Сценарий праздника цаган сар в доме культуры. «Традиции живая нить. Танец с пиалами

Совместное развлечение для детей и родителей

"Праздник калмыцкого чая"

Цель

Задачи:

Оборудование : работы детей и родителей, пиалы для танца, калмыцкие народные костюмы, угощение "Калмыцкий чай и борцоки", записи калмыцких песен.

Предварительная работа : познавательные занятия, дидактические игры: "Собери пиалу", "Кто быстрее соберет борцоки", заучивание стихов, пословиц и песен о калмыцком чае.

Воспитатель: Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать к нам в детский сад "Солнышко". Сегодня у нас праздник - праздник калмыцкого чая. Это итоговое мероприятие проекта «Калмыцкий чай». Я благодарю родителей, которые приняли участие в этом проекте. Они собрали материал об истории происхождения калмыцкого чая, познакомили своих детей с чайной церемонией, разучили стихи и песни.

Как легендарное копье в боях,

Уух., идх тоотас,

Уурта, шимтэ хотас,

Уул чинрэн даасн,

Улан хальмг цэ.

Хальмг улс келнэ: « Цэ шингн болвчн – идэнэ дееж».

Цээhэр зулан оргдг

Цээhэр дееж бэрдг

Цээhэр гиичэн тосдг

Цээhэр хот кеедг.

Песня "Хальмг ця"

Входит сайгачонок, у него грустный вид.

Сайгачонок: у меня болит ножка и я потерял маму, я очень голоден, и боюсь волков я не могу быстро бегать.

Воспитатель: Мы тебя не оставим в беде, ребята у нас очень добрые. Мы тебя полечим и ты снова будешь здоров. Проходи, присаживайся. У нас праздник калмыцкого чая. А чай очень целебный напиток. Наши повара готовят калмыцкий чай и мы обязательно тебя угостим и ты поправишься.

Чай недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол ведет.(сайгачонка усаживают за стол).

Воспитатель : А сейчас нам о истории происхождения калмыцкого чая расскажет семья Бадмаевых (выходят мама Виктория и сын Дайсан).

Игра "Собери пиалу"

Воспитатель:О лечебных свойствах чая расскажет семья Анисовых

Песня "Борцок "

Игра"Кто быстрее соберёт борцоки"

Воспитатель:О чайной церемонии калмыков расскажут наши дети.

Игра «Улан, улан альчурта »

Воспитатель: Ребята у каждого народа есть свое особое блюдо.

У калмыков этим особым блюдом является калмыцкий чай.

Уух., идх тоотас,

Уурта, шимтэ хотас,

Уул чинрэн даасн,

Улан хальмг цэ.

Танец с пиалами

Пил джомбу я у даргинцев,

У балкарцев, кабардинцев.

Видел, пьют его армяне.

Слышал, пьют его цыгане.

Пьют везде калмыцкий чай,

Ты попей и не скучай!

Воспитатель:

А как еще называют калмыцкий чай, хальмг цэ? – Джомба. На всех праздниках «Зул», «Цаган Сар» самым почитаемым напитком является калмыцкий чай. Хальмг улс келнэ: « Цэ шингн болвчн – идэнэ дееж».

Воспитатель: (повар вносит чай в пиале)

Вот и готов наш лечебный напиток - чай, для сайгачонка. Сайгачонок пьет чай.

Сайгачонок: Ура! Я здоров!

Танец с сайгачонком.

Сайгачонок: Мне пора бежать, маму догонять. А помог мне стать здоровым и сильным калмыцкий чай. Спасибо вам. До новых встреч.

Цээhэс эмтэхнь уга,

Цээhэс чинртэнь уга,

Цээгэс унтэнн уга,

Цээhэс ахнь уга.

Воспитатель: Калмыцкий чай - символ счастья и покоя, поэтому любое торжество в честь любого события в нашей жизни мы начинаем и заканчиваем чаепитием. И произносим благопожелание. Поэтому и я, заканчивая о чае, не могу не пожелать вам, дорогие гости, счастья, удач, здоровья и мирного неба над головой.

