Корё. Истоки знаменитых корейских традиций: Почему корейцы стали сидеть на полу; когда появилось блюдо «кимчхи» и национальная борьба ссирым»; и как корейцы снова стали есть мясо. Русские девушки глазами корейцев

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Южная Корея - страна контрастов, в которой гармонично сочетаются современные технологии и приверженность многовековым азиатским традициям. И стоит ли говорить, что каждое путешествие в это удивительное государство приоткрывает все новые завесы и тайны, которых оказывается несчетное количество.

Мы в сайт выбрали для вас самые неожиданные открытия о Южной Корее, которые у вас вызовут по крайней мере удивление.

1. Помощь от государства беременным женщинам

Все беременные женщины в Южной Корее получают кредитную карту от правительства. На карте есть средства - $ 500. Их можно потратить только на посещение врачей и необходимые для будущей мамы лекарства. В том числе женщина может получить социальный брелок для комфортного проезда в общественном транспорте. В метро места для беременных помечены розовым цветом, а брелок активирует этот значок, намекая окружающим, что в вагоне женщина в интересном положении. Это помощь для скромниц, а также тех, кто находится на ранних сроках. Также у них есть специальные парковочные места для беременных.

2. Практически на каждой остановке есть табло с информацией об актуальном передвижении автобуса

Здесь все автобусы новые и оборудованы кондиционерами. А у водителей есть своя униформа с белыми перчатками и солнцезащитным очками. Автобусы ходят практически круглосуточно. При этом стоимость поездки на такси будет такой же, но при условии что вы поедете компанией из 3–4 человек.

3. В супермаркетах можно есть продукты бесплатно

В большинстве местных супермаркетов еда для дегустации находится в неограниченном доступе. Никто не контролирует, сколько покупатель попробовал продуктов, прежде чем купил что-то... или не купил.

4. Корейцы любят дарить и принимать практичные подарки

Традиционный подарок гостей хозяевам дома на новоселье - пачка рулонов туалетной бумаги. Корейцы верят, что длина рулона намекает на продолжительность жизни. Вообще корейцы очень любят практичные подарки, а особенно те, которые можно съесть. Так, например, начальство одной южнокорейской компании подарило своим подчиненным продуктовые наборы. Это специальные наборы, которые в различных комбинациях продаются перед большими праздниками.

5. На корейский Новый год телеведущие наряжаются в национальную одежду

6. У каждого детского садика есть своя униформа определенного цвета, чтобы во время прогулки по городу не потерять своих воспитанников в толпе

7. Церкви дарят прихожанам небольшие, но приятные подарки

Несколько раз в квартал крупные церкви организовывают для своих прихожан бесплатные поездки к стоматологу или парикмахеру. На южнокорейских улицах очень много представителей разной веры, которые активно зазывают людей. Самый популярный способ - бесплатная раздача влажных салфеток с адресом церкви. Кстати, именно в Южной Корее находится самая посещаемая церковь в мире с численностью прихожан более 1 млн человек в год.

Корейские дети учатся очень много. Ученики начальных классов на учебе с 9:00 до 18:00, средняя школа возвращается домой к 22:00, а старшие классы могут засиживаться за уроками и до часу ночи. Специально для таких случаев школьные библиотеки работают круглосуточно. Однако из-за усиленной зубрежки дети не становятся гениями, а наоборот. Многие из них теряют интерес к увлечениям и хобби, так как у них просто не остается времени на личную жизнь. Они учатся, спят на ходу и проводят время в социальных сетях.

9. В Южной Корее почти все влюбленные носят парную одежду

Каждая влюбленная пара обязательно даст знать окружающим, что они вместе. Они это сделают с помощью одинаковых нарядов. В местных магазинах очень много парной одежды и обуви для молодых и не очень людей, которые любят друг друга.

10. Лучшая благодарность учителю - чашка кофе или сладости

Крупные подарки учителям и любым государственным служащим считаются взяткой. Родители и дети, которые хотят выразить благодарность учителям, как правило, дарят им какие-то сладости или стаканчик кофе.

11. Тематические вагоны метро

В метро Южной Кореи очень много тематических вагонов, посвященных различным мультипликационным героям. Станции объявляются голосами этих героев, а их фигуры рассажены по местам.

12. Южная Корея - обособленная страна, которая не знает обычаев западного мира

Если вы спросите у корейца название самого популярного исполнителя в мире, то он вряд ли ответит вам. Корейцы практически ничего не знают о других странах. Совсем. Они не смотрят западные фильмы, не слушают западную музыку, не знают обычаев Запада, в школах нет предмета географии. Любой иностранец для них - американец. Зато они с удовольствием и фанатизмом расскажут вам все о представителях своей поп-индустрии. Самый востребованный музыкальный коллектив у южнокорейской молодежи - бойз-бенд BTS.

13. В Южной Корее не едят собак

Первое, что приходит на ум это то, что они милые, до жути эгьёшные. Так что если вам нравятся брутальные, большие и сильные мужчины, то вам не в Корею это точно!(Хотя нужно помнить,что всегда бывают исключения, и в первую очередь, они парни независимо от нации. ) Но если внешне они такие прям лапочки, то характер у них истинно мужской. Все корейцы очень трудолюбивые. Так что если у вас будет муж кореец, без куска хлеба вы точно никогда не останетесь, так как работают они очень усердно, и если нет работы, то это для корейца катастрофа.

Еще они самые настоящие джентльмены. Даже если вы друзья, они будут вам помогать носить сумки, открывать двери, покупать всякие вкусности, готовить бульгоги в конце концов. Они очень заботливые, постоянно будут интересоваться поели ли вы, выспались, тепло ли оделись и т.д. Еще корейцы много пишут смс, так что если вы нацелились на корейского бойфренда приготовьтесь, что он будет вам писать и звонить каждую секунду, расспрашивать обо всем, как прошел ваш день, что вы делали, что вы ели, так что приготовтесь. 🙂

Что касается знакомств, то маловероятно, что к вам подойдут на улице знакомиться, еще более маловероятно, что корейский парень после вашего отказа будет дальше пытаться познакомиться с вами и начнет припираться на эту тему. Конечно, везде есть исключения, но вероятность такого расклада событий практически равна нулю. Потому что они скромные и у них так не принято. А подойти к не кореянке для них совсем катастрофа, если честно, вот если вы в клубе или баре, тогда они еще может, и наберутся смелости. Но не переживайте, если вы хотите с ними познакомиться, то рано или поздно это случиться, например, через знакомых или при удобном случае.

