Актуальность воспитания патриотизма. Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения. Пути развития патриотических чувств

Об актуальности патриотического воспитания молодежи

Автор : Загайнов Сергей Валерьевич
* * *
Сегодня в мире сложная геополитическая ситуация: происходит очередное перераспределение сфер влияния между крупнейшими субъектами мировой политики. Пошатнувшийся мировой гегемон в лице США пытается из-за всех сил сохранить свое господство через сохранение долларовой системы, контроль над ключевыми геополитическими и богатыми ресурсами регионами.
По сути, как признают политологи, мир находится на пороге третьей мировой войны, которая может грозить уничтожением большей части человечества.
Не случайно наш Президент, ссылаясь на свой опыт, в Послании говорит: «ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны».

В настоящее время на земле есть несколько «горячих» точек, где развернуты широкие военные действия.
А также против стран, которые противостоят влиятельнейшим субъектам мира сейчас ведётся война в экономической, финансовой, политической и других сферах, но главное внимание отводится войне идеологической.

Идеологическая война, идущая в форме информационно-психологической войны, играет решающую роль в разрушении государственности. Понимаете, в наше время не нужно вторгаться на территорию противника, рисковать своей армией. Наиболее эффективно подорвать государство, приговоренное к уничтожению изнутри – пример реализации этого вы видите сейчас на Украине, а до этого были Ливия, Сирия и ещё не один десяток государств – ничего хорошего теперь там нет.
Каков механизм подрыва общества изнутри?
В мирное время с помощью информационно-психологических операций в население внедряются чуждые идеологические и социальные установки, формируются ложные стереотипы поведения, изменяются в нужном направлении чувства и воля граждан. Эти операции должны создавать атмосферу недовольства, вызывать недоверие к собственной власти, содействовать возникновению оппозиционных групп. Такая информационная кампания подготавливает почву для успешного осуществления политических и военных действий.
Не думайте, что все, что было только что сказано никак не касается нашего государства. Только за последние два года было как минимум две попытки подорвать Казахстан изнутри (я имею ввиду в данном случае сценарии специально разработанные для нас западными режиссерами цветных революций). Но в обоих этих случаях развертывания казахстанского «майдана» удалось избежать только благодаря решительности нашего президента и оперативным действиям спецслужб.
Противостоять таким вызовам, попыткам расшатать ситуацию в Казахстане можно только одним способом – сформировать в обществе абсолютное большинство патриотически настроенных людей. Иными словами – воспитать как можно больше патриотов своей страны, которые будут отметать чуждые, насаждаемые извне идеологические установки.
Поэтому мы и поднимаем сегодня эту важную тему – патриотизм. Что такое патриотизм? Это нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность идти на определенные жертвы ради блага Отечества.
Кстати, если возвращаться к сценариям цветных революций, то в тех странах, где они произошли, патриотическое воспитание очень тонко отодвигалось и заменялось воспитанием толерантности либо, подменялось националистическим воспитанием. Поэтому считаю нужным остановиться на данных понятиях.
Толерантность - как раз это понятие и предполагает лояльное восприятие чуждых идей и ценностей. Чрезмерное насаждение толерантности приводит к уничтожению собственного духовного стержня народа, стирает национальное самосознание. Вспомните, прежде такого понятия не было, а было воспитание уважения к другим культурам.
Другая негативная крайность – национализм. Это любовь только к своему народу и ненависть к другим – либо к каким-то определенным, либо ко всем. Именно на этом в свое время был сделан акцент в Украине.
Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам . Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.

1)Актуальность патриотического воспитания

Минобрнауки России вынесло на общественное обсуждение программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» .

Целью программы является обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, готовности граждан к защите Родины, сбережения и укрепления могущества Российской Федерации, обеспечение преемственности поколений россиян, укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культуре России.

Определение Патриотизма в Программе сформулировано как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

к 7 годам

у 50% школьников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию своего поселка, края

у 45 % детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края;

60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка из-за высокой занятости

60 % родителей затрудняются в знании истории поселка, края;

10 % родителей не знают и не хотят знать историю поселка и края.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

2) Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

3) В своей работе по организации внеурочной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

В содержании внеурочной деятельности патриотического воспитания

« Я - гражданин России» я выделила основные аспекты патриотического воспитания младшего школьника:

    социальная культура;

    личностная культура;

    семейная культура.

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, по некоторым темам - праздники.

Главное для учителя- увлечь и "заразить" детей, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Они, вместе с детьми заново познают мир, в котором живут, помогают подбирать информацию для проектов.

Представлю работа над блоком социальная культура.

- цели:

формирование у младших школьников интереса и уважения к народам, к их жизни, к труду, языку, традициям и культуре.

- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Богатство малой родины.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: 3 месяца.

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями Х.Андрухаев «Кавказ»; Х.Беретарь «О, как она, земля моя щедра»; Ю.Крючков «Адыгея; Е.Салов «Дольмен»)

Посещение музея п.Тульского, национального музея, библиотеки.

