Развитие творческих художественно-речевых способностей дошкольников. Организация художественно-речевой деятельности детей в ДОУ

«ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы». Но, к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А.С. Пушкина была 21 тысяча слов, то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов, что является показателем уровня мышления, культура общения.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.

Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форум и функций речи, письма и чтения.

Среди важнейших средств формирования образности речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.

Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.

Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушивается к нашим словам.

Сейчас же книги заменило телевидение, компьютеры. Некоторые родители совсем не читают детям, поэтому речь таких детей не развита, беден словарный запас, они не могут выразить свои чувства, правильно, красиво составлять предложения.

Фонетика, орфография, культура устной речи в школах в последние годы отводится им довольно мало времени по сравнению с другими разделами языкознания.

На улицах, в транспорте мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок.

Правильную мелодичную речь сейчас редко услышишь по радио и телевидению. Речь ведущих «грешит» орфографическими ошибками, нечётким произношением и неоправданно быстрым темпом. Чтобы воздействовать на чувство человека, нужно изучать вопросы интонации, паузы, темпа, ритма речи. Приятно слушать речь с красивым голосом.

Знакомить детей с художественной литературой начинаем с младшей группы. Сначала это произведения устного народного творчества - потешки, пестушки, колыбельные песни. Воспитательное значение их в том, что они доносят до нас русскую культуру, развивают в детях чувство красоты родного языка, воспитывают любовь и уважение к русской культуре.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.

Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжёлого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движения чтением потешки, например: «Петушок», «Киска, киска…»

С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

«Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие.

Проводила артикуляционную гимнастику, упражнения для языка,

упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную

игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат.

В ходе работы также используем загадки, образные пословицы и поговорки. Причем стремимся показать детям художественные достоинства этих жанров, красоту их языковой формы.

Во время наблюдений практикую чтение произведений художественной литературы. С наибольшим желанием, эмоционально дети читают стихи, обращенные к объекту наблюдения: солнцу, березке, снежинкам, ветру и т.д.

Из множества русских пословиц и поговорок выбираем те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно, обогащать их речь. Художественная сила пословиц и поговорок заключается в них смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой о ритмической организованности.

В старших группах дети умеют слушать художественные произведения, обладают навыками выразительного исполнения стихотворений, у них формируется правильная речь. Они способны замечать связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Развивая у детей творческие способности, придумываем загадки, сочиняем сказки. Дети сами становятся инициаторами. При ознакомлении со сказкой стремлюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать красоту поэтичность образов, языка.

Словесные методические приемы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны, когда осуществляются в единстве с наглядными. Они способствуют большей глубине художественного впечатления, поэтому я использую в работе репродукции, сюжетные картинки, альбомы и т.д.

Когда дети старшего возраста имеют определенные навыки восприятия художественных произведений, обучение связывается с развитием творчества. Детям даются творческие задания для развития поэтического слуха, образности мышления, способности улавливать мелодичность речи. Усвоенное на занятиях дети закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях.

Наиболее ярко самостоятельность действий проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок. Самостоятельность проявляется, прежде всего, в выборе темы, в замысле. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и используют плоскостной настольный театр.

В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участникам которого они являются, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры. В группе имеются необходимые для этого условия. Есть кукольный театр, пальчиковый, настольный, перчатки для пальчиковой гимнастики. Книжный уголок, где дети могут взять книги, рассмотреть альбом с загадками, ребусами, соответствует всем необходимым требованиям. В театрализованных играх обычно соединяются почти все виды художественной деятельности детей. Здесь имеют место и музыкальное, и художественно-речевая, и изобразительная деятельность (дети сами поют, говорят за сказочных героев, вместе с воспитателем готовят костюмы).

Работая над формированием художественно-речевого развития с детьми, невозможно обойтись без помощи родителей. Чтобы эффективнее работать в этом плане, на собраниях говорила родителям о том, на сколько важна эта проблема. Как её решать, чтобы добиться от детей положительных результатов. Разумеется, только совместными усилиями. Для родителей оформили стенд «Художественное творчество детей».

В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входят: ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучения пересказу, развитие начальных форм словесного творчества. Одной из наиболее совершенных форм реализации речевой деятельности в д/с, является театрализованная игра. Дети должны знать текст литературного произведения; импровизацию словам и интонаций, действием, жестом, мимикой. Предшественниками театрализированных игр являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественная – речевая деятельность детей дошкольного возраста»

Художественно – речевая деятельность.

В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входят: ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучения пересказу, развитие начальных форм словесного творчества. Одной из наиболее совершенных форм реализации речевой деятельности в д/с, является театрализованная игра. Дети должны знать текст литературного произведения; импровизацию словам и интонаций, действием, жестом, мимикой. Предшественниками театрализированных игр являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации.

Инсценировка – это чтение детьми текста по ролям. Можно разнообразить инсценировку действиями с фигурками настольного и пальчикового театра.

В игре – драматизации проговаривания текста сопровождается игровыми действиями.