Следующий пункт в моем обзоре это стадия после знакомства. Ну, тут может возникнуть одна проблема, он не знает английского (понятное дело русского), а вы корейского. Не беда,всегда есть выход-язык жестов. 🙂

Еще один совет, если вы все таки нацелились на корейского бойфренда, то потрудитесь выучить хотя бы пару элементарных фраз по-корейски. И еще почитайте корейскую историю, изучите культуру. Даже при минимальных знаниях о Корее, отдача громадная. Они так радоваться будут. Ну и конечно универсальная тема это k-pop и дорамы. Тут не промахнетесь.

А еще корейские парни в большинстве своем жуткие модники. Не считая повальной любви к кроссовкам Nike и очкам в черной оправе (они, кстати, многим идут), то во всем остальном они за модой следят как надо. И хотя иногда в попытке угнаться за модой они слегка перегибают палку, все же одеваются они здорово. Корейца в спортивном костюме, кроме как в спортзале вы не увидите. Скорее всего, сказывается врожденное чувство стиля, оно у всех азиатов есть.

Возвращаясь к эгьёшности. Признаюсь, половина моих европейских друзей считают их слегка не той ориентации. Уж слишком корейцы милые. Я, например, не считаю, что если парень могуч, вонюч и волосат, то значит он настоящий мужик! Я все таки за красоту. Многие корейцы (почти все наверное) ухаживают за лицом, от того и кожа у них гладкая и красивая. А еще некоторые красят волосы в блондинов (но в основном получается характерный только им кирпичный цвет) или делают перманент. Так, что если увидите корейца с крашенными волосами или перманентом, это означает что он жуть какой модный! А еще, когда они ходят парочками с девочками, то это превращается в настоящее цунами эгьёшности и умиления, поскольку они могут носить , а в диснейленде ушки и бантики Микки Мауса.

Подводя итог всему выше написанному, могу сказать, что корейские оппы такие в силу национальных особенностей, и когда изучаешь их культуру, понимаешь, что они такими и должны быть: милыми, скромными и ответственными. Из них получаются замечательные друзья и еще более милые бойфренды. Конечно, сейчас век глобализации, а корейцы всеми силами хотят быть похожи на европейцев… но делают они это очень уж по- азиатски.

Многие обычаи, характеризующие традиционную Корею, ведут свое происхождение со времен государства Корё (935 -1392).

И пришедшему ему на смену государству Чосон.

Именно в период Корё у корейцев появилась привычка сидеть на полу, широко распространилась система отопления «ондоль», появился прообраз знаменитого блюда «кимчхи» и стала популярной в народе национальная борьба «ссирым» и водка «соджу». Снова вернулись в пищу мясные блюда, запрещенные ранее буддистской традицией.

Истоки знаменитых корейских традиций в передаче (от 09/02/2005) русского вещания «Международного Радио Кореи» (KBS World, Сеул) о традициях государства Корё. Фрагмент этой программы первоисточника из архива сайт в аудиофайле далее и ниже в тексте:

  • аудио файл №1

Почему корейцы стали сидеть на полу, или влияние «ондоль»

«Иностранцы, попав в корейский дом, прежде всего удивляются тому, как корейцы снимают обувь и едят, сидя на теплом полу. Но такой образ жизни утвердился в Корее только в поздний период правления династии Чосон, а во времена Корё люди на полу не сидели. Такие перемены были связаны с расширением использования системы ондоль.

Говорит доктор Хон Ён Ый:

«В эпоху Корё теплый пол был только у части комнаты. К концу этого периода, в XIII в., ондоль получает большее распространение, а вместе с этим появилась и культура потребления пищи, сидя на полу ».

Ондоль использовался в Корее со времен Древнего Чосона. Эта система позволяет экономить топливо: дымоход от очага, расположенного на кухне, проходил через каменный пол комнаты, таким образом обогревая его. Особенностью домов эпохи Корё было то, что кухня и жилые помещения не разделялись стенами. Поэтому комнату обогревал также и огонь, на котором готовилась пища . На ночь помещения разделялись занавесками, что давало возможность членам семьи спокойно отдыхать.

От «чимчхэ» к «кимчхи»

Если речь заходит о корейской еде, то прежде всего нам вспоминается «кимчхи». Засолка овощей, позволявшая хранить их зимой, была известна в Корее еще со времен Трех Государств. В источниках периода династии Корё приготовленные таким образом овощи называются «чимчхэ» . Похоже, что имеется в виду как раз современное «кимчхи».

Говорит профессор истории Университета Кунмин Пак Чон Ги:

«Чимчхэ» — очень важный элемент питания людей в эпоху Корё — приготовлялся путем засолки овощей в специальном рассоле». Чаще всего «чимчхэ» готовили из редьки или огурцов, погруженных в соевый соус — канджан. А острое «кимчхи» из листьев салата, без которого теперь не обходится обед ни одного корейца, появляется в лишь в XVII-XVIII вв., когда в Корею были завезены салат и красный перец .

«Поедим куксу»

А вот блюда из огурцов или редьки, приготовленных в соевом соусе, дошли до наших дней и сейчас называются «чанчхи», «оичхи» и т.д. Их употребляют в качестве закуски к супу или рису, и этой традиции уже более тысячи лет. Интересно, что лапша «куксу», сейчас считающаяся едой простонародья, в те времена была доступна только аристократам .

Говорит профессор Хон Ён Ый:

«В Корее, когда ожидают свадьбы друга, говорят: «Поедим куксу». Это показывает, каким дорогим блюдом эта лапша была в старину. Во времена Корё «куксу» была дорогим импортным товаром, так как для ее приготовления необходима редкая пшеничная мука ».

Еще корёсцы любили «тток» — хлебцы из отбитого риса. Еще во времена Объединенного Силла (корейское государство, сущетсвовавшее в Прим.. Но с начала периода Корё окончательно сформировалась культура изготовления таких продуктов, как «тток» и печенье. Тогда же возникли такие традиционные блюда как «тасик» — печенье-закуска для чая — и кондитерские изделия из масла и меда.

Кроме того, одним из появившихся в период Корё и популярных до сих пор блюд является «якпап» — рис, перемешанный с медом, растительным маслом, кедровыми орешками, каштаном и жужубой. Какие же еще блюда приготавливали и ели люди Корё?