Идэн – чигэн элвг- делвг болж

Халун хальмг цээhэн ууж,

Хавтха хальмг боорцган идж

Оньдин дорвн цагт

Амрж, жирhж йовтн

Будем во все времена

Ведя приятную беседу.

Выходят из зала. Воспитатель раздает родителям буклеты.

Сценарий мероприятия "Праздник калмыцкого чая"

Цель : популяризация национального праздника калмыцкого чая, привлечения детей, и родителей к традициям и обычаям калмыцкого народа.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения калмыцкого чая и особенностями традиций чаепития.

Способствовать развитию познавательной активности и любознательности.

Воспитывать чувство любви к своей малой Родине.

Активизировать словарный запас слов.

Интеграция образовательных областей : художественная литература, музыка, коммуникация, социализация.

Оборудование : работы детей и родителей, пиалы для танца, калмыцкие народные костюмы, записи калмыцких песен.

Оформление центральной стены : рисунок пиалы с калмыцким чаем и борцоками.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, гости дорогие, дорогие ребята! Сегодня мы собрались отметить праздник калмыцкого чая. У каждого народа есть свое особое блюдо.У калмыков этим особым блюдом является калмыцкий чай.

Многие калмыцкие поэты посвятили стихи калмыцкому чаю. Среди них: Б. Сангаджиева, В. Шуграева, Т. Бембеев, И.Убушаев.

Цээhэр зулан оргдг

Цээhэр дееж бэрдг

Цээhэр гиичэн тосдг

Цээhэр хот кеедг.

В третью субботу мая жители Калмыкии отмечают дату - День калмыцкого чая (калм. Хальмг Цяягин няр). Этот ежегодный праздник был учрежден народным Хуралом (парламентом) Калмыкии в 2011 году в целях сохранения и возрождения национальной культуры. Впервые он состоялся 19 мая 2012 года.

Интересно, что калмыцкий чай похож скорее на первое блюдо, нежели на напиток. Правильно заваривать и подавать чай - целое искусство. Как правило, хорошо заваренный чай калмыки щедро солят, добавляют в него молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле, и все это тщательно размешивается половником. Традиционная калмыцкая чайная церемония тоже имеет свои правила.

Правила чайной церемонии (Цягин авыъяс):

Нельзя кипятить воду без заварки

Нельзя подать гостю несвежий чай - это проявление неуважения, поэтому напиток заваривают прямо в присутствии гостя. При этом все движения совершаются слева направо - по ходу солнца.

Первую порцию чая подносят бурханам (Буддам): наливают его в жертвенную чашечку и ставят ее на алтарь, а после окончания чаепития отдают детям.

Нельзя пить чай из пиал со сколотыми краями.

Поднося чай, хозяин должен держать пиалу обеими руками на уровне груди, тем самым демонстрируя уважение к гостю.

При подношении чая соблюдается иерархия: сначала пиалу подают старшему по возрасту вне зависимости от того, является ли он гостем, родственником либо кем-то еще. - Принимающий чай, в свою очередь, должен взять пиалу обеими руками, безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления («цацл цацх»), произнести благопожелание в адрес самого чая, хозяина дома и всей его семьи.

После того как чай выпит, пустую посуду нельзя переворачивать вверх дном - это расценивается как проклятье.

Калмыцкий чай воспет своим народом

В пословицах, йорялах и стихах.

Сродни аршану он в божественной природе,

Хоть жидок, но первенствует в устах.

Чай сохраненный предками, будь крепким,

Как легендарное копье в боях,

Чтоб род степной продлился, был нередким -

Пей чай калмыцкий вволю в пиалах!

Есть несколько версий того, откуда калмыки узнали про чай. Согласно одной них, известный религиозный реформатор Цзонхава однажды занемог и обратился к лекарю. Тот прописал ему «божественный напиток», посоветовав пить его натощак семь дней подряд. Цзонхава совету внял и исцелился. По этому случаю он призвал всех верующих поставить лампадку бурханам и приготовить чудодейственный напиток, позже названный калмыками «хальмг цэ». Это и был чай.

