Карга боткасы (весенний праздник «Каша для грачей»). Материал (старшая группа) на тему: Сценарий праздника "Карга боткасы"

Роза Шайхутдинова
Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы» («Грачиная каша»)

Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы » («Грачиная каша » )

Цель : - Познакомить детей с национальным праздником наших предков , с его историей и значением в жизни народа.

Развивать интерес к быту и культуре татарского народа .

Воспитывать межнациональную дружбу.

Звучит татарская музыка , дети старшей и подготовительной группы собираются на спортивном участке, украшенном шарами и флажками.

Ведущая : Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приглашаем вас на праздник «Грачиная каша » . Давным - давно люди не знали, почему наступает весна. Они думали, что весну приносят из теплых стран грачи , поэтому, когда снег начинал таять и прилетали грачи , люди в честь их прилета устраивали праздник . Этот праздник назвали «Грачиная каша » . Люди со всех домов собирали крупу, масло, соль и ставили варить кашу. А пока она варилась, пели, плясали, играли, веселились. А потом ели готовую кашу, угощали ею всех, а оставшейся кашей угощали птиц.

Ведущая : Вот и кончилось время снега и и льда.

Берег реки затопляет вода.

День удлиняет, ночь убывает

Как это время, дети, называют?

Дети : Весна!

Ведущая : Человек открыл весну : за порог он вышел

И увидел ручеек и капель услышал

И понятно стало всем, что зима устала,

Что состарилась она и весна настала.

Дети :

Пришла пора весенняя

Пришла пора цветения

И, значит, настроение

У всех людей весеннее.

Деньки стоят погожие

На праздники похожие ,

А в небе - солнце теплое

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются

Ушла зима со стужами

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

В край родной, как домой

Прилетают все весной.

Исполняется песня «Яз килэ» .

В зал входят дети - грачи в костюмах .

Грачи : 1. Летим, летим из теплых стран

Летим, летим к своим друзьям.

2. Здравствуйте, здравствуйте, дети,

Рады мы нашей встрече.

Ведущая : Расскажите, птицы, где вы побывали?

Расскажите, птицы, что вы повидали?

Грачи : В жарких странах жаркое лето,

Ни зимы, ни снега там нету.

Бродят там слоны - великаны

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья - лианы,

Там растут на пальмах бананы.

Ведущая : Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем Вы дружили в странах незнакомых?

Грачи : 1. Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью.

2. По скворечне, по деревьям,

По соседу - воробью.

Ведущая : Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда.

Проводится игра с калошами .

Входит бабушка.

Бабушка : Вот и я пришла, крупу, соль, масло принесла. Здравствуйте, дорогие дети! Доброго дня вам, уважаемые гости! Я - бабушка Халима, пришла к вам на праздник .

Ведущая : Бабушка Халима, помогите нам приготовить кашу. Сначала соберем продукты, чтобы сварить кашу : крупу, масло, соль. Приготовим казанок, где будем варить кашу.

1 - ый ребенок (подходит к бабушке) : Здравствуйте, бабушка Халима! У вас крупа есть?

Бабушка : Вот вам, дети, крупа (отдает ведущей) .

2 - ой ребенок : Бабушка! Соли, масла мы возьмем, в казаночек отнесем.

Бабушка : Вот вам масло, вот вам соль, казаночек вот такой,вешает казанок на костер, кладет туда крупу, масло, соль.

Ведущая : Вот и собрали мы продукты. Пока бабушка будет варить вкусную кашу, мы немножко отдохнем. Ребята, дождик пошел. Неужели он хочет праздник нам испортить ? Нет, это теплый дождь, он хочет с нами поиграть.

Проводится игра «Солнышко и дождик» .

Ведущая : Бабушка, идемте с нами веселиться!

Бабушка : А загадки вы умеете отгадывать?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(грач )

Меня часто зовут,

Дожидаются,

А приду - от меня

укрываются.

(дождь)

В дверь, в окно

стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит.

(солнце)

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая

(зима и весна)

Ведущая : Спасибо, бабушка Халима, может танец для нас станцуете?

Бабушка исполняет татарский танец .

Ведущая : Бабушка Халима, а теперь посмотри как наши дети танцуют.

Исполняется татарский танец с ведрами .

Бабушка : А давайте поиграем в игру.

Проводится игра «Что летает, что не летает» .