Проведение подвижных игр на природе.

Этапы мероприятия.

Этап

Деятельность учителя.

Деятельность учеников

Результат взаимодействия

Вступительное слово.

Стихотворения о

родных просторах

Работа первой творческой группы

Вступительное слово (сопровождается музыкой и показом слайдов " Моя малая родина." Вопросы по содержанию услышанного произведения. Выражение эмоционального состояния

Знания о жизни писателей.

Выразительное чтение, сообщение дополнительных сведений о родных просторах, иллюстрации к произведениям

Знание стихотворений, опыт анализа текста, знания о жизни и творчестве писателей

Творческий отчет второй группы. "Поэты."

Представление поэтов класса. Учитель организует беседу по анализу стихов.

Знакомство с произведениями уч-ся.

Развитие творческих способностей уч-ся, обсуждение главной мысли произведений.

Творческий отчет третьей группы. Достопримечательности

малой Родины, родных просторах.

Вступительное слово.

Презентации уч-ся.

Знакомство с родным краем, умение собирать информацию и представлять её.

Обмен впечатлениями.

Творческий отчет четвертой группы "Стенгазета".

Подведение итогов творческих встреч.

Учащиеся представляют свои стенгазеты " Моя малая родина."

Обмен отзывами и впечатлениями.

4) Закончив работу с блоком, я обязательно уделяю время диагностике, что позволяет:

разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

оценивать качество программ внеурочной деятельности

методика диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников

Задачи:

1. Выявление уровня знаний школьников о родном крае, чувства привязанности к нему;

2. Изучение сформированности представлений о вкладе родного края в мировую науку, культуру, военное производство, развитие космической техники, атомной энергетики;

3. Выявление отношения к достижениям науки, политики, экономики, искусства родного края и т.д.

Метод: творческие задания.

Задания:

1. Представь, что тебе довелось познакомиться с инопланетянином, прибывшим в твою республику для ознакомления с его достопримечательностями. Расскажи рассказ о своей республике.

2. Каких знаменитых людей своего края, года ты знаешь? Чем они прославились?

3.Инопланетянин похитил вас. Убеди его вернуть тебя домой. Расскажи рассказ на тему «Почему я хочу (не хочу) жить в своей стране».

Методика: Самооценка нравственных качеств

Цель - выявить место патриотических ценностей в системе нравственных качеств школьника.

Инструкция: Перед тобой 10 нравственных качеств. Выбери 5 качеств, которые, по твоему мнению, наиболее тебе присущи. При выборе качества руководствуйся только своим мнением, а не мнением окружающих.

Диагностический материал:

1. Бережливость

2. Патриотизм

3. Самостоятельность

4. Трудолюбие

5. Доброжелательность

6. Опрятность

7. Целеустремленность

8. Любовь к природе

9. Честность

10. Дружелюбие (терпимость)

Обработка результатов: Подсчитывается общее количество выборов для каждого качества, определяется место нравственного качества в иерархии группы.

В исследовании принимали участие 27 детей младшего школьного возраста.

Вывод: В результате диагностики патриотической воспитанности школьников было выявлено 40% детей с высоким уровнем. Эти дети красочно, ярко, эмоционально описывают достопримечательности своего края, стараясь охватить все его стороны (природу, людей, искусство, историю и т.д.). Называют несколько фамилий замечательных людей, приводят факты из их жизни, понимают их вклад в развитие мировой цивилизации. Положительно отзываются о своем крае (городе). Высказывают личностное отношение к его проблемам и достижениям. Строят планы по его совершенствованию. Указывают на личный вклад в это дело. Высказывают желание остаться здесь жить, растить детей, работать на благо Родины.

50% детей показали средний уровень патриотической воспитанности. Дети описывали достопримечательности родного края односторонне (например, только природу) или слишком поверхностно, ограничиваясь их перечислением. В рассказе не присутствовало личностное отношение к ним. Дети называли не более одной фамилии известного человека, внесшего вклад в развитие своего края, либо называли несколько, но в сфере одного вида деятельности.

10% детей показали низкий уровень патриотической воспитанности. Рассказы детей о своем крае слишком короткие, описание достопримечательностей выдержано в негативных отрицательных или безразличных тонах. В рассказах нет эмоциональной насыщенности. Ими не было высказано личностное отношение к своей Родине. Дети не называли фамилий известных деятелей своей страны. Не имеют представлений об их достижениях и вкладе в мировую политику, науку, искусство и т.д. Отрицательно высказываются о своей стране. Выказывают желание покинуть родной город, край, страну.

Результаты исследования самооценки нравственных качеств см. в таблице 2.

Критериями патриотической воспитанности человека являются:

сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;

стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села; активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о стране, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных начальному школьному возрасту.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N.Ya. Chernyshkina The Urgency and Necessity for Civic and Patriotic Education of Youth in Modern Russia

The urgency and necessity of civic and patriotic education of youth in modern Russia are grounded. The special attention is paid to the increasing youth"s activity in order to solve the task of country"s modernization, democracy development and bettering civil society in Russia.

