Скачать коммуникативные танцы игры для дошкольников. Коммуникативные танцы для дошкольников. Коммуникативные музыкальные танцы-игры в социально-личностном развитии дошкольников

Учебное пособие является сборником коммуникативных танцев-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов, шкал, так и коррекционных учреждений. Автор обращает внимание на реализацию важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств. Первая часть пособия включает авторский материал, впервые подготовленный к печати. Во второй части даны игры-танцы народов мира апробированные на семинарах по методике К. Орфа и опубликованные ранее в работе Н. Г. Куприной «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» (Екатеринбург. 2002) и в журналах «Музыкальная палитра» №3 и №4 за 2003 г. К пособию прилагается аудиоприложение с оригинальными аранжировками музыки к Танцам-играм. Адресовано музыкальным руководителям, воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию ДОУ, а также учителям начальных классов, учителям музыки, педагогам дополнительного образования.

ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ!
Для детей 6-8 лет
Музыкальное сопровождение-р. н. м. «Тень-тень, потетень»
Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. Участвует вся группа. Ведущий - взрослый или ребенок.
Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инструментов, колокольчик.
Вступление
Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплетают «корзиночкой».
1часть
1-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце фразы делают 3 притопа, в этот момент кланяются - кивок головой. (Рис. 1).
2-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (возвращаются на свои места), в конце фразы также делают 3 притопа на месте.
3- 8-я фразы - те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Часть I
1. Поиграем веселей
2. Веселые дети
3. Озорные Козлики
4. Ай-да Сапожники!
5. «Ручеек» с платочком
6. Пляска «Приглашение»
7. Веселые пары
8. Танец с гусеницей
9. Танец-игра с игрушками
10. Игра с перестроениями
Часть II
1. «Светит месяц» (Россия)
2. «Брейк-миксер» (США)
3. «Бинго» (С ША)
4. «Ручеек» (Россия)
5. «Ножка» (Бразилия)
6. «Перекрестный танец» (Польша)
7. «Паш-паш» (Швейцария)
8. «Сапожники» (Швеция)
9. Танец с хлопками (Португалия)
10. Танец с прыжками (Швеция)
11.Полька (Австрия)
12. Вальс друзей (С. Коротаева)
Заключение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Коммуникативные танцы-игры для детей, Буренина А.И., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Формирование личностной значимости студентов педагогических специальностей, Абыденова Н.А., 2008
  • Вопросы дошкольной педагогики, Международный научно-методический журнал, № 7 (17), 2018
  • Путь к независимости, Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам, Бейкер Брюс Л., Брайтман А.Д., 2007

Следующие учебники и книги.

МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск»

Вид проекта – Творческо-игровой

«Коммуникативные танцы-игры –

как средство социальной компетенции ребенка»

«Танцуем вместе»

Группа подготовительная.

Подготовила: Давлеткулова Елена Владимировна

музыкальный руководитель

Кабанск 2018г.

Пояснительная записка

«Не существует более чудовищного

Наказания, чем быть предоставленным

В обществе самому себе и оставаться

Абсолютно незамеченным»

Уильямс Джеймс

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, и дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм позитивного общения с людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Проблема:

В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или расторможен) и, как следствие, проблемы с общением.

Гипотеза:

У детей разовьется социальная компетентность, если включать в образовательный процесс коммуникативные танцы-игры.

Цель:

Способствовать развитию социальной компетенции детей с помощью коммуникативного танца-игры.

«Социальная компетентность – умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях». (Е.И. Рогов «Азбука общения»)

Задачи:

  • Развивать музыкальныйслух, выразительность движений;
  • Формировать динамическую сторону общения: лёгкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению;
  • Создать ситуацию для проявления эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • Развивать позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением своей значимости в детском коллективе.
  • Воспитывать через танец умение понимать состояние и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать

Сроки проекта: проект рассчитан на 10 недель.

Исполнители проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

Методы и формы:

Организованная совместная деятельность с детьми, гимнастика, праздники и развлечения, самостоятельная деятельность детей, ИКТ технологии, беседы, дидактические музыкальные игры, тренинги в парах.

1. Наиболее часто используемый прием – музыкально-игровой. Особенности его заключаются в том, чтобы воображаемая игровая ситуация создается перед танцем.

Например: танцы: «Танец солдатиков и кукол».

«Дамы и кавалеры».

2.Элементы психогимнастики для отражения отдельных черт характера и эмоциональных состояний – этюды на выражение эмоций, показ невербальных средств общения.

Например:

Танцы «Как хорошо с тобой танцевать»

«Ну и до свидания», « поссорились –помирились»

«Боюсь - не боюсь» и др.

3.Поисковый метод – проблемная ситуация человеческого общения.

Например:

Танцы « Хочу, не хочу»

Ситуации: «Танцуем с малышами (с бабушками)»

« Танцуем как … зайка (неуверенность; волк (агрессивность); медведь (уверенность) и др.

4.Прием сравнения средств выразительности:

Танцы – импровизация: « Чья пара пляшет лучше?», «Чей хоровод дружнее?»

5.Психологические техники.

Парные упражнения «Приветствия»

Коллективные - « Давайте поздороваемся», «Хоровод с воротцами»

Прием – отзеркаливание (танцы по типу «Зеркало»).

Ожидаемые результаты.

1. Положительная динамика в развитии коммуникативной культуры, как ребенка, так и всей группы в целом.

2. Значительное расширение и обогащение за счет знакомства с невербальными средствами общения, практического опыта конструктивного взаимодействия детей с окружающими людьми на межличностном уровне.

3. Накопление у каждого ребенка опыта построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.

4. Развитие е детей таких личностных качеств, как:

Социальная уверенность в себе.

Активность.

Самостоятельность.

Креативность.

Целевые ориентиры уровня развития:

I Активная потребность и желание взаимодействовать с другими людьми

«Я хочу»

II Способность отразить коммуникативное содержание танца через невербальные средства общения.

«Я умею»

III Умение актуализировать в общении с разными людьми содержание приобретённого и межличностного опыта

«Я знаю»

Организация работы по проекту:

Одной из особенностей организации проекта является использование разных моделей сотрудничества в коммуникативном танце-игре.

Модели сотрудничества:

1. .

После принятия общей цели (станцевать танец) каждый ребенок индивидуально выполняет свою работу, которая становится частью общей итоговой работы. Это коллективные танцы: «Попрыгунчики», различные хороводы, «Хоровод с воротцами», « Ехор», « Лавата», «Каравай» и др.

