Развитие сенсорных способностей посредством дидактической. Особенности развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисования. посредством дидактической игры»

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю изучение возможностей дидактических игр в развитