Лего конструирование для доу по фгос. Легоконструирование в детском саду. Этапы реализации самообразования

Сардана Андреева
Лего-конструирование и образовательная робототехника в ДОУ

«Легоконструирование и образовательная робототехника в доу »

Цель : создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по , развитие конструктивного мышления средствами робототехники .

Задачи :

Познавательная задача : развитие познавательного интереса к робототехнике .

Обучающие : - сформировать навыки и умения конструирования по схеме, рисунку, самостоятельно подбирать необходимый материал;

Развивающие : - развивать у дошкольников интереса к моделированию, стимулировать детское творчество;

Воспитательные : - воспитать социально-трудовые компетенции : трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, умение работать в коллективе.

Робототехника позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть цель конструирования, развить умения и навыки, необходимые в жизни. Так же открываются возможности для реализации новых проектов дошкольников, приобретение новых навыков и умений и расширения круга интереса.

Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью конструктора детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемами, формирование логического мышления, исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Актуальность внедрения значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как :

Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,

Позволяет педагогу сочетать образование , воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;

Позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию , ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как .

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Применение конструкторов во внеурочной деятельности в дошкольном образовательном учреждении , позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Проблема

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания , пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т. д.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении.

Для дошкольников – это пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах.

Введение

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения , умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме. Основная идея внедрения легоконструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.

Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами такими как : стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.

Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом , чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Какими критериями должен отвечать конструктор, чтобы считаться образовательным ?

Во - первых конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение .

Во - вторых в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая как правило обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

В – третьих набор для конструированию должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

В четвертых нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.

В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно – чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным, полноценным развитием ребенка.

С одной стороны ребенок увлечен творческо – познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей дети могут создать роботы , которые при помощи адаптера ребенок может двигать. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники в компьютерной среде LEGO WeDO.

Существуют разновидовые и разновозрастные Лего конструкторы (Лего DUPLO , Лего WEDO , Лего-Конструктор «Первые конструкции» , Лего-Конструктор «Первые механизмы» , Тематические Лего конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие животные и др., что позволяет дать возможность желающим активным и творческим педагогам попробовать применение легоконструкторов в воспитательно– образовательном процессе

Список использованных источников и литературы :

1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС : пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска» .- 2013.-100 с.

2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М : МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

3. ПервороботLegoWeDo (Электронный ресурс) .

Основная часть.

Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

«Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации » дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогической работы с дошкольниками в использовании конструкторов «Лего » и конструктора нового поколения «ПервороботЛегоВедо » .

Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы , которые спроектированы таким образом , чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики

Так как, начиная с младшего дошкольного возраста, систематическая работа позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять активный словарь дошкольников.

Приемы и методы организации деятельности.

Для эффективной организации занятий по конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора - в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать конструктор на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке

1. Методы организации и осуществления занятий

Словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы) ;

Наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии) ;

Практические методы (упражнения, задачи) ;

Иллюстративно- объяснительные методы;

Репродуктивные методы;

Проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

Частично-поисковые - большая возможность выбора вариантов;

Исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

Индуктивные методы;

Дедуктивные методы;

Продуктивные методы.

2. Методы стимулирования и мотивации деятельности

Познавательные задачи;

Создание ситуации новизны;

Ситуации гарантированного успеха и т. д. ;

Стимулирования мотивов сознательности, ответственности, настойчивости

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию. Обучающая среда позволяет воспитанникам использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В ходе обучения повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к познанию. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и следовать по схеме. У детей, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении мелкой моторики рук (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику, речь становится более логической. Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Воспитанники испытывают удовольствие подлинного достижения и охотно демонстрируют свои изобретения сверстникам.

Ведется 3 вида конструирования :

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема ) .

Конструирование по условиям;

Конструирование по замыслу - этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей.

Подготовительный этап ознакомления детей с конструктором происходит в следующей последовательности :

– спонтанная коллективная игра детей и взрослых с конструктором;

– ознакомление с содержанием и правилами работы с наборами;

– с цветом, формой и размером деталей, их названиями;

различными способами скрепления деталей;

Лего-конструирование и образовательная робототехника в ДОУ составлена с учетом следующих принципов :

Принцип личностно-ориентированного подхода;

Принцип доступности;

Принцип наглядности;

Принцип развивающего обучения.

Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий :

Наличие «Мини-центра конструирования» , который содержит конструкторы различной модификации (от простых кубиков, до конструкторов с программным обеспечением, схемы легоизделий . Нашим ДОУ были приобретены легоконструкторы для детского творчества :

Конструктор LEGO CLASSIK;

Конструктор LEGO MY ROBOT TIME MRT 2 (3 вида)

Конструктор LEGO MY ROBOT TIME EXCITING (2 вида)

Конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9335;

Конструктор FUN@BOT sensinq /HUNO.

Организация деятельности с обязательным включением различных форм организации обучения по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

Проведение работы осуществляется по алгоритму :

1. Рассматривание образца , схемы, чертежа, рисунка, картинки.

2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

3. Сборка частей модели.

4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

5. Сравнение своей собранной модели с образцом , схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции ) .

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) дети учились производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу » , «конструирование по замыслу» , которая ограничена возведением несложных построек.

«Конструирование по образцу » заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

«Конструирование по замыслу» обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.

В процессе реализации психолого – педагогической работы, у детей второй младшей группы формируются знания :

Знать, называть и правильно использовать детали конструктора.

Уметь располагать кирпичики вертикально.

Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н. Н. Поддьяковым) . Не давая детям образца построек , рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Дети, которые систематически занимаются легоконструированием второй год , в данное время ходят в старшую группу и по сравнению с детьми не посещающими легоконструирование ,

Умеют выделять основные и характерные части постройки;

Анализируют образец постройки ;

Создают постройки по схеме, по замыслу;

Осваивают основные компоненты конструкторов ЛЕГО , конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

Работают в коллективе, распределять обязанности, в соответствии с общим замыслом.

Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует :

Реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики ;

Обеспечению работы в рамках ФГОС;

Формированию имиджа дошкольной образовательной организации ;

Удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;

Повышению профессионального уровня педагогов;

Участию педагогов в конкурсах различных уровней;

Важной задачей является создание условий для самовыражения личности ребёнка и определения его потенциала и способностей.

Планируемые результаты работы по робототехнике :

Ребенок овладевает приемами робото-конструирования ;

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;

Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике , создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов .

Со следующего года планирую начать работу кружка по робототехнике .

Планирование деятельности кружка

Продолжительность проекта : Данный проект рассчитан на три года

обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы. Для детей с 4-х до 7

Первый год обучения (средняя группа) – 36 занятий по 15-20 минут (один раз

в неделю);

Второй год обучения (старшая группа) – 36 занятий по 20-25 минут (один раз

в неделю);

Третий год обучения (подготовительная группа) –36 занятия по 25-30 минут

(один раз в неделю) .

В последние годы стали появляться книги и статьи, которые дают нам информацию о лего-конструировании и образовательной робототехнике .

В современной литературе, на сайтах педагогических сообществ, представлены методические разработки по лего-конструированию и образовательной робототехнике .

Однако, реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту.

Поэтому возникает необходимость создать методическую разработку по теме «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольном образовательном учреждении », в которой описана система работы с воспитанниками, начиная с младшего дошкольного возраста.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (ССУЗ)

«Челябинский педагогический колледж № 2»

Учебно-методический центр

Методическое пособие

Рассмотрено

на заседании ПЦК

Челябинск, 2014

Лего-конструирование в детском саду

Методическое пособие / сост. В.Н. Мамрова – Челябинск, 2014. – .

Методическое пособие включает содержание образовательной деятельности для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Его цели - развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности. Пособие поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.