Key words and word-combinations: civic education, patriotic education, modernization, youth activity.

Доказаны актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи современной России. Обращается внимание на повышение активности молодежи для решения задач модернизации страны, развития демократии и совершенствования гражданского общества в России.

Ключевые слова и словосочетания: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, модернизация, активность молодежи.

УДК 74.200:60.54 ББК 371.4:316.34/35

С.Ю. Наумов,

Н.Я. Чернышкина

АКТУАЛЬНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

I еополитическая открытость границ Российского государства служила причиной постоянной угрозы агрессивных внешних вторжений. Защищать родную землю от врага всегда считалось не только обязанностью, но священным гражданским и патриотическим долгом. Идея сплоченности общества в интересах достижения государственных целей основывалась на историческом опыте России - страны многонациональной и многоконфессиональной. Гражданственность и патриотизм стали определяющими чертами нравственной позиции народа, базирующейся на консолидации всех этносов, населяющих Россию. Эти понятия осознавались россиянами не только как чувство любви к Родине и необходимость служения ей, но и как нечто большее: желание гордиться своей страной, приносить пользу, быть ответ-

ственным за ее судьбу. Наш земляк, патриот и великий гражданин России Н.Г. Чернышевский подчеркивал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство -силою его патриотизма» .

Актуальность и объективная необходимость гражданского и патриотического воспитания на современном этапе обусловлены, на наш взгляд, рядом обстоятельств:

Включением всех слоев общества, особенно молодежи, в процесс модернизации России;

Требованием консолидировать российское общество для решения задач экономической, социальной и политической стабильности общества, его дальнейшего развития;

Задачами дальнейшей демократизации, строительства и совершенствования гражданского общества, его институтов;

Утратой многих традиций, в том числе гражданских и патриотических, деформированием связи поколений.

Гражданское и патриотическое воспитание являются важнейшими направлениями формирования граждан Российской Федерации - строителей демократического, гражданского общества. При этом следует различать предназначение этих направлений. Выработанные в обществе законы, нормы, идеи, взгляды, идеалы определяют сознание человека. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности: усвоение ключевых идей равенства всех перед законом, соблюдение прав человека. Сформированное гражданское сознание дает возможность оценивать социальные явления и процессы, собственные поступки и действия с позиций интересов общества. Главная задача патриотического воспитания заключается в культивировании высших идей, связанных с любовью и преданностью Родине, защитой ее интересов и священных рубежей.

Размышляя о воспитании гражданина, В.Г. Белинский различал функции родителей и школы, отмечая при этом их взаимосвязь: «На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства... Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин» .

Во все времена молодежь являлась стратегическим потенциалом общества и важнейшим ресурсом его модернизации. В настоящий период в нашей стране насчитывается 38 млн молодых граждан, что составляет 28% населения Российской Федерации . Основная их часть хорошо вписана в современное прагматичное и инновационное время и не боится трудностей. К сожалению, в последнее время значение молодежи недооценивается, что отрицательно сказывается на ее настроении, самооценке. Все это усиливает актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи. Подрастающие поколения должны в полной мере осознавать, какая ответственность ляжет на их плечи через 10-20 лет, поэтому уже сегодня необходимо привлекать молодежь к решению важных государственных проблем, повышать степень ее участия в жизни общества.

Россия находится в самом эпицентре геополитических и геоэкономических противостояний. Борьба за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта, то и дело возникающие территориальные претензии могут в любой момент перерасти в явные угрозы национальной безопасности государства. Именно поэтому так значимо общественно-политическое единство российского социума, основанное на успешном гражданском и патриотическом воспитании всего народа, особенно молодежи. Если мы хотим, чтобы наша страна была могучей державой, уважаемой во всем мире, необходимо укреплять ее своим трудом, ратными подвигами, своей гражданской позицией, патриотизмом в больших и малых делах. Огромную роль в этом процессе призвана играть историческая память.

Историк и политик Н. Нарочницкая подчеркивает: «История сегодня стала инструментом в политике целого ряда стран, которые, создавая извращенное представление о прошлом, настраивают общество против развития отношений и сотрудничества с нашей страной. Такое происходит на Украине, в Грузии, Прибалтике, Польше» . Особенно заметной данная тенденция стала на фоне подготовки празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Парламентская ассамблея ОБСЕ 3 июля 2009 г. приняла резолюцию «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке», которая носит провокационный характер, грубо искажает исторические факты и оскорбляет живую память россиян, принесших на алтарь Победы десятки миллионов жизней. По мнению российских парламентариев, этот документ ставит на одну доску нацистскую Германию и СССР - одно из главных государств - участников антигитлеровской коалиции и учредителей ООН, что «является прямым оскорблением памяти наших соотечественников, отдавших в годы Второй мировой войны свои жизни за освобождение Европы от фашистского ига. От холокоста, от газовых камер и концлагерей, за то, чтобы мы, потомки павших, жили в мирной и свободной Европе» .

