Развитие творческой способности через театрализованную деятельность в детском саду. Как с помощью театра легко и играючи помочь ребенку развить речь и навыки общения. Театр помощник в воспитании и образовании детей

Марина Лезина
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить участников с изготовлением платковых кукол

Развивающие :

Совершенствовать артистические навыки педагогов в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

Совершенствовать навыки кукловождения платковыми куклами

Побуждать использовать песенное, танцевальное, инструментальное творчество (детские, нетрадиционные, природные музыкальные инструменты) в своей работе.

Воспитательные:

Вызвать интерес к использованию театрализованной деятельности для развития творческих способностей;

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

Воспитывать театральную культуру

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Вступление

В своей работе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Одним из основных направлений в моей педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка и включение его в театрализованную деятельность.

Я работала воспитателем в разных возрастных группах, и всегда отдавала предпочтение театрализованной деятельности. С детьми ставила небольшие театральные постановки, экологические сказки, играла в театрализованные игры. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

И познакомить с разными видами кукол для использования в работе. Свою работу начала с детьми 4 лет. Вела кружок «Арлекино»

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры;

Упражнения по дикции;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учим владеть своим телом», образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

Использую театрализованные этюды

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.

Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.

Сегодня мы посмотрим этюд на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий,

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.

. Практическая часть «Работа над этюдами»

Этюд «Зеркало» (парный этюд)

И так, наш этюд называется «Зеркало». Сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наводит косметику» и другое.

Чтобы этюд получился содержательным «Человеку» необходима конкретная цель его действий, например:

Умываться, чистить зубы

Кушать вкусный йогурт.

А сейчас предлагаю посмотреть этюд в исполнении детей старшего возраста.

Показ этюда воспитанниками группы №6

Веселая разминка - танец «Две половинки»

Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями.

Я советую вам использовать в своей работе

Ритмопластику-

Игры создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей. Н р следующие упражнения:

Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела.

Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.

Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.

Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки.

Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.

Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.

А также использовать пантомимику.

Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения

Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.

Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.

Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.

Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.

Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.

Игры–драматизации.

Я считаю, что большую роль в творческом развитии детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями.

В нашем театральном уголке много кукол изготовленных своими руками. Я хочу показать вам некоторые из них.

Виды театра

Варежковый театр

Театр кукол би-ба-бо

(или театр «Петрушки»)

Настольный театр, театр игрушек

Теневой театр

Театр на фланелеграфе

Ролевой театр

Театр масок

Театр топотушек

Театр на пластмассовых бобинах (трубках

Платковые куклы – бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы – бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

Платковые куклы

И подробно я хочу остановиться на платковых куклах,т к платковые куклы- яркие и зрелищные, послужат настоящим украшением любой театральной постановки, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия. Платковые куклы - это наглядный материал, доступный метод игры. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью – костюму

Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т. д.).

Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного вам материала.

За годы работы я собрала небольшую коллекцию платковых кукол. От наиболее простых до более сложных. Это мое увлечение Я хочу показать образцы таких кукол и вместе с вами изготовить наиболее простые.

Показ кукол.

Для того чтобы сделать платковую куклу – нам понадобятся следующие материалы:

Толстый кусок поролона

Картон и цветная бумага;

Капрон телесного цвета или капроновые колготки;

Моток цветной пряжи или мулине;

Готовые платки или цветная ткань;

Резинка (50 см);

Банты или лента (1м);

Ножницы;

Иголка и нитки;

Канцелярский нож;

Клей (пва, титан);

Декоративные глазки;

Гуашь, кисть.

Я приглашаю желающих попробовать свои силы в изготовлении кукол.

И сейчас, я предлагаю вам отправиться в мастерскую, чтобы научиться изготавливать платковые куклы для сказки «Репка»

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство…

Куклы – просто загляденье,

Взрослым всем на удивленье,

Для забавы малышам! Посмотри, как хороши!

Коль хотите научиться этих кукол мастерить,

Вам придется не лениться и старанье приложить!

Все необходимое для создания кукол для спектакля у нас есть. Каждый из вас создаст образ одного из героев. Итак, начнем.

Перед каждым участником набор необходимого оборудования для создания игрушки.

Этапы изготовления куклы: на слайде

Мы будем делать кукол к сказке «Репка»

1 этап - изготовление головы куклы

Из картона вырезаем круг с помощью канцелярского ножа (голова).

На картоне рисуем и вырезаем контуры глаз, декорируем глаза ресничками и декоративными глазками. Делаем ушки животным.

