и критической ситуации, узнаём его в свете евангельском. Вот почему нужно время для общения, и не в «онлайне», а в реальности - чтобы узнать, хотя бы отчасти, но объективно, каков человек, с которым вы собираетесь создать семью.

Ну и понятно, что общение это должно быть целомудренным и христианским, то есть бережным и охранительным к духовной, душевной и телесной целостности.

Так что, познакомившись в соцсетях и заинтересовавшись друг другом, гипотетические жених и невеста должны не забыть «вовремя выйти в реальность», чтобы строить действительные, а не виртуальные отношения на крепком фундаменте православной веры. А положительные примеры такого знакомства и доброго его развития (когда православные парень и девушка познакомились в интернете, поженились, обвенчались, рожают детей и живут доброй христианской жизнью) нам известны. Так что - в добрый путь.

Знакомство в социальных сетях похоже на знакомство на карнавале, когда лица людей прикрыты маской. Из-за этого многое из того, что можно было бы узнать о человеке до самого знакомства с ним, остается скрытым и обнаруживается иногда слишком поздно. Это нужно учитывать, когда знакомитесь в соцсетях.

Поведение православного христианина в социальных сетях не должно отличаться от того, как он поступает в реальной жизни. Иначе это будет лицемерием. А как мы относимся к знакомствам в реальной жизни? Мы не кидаемся в объятия первому встречному и тщательно выбираем свой круг общения. Но это не говорит о том, что мы должны относиться ко всем с недоверием. Нет. Здесь нужно обратиться к , мудрость которого гласит: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным» (Прит. 18: 25).

Сейчас почти все социальные контакты перекочевали в интернет-пространство. Социальные сети - особый мир, и в нем свои правила и законы и свои опасности. Одна из опасностей - казаться, а не быть. Потому осторожность не будет лишней для христианина, особенно при знакомстве.

Выстраивать отношения необходимо с реальным человеком, а не с его профилем

Познакомиться можно и в социальных сетях, но выстраивать отношения необходимо с реальным человеком, а не с его профилем. Каждый раз, нажимая кнопку «Добавить в друзья», помните апостольское: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5: 15-16).

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Без них и современное общество, и средства коммуникации представить трудно. То, что в соцсетях люди проводят слишком много времени, - это отдельная тема для разговора. Но и социальные сети все же могут помочь решить какие-то проблемы и задачи. У нас в храме, например, таким образом появилось два пономаря.

Главное - чтобы человек не был лицемером: в сети одним, а в жизни - совсем другим. Честность - главное качество, на которое нужно обращать внимание при знакомстве. Но все решается уже при личной встрече. А социальные сети могут лишь помочь познакомиться с человеком.

И еще нужно помнить, что общение в интернете не должно заменять личного общения глаза в глаза. Иначе подобные отношения будут обречены.

Христиане должны общаться. Времена таковы, что скажи банальность, и прослывешь пророком, настолько естественное стало непонятным. Мужья не разговаривают с женами и жены - с мужьями. Некогда. Да и не о чем (как ни жутко звучит). Дети и родители не делятся новостями. Священники редко говорят между собой на темы молитвы, служения, заповедей. И в этом царстве увеличивающегося взаимного отчуждения и погружения в ненужность стоит сказать банальность, как она загремит громом среди ясного неба. Нужно общаться. Но общаться не в смысле «трепать языками», или «болтать о том - о сем». И не в смысле «мыть кости отсутствующему ближнему». Общаться так, как написал Павел евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и к добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как у некоторых есть обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете наступление дня оного» (Евр.10:24-25)

Вы усматриваете наступление оного дня? Я хоть и слеп, как крот, но усматриваю. Особенно если перечитаю посмертные вещания Нила Мироточивого. Тот говорит, что сребролюбие - есть предтеча Антихриста. Сребролюбие это дух, тонко разливающийся и проникающий глубоко в помыслы, а проникнув, формирующий мировоззрение и весь образ жизни. Нет сомнения, что такая анти-духовная работа кропотливо делается, спорится во множестве душ. Ее не видно по причине грубой завесы плоти, но она обнаруживает себя по разговорам и поведению. Бояться электронных печатей просто глупо в ситуации, когда в духе печати ставятся ежедневно, а мы бесчувственны к этому. Простота быта, бескорыстие, умение отдавать и делиться - вот дети противоположного сребролюбию духа. Пока эти качества есть - можно жить. Если же исчезнут, то хлеб станет не вкусен, и вода перестанет утолять жажду.