Театрализованные игры сложны по содержанию, подготовке и организации. В этих играх бывают заняты все дети. Одни, как участники, другие, как участники массовых сцен.

Театрализованные игры проводятся только со старшими детьми. Но, начиная с первой младшей группы, мы начинаем готовить детей имитировать жесты людей, движения животных. Для этого в программе много потешек, сказок, песен. Во второй младшей группе мы учим изображать описанную в художественном тексте ситуацию. Например, воспитатель декламируют русскую народную песенку. «Тили-бом», «Совушка-сова», «Жили у бабуси». Дети показывают, что делают персонажи. В этой группе можно проводить инсценировки эпизодов из сказки «Три медведя», «Рукавичка», «Маша и медведь».

В средней группе художественно – речевая деятельность становиться совершеннее. Дети изображают зайчика, который прилип к быку, трех поросят и др. так мы упражняем детей в приобретенных навыках и умениях. Сначала задания выполняют 5-6 детей, затем задание дается всей группе одновременно. Можно подготовить импровизацию заранее, а затем показать ее детям. Детям 3-4 лет в течении года нужно показывать театрализованные спектакли, подготовленные старшими детьми, например: «Тили-бом», русская народная песенка «У солнышка в гостях», «Муха-цокотуха» и т.д.

Театрализованные представления требуют длительной, тщательной подготовки. Нужно отобрать исполнителей, проводить репетиции, изготовляются маски, детали к костюмам, элементы декорации, продумывается музыкальное сопровождение. Время проведения спектакля 25-30 минут, количество зрителей 2-3 группы и гости – взрослые. Нужно, чтобы на протяжении всего спектакля были заняты все дети. Например, сыграв одну роль, ребенок присоединяется к товарищам, которые изображают другие роли. Зрители тоже принимают участия в спектакле: или хлопают, или поют, или повторяют какие-то слова, например, заклинание. Зал оформляется заранее. В оформлении принимают участия дети: что-то рисуют, склеивают, дополняют декорации. Готовятся пригласительные билеты. (« Приходите! Не забудьте! Не пожалеете!»)

По окончании спектакля целесообразно представить зрителям всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении, рассказать, что конкретно было сделано каждым ребенком.

Детей старшего возраста учим придумывать сказки. С лучшими сказками авторы выступают на вечерах развлечении, на праздновании дней рождений.

Дети готовят подарки сотрудникам д/с к праздникам. Воспитатель учит детей, как вручить эти подарки, какие слова можно говорить.

Приобретенные знания закрепляются самостоятельных играх детей. Дети старшего возраста могут загадывать друг другу загадки. Эта речевая деятельность может проходить в виде игры. Полезны игры, позволяющие ребенку упражняться в произношении скороговорок и считалок. Подбираются две картинки, содержание которых показывают ребенку, что ему следует рассказать. На вечерах развлечений, праздничных утренниках, в дни рождений детей мы должны чаще использовать программные стихотворения и песни, драматизацию отрывок из сказок. На прогулках можно имитировать на самые различные темы. Можно организовать выставки в д/с: детских рисунков, поделок из природного материала. Старшие дети могут стать экскурсоводами. Все эти перечисленные мероприятия являются эффективными средствами развития художественно-речевой деятельности дошкольников, если дети принимают деятельное участие в их организации и проведении.


Литературный текст способствует речевому развитию дошкольника, т.к. даёт готовый образец литературного языка. Особая роль играет в том, что помогает дошкольнику изложить своё отношение к прослушанному, используя разнообразные выразительные средства.

Воспитательная функция в том, что проявляется воздействие художественного образа на развитие ребёнка.

Чтобы полностью реализовать возможности литературы надо знать психологические особенности восприятия и понимания художественного текста дошкольниками. В психолингвистике процесс восприятия художественного текста ребёнком рассматривается в 3 стадиях:

1.Непосредственное воссоздание и переживание образов.

2.Понимание идейного содержания текста.

3.Влияние текста на личностное развитие ребёнка.

На основе данных особенностей восприятия текста в методике определены характеристики работы с текстом в каждой возрастной группе.

Младшая группа:

1.Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка.

2.Установление легкоосознаваемых связей в тексте (т.е. когда события идут друг за другом).

3.В центре внимания главный герой.

4.Эмоциональное отношение к персонажу яркоокрашено.

5.Наблюдается тяга к ритмическому складу речи.

Средняя группа:

1.Наблюдаются изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного опыта ребёнка.

2.Устанавливаются простые причинные связи в сюжете и в целом правильно оцениваются поступки героев.

3.Появляется реакция на слово, т.е. стремление поговорить неоднократно, обыграть и т.д.

Старшая группа:

1.Осознание событий, которых даже не было в личном опыте детей.

2.Интересуют детей не только поступки героев, но и мотивы, чувства, переживания.

3.Иногда улавливают подтекст.

4.Эмоциональное отношение возникает на основе осмысления уже всего текста.

