Легенда мэрцишор на русском языке. Что значит символ Мэрцишора? История праздника – легенда о Мэрцишоре


Вот и пришла весна. И пусть погода не совсем еще весенняя, еще холодно, где-то лежит снег, а где-то идет дождь, солнышко обязательно скоро выглянет из-за туч. Совсем скоро начнет просыпаться от зимнего сна все живое, вернутся из дальних краев перелетные птицы, тут и там из-под снега покажутся подснежники, на пригорках зазеленеет молодая травка с желтыми «солнышками» мать-и-мачехи и весеннее настроение надолго поселится в наших сердцах. С каким нетерпением мы этого ждем! А вот в некоторых странах не ждут прихода настоящего тепла, чтобы встретить весну, первый весенний день там уже праздник.

1 Марта в Румынии, Молдове, Болгарии, Греции можно увидеть на улицах множество людей, одежда которых празднично украшена яркими красно-белыми вещицами. Зрелище просто удивительное! Всевозможные кисточки, помпончики, цветы, сердечки и фигурки красного и белого цвета смотрятся очень красиво и нарядно даже в самый серый и неуютный день. И на душе сразу становится тепло и радостно, не важно, светит ли яркое солнышко или идет снег. Это праздник прихода весны, так его традиционно здесь отмечают.

Праздник этот существовал еще в древнем Риме, в те далекие времена именно первого марта отмечали приход Нового года. На территории современной Румынии во время археологических раскопок были обнаружены речные камни красного и белого цвета, им более 8 000 лет.


С традицией этой принято связывать очень красивое предание.

Когда-то давным-давно Солнцу стало ужасно скучно и одиноко в небе. Надоело ему изо дня в день, из года в год просто освещать и согревать Землю своими горячими лучами, совсем одному плавать в холодной синеве небес. И захотелось Солнцу, как простому человеку, закружиться в огненном танце, рассмеяться звонким смехом, порадоваться весне и встретить ее приход вместе с людьми. Обернулось тогда Солнце прекрасной девушкой и тихонько спустилось на Землю.

Могла бы эта проделка закончиться благополучно: Солнце, повеселившись вдоволь, вернулось бы снова на привычное место, но на беду, увидел девушку Змей. И пожелал он отныне самолично владеть красавицей-Солнце! Схватил Змей девушку, взмахнул крыльями и утащил в свое логово…

Тьма опустилась на Землю. Не пели птицы, не смеялись дети, плакали от отчаяния люди – радость покинула их дома. Холод, темнота и печаль воцарились на Земле. И не было никого, кто бы решился на бой со Змеем, чтобы вызволить Солнце и спасти людей от неминуемой гибели.

Впрочем нашелся, все же, отважный юноша. Захотел он вернуть Солнце на небо, подарить людям свет и тепло, чтобы счастье снова вернулось в каждый дом. И пустился в дальнюю дорогу.

Нелегким и долгим был его путь к логову Змея. Прошли лето и осень, настала зима, а юноша все шел и шел, и, казалось, не было дороге конца и края. Люди, которых встречал юноша по пути, указывали смельчаку дорогу, кланялись ему в пояс, благословляли на смертный бой и старались передать ему всю свою силу, чтобы легче было бороться со Змеем.

Наконец вышел юноша к гиблому месту, где среди болот и черных скал высился замок Змея. Не потерпел Змей, что кто-то вторгся в его владения, и схватился со смельчаком ни на жизнь, а на смерть!

Долго бились они, пока Змей бездыханным не рухнул на землю. Из последних сил, истекая кровью, юноша распахнул двери темницы и выпустил Солнце на волю. Вспорхнуло оно на небо, осветило и согрело Землю.

И все вокруг стало оживать, словно проснувшись от кошмарного сна. Снова послышался детский смех, радостное пение птиц, люди улыбались и благодарили своего спасителя.

Но сил у юноши уже совсем не осталось. Капли алой крови из множества его ран падали на белый снег, который таял от горячей крови смельчака, и в каждой проталинке распускались первые весенние цветы. И вот упала последняя капля…

Но люди помнили своего спасителя. И с того самого времени каждый год, в первый весенний день стали дарить друг другу памятный подарок в честь погибшего героя. Двухцветный витой шнурок, две кисточки или два помпончика, красный и белый, кровь и снег… Символ победы над мраком, воплощение надежды, радость от прихода весны и предчувствие любви и счастья!