Подобного рода нападки стремятся не только принизить значение Великой Победы и поставить под сомнение державный статус и право России находиться среди победителей. Цель состоит в том, чтобы подорвать веру россиян в самих себя, привить комплекс неполноценности и вины, уничтожить благородные чувства гражданственности и патриотизма. Все эти происки идут в русле «ценных указаний» американского политолога З. Бжезинского «лишить русских русскости, украинцев - украинности, а белорусов - белорусскости». И тогда, по его мнению, нас можно будет взять голыми руками .

Учить давать отпор всем фальсификациям и фальсификаторам истории России является важнейшим элементом гражданского и патриотического воспитания. Как справедливо отметил Д.А. Медведев, «мы одной крови с теми, кто победил, стало быть, все мы - наследники победителей. <...> Нужно помнить и уважать наше прошлое. И работать по-настоящему ради будущего» . Председатель Государственной Думы Б. Грызлов отметил острую актуальность необходимости противостоять попыткам пересмотра исторических фактов, значи-

мых как для России, так и для всего мира. Он предложил ввести для учебников по истории строгую экспертизу со стороны научного сообщества и Министерства образования и науки РФ .

Произошедшая в 1990-е годы переоценка ценностей, девальвация традиций вследствие недооценки утверждения в обществе принципов нравственности, гражданственности и патриотизма привели к тому, что молодежь перестала верить старшему поколению. «Идеи патриотизма и гражданственности были подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла» . Сложившаяся ранее система гражданского и прежде всего патриотического воспитания была разрушена. В сознание людей, особенно молодежи, стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. В немалой степени этому способствовала роль так называемых «свободных средств массовой информации», которые сделали «героями» не честных людей, тружеников и патриотов, а коррупционеров, воров, проституток, пьяниц, убийц, занимались очернительским толкованием исторических фактов и событий.

Только с начала 2000-х годов стал подниматься вопрос о «воскрешении» духовно-нравственных основ общества, о необходимости разработки программы патриотического воспитания граждан России. Без этого организовать людей на активное участие в демократических процессах, в строительстве гражданского общества просто невозможно. Известный русский писатель Д. Гранин высказал интересные мысли об истории, патриотизме и нравственности: «Мы хотим воспитать патриотов? Но патриотизм воспитывается любовью к отечественной истории, родной природе. Патриотизм воспитывается стихами, музыкой, песнями» .

Сегодня слова «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине» вновь обретают свое высокое значение. Общество и государство пытаются совместными усилиями преодолеть состояние безнравственности и безродного космополитизма, которые, казалось бы, надолго утвердились на российской земле. В подтверждение следует привести примеры официальных документов, действие которых направлено на решение обозначенной задачи.

Принятие в 2001 г. Правительством РФ Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации явилось знаковым событием. Тем самым было положено начало оценке роли гражданственности и патриотизма и их места в обеспечении национальной безопасности России, открыты новые перспективы и возможности в организации и содержании гражданского и патриотического воспитания в новых исторических условиях. На заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам 21 мая 2003 г. была одобрена Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации . Исходя из положений Концепции, была разработана и принята Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» , которая стала логическим продолжением упомянутой государственной Программы. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и в Стратегии государствен-

ной молодежной политики в Российской Федерации подчеркивается объективная необходимость и актуальность гражданского и патриотического воспитания новых поколений . В целях обеспечения согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленной на противодействие фальсификации российской истории, Указом Президента РФ 15 мая 2009 г. создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России .

Исторический опыт показывает, что гражданственность и патриотизм способны творить чудеса, они придают огромную идейную и материальную силу обществу и государству. Решая в настоящее время стоящие перед страной задачи, граждане России должны опираться на морально-нравственные ценности, выработанные нашим народом за более чем тысячелетнюю историю. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне, гражданственности и патриотизма, ее активности будут зависеть успехи движения России по пути модернизации, демократических преобразований и строительства гражданского общества.

Библиографический список

1. Воронцов В.В. Симфония разума: афоризмы и изречения отеч. и зарубеж. авторов. Изд. 8-е. Саратов, 1979.

2. Умом и сердцем: мысли о воспитании. М., 1989.

3. Будущее в руках молодежи // Наша молодежь. 2010. № 4 (10).

4. Добрынина Е. Модерн и бараки: Социологи выяснили, готовы ли россияне к модернизации страны // Рос. газ. 2010. 9 июня.

8. МедведевД.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

9. Мельников И. Учебники по истории должны продолжить советскую традицию // Рос. газ. 2007. 23 июня.

10. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. 2007. № 4.

12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 16 февр. 2001 г. № 122 // СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 862.

13. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http:// www.fadm.gov.ru/projects/280/535/MAIN

14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. №9 422 // СЗ РФ. 2005. № 29. Ст. 3064.

15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Рос. газ. 2009. 19 мая.

16. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5622

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность -- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм -- одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если педагог в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у обучающихся, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бурштейн), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы

подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Поэтому тема, которую я выбрала для аттестационной работы и является актуальной.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель и задачи:

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей на примере отдела «Краеведения» в центре детского творчества.

Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию детей.

Гипотеза исследования : если подойти к работе по воспитанию патриотизма детей, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию детей, то можно получить следующие результаты:

Повысить уровень развития воспитанников Центра;

Обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию воспитанников;

Повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Теоретические основы патриотического воспитания.

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию , уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

· уважительное отношение к языку своего народа;

· заботу об интересах Родины;

· осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

· проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

· гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

· гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

· гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и т.п. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания обучающихся.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают многие педагоги дополнительного образования. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания . Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов) от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 де­кабря 1999 года.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

1.2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями».

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия -- наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место -- город или хутор -- несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания обучающихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение -- это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности -- природы, хозяйства, истории, быта людей -- преимущественно местными школами».

«Краеведение -- это прежде всего краелюбие», -- напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. «Самый массовый вид науки», -- говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев. Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб -- единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого хутора.

Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?».

Родина без нас обойтись может, мы же без нее -- ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.

Формы краеведческой работы -- урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа -- это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность педагога. Нельзя рассчитывать на успех, если относишься к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы..

Для того чтобы обучающиеся смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

Многие педагоги, с самого раннего возраста формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Обучающихся подводят к осознанию того, что патриотизм -- это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

Представляют интерес уроки мужества. Для участия в них в учреждение прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно проводить смотр войск. Каждый отряд имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов.. Судейство организуют обучающихся более старшего возраста. Почетное жюри -- ветераны.. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужества, преломляя преемственность поколений в патриотической деятельности обучающихся.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами обучающиеся могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня обучающиеся, под руководством педагогов, делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Воспитанники хорошо понимают: им оказана большая честь--готовить важное общее дело и непосредственно участвовать в нем.

На занятиях целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ(такую работу в доступной форме вполне можно начать в младших классах); конкретно для младших школьников можно было бы посоветовать темы: «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».

Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции музея боевой славы, участие в патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания обучающихся-- своевременное приобщение их к традициям, родившимся в учреждении и нацеленным на подготовку патриотов.

Патриотическое воспитание было и остается важнейшим звеном в системе дополнительного образования детей. Именно на занятиях должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина -- строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что интересно поставленная внешкольная воспитательная работа компенсирует пробелы, допущенные в деле воспитания в школе.

Дисциплинированность как одно из важнейших качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга формируется именно на занятии.

Поэтому, если не будет достигнуто единство требований педагогов в большом и малом, не выручит ни содержание образовательного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных педагогов. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда прежде всего сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все -- «крупным планом»: и то, как педагог вошел в кабинет, как прошло взаимное приветствие, в каком состоянии находится рабочее место каждого обучающегося, и т. д.

Чисто ли в учреждении? Един ли стиль оформления вестибюля, актового зала, лестниц и т. д.? Все ли занятия начинаются и заканчиваются строго по времени? Каждый ли педагог умеет выслушать обучающегося до конца, не позволит себе кричать на своего воспитанника, делать замечания в оскорбительной, унижающей достоинство ребенка форме? Все эти и многие другие вопросы -- составные части патриотического воспитания. Патриотическое воспитание имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем

Патриотическое воспитание представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Методы организации патриотического воспитания.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, выделил для себя группы методов , которые могут быть представлены следующей таблицей:

Группа методов Методы Свойства методов
I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Считается важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы :

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип сознательности, активности воспитанников;

Принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

Принцип опоры на положительное в человеке;

Принцип включения в деятельность.

Формы организации патриотического воспитания.

Форма организации работы по патриотическому воспитания в основном – коллективная, но также используется групповая и индивидуальная формы работы.


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остает­ся одной из самых важных задач педагогов муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества. Чувство кровной связи с Родиной, страной является основой нравственности человека. Вот почему это чувство необходимо развивать в ребенке всеми средствами.

Педагоги Центра строят учебно-воспитательный процесс так, чтобы из стен учреждения мог выйти человек с такими пре­красными человеческими качествами, как любовь к Родине, верность чести и долгу, товарищеская взаимопомощь и солидарность, гражданственность и коллективизм.

Заключение

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

2002-2003 учебный год показателен тем, что учительство района, школьные коллективы, управленческие структуры с творческим настроем развернули работу по празднованию 60- летия Победы в Курской битве.

В системе проводилась патриотическая работа в Беленихинской, Призначенской, Береговской, Журавской, Подолешенской школах.

Широко использовались возможности школьных музеев, залов и уголков бое­вой славы, активизировалась поисковая работа, проведено большое количество раз­нообразных мероприятий.

Смотры, конкурсы, соревнования всколыхнули, объединили усилия школы, семьи, детских общественных организаций и объединений.