По другой версии, обычай пить чай калмыкам подарил лама, решивший найти растительную пищу, которая не уступала бы по калорийности мясным блюдам. Он 30 дней читал молитву в надежде, что взойдет чудодейственная культура, и ожидания его оправдались. С тех пор у калмыков появился обычай проводить чайную церемонию как своеобразный божественный ритуал, а сам чай стал самым почитаемым калмыцким напитком: с него начинается утро в калмыцких семьях, без него не обходится ни один праздник.

Ведущий: К празднику готовились все группы нашего сада. Я приглашаю детей 2 младшей группы «Бабочка». Давайте встретим их аплодисментами.

Стихотворение

Ведущий: Приглашаю детей 2 младшей группы «Байр»

Хальмг устэ ця

Хотын омнэс уугдна

йорэл цягэр тэвгднэ

Йоста хаалг заагдна

Ирсн гиичиг тоогад

Идэд, уутн гинэ

Турулэд халун ця

Тоста, устэ огнэ

Пил джомбу я даргинцев

У балкарцев, кабардинцев

Видел, пьют его армяне

Слышал, пьют его цыгане.

Пьют везде калмыцкий чай

Ты попей и не скучай!

Цээгэснь эмтэхнь уга

Цээгэснь чинртэнь уга

Цээгэснь унтэнь уга

Цээгэснь ахаснь уга!

Песня "Боорцг"

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Собери альчики в пиалу»

Чай недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол ведет.

Ведущий: А сейчас приглашаю группу «Леопольд»

Стихи о калмыцком чае

Танец «Шарка-барка»

Ведущий: Я приглашаю воспитанников старшей группы «Подсолнушки»

Танец с пиалами

Благопожеление (Цягин йорэл).

Музыкальная игра «Сядь на ширдык»

Ведущий: Наши педагоги исполнят песню «Хальмг ця».

Общий калмыцкий танец

Ведущий: Калмыцкий чай - символ счастья и покоя, поэтому любое торжество в честь любого события в нашей жизни мы начинаем и заканчиваем чаепитием. И произносим благопожелание. Поэтому и я, заканчивая о чае, не могу не пожелать вам, дорогие гости, счастья, удач, здоровья и мирного неба над головой.

Идэн – чигэн элвг- делвг болж

Халун хальмг цээhэн ууж,

Хавтха хальмг боорцган идж

Оньдин дорвн цагт

Амрж, жирhж йовтн

Будем во все времена

Пить горячий, душистый калмыцкий чай,

Ведя приятную беседу.

Пусть выпитый чай нам будет аршаном.

Пусть все пьющие чай будут щедрыми!

Пусть все живут дружно и счастливо!

Спасибо за внимание. Всего доброго и до новых встреч!.

Предварительный просмотр:

Тематический день посвященный празднованию национального праздника «Цаган Сар».

Актуальность.

При всех разнообразных культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Калмыкии один из таких праздников праздник Цаган Сар. Цаган Сар – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш тематический день направлен на возрождение культуры, традиций калмыцкого народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях калмыцкого народа.

Цели: Знакомство детей с праздником «Цаган Сар», как важным и значимым праздником в жизни калмыков. Знакомство с обычаями и народными играми. Воспитание чувства патриотизма к традициям и обычаям нашей Республике. Развитие у детей познавательной активности.

Задачи: Способствовать формированию знаний о Цаган Саре, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Калмыкии. Развитие познавательных навыков через калмыцкий фольклор (чтение худ. литературы, сказок).Развитие двигательной активности посредством знакомства с национальными играми. Развивать воображение, любознательность, мелкую моторику через художественное творчество. Воспитывать любовь к родной Республике и гордость за нее.

Мероприятия, проводимые в День посвященный празднованию национального праздника «Цаган Сар».

Утро

Беседа: «Калмыцкий праздник «Цаган Сар»

Цель: познакомить с праздником «Цаган Сар», традициями, обычаями; прививать любовь к родной Респеблике.

Рассматривание уголка «Родной край» в группе.

Цели: приобщение детей к самобытной культуре и обычаям калмыков.

Рассматривание иллюстраций: «Борцоги»

Цели: формировать представления о национальном блюде борцоги, их видах.

Д/игра: «Приготовим борцоги»

Цели: познакомить детей с процессом приготовления борцогов; развивать воображение: выяснить, знают ли дети названия продуктов для приготовления борцогов; активизировать соответствующие слова в речи детей .

