Наблюдения в природе осень старшая группа. Организация наблюдения в старшей группе детского сада. Конспект «Наблюдение за грузовиком»
Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)
(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .
Вид проекта : групповой .
Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .
Тип проекта : информационно-творческий.
По продолжительности : средней продолжительности .
Сроки работы : февраль - апрель.
Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .
Актуальность :
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.
Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.
Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .
Задачи проекта :
Задачи проектируемого процесса на детей :
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .
Задачи проектируемого процесса на родителей :
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .
1. Беседа о народах Поволжья .
2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)
5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)
7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .
Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .
Слушание песни на татарском языке в записи.
Подвижная игра «Куры и лисица» .
Традиционное чаепитие.
8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)
Беседа о чувашском народе и его культуре
Слушание песни на чувашском языке
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »
Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»
9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)
Беседа о мордовском народе и его культуре
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »
Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»
Мордовский народный фольклор (считалки)
10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.
Технологическая карта
Направления разви
тия детей Образователь
ная область Вид деятельности Формы организа
Социально-коммуни
кативное Социализация
Коммуникация
Труд Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Трудовая
Продуктивная
Речевая СОД
Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;
Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;
Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;
Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;
Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;
Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;
Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;
Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;
Знакомство с блюдами народной кухни ;
Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём
Познавательное Познание Познавательная
Исследовательская
Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах
Исследование характерных особенностей национальных костюмах
Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.
Художественно-эсте
тическое Художественное творчество
Музыка Изобразительная
Продуктивная
Музыкальная
Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;
Раскраски «Матрёшка» ;
Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;
Лепка «Подкова» ;
Лепка «Чайная пара» ;
Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;
Музыкальный фольклор
Речевое Чтение художественной литературы
Коммуникация Читательская
Коммуникация
Познавательная НОД
ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;
Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;
Физическое Здоровье
Физкультура
Безопасность Двигательная
Познавательная
Исследовательская
коммуникативная НОД
Рср -Утренняя гимнастика;
Индивидуальная работа на развитие основных движений;
П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»
«Мышеловка» , «У медведя во бору»
Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;
Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;
Предполагаемый результат проекта .
Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .
Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .
Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»
Конспект НОД «Жители Поволжья » .
Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .
Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».
Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .
Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .
Составила воспитатель Прохорова О.И.
Жизнь современного дошкольника трудно представить без компьютеров, планшетов, интернета. Можно бесконечно долго рассуждать о том, плохо это или хорошо. А можно использовать ИКТ как средство развития и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим применение ИКТ в целях социально - личностного, патриотического воспитания детей напримере модуля «Народы Поволжья».
Старая поговорка гласит: « Все новое - хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Педагоги ДОУ в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующею цель: Формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к народным традициям.
У каждой национальности есть свои обычаи, традиции, праздники. Как донести до них смысл этого праздника? В этом нам помогает ИКТ: фото и киноархивы, интернет, компьютерные презентации. Для детей можно создать компьютерные презентаций, которые помогают решить поставленные перед нами задачи.
Слайды № 1 -2
«Города Поволжья»
Слайды № 3-4
«Костюмы народов Поволжья»
Слайды № 5 - 6
«Национальные блюда»
Слайды № 7 - 8
«Национальные музыкальные инструменты»
Слайды № 9-10
При знакомстве дошкольников с народами Поволжья, с их историей родной страны, с памятными местами. И в этом также помогают ИКТ - с их помощью мы знакомим дошкольников с народами, городами, костюмами и т. д. Поволжья не выходя из ДОУ. Подбираем материал доступный по содержанию и качественного исполнения.
Современный ребёнок растёт в эпоху развития и появления новых ИКТ, необходимо использовать все преимущества данных технологий в решении всех поставленных перед нами задач по воспитанию и обучению дошкольников.
«Ознакомление дошкольников с культурой
народов Среднего Поволжья посредством использования
музейной педагогики»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала.
Дошкольников полезно знакомить с традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители многих народностей. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя история и традиции, все мы единая дружная семья.