5.Формируется умение воспринимать текст в единстве формы и содержания.

2.Задачи ознакомления дошкольников с художественным текстом.

На основе знания особенностей восприятия и понимания текста в методике определяют следующие задачи:

1.Восприятие художественного текста в виде целостности; воспитание интереса к художественному тексту; развивается восприятие разных жанров; формирование умения эмоционально отзываться на содержание текста.

2.Формирование первоначального представления об особенностях художественной литературы: о жанрах литературы, об их спецефических особенностях, о композиции; об образности языка.

3.Воспитание художественного вкуса; способности понимать и чувствовать настроение произведения; углублять представления об особенностях художественной литературы; развивать поэтический слух.

3.Методы ознакомления с художественной литературой.

Основные методы:

1.Чтение педагогом по книги или наизусть.

2.Рассказывание педагога (свободная передача текста, что даёт большие возможности для привлечения внимания детей).

3.Инсценирование (обычно рассматривается как средство вторичного ознакомления с художественным текстом).

4.Заучивание наизусть.

В настоящее время в педагогике для определения речевой дея­тельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направлен­ность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с вос­приятием литературных произведений и их исполнением, вклю­чающая развитие начальных форм словесного творчества (приду­мывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связ­ной речи, словарная работа и др.

Формы работы с книгой вне занй:

Чтение и рассказывание детям (о природе, лириче произведя, стихи, потемшки, прибаутки) болшее воздействие на ум и чувва детей. опредся в календарном плане, во время прогулки чте стихотворения. В недельном расписани опред день и время для поврторения заученх на зани стихов. Пословицы д б доступны детям. Загадка – крат образ описание пред или являя в несколько отвлеченном/иносказательном виде. зад – чтобы реб научился активно мыслить, сопосталять, сравнивать.Считалка – при выборе ведущего в игре.

Зрелища, развлечения – в праздниках бытового харра дети м выступать с пересказом прозаических произведй, пересаказом по частям. В ст гр – произвдя различных жанров,стихи,загалки, рассказы, отрывки из сказок, пословицы, поговорки и т д. В погот гр – литерате утренники и самост летирате концерты, м б посвящен юбилею писателя,. Может проводится для детей млад возраста. Зрелища: спектакли, театрализе представляя, концерты, кот осущест силами взр, школьников. Показ детям кино и театрал представлй, можно осушествлять в зале, в групх комнатах, летом на участке. Прослушивание грам записей.

Самостная Дть детей. отражаются разнообразные впечатления от прочитх книг, просмотрех кинофильмов, спектаклей. Одно из услй – оснащение группы нужн оборуованием, пособиями, нале мест для хранения, пользования ими. Органся в кажд возраст гр зона для литератно-худной Дти, для театралх игр. Есть уголок книги: д б доступны детям, иметься их достаточное колво, д привлекать вние детей, д б тематияе папки с картинками, фотографиями, дет рисунками, для свобод рассматривания детьми. В подг гр – дет журналы и газеты.

Формы работы с книгой вль намечает в еженадельгном плане (рассматриване, обсуждение, участие в разборе, систематизации книг и картинок). Инсценировка какигровая Дть детей – в театрал представлении возможны предварит заучивание ролей, репетиция, широкое испольование костюмов, декораций, музного сопровождения. Игры-драматизации или театрализаве игры, т е игры на темы прослушанных произведй, проводятся по готовому сюжету, детям известны герои буд игры, ход её действия, они активй действующие лица. Дети м инсценировать лишь хор известные им произведя, в кот большое место занимает диалог. Необходе усл – правиля организя предметно-пространственй среды в группе и на участке.Игры на сюжеты худных произведй имеют свою ценность – они воспитют положит черты Лти, разнообразят дет игру, формирют фантазию, влияют на словарь выразителть речи детей.

так обр, важно связывать худные образы с повседневной жнью детей, не ограничиваться эпизоичским прочтением книг, больше доверять эмоцной и этической действенности худного произведения

38Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова).

Грамотность – определная степень владения челком навыков чтения и письма в соответсти с граматич нормами родного языка.

Обучение грамоте – проц овладения навыками чтя и письма родн речи

Виды речвой Дти : * чтение – воссоздание звукй формы слова на осн его графич изображения с целью освоения смысла информации * письмо – проц кодирования устной речи путем перевода её в графич (буквен), знаковую модель * слушание и * говорение в д/с

Осн цель подготовки детей к обучю грамате формирование у детей нов отношя у устной речи.

Фонематич слух – способность четко отличать одни звуки от других. Фонематич воспре – уме вычленять все звуки в слове, опредть их колво и порядок, т.е. совершать анализ слова.

Показатели опред уровня осознания речи и готовности к бучю грамоте: 1. уме сосредоточить свое вниме на вербальной зад. 2. уме производить и преднамеренно строить свои высказывания. 3. уме выбирать наибол подходящие язык срва для выполнения вербальной зад. 4. уме размышлять о возможн вариантах решя вербальных зад. 5. уме оценивать выполне вербал зад.