Эта модель обеспечивает развитие умения принимать общую цель деятельности, действовать синхронно, сохраняя темп и ритм танца, совместно оценивая итоговый результат.

2. Совместно – последовательная модель .

Это принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий с участниками. Результат действий первого партнера становится предметом другого. Основная задача ребенка согласованно с партнером определить свое место в последовательности действий, выполнить свою операцию в нужном ритме и темпе.

Эта модель позволяет сформировать умение координировать, регулировать совместные действия. Одновременно повышать понимание зависимости между результатом своей деятельности, результатом деятельности партнера и общим итогом. Это танцы со сменой партнера: «Найди пару», «Приглашение», «Как хорошо с тобой танцевать», «Вальс друзей» «Четверки с лентами»др.

3. Совместно – взаимодействующая модель .

Дети работают в парах, микрогруппах. Это парные танцы «Потанцуй со мной, дружок», «Поссорились – помирились», «Полька парами», «Танец с хлопками» и др.

В данной модели сотрудничества обогащается опыт взаимодействия формами танцевальной вежливости.

Этапы реализации проекта:

I этап – предварительный (3-4 неделя марта)

мониторинг, анкетирование родителей, изучение литературы,

подготовка материала

Чтобы обеспечить детям оптимальные условия для развития коммуникативных способностей, необходимо знать особенности коллектива- группы. Поэтому в начале реализации проекта проводится диагностика уровня развития коммуникативной культуры через танец, посредством аутентичного наблюдения за детьми во время танца. При наблюдении за детьми выявляются наиболее актуальные проблемы развития, как каждого ребенка, так и группы в целом.

Диагностический инструментарий – танец «Приглашение»

Параметры:

Разработаны на основе «Диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков и умений» И.Ф. Мулько.

I. Коммуникативная активность.

1.Стремление вступить во взаимодействие (танец) со

Сверстником.

2. Желание и умение ответить на адресованное ему

Действие партнера.

II. Эмоциональность – передача характера, настроения танца с помощью невербальных средств общения.

1. Жесты (эмоциональные, стилистические, указательные, ритмические, изобразительные).

2. Поза (адресация, изумления и др.).

3. Мимика (динамическая).

4. Язык глаз (передача чувств: радость, печаль, любовь и т.д.).

5. Улыбка.

III. Культура танца.

1. Приглашение.

2. Окончание танца.

3. Благодарность за танец.

4. Чувство такта (умение уступать, считаться с другими

людьми, избегать конфликты).

5. Способность к эмпатии (видеть и учитывать настроение, состояние партнера; сопереживать).

III. Музыкальность.

1. Умение согласовывать свои действия с действиями

партнера в ритме танца.

2. Владение танцевальными движениями (парными,

коллективными).

Критерии:

3балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – ниже среднего уровень;

0 баллов – критический уровень.

Так, например, в данной группе (подготовительной) одна из проблем – избирательные контакты среди сверстников, поэтому реализацию проекта следует начать с парных танцев, чтобы ребенок обрел, сначала друга, т.е. «значимого» для него человека, а затем уже перейти к коллективным танцам, чтобы партнер помог ему войти в коллектив. После этого можно включать танцы со сменой партнера и ребенок постепенно вступит в сотрудничество со всеми, а дети одновременно примут его как равного.

На основе этого был разработан перспективный план.

II этап – основной: (апрель-май)

сроки

мероприятие

цель

1-2 неделя апреля

Модель совместно-взаимодействующая

Парные Танцы:

примерный репертуар:

«Веселые пары», «Ай да сапожник», «До свидания», «Шаги и поклоны»,

развивать навыки взаимодействия ребёнка со значимым ему человеком (взрослым, другом); вызывать совместные эмоциональные переживания

1-2 неделя апреля

Дидактическая игра

«Цветная музыка»

– выявить музыкальные предпочтения детей танцевальной музыки и развивать умение отражать предпочтения через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Двигательная импровизация «Деревья и листочки»- работа в паре.

Развивать умение ребёнка работать в паре, повышать уровень танцевального творчества.

Предложить детям выбрать, как им удобнее и приятнее танцевать

3-4 неделя апреля

Модель сотрудничества:

Совместно – индивидуальная модель Тип танца:

Коллективный (общий)

Примерный репертуар:

«Попрыгунчики», различные хороводы, «Хоровод с воротцами», « Лавата», «Каравай» и др .

Обогащать социальный опыт взаимодействия со сверстниками

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей в ритме танца.

Осознание своей принадлежности к группе

Беседа «Как ты любишь танцевать»

Выявить характерные особенности отношения детей к музыке и танцу

Развивать способности к сотрудничеству в группе.

Развивать способности различать звуки.

Развитие зрительного контакта.

Развивать способности соотносить движения со звуками

1-2 неделя мая

Модель совместно-последовательная

Парный танец со сменой партнера.

примерный репертуар:

«Праздничная полька» М. Гоппе.

«Найди пару» Х. Бурениной.

«Ножка»,«Четверки с лентами»

Развивать умение вести «диалог» ребенка со сверстниками в танце путем специального моделирования ситуаций общения. --------------Обогатить опыт взаимодействия формами танцевальной вежливости.

Модель сотрудничества:

совместно – последовательная .

Тип танца:

Парный танец со сменой партнера

Примерный репертуар:

«Хочу – не хочу», «Ну и до свидания», «Хлоп-хлоп-хлоп», «Отойди - подойди»,

Развивать умение понимать мимику, жесты и выразительные движения партнера.

Развивать умение доброжелательно воспринимать любого партнера.

Упражнение «Улыбка»

формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

3-4 неделя мая

Модель сотрудничества:

Совместно – последовательная.

Тип танца:

Коллективный танец, со сменой партнера.

Примерный репертуар:

«Уж я улком шла», «Хоровод друзей», «Как хорошо с тобой танцевать»«Вежливый танец».

Развивать умение согласованно с партнером определить свое место в последовательности действий, выполнить свою операцию в нужном ритме и темпе

Совместная организованная деятельность

«Дружба начинается с улыбки!»

Дать возможность переживать положительное состояние от танцевального общения друг с другом на основе использования невербальных средств для выражения своего положительного эмоционального отношения к сверстникам.

Воспитывать основы танцевальной и коммуникативной культуры посредством приобщения детей к музыкальной культуре.

III этап – заключительный: 4 неделя мая

Итоговое мероприятие : Танцевально – игровое взаимодействие родителей, ребенка и педагогов совместное развлечение «Танцуем вместе»

Продукт проекта:

Аудиотека и картотека коммуникативных танцев

Дидактические музыкальные игры (к проекту)

Примерный вариант плана работы с родителями:

Задачи:

1. Установление партнерских взаимоотношений с семьей для объединения усилий по преодолению коммуникативных проблем ребенка.