Народы России стараются жить дружно, налаживать добрые отношения в сфере культуры, науки, туризма, торговли. Каждый народ соблюдает свои национальные традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение и являются данью уважения к предкам. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Поэтому в настоящее время мы проявляем всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Для этого мы используем в своей работе одну из форм ознакомления детей с родным краем организация мини - музеев в детских садах. Создание мини - музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини - музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили организовать в группе мини - музей на тему: «Народы Среднего Поволжья».
Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы будем рассказывать детям о народах Среднего Поволжья, читать стихи, сказки, знакомить с различными национальными играми. Например, собирая материал по теме «Праздники и обряды», мы изучаем праздник всех русских - Масленица. Татары свои народные праздники называют бэйрэм. Первый бэйрэм "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Русские сжигают чучело Масленицы, а татары на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В наше время праздник ледохода у татар утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар - Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. По своей сути он напоминает праздник Пасха у русских. У народов Чувашии праздник проводов зимы называется Саварни. В завершение этого праздника чуваши также сжигают чучело - чучело «старухи Саварни».
Отдельным разделом идет знакомство с народным словом. Здесь обсуждаются с детьми смысл русских народных пословиц, татарских, чувашских, мордовских. Русские говорят: «Попытка не пытка, а у татар эта поговорка звучит в переводе на русский язык: «Чем остаться лежащим на земле, лучше попробовать выстрелить».
Русская поговорка: «Дерево живёт корнями, а человек друзьями», у чувашей звучит как: « Птица крыльями сильна, а человек дружбой».
В работе с детьми мы будем использовать разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально - творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические игры музейного содержания.
Примерные темы мини – музея:
«Народы Поволжья»,
«Костюмы народов Поволжья»,
«Русская изба»,
«Любимые сказки народов Поволжья»,
«Народные промыслы народов Поволжья»
«Праздники и обряды народов Поволжья»,
Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Культура и традиции народов Поволжья живы, пока их чтут и берегут.
народов Поволжья »
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №3 «Звёздочка»
г. Ершова Саратовской области»
Мартышкина О.А.
Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »
«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность темы:
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи:
Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.
Средствареализации проекта:
Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
просвещение родителей;
чтение художественных произведений;
экскурсии.
Проект реализуется в 3 этапа:
1этап организационно-подготовительный этап;
2 этап практическая деятельность;
3 этап заключительный.
I этап - организационно-подготовительный этап:
Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
Разработка проекта.
II этап практическая деятельность - реализация проекта
Срок | Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора |
|||
Октябрь | Беседа о народах Поволжья. Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья». | Д/и « Одень куклу в национальный костюм», «Подбери узор», «Чей головной убор?» | Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка» | Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья. Рассказывание русских и татарских сказок. |
Ноябрь | Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка» | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Раскраска «Народные костюмы» Создание книжки-малышки «Национальный костюм» | Праздник «День народного единства» Участие в муниципальном фестивале народностей «В семье единой» |
Декабрь | Совместные посиделки с родителями и детьми: «Мои корни», «Традиции» История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты. | Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды» | Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья | НОД «Музыка народов Поволжья» Развлечения «Сказки народов Поволжья» |
Январь | Чтение сказок народов Поволжья Беседа -семейные обряды | Разучивание подвижных народных игр Театрализация народных сказок | Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии». | Разучивание танцев русского, татарского, казахского. |
Февраль | Беседа «Как появилась кукла» Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры». | Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок». Разучивание подвижных народных игр | «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол | Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут» |
Март | Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека | Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор» | Оформление фото-альбома «Национальные праздники» Украшение мордовского национального пояса бисером | Весенние обрядовые заклички. Развлечение «Масленица» Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка». |
Апрель | Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах | Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды». | Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта» «Укрась фартук» орнамент татарского народа. | Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни». |
Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья» | Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр» | Создание альбомов семейных традиций | Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном» |
Мероприятия с родителями дошкольников:
Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.
Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.
Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.
Консультации для родителей:
- «Как играть в народные игры» (ноябрь)
- «Подвижные игры разных народов» (январь)
III этап - заключительный
Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.
Список литературы
«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
Русские народные игры» http://www.laduski.ru
«Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012