Итак, день оный приближается, и стоит увещевать друг друга, поощряя к любви и добрым делам. А что еще видно? Видно, что мы - люди - стали хлопотны и беспокойны, как падшие духи. Те покоя не имеют, и у нас смятение внутри и беготня снаружи. И не суета мешает нам жить, а мы сами погружаемся в суету, чтобы не слышать голоса совести. Суетой спасаемся, как ни абсурдно это звучит. «Спасаемся» от единого на потребу. И нужна суета грешнику, как холодный рассол наутро тому, кто вчера забыл меру в застолье. Ради суеты людской стихии напряглись, говорит преподобный Нил, и год бежит, словно месяц. Месяц бежит словно неделя; неделя, как день, а день, как час. Вы это видите? Видите. Даже не сомневаюсь. Ускорение времен всем заметно. Следовательно, необходимо усматривать наступление оного дня и увещевать друг друга.
Еще говорит Нил, что зависть есть печать Антихриста на сердце человека. Зависть глупцов наводняет площади мятежными толпами. Холодная зависть отпетых негодяев руководит глупой завистью «демократических» толп. И вот: «Там целая страна/ Наводнена/Убийствами и мятежами/пожарами и грабежами» (Крылов. Сочинитель и разбойник) Этот пожар безумия назван «пиршеством свободы». Его хотят щедро распространять, как и бессовестный сифилитик не стыдится делиться болезнью со здоровыми людьми посредством блуда. И если к вам придут глашатаи бесовской «правды и справедливости», придут, чтоб разжечь в вас зависть и недовольство, то знайте - в случае согласия с проповедниками вы тотчас окажетесь в расстрельных списках. Бесы не любят тех, кто им поддается. Они их используют, презирая. Перед наступлением оного дня безумие зависти и недовольства, быть может, охватит целые континенты, но уже и сегодня и вчера звучали и звучат голоса: «Хочу вот это, как у него», «Почему у них есть, а у нас нету» и прочее. Следует, поэтому, остужать друг друга словами истины и здравого смысла.

Но о чем нам говорить, сходясь и собираясь? Попытайтесь говорить о Господе. «У каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование - все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26) Попытайтесь научиться говорить о Господе, не фальшивя, и не съезжая в сентиментальность. Ведь какой-то опыт духовный есть у вас! Не может не быть, если вы христиане. Им и делитесь с осторожностью, подбирая слова. Вот Серафимы в видении Исайи боятся Господа и покрывают крылами лица и ноги. (См. Ис. 6:1-7)Но они любят Его и им сладко говорить о Нем. Поэтому Серафимы взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Видите - они не даже не Богу поют, но «взывают друг ко другу», то есть говорят один другому о Господе. Так нужно поступать и людям. Покажите мне людей, говорящих об истине, и я скажу вам, что в день страха и гибели они будут укрыты Тем, о Ком беседовали со страхом во время мира.

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25) Говорить ложь не значит обязательно только лишь расхваливать залежалый товар или с корыстной целью подставлять ближнего под беду. Говорить ложь означает хвалить мнимые ценности: возвеличивать хитрость, превозносить грубую силу, воспевать безнаказанный разврат, поклоняться деньгам и успеху. Все это и многое другое - подлинная ложь, в которой плавает человечество, словно рыба в соленой воде. Говорящие о мнимом и ускользающем лгут друг другу, убеждая себя в силе того, что обречено огню, и в красоте того, что, по сути, безобразно. Поэтому говорит апостол: «отвергнув ложь, говорите истину». А не можешь говорить истину, не можешь прославить Бога без примеси фальши чистыми устами - молчи. Тоже - великое занятие, ценность которого многим из нас совершенно не известна.

Сменим же и мы разговор молчанием, и подумаем о том, что уже сказано.

19 слов об интернет-общении

И ведь жили мы раньше без Интернета. И немало лет. Но это в прошлом. Сейчас без Интернета мир уже непредставим. С развитием Е-мейла, форумов, чатов без него немыслимо и общение.

Тема общения людей в сети - многопланова и многообразна. Сейчас хочется поговорить об одной ее части - общении на форуме, в нашем случае - на форуме православном. Конечно же, форум – не нечто особенное и для начала - просто средство общения. Так что все правила хорошего тона, порядочности и компетентности действуют и здесь. Но некоторые из них имеют свои особенности и трудности.

1. Наше сообщение, комментарий, высказывание должно быть содержательным, т.е. иметь некую существенную мысль, новую информацию. К участию в форуме стоит отнестись не как к пустой «тусовке», а как к совместной с другими участниками внутренней работе, которая и будет видна многим, и повлияет на многих - в том числе на нас самих.

2. Старайтесь ясно и четко пояснить свою мысль и понять мысль собеседника. Бывает очень грустно, когда серьезная и для кого-то очень важная дискуссия (ведь среди тем обсуждений – проблемы смысла жизни, добра и зла, греха и добродетели) тонет в придирках к словам. В личной беседе важную роль играет мимика, интонации, в письменной речи их отсутствие нужно восполнять обдуманными словами.

3. Преодоление виртуальности - большая проблема. Мы не видим лица пишущего, не слышим звука его слов. Иногда даже не представляем, тот ли он, за кого себя выдает. И тут стоит поступать тонко. У нашего собеседника должна быть презумпция невиновности. И лишь если недобрые намерения окажутся очевидными, приходится с грустью прекращать общение и/или с еще большей грустью сообщать о нарушении правил.

4. Далее, отделим нашего собеседника от его мнения. Непростая задача, но без нее мы либо осудим сразу и мнение, и человека, либо будем толерантны (т.е. неразборчивы и равнодушны) и к тому, и к другому. Итак, к собеседнику отнесемся с пониманием и любовью, доброжелательно и вежливо. А вот мнение можем и покритиковать - если оно того заслуживает.