Челябинский

педагогический

колледж №2

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...5

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме………………….8

Понятия о профессиональных знаниях, навыках, умениях…………………...10

Условия формирования профессиональных знаний, навыках, умений……...13

Психологический предпосылки и пути формирования готовности студентов к трудовой деятельности…………………………………………………………..24

Библиографический список……………………………………………………..35

Пояснительная записка

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Воспитывающие, выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Конструирование выполняется воспитывающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Можно различить три основных вида конструирования:

    по образцу

    по условиям

    по замыслу

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности

Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста

Рассмотрим психолого-педагогические условия развития способностей к конструированию в условиях ДОУ. Важным является внесение творческого начала в формирование конструктивных умений при выполнение отдельных работ во взаимодействии со значимыми взрослыми. Ребенок работает с большой активностью, со значительным напряжением мысли, если перед ним стоит задача изменить размеры или форму изделия, подумать над количеством необходимых деталей, изменением в оформление, в последовательности всего процесса изменения изделия. Целесообразно подготовить детям разные конструкции одних и тех же изделий, что направит творческую инициативу детей. Изложим основные этапы развития способностей конструирования на примере работы с легоконструктором:

Планирование предстоящей деятельности, представления хода работы по апперациям, описание черт окончательного результата изделия.

Овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнять зарисовку чертежа, описать эскиз изделия.

Самостоятельное конструирование.

Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателями и детьми.

Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с составленными задачами и запланированным образом.

Определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения изделия при конструирование учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию.

Необходимо подчеркнуть, что развитие способностей конструирования активизируют мыслительные процессы ребенка, порождают интерес к новому к творческому мышлению поставленных задач, к изобретательности и самостоятельности. Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно по этому, основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер деятельности во взаимодействии детей и взрослых, оптимальный уровень трудности в конструирование для исполнителя изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения конструкторской деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и становится достаточно привлекательной для ребенка.

Как только ребенок начинает самостоятельно сидеть, значимые взрослые могут активно приступать к развитию первых способностей к конструированию ребенка. Речь идет о подготовительных «элементах» такой сложности и полезной деятельности как проектирование. Любая деятельности по собиранию, ломанию, строительству – это отличная тренировочная база для будущей логики и интеллекта. Пространственное мышление и воображение выходят из попыток сложить кубики, построить куличики в песочнице или собрать кораблик из бумаги и спичек. Все перечисленные игры развивают конструкторские навыки.

Конструкторская деятельность у самых маленьких детей – это познание габаритов и свойств предметов, того как можно что-то с чем-то соединить. В качестве игр, развивающих способности к конструированию детей раннего возраста можно предложить следующее «раскладывание игрушек на место», «укладывать игрушки спать», «игры с конструктором». Остановимся подробней на играх с конструктором. С помощью конструктора дети могут воплотить в жизнь любые фантазии, построить свой, неповторимый мир, и даже не задумываясь, освоить сложнейшие физические и геометрические законы, развить моторику, координацию движений, глазомер. Игры с конструктором развивают:

Образное мышление (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное);

Пространственное мышление (малыш на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже);

Мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);

Фантазию и воображение (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т.д);

Способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).

Lego и его прототипы являются обязательными атрибутами игровой деятельности ДОУ, начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества. С помощью таких деталей дети учатся конструировать не только по схеме, но и воплощают свои задумки, строя города, станции и обыгрывая свои изобретения.

Lego применяется в детском саду не только как досуговая игра, но и факультативные взаимодействия. Лего-конструирование с элементами программирования – это организация взаимодействия, где дети не только собирают замысловатые конструкции, но и создают программы на персональном компьютере, которые приводят модели в действие. Так, на пример, крокодил открывает пасть, лев садиться на задние лапы и рычит, а корабль качается и скрепит во время шторма.

Работа с лего-конструктором «Роболаб» так же развивает навыки программирования на ПК. Данный конструктор предназначен для старших школьников. Опасения по поводу того, что этот вид конструктора будет сложен для детей 5 – 7 лет, не подтвердились на практике. Работа с «WeDo » существенно опрощает освоение нового конструктора .