2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

4. Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

Формы работы:

  1. - анкетирование
  2. - консультации по решению проблемных задач семейного воспитания, побуждающие родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения.
  3. - танцевально – игровое взаимодействие родителей и детей, что способствует приобретению партнерских отношений.
  4. - наглядная агитация (статьи в уголке для родителей, создание справочника для родителей, информация в газете ДОУ.).

Данный проект может использоваться в практике любого педагога ДОУ, т.к. он:

Прост и доступен.

Не требует приобретения дорогостоящего оборудования.

Позволяет внедрить данный проект в любой образовательный процесс без нарушения его структуры и продолжительности.

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, он доступен любому в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Приложения

Примерный перечень элементов невербального общения, с которыми дети знакомятся в танце (элементы предложены доктором филологических наук Е. Формановской).

I Жесты – динамическое движение

Тип жеста:

указательные, изобразительные, ритуальные, ритмические, эмоциональные.

Элементы:

погрозить пальцем, подозвать кистью руки, прижать руку к сердцу, указать на себя, помахать рукой, почесать затылок, приподнять плечи (удивление), пожать плечами (не знаю), развести руками (не могу помочь), приподнять брови, махнуть рукой, хлопнуть по лбу, разные виды рукопожатий, кивок головой, поклон.

II позы:

Поза адресации (вопрошающие глаза, движение рук, человек хочет обратиться).

Поза слушателя (замедление движений, выражения внимания на лице).

Поза изумления.

Расположение собеседника (далеко друг от друга – нет контакта, слишком близко - неудобство).

III мимика – передается вся палитра человеческих эмоций

Динамическая

Застывшая

мимические знаки: скривился, округлил глаза, вытаращил, скорчил рожицу, расцвел улыбкой, задрал нос, надулся, усмехнулся и др.

IV язык глаз – можно выразить любое чувство: радость, печаль, гнев, восторг, любовь и др.

V улыбка – личностное выражение вежливости и заинтересованности. Это «поле положительного знака», самый естественный способ общения.

Примерные варианты упражнения «Улыбка».

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

1) представьте себе, что вы видите перед собой солнышко, которое улыбается вам. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире – улыбайтесь и ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

2) Как приятно видеть улыбки на ваших лицах! Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Ведь она ничего не стоит, но так много дает. Обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает.

3) здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня замечательные, необычно симпатичные. У вас очень добрые, тёплые, ласковые улыбки. Когда я вижу вас такими, мне сразу хочется сделать что-нибудь необыкновенное.как вы думаете, что обычный человек может сделать необычного для другого человека?

Упражнения для развития мимики.

Солёный чай

Ем лимон

Сердитый дедушка

Лампочка погасла, загорела

Грязная бумажка

Тепло - холодно

Рассердились на драчуна

Встретили хорошего знакомого

Обиделись

Удивились

Испугались гуся

Показать, как кошка выпрашивает колбасу

Мне грустно

Люблю – не люблю

Примерная ролевая гимнастика.

1) нахмуриться как …король, ребёнок, у которого забрали игрушку

2) улыбнуться как… младенец матери, кот на солнце

2) стоять как …. оловянный солдатик, дама в платье и шляпе, Буратино.

Упражнения «Произнеси фразу».

произнесение слов с разной интонацией:

Спасибо

Здравствуйте

До свидания

Ах, так!

Ну и ладно

Привет

Ты смотри, не шали

Хочу – не хочу.

Тренинг в парах «Расположение партнёров»

Цель: предложить детям выбрать, как им удобнее и приятнее танцевать

Позиции:

Партнёр взял вас за руки

Спрятал от вас руки

Едва касается рук

Держит за ладони

Смотрит под ноги, в сторону

Смотрит на тебя

Улыбается

Сердит

Анкетирование родителей музыкальным руководителем.

Вопросы:

Как ребёнок дома реагирует на музыку?

Есть ли у него привязанности к каким-либо музыкальным произведениям, жанру музыки, стилю?

Реагирует по-разному на разные по характеру музыкальные произведения?

Отражает ли ребёнок свой характер в танце?

Вспоминает ли ребёнок о танцах, разученных в саду, дома?

Танцуете ли вы с ним?

Он танцует один, с игрушкой, просит кого-то из семьи?

Любит танцевать сам по себе или необходимо присутствие зрителей?

Как вы реагируете на его танцы?

Музыкальная игра «Кати или кидай!»

Цель Развитие способности к сотрудничеству в группе.

Дополнительны цели Развитие способности различать звуки.

Развитие зрительного контакта.

Развитие способности соотносить движения со звуками.

Что понадобится Два контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Один мяч.

Количество участников От 6 до 10

Основной вариант Группа садится в круг, а одного участника просят взять инструменты и сесть вне круга. Кто-то из сидящих в кругу берет мяч. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким - его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга. Во время паузы мяч остается у кого-то из группы.

Замечания Возможно, ведущему придется напоминать участнику, играющему на музыкальных инструментах, о том, что во время смены инструмента ему следует делать паузу.

Играющему вне круга, чтобы не отвлекаться, лучше смотреть в сторону, а не на группу.

Может быть, придется напоминать участникам о том, что при всех манипуляциях с мячом им следует оставаться в сидячем положении.

Другие варианты Играющий за кругом может петь контрастные по звучанию песни.

Можно использовать мячи разного типа и размера.

Можно использовать и другие предметы, например, мешочки с фасолью или обручи (чтобы перекатывать по полу).

Можно пробовать разные способы передачи мяча, например, ногами.

Можно использовать три или более инструментов.

Музыкальная игра «Сороконожка»

Совместное танцевальное творчество

Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.

Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.

Выполняется под музыку в умеренном темпе.

1.Шла сороконожка

По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

2.Вдруг закапал дождик: кап!

Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)

3.Насморк мне не нужен

Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)

4.грязи в дом не принесу

Каждой лапкой потрясу (останавливаются, трясут одной ногой)

5.И потопаю потом

Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

Список литературы:

1. Л.С.Выготский. «Психология искусства».

2. Л.А Мазель. «Строение музыкальных произведений».

3. В.В.Зеньковский. «Психология детства».

4. Л.В.Чернецкая. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». Ростов – на Дону. 2012.

6. А.И.Шипицына. «Азбука общения». 2003.

7. А.И.Буренина. «Коммуникативные танцы – игры». Санкт-Петербург. 2004г.

8. А.Ганнушкина. «Проблемы коммуникативного поведения дошкольников» М.2013г.