Есть и еще одна легенда о происхождении этого . В ней рассказывается, как прекрасная Весна укрыла своими руками от злого ветра и снега, присланных злой Зимой, первый , росший в кусте терновника, и укололась при этом о колючие шипы. Перекликается она с предыдущей своей символикой, тоже кровь и снег, алое и белое.

Конечно, это прекрасные сказки, легенды, придуманные людьми. А вот традиция праздновать первый весенний день и радоваться приходу весны самая настоящая! Праздник 1 Марта существует в Румынии и Молдове, Болгарии и Греции с незапамятных времен и его символ – те самые кисточки-помпончики, красные и белые. Их делают собственноручно или же покупают готовыми в магазинах, это не важно. Важно, что их принято дарить родным и близким, друзьям и знакомым с пожеланиями счастья и здоровья.

В день 1 Марта (Баба Марта по болгарски) в Болгарии говорят: «Будь белым и красным!», с белым лицом и красными (румяными) щеками, то есть здоровым (как у нас «кровь с молоком»). Здоровья, счастья и любви желают в этот день и в других странах.

Есть еще одно толкование двух цветов мартовских амулетов: белый цвет связывают с мужским началом, солнцем и силой, а вот красный – женское начало, как цвет крови, он связан с рождением и здоровьем.

Мэрцишор ) (примерно так произносится) в Румынии, мартеницы, мартенички в Болгарии – двухцветные символы весны. Их принято украшать забавными подвесками и брошками с фигурками птиц, зверюшек или цветов, их прикалывают на одежду или носят как браслеты не только 1 Марта, но и весь первый месяц весны. Когда же март закончится, их вешают на ветки цветущих фруктовых деревьев (в начале апреля можно увидеть деревья, буквально увешанные

Традицию праздновать “Мэрцишор” установили далекие предки молдаван, которые Новый год отмечали с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу мэрцишор (символ ясности и счастья), это миниатюрное красно-белое украшение в виде всевозможных цветов, колокольчиков, бусинок, человечков, сердечек.


Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на прогалинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.




Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится.



В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».

История праздника

Традиция Мэрцишора уходит глубоко в прошлое и, если верить историкам, возраст ее составляет не менее восьми тысяч лет. "Мэрц" по-румынски означает месяц-март, а "март", соответственно, происходит от латинского имени бога Марса.
В основе праздника лежит несколько красивых легенд: Одна легенда - о хрупком цветке с белоснежными лепестками по имени Гиочел, выжившем в противостоянии злобному вихрю по имени Кривэц. Цветок спасла добрая заступница Весна, которая оросила своей алой кровью лепестки Гиочела. В другой версии - это подснежник, выживший под злыми нападками старухи Зимы и возвестивший ее приход всему свету. Еще одна легенда, где Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки, но злой Змей выкрал ее и запер в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился во тьму и печаль. И лишь один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год он искал злого Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. В неравной битве Змей погиб, но успел ранить юношу. И вот, Солнце вернулось на небо, осветив весь мир своими лучами, и наступила весна. Но юноша не успел увидеть весну. Его рана оказалась смертельной и там, где теплая алая кровь юноши стекала на землю, таял снег и вырастали белые цветы - подснежники, предвестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и печали люди сплетают два шнурка с белыми и красными цветами. Красный - символизирует любовь, красоту и память о погибшем юноше, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Традиции праздника

В этот день, первого марта, люди дарят друг другу красно-белые талисманы со словами любви и радости, произнося: “Живите, цветите, как яблони и груши в сердце весны”.
Мэрцишоры носят на груди весь март, а в начале апреля вешают на фруктовое дерево и загадывают желание, которое должно непременно исполниться. А молдавский Национальный музей природы и этнографии уже несколько лет коллекционирует и выставляет целые экспозиции этих замечательных символов весны и любви, изготовленных с народным умением и фантазией. Это и вязанные крючком ажурные цветочки, и солидные маковые коробочки, и двухцветные фонарики, и меховые зверушки.
Помимо Молдавии, приход весны подобным образом отмечают в Румынии, Болгарии, Македонии, Греции и Албании.