Корейцы открывают новые продукты

«В начале периода Корё под влиянием буддизма была запрещена пища, полученная в результате убийства животных, и потребление мяса было сильно ограничено. Однако начиная со времен монгольского вторжения традиция мясной пищи снова возродилась, и стали популярными такие виды мяса как баранина, свинина и курятина, а также собачатина . В Корее появились овцы и верблюды, а вместе с ними и их молочные продукты — масло и сыр».

Любопытно, что и соджу — знаменитая корейская водка — появилось примерно в то же время, после монгольского периода Корё . Тогда соджу считалось напитком аристократии.

Говорит профессор Пак Чон Ги из Университета Кунмин:

«Основным спиртным напитком в эпоху Корё были сорта водки, изготовленной из зерна. Считается, что это были прежде всего соджу, макколли и чхонджу — те виды спиртных напитков, которые мы имеем и сегодня. Кроме того, существовали и другие разнообразные напитки: тондонджу, сонджу, а также вина из хризантем, азалий и других растений». В эпоху Корё традиция употребления чая достигла своего расцвета. Чай с удовольствием пили члены королевской семьи, аристократы, чиновники, а также и простые люди. Слово «табан» — чайная, употребляемое сегодня в Корее, также появилось именно в этот период .

Говорит профессор Пак Чон Ги:

«Учреждение, курировавшее операции с чаем, называлось «табан» — «чайная комната». Существуют записи, говорящие о том, что чаем потчевали гостей во время официальных церемоний и пиров. Сохранился и эдикт, приказывающий пользоваться валютой в питейных и чайных домах. Есть доказательства того, что чай пили и простые люди».

В столице Кэсоне существовали специальные чайные для простолюдинов. Устраивались и соревнования — кто выпьет больше чая. Стремление пить хороший чай из качественной и красивой посуды способствовало развитию керамического производства. Корёсцы наслаждались ароматом и вкусом чая, попивая его из красивых чашек, украшенных цветочными узорами.

Что касается истории корейской одежды и орнаментов, то она круто изменилась после появления на полуострове культуры хлопка. Впервые сеять хлопок в Корее начали в 1364 г., когда первые семена были привезены Мун Ик Чомом из Китая.

Говорит доктор Хон Ён Ый:

«Появление хлопчатобумажной ткани совершило настоящую революцию в производстве и жизни корейцев. Мягкая и теплая, хлопчатая ткань оказала реформирующее воздействие на покрой и вид корейского костюма. Появились новые виды производственных орудий, например, прялки и веретена, ускорившие процесс изготовления нити и ткани. Кроме того, прочная хлопчатая нить заняла свое место в изготовлении таких изделий как шнуры, рыболовные лески и сети».

Массовое производство хлопка принесло большие изменения в корейский национальный костюм. Зимой люди стали носить одежду на вате. Но какой же была их одежда до того, как появился хлопок? Говорит профессор Пак Чон Ги:

«Дворянское сословие носило одежду из рами и шелка, а простолюдины — из конопли и шкур животных. Аристократы одевались в шелка, привезенные из Китая. Для тепла зимой одежду набивали тонкой травой, собранной по весне. Конечно, такая одежда не могла служить долго и плохо защищала от холода».

Наряды аристократии сильно отличались от одежды простых людей. В то время как у одних было сильно заметно влияние Китая, другие носили удобные для работы кофты, штаны и юбки. Изменения в одежде в основном касались длины женской кофточки, а также аксессуаров.

Рождение «Ссирым»

В Китае «корёской борьбой» называли «ссирым» — традиционный вид единоборства, популярный в Корее до сих пор. Соревнования по борьбе устраивали в дни народных праздников, да и просто так, на ярмарках. Другими популярными состязаниями были прыжки на качелях и борьба «субак», когда на противника оказывали давление с помощью одних кулаков. Качели стали особенно популярны в конце периода Корё . На качелях девушки прыгали или же взлетали в небо, как воспел в своих стихах знаменитый поэт и литератор Ли Гю Бо.

Самыми большими праздниками в Корё были буддистские фестивали Ёндынхве и Пхальгванхве. Они возникли еще в период Силла, но особенно пышно стали отмечаться именно в Корё. Говорит профессор Пак Чон Ги:

«Ёндынхве — это буддистский праздник, посвященный вознесению благодарности Будде. Постепенно он наложился на местный даосский ритуал принесения жертв духам земли и неба . После того, как завершался сбор урожая, иностранные послы и местные лидеры съезжались вместе, чтобы принести жертвы в этот своеобразный «День благодарения». Если Ёндынхве отмечали в каждой деревне отдельно, то после сбора урожая люди со всей страны съезжались на Пхальгванхве — общенародный фестиваль в столице. Ван приносил жертвы Небу, а затем начинались танцы, музыка и разнообразные представления. Праздник Пхальгванхве должен был подчеркивать единство народа Корё.

Как видим, для жизни корёского общества были характерны открытость и пышность. Многие черты той жизни стали особенностью и современной Кореи тоже. В жизни корейцев тысячу лет назад лежат корни тех традиций, которые мы видим сейчас».

Текст представляет собой фрагмент передачи русского вещания южнокорейского «Международного Радио Кореи» (KBS World) о традициях государства Корё (от 09/02/2005) из нашего архива. Аудиозапись этой программы KBS World сделана Portalotranah.ru;

Быть корейцем... Ланьков Андрей Николаевич

Почему Корея называется «Кореей»?

Названий у Кореи – много. При том, что почти во всех языках мира эта страна именуется примерно одинаково – «Корея», «Кориа», «Кореа» и т.п., такое единство проявляют только иностранцы. Сами же корейцы и, заодно, их ближайшие соседи на протяжении веков пользовались самыми разными названиями своей страны.

Даже сейчас названия у Северной и Южной Кореи – неодинаковые. Я имею в виду вовсе не официальные названия этих государств, по-разному звучит сам термин «Корея», который, разумеется, входит и в название Севера, и в название Юга. В Германии и Восточная и Западная Германии включали в своё официальное наименование слово Deutchland. В Корее дела обстоят иначе: Северная Корея именуется «Чосон» (официально – Демократическая Народная Республика Чосон, на русский по традиции переводится как «Корейская Народно-Демократическая Республика»), а Южная – «Хангук» (официально – Республика Хангук, русский перевод – «Республика Корея»). Действительно, эти названия даже на слух ничего общего друг с другом не имеют. Как же так получилось?