Ведущая : По - моему самое время попробовать кашу.

Вот и каша готова .

Поиграли и плясали,

Грачей весело встречали .

А теперь пора настала

Вкусной кашей угощаться.

Стелятся скатерти, дети садятся вокруг и угощаются кашей.

Затем бабушка раскладывает остатки каши на землю :

Вкусной каши принесли,

Угощайтесь вы, грачи !

Пожелайте вы дождя,

Чтоб полны были поля!

Ведущая : На этом наш праздник закончен , пора возвращаться в группу.

Бабушка : Будьте здоровы, растите большими, малышей не обижайте, старших уважайте. Живите дружно, будьте счастливы!

Конспект занятия «Карга боткасы (весенний праздник «Каша для грачей»).

О себе: Стаж работы по специальности 17 лет. Имею первую квалификационную категорию. Работаю над темой «Развитие познавательных способностей через обучение детей татарскому языку». Поставленные задачи способствуют умственному, художественно-эстетическому и речевому развитию воспитанников.

Ход мероприятия.

Дети под музыку заходят в зал. Встают в полукруг.

Элина. Тамчылар тама тып та тып,
Тамчылар сикерәләр.
Җиргә тама көмеш тамчы
Сагынып көткән яз килә!

Алия. Яз килә, яз килә!
Сыерчыклар килә!
Гөрләшеп, сайрашып,
Җырчы кошлар килә!

Камиля. Бик күңелле тышта,
Кар эри, боз китә.
Чабышып йориләр,
Малайлар бер читтә!

ВЕД. Туктап сана, тамчы тама: Тып-тып-тып!
Төшө-төшө, бозны тишә: Тып-тып-тып!
Яз бу, ишет! Кага ишек: тып-тып-тып!

ПЕСНЯ «Күңелле балачак»

ВЕД. Под тёплыми лучами солнца начали таять сосульки. К нам пришла Весна красна.

ИГРА «Весна идёт»

ВЕД. Йә, балалар, карагыз,
Тышта әнә килә яз!.

ДЕТИ. әйе,әйе, күрәбез,
Тышта әнә килә яз.

ВЕД. — Кошлар кайта көньяктан!
— Тамчы тама тып та тып!
— Кояш көлә биектә!
— Урамда яз килә!

Садятся на стульчики.

ВЕД. –әйдәгез, яңгырны чакырыйк!
Яңгыркаем, яу, яу!
әйбәт түгел яумау!
Кырлар шундый коры,
Яу шуларга туры!
Дождик идёт, дождик идёт!
Тёплый идет, весенний идёт!

ВЕД. –Яңгырны туктатыйк!
Яңгыркаем тукта,
Явасың бит юкка!
Яңгыркаем тукта,
Кайт та,ятып йокла!
Тучка ступай, прочь уплывай.
Солнышку вновь, выглянуть дай!

ВЕД. – Дуслар, ә хәзер,әйдәгез, кояшны чакырыйк!
Кояш чык, чык, чык!
Майлы ботка бирермен.
майлы ботка казанда,
Тәти кашык базарда!
Кояш чык, чык, чык!

ВЕД . — Карагыз әле, нинди матур булып кояш чыкты!
Посмотрите, дети, какой солнечный, ясный, весенний день!
(Залетает ГРАЧ.)

ГРАЧ. — Каргаәйтә: карр, карр,
Туем җитте, барр, барр.
Ярма, күкәй алып бар,
Карр, карр, карр!

ВЕД. — Первыми вестниками dесны являются грачи. С давних времён наш народ с уважением относился к этим птицам. И в честь их прилёта люди устраивали праздник «Карга боткасы» — «Каша для грачей». Главными участниками праздника были дети. Они ходили по домам собирали гостинцы для праздника: крупу, яйца, масло. Всех приглашали на праздник. (Дети вместе говорят).
Карга килә, казан аса,
Торна килә, тоз сала,
Песнәк килә пешерә,
Чыпчык килә тикшерә,
ә бу ашап бетерә! (Грач улетела, села на место, дети встают,и под музыку идут к первому домику)

Элина. — өйдәме, түтәй?
Бир, зинһар, күкәй.
Бирсәң безгә өч күкәй,
Тавыгың салыр йөз күкәй!