Показатели урня готовти к обуч грамоте . Обучение: устная речь, фонемат слух и восриятие, произволть психичх процессов, мыслитлх операц3ий (анализ, синтез), пространственное воприятие, разв мелкой моторики

Сущность подготовки к обуч грамоте : - подготовность фонемат восприя и слуха детей к овладеню навыков чтя и письма, - формирование реч рефлексии, - сформированость нов отношя к устной речи.

Звуковой аналитико – синтетический метод Эльконина : в осн позицион принцип чтения: * дети умеют четко различать все гл и согл фонемы, * находить глав фонемы в словах, * ориентироваться на гл букву и опредть твердость/мягкость предшест согл фонемы * усваивать согл фонемы в сочетании со всеми гласными.

Журова. К вопр о формири у детей фонемат восприятия : Млад возраст: к 2г дети хорошо знают слова, отлич одно от другого, работа по ознакмлю с звук структурой слова. Речев слух подвергается перестройке при подготовке формиря фонемат восприя. При обуч звук анализа необходимо интонационно выделять звуки. Развернутая форма интонирования. Сред возраст: при помощи фонемат схем проводят анализ слова. Интонац выделение звуков без нагляд пособия. Детям прделаг назвать звуки в разбивку. Для анализа предлож более сложн слова с соглас (аист, слон, лист). Стар возраст: сокращ форма интонирования.

Анализировать речь надо со стороны фонем (звуков), а не со стороны слогов. Интонирование есть во всех возраста

39Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте (Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова).

Ознакомление дошкольников со словом. Задачи: научить детей выделять слова из общего потока речи, раскрыть передавать детей слово как смыслвую единицу, показав, что она имеет смысл, обозначить какой-то предмет, явле, действие, качво. Приемы: договаривание слов в стихотви, загадки, дидакт игры («эхо»), чте худ произведй, задания (скажи какое-нибудь слово)

Ознакомление с предложением . все слова идут др за дргом. Предложе обладает 2 свовами: линейность и дискретность (предложения состоят из частей - слов). Зад: научить выделять предложя из потока речи, познакомить детей с тем, что речь состит из предложй и о кажд предм или явли сказать предложем. Работа над предложем (структура заня): 1. выдел необход язык единицы из более крупной (рассказа, текста) текст д б небольшим (3-4 прост предлож, предолж без союзов и предлогов). 2. вопр на понимание детей смысла, вопр по содер рассказ. 3. ещё раз читает текст. после кажд предложя вль делает паузу. 4. вопр на колво и порядок единицу. Вль предлаг детям графич изображе, детям нужно подсчитать скоко предложй в тексте. 5. текст читается целиком, без пауз 6. вопр со содер рассказа

Ознакоме со словест составом предложения . Зад: учить делить предложя на слова, опрелть их колво и последовать, учить соствть предложя из разного колва слов. Игра «Живые слова», Сохин, Белякова. Звук состав слова, задачи: формирть у детей осознание слогового принципа строение слова, формирть умя слышать и называть колво слогов в слове, опреть их последовать, соствть слова из слогов, познакомить детей с ударением, научить выделять и называть ударный слог в слове.

Планирование работы по развитию речи детей в детском саду (принципы, условия, виды).

планирование – проц отбора зад, содерж, форми методов работы с детьми (Дть педга)

План – документ в кот определены зад, содер, форм и методы работы.

Планирование работы по разв речи – проектирование, становление и разв речи кажд реб, прогнозирование пед воздействий на речь и ее результивность.

Принципы планирования:

1. реализация всех зад равз речи в из взаимосвязи. работа по разв речи д планироваться так образ, чтобы резтат усвоения языка как системы использовался в итоге в форме построения связ высказываний.

2. деятельностный принцип – работа по разв речи д планироваться с учетом становля коммуникат Дти, и д планирся во всех др видах Дти, харный для данной возрастной гр.

3. последовательное нарастание требований к речи детей и усложнение содержя, форм и методов работы с детьми. учет не тол возр особтей, а что может реб. Дан диагностики разв речи и особенности усвоения языка отдел групп детей.

4. учет конкрет усл в кот находится данный д/с. Особенности язык среды (семья, где работают родители, сколько детей в семье, возмть речевых контактов вне семьи). особенности того региона, где нахся дан д/с. (традиции, особ языка) Нужно использовать и дидакт принципы

Виды планирования:

1. Перспективное планирование – позвет опреть осн напрвя в работе педга на достаточно длит время период (мес, 3 мес, год)

«+» позвет установить в/связь м/у всеми разделами по разв речи, обеспечить реализацию принципов планиря педгов дан гр.

«-» требует глубокого осознания педгами закономертей разв речи, специфики, зня и умея форм и методов работы с детьми.

может планироваться занятие, индивид работу с реб, виды худно-речевой Дти

2. календарно-перстпективное планирование – с учетом времени года, от 10-12 дней до месяца. Заня, игры, упржя, развлечя, работа с худной литерой.