Оформить можно по-разному: пуговицами, лентами, очками кусочками различной ткани и т. д., а можно просто нарисовать лицо.

Изготовление волос. Берётся подходящая пряжа и изготавливается причёска, затем так же пришивается вручную. Можно заплести косы

Вот и голова нашей куклы готова!

2 этап – изготовление туловища (платья) куклы

Вот наша платковая кукла для театрализованной деятельности готова! Персонажи сказки готовы. Теперь каждый из вас сыграет свою роль в соответствии с содержанием. Я буду говорить слова автора, а участники мастер-класса играют роли.

Начинаем наше представление. Сказка «Репка»

Педагог. Вот мы с вами и побывали в мастерской кукольника, и в заключении мне бы хотелось прочесть стихотворение.

Хорошо живётся куклам в кукольном театре стройным, тощим или пухлым, Из соломы, ватным, из папье-маше, тряпичным или из фарфора…

Все они – народ отличный, славные актёры

не житьё, а загляденье,

всё легко и просто,

А хозяин заведенья тот, кто выше ростом.

Для спектакля на потеху он раздаст всем роли

– Слов и пауз, слёз и смеха, радости и горя.

Рефлексия.

Теперь, уважаемые коллеги, подарите окружающим свою добрую улыбку, а для себя выберите улыбку из этого подноса. Помните, что обозначает каждый цвет круга:

улыбка на красном круге - все удалось, очень интересно.

улыбка на желтом круге - удалось, но материал часто используемый

улыбка на синем круге - скучно, не интересный материал.

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности. В развитии творческих способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка. Решаются следующие задачи: 1. Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность. 2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности. 3. Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены). 4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности. 5. Совершенствование познавательных процессов. Данные задачи решаютя в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата. Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевых и дидактических игр. Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе: ТСО (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения). Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»). Детская художественная, познавательная и методическая литература. Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр). Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.). Весь инвентарь и оборудование должно отвечать требованиям безопасности жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе. Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отводится практическим методам, среди которых необходимо выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с детьми, активно используются творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников) Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно используется весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические). Ежедневной традицией является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций. Во время занятий используется театрализованная игра как игровой прием и форма обучения детей. В занятия вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Особо важным является организация сотрудничества с семьей. В связи с этим разрабатывается план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности. Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми В наше время - время стрессов, - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям интерес к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, занятия в литературно- драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью. Задачами литературно-театрального кружка можно определить: - Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры. - Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору. - Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний. - Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа). - Развитие способности у детей воспринимать художественный образ. - Развитие творческих способностей ребенка. Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях иногда можно увидеть, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. И так, как и творческие способности, театрализованные лучше всего развивать в раннем возрасте. способности

Шоколева Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ «Школа №3» СП д⁄с «Березка»
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: Мастер – класс для родителей
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Дата публикации: 04.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей по теме: «Развитие творческих

способностей у детей дошкольного возраста через

театрализованную деятельность»

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески

подходить к решению различных задач и без труда находить выход из

сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях

современного общества значение приобретает формирование человека не

только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует

развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это

актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько

сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой

самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной

стороны нашего общества.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности

ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его

реализации, в умении комбинировать свои знания и представления,

искренней передачи своих чувств.

Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре

следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает

открывать для себя окружающий мир.

Важная роль в процессе развития творческих способностей отводится

эстетическому

воспитанию,

занятиям

дошкольного

возраста

различными видами искусства и театрально-игровой деятельности, так как

творчество – постоянный спутник детского развития. В работе с детьми

возраста

предпочтение

отдаётся

театрализованной

деятельности,

потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши

охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются

в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.

Игра-наиболее

доступный

интересный

переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная

игра как один из её видов является эффективным средством социализации

дошкольника.

театрализованной

осуществляется

эмоциональное

развитие, так же она способствует и речевому развитию, так как является

средством самовыражения и самореализации ребёнка. Театр является одной

красочных

доступных

восприятию

дошкольника

искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому

развитию

разностороннее

театрализованной

деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, не

ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при

этом удовольствие, радость.

Воспитательные

возможности

театрализованной

деятельности

усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может

удовлетворить разносторонние интересы детей.

Игра- драматизация близка и понятна детям. Литературное произведение

нравственную

направленность

честность,

смелость).

Благодаря

сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Каждая сказка

проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз

другая сказка) до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли,

которые он хочет. С целью эмоционального восприятия и яркого проживания

героев сказок дети слушают произведения устного народного творчества,

литературные произведения. А так же рисуют и лепят сказочных героев.