Аня. — Эй, хозяева!
Открывай ворота.
Если дашь нам пять яиц
Твоя курочка снесет сто яиц! (Из домика выходит хозяйка и дает яйца, дети идут к второму домику).

Алия. — өйдәме, түтәй?
Кызганма, түтәй-
Май кирәк безгә, ярма кирәк,
Карга туена бар да кирәк!

Аида. — Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку! (Из домика выходит хозяйка и дает крупу, дети идут к третьему домику).

Камиля. — Шикәр кирәк, тоз кирәк, чыгар түтәй, тизрәк!

Эльсон. — Кар-кар кричат грачи,
Есть бэлеш в печи,
Если в печи бэлеш есть
Значит дома гости есть!
(из домика выходит хозяйка АПА и дает гостинцы)

АПА. –Менә балалар, бар да бар,
Май да, сөт тә!
Күкәй дә, ярма да,
Ботка бик тәмле булыр!

ДЕТИ. — Рәхмәт, апа!

ВЕД. — После того, как все гостинцы собраны, дети убегают на первую проталинку возле речки. Взрослые готовят угощения, варят кашу, А дети веселятся, играют.

АПА. –Ботка пешкәнче “Түбәтәй” уенын уйнап алыгыз әле, балалар! А мы с вами поиграем в игру “Тюбэтэй”
“Түбәтәй” уены

АПА . -Ботка да әзер балалар, авыз итегез! Ашыгыз тәмле булсын! Вот инаша каша готова! Всем приятного аппетита! (Дети и гости пробуют кашу)

ДЕТИ. –Рәхмәт!

АПА. -Көннәрегез аяз булсын!
-Илләр тыныч булсын!
-Яңгырлар явып, игеннәр уңсын!
-Балалар Тәүфыйклы булыпүүссен!

ВЕД. — А вас, дорогие, с весною поздравляю!
Счастье будет вам горой,
Урожая воз большой,
На столе всегда пирог!
Легких вам всегда дорог!

Использованная литература:
1. Закиров К.В. Иң матур сүз.-Казан.Мәгариф.2000.-335бит.
2. Уразман Р.Татар халкының йолалары һәм бәйрәмнәре. Казан.Татар китап нәшрияте. 1992-96 бит.
3. Ягъфаров Р.Ф. Балалар фольклоры.-Казан. Мәгариф.2000-159 бит.

Цель:

  • Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.
  • Развивать интерес к быту и культуре татарского народа.

Воспитатель. В давние времена думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник "Карга боткасы". Они радовались прилету птиц и весне.

Залетает грач-ребенок.

Карга әйтә: кар-кар,
Туем җитте, бар-бар!
Ярма, күкәй алып бар,
Ипи-итең алып бар,
Карр, Карр, Карр.

Звучит татарская плясовая. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идет мальчик с гармошкой. Дети останавливаются у первого дома.

1 ребенок

Эй, хозяева!
Открывай ворота,
Если дашь нам пять яиц,
Твоя курочка снесет сто яиц!

2 ребенок

Өйдәме, түтәй!
Җәтрәк бир күкәй.
Бирсәң безгә биш күкәй,
Тавыгың салыр йөз күкәй.

Из домика выходит хозяйка и дает детям яйца. Дети под музыку подходят к следующему домику .

3 ребенок

Май кирәк, ярма кирәк,
Карга туена бар да кирәк.
Тагын булса он чыгар,
Пешерербез без чумар.

4 ребенок

Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку.

Из дома выходит хозяйка и дает детям муку. Дети под музыку подходят к третьему домику .

5 ребенок

Шикәр кирәк, тоз кирәк,
Чыгар түтәй, тизрәк!
Синең кебек уңган түтәй
Бу дөньда бик сирәк!

6 ребенок

Сахар нужен, соль нужна
Подавай, скорей, сюда!
Белый свет хоть обойди,
Хозяйки лучше не найти!

Выходит хозяйка выносит соль и сахар.

Ведущ. Ребята, все это мы отдадим на кухню, и пока наша каша варится, мы с вами повеселимся!

7 ребенок

Яз килә, яз килә!
Язны зурлыйк әле.
Гөрләвекләр челтәревенә
Кушылып җырлыйк әле!

Дети исполняют песню “Яз килгән”

Н.Яхина сүз., Луиза батыр-Болгари муз.

Залетает девочка-ласточка.