3. календарное планирование – заблаговременноеопределение порядка и последовательности работы педга, кот осущест в течении дня с указанием задач, срев и методов работы с детьми

Утро 1 день: Индивид и коллект разговоры с детьми, работа с худной литерой, включ в игров Дть (дидакт, речев), организя индивидной работы.

Название вида Дти, цель, с кем из детей проводится работа.

название занятия (резтат и метод с помощью кот будет достигнут резтат), программ задачи, дидакт материал (назв картины и автор, наименование игрушек, назв произведения, автор) дамонстрационный/раздаточный, методы и приемы. Организация занй (по погрупам разн зад за столами, полукругом), ход заня, структура (ввод, осн, заключ части). Т к занятие проводится по подгруппам, то программное содержание планируется для каждой возрастной гр детей. Прогулка: набл, труд Дть, игр, самост дть.

Словарная работа с едтьми, обогаще содержя дет речи, обогащение и активизация словаря. В «Детстве» выделены те речев умя, кот м б сформированы. Игров Дть – планир все виды игр, дидакт. зад напр на все стороны разв речи. Наблюдение. указ объект и с кем. Индивид и хоровые разговоры. Игры – развления, худно-речевая Дть, чтение.

Условия для реализации:

1. знание пед цели и зад восп детей по конкрет программе (особенности знаний приоретет напрвлй в каждом разделе и динамика равз по взрастам)

2. зня псих-физиолог возм индивид возможностей детей дан гр. это можно узнать из программы (особенности детей дан гр), диагностики

3. совместн составление плана двумя влями.

41Преподавание методики развития речи в педагогических училищах и колледжах.

Преподавание определяется программами «Методика разв речи и ознакомляя детей с окружающим». Структура прогр: объяснительная записка, содржит перечень осн задач и форм работы с учащимися, примерн распреде учеб часов по темам, прогр по метке разв речи, определющая кру г вопр внутри тем, кот д б усвоены учащимися, практикум по логопедии, список летерутуры для учащихся. Опред зад преподавания: дать учащимся теоретич и практичес зня по разв речи детей раннего и дошкол возраста, вооружить необходимыми практическими навыками работы в дошкол учреждях. Осн зад курса – вызвать у учащихся интерес и творческое отношение к данному предмету, познак с лучшим опытом влей. Последовать тем опрелся педкой целесообразностью и логикой самого предмета.

Типы уроков : 1. урок по сообщению нов знй – начинается изуче нов темы, при ознакомлении учащихся со специфичми вопр дан предмета. Методы обучя: лекция, сообщающая беседа, экскурсии. они обеспечиют систематичкое изложение законченного вопр. 2. урок по закреплю и применению знй – приводится в систему пройдены материал, учащиеся обучся професным умям пвыполня самостных работ, практичй заданий. близки к эт типу уроков: контрольно-учетный урок(выполе письменх контрол работ и творечких заданий) и повторительно-обощающий (испол фронтальная обощающая беседа) 3. семинарские, практические заня. Ц: углубление теорит знй учащихся, формирвае професх умй и навыков.некот практич заня можно провести в д/с(анализ календар планов влей). 4. урок спешанного школьного типа. наиб часто. обеспечивает ритмичный контроль за усвоением знй, своевременю помощь учащимся, помогает лучше ознакться с их индивидми особенностями. Преподавтль д хор владеть методикой ведения урока, заботитьсяо доступности и эмоционти формы изложения материала.

Приемы активизации учащихся: в нач урока: бодрой голос, улыбка, беглый опрос д проходить живо, соревноват задя, небол письмен работы, предварит распред тем докладов, одно зане на несколко челк, формулировка вывода, иллюстратив матл, яркие примеры