Понятия о профессиональных знаниях, навыках умениях

Профессиональные знания - это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний студента должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям.
Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навык - это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.
Студенту нужны навыки, связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности. Трудно назвать профессию, в которой не нужны были бы сенсорные, двигательные, умственные (интеллектуальные), речевые навыки, навыки коллективной работы и общения.
Сенсорные навыки относятся к работе органов чувств (зрения, слуха и т. д.) и в целом к чувственному познанию (считывание показаний приборов, определение расстояний, определение веществ по запаху и т. п.).
Двигательные навыки - результат овладения движениями. Они нужны для чтения, письма, выполнения лабораторных работ, игры на музыкальных инструментах и т. д.
Умственные навыки проявляются при выполнении умственных задач (навыки анализа поступающей информации, уяснения задачи, оценки обстановки, выработки и принятия решения и т. п.). Умственные навыки, включенные в конкретную деятельность, делают ее более рациональной и продуктивной.
Речевые навыки - автоматизированные компоненты речевой деятельности. Они входят в устную, письменную и речь общения. Навыки коллективной деятельности - результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Навыки коллективных действий - закрепление, фиксирование всеми членами коллектива темпа и ритма общей деятельности. Эти навыки обеспечивают синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Навыки общения - это закрепившиеся выразительные движения и действия, включенные в общение с другими людьми. Они способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего эмоционального и делового тона общения.
Все названные виды навыков тесно связаны между собой. В деятельности любого специалиста они проявляются в единстве, хотя могут играть разную роль в зависимости от задач и условий деятельности. Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы.
Умение наиболее ярко проявляется в успешном использовании знаний и навыков, в правильном применении их в новой и сложной обстановке. Каждому специалисту нужны многие гибкие умения, относящиеся к разным сторонам его деятельности.
Навык ярче проявляется в повторяющихся условиях, умение же позволяет человеку творчески использовать навыки в новой обстановке. В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности.

Цели и задачи лего-конструирования

Цель:

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Обучающие :

    содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

    создать условия для овладения основами конструирования;

    способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие :

    создать условия дляразвития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

    способствовать развитию творческой активности ребёнка;

    способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

    содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

    содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

    создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Планируемый результат

В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:

    • основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

      простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

      виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

      технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

    • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

      конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

      конструировать по образцу;

      с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Примерное тематическое планирование для 1 и 2 года занятий

1 год занятий

Знакомство с конструктором.

Знакомство с деталями Лего.
Игровая деятельность с конструктором.

Исследователи кирпичиков

Продолжение знакомства с Лего.

Форма и размер деталей

Варианты скреплений

Путешествие по Лего-стране.

Виды крепежа

Исследование цвета.

Исследователи формочек

Различные формы деталей

Словарь Лего

Конструирование на свободную тему

Мой любимый цветок

Плоскостное моделирование

Конструирование на свободную тему

Транспортное моделирование

Колёса, колёсная ось (правила сборки)

Построение транспорта по схемам

Самостоятельное проектирование

Игры с моделями транспорта

Подготовка работ к участию в выставках и конкурсах

Разработка проекта. Эскиз.

Участие в выставке или конкурсе.

2 год занятий

Путешествие по Лего-стране.

Повторение формы и цвета ЛЕГО-деталей

Форма и размер деталей

Варианты скреплений

Конструирование на свободную тему

В мире животных

Домашние и дикие животные

Конструирование макетов животных

Устойчивость конструкций.

Наблюдение над устойчивостью конструкций. Построение башни.

Лестница

Понятие равновесия

Какой бывает транспорт.

Беседы о видах и назначении транспорта

Разработка проекта. Эскиз.

Проектная работа

Конструирование по образцу

Улица полна неожиданностей (ПДД)

Военная техника

Воздушный транспорт

Железнодорожный транспорт

Старинные замки

Любимые сказочные герои

Лего-город

Итоговые занятия

Выполнение проектов по замыслу

Методы и приемы, используемые с детьми

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы про­ведения занятий.

- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

- работа по образцу , - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления те­оретических знаний и осуществления соб­ственных незабываемых открытий;

- коллективные работы , где дети могут работать группами, парами, все вместе.

При организации работы необходи­мо постараться соединить игру, труд и обу­чение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические воп­росы также помогают при творческой ра­боте.

Использование Лего для конструктивно-игровых целей.

Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.

Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.)

Использование Лего в процессе диагностики.

Еще одно важное направление применения Лего- использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированность эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с Лего детей дошкольного возраста требует квалифицированного руководства со стороны педагога.

Мониторинг образовательных результатов.