5. Некоторые любители нагрубить оппоненту оправдывают себя так: «Но я же говорю правду. Просто он горькой правды не хочет слушать!». Очень часто за «горькую правду» выдается собственное, причем ничем не доказанное, мнение, сочетающееся с осуждением собеседника.

6. Пафос и высокие слова. Не расточайте их. Проверено, что если человек начинает говорить о чем-то слишком высокопарно, он в случае испытания быстро переходит к чему-то низкопробному.

7. Конечно, везде есть место улыбке и юмору. Но так как нашей добродушной улыбки собеседник увидеть не может, то и к юмору приходится подходить с сознанием ответственности… Юмор, как оказывается, легко принять за насмешку.

8. Юродство - распространенный запрещенный прием. «- Ну конечно, меня, дуру старую, слушать не надо!». Получается, что Вы предлагаете собеседнику или деликатно подтвердить данную мысль или начать оправдываться: «Нет, ну что Вы, не наговаривайте на себя, Вы совсем еще молодая…»

9. Если Вы чем-то недовольны или что-то в высказывании оппонента Вам не понравилось - не торопитесь утверждать, что весь ресурс, где это напечатано - неправославный, свободную мысль здесь гонят, а порядки - драконовские. Это будет прямым оскорблением администрации (презумпцию невиновности которой мы также признаем, приходя на портал) и быстрейшим способом поссориться сразу со всеми участниками – ведь все почувствуют себя отчасти облитыми грязью.

10. Если Вас спросили корректно - отвечайте на поставленный вопрос или скажите, почему Вы сознательно не хотите на него отвечать. Иначе рано или поздно собеседник начнет сомневаться, что Вы говорите с ним.

11. Однако, в дискуссиях еще очень распространены вопросы, типа «Вы уже не пьете коньяк по утрам?» На попытки что-то объяснить обычно следует суровое: «Что Вы увиливаете от ответа? Отвечайте прямо - да или нет?!» Любители так ставить вопрос соберут себе лавры заслуженного сетевого тролля.

12. Вообще, желание заставить оппонента пооправдываться - любимейшее занятие многих в Интернете (в жизни последствия подобного будут явными и неприятными, а при Интернет-общении многие это позволяют). «Я знаю, Вы думаете, что …» (так можно приписать собеседнику все что угодно из недоказуемого - манию величия, масонство и т.д.). А если собеседник вдруг начнет оправдываться (типа «нет, что Вы, я думаю совсем по-другому и о другом»), его уже можно, покачав виртуальной головой, пристыдить - «ну вот, Вы уже оправдываетесь - значит чувствуете свою вину»

13. Много и в Интернете, да и в обычной жизни владеет страсть к обобщениям. «– Да все они там…». Даже если говорящий знает всего один случай. Да и со слов кого-то другого.

14. Еще один способ оригинальных обобщений: «Ученые доказали…» или еще лучше «Как хорошо известно всем компетентным в этом вопросе людям…». Говорящий достигает сразу двух целей - освобождает себя от бремени доказывать свое смелое предположение и выставляет не разделяющего его мнение читателя некомпетентным ограниченным невеждой.

15. Также очень «помогают» установить дружественное общение эмоциональные замечания: «Ну конечно, удивили!», «Надо же, как интересно, открытие сделали!» «Вот еще, пришел новый еретик нас учить!», «Посмотрите на самого справедливого» и т.п. Короче, это лучший способ продемонстрировать свое недружелюбие ко всем оппонентам сразу.

16. Среди общающихся на форумах немало новичков. Снизойдите к тем, кто только начинает общение, будьте с ними особенно предупредительны…

17. Особо тонкое и трепетное дело - обсуждение острых вопросов церковной жизни. Если тема зашла о чем-то касающемся конкретных персоналий, тем более священноначалия, надо соблюдать особую щепетильность. Много лучше кого-то недообвинить, чем оклеветать. Вообще, обсуждение острых вопросов недопустимо с позицией высокомерного стороннего наблюдателя. Если уж обсуждаем - то только то, к чему мы сами неравнодушны, от чего сами страдаем как от болезни близкого человека.

18. Общение - дело вообще ответственное. И если уж «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37), то на форуме слова не только запоминаются собеседнками, но и закрепляются, и остаются надолго. А пустые междометия и отдельные смайлики, разговоры не по теме и т.д. быстро превратят тему в ничего не значащий (м.б. и вполне милый) трёп (или на интернетском языке флуд ) И мы потом сами же скажем: «Здесь сплошная болтовня, и зачем нужны эти форумы?».

19. Ну и конечно общее правило - прочитайте письмо перед отправкой, посмотрите, чтобы оно было написано ясным красивым языком и возрождало тем самым богатые традиции русского эпистолярного жанра, чтобы были устранены опечатки, некоторые из которых могут быть кощунственными, а некоторые - изменить смысл текста до неузнаваемости (например, пропущенные частички «не»).