Истоки этой ситуации лежат в делах давно минувших дней. Когда-то, примерно три тысячи лет назад, жили у северо-восточных границ Китая некие племена, далёкие предки современных корейцев. Читать-писать они, конечно, не умели, ведь в те времена этим искусством владели немногие жители немногих стран, но как-то они себя называли. С течением времени племена эти стали объединяться в союзы и постепенно там возникло княжество, по уровню своему более или менее напоминающее Киевскую Русь веке в IX, перед приходом Рюриковичей. Произошло это примерно два с половиной или три тысячелетия назад. Правда, многие националистически настроенные корейские историки утверждают, что случилось это гораздо раньше, но никаких серьёзных доказательств – (кроме патриотического энтузиазма и веры в то, что «корейское – значит древнейшее») они не приводят, так что мы лучше будем придерживаться фактов.

Около V века до н.э. узнали об этом княжестве и китайцы. Узнали – и записали его название теми китайскими иероглифами, которые звучали более или менее похоже на это название. Выбраны для этого были два иероглифа, которые в современном китайском языке, в его северном (пекинском) диалекте, произносятся как «чао» и «сянь», В современном корейском, соответственно, эти же иероглифы читаются как «чо» (означает, среди всего прочего, «утро») и «сон» (у него тоже несколько значений, одно из них – «свежесть»). Так и получилось – «Страна утренней свежести», поэтическое название Кореи, о котором знает, наверное, любой человек, хотя бы раз в ней побывавший. Звучит действительно совсем неплохо, но вот беда – это замечательно красивое словосочетание ни малейшего отношения к изначальному названию древних корейских племён не имеет. Дело в том, что китайские иероглифы, которыми (наряду со своей письменностью) пользуются также корейцы и японцы, передают не только звучание слова, но и его смысл, поэтому абсолютно любой иероглиф обязательно имеет хоть какое-то значение. Поскольку падежей (а, строго говоря, и частей речи) в древнекитайском нет, это означает, что любое произвольное сочетание иероглифов, в том числе и любую записанную китайскими иероглифами транскрипцию иностранного названия всегда можно «перевести», исходя из этих значений. Например, Москву китайцы именует «Мосыкэ», что означает что-то вроде «спокойного разрезания злаков», но понятно, что ни со злаками («кэ», другое, более распространённое, значение – «наука»), ни с разрезанием («сы»), ни со «спокойствием» («мо») китайское название российской столицы никак не связано. Просто-напросто в современном китайском языке эти иероглифы звучат похоже на название первопрестольной, вот их и использовали – по принципу ребуса. По тому же самому принципу ребуса и записали китайские писцы три тысячи лет назад некое неизвестное нам древнекорейское название двумя похожими по звучанию китайскими иероглифами.

Вдобавок, надо учесть, что произношение иероглифов не оставалось постоянным: с течением веков оно менялось, и весьма значительно. После того, как корейцы заимствовали китайские иероглифы, в корейском языке их произношение тоже стало эволюционировать, и в конце концов корейское произношение весьма отдалилось как от древнекитайского оригинала, так и от современного китайского чтения этих же иероглифов. Правда, современные методики позволяют приблизительно реконструировать древнекитайские произношения, так что путём сложных расчётов лингвисты установили, что три тысячи лет назад два иероглифа, о которых идёт речь, читались приблизительно как «*trjaw» и «*senx» (запись фонетической транскрипцией, звёздочка «*» означает, что слово реконструировано). Как видите – немного общего с их современными чтениями! Таким образом, неизвестное нам название, некогда записанное этими иероглифами, должно было звучать как-то отдалённо похоже на «Тряусенх». Тем не менее, сейчас уже практически невозможно понять, что же оно, собственно, значило.

О проблемах со «Страной утренней свежести» я рассказал так подробно потому, что все остальные названия Кореи, о которых пойдёт речь дальше, возникли по примерно такой же схеме: некое (точно неизвестное) самоназвание какого-то древнекорейского племени ==> его приблизительная транскрипция теми китайскими иероглифами, которые тогда произносились более или менее похоже на это название ==> эволюция произношения этих иероглифов (в корейском, в китайском, в японском – своя).

Итак, вернёмся к нашему рассказу. Древнекорейское государство Чосон (в действительности, как мы помним, его название произносилось скорее как «Тряусенх») было захвачено китайцами в конце II в. до н.э., однако память о нём осталась в Корее надолго. Примерно в то же самое время на территории Корейского полуострова и в прилежащей к нему части Маньчжурии жили другие древнекорейские племена (впрочем, среди них могли быть и представители иных народностей, впоследствии растворившиеся среди корейцев). Названия тех племён, что жили на севере, записывались иероглифами, которые в современном корейском произносятся как «Когурё», хотя в те времена они звучали иначе. Вскоре эти племена образовали мощное и воинственное княжество, которое заняло весь Север полуострова и прилегающую к нему территорию Маньчжурии. Тем временем на Юге полуострова жило множество других племён. На побережье Корейского пролива обитали племена Хан (опять-таки современное корейское чтение), на юго-востоке же быстро крепло княжество Силла.

Разумеется, все эти племена и княжества постоянно воевали друг с другом. В конце концов победа досталась Силла, которое в конце VII века и объединило Корейский полуостров под своей властью. Так возникло первое единое корейское государство, которое именовалось Силла. Что это значит? Вопрос сложный. Если «переводить» по иероглифам, то получится... «новая сеть». Думаю, что читателю теперь понятно: к «сетям» отношение это название имело ровно столько же, сколько Москва – к «спокойному разрезанию злаков». Этими иероглифами просто затранскрибировали какое-то древнекорейское (древнекорейское ли?) слово. Какое? Гипотез на сей счёт много, но ни одна из них не является общепризнанной.

Однако «не вечны времена монархий и царей»... В начале X века после короткого периода гражданских войн к власти в стране пришла новая династия. Её основатель Ван Гон происходил из тех земель, на которых когда-то процветало княжество Когурё. Он – сам боевой генерал – очень гордился своими родовыми связями с наиболее воинственным из всех древнекорейских княжеств, поэтому он и решил назвать свою династию «Корё». Слово это часто считается сокращённой формой Когурё, но в действительности это, кажется, даже не сокращение, а транскрипция того же самого слова, только в его более позднем произношении. Просто в неизвестном нам корейском оригинале, который китайскими иероглифами поначалу записывался как Когурё, где-то в VII-IX веках «выпала» (перестала произноситься) та согласная, которая передавалась иероглифом «ку».