1. Уровень развития умений и навыков.

  • Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

    Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения

    Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения.

Библиографический список

    Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.

    Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

    Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.

    Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.

    Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

    Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

    Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.

    Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

    Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

    Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

    Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

    Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.

    Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.

    ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.

    Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

    Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.

    Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

    Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.

    Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.

    Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

Матыцына Нина Геннадьевна
Лего-конструирование в ДОУ

"Использование Лего -конструктора в работе с детьми".

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Лего - конструирование предоставляет педагогам и воспитанникам средства для достижения целого комплекса образовательных целей :

Совершенствование мелкой моторики и координации движений;

Развитие словарного запаса и навыков общения;

Развитие умения сравнивать, обобщать;

Развитие наблюдательности, памяти, внимания и пространственного воображения;

В течение учебного года, изучив основы конструирования, начала использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста следующие виды конструирования :

Плоскостное;

Вертикальное;

Объемное.

Среди форм организации обучения наиболее доступными для дошкольников являются :

Конструирование по образцу;

Конструирование по модели;

Конструирование по наглядным схемам;

Конструирование по замыслу и теме.

В работе с детьми использую такие виды игр :

1. Произвольное бессюжетное конструирование.

Дети с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, формы, счете, развивают воображение.

2. Конструирование по схеме и образцу.

Детям даются схемы-задания по строительству домов, животных, людей, транспорта и т. д. Дети закрепляют понятия : «высокий - низкий» , «широкий - узкий» , «больше- меньше» .

3. Интересно также использовать Лего-мозаику .

Из Лего кирпичиков можно собирать различные изображения по схеме, выполненные на плате : животных, машины, узоры и т. д. Также использую дидактические игры : «Светофор» , «Столбики» , «Разноцветные дорожки» и т. д. Дети учатся правильно соотносить «право – лево» , «под – над» .

4. Конструирование для сюжетных игр.

Созданные постройки из Лего Дупло можно использовать в играх-театрализациях, у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка» , «Колобок» , «Теремок» и т. д. Игры создают условия для развития речи, творчества.

5. Дидактические игры с Лего Дупло на классификацию, симметрию, пространственное ориентирование, логические закономерности : «Чудесный мешочек» , «Продолжи ряд» и т. д. - расскажите конкретно по 2-3 примера

Изучение технологии и ее внедрение в работу с детьми 3- 7 лет уже показали первые результаты за первое полугодие 2016-2017 года :

В каждой дошкольной группе 1 раз в неделю проводится творческая ЛЕГО - мастерская как культурная практика (т. е. совместная деятельность педагога с детьми во второй половине дня);

Разработала ДОП программу «ЛЕГОША » (3-5 лет, который посещает 26 детей нашего ДОУ;

Составлена диагностика конструктивно- игровой деятельности детей, для всех возрастных групп;

Старшие дети нашего ДОУ принимают участие в конкурсах на уровне города и области вместе с моей коллегой В . В.:

Так, дети подготовительной группы в октябре 2016 года принимали участие в «Битве историй» (фестиваль-конкурс по использованию образовательных конструкторов ЛЕГО для развития речи обучающихся в образовательной деятельности);

5 человек 5-7 лет участвовали в городской игре «Лего Бум » (конкурс детского технического творчества) ;

На городской образовательной выставке "Шаг в будущее" вместе с В. В. показали мастер-класс по теме "Лего сказку соберем - в мультик попадем";

В январе я приняла участие в Конкурсе ДОП программ технической направленности.

Рассказываем родителям о нашей лего-деятельности в ДОУ :

Провели Фестиваль детского творчества из лего -конструктора к календарным праздникам : к новому году - «Подарок для Деда Мороза» ,

Привлекаем родителей к разным мероприятиям внутри детского сада : в марте проводим фотовыставку «Лего любит вся семья - Мама, папа, брат, сестра и я» . Провела мастер-класс для родителей «Блоки Дьенеша- конструируем, играя» .

Публикации по теме:

"Лего-конструирование" в средней группе. В нашем детском саду прошел конкурс на тему "Лего-конструирование", во всех возрастных группах.

Использование Лего-технологий в ДОУ ЛЕГО. Вам кажется, что это игрушка. В их руках она превращается в инструмент. Образовательные программы дошкольного образования направлены.