42Диагностика речевого развития речи детей как средство оптимизации процесса овладения родным языком (Ф. Даскалова, Л. Гурович, О.С. Ушакова).
психолого-педкая диагностика –область психолокой науки, разрабщая методы распознания и измерения индивидуально-психологкийх особенй Лти. Диагностика психкого развития – обследование челка с целью определения индивидх особенй его развития. Цель психолого-педкой диагностики – контроль за ходом развития для послед коррекции выявленных отклонений. Психкие методы – позволют при помощи относитно кратких испытаний опредть сравнителй уровень развития реб (соответ сред уровню для детей данной возрастной категории или отклонения ту или в др сторону.) Диагностика – комплекс методик для точного определения уровня (равз речи) достигнутого реб. Диагностика разв речи – споб определяя уровня и особентей разв речи детей. На равз речи детей оказывает влияние много факторов и вычленять особенности разв речи бывает оч сложно. Разработка диагностики велась в 2 направлениях: 1. учеными разработались методики направле на интеллект разв детей (оценивали разв речи как один из показателей интеллект разв) этим занимались психологи.2. исследование собственной речи детей, отделх её сторон (особенности словаря, грамат строй языка, структура речев высказываний, звукопроизношение) после этого поиск и разработка комплексных диагностик, чтобы получить представления о всех сторонах разв речи.
Даскалова. Цель: определить общий уровень разв речи. 13 заданий направх вычленяется коэффициент, количеств резтат. Ушакова: комплескная диагностика мл, сред, стар возраста, для изучя и определяя особенностей разв речи. Качеств харктка полученх данных. Диагностика+программа+методические рекомендации
Цели диагностики: - контроль за разв речи как отдел детей, и всей группы в целом(с ориентацией на прогр по кот работает д/с), - анализ полученых данных позволяет осуществить граматй отбор задач по разв речи. – создать усля для полноценного усвоения детьми языка, - дать оценку уровню психического развития детей (особенности мыслитной Дти)
Этапы работы: 1. определить цель диагностирования (опредть особности понимания детьми худ образа произведения). 2. отбор диагностических методик, подготовка стимульного материала (д отвечать возраст особен детей) 3. проведение самой диагностики. 4. анализ и интерпритация данных. 5. прогнозирование работы с детьми
структура: назве, автор, год, цель, пояснит записка, теорит положения, задания, показатели, проводится 2 раза в год (в нач и в конце)
Принципы: - законченности - при проведении тех или иных тетодик д соблюдать прав нормы. – научности – методики опираются на теорит положения ведущих авторов диагности. – этичности – д получить согласие руководителей, родителей. Резты проведй работы д б доведены до сведения педгов и родителей. (выступле на собрании, индивид консульт с родителями). – оптимальности – выбрать методику, кот позвет получить максимум информ при минимуме условий.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»

Выполнила:

С.В. Потапенко.,

старший воспитатель

2013г

Художественная речь открывают ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. К.И.Чуковский

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс мы построили на основе алгоритма коррекционно-развивающей деятельности, который включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей художественно-речевое развитие ребенка.

Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.
Программа основана на преемственности в художественно-речевом развитии ребенка среднего и младшего дошкольного возраста, в ней ставятся задачи: учить воспринимать художественные произведения в единстве содержания и формы, развивать художественно-речевые исполнительские и творческие способности, формировать первоначальные представления о художественной литературе.
При ознакомлении со сказкой воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно- художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка. Воспитатель выразительно рассказывает сказку, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя сказку, обращает внимание на ее смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины). Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения сказки (или устного ее пересказа). Выдержите небольшую паузу, дайте детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем спросите, понравилась ли сказка и чем именно, почему у нее такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название сказки с ее содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили? Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? В старшей группе, по сравнению с предыдущей, количество подобных вопросов увеличивается. Дети запоминают образные выражения, понимают их уместность в данном контексте.

Развитие речи, обучение языку, формирование культуры речевого общения - важные направления работы с детьми дошкольного возраста. Решение задач речевого развития детей осуществляется в рамках программного раздела «Художественно–речевая деятельность». Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество.

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Под художественно-речевой мы понимаем деятельность, возникающую у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя следующие компоненты:


восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними;


воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.);


создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.).

Исследования психологов, литературоведов и педагогов показали, что художественно-речевая деятельность детей в дошкольном возрасте является активным и действенным средством эстетического освоения детьми окружающей действительности.

По мнению большинства исследователей, художественное восприятие тесно связано с воображением, поскольку именно в восприятии проявляется способность человека «воображать», придавая образ предмету, явлению (О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцева и другие). При этом важнейшим механизмом творческого восприятия является акцентирование, то есть выделение из бесчисленного многообразия впечатлений нескольких наиболее характерных черт (Р. Арнхейм, М. Арнаудов, З. Н. Новлян-ская). В процессе восприятия художественного произведения читатель (или слушатель – в дошкольном возрасте) по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

По мнению исследователя, отличительной чертой художественной эмоции является «задержка во внешнем проявлении аффектов» у человека на произведение искусства, которые могут отличаться необычайной силой. Таким образом, в основе процесса восприятия лежит не интеллектуальный процесс постижения содержания художественного образа, а эмоциональное переживание, когда после прослушанного текста ребенок всецело находится под его влиянием художественного произведения. Именно поэтому, закладывая в дошкольном возрасте у ребенка основы читательской деятельности как фундамента его литературного образования, необходимо развивать его умения, связанные, в первую очередь, с переживаниями, воображением, образным мышлением, то есть с эмоционально-образной деятельностью: воссоздавать в воображении образы (героев, событий, обстановки), созданные авторским словом; сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир чувств и настроений. Учитывая закономерности процесса восприятии и понимания художественного или фольклорного произведения детьми, а также то, что объектом деятельности ребенка как при восприятии литературного или фольклорного текста, так и при его воспроизведении и создании на его основе собственного речевого продукта становится текст, выступающий в единстве трех его сторон, – содержания, структуры и языкового оформления, – считаем, что для полноценного литературного развития ребенка необходимо также формировать и другие виды умений:

Умения, направленные на осмысление и воспроизведение содержания произведения (понимать тему произведения и основную его мысль; входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними (в рассказе или сказке); следить за развитием чувства в стихотворении; понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию);


умения, способствующие осознанию формы произведения (понимать, что главное в произведении – отражение событий (эпическое произведение) или отраже-ние переживаний лирического героя (лирическое произведение); выделять жанровые особенности произведения – сказки, рассказа, стихотворения, загадки и др.);
умения, необходимые для осознания языковых особенностей произведения (улавливать образный строй художественной речи; понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл; выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка – сравнение, метафору, эпитет и др.).