Разнообразии по форме и содержанию уроки истории, краеведения у учителей Прохоровской гимназии (Мишурин А.А., Селюкова В.Н.), Прелестненской средней школы (Крупская Т.А.), Вязовской СШ (Волобуева Л.Я.), Беленихинской СШ (Кобзева Г.Н.), Призначенской СШ ( Суляев Н.М.). Они дают благодатную почву для формирования у учащихся гражданственности и патриотизма.

На нашей земле, обильно политой кровью советских солдат, созданы и дейст­вуют в школах музеи, залы, уголки экспозиций Боевой славы. Большая поисковая, экскурсионная работа в музеях Беленихинской, Призначенской, Прелестненской, Вязовской школ, Прохоровской гимназии даёт свои результаты. В атмосфере совме­стной деятельности, сотрудничества и сотворчества организуется свободное время детей, корректируется поведение «трудных подростков», создаются условия для самореализации личности школьников.

Всего в районе паспортизировано 12 школьных музеев (историко- краеведческих, этнографических, естественно - научных). По итогам смотра - конкурса побе­дителями стали музеи Беленихинской, Призначенской школ, Прохоровской гимна­зии.

Неотъемлемой частью районных массовых дел с детьми являются марафоны, эстафеты, акции, встречи, которые организует и проводит Дом детского творчества:

> в 1998 г. - конкурс знатоков истории Великой Отечественной войны

« Подвиги отцов в наследство сыновьям», патриотический марафон « Память людская», краеведческая викторина « Фронтовые дороги»;

> в 1999г. - эстафета патриотических дел школьников «Традиции отцов в на­следство сыновьям»,

> в 2000г.- краеведческая викторина « Память земли Прохоровской»,

> в 2001 г. - эстафета юных патриотов « Помним, храним, дорожим», конкурс авторских стихотворений «Солдатский подвиг».

Такие мероприятия формируют у детей гражданскую позицию, сохраняют и поддерживают историческую память в сердце подрастающего поколения.

Важная роль отводится в нашем районе детским общественным объединениям и организациям, которые из года в год совершенствуют формы и методы воспитания личности ребенка.

Педагоги умело используют потенциал детских и молодежных организаций в процессе патриотического, гражданского, нравственного воспитания.

В районе - 26 детских объединений, в программу деятельности каждого входит патриотическое направление. В Прохоровской гимназии действует патриотическая организация «Славянка», в детском объединении «Дом» Беленихинской СШ ра­ботает творческая группа « Тимуровцы», в пионерской организации « Истоки» Подолешенской СШ - штаб «Поиск». Более 10 детских объединений взяли в основу своей деятельности проект «Отечество» областной программы « Мы вместе».

Вопросы патриотического воспитания постоянно рассматриваются и обсуж­даются на заседаниях методических объединений, советах отдела образования, на коллегиях администрации района, на семинарах с руководителями образовательных учреждений.

В 2001- 2002 учебном году прошло 4 заседания РМО учителей истории и обще­ствоведения. Проблема, над которой они работали: «Патриотическое воспитание учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий». Эта тема взята пото­му, что в школах района накоплен богатый материал по краеведению, созданы музеи, проводятся краеведческие олимпиады. Все это позволяет полнее решать задачу патриотического воспитания учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя истории в рамках РМО проводили открытые уроки, мероприятия, обсуждения докладов, рефератов, конкур­сы творческих работ педагогов. Уроки были даны в Прелестненской СШ (учитель Крупская Т. А.) по теме «Наш край в годы Великой Отечественной вой­ны», в Прохоровской гимназии (учитель Селюкова В.Н.) по теме « Музей как ере д-ство патриотического воспитания учащихся». На учебных и внеклассных занятиях были показаны основные методы и формы совершенствования патриотического воспитания учащихся. Наиболее ярко и впечатлительно прошло творческое дело в Беленихинской СШ в феврале 2002 г. по теме« Великая Отечественная война в судьбе страны, в судьбе села». В его проведении активное участие принимали ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла. В заключение мероприятия был по­казан видеофильм о проводимой в школе патриотической работе.

Из класса в класс, как по ступенькам, поднимаются школьники района в по­знании величия подвига нашего народа в минувшей войне, в битве на Огненной ду­ге. Об этом говорят результаты районных и областных творческих конкурсов.

В прошедшем учебном году районный методкабинет рекомендовал руководителям РМО продолжить работу по дальнейшему воспитанию патриотизма у уча­щихся образовательных учреждений. В этой связи в январе 2003 года в Призначенской школе прошло заседание РМО учителей истории по теме «Использование но­вых педагогических технологий в процессе патриотического воспитания на уроках истории и обществознания». Метод объединение преподавателей ОБЖ провело се­минар «Совершенствование патриотического воспитания учащихся через работу военно-патриотических клубов» (на базе Прелестненской СШ), в планах других МО также прослеживалась целенаправленная работа по патриотическому воспитанию учащихся.

В июне 2003 г. на секции заместителей директоров школ по воспитательной работе прошел « круглый стол» на тему «Актуализация содержания воспитатель­ной работы в общеобразовательных учреждениях», где обсуждались вопросы ду­ховно - нравственного, патриотического и гражданского воспитания школьников.