9. Алексеев. «И танцы лечат». Ст. ж. «Обруч» №3 – 1998г.


Со второй половины XX века особое место в педагогике занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными проблемами в развитии. Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, формирование его мыслей, чувств, отношения к окружающему, на становление личности и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Основой взаимодействия методики, в том числе и музыкального воспитания, с педагогическими науками являются теоретические положения известных психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является формирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и с опорой на ведущий вид деятельности. В дошкольном детстве – это игра. Проблемам игры детей дошкольного возраста посвящены исследования, известных педагогов и психологов: С.Л.Рубинштейна, Ф.И.Фрадкиной, А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, Т.А.Марковой Е.И.Удальцовой и др,. Вопросами музыкально – ритмической деятельности детей средствами коммуникативных игр и танцев занимаются педагоги А. И. Буренина, Л.И.Плаксина.

Внутрисистемные нарушения зрения приводят к сложностям зрительной ориентации, замедляют ход развития важных системных структур: зрительного восприятия, ориентировки и движения в пространстве. Пространственная ориентировка при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Несомненно, занятия музыкальной деятельностью, ритмикой и танцами благоприятно влияют на эмоциональное, творческое развитие детей с нарушением зрения, формируют музыкальный слух, музыкальную память, пластичность.

Музыкальная коммуникативная играэто синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Это определило тему опыта работы «Использование коммуникативных танцев и игр для развития музыкально — ритмических движений у детей с нарушением зрения».

Цель опыта работы: развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения для формирования ориентировки в пространстве посредством коммуникативных игр и танцев.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Разработать систему коммуникативных игр и танцев по развитию музыкально — ритмических движений в процессе формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

2. Развивать у детей с нарушением зрения музыкальность, двигательные качества и умения, творческие способности, потребности к самовыражению в движении под музыку, нравственно — коммуникативные качества личности.

3. Использовать коммуникативные танцы и игры с детьми и их родителями на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, развлечениях и в совместной деятельности в группах компенсирующей направленности.

В своем опыте работы опиралась на основные дидактические принципы обучения и воспитания. В том числе принцип коррекционно — компенсирующей направленности обучения и воспитания, который предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребёнка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.

Принцип личностно — деятельностного подхода в воспитании и обучении позволяет рассматривать личность ребёнка с проблемами как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.

Принцип художественно — коррекционного воздействия предполагает использование художественно — коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста и одновременно на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.

Работа построена в тесном контакте с воспитателями коррекционной группы для детей с нарушением зрения, учителем — дефектологом и врачом-офтальмологом на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной.

Для реализации поставленных задач составлен план работы по использованию коммуникативных игр и танцев с музыкальным сопровождением в образовательном процессе с детьми с нарушением зрения.

1 квартал — осенние занятия и развлечения:

— Танцы – игры: «Все танцуем вместе», «Найди себе друга», «Веселые пары», «Здравствуй, друг!», «Музыкальный паровозик», «Зеркало».

— Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?»

— Игры: «А кто у нас самый умный», «Бабушка Маланья», «Все мы рады», «Сороконожка».

— Музыкальные игры: «Гуляем играем», «Передай мяч», «Кто скорее», «Роботы и звёздочки», «Ищи», «Великаны и гномы», «Кот и мыши», «Колпачок».

— Танцы: «Приглашение», «Весёлый танец», «Танец в кругу», «Отвернись — повернись», «Потанцуй со мной дружок».

2 квартал — зима и Новый год:

— Танцы – игры: «Варежки передавайте», «Если нравится тебе, то делай так!», «Четыре шага».

— Игры с дедом Морозом: «У тебя Дед Мороз», «Горячая пора», «Дед мороз и дети», «По тропиночке лесной», «Холодно замёрзли руки», «Лавата» .

— Игры: «Хвост Бабы Яги», «Зимушка», «В нашем зале все друзья».

— Песни – танцы: «Согревалочка», «Пингвины».

— Песня – игра «В снежки».

— Танцы: «Озорная полька», «Передача платочка», «Отойди и подойди», «Найди себе пару», «Ну и до свидания», «Мальчики и девочки».

— Пляски: «Приглашение», «Вот и поздоровались», «Потанцуй со мной, дружок», «У меня, у тебя», «Ну и до свидания!», «Танцуем с мамой», «Полька – знакомство», «Полька – шутка».

— Песня – игра «Три хлопка».

— Игры с пением: «Наша тётя – весельчак», « Каравай», «Кто у нас хороший».

— Игры: «Лягушки и аисты», «Жмурки», «Весёлый паровозик».

— Танцы: «Танцуй как я», «Музыкальный паровозик».

На непрерывной образовательной деятельности использовала музыкальные коммуникативные игры, которые помогли детям с нарушением зрения адаптироваться к условиям ДОУ, сняли телесные зажимы, способствовали эмоциональной разрядке, развили воображение, мимику и жесты, активизировали внимание, научили соблюдать правила, познакомили с чувствами и научили их распознавать.

В своей работе применяла следующую классификацию коммуникативных игр:

Игры — импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны», «Пылесос и пылинки» и др.).

Игры – зеркала, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.).

Игры – массажи и тактильные игры («Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики», «Баня –Бабаня», «Мы капусту рубим..» и др.).

Ритмо – интонационные игры с именами, которые являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребёнку представить себя в различных ролях («Сон», «Дед Егор»).

— Игры на развитие танцевального и вокального творчества (танец — игра «Если нравится тебе, то делай так!», «Придумай песенку воробья»).

— Игры-фантазии, направленные на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах («Нарисуй музыку»).

— Игры на развитие внимания («Замри», «Будь ловким», «Угадай, кто позвал», «Передай мяч»).

В коррекционно — воспитательной работе, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, эффективно реализовала такие направления: развитие динамической стороны общения (лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению), а также развитие эмпатии и сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Использованные танцы и игры, способствовали развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия.

Наиболее эффективной формой коммуникативных музыкальных игр явились танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствовали повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе («Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.).

Коммуникативные игры применяла не только в работе с детьми, но и родителями. В ходе проведения мероприятий творческого объединения для детей и родителей «Навстречу друг другу» с успехом прошли совместные игры: «Как живёшь?», «Весёлый оркестр», «У меня, у тебя», «Здравствуйте», «Я от тебя убегу, убегу»; игры для повышения самооценки «Шляпа знакомств», «Скажи хорошее о друге», «Комплименты», «Передай сигнал», «Сладкий апельсин».