В те времена в Восточной Азии страну часто именовали по названию правившей в ней династии, так что и саму Корея с X века иностранцы стали называться «Корё». Именно в те времена слухи о существовании этой страны достигли Европы, поэтому все европейские названия Кореи звучат очень похоже на «Корё»

Однако время шло, и далёкие потомки Ван Гона тоже потеряли власть. Другой генерал, Ли Сон-гйе, совершил переворот, и в 1392 г. основал новую династию. Название для неё он решил взять самое древнее – «Чосон» (в других странах её часто называли по фамилии правящего рода – «династия Ли»). Как Вы помните, эти иероглифы использовались для китайской записи названия самого первого из корейских государств, которое существовало тремя тысячелетиями раньше. Это название сохранилось до конца XIX века. После того, как в 1910 г. Корея стала японской колонией, японцы продолжали называть её так (конечно, сами японцы читали эти же иероглифы по-своему – «Тёсэн»). После 1945 г. новое коммунистическое правительство, которое с помощью Советской Армии пришло к власти на Севере страны, решило не отказываться от ставшего привычным за пять с лишним веков названия, и сохранило его. Поэтому Северная Корея и называется «Чосон», ну а если использовать полное название – «Демократическая Народная Республика Чосон». Понятно, что на русский язык «Чосон» переводится как «Корея», а всё название – как «Корейская Народно-Демократическая Республика».

Ну а что же с Южной Кореей, с Республикой Корея? В конце XIX века в Корее была предпринята попытка сменить официальное название страны. Она стала называться «Империей Хан». Как вы, наверное, уже догадались, название это происходит от названия древнекорейских племён, которые жили на самом юге Корейского полуострова два тысячелетия назад. В 1910 г. колонизаторы вернули старое название «Чосон», однако многие руководители национально-освободительного движения этого переименования не признали и в пику японским правителям продолжали называть свою страну «Хангук», то есть – «Страна Хан». Когда в 1919 г. лидеры антиколониального движения создали корейское правительство в изгнании, они и его назвали: «Временное правительство Республики Хан». Со временем многие из руководителей этого правительства установили связи с США, и в 1945 г. при помощи американской военной администрации они оказались в Южной Корее. Именно эти люди и стали основателями нынешнего южнокорейского государства, которое также унаследовало это название – «Республика Хан». На русский язык и это слово, опять – таки, переводится как «Корея».

Из книги Газета Завтра 812 (24 2009) автора Завтра Газета

Исраэль Шамир КОРЕЯ КРАСНАЯ 45 лет назад, 19 июня 1964 года, товарищ Ким Чен Ир начал работу в аппарате ЦК Трудовой партии Кореи. Это явилось событием исторического значения в укреплении и развитии ТПК, в осуществлении социалистического дела корейского народа. Его 45-летняя

Из книги Знамя, 2008 № 08 автора Журнал «Знамя»

Света Литвак. Книга называется. Стихи 1980-2000 годов Прогресс и иже с нимСвета Литвак. Книга называется. Стихи 1980-2000 годов. - М.: Культурная революция, 2007.Книга представляет собой избранное известной московской поэтессы, художника-акциониста, организатора “Клуба

Из книги Газета Завтра 282 (17 1999) автора Завтра Газета

“ПАЛЕЯ” И КОРЕЯ В издательстве “Палея” вышли в свет труды товарища Ким Ир Сена “Еще полнее выявим преимущества социализма в нашей стране”. Первые экземпляры книги палейцы выслали в адрес Ельцина, Чубайса, Явлинского, Гайдара и Лившица на предмет ознакомления, как

Из книги Газета Завтра 370 (1 2001) автора Завтра Газета

Из книги Мифы о втором государственном автора Лукшиц Юрий Михайлович

2. У нас страна называется «Украина», потому государственным должен быть только украинский Не аргумент. В Канаде официальные английский и французский, на Барбадосе - английский, в Австрии и Лихтенштейне - немецкий, в Бразилии - португальский, Иран и Афганистан -

Из книги Владимир Путин: третьего срока не будет? автора Медведев Рой Александрович

Россия и Корея У России нет никаких спорных ситуаций ни с Северной, ни с Южной Кореей, и Владимир Путин поддерживает добрые отношения как с президентом КНДР, так и с президентом Республики Корея. Относительно богатая и промышленно развитая Южная Корея готова вкладывать

Из книги Газета Завтра 452 (30 2002) автора Завтра Газета

НАША КОРЕЯ Евгений Ростиков 22 июля 2002 0 30(453) Date: 23-07-2002 Author: Евгений Ростиков - Виктор Чикин НАША КОРЕЯ (Цивилизация перемещается туда, где она начиналась) Виктор Чикин (не путать с редактором "Советской России" Валентином Чикиным) - наиболее примечательная, пожалуй,

Из книги Статьи для портала «Однако» автора Лукьяненко Сергей

Из книги Газета Завтра 481 (6 2003) автора Завтра Газета

КОРЕЯ ГОТОВИТ ОТПОР 11 февраля 2003 0 7(482) Date: 11-02-2003 Author: Александр Брежнев КОРЕЯ ГОТОВИТ ОТПОР Мало кто в действительности ожидал, что Северная Корея запустит свой ядерный реактор. Хотя именно об этом прямо говорило руководство КНДР. Казалось, что это всего лишь торг с

Из книги Путь к звездам. Из истории советской космонавтики автора Александров Анатолий Андреевич

Глава 6 Космолет… или он называется как-то по-другому? 1Февральский запуск межпланетной станции на Венеру только внешне не касался предстоящей орбитальной экспедиции корабля с человеком на борту. У Главного конструктора был свой расчет по этому поводу. Как и при других

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

История чучхе: от Александра Невского до Каддафи О национальных героях и об исторических умолчаниях, которые удивительным образом роднят современную Россию с современной Северной Кореей http://www.podst.ru/posts/6677/У вас такого не было, чтобы тема, сильно вас увлекшая, скажем, по