Слайд1. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают.

Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе. Воспитатель: Малахова А. И. Образовательная область: познавательное развитие.

Организованная образовательная деятельность Лего - конструирование во второй младшей группе «Домик» Организованная образовательная деятельность ЛЕГО – конструирование во второй младшей группе Тема: «Домик» Цель: формирование коммуникативно.

Актуальность Лего-конструкторов: 1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию.

План работы по самообразованию воспитателя по теме:

« LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»

Тема: «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»

Направление: социально-личностное

Группа: старшая

Начало работы: 01.09.2016 г.

Окончание работы : 26.05.2017 г.

Форма самообразования: индивидуальная

Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и робототехники.

Задачи:

1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO- конструированию и робототехнике.

2. Образовательная: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.

3. Развивающая: развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.

Ожидаемые результаты:

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

    умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

    овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей;

    умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

У детей сформируется:

    творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;

    социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с элементами робототехники;

    повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.

Основные вопросы:

    изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию и робототехнике (история возникновения LEGO-конструирования и робототехники);

    актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками;

    цели и задачи LEGO-конструирования и робототехники в обучении детей дошкольного возраста;

    этапы работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста;

    группы умений, формируемые конструированием;

    особенности LEGO-конструирования и робототехники детей дошкольного возраста;

    роль родителей в деятельности детей по конструированию;

    практическая реализация программ по LEGO-конструированию и робототехники;

    изучение педагогический опыт других педагогов;

    внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Актуальность: На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:

    LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

    Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

    LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности.

    В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. LEGO-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей:

Способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

      является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

      позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

      формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

      объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.

      сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Основные принципы использования LEGO – технологий:

Доступность и наглядность;

Последовательность и систематичность обучения и воспитания;

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.

Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:

В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:

Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и робототехники;

Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования и робототехники на развитие личности дошкольников.

Поэтому данные противоречия указывают на необходимость внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования и робототехники и формированию первоначальных технических навыков.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоритический: сентябрь – октябрь 2016г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.

Второй этап (накопительно-практический: ноябрь – май 2017г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе с старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2017г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2016 – 2017 г.

Срок

Этап

Форма отчетности

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»

Ноябрь - май

Накопительно - практический

1.Изучение методики LEGO-технологии, конструирования и робототехники в Интернете.

2. Вебинар «Применение образовательных конструкторов Lego Education «WeDo» в работе с обучающимися 6-10 лет»

3. Введение конструирования и робототехники в образовательный процесс со старшими дошкольниками.

4. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр.

5.Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий робототехникой.

6.Формирование технического словаря для детей.

7. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

8.Мастер-класс для воспитателей,

9. Консультации для педагогов.

Оформление фотовыставки

«Мой перворобот»

10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

11. Привлечение родителей к организации LEGO-центра в группе.

Консультация для родителей «Конструктор Лего : как играть, что выбрать?»

Консультация для педагог «LEGO-конструирование в детском саду».

Открытое мероприятие для педагогов детских садов с использованием LEGO-конструирования.

Карточки дидактических игр, технологические карты.

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.

3. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ.

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Презентация «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования

Анализ процесса профессионального самообразования:

Какие вопросы вызывали трудность в процессе изучения и практики;

Затруднения детей;

Определение новых задач;

Оправдал ли себя план, практические выводы.

Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов:

1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный http://robotics.ru/

4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

5. Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.

6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

7. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

8. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна

(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)

10. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)

11.Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)

12.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/

13.Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002

14. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO » Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Лего конструирование в детском саду

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.

Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.

Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО"-комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.

Система занятий по ЛЕГО конструированию

Начинать занятия по ЛЕГО конструированию следует со средней группы. Раньше можно, но не рекомендуется, чтобы избежать неприятных ситуаций. На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет).

Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В этом возрасте уместно использовать графические модели. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач.

Последний этап по развитию конструкторской деятельности - это обучение в подготовительной группе. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.

Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а при необходимости - на коррекцию детей дошкольного возраста. ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.

Технологию конструирования можно отнести к интерактивной педагогической технологии. Она определяет направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.