На праздниках и развлечениях практиковала игры и танцы с мамами и бабушками: «Найди маму», «Пляска с мамами», «Танец в кругу»; на Новогодних утренниках использовала игры с Дедом Морозом и другими персонажами; при проведении Масленицы — игры «Соколик мой», «У бабушки Маланьи», «Ручеёк», «Тетёры», «Как у нашей Дуни», «Дрёма».

Эти игры побудили детей и родителей говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений как в детском коллективе, так и среди родителей. Игры повысили их настроение и придали чувство собственной значимости; сформировали умение по взгляду партнера понять его намерения.

Ценность и польза коммуникативных танцев игр очевидна. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создавать эмоционально-положительный микроклимат в группе, умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим. Все эти факторы определяют судьбу ребенка, дают ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализовать себя как личность.

Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно и нужно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими патологию развития зрительного анализатора.

Список информационных источников.

1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004.

2. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Н.Г. Куприна; Урал.гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002.

3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. – М.: АСТ, 2001.

4. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002 г.

Министерство образования и науки РФ

ГПО ВПО «Московский институт открытого образования»

Педагогический Университет «Первое сентября»

Итоговая аттестационная работа

на тему:

«Использование коммуникативных игр и коммуникативных танцев в музыкальном воспитании дошкольников»

Выполнила:

Тищенко Ирина Васильевна.

Руководитель:

Рокитянская Т.А.

Заслуженный учитель РФ

г. Москва, 2016

Содержание

Введение……………………………………………………..................................3

I Коммуникативная игра …………………..………….. …………..…………..3

1.1. …………………………3

1.2. Виды коммуникативных игр ………………………………………………7

1.3. ………… …11

1.4. Приемы работы……………………………………………………………13

II Коммуникативные танцы ………………………………………………… 14

2.1. Особенности коммуникативных танцев для детей………………………15

2.2.Происхождение коммуникативных игр ……………………………… …16

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы……………………..…………………………………… …18

Введение

Музыкальные переживания детей, их реакция на звуки выражаются, прежде всего, двигательно. Ритму и танцам нельзя научиться без движения, именно через образ и движение, через образно-двигательную систему ребенка мы вводим его в мир ритма, в ритмическую музыкальную грамоту.

Мне посчастливилось попасть на курсы повышения квалификации по теме: «Образно-двигательная музыкальная грамота» под руководством заслуженного учителя РФ Рокитянской Татьяны Анатольевны. Много лет занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, была очень рада знакомству и сотрудничеству с человеком-легендой Татьяной Анатольевной, которая подарила нам целостную систему воспитания музыкой «Каждый ребенок– музыкант», где раскрывается и развивается музыкальность заложенная в каждом ребенке без исключения, где музыка становиться неотъемлимой частью его жизни, средством самовыражения и общения.

Коммуникативная игра

Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т.к. здесь нет зрителей – все актёры, как в жизни. Процессы игровой коммуникации, характеризуются, высокой эмоциональной окрашенностью процесса межличностного взаимодействия, и стимулируют развитие уровня духовной коммуникации.

Алгоритм проведения коммуникативной игры

Алгоритм проведения коммуникативной и речевой ритмической игры прост и сложен одновременно, так как в нём «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков и готовности к сотрудничеству.

«Текст»

Предварительно объяснив правила игры, которые изложены выше, выразительно произносится отдельное слово или текст, играющие повторяют за ним. Огромное значение имеет эмоциональное отношение к Слову самого говорящего. Чувственный опыт дошкольника не очень богат, поэтому взрослый сознательно раскрывает перед ним веер эмоциональных состояний человека, прибегая к словесному языку чувств. В играх слова и фразы можно произнести: радостно, празднично, бодро, бойко, живо, игриво; энергично, решительно, смело, гордо, уверенно, с достоинством; таинственно, странно, причудливо, загадочно, замысловато; порывисто, пылко, пламенно, с жаром, кипуче, бурно, запальчиво; величественно, победно, пламенно, пышно, шумно, восторженно; тяжело, мощно, неуклюже, угловато, напряженно, неловко; спокойно, мирно, просто, светло, добродушно и т.д.

Текст можно произнести высоко и низко, с восходящими и нисходящими интонациями; громко и тихо, усиливая и ослабляя силу звука; чередуя высокое и низкое, тихое и громкое звучание. Можно произносить в быстром и медленном темпе; с паузами; плавно, отрывисто и т.д. и т.п.

«Звуковые жесты»

Текст сопровождается различными звуковыми жестами – хлопками, шлепками, щелчками пальцев и т.п., которые быстро и произвольно меняются, что позволяет придать игре высокую динамичность. «Свои» движения и жесты, по очереди придумывает каждый участник (не повторяясь), тогда как остальные должны успеть повторить за ним. Позднее вместо звуковых жестов, если возникнет такая потребность, могут быть использованы различные шумовые инструменты.

«Действующие лица». Ведущий предлагает всем вместе произнести слово или текст от имени разных персонажей. Например: слово «молоко» произносили высоко и тоненько, как поет маленькая птичка; тяжело и громоздко, как огромный басит Великан; медленно и плавно, как молочная река несет свои величавые белые волны или «кипуче», как кастрюля с кипящим молоком. Пыталось «говорить» даже металлическое ведро, в которое налили парного молока… Важно, что различные «герои» могут находиться в разных эмоциональных состояниях, что у них очень разные характеры. От этого звучание слова очень сильно меняется, а его множественное повторение не покажется скучным и однообразным. Такой «повтор без повторения» помогает всем довольно быстро усвоить даже сложный текст и в дальнейшем обыгрывать его с лёгкостью.

«Пространство». Необходимо задействовать реальное и воображаемое пространство, сопряжённое с содержанием текста. Например, можно представить, что плаваем и ныряем в молочной реке с кисельными берегами. А вот молоко удивительным образом превратилось в белоснежную шляпу на нашей голове. Можно покататься на облаке, которое появилось, когда у мамы выкипело всё – всё молоко…

В коммуникативной игре «Пяточки» детям нужно сначала поздороваться пятками: ласково, сердито, чуть касаясь друг друга, любезно кланяясь друг другу, с сильным нажимом…Затем и пальцы рук, могут «приветствовать» друг друга по-разному. Демонстрируется, как соединяются различные пальцы на двух руках, например: мизинец и большой, указательный и безымянный и т.п., дети сначала повторяют на своих руках, а затем выполняют упражнение в парах, ориентируясь на правую или левую руку ведущего. Задание усложняется ускорением смены пальцев, различными сигналами, после которых контакт необходимо прекратить. Например: на слово ведущего: «Новая пара», играющие должны быстро найти другого партнера и соединить пальцы правой и левой рук так, как показывает педагог. Когда игра усвоена, нужно придумать свой, оригинальный способ «поприветствовать» друг друга, придумывать свои варианты.