8 ребенок

Ласточка, ласточка,
Милая ласточка.
Ты где была?
Что за весть принесла?

Ласточка.

За морем бывала
Весну зазывала.
Несу, несу
Вам Весну-Красну!

Звучит красивая музыка. Входит весна.

Весна.

Саумы, нәни дусларым
Сезне сагынып килдем мин.
Сезгә аяз көннәр дә,
Яңгыр да китердем мин.

Ведущ.

Здравствуй Весна-красна!
Долго ждали мы тебя.
Надоела нам зима, морозы да метели!
Мы хотим чтоб к нам скорей птицы прилетели.

Весна

Снег да холод прогоню
Тепло с юга принесу,
Побегут кругом ручьи
Брызнут солнышка лучи!
Ярче вы, лучи, сияйте,
И земельку согревайте!
Зеленейте, стебельки,
Расцветайте все, цветки,
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь птицы!

Звучит танец - песня “Кайт, карлыгач”

– Ребята, слышите, птицы прилетели
Песню громкую запели!

Звучит песня “Яз җыры” Р. Валиева сүз. Луиза Батыр-Болгари муз.

Ведущ . - Весна, наши умеют играть на муз. инструментах. Послушай как они это делают.

Звучит оркестр. (танец татар-мишярей)

8 ребенок.

Яз каршылап, җырлар җырладык
Ә хәзер, әйдәгез, уйнап алыйк!

Ведущ.

Весна! Ты здесь всех повесели
В игры поиграй с детьми!

1. Пронеси яйцо (Стр.гр)
2. День-Ночь
3. Тюбетейка

Весна.

Сойдут снега, пройдут дожди
И солнце всех теплом согреет.
И скоро расцветут цветы
И станет мир наш красивее.

Исполняется танец “Гөлләр”

Весна. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, каких перелетных птиц вы знает? (Выслушиваются ответы детей) А теперь я хочу послушать стихи про птиц на татарском языке.

9 ребенок.

Җылы яклардан
Сыерчык килде.
Мин куйган яңа
Ояга керде.
Бик тә җентекләп
Тикшереп йөрде
Шундый сөенде,
Ошаткач өен!

10 ребенок

Карга әйтә: кар-кар!
Мичтә бәлеш бар-бар!
Берсен генә алыр идем
Өйдә кунак бар-бар!

Песня “Становится весною” сл. и муз. Лазаревского.

Ведущ. Вот и наша каша готова! Давайте на радость споем песню “Манная каша” муз. исл. Л.Абелян .