Из книги Сегодня я увидела… автора Гусман Делия Стейнберг

Из книги Быть корейцем... автора Ланьков Андрей Николаевич

Корея официальная Сеул – город немаленький Когда меня спрашивают, что я же могу сказать о Сеуле, я всегда отвечаю: «Сеул – очень большой город. Ну очень большой!» Сеул, действительно огромен. Огромно и его значение в жизни Кореи – страны до предела централизованной.Начну,

Из книги автора

Корея мужицкая Статистика населения для Кореи времён династии Ли (1392–1910) не слишком надёжна, но представление об общей картине она всё-таки даёт. В XVII веке дворяне составляли примерно 3–5% всего населения страны, а в начале XIX столетия их доля возросла до 10%. Это, кстати

Из книги автора

Корея за обедом Вилка, палочки (и нож!) Чем едят корейцы? Разумеется, в основном – палочками, как и большинство их соседей по Восточной Азии. Для нас, конечно, палочки как инструмент еды – вещь странная и экзотическая. Иногда привычка есть палочками становится даже

Из книги автора

Корея и заграница

О том, почему в Южной Корее лучше быть иностранцем, чем гражданином республики, почему бигуди на голове председателя Конституционного суда Южной Кореи — совсем не случайность, и как получилось, что президентом страны стала сектантка — читай в блоге.

Анна Ли 25 лет, журналист Distortion Magazine, путешественник без навыка делать «красивые фоточки».

В 2015 году я заканчивала университет, рассылала резюме повелителям офисного планктона в надежде забыть значение слова freelancer, и мечтала о лете в Барселоне. А потом влюбилась. В корейца. Пройдя все стадии отрицания и смирившись с тем, что это величайшая любовь на Земле, я переехала в Южную Корею. Сейчас живу в Сеуле, изучаю корейский язык и очень стараюсь не обанкротиться в коварно растыканных по городу магазинах с .

Южная Корея ― мононациональная страна с конфуцианским наследием, которая совершила впечатляющий скачок от бедного аграрного государства к высокотехнологичной постиндустриальной республике, и тем самым создала так называемое «экономическое чудо на реке Хан».

Эти факторы колоссально повлияли на формирование менталитета и уклад жизни жителей Корейского полуострова, и для меня, человека, влюбленного в Европу, жизнь в Корее во многом стала откровением. Я живу здесь менее полутора лет и, возможно, «очки» на моих глазах все еще розовые, но меня не покидает ощущение, что быть иностранцем в ― здорово, а иногда даже лучше, чем зажатым в рамки строгой иерархической культуры гражданином Республики Корея.

ОТНОШЕНИЕ К УКРАИНЦАМ И ДРУГИМ ИНОСТРАНЦАМ

Прежде всего, невозможно не заметить, что в Южной Корее ты оказываешься среди азиатских лиц. 98% жителей республики ― корейцы, и мне пришлось бы ой как несладко, окажись они расистами. Очевидно, что корейцы ― националисты, обожающие свою страну, но их национализм, как правило, не выливается в агрессивные нападки по отношению к другим народам. Если говорить о том, как хангуки (южные корейцы), относятся к вигукам (иностранцам), важно уточнить ― к каким именно. «Самые любимые» иностранцы ― это американцы. Все, что связано с США, считается крутым, молодежь мечтает учиться в Америке или отправиться туда на стажировку, ведь с такими данными в резюме высокооплачиваемая работа на родине обеспечена. Вставить английское словечко в корейскую речь, опять же, считается крутым. Определенным набором английских слов владеет кореец любого возраста, но многие хангуки все же слишком стесняются разговаривать на английском.

«Самые любимые» иностранцы ― это американцы. Но, в принципе, все англоязычные иностранцы для корейцев ― очень ценные друзья, ведь благодаря общению они помогут подтянуть разговорную речь и своеобразное произношение «коринглиша».

Зато к выходцам из более бедных азиатских стран южные корейцы относятся надменно ― как к дешевой рабочей силе. Японцев не переваривают совершенно, так как помнят жестокий период оккупации, но, конечно, открыто об этом никто не говорит. К так называемым этническим корейцам, разбросанным по всему миру, относятся по-разному. Кто-то ― как к своим потерянным братьям, кто-то ― уже как к другому народу. На отношение влияет и знание языка. Старшее поколение не понимает, как кореец, пускай и родившийся в другой стране, может не знать корейского. Молодежь же зачастую вообще не в курсе, что это за этнические корейцы такие, по заграницам живущие.

Если, кратко, то в 1860 году между Китайской империей и европейскими странами закончились опиумные войны. Был подписан Пекинский трактат, по которому у Российской империи за счет бывших китайских земель появилась граница с Кореей. В то время на Корейском полуострове бушевал страшный голод, поэтому корейцы стали переходить на территории России и Китая из-за недостатка земли и еды. Новая волна эмиграции произошла вследствие японской оккупации 1910 года, а 1937 год, известный на постсоветском пространстве как время самой жестокой волны репрессий, стал еще и годом депортации этнических корейцев, населявших Российскую империю и затем СССР с того самого 1860 года, в степи Узбекистана и Казахстана, что еще больше отдалило их от исторической родины. В СССР корейцы подверглись политике русификации, поэтому многие этнические корейцы и не знают корейского языка.

Мой муж работает в канадском баре в районе для иностранцев, да еще и рядом с американской базой, так что 95% посетителей ― англоговорящие ребята, персонал тоже общается на английском. Однажды в бар пришел кореец, выпил лишнего и устроил настоящий скандал: «Почему здесь все говорят на английском?! Это же Корея, говорите на корейском!», пытался вылезти на барную стойку и активно размахивал удостоверением. Как оказалось, мужчина ― служащий районного офиса по иммиграционным вопросам. Наболело у человека, бывает.

Про Украину слышали все, но глубина познаний такая же, как у среднестатистического украинца о Зимбабве.

Знают, что украинцы неплохо играют в футбол, знают про революцию и войну на востоке страны. Недавно спрашивали, выращивают ли клубнику в Украине и «чем вас там кормят», намекая на красоту украинок.