Индивидуальная работа : Д/игра «Кто в степи живет?»

Цели: закреплять знания детей об обитателях степи; познакомить с новыми словами туула(заяц), зара(ежик), арат(лиса), чон(волк); развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

1 Прогулка

П/игры: «Собери альчики», «Заяц »

Цели: Развивать внимательность, выносливость, быстроту реакции.

Учить действовать по сигналу.

Вызывать положительные эмоции от совместных действий.

Учить согласовывать действия с текстом игры.

Сюжетно – ролевая игра: «В гостях у ээжи».

Цели: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям.

Индивидуальная работа: Д/игра «Что в степи растет?»

Цели: закреплять знания детей о растениях степи; развивать память, речь; воспитывать любовь к родному краю.

Игра – эксперимент: «Свойства муки».

Цели: познакомить со свойствами муки: белая, сыпучая, мягкая, легкая, оставляет отпечатки.

Пальчиковая гимнастика: «Цветочек – тюльпан».

Цели: развитие мелкой моторики, речи детей.

Импровизационные движения: «Лепим борцоги»

Цели: побуждать детей к изображению характерных движений при лепке борцогов.

Обед.

Подготовка ко сну. Сон.

2 половина дня.

Постепенный подъем.

Дыхательная гимнастика: «Одуванчик».

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Чтение художественной литературы: В. Шуграева «Боорцг», В.Сангаджиева «Калмыцкий чай» (отрывок).

Цели: ознакомление с произведениями поэтов Калмыкии.

Рассматривание кукол в национальных костюмах: Бyшмуд – платье.

Цели: расширять представления о вещах: одежде и их назначении, национальной вышивке на одежде.

Д/игра: «Найди одинаковые борцоги».

Цели: познакомить детей с видами борцогов и названиями их; развивать зрительное внимание, память.

2 прогулка

П/игры: «Целься вернее», «Барашек»

Цели: Развивать глазомер, координацию движений; умение действовать по сигналу. Совершенствовать навыки ходьбы и бега.

Импровизационные движения: «Калмыцкие народные танцы».

Цели: побуждать детей к изображению характерных движений калмыцких народных танцев.

Чтение национальной сказки: «Волк и лиса»

Цели: познакомить с особенностями калмыцкой сказки; понимать нравственный смысл ее, проявлять сочувствие или осуждение к героям.

Индивидуальная работа: Разучивание стихотворения «Сайгак».

Цели: продолжать знакомить детей с художественной литературой. Приобщать к поэзии, помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Д/игра: «Угостим кукол калмыцким чаем и борцогами».

Цели: Создание условий для формирования представлений о национальных блюдах, научить детей сервировать стол к приходу гостей. Активизировать слова в речи детей (борцоги, чай, пиала).

Итоговое мероприятие родителей с детьми . Лепка тема «Калмыцкое национальное блюдо - БОРЦОГИ»

Работа с родителями: папка передвижка «Весенний праздник Цаган Сар».

Заключение.

В процессе работы в этот день мы с детьми выяснили, что Цаган Сар – праздник весны, который широко отмечается на территории Калмыкии.

КОУ РК ЭКШИ
Сценарий утренника
«Цагансар».

Ответственные:2 класс
2015г.
«
Цаһансар-хавринбайр»
Танец с хадаками- девочки

Учитель: Мендвткүндтəманна сургульчнр,энкр манна гиичнр! ЭндрхальмгаһарЦаһанСарин нег шин..Υвлинкиитнəсмендһарвт?
Ученик 1-
Цаһана Сар ирнə.
Шикр- балтаэлвгболна,
Кɵгшдйɵрəлтəвнə,
Күүкдбиилҗдуулна.
Ученик2-
Пусть снег скорее сойдет
Водой-ручьем истечет,
Пусть солнце греет
И все живое цветет.
Пусть без зла и лжи, не зная невзгод,
Благоденствует мой народ.
Рассказ о празднике- презентация.
О празднике «Цагансар» калмыцкий народ сложил легенду.

Когда-то давным-давно в степь пришла беда. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что у хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который погубит все живое на земле.

Тогда ламы подобрали самую красивую,умную, решительную и сильную девушку. Ее звали Окон.