«Диалоги»

Очень важным «шагом» в развитии коммуникативной игры является переход к диалогам. Как правило, группа делится на подгруппы. Вариантов может быть бесконечное множество. Например, считалка «Где ты, сон?» («Где ты, Сон? – Дома. Кто с тобой? – Дрёма. Рядом кто? Угомон. Кто не спит, выйди вон!»), в результате «диалогового» осмысления может превратиться в увлекательную историю.

В дремучем лесу, на высоком дереве сидел старый Филин и горевал. Много-много дней назад он потерял свой Сон и теперь никак не мог уснуть. Филин ужасно устал. Он вздыхал и спрашивал: - «Где ты, Сон? Где ты, Сон?». И вдруг слышит старый Филин, как темный куст зашевелился и тягучим, убаюкивающим голосом отвечает ему Сон:- «Дома, дома…». Филин снова спросил, а Сон ответил. Филин чуть громче спросил, а Сон очень тихо пробормотал: - «Дома, дома…». Летела мимо Сорока – Стрекотуха, удивилась, что Сон разговаривает, и тоже спросила …(каждый раз текст повторяется). Участники группы включаются в игру. Они сначала все вместе говорят от имени Филина, Сороки, Сна. Дальше диалог может проходить между взрослыми и детьми, между группой и одним ребенком, двумя и тремя детьми поочередно и т.п.

«Ритмические диалоги».

Это особая форма групповой коммуникации. В данном случае, хорошо усвоенный текст, проговаривается «про себя». Руководитель начинает хлопками (или, как – то иначе) ритмизировать текст. Например, он «озвучивает» первую строчку, а остальные участники группы должны продолжить в том же ритме вторую строчку. Третью строчку снова – руководитель, а последнюю – один из членов группы, подгруппа или вся группа. Можно поменять ритмический рисунок и «в режиме диалога» продолжить игру.

Например, скороговорка «Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор» м.б. разыграна следующим образом. Детям объясняют, что Егор внимательный, заботливый, трудолюбивый, узнал, что у бабушки Федоры забор покосился-повалился, решил отремонтировать. Дети идут по кругу, каждый несёт воображаемый топор, (кто на весу, кто на плечах…) и произносят слова: «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Дети изображают, как шел Егор (тяжелой поступью, большими шагами, торопился). Как Егор нёс топор (топорик легонький, острый, тяжеленный…). Спозаранку Егор поднялся, топор вместо гимнастической палки взял, идет, по дороге зарядку делает.

Виды коммуникативных игр

Приветствия

Игры-приветствия привлекательны для играющих. Например, в игре «На вокзале», могут принять участие две группы детей: «провожающие» и «уезжающие» или «встречающие» и «прибывающие». Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров, договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы, друга, зарубежных гостей, сказочных героев…). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму – обнять, друга – похлопать по плечу, а с «иностранцами» – поздороваться очень корректно.

«Здравствуйте». Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами...

«Ой, здравствуйте!». Гуляют свободно по залу, по сигналу ведущего или с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто находится рядом.

«Иностранцы». Придумывают свои собственные приветствия "иностранные", "инопланетные".

«Хоровод». По кругу идут друг за другом, напевая слова: Мы заводим, мы заводим, Мы заводим хоровод... (р.н.п."Ах, вы, сени")

Затем поворачиваются друг к другу и поют: "Здравствуй!", выбирая, как поздороваться: мизинчиками, большим пальцем, тыльной стороной ладони... Ведущий поет: "Здра-а-авствуй", затягивая ударный слог или пропевая его быстро. Дети должны прореагировать на их окончание звучания.

Игра «Встречные поезда» проводится в двух концентрических кругах. Участники «паровозиком» движутся в противоположных направлениях под музыку. По окончании музыки «выглядывают в окошко» («окно» образуется соединением рук), приветстуют пассажиров встречного поезда (здесь уместно вспомнить упражнение «Пальцы здороваются по-разному»). Можно помахать шляпой, послать «воздушный поцелуй», или сообщить какую-то важную новость. Затем участники игры должны придумать свои варианты приветствий. Чтобы в парах «встречались» разные дети, нужно использовать музыку с различными по длине фразами. Интересно проходит игра, когда вагоны «соединены» каким-нибудь необычным способом, например: легким касанием указательных пальцев, руками, согнутыми в локтях и т.п..

"Поезд"(вариант). Под сюжетную музыку, н-р: "Голубой вагон" В. Шаинского, два "состава" двигаются по двум направлениям. Сделав круг, дети останавливаются в центре зала. Здесь станция с любым подходящим названием: "Приветная", "Поклонная", "Сними шляпу"... Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки, приподнимают воображаемые головные уборы, кланяются, машут руками...

«Встреча». Парами дети встают по кругу, образуя два концентрических круга. Под любую русскую народную музыку идут хороводным шагом в противоположных направлениях. На окончании музыкальной фразы здороваются (вариант приветствия выбирают сами) с тем, кто остановился напротив. Для того, чтобы пары менялись, можно предложить игровой вариант: внимательно слушать музыку, она может внезапно остановиться и нужно прореагировать.

«Волшебная поляна». На волшебной поляне, где все растения, животные, предметы живые и говорящие, дети превращаются в плакучую иву, журчащий ручей скрипучий пень, стройную березу, шелковую траву... Ведущий ходит по поляне и здоровается с детьми. Дети отвечают, стараясь передать игровой образ. В дальнейшем, роль ведущего могут выполнять дети.

"Музыкальные приветы". Дети пропевают свои приветствия по одному, пропевают и дополняют их звуковыми жестами, пропевают и ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.

«Настроение». Дети здороваются в различных настроениях...

"Кто поздоровался?" Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет: "Здравствуй, Ваня!". Водящий подходит к тому, кто по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку.

"Дети и взрослые". Одни дети превращаются во взрослых, другие - остаются детьми. Нужно показать как "не нужно здороваться" и детям, и взрослым.

"На дорожке приветствий". Дети идут друг за другом и "цепочкой" называют, не повторяясь, слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом...

"Придумай приветствие " для любимой игрушки, для мамы, когда она придет в садик, для бабушки, для маленького-маленького ребенка...

Игры с именами

Потенциальные возможности для развития коммуникативных навыков несут в себе коммуникативные и речевые игры с именами. Играющим предлагается по очереди проговорить с разными интонациями или пропеть свое имя – большое или маленькое. Имя можно пропеть, проговорить, прохлопать, сопровождать различными звуковыми жестами.