КРАСОТА ― ЗАЛОГ УСПЕХА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

Мой прадед был азиатом, поэтому многие новые знакомые часто спрашивают, не кореянка ли я наполовину. Комплименты собираю за счет двойного века, на котором «так много места для растушевки теней», и белой коже ― ее особенно «заценила» продавщица в ювелирном магазине, где я выбирала кольцо: «Божечкиии, такие ручки! Белые-белые». Жаль, интонацию не могу передать. Кореянки хоть и пользуются отбеливающими кремами, но у многих шея и тело все равно темнее лица. В Украине у меня была обратная проблема: даже самая светлая тоналка в европейской линейке декоративной косметики всегда была на несколько тонов темнее моей шеи. Загореть же было вообще нереально, а в Корее, получается, уже и не надо. Тут летом женщины с зонтами ходят, мажутся непробиваемыми и в море купаются одетыми.

Южная Корея ― страна, в которой, чтобы быть успешным, нужно быть красивым. И только потом уже умным, а еще лучше ― старательным: тут упорство ценится выше ума.

Стандарты красоты в Корее достаточно жесткие и детальные: белоснежная кожа, двойное веко, широкие прямые брови, небольшие губы, высокая переносица, V-образный подбородок, слабо выраженные скулы, выпуклый лоб, череп (форма макушки также должна быть округлой), маленькое лицо («у тебя лицо с кулачок» ― это потрясный комплимент), и конечно, стройность ― все это применимо как к девушкам, так и к парням. Идеальный рост для девушки ― 170, для парня ― 180 см и выше, к тому же, подкаченное тело для мужчин ― безоговорочный плюс. Большинство корейских селебрети и айдолов соответствуют этим требованиям, среди корейских девушек-знаменитостей примером могут стать актрисы Чон Чжи Хен и Го Ара, певицы Солли, Сон На Ын, Ким Юра. Среди мальчиков-красавчиков:Ким Су Хен, Ли Хон Бин, Ким Джин У, T.O.P.

  • Все, кто работает на телевидении ― красивые. Кто не красивый ― тот клоун, то есть комик. А все потому, что Южная Корея ― страна, в которой, чтобы быть успешным, нужно быть красивым. И только потом уже умным, а еще лучше ― старательным: тут упорство ценится выше ума. Поэтому родители дарят детям на дни рождения , косметикой пользуются и женщины, и мужчины, а модные тренды превращаются в униформу корейских шопоголиков. Иностранца легко распознать, даже если у него азиатская внешность: приезжие одеты не по корейской моде. Для корейца мода превыше стиля, если что-то модно значит, это носят все.

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ СКАНДАЛ И БИГУДИ

    Если к укороченным штанишкам и оверсайз шмотью я привыкла еще в Киеве, то с модой на бигуди я все никак не смирюсь. Сегодня такова, что модно носить жиденькую, слегка подкрученную челочку и, дабы эта челочка была идеальной, кореянки закручивают ее на бигуди и, уверенные в своей неотразимости, ходят так повсюду. Бигудишки для челки продают поштучно как украшение: хочешь ― со стразами, хочешь ― с цветочками. Бигуди оказались замешаны даже в политике.

    Никто не мог и предположить, что семью президенту заменяет секта, а государственные решения будут приниматься под влиянием гадалок и мистических ритуалов.

    10 марта я следила за новостями об импичменте президенту Республики Корея и увидела новость о председателе Конституционного суда Ли Чон Ми, которая пришла на заседание с двумя розовыми бигуди на затылке. В общем, сначала я решила, что это новый виток моды, и бигуди перебрались с челки на затылок. Но оказалось, что председатель была настолько поглощена мыслями об оглашении вердикта, что просто забыла снять бигуди. Интересна реакция самих корейцев: вместо сексистских подшучиваний они окрестили судью Ли Чон Ми «символом трудолюбия» ― мол, не о себе, о судьбе страны думала. Это, конечно радует, потому что уже бывшего Пак Кын Хе называют «курицей», и это, пожалуй, самое мягкое из того, что в последние месяцы о ней говорят.

    Между тем, жизнь Пак Кын Хе достойна детективного романа. Ее отец, Пак Чон Хи, был президентом Кореи с замашками диктатора в 1963-79-х годах. При очередном покушении северокорейского агента на его жизнь в 1974 году застрелили его жену, а в 1979 году и сам Пак Чон Хи был убит директором южнокорейского ЦРУ, уставшего от постоянного давления государя.

    В юности Пак Кын Хе попала под влияние секты Чхве Тхэ Мина «Енсенге», которая соединяла в себе элементы христианства и традиционного шаманизма, а его дочь ― Чхве Сун Силь ― стала лучшей подругой будущего президента. Скандал разразился, когда журналисты обнаружили планшет с секретными документами, а дальнейшее расследование показало, что Чхе Сун Силь редактировала речи президента, тем самым определяя направление в политике, военной стратегии и нацбезопасности страны, проворачивала коррупционные схемы, выманивая миллионы долларов у крупнейших компаний, среди которых Samsung и Hyundai, и проводила шаманские обряды в Голубом Доме (президентская резиденция). В общем, не подруга, а «Распутин в юбке». В ходе последней президентской кампании Пак Кын Хе обещала посвятить себя служению Корее, так как ни родителей, ни мужа, ни детей у нее не было, а корейцы, помнившие, каким диктатором был ее отец, были убеждены, что дочь за поступки отца не в ответе. Тогда никто не мог и предположить, что семью женщине заменяет секта, а государственные решения будут приниматься под влиянием гадалок и мистических ритуалов. Но эта удивительная история не такая уж удивительная, если учесть менталитет корейцев, которые легко попадают под влияние харизматичных личностей или большинства.

    ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ: СЕКТЫ И САМОУБИЙСТВА

    В Корее с огромной скоростью распространяется христианство. Католические, протестантские, баптистские и даже православные церкви принимают в своих стенах более 30% всего населения Южной Кореи. Околохристианских сект, собирающих немалые суммы с прихожан, дожидающихся Второго пришествия, тоже хватает. При этом старшее поколение не брезгует услугами шаманов и гадалок. Заглянуть в карты таро перед принятием важного решения, заключением брака или бизнес-сделкой ― нормальная, но недешевая практика.

    Корейцы построили одну из самых высокотехнологичных, безопасных и комфортных стран для жизни. Страну, в которой самим корейцам порой так невыносимо жить.