Все перечисленные умения при ознакомлении с произведением должны формироваться во взаимосвязи путем аналитической работы ребенка над текстом под руководством воспитателя. Безусловно, часть данных умений предполагает знакомство ребенка (практическое) с некоторыми литературоведческими понятиями (тема произведения, жанры, композиционные особенности произведений отдельных жанров, средства выразительности и т.д.) в соответствии с возрастными возможностями детей.
Развитие умений по восприятию литературных или фольклорных произведений должно происходить в системе, на основе постепенного расширения опыта эмоционально-образной и познавательной деятельности. Способствовать овладению данными умениями, помимо аналитической беседы, направленной на выявление эмоционального состояния ребенка, осознание им особенностей содержания и формы произведений, могут следующие приемы:


для первой группы выделенных нами умений: словесное рисование, создание собственных рисунков к произведениям, анализ иллюстраций художников, представление себя на месте персонажа;


для второй группы умений: выделение опорных слов в произведении, анализ заглавия произведения; деление текста на части, составление плана текста, создание серии собственных рисунков, отражающих последовательность действия, а также выявление мотивов поступков героев, описание их внешнего вида;

Для третьей группы умений: выявление типичных особенностей произведений разных жанров (например, наличие фантастики, волшебства, столкновение с волшебной силой, многоэпизодность – в волшебной сказке или антропоморфизм, глагольность, малоэпизодность – в сказке о животных);

Для четвертой группы умений: нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте (для осознания авторского выбора), придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов (для овладения способом выражения в слове определенного художественного содержания).

В целом, творческий характер процесса восприятия произведений художественной литературы и фольклора старшими дошкольниками обусловлен активностью их взаимодействия с авторским или фольклорным текстом.
Следующий компонент художественно-речевой деятельности дошкольника – воспроизведение авторского текста – может осуществляться разными способами: без изменения – в процессе выразительного чтения произведения (чаще всего стихотворного), или с изменением – при инсценировании, участии в игре-драматизации по произведениям художественной литературы и фольклора и т.п., при пересказе прочитанных произведений, воспроизведении авторского текста по иллюстрациям и т.п. По мнению С.М. Чемортан, творчество в данных видах художественно-речевой деятельности будет проявляться в выборе выразительных средств исполнения .
Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Поскольку игру-драматизацию характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям, ее рассматривают как разновидность художественной деятельности (О. В. Акулова).

анализ особенностей воспитательно-образовательного процесса в ДОУ показывает, что одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей.

Художественно-речевая деятельность дает нам большие возможности для развития творческих способностей дошкольников.

Так, для обучения детей составлению рассказов – фантазий с преобразованием объектов во времени педагоги эффективно используют прием перемещения во времени (Машину времени). Дети выбирают конкретный объект и описывают его временное настоящее. Далее воспитатели предлагают ребятам подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.

Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств педагоги эффективно используют прием «вхождения в картину». Воспитатели побуждают детей к описанию возможных ощущений и предлагают прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. В работе с детьми педагоги используют творческие задания: «Пришел волшебник «Я нюхаю» (и другие)», «Назови объекты, которые могут издавать звук…», «Я ощущаю лицом и руками…»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине воспитатели используют прием «подзорная труба». Для определения деталей одного объекта - приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения.

Обучение детей составлению загадок педагоги начинают с полуактивного этапа (составление с детьми общей загадки), затем переходят к активному, где побуждают ребенка самого выбирать объект и модель загадки.

Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой воспитателями целесообразно используется прием эмпатии. Ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера, подробно описывает его состояния, отношения с окружающим миром и возникшие проблемы.

По результатам фантазирования педагоги совместно с детьми инсценируют придуманные рассказы, оформляют книжки-малышки, составляют каталоги детских рассказов-фантазий, которые включают метафоры, составленные воспитателем вместе с детьми группы; загадки, самостоятельно составленные детьми; а также творческие рассказы детей,

Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствовует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.

Конспект занятия по развитию речи

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

(составление сказки конфликтного типа с использованием «метода каталога») для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

· Учить самостоятельно определять героев сказки и цель их деятельности;

· Учить осваивать последовательность вопросов, на основе которых можно создать сказку конфликтного типа;

· Побуждать детей отвечать полным содержательным ответом;

· Формировать навыки составления логически связанного текста, в котором добро побеждает зло;

· Закреплять умение выводить жизненные правила и придумывать название сказки;

· Развивать творческое воображение, мышление, связную речь;

· Создавать условия для воспитания доброты, отзывчивости.