Сценарий проведения татарского праздника "Карга боткасы" ("Грачиная каша").
Цель:
Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.
Развивать интерес к быту и культуре татарского народа.
Воспитывать межнациональную дружбу.
Оборудование: Магнитофон, тюбетейка, тарелки и ложки по числу детей, оборудование для игр.
Предварительная работа: Беседа с детьми о празднике "Грачиная каша", изучение закличек и песен, изготовление макетов домов и деревьев.
История праздника.
Самым популярным весенним праздником татарского народа, конечно, является «Карга боткасы» (переводится с татарского как Воронья, грачиная каша).
В это день красиво одевали детей, и отправляли их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на возвышенности, зажигался костер, и в большом казане готовили кашу. После шумного веселья всех звали к костру, и начинали раздавать кашу. Первая порция полагалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам как благодарность за принесенную весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике. Когда все расходились, стаи птиц налетели на кашу, оставленную им.
Празднуется каждый год в конце марта.
Используемая литература:
1) "На поляне детства." Закирова К.В., Казан: РИЦ, 2011. - 218с.
2) Газета «Ачык дәрес” -№2-3, 2014ел.
Ход праздника
1 Ведущий: Здравствуйте ребята, воспитатели и дорогие гости!
2 Ведущий: Исәнмесез балалар, тәрбиячеләр һәм кадерле кунаклар! “Карга боткасына” рәхим итегез!
1 Ведущий: Как ваше настроение?
2 Ведущий: Хәлләр ничек?
1 Ведущий: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: ВЕСНА!
1 Ведущий: Да, молодцы! В давние времена думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник "Карга боткасы"- “Грачиная каша”. Они радовались прилету птиц и весне.
Здравствуй, милая весна.Ты душиста и ясна.Зеленеют лес и луг!И зовет тепло лучей,На прогулку всех детей.
2 Ведущий:
Әйдә кояш, сип нурыңны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
“Карга боткасы” бездә!
2 Ведущий: Ребята, давайте позовем весну, язны бергәләп чакырыйк.
Тизрәк кил безгә җылы яз, тизрәк кил! (Дети вместе с ведущей повторяют 3-4 раза с движениями).
Хоровод “Яз килә”.
(Под музыку заходит Шэвэли).
Шәвәли: - Ә, исәнмесез, малайлар, кызлар! Исәнмесез апа! Мин – Шәвәли.
Я Шэвэли, Шэвэли
Мальчик шалавливый
Возьму рогатку в руки,
Разгоню я всех грачей!
1 Ведущий: Шәвәли зачем ты грачей гоняешь, стреляешь в них из рогатки?
Шәвәли: - Они утром и вечером кричат: - Кар-кар, скоро снег растает кар-кар!
1 Ведущий: - Ребята, Шәвәли правильно поступает?
Дети: - Неееет, он плохо поступает.
Шәвәли: - Почему это я поступаю неправильно, кому нужны эти бесполезные вечно кричащие птицы? Я ведь не только грачей, но и в воробьёв, синичек и в других птиц стреляю. Хи-хи-хи, как хорошо!
1 Ведущий: - Эх, Шәвәли, Шәвәли, ты не только просто шалунишка, оказыватся ты и хулиган!
Шәвәли: - Это почему же, апа?
1 Ведущий: - Дети, расскажите Шәвәли, какую пользу приносят птицы?
Дети: - Они деревья защищают от разных вредных насекомых.
- Птицы защищают и другие растения цветы, травы, кустарники.
- В полях птицы защищают пшеницу, рож и другие культурные растения от насекомых.
- Они украшают мир своим красивым пением!
1 Ведущий: - Вот теперь ты понял, Шәвәли почему нельзя обижать птиц?
Шәвәли: Дааааа, я понял, больше так не будуууу! Извините меня, а можно мне остаться с вами на празднике?
2 Ведущий: Ребята, оставим Шәвәли с нами на празднике? Балалар, Шәвәлине бәйрәмдә калдырыйкмы?
Дети: Дааа! Эйеее!
(Под музыку забегают дети в костюмах птици танцуют танец «Грачи».)
1 Грач:
Мы за морем былиВесну-красну добывали. В родные края прилетели,Над вашей землей закружили.
2 Грач:
Мин карга, каррр-каррр,
Тиздән эреп бетәр кар.
Канатымда хатым бар,
Буең җитсә тартып ал. (Грач передает ведущей письмо.)
3 Грач:
В небе солнце ясное
Улыбается светло.
Край любимый и прекрасный,
Нам с тобой всегда тепло.
4 Грач:
Килдек очып ерак җирдән,
Курыкмыйча ачы, салкын җилдән.
Яз хәбәрен сезгә китердек без;
Гафу, дуслар, озак көттердек без.
Хәзер менә оя ясап тизрәк
Бала-чага үрчетергә кирәк.
1 Ведущий: Добро пожаловать, наши крылатые друзья!
2 Ведущий: Рәхим итегез, безнең канатлы дусларыбыз! Молодцы ребята, грач мне передал письмо,хотите узнать, что там? От кого это письмо? Ребята, ӘБИ нам прислала письмо (читает письмо). «Исәнмесез, балалар! Мин сезгә күчтәнәч әзерлим тәмле ботка! Карга боткасы! Сезне яратучы әби.” Она написала, что варит ВКУСНУЮ КАШУ. Но пока готовиться каша, мы поиграем разные игры.
2 Ведущий: Ребята, чтобы весело нам было играть, давайте солнышко позавем. Әйдәгез бергәләп кояшны чакырабыз! (Дети вместе с ведущими закликают солнышко.)
Дети: Кояш, чык, чык, чык.
Болыт, кач, кач, кач.
Без уйнарбыз, җылыткач.
Солнышко: Здравствуйте, друзья! Исәнмесез! Зачем вы звали меня?
1.Ведущий: Мы зовем весну – Наврузбику.
Солнышко: Ах, да! Весна уже наступила. Но сейчас только начало весны. А у Наврузбики дел много. Она будит от зимней спячки поля, луга, леса. Приближается уже и к городу. Ребята я приготовила вам загадку. Угодайте чьи это голоса.
Игра: “Угодай голоса птиц” Озвучивается голоса птиц, а дети должны угадывать.
Солнышко: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам станецевать со мной.
(Подвижные игры с детьми).
1. “Парлашып калу” уены. (“Найди себе пару”)
(Играет негромкая мелодия. Дети под музыку танцуют.
Мелодия останавливается дети быстро должны найти себе пару, кто остался без пары исполняет какой либо номер: танец, стихотворение и т.д.
2. «Перелетные и зимующие птицы». Играет музыка, ведущий называет какую-нибудь птицу. Если эта зимующая птица, то дети не двигаются, а если перелетная- то двигаются.
3. “ Танец повторяйка” Дети образуют три круга, а в центре каждого круга стоят воспитатели. Они показывают разные движения, а дети повторяют.
4. Эстафета – “Варим кашу”. Каждая группа образует команду. Игрокам раздается по предмету для приготовления каши. По команде они начинают “варить кашу”. Чья команда быстрее “приготовит”, тот победит.
1 Ведущий:
Вот и каша готоваПоиграли и плясали,Грачей весело встречали,А теперь пора насталаВкусной кашей угощаться.
2 Ведущий:
Көннәребез аяз булсын!
Илләр тыныч булсын!
Яңгырлар явып, игеннәр уңсын!
Балалар акыллы, тәүфыйклы булсыннар!