Вскоре Окон встретилась с ханом мангустов и покорила его своей красотой и умом. Она превратила большинство ее мангустов в добрых. Вскоре Окон родила сына, но не забывала о предсказании.Окон сумела совершить побег из царства мангусов и ценой своей жизни привела сына к родным кочевьям.

Ребенок сделал свой первый шаг на родине матери, тем самым калмыцкий народ был спасен. И это случилось в первый день весны, в первый день месяца Дракона. С тех пор этот день стал особым праздником как символ победы добра над злыми силами- Праздник Цагансар. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри- Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Когда молятся, то просят о защите, чтобы Она принесла людям мир, покой и счастье.
Цаган-Сар – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. С наступлением весны у калмыков заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.

Выступление 1 класса.
Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело, все одаривали друг друга подарками.

И сейчас вам мальчики подарят песню- « Харада».

На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, ведь мясо – это традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцыки, которые делались разных видов.
Об этом угощении нам расскажут ученики 3-го класса.
Название праздника «Цаган» в переводе «белый». Для калмыков белый цвет ассоциирует все чистое, светлое, доброе.
Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца.
Танец - танец богатырей- мальчики 2-го класса.

Игра«Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.
Атрибуты:2 альчика.
Загадки - А теперь ребята давайте отгадаем загадки о весне:
1.Он в степи живет, бегуном слывет.
Желтая шубка, острые рожки,
Длинные ножки. (сайгак)

2.Серый, зубастый,
По степи рыщет,
Телят, овец ищет. (волк)

3.Столбиком стоит зверек
На степной тропинке.
Он и вдоль, и поперек
Знает все травинки. (Суслик)

4." Царем" ту птицу величают,
Хотя короны нет на ней.
И многие, конечно, знают,
Что степи все подвластны ей.(Орел)

5.Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
Ответ: Тюльпан

Но не только калмыцкий народ празднует приход весны. На Руси издревне тоже встречали весну праздником- Масленницей. Люди пекли блины- символ солнца, пели песни,играли и сжигали чучело масленицы.Гулянья продолжались целую неделю.

А масленицу мы с вами будем встречать с учениками 4-го класса.
-Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Игра»Целься вернее»-Из желтого картона вырезать круги-блины. Желающие проверить себя на меткость кидают «блины» в «тарелку». Кто больше «блинов» забросил в круг, тот и победил.
Песня «Цагансар»- поют всеклассы.

Интегрированное занятие к празднику "Белого месяца" (совместно с родителями)

Программное содержание:
- приобщение детей к самобытной культуре и обычаям бурят;
- знакомство с бурятским композитором Чингизом Павловым;
- знакомство с бурятским художником Георгием Павловым;
- развитие познавательных навыков через бурятский фольклор;

Воспитание чувств коллективизма и взаимоуважения.

Ход занятия

Воспитатель:

У бурятского народа есть много традиций и обычаев, с некоторыми из которых мы с вами познакомимся сегодня.

Есть обычай такой
Очищая свое жилище
У входа хозяин
Зажигает траву
Ая- ганга- святая трава
Курится дымом бессмертия,
Мы произносим благие слова
Для здоровья, души просветления.
И в нашем зале горит ая-ганга, чтобы в Новом году все были здоровыми.
(Под бурятскую мелодию проходит окуривание святой травой)

У бурятского народа существует особый обычай приветствовать друг друга, протянув друг другу руки. У младшего по возрасту руки снизу ладонями вверх, а у старших по возрасту руки сверху ладонями вниз.
- Что это означает? Действительно, младшие говорят, что у старших есть опора в жизни, и старшие показывают, что они готовы передать мудрость и опыт молодому поколению.
(Показ приветствия, ведущий подходит к каждому ребенку)
- А чтобы нам узнать, что же это за праздник «Сагаалган», мы с вами посмотрим мультфильм.