Региональный подход отражается и в содержании учебного процесса. С введе­нием базисного учебного плана в школах преподаются такие предметы, как «Рито­рика», « Развитие речи», «Речь и культура общения», «Русская словесность», «Изобразительное искусство и художественный труд». Программы этих курсов со­вершенствуют знания учащихся по русскому языку, русской литературе, преду­сматривают изучение русских национальных традиций с использованием местного материала. К таким занятиям дети собирают сказки и легенды, пословицы и поговорки, вобравшие в себя мудрость и юмор русского народа, дающие богатый мате­риал для развития у школьников умения видеть прекрасное и в быту, и в окру­жающей жизни. На уроки педагоги школ приглашают местных умельцев, организуют выставки их работ. Эти замечательные люди рассказывают об особенностях ста­ринных промыслов, их связи с настоящим, делятся с учениками своим творческим опытом.

Вопросам совершенствования патриотического воспитания учащихся большие внимание уделяется на Советах отдела образования.

Так, в ноябре 2001 года анализировалось формирование и развитие воспита­тельных систем школ. В ходе рассмотрения проблемы отмечена положительная ра­бота педагогического коллектива Радьковской СШ по созданию школы - музея, а в постановлении руководителям школ рекомендовано совершенствовать краеведче­скую работу как системообразующий компонент воспитательной системы школы.

В апреле 2002 года рассматривался вопрос « О выполнении постановления главы Прохоровского района №365 от20 ноября 2001 года о районной программе «Патриотическое воспитание граждан Прохоровского района на 2001- 2005 годы». Состояние дел показало, что педагогические коллективы организованно и в системе, интересно и образно строят учебно-воспитательный процесс с учетом требований нынешнего времени, возрастных особенностей и интересов детей. В каждом образовательном учреждении по рекомендации отдела разработана «Программа патриотического воспитания учащихся на 2001-2005 годы», с декабря 2001 года началась их реализация. Ежегодно в школах проводится большое количество мероприятий пат­риотического характера. На основании приказа отдела образования №166 от 20. 09. 2001 года в большинстве учебных заведений района созданы военно-патриотические клубы, которыми руководят преподаватели ОБЖ и истории. Большую роль в формировании нравственности, гуманизма, гражданственности играют детские об­щественные организации и объединения. Их программы деятельности - это про­граммы воспитания патриотов.

Районная команда на областном смотре - конкурсе военно-патриотического воспитания вошла в десятку лучших.

На совете отдела было отмечено, что:

1)ряд педагогических коллективов школ недостаточно использует краеведческий принцип обучения, в результате чего школьники плохо владеют историей родного края;

2) не придается должного внимания подготовке юношей к службе в армии,

3) не во всех школах созданы детские объединения, в программах деятельности которых имеются проекты патриотического характера.

Сегодня, когда российское общество переживает один из сложнейших периодов развития, патриотическое воспитание в учебно-воспитательном процессе при­обретает особую значимость. С учётом этого была спланирована в 2002 году работа постоянно действующих семинаров директоров школ, заместителей директоров школ по воспитательной работе.

В июне 2002 года на семинаре в Прелестненской средней школе на тему «Пат­риотическое воспитание как основа формирования гражданских качеств личности» руководители общеобразовательных учреждений района познакомились со структурой воспитательной системы этого заведения, в котором бережно хранят память о славных земляках, о героическом прошлом русских людей, а также ведут целенаправленную работу по обновлению содержания обучения и воспитания.

В сентябре 2001 года по инициативе отдела образования и администрации школы здесь был открыт кадетский класс. Цель его создания - воспитание людей, готовых ради Родины к самопожертвованию, людей, способных беззаветно служить своей Отчизне. Его профиль – милицейский. Дети при общении с лучшими специалистами органов внутренних дел не только познают азы и содержание профессии, научатся уважать труд следователей, инспекторов милиции, работников ГИБДД, пожарных, постовых, но и окрепнут морально и физически. В ходе обучения в этом классе учащиеся пройдут следующие виды подготовки:

Радиотехническую;

Автовождение и ремонт автомобилей;

Компьютерную;

Спортивно-техническую;

Атлетическую;

Правовое обучение;

Следственное дело;

Изучение ПДД;

Психологическую.

В процессе реализации «Проекта создания кадетского (милицейского) класса в Прелестненской средней школе в 2001-2002 годах» игровое и имитационное начала будут сочетаться с реальной живой практикой: походами, соревнованиями, стрель­бами.

Ежегодно в августе педагоги района собираются на большой педагогический совет. Он оказывает весомое положительное влияние и на учителей, и на предстоя­щие в новом учебном году образовательный и воспитательный процессы.

Ведущая тема в 2001 году - «Проблемы повышения качества обучения и вос­питания, учащихся в условиях реформирования системы образования». Пленарная часть конференции органично сочеталась с секционными формами, содержание ра­боты которых предусматривало анализ, изучение передового опыта учителей, рекомендации по следующим вопросам:

1)роль музейной педагогики в формировании личности школьника (1 секция);

2) работа с родителями по формированию патриотизма у школьников (2 секция);

3) методики организации и проведения кружков, студий, клубов с учащимися по интересам (3 секция).