В возрасте 4-5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра:

мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки

и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а

к концу учебного года – и с ширмой). Театр ложек и пр. Существенно

усложняются

театрально-игровые

дошкольников.

дошкольном возрасте дети стремятся создавать свои сказки, с интересом

готовят атрибуты к ним. Детям интересно самостоятельно делать персонажи,

маски, а потом обыгрывать их, придумывая новые сюжеты, диалоги. Иногда у

детей не хватает умений сотворить куклу (зверушку) для театральной игры

взрослые.

поддержке

взрослого

ребенок всегда чувствует себя успешным, а это важно для дальнейшего

развития личности.

стремится

счастливым,

возвысить

приобщить

творчеству,

удовлетворить

внутренние

потребность

любви, истине, справедливости.

Мастер – класс для родителей по теме «Развитие творческих

способностей у дошкольников через театрализованную

деятельность и ручной труд»

Цель: распространение и передача опыта, обучение техники изготовления

настольного театра из полосок бумаги.

Задачи:

- знакомство родителей со способами развития творческих способностей в

домашних условиях.

Научить делать настольный театр из полосок цветной бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход мастер – класса:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда»

Пошаговый процесс изготовления бумажных кукол

1шаг: приготовить бумагу нужного цвета, нарезать полоски разного размера

для разных частей тела (для туловища - самая большая, для головы

Поменьше, для лап, ушей и хвоста - маленькие)

2 шаг: нанести на полоске, которая предназначена для головы, глаза, нос и

3 шаг: склеить детали туловища, головы и лапок в цилиндры, уши хвосты в

петельки или вырезать их отдельными деталями

4 шаг: соединить детали между собой

5 шаг: обыграть изготовленную куклу

«Ушла зима надолго, а с нею холода,

Но ручкам умелым не скучно никогда»

Желаю всем творческих успехов!!!

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка даёт
возможность достичь гармонии личности, единства интеллекта и аффекта.

Л.С.Выготский

Актуальность

Л.С. Выготский писал: «Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребёнка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельность исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка».

Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является развитие творческих качеств личности. По данным многих исследователей эти качества успешно формируются в различных видах художественной деятельности.

Одним из видов художественной деятельности, способствующей развитию творческой индивидуальности ребёнка, является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития индивидуальных творческих способностей ребёнка.

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познаётся впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств.

Особым успехом у детей раннего возраста пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребёнок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребёнка к миру игры и театра начинается с раннего возраста.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности.

Для того, что бы музыкально-театрализованная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:

  • деятельность должна вызывать положительные эмоции, удовольствие;
  • деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой;
  • деятельность должна быть организована так, чтобы ребёнок мог реализовать все имеющиеся возможности.

Развитие творческих способностей ребёнка средствами театрализованной деятельности - это развитие творческой личности. Грамотно организованная театрализованная деятельность будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребёнка:

  • эмоциональной;
  • волевой;
  • познавательной.

А новизна и проблема данного аспекта состоит в том, что глубокое погружение в театрализованную деятельность составляет особую трудность с детьми раннего возраста. Но когда видишь плоды труда и особую эмоциональную отзывчивость малышей, то понимаешь значимость этой деятельности.
Таким образом, театрализованная деятельность - естественный и продуктивный способ развития творческих способностей.

Для осуществления работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста я создала музыкально-творческий проект «Маленькая страна» .

Тип проекта - творческий, групповой, участниками которого являются дети 3-го года жизни, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Цель проекта. Развитие творческого потенциала и раскрытие духовного начала ребёнка в период самого раннего детства.

Задачи проекта.

Для детей:

Для педагогов:

  • повышение компетенции педагогов по данной теме за счёт внедрения проектной деятельности;
  • повышение уровня педагогического руководства театрализованной деятельностью малышей;
  • оснащение развивающей среды в группах по данной теме.

Для родителей :

  • повышение компетентности в вопросах организации детской театрализованной игры и понимании её роли в становлении личности ребёнка;
  • активное участие в творческой деятельности МБДОУ №16.

В проекте предусмотрено - создать привлекательную для детей театрально-игровую среду, которая способствует развитию творческих способностей детей:

  • создание декораций;
  • пошив театральных детских и взрослых костюмов;
  • изготовление атрибутов;
  • приобретение разных видов театра (настольный, кукольный, пальчиковый, конусный и т.д.);
  • оформление зала;
  • создание театральных уголков в группах.

Работа с детьми ведётся через разные видызанятий - фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, через самостоятельную деятельность детей, игры - драматизации, совместные детско-взрослые спектакли.

Реализуя проект по театрализованной деятельности в работе с детьми, я использую методические приёмы , которые бы наиболее полно смогли действовать на чувства детей раннего возраста.

Один из важнейших приёмов - обогащение жизни детей в детском саду яркими художественными впечатлениями, знаниями, действующими на эмоции детей. Это способствует проявлению творчества в различных видах театрализованной деятельности.

Следующим эффективным приёмом вхождения детей в театрализованную деятельность я считаю театральные этюды . При этом решается следующая задача - создание психологического комфорта и обеспечение эмоционального благополучия посредством театральной игры.

Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал себя зайчиком, белочкой, цыплёнком – этот приём эмпатии очень необходим в раннем возрасте.

Элементы театрализованной деятельности я предлагаю использовать воспитателям в разных видах деятельности педагогического процесса :

  • в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
  • в режимных моментах;
  • в сюрпризных моментах во время различных занятий;
  • для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

Ещё одним приёмом воздействия на эмоциональную сферу детей через театрализованную деятельность являются праздники и развлечения , во время которых разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включиться в спектакль. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания.

Именно через театрализованную деятельность наши дети проживают праздники . Праздник Ёлки – самый добрый и сказочный праздник. Сначала – это встреча в кукольном спектакле, где Дед Мороз приходит на лесную полянку к зайке и белочке. Затем дети наблюдают из окна группы, как Дед Мороз прогуливается по участкам, посыпает деревья снежком, и только потом встречаются с ним на празднике. Как ожидаема и радостна эта встреча.

Традицией нашего детского сада стало проживание новогодней недели, которая проходит после новогоднего праздника и несёт много радости детям. Этот приём необходим, когда ещё свежи воспоминания о самом волшебном празднике детства, и вот новые встречи с Дедом Морозом и сказочными новогодними персонажами. Это кукольные спектакли «Подарки для Деда Мороза» и «Как Зайка отмечал Новый год», развлечения «Волшебная рукавица» и «В гостях у Снегурочки».

И если в новогоднюю неделю дети выступают в большей степени как зрители и участники тех действий, которые им предлагают герои театрализованных представлений, то в театральную неделю , которая традиционно проходит в детском саду в честь Международного дня театра, дети активные участники всех театральных постановок.

Это большое и радостное событие в жизни детей и педагогов. Во время театральной недели каждая группа представляет своё творчество. Дети с удовольствием играют, перевоплощаются в разных сказочных персонажей. В нашем репертуаре - в основном русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», а с самыми маленькими детьми - сказка «Курочка Ряба», где роли бабки, деда, курочки выполняют взрослые, а дети выступают в роли мышки и цыплят.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

И, наконец, приём театрализации импровизация . С какой радостью мы наблюдаем, что наши воспитанники самостоятельно включаются в игровые ситуации и в результате получается настоящий маленький спектакль. Например, разыгрывая сказку «Теремок», Лисичка повернула сюжет сказки так, что у неё сегодня день рождения и другие дети тут же включились в эту игру – Лягушка стала стряпать пироги, Мышка наводить порядок в доме, а Зайка даже принёс подарок – букет цветов.

Мы стараемся сделать жизнь малышей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. И как верно сказал Л.С.Выготский: «Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Принцип работы с детьми один: никакого насилия над детской природой. Заинтересованность. Радость. Неожиданность. Многообразие.

Для того, что бы музыкально-театрализованная деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям. Одним из таких условий является создание предметно-развивающей среды.

Поэтому и в музыкальном зале, и в группах моё внимание было направлено на её обогащение. Для этой цели в детском саду прошёл конкурс музыкальных уголков, в котором приняли участие все работники детского сада и наши верные помощники – родители. Благодаря совместным усилиям в каждой группе появились:

  • новые виды традиционных и нетрадиционных театров: теневой, магнитный, фланелеграф, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», резиновых игрушек, коробочек, конусный и др.;
  • музыкальные и шумовые инструменты;
  • игры-забавы;
  • дидактические игры;
  • атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - это длительная работа, которая требует слаженной работы всего педагогического коллектива детского сада. Только при совместном участии в данном процессе взрослых и детей возможны положительные результаты.

Для воплощения этого закона в жизнь мною проводится большая методическая работа с педагогическим коллективом детского сада.