Мультфильм о Сагаалгане.
- Посмотрев фильм, вы уже убедились, что в праздник «Сагаалгана», еще его называют «Белый месяц» Любили веселиться, петь песни о своем крае, земле. В Бурятии много выдающихся композиторов, которые сочинили много красивых песен о родном крае, о родной земле.
(Портрет композитора)

Чингиз Ефимович Павлов - композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств Бурятии. Чингиз Ефимович Павлов родился 29 декабря 1928 года. Рано лишившись родителей, будущий композитор остался на попечении старшего брата Георгия Ефимовича Павлова. Именно брат, в будущем народный художник России и Бурятии позаботился о судьбе младшего брата и в составе национальной группы отправил его на музыкальные курсы в Уральскую консерваторию. Потом была студия.

Затем он поступает в Уральскую консерваторию. Чингизу повезло с педагогом - он учился в классе знаменитого трубача профессора Н.И. Щелокова, который был не только отличным исполнителем, но и сочинял музыку. Таким образом, Ч.Павлов получил образование не только как оркестрант, но и как композитор.

В 1954 г., молодой музыкант был направлен в оркестр театра оперы и балета, а через год стал музыкальным руководителем и дирижером Государственного ансамбля песни и танца "Байкал". Ч.Павлов успешно пропагандировал музыку бурятских композиторов Б.Ямпилова, Ж.Батуева, Д.Аюшеева, Г.Дадуева, В.Морошкина, сделал ее достоянием не только земляков, но широко исполнял во время гастрольных поездок по Советскому Союзу и за рубежом.

Будучи человеком скромным и требовательным к себе Ч. Павлов долго сомневался, прежде чем включить в репертуар коллектива свое сочинение, предложить певцам свою песню. Зато, как правило, песни эти становились популярными, подхватывались народом. Среди них есть немало настоящих жемчужин, достойных внимания современных певцов, нового прочтения. Недаром ждали его новых песен и становились их первыми исполнителями и Лхасаран Линховоин и Дугаржап Дашиев и Ким Базарсадаев и многие другие именитые артисты.

Чингис Павлов был не только исполнителем, дирижером и композитором, он был и педагогом, и общественным деятелем. Именно он стал основателем оркестра бурятских народных инструментов Гостелерадио, открыл музыкальное отделение в педагогическом училище №1, создал детский духовой оркестр в школе-интернате №1, ввел уроки пения в начальных классах общеобразовательной школы, проводил открытые уроки на Всероссийских семинарах и совещаниях учителей. Его стараниями был создан и ныне знаменитый детский ансамбль песни и танца "Баран".

Остается только сожалеть, что Ч.Павлов не успел стать членом Союза композиторов Бурятии, потому что неуемная энергия проявлялась как в пропаганде музыки старшего поколения национальных композиторов, так и популяризация творчества Б. Цырендашиева, Н. Дамиранова, А. Андреева, Г. Дашипылова и Ю. Ирдынеева.

Ч. Павлов не писал крупных полотен, опер, симфоний и балетов, но та музыка, которую он создал, вошла в золотой фонд бурятского искусства.

В 1980 г. его не стало. И сейчас мы вам исполним красивую песню бурятского композитора Чингиза Павлова, которая называется «Родная мелодия»

Песня: «Родная мелодия» (Совместно с родителями и воспитателями

Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды. Надевали верхнюю национальную одежду, которая называлась дэгэл. Бурятский народ всегда славился гостеприимством. Символом гостеприимства считается ходак. Гостей встречали приветственным танцем с ходоками.

Приветственный танец с ходоками:

(По окончанию танца все дети друг другу дарят ходаки)
Вед: А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры, развлекались загадками. Некоторые бурятские «загадки» очень своеобразные - а «какие» - то из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.

Белое одеяло степь покрывало (снег).
Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).
Четыре братца под одной шапкой стоят (стол или стул).
Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит.
Горшочек умён - семь дырочек в нём (голова).
Палочка, которая победила зверя (Стрела).

Самый маленький заставляет плакать самого большого (Комар).
Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).
Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

Этот дом переносной
В стороне стоит степной.
Тёплым войлоком он крыт,
А внутри очаг горит.
Крыша вверх уходит круто
Это войлочная … (юрта).

Все знают, что юрта - это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как ни часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные. Сейчас мы поиграем в игры про юрты.
Проводится игра «Построй юрту»

Участвуют 12 человек - на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу.
- А теперь мы заселим эти юрты ребятами.