Предсентябрьские встречи в 2002 году подвели итоги работы и определили основные направления деятельности общеобразовательных учреждений по пробле­ме «Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание учащихся». Это развитие вариативности учебно-воспитательного процесса, его разноуровневости и разнопрофильности, совершенствование управленческих технологий, создание условий для максимальной самореализации личности каждого воспитанника, мак­симально возможное сервисное обслуживание учащихся.

Рекомендации конференции нацелили его участников на воспитание у молодого поколения основных понятий, определяющих духовную жизнь нации. Экспозиции школьных музеев должны отражать работу с семьёй по составлению ее родословной и традиций семейного воспитания.

Одна из рекомендаций августовской конференции 2002 года обратила внимание педагогов на необходимость активного сотрудничества с советами ветеранов воины и тру­да, которые подчас сами являются инициаторами воспитательной работы с учащи­мися. Общение с ветеранами даёт подрастающему поколению возможность глубже почувствовать наши национальные достоинства, острее пережить привлекатель­ность природы русского человека, показать, каким чертам русского характера непозволительно исчезнуть из народной памяти. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые воспитывают ветераны в наших детях.

Следует отметить, что предметом постоянного внимания отдела образования и педагогических коллективов является здоровье детей. Рекомендации проводимых по этой проблеме районных мероприятий направлены на формирование у учащихся здорового образа жизни, способствуют воспитанию школьников, неравнодушных к судьбе своей школы, своего села, своей страны.

Патриотическое воспитание - сложный долговременный процесс. Он нужда­ется в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость более тесного объединения здесь возмож­ностей школы, семьи и общественности. В целях реализации важных задач патриотического воспитания в 2002-2003 уч. году были проведены районная спартакиада допризывной и призывной молодёжи, районный конкурс школьных сочинений «Моя Россия», районный конкурс на лучший реферат, сочинение, рассказ, посвященный 60-летию Победы в Курской битве, районный слёт военно-патриотических клубов, районная конференция «Совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников средствами музейной педагогики», создан районный рукописный альбом - эстафета «Белгородчина - малая родина, отчий край дорогой», посвящённый 60-летию Победы в Курской битве и 50-летию образования Белгородской области, проведён районный смотр-конкурс учебных кабинетов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

В целях гармоничного духовного развития личности ребёнка, привития ей ос­новополагающих принципов нравственности, формирования у школьников бережного отношения к истории и традициям края, оказания реабилитационной помощи молодёжи, пострадавшей от алкоголизма и наркомании отделом образования совместно с НОУ «Прохоровский детский дом - школа» в 2003 году создан духовно-просветительский центр. Он объединил деятельность библиотек, школы, учреждений здравоохранения и социальной защиты п. Прохоровка, а также филиалов, расположенных в населённых пунктах района.. Основной базой центра является Прохоровский Православный детский дом-школа, а также библиотека Н.И. Рыжкова, фонд которой содержит духовно-православную, просветительскую литературу, жизнеописания святых, материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни, видеоматериалы с информацией о православной культуре.

В структуру центра входит семейно-педагогический клуб, в рамках которого функциони

Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной. Распад СССР и дальнейшая дезинтеграция российского общества оказали влияние на развитие гражданского и патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Российской Федерации, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Все это мы можем увидеть в Конституции Российской Федерации, в которой написано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы стремясь обеспечить благополучие и процветание России исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества… Конституция Российской Федерации

Патриотизм и гражданственность выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм и гражданственность проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм -- это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу -- нравственная основа жизнеспособности общества. Общенациональный научно-политический журнал «Власть» №6,20011, с.131

Движение российского общества к социально-справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях // Воспитание гражданственности и патриотизма сту-денческой молодежи в условиях обновленной России. Магнитогорск, 2005, с. 109

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Голикова Л.В. Что значит быть патриотом? // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в усло-виях обновленной России. Магнитогорск, 2005, с. 37.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. .

По мнению русского писателя Ф.М. Достоевского, не должно быть места национальной исключительности: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое недоразумение» Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. Л., 1980, т. ХХYI, с. 147..

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающею определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/g/grazhdanstvennost.html

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности как следствие сложившихся вековых традиций. Это привязанность человека к той земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Уже в произведениях Гомера, Овидия, Гесиода мы встречаем понятие «родина». Патриот - это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества. Патриотизм воспитывается и приобретается в процессе приобретения человеком жизненного опыта Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение, 2002, № 19..

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Учитывая все выше написанное, можно сделать вывод, что актуальность гражданского и патриотического воспитания занимает далеко не последнее место в работах ученых, писателей. В наше время, когда идет разрушение духовно-нравственных принципов и качеств, особенно необходимо изучать гражданское и патриотическое воспитание, а также развивать его в подрастающем поколении.