Многолетняя практика показывает, какое восхищение и удивление всегда вызывает эта незамысловатая игра.. А ведь здесь кроется какая – то тайна. Вспомним народные заклички. Обращение к Природе «по имени» через её проявления – Ветер, Дождь, Солнце…(«Радуга – дуга, не давай дождя, давай Солнышка – колоколнышка!»), всегда наполняло особым энергетическим смыслом человеческое существование. Мы не одни, мы являемся частью Матери Природы, мы общаемся с ней, в каждом нашем имени тоже есть её сила и смысл. Постепенно участники игры накапливают способы проговаривания и пропевания своего имени и, помня о том, что нужно создать свой вариант, отличный от других, начинают исполнять собственные «маленькие арии» с огромным желанием. Здесь, впрочем, как и в других заданиях, удовлетворяется и потребность в самовыражении.

Надо видеть, как блестят глаза у участников игры, когда они, выполняя, казалось бы, простые задания, создавали свои собственные «маленькие произведения»! Именно в этот момент каждый становится Творцом!

Ритмические игры. Игры со Словом.

Разновидностью коммуникативной игры является речевая ритмическая игра, которая проводится по тем же правилам, что и коммуникативная игра, но имеет свои особенности. Преимущественно это игра со Словом. Очень важно научить человека произносить (пропевать, ритмизировать) одно и

то же Слово с всевозможными интонациями, оттенками, осмысляя его заново, находя в нём тончайшие оттенки.

Вся система отношений в семье, семейной коммуникации строится на Его Величестве Слове! Словом можно ранить и даже убить, Словом можно возвеличить и возвысить…В игре Слово можно произнести удивленно и восхищенно, с вопросом и с угрозой, затаенно и жизнеутверждающе! Говорить можно высоким или низким голосом, тихо или громко, медленно или быстро. Кроме того, Слово произносится от имени какого-либо героя, который находится в определенном настроении или состоянии. Руководитель постепенно расширяет спектр выразительных средств, как бы «раскручивает по спирали». Сначала он сам демонстрирует, как может звучать слово, затем предлагает участникам произносить его, в различных вариациях, «не повторяясь».

К примеру, обыгрывая считалку «Заяц Егорка» руководитель предлагает всем сначала позвать кого-то на помощь зайке, который, «свалился в озёрко». Играющие «хором» проговаривая текст считалки: сначала медленно (так зовёт на помощь огромный медведь или лось), затем могут позвать ежи, совы, мышки… Постепенно текст проговаривается всё быстрее, выразительнее, тише (зовут на помощь бабочки, божьи коровки…). Текс сопровождается жестами.

Потом каждый по цепочке придумывает свой способ «призыва о помощи». Одновременно решается несколько задач: участники группового взаимодействия должны прислушиваться друг к другу, согласовывать свои действия и варианты ответов с товарищами, сдерживать себя в ожидании возможности высказаться, и, вместе с тем, находить оригинальные способы для самовыражения.

Правила и принципы организации коммуникативных игр.

Технология коммуникативных игр, проста и сложна одновременно, так как в ней нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков у самого руководителя группы, владения им способами художественно – творческой деятельности, готовности к сотрудничеству.

Невозможно просто «прочитать» правила и провести коммуникативную игру: синкретическая «многомерная» информация передаётся как соционормативный опыт – «из уст – в уста». (Автор программы обучался на семинарах В.А. Жилина – одного из учеников К. Орфа). Вместе с тем, для реализации Программы, была попытка сделать это.

Правило 1. Круг. Принцип – «Глаза в глаза»: все стоят лицом друг к другу, где все члены группы видят друг друга.

Правило2 . Разминка. Принцип – «Постепенное вхождение». Обязательно необходимо создать условия «вхождения» в ситуацию общения. Эти задания должны быть простыми, доступными, интересными. Здесь уместна шутка, интрига, неожиданное предложение. Например, поздороваться носочками ног, мизинцами.

Правило 3. Цепочка. Принцип – «Все-общение». Важным является условие, что в игре обязательно участвуют все дети, выполняя задания по «цепочке» или по «выбору», друг за другом. Правило обговаривается заранее. Это «объективный закон игры», к которому постепенно привыкают все. Этот закон «освобождает» руководителя группы от необходимости выбирать, кто будет выполнять задание, позволяет изначально «скромным» выразить себя, а излишне активным – помогает сдерживать свои «порывы».

Правило 4. Вариации. Принцип – «Креативность». Многократно и постоянно варьируются различные средства выразительности (интонационные, мимические, ритмические и т.п.). Обязательно учитываются ситуации, события, которые происходят с детьми в течение дня, в момент проведения игр.

Правило 5 . Не повторяй! Принцип – «Преодоление». Условие игры заключается в требовании: «не повторять за другими!». Дети должны находить свои варианты ответов, стремясь «преодолеть образец», стараясь не подражать руководителю и товарищам.

Правило 6. Фольклор. Принцип «Преемственность». Важнейшей особенностью коммуникативной игры является то, что она строится, как правило, на малых формах русского фольклора – величайшей традиционной ценности! (Материалом служат загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т.д.).

Правило 7. Создавай ритм. Принцип – «Ритмичность». В речевой ритмической игре основой объединения группы является ритмическая пульсация. «Закон ритма правит всем!» Ритм – это, с одной стороны, форма организации игры, а с другой – безграничные возможности для творческой самореализации каждого её участника. Одних только ритмических приветствий можно придумать столько, что не хватит никакого времени их выслушать, а если ритмический рисунок придумывать, сочетая хлопки, шлепки, притопы и т.п., то каждый может создать целый «ритмический проект»!

Приемы работы

«Обогащение». В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, в этюдах - детям предлагаются задания, в которых они должны проявить свое собственное личное отношение к окружающим, используя различные комбинации средств эмоциональной выразительности.

Предварительно детям дается некоторый "багаж" способов игры:

а) - темп - (медленно, с ускорением, умеренно)... ритм (различные ритмические рисунки)

б) - с разнообразными рисунками ("показателями") в динамике (тихо, громко); качестве (шепотом,"в нос"); высоте звука; ("скрипучим", таинственным, высоким голосом, низким)

в) - с варьированием интонаций (нисходящие, восходящие, восклицательные, вопросительные)

г) - с использованием всевозможных "звуковых жестов" (хлопки, щелчки, притопы...их сочетания, ритмизация,)

д) - с погружением в разные эмоциональные настроения в сочетании с вышеизложенными приемами

е) - с делением детей на подгруппы (А, Б,В) и "солистов"(С-1,С-2, С3) и "конструирование" различных сочетаний их взаимодействия (С1-А-С2-Б-С3-В); (С1-С2-А-С3-Б3...и т.д.)