(Выходит Әби с кашей.)
Әби: Исәнмесез балалар, Бәйрәм белән сезне! Мин сезгә күчтәнәчкә ТӘМЛЕ БОТКА пешердем. Сезнең уйный-уйный ашыйсыгыз да килгәндер, килегез монда. (Әби балаларга ботка бүлеп бирә.) Балалар, ә беренче тәлинкә ботканы каргаларга бирик, чөнки алар безгә язны алып килделәр! Уңышлы үтсен безнең елларыбыз!
Дискотека.
Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение “Детский сад №7 “Колокольчик” РТ
Национальный праздник “Карга боткасы”
(средние, старшие, подготовительные группы)
Подготовила воспитатель по обучению татарского языка Габдрафикова Л.Д.
2016 год.

Багирова Регина Ринатовна
Воспитатель IKK МБДОУ № 25 "Забава" г.Бугульма

Старший дошкольный возраст.

Цели: познакомить детей с татарским устным народным творчеством, декоративно прикладным искусством. Воспитывать любовь и уважение к татарскому народному творчеству, традициям.

Развивать внимание, память.

Дети заходят в зал под красивую татарскую мелодию садятся.

Распевая песню в зал входит мальчик хулиган Шевали, в руках рогатка.

Ворон кричит: кар-р, кар-р,

В печи балиш есть, есть.

Один бы я взял, взял.

Да в доме гости есть, есть.

Ведущая: - Здравствуйт ы кто такой мальчик? Почему ты сюда с рогаткой пришел?

Шевали: -А, исәнмесез, ребята! Исәнмесез апа! Я – Шевали.

Я Шевали, Шевали

Шалавливый мальчик

Возьму рогатку в руки,

Разгоню всех грачей в округе!

Ведущая: - Шевали зачем ты грачей гоняешь, стреляешь в них из рогатки!?

Шевали: - Они утром и вечером кричат: - Кар-кар, скоро снег растает кар-кар!

Ведущая: - Ребята, Шевали правильно поступает?

Дети: - Нет он плохо поступает.

Шевали: - Почему это я поступаю неправильно, кому нужны эти бесполезные вечно кричащие птицы? Я ведь не только грачей, но и в воробьёв, синичек и в других птиц стреляю. Хи-хи-хи как хорошо!

Ведущая: - Эх, Шевали, Шевали, ты не только просто шалунишка, ты хулиган!

Шевали: - Это почему же, апа?

Ведущая: - Дети, расскажите Шевали, какую пользу приносят птицы?

1 Ребёнок: - Они деревья защищают от разных вредных насекомых.

2 Ребёнок: - Птицы защищают и другие растения цветы, травы, кустарники.

3 Ребёнок: - В полях птицы защищают пшеницу, рож и другие культурные растения от насекомых.

4 ребёнок: - Они украшают мир своим красивым пением!

Ведущая: - Вот теперь ты понял, Шевали почему нельзя обижать птиц?