Проводится игра «Займи юрту»
Дети легко двигаются по залу подскоками, по окончании музыки садятся на стульчик - занимают юрту.
Вед: Еще сегодня мы с вами познакомимся с выдающимся бурятским художником с Георгием Павловым. Родной брат композитора Чингиза Павлова. Два талантливых брата.
Портрет Георгия Павлова
картина Георгия Павлова

Воспитатель: Мы сейчас с вами покажем свои таланты. Когда вы вырастите, может кто-нибудь из вас станет знаменитым композитором, как Чингиз Павлов, или знаменитым художником, как Георгий Павлов.
Игра: «Укрась одежду бурятским орнаментом»
Украсим нашу одежду и обувь бурятским орнаментом. (Дети и родители делятся на три команды и украшают бурятским орнаментом унт, халат и головной убор на ватмане).
- У бурятского народа есть свои национальные блюда. Вы знаете какие?
Ответы детей:
- А еще есть бузы. А вы умеете их лепить? А мамы нам помогут.
«Лепим бузы»
Вы хорошо знаете свою Бурятию и обычаи бурятского народа?
Как называется верхняя национальная одежда. (Дэгэл).
Как по-бурятски называется шапка? (Малгай).
Какие игры связанны с этим праздником? (Игра в ладошки, кольцо, рукавичка).
Назовите названия годов восточного календаря. (Мышь, ……. Кабан).

Какой народный танец исполняется на всех праздниках? (Ехор).
Воспитатель: Так давайте сегодня, в праздник белого месяца, улыбнемся и поздравим друг друга с праздником. И станцуем вместе.
Вед: Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовёт.
Если встанешь с нами в круг,
Значит ты хороший друг.

Исполняется «Ёхор». (Вместе с родителями)
Песня: «Сагалган»

Рефлексия
Вед: Ребята, скажите, что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.

Муратова Оксана Валерьевна, музыкальный руководитель. МАДОУ д/с № 113 «Капитошка» г. Улан-Удэ

Чтобы скачать материал или !

Наталья Ванькаева
Развлечение «Цаган Сар - Белый месяц» (старшая группа)

Развлечение «Цаган Сар – Белый месяц » . Старшая группа 2015 г . Воспитатель : Ванькаева Н. Б.

Цель : Прививать любовь к родному краю, «Свист суслика» , повысить экологическую грамотность детей, познакомить со стихотворениями калмыцких поэтов, «Легендой о тюльпане» , вызвать чувство восхищения степным цветком.

Материалы и оборудование : ТСО – музыкальный центр, СД диски, фотопортреты сусликов, искусственные цветы, атрибуты для подвижных игр (колокольчики, герлыги, мягкие модули, праздничное угощение.

Гости : преподаватель музыкальной школы Хечиева Н. Я., ученицы музыкальной школы, первоклассницы – выпускницы нашего детского сада, родители.

Под ритмичную музыку, дети в калмыцких национальных костюмах, в ритме танца входят в зал.

Рассаживаются на стульчики напротив друг друга. Две команды : «Красный тюльпан» , «Желтый тюльпан» (эмблемы закреплены у детей на груди)

Ведущий : Пусть живут люди в спокойствии и благоденствии!

Будем праздновать все вместе Цаган Сар .

Будем приветствовать друг друга «Менде!»

Пусть все задуманное вами осуществится.

Встретимся в этот праздничный день Цаган Сара ,

Когда земля уже оттаяла после зимы!

Ведущий : Цаган Сар – один из самых любимых национальных праздников калмыцкого народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы.

С наступлением весны у животноводов заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава, а значит можно выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны – появлением из норки суслика.

Под музыку П. Чонкушова «Степь» , мальчики исполняют танец «Суслики» .

После танца входит «Цаган Сар » (И. С.) .

Ведущий : Кто ты прекрасная незнакомка?

Цаган Сар : Меня зовут Цаган Сар ! Мендут!

В какую чудесную страну позвали меня мои друзья суслики! Сколько здесь расцвело прекрасных тюльпанов.

(йорель)

Ведущий : Да, Цаган Сар , тюльпаны – это ребята из нашего детского сада «Алтн Булг» , их родители и наши гости, собрались, чтобы встретить с тобой этот замечательный праздник.