Материал:

· Книга «В мире сказок»;

· Пособие «Кольца Луллия» с набором карточек по сказкам;

· Мольберты (2 шт.)

· Листы бумаги формата А-3;

· Аудиозапись сказки «Золушка» («волшебная музыка»);

· Магнитофон;

Ход занятия:

Под сказочную музыку дети входят в группу. Везде развешаны картинки с изображением персонажей из разных сказок.

Игра «Теремок»

Дети идут с воспитателем по кругу.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

А живут в теремке сказочные герои.

Я – Снежная королева… А ты кто?

Дети по очереди называют сказочных героев. Кто назвал, садится на стул.

Ребята, посмотрите вокруг. Как красиво, как волшебно! Куда мы с вами попали? (в сказочную страну, в страну сказок).

Как вы догадались? (Много сказочных персонажей).

Что такое сказка? (1. Это выдуманный рассказ. 2. Это волшебство. 3. Где звери разговаривают. 4. Где есть превращения. 5 Сказка начинается «Жили-были…, «В некотором царстве, в некотором государстве…». 6. В сказке повторяются действия)

Каких сказочных персонажей вы знаете?

Каждый сказочный герой,

Может с виду и простой,

Чудным даром наделен, -

Потому, волшебник он.

Невидимкой может стать,

И по небу полетать!

Превратиться в лебедь-птицу,

А потом – в красу-девицу!

Нужен нам такой герой!

Ребята, а вы любите сказки?

Какие ваши любимые сказки?

«Кольца Луллия»

(на одном кольце – сказочные персонажи: Колобок, Царевна-лягушка, курочка Ряба, Дюймовочка, Лисичка, Баба Яга и т.д. На втором кольце располагаются карточки с изображением места: избушка на курьих ножках, болото, дворец и т.д. На третьем кольце – волшебный предмет: стрела, яйцо, ступа, шапка-невидимка и т.д.)

Детям предлагается раскрутить 1 кольцо и выбрать сказочного героя. Соединить место, которое выпало на 2 кольце, и придумать, что могло бы произойти с персонажем, если бы он оказался в этом месте. Затем детям предлагается самостоятельно выбрать предмет на 3 кольце, который помог бы герою, если бы он оказался в этом месте.

Игра «Да-нет» (классификация)

Дети при помощи сужения поля поиска отгадывают задуманный воспитателем объект (книга).

Вы знаете много сказок. Давайте придумаем свою добрую, умную сказку. А поможет нам эта волшебная «Книга сказок».

Как начинается сказка? (Жили-были…)

А кто жил-был, мы сейчас выберем по волшебной книге. Надо закрыть глаза, сказать волшебные слова «Тили-мили-трям» и показать на какого-нибудь сказочного героя. (выбор героя по «методу каталога)

Это будет положительный герой.

Воспитатель зарисовывает схематично на «Волшебном треугольнике».

Какие поступки может совершать положительный герой?

Мы знаем, что в сказках всегда что-то происходит, герои куда-то отправляются, а им кто-то или что-то мешает.

Давайте в нашу сказку пригласим отрицательного героя, что бы потом с помощью волшебства он стал добрым. Закрываем глаза, говорим волшебные слова и выбираем отрицательного героя (зарисовывает на «Волшебном треугольнике»)

Ребята, а какой у нас будет отрицательный герой? Где он живет? Что плохого делает?

Физкультурная пауза

Дети под музыку изображают различных сказочных героев.

Мы придумываем волшебную сказку. А чтобы случилось волшебство, что нам нужно? (волшебный предмет).

А что может быть волшебным предметом? (цветок, платок, листок, фрукт…)

Выбираем при помощи Книги предмет и зарисовываем его на «Волшебном треугольнике».

Все герои выбраны, теперь можно начинать рассказывать сказку.

Последовательность сказки зарисовывается в таблице.

Интересная сказка получилась? Какие жизненные правила можно вывести из нашей сказки? Чему она учит? (быть добрым, смелым, помогать другим. Нужно знать, куда и когда ходить).

Давайте придумаем название нашей сказке. И вы обязательно расскажете сказку дома своим бабушкам и дедушкам, родителям. А что бы ничего не забыть, давайте вспомним правила, которые помогли сочинить сказку. С чего начиналось сочинительство?

1 шаг: Выбирали героев сказки – положительного и отрицательного.

2 шаг: Мы определили, какой наш герой по характеру, какие могут быть у него поступки.

3 шаг: Выбирали волшебный предмет, с помощью которого отрицательный герой стал добрым.

4 шаг: Мы описывали действие, которое происходило в сказке.

5 шаг: Делали вывод жизненных правил.

6 шаг: Давали название нашей сказке.

Ничего не забыли, молодцы! А что бы сказку было интереснее слушать, давайте нарисуем иллюстрации к ней.

Кому какой сюжет из сказки понравился больше всего, тот такой и нарисует. И получится у нас своя «Волшебная книга сказок». И первая сказка в ней будет….