Этот замечательный праздник сопровождается международным музыкальным фестивалем «Мэрцишор», который в Молдавии проходит уже сорок первый раз. Фестиваль вмещает в себя все музыкальные жанры, от джаза до классики. Огромное количество гостей съезжается на этот праздник. Жителей Молдавии радуют своим искусством исполнители и ансамбли академической, эстрадной, народной, джазовой музыки из Австралии, Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Израиля, Испании, Италии, Казахстана, Литвы, России, Румынии, Словакии, Турции, Украины и др.стран.

Приезжайте в Молдову на Праздник Мэрцишора и Вы никогда не забудете гостеприимство и дружелюбие молдавского народа!

(с)mdmoldova.narod.ru

От себя- это мой любимый праздник! На улице Кишинёва ещё лежит снег,солнышко светит,но не греет,мы кутаемся в свои тёплые одёжки,но город пестрит яркими красками праздника и уже чувствуется,что весна наступила.На лицах улыбки и у каждого к груди приколот цветочек,символ-весны!

Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.

Что мы знаем о Мэрцишоре?

Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.

Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын .

Почему мэрцишор красно-белый?

Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.

Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.

Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.

Почему мэрцишоры вешают на деревья?

Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.

Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.

Великая богиня и Баба Докия

К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.

Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.

У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.

Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.

В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.

Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.

Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.

Есть в Молдавии, Румынии и Болгарии замечательный праздник встречать Весну, даря символ Мэрцишора: красно-белые помпончики, или цветочки и прочие узоры.

Их вешают др. другу на одежду с пожеланиями счастья, люди загадывают желания и носят мэрцишоры весь март, а с приходом апреля - вешают на ветку цветущего дерева. И тогда желание непременно сбудется!

Румыны и молдоване празднуют Мэрцишор , а у болгар этот праздник называется Мартеница (или Баба Марта). В эти праздники готовится национальная кухня и все прикалывают к одежде красно-белое украшение, которое называется одноимённо празднику - мэрцишор, либо мартеница.

Вот как это у болгар:

Мартеницу принято носить до тех пор, пока не увидишь аиста, ласточку или цветущее фруктовое деревце. Завидев аиста, ласточку или цветущее деревце, каждый снимал свою мартеницу. Некоторые клали ее под камень, и спустя девять дней смотрели, что под ним появилось. Если там поселялись муравьи, то год будет богат на овец, если же там находились другие, более крупные насекомые - на коров и другой крупный скот. Поэтому в некоторых местах мартеница получила имя «гадалушка». Другие же привязывали мартеницу на зацветшую сливу, яблоню, или же на розовый куст, чтобы быть белыми, красными, красивыми и здоровыми в году. Третьи же бросали мартеницу в воду, чтобы жизнь их шла по воде и чтобы исчезло все плохое. В других местах подкидывали мартеницу к солнцу, приговаривая: «Вот тебе красное, дай мне белое».
Первые мартеницы были только из двух ниток: красной и белой. Но в последствии, народное чувство красоты создало оригинальное творчество, названное мартеница. Стали добавлять бусинки, изображать различные фигуры из ниток, появились разнообразные добавки к ним: неповторимые куклы “Пижо и Пенда”.

Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.

А вот как у молдован и румын:

Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад. Тогда они делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечей брынзы).

Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами.
В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году.
В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым»

В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году .

Помню в школе каждый год мы рисовали стенгазету с рассказом о легенде Мэрцишора. Их несколько вариаций. Собственна вариации в том, что белый означает - то снежинку, то Гиочел - подснежник. А красный- это алая кровь Весны, которую зима, не желая уходить, с досады ранит оскольком льда.

Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Еще одна легенда, по своей сути ближе к молдавскому фольклору. Давным-давно с незапамятных времен появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел(подснежник). Цветок появлялся, когда солнце впервые пронзало золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького и хрупкого Геочела оберегала от стужи заботливая и добрая волшебница Весна. Об маленьком цветке прослышал злобный вихрь Кривэц, вырвал он из земли колючий шиповник и швырнул его с досадой в Весну, уколов ее мизинец. Брызнула горячая кровь на землю и обагрила нежные и белые лепестки Гиочела. Возвращая с каждой капелькой крови к жизни этот хрупкий цветок. В этот момент цветок возвестил всем о приходе весны.

Красивые легенды...До сих пор их люблю!


Пентру Тине!!! (Для тебя)