Дети : йорель Дарина

Ведущий : Предлагаю всем вместе спеть песню посвященную тебе Цаган Сар . (Гости нашего праздника (ученицы музыкальной школы) играют на домбре народном музыкальном инструменте)

(Под аккомпанемент домбры все поют песню Цаган Сар )

Цаган Сар : проводит викторину «Цаган Сар – Белый месяц »

1. Как переводится на русский язык Цаган Сар ? (белый , счастливый месяц )

2. Сколько времени длится этот праздник? (1 месяц )

3. Как нужно встречать Цаган Сар ?

4. Нужно ли ходить в гости?

5. Какие праздничные блюда готовят?

6. Какую одежду нужно одевать?

7. В какую щечку должна поцеловать мама своего ребенка, и что при этом сказать?

8. Какие виды борцоков вы знаете?

(цельвиг, хорха, хен)

Ведущий : Голова барана символизирует – много овец во дворе. А, как называют детенышей овцы? (Ягнята)

Ведущий : предлагаю игру «Загони ягнят в кашару» .

Дети : йорель

Цаган Сар : О, какие вы хозяйственные! Молодцы!

Степь калмыцкая весной

Как зеленый океан.

Словно в дымке голубой

В ней качается тюльпан.

Приглашаю девочек красавиц станцевать со мной «Танец с тюльпанами» .

Танец «Девичий с тюльпанами»

Дети : йорель

Ведущий : Сегодня на нашем празднике гости – выпускницы детского сада. Они совсем недавно учатся в школе, но уже очень многому научились! Для всех нас они споют песни :

«Песня про борцоки» ,

Ведущий : Большое спасибо вам наши юные артисты!

Ведущий : А еще в этот весенний праздник кочевники любили играть в игру «Мёнгн бюсе» .

Цаган Сар : Какие вы ловкие и быстрые!

Но, что-то наши гости заскучали. Они хотят нас веселить. Играть на домбре – попурри.

Ведущий : Цаган Сар , а что у тебя в кисете?

Цаган Сар : Это волшебный кисет, в нем загадки – задания «Назови на калмыцком языке» (играют дети и взрослые)

Ведущий : отгадайте загадки-

Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу - привечу (Шапка)

Кто-то свяжет, кто сошьёт,

Ту, что на голове живёт,

И в мороз не заменима,

Уши вам согреет в зиму. (Шапка.)

Простудиться не хотите -

Наседку теплую купите :

Хоть погода будет зябка,

Голову согреет. (Шапка) .

Ведущий : Предлагаю поиграть в игру «Ну, ребята не зевайте шапочку передавайте!» (с родителями)

Ведущий : Слово для поздравления предоставляется родителям!

Цаган Сар : Народные гулянья, яркие действия, которыми сопровождается этот праздник, не оставляют никого равнодушным, дарят улыбки и тепло.

Танец «Алтнбулыгский перепляс»

Ведущий : слово берут гости

Игра «Альчики»

Цаган Сар : благодарит команды и всех за участие, вручает пакеты с угощением.

Цаган Сар :

Желаем вам осуществления самых заветных мечтаний, благополучия в доме, здоровья, бодрости духа, оптимизма, энергии и весеннего настроения!

Ведущий :

Пусть расцветает степь моя

Под солнца добрыми лучами,

Цвети, благоухай, Калмыкия моя,

Пусть в Вашей жизни будет больше положительных эмоций, радости и счастья!

Ведущий : Приглашаем всех к праздничному столу!

Чаепитие с родителями в группе .

Публикации по теме:

«Лето». Отчет о летней оздоровительной работе на 2015 год (старшая группа) Лето - удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период много времени дети проводят на свежем.

Снег - это смех, радость, веселые игры. Оформление зимних участков - работа непростая, требующая больших физических затрат. Каждая снежная.

НОД по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «2015-й - год 85-летия Слюдянского района» (старшая группа) Предварительная работа: Беседа о Слюдянском районе, о посёлке Култук, просмотр фотографии город Слюдянка. Программное содержание: Закрепить.

В октябре месяце наши дети узнали много нового, сходили в выставочный зал, участвовали в утреннике, посвященному «Дню пожилого человека»,.