"Дирижер".

Ведущий (или ребенок) произносит текст, сопровождая его различными звуковыми жестами, одновременно общаясь с детьми глазами, кивком головы, он "приглашает" к участию в игре ту или иную подгруппу.

Дирижер придумывает различные сочетания задания в речевых ритмических играх. Этот же прием используется в играх типа "Зеркало", "Эхо", "Повторялка"...

«Создание художественного образа».

а) детям предлагают превратиться в различных героев, персонажей, которые обладая определенными чертами характера (злой Бармалей, добрая бабушка) могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях (Злой Бармалей - радуется, добрая бабушка - сердится).

б) прием "оживления". Дети превращаются в предметы,которые могут обладать свойствами живой природы (Веселый Колпачок, Озорная Клякса, грустный Звоночек) или наделять явления природы человеческими качествами (тетушка Радуга, Волшебница, поющий Пень)

в) "групповые проекты". Героев наделенных всевозможными Добродетелями" или "пороками" помещают в ситуации, выход из которых должны найти "реальные" дети, маленькие "творцы", "созидатели".

Прием «извлечения».

В каждом конкретном тексте, в сочетании слов, их значении находят возможности для варьирования выразительных средств.

Например: текст - "Дождик лей, лей, лей!/ На меня и на людей"

Произносит лягушка, выбившаяся из сил, которая давно ждет дождя.

Дождик очень мелкий, мелкий - так произносится и закличка

Дождь капает сверху вниз, в тексте нисходящие интонации, с сопровождением соответствующих жестов

Дождь усиливается, затихает....произносится со свободной ритмизацией с усилением и "затиханием" темпа, динамики, звучания, ритмической пульсации...

Дети обращаются к дождю, к природе, но каждый просит "по - своему". Кто раскрывает ладони, кто складывает на груди руки, устремляя взгляд в небо, кто прыгает по лужам. Главное - все радуются.

Коммуникативные танцы

Занятия музыкой, пением, танцами, помогают ребенку найти душевное равновесие, развивают коммуникабельность. Особое, пристальное внимание уделяется развитию и укреплению ритмической системы ребенка, что является залогом его успешной учебной деятельности. В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности. Среди этого разнообразия материала коммуникативные танцы- игры занимают особое место.

В коммуникативных танцах (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

    развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

    развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

    развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей

    значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Коммуникативный танец, это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков.

Особенности коммуникативных танцев

Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Происхождение коммуникативных танцев

Происхождение коммуникативных танцев связано с фольклором разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Это также авторские танцы на известные мелодии, на которых воспитывались многие поколения дошкольников. Удобные по темпо- ритму, с четкими фразами, эти мелодии удобны в качестве музыкального сопровождения для ритмических движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.

Примеры коммуникативных танцев: « Здравствуйте!», «До свидания!»,

«Танцуем с мамой», « Поиграем веселей», «Веселые дети», « Озорные козлики», « Ручеек», пляска «Приглашение», «Веселые пары», «Светит месяц», «Вальс друзей», «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся»

Заключение

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь. Их можно сгруппировать и выстроить в системе определенных моделей, как например:

    игры на внимание («Танец-игра с игрушками», «Бинго», и др.)

    игры на перестроение («Веселые дети», «Игра с перестроениями» др.);

    игры со сменой партнера («Веселые пары», «Озорные козлики», и др.);

    сюжетные танцы-игры («Сапожники», «Танец с гусеницей» и т. д.).

В подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет постепенное развитие двигательных способностей детей.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) - и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, а также для совместных игр-танцев детей с родителями, это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

Одно из важных направлений использования подобного материала - это коррекционная работа с детьми. Он является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера). Особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей.

Целью музыкального воспитания дошкольного образования– является подведение ребенка к восприятию музыки, показать как можно взаимодействовать с музыкой, подготовить к дальнейшей активной музыкальной деятельности которую предусматривает программа «Каждый ребенок- музыкант!».

Список использованной литературы:

    Рокитянская Т.А. Ритм. Воспитание ритмического чувства. М. 2000 г.

    Рокитянская.Т.А. Воспитание звуком музыкальные занятия от3до9лет.М.2015г.

    РыбакЕ.В. Вместе. Методика организации коммуникативных игр 2012г

    Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей 2004г

    Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуск 4. 2002г.

    «Развеселый разговор» (Музыкальные скороговорки) М. 1994г.

    Хороводы, музыкальные игры. С.-Петербург 1999г.

    Школа русского фольклора. М. 1994г..

    Дыкман Л. Гармоничный ребенок. С.-Петербург 1999г.

    Вюнш. Формирование ребенка посредством музыки. М. 1995.

    Науменко Г. Детский музыкальный фольклор. Москва 1999г.

    Науменко Г. «Жаворонушки» вып 1-5, Москва 1977-87.

    Науменко Г. «Березовая карусель» Москва 1980.

    Науменко Г. «Фольклорная азбука» Москва 1996.

    Зимина А. Народные игры с пением. Практическое пособие. М. 2000г.

    Мельникова Л., Зимина А. Детский музыкальный фольклор. М. 2000г

    Вихарева Г.Ф.Играем с малышами:- Логоритмические игры для детей 2004г

    2005г

    Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмическиеупражнения итанцы 2000г.

    Суворова Т.И. Спортивные олимпийские танцы для детей (в 2-х частях) 2002г

Коммуникативные танцы для дошкольников

Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. В детский сад поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков - многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец - благодатный в решении проблемы старших дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное . Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.

Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей, в том числе и музыкальной. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения обладают музыкальные занятия. В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое.

В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались, Й. Вуйтак, К. Орф, А. Остертаг, . К. Орф отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений. Й. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные

коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым. Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению, является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми.

Несмотря на то, что все авторы подчеркивали такую важную составляющую музыкально-ритмической деятельности детей, как установление положительных отношений средствами невербального общения, коммуникативный танец недостаточно используется в практике дошкольных учреждений.

Невербальное общение и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временную структуру, установление и регуляцию .

Невербальные средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности. Поэтому стало возможным появление в педагогике музыкального образования понятия «коммуникативный танец» (,) .

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают точно выполнять движения.

Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.

Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. Можно предложить некоторым участникам исполнить танца на шумовых и ударных инструментах

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения старших дошкольников.