Проведены два семинара-практикума:

Созданы папки - передвижки на группах:

  • «Методическая папка» - календарное и перспективное планирование, консультации, памятки;
  • «Практический материал для работы с детьми» - содержание музыкального материала, сценарии утренников;
  • «Фольклорная педагогика» - использование фольклорного материала в режимных процессах в группе;
  • «Театрализованная деятельность в раннем возрасте».

Проводятся индивидуальные встречи-консультации с педагогами.

Накопленный опыт позволяет воспитателям грамотно вести работу по музыкально-театрализованной деятельности в группе с детьми, даёт возможность самостоятельно организовывать культурно-досуговую деятельность, используя знакомый репертуар, с лёгкостью выступать в театрализованных представлениях, развлечениях.

Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы:

  • индивидуальные консультации;
  • анкетирование;
  • выступления на родительских собраниях;
  • папки – передвижки «Музыкальный руководитель советует...»;
  • музыкальная страничка на сайте детского сада;
  • мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений;
  • семинары-практикумы:
    • «Домашний театр»;
    • «Фольклор для малышей»;
    • «Играем вместе с мамами и папами».
  • привлечение родителей к созданию развивающей среды;
  • стендовые консультации;
  • фото- и видеоматериалы.

Данная работа позволяет мне сделать следующие выводы:

  • у детей раннего возраста музыкально-театрализованная деятельность вызывает положительные эмоции, огромный интерес, ребёнку предоставляется возможность реализовать все имеющиеся возможности;
  • у детей формируются элементы наглядно-образного мышления, развивается речевая деятельность, повышается словарный запас;
  • у детей повышается эмоциональная отзывчивость на предложение взрослого о совместном творчестве;
  • музыкально-театрализованная деятельность – не изолированная от других видов деятельность: она тесно связана и положительно влияет на развитие творческих способностей и укрепление психо-эмоционального благополучия за счет влияния всех средств эстетического воспитания.

Есть в моей работе и проблемы, которые необходимо решить:

  • Прежде всего – это работа с педагогами. Для того чтобы развивать музыкальные, и тем более творческие способности детей, необходимо осуществлять большую педагогическую, образовательную работу с воспитателями. Только грамотный, образованный педагог может зародить в ребёнке творческое начало. Всегда проще встать и показать самому, но, в том и сложность, что нужно так обучить воспитателя, чтобы он с лёгкостью применял элементы театрализации в любом режимном моменте в течение дня.
  • В игре-импровизации видишь огромные возможности детского творчества, но в силу того, что ребёнок очень мал и ещё не умеет управлять своими чувствами, на первое место выходит индивидуальная работа с детьми. К каждому нужно найти подход, заинтересовать, вовлечь в игру.
  • Много литературы, где театрализованная деятельность представляет собой развлечения, действие в которых обыгрывается с помощью игрушек, но нет литературы, в которой бы в полной мере была представлена методика работы с детьми раннего возраста в театрализованной деятельности.

И в заключение я хочу сказать, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Но ребёнок растёт и по мере того, как игра теряет своё первостепенное значение, на первый план в духовной жизни выступает искусство. Театрализованная игра способна развить творческую природу ребёнка, его воображение, фантазию, веру, и в конечном итоге привести ребёнка в мир большого искусства.

Эту мысль подтверждают слова Д.Б.Кабалевского: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, искусство уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие детей».

Ольга Величко

Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность , верят в чудеса и задача педагога помочь малышам самореализоваться. Я в своей группе организовала театральный кружок . Развиваю интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия . Вызываю желание попробовать себя в разных ролях.

Усложняю игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Во время взаимодействия с детьми создаю атмосферу творчества и доверия , давая каждому ребёнку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развиваю умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Оказываю помощь при выстраивании линии поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощряю импровизацию, формирую умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитываю артистические качества, раскрываю творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления : игры, концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставляю детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества . Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка ; способствуют общему развитию ; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия , развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации . Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи , дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театральные постановки формируют внутренний мир ребёнка, отношение малыша к окружающей его действительности.

Приобщают детей к здоровому образу жизни.

Воспитывают чуткое, доброе отношение к пожилым людям.

Помогают детям понять, осознать необходимость прислушиваться к советам близких людей.

Список литературы

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника – методическое пособие для воспитателей и родителей – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 25.

2. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль – Издательство «Учитель» , 2008. – С. 6.

3. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 4-5.


Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством создания мультфильмов. Видео Все дети любят мультики, но все, что они видят - это готовая картинка, интересные герои и продуманный режиссером сюжет. Все же самое сказочное.