А сегодня мы собрались здесь для того, чтобы весело отпраздновать праздник «Карга боткасы»!

В старину люди думали, что грачи на своих крыльях приносят весну из тёплых стран. Поэтому когда растает снег весело зазвенят ручейки татары приветствуя грачей отдавая им дань уважения готовили особенную кашу « ботка» « Карга боткасы» и устраивали праздник.

В праздничный день деревенские ребятишки изображая грачей расправив руки как крылья, бегали по селу и созывали народ на праздник.

Наши девочки знают этот обряд и сейчас они его вам покажут.

1-й ребенок:

- Өйдәме түтәй

Тизрәк бир күкәй.

Бирсәң безгә өч күкәй,

Тавыгын салыр йөз күкәй,

2-й ребенок:

Май кирәк, ярма кирәк.

Карга туена бар да кирәк.

3-й ребенок

Тагын булса он чыгар.

Пешерәбез без чумар.

Ведущая: А вот ещё один обряд посмотрите в исполнение мальчиков грачей.

Динар: - Карга әйтә: кар, кар,

Туем җитте, бар, бар!

Мурад: - Ярма, күкәй алып бар,

Ипи-чәен алып бар,

Ратмир: -Сөт-маеңны алып бар,

Кар, карр, карр!

Танец: “ Язгы кошлар” (“Танец весенний”)

Ведущая: - Хозяйки угощали детей гостинцами, взрослые и дети шли к берегу речки или к пригорку разводили костры подвешивали котел и готовили кашу из крупы масла или варили похлёбку из муки и яиц. А пока готовилась каша дети играли в разные игры, пели песни, веселились.

Поев кашу клали долю и для птиц. Поверие гласит: “ Кто поест кашу “Карга боткасы” тот весь год будет здоровым и счастливым.

Шевали: - Мне очень стыдно, я всё понял. Люди из уважения к птицам устраивали праздник, а я стрелял в них из рогатки. Я больше никогда не буду этого делать. Простите меня апа, простите меня дети! И рогатку мою сожом в этом костре!

Ведущая: - Простим, Шевали? Но он должен попросить прощения и у птиц. Зимой, весной заботиться о них: Зимой развешивать кормушки и следить, чтобы в них всегда был корм. Весной мастерить скворечники.

Шевали: - Хорошо апа, хорошо! А можно я останусь на вашем празднике?

Ведущая: - Конечно оставайся, Шевали.

Продолжаем наш праздник и сейчас мы поиграем в игру “Уголки”.

Игра “Уголки”

По четырём сторонам зала ставятся стулья выбирают 5-х детей играет негромкая мелодия и произносятся слова:

Менә сезгә туры почмак,

Берегезгә юк почмак.

Җитезрәк кылансагыз,

Алырсыз берәр почмак.

По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел выходит из игры, приглашается другой ребёнок.

Игра “ Волшебный сад”

Панно на нём деревья четырёх цветов: красного, желтого, голубого, зелёного. Ведущая показывает птиц: Снигиря, синицу, скворца, голубя. Вызывается один ребенок выбирает птицу должен назвать её по татарский, её цвет, охорактеризовать её : Синица- песняк, цвет – сары. Песняк ниндий? Кечкенә, матур, сары. Остальные птицы характеризуются по тому же принцыпу. Охарактеризовав ребёнок сажает птицу на дерево такого же цвета.

А наши дети татарской группы как птицы любят петь песни и исполнят песню: “Яз җитә”.

Шевали: - А теперь давайте еще поиграем!

Игра “ Найди себе пару”

“ Парлашип калу”

Играет негромкая мелодия. Шевали читает четверостишье.

Сандугачлар, былбыллар,

Тургайлар парлы була.

Кем уенда парсыз кала,

Шундук җәзасын ала.

Мелодия останавливается дети быстро должны найти себе пару, кто остался без пары исполняет какой либо номер: танец, стихотворение и т.д.

Игра “ Птицы перелётные – зимующие”

Ведущий называет птиц если птица перелётная дети летают по залу машут крыльями. Называет зимующую дети останавливаются присаживаются.

Ведущая: - К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами

Черные проталины на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны!

Вот и подошёл к концу наш праздник “Карга боткасы” . Ребята я думаю вы и впредь будете добрыми и отзывчивыми любить природу, оберегать её и заботиться о пернатых наших братьях!