    Тем не менее, в Корее и сейчас сильна конфуцианская философия с такими понятиями как гуманность, чувство долга, справедливость, нравственность, соблюдение обычаев, внимательность, единство, почитание родителей, уважение и подчинение подданного ― государю, сына ― отцу, жены ― мужу, младшего ― старшему. В сочетании с трудолюбием, нацеленностью на потенциально прогрессивные отрасли экономики и «займами развития» корейцы построили одну из самых высокотехнологичных, безопасных и комфортных стран для жизни. Страну, в которой самим корейцам порой так невыносимо жить. Южная Корея из года в год занимает первые места по самоубийствам среди государств с развитой экономикой. Такова обратная сторона конфуцианства и иерархичного общества со смещенными ценностями, в котором все решают должность и деньги. Детство проходит в зубрежке, браки совершаются по расчету без капли любви, а внешность важнее ума и внутреннего содержания.

    По статистике, в день из жизни добровольно уходят 42 человека.

    Показательна история сеульского Мапо ― моста , который обрел жуткую репутацию из-за соседства с бизнес-центром столицы. В Южной Корее одни из самых . Лишенные смысла жизни (читай ― денег), корейцы идут на мост после неудачных сделок или увольнения. А если не хватает смелости прыгнуть в реку Хан, то есть твиттер, где «добрые» люди цинично предлагают купить надежный способ умереть. Всего за 1000$ можно приобрести герметичную палатку и баллон с усыпляющим газом. По статистике, в день из жизни добровольно уходят 42 человека. Иностранцы же выпадают из этой жуткой системы, требования к вегукам минимальны ― быть законопослушным и соблюдать общественные нормы.

    ЧТО В ЮЖНОЙ КОРЕЕ ХОРОШО?

    Вместе с тем, корейцы ― очень вежливые люди, и доброжелательно относятся даже к незнакомцам:накроют своим зонтом, если дождь застал врасплох, подскажут«потеряшке», как найти улицу или достопримечательность, а если есть время, то даже проводят. Корейский сервис, он же «собес», заслуживает отдельного восторга: моя падкая на халяву натура ликует ежедневно. Заказав еду в кафе, «собесом» я получаю несколько корейских закусок или суп, в косметических магазинах мой «собес» ― и пробники ходовых продуктов, к смартфону «собесом» прилагается защитная пленка, чехол или портативная батарея.Кстати, про мелочь: в Корее не принято давать чаевые, так как официант получает достойную зарплату благодаря работодателю и не зависит от щедрости посетителя. Мне же не приходится ломать голову, как было в Киеве, сколько процентов от счета нужно оставить на чай официанту, который своим королевским присутствием явно делал мне одолжение.

    Корейский сервис, он же «собес», заслуживает отдельного восторга. А чувство комфорта, заботы о людях, живущих в Корее ― первое, что замечаешь уже в аэропорту.

    Чувство комфорта, заботы о людях, живущих в Корее ― первое, что замечаешь сначала в масштабах аэропорта Инчхон (каждый год получает звание «Лучшего аэропорта в мире), а потом и в различных, совершенно необязательных, но приятных мелочах. Первый раз, увидев карту сеульского метро, я ужаснулась: 9 линий, более 300 станций разбросаны не только по столице, но и по всей округе Кенгидо, как такое вообще можно запомнить? А оказалось и не нужно, ведь достаточно иметь приложение с картой метро и не быть дальтоником. Корейцы построили специальную Airport Railroad линию, которая немножко дороже, чем все метро, зато довезет из пригорода в сердце Сеула всего за час с небольшим. Зимой в метро включают подогрев сидений, летом ― кондиционер, в некоторых вагонах оборудованы специальные места для багажа, три последних места по бокам вагона - для старичков, каждое крайнее место у двери ― для беременных. Никаких «уступите место женщине в положении/дедушке/бабушке» тут не слышно. Да и вообще не принято уступать место старикам: они тут все бодрые, моложавые ― могут и обидеться.



  • На каждой станции метро есть туалеты: огромные, чистые, бесплатные, во всех кабинках есть кнопка «SOS», если вдруг поплохело и нужна помощь. В женских туалетах имеется отдельная стена с зеркалом и столом, бывает, стоят кресла, а на некоторых станциях метро есть даже отдельные комнаты, чтобы девушки могли поправить макияж и не мешать другим мыть руки или чистить зубы (это нормально).

    А еще Корея ― это горы и холмы. Я живу у подножья сеульской горы Намсан, и мне понадобилось пару недель, чтобы перестать задыхаться, подымаясь домой, по дороге с критическим наклоном в 50 градусов. А к страхам из длинного списка «из-за чего я могу умереть» добавилась машина, срывающаяся с ручника. Зато какие красивые виды! И минус 2 сантиметра с бедер в первый месяц.

    ЕДА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ: ЕДЯТ ЛИ КОРЕЙЦЫ СОБАК?


    И напоследок ― о любимой еде корейцев. Нет, не про собак. Не так-то просто до них добраться, к тому же недавно закрыли последний рынок, торгующий мясом собак. В Сеуле я не видела ни одного ресторана, подающего собачатину. Говорят, она дорогущая, и едят ее в основном пожилые мужчины -для потенции. Любимая еда корейцев, практически их достояние - это кимчи: ферментированные овощи, чаще всего ― пекинская капуста с красным перцем, сушеными анчоусами и другими приправами. В Сеуле есть музей кимчи: эта квашенная капусточка уже летала в космос, и многие корейцы являются счастливыми обладателями отдельных холодильников для кимчи, произведенных, конечно же, специально и исключительно, для хранения кимчи. Представьте, если бы в Украине столько же сделали ради соленых огурцов. Холодильник для огурчика! Огурчик в космосе! Ну, да ладно, мой любимый вид кимчи ― тот, после которого я не рыдаю (то есть, с приемлемой концентрацией красного перца). А еще очень вкусно получается, если кимчи пожарить.

    В Сеуле я не видела ни одного ресторана, подающего собачатину. На самом деле любимая еда корейцев ― кимчи.

    Но больше всего меня удивило, что в Инчхонском аэропорту перед контролем документов и личных вещей висит огромный плакат, запрещающий вывозить из Кореи кимчи и приправы для его приготовления! В общем, делать нечего, хочется кимчи ― прилетайте в гости!

    Наверняка тебе также будет интересен : смелая Юля рассказывает о стандартах красоты в Китае, неоднозначном отношении китайцев к иностранцам, которых они называют "лаовай", и шокирующих подробностях жизни в когда-то одной из самых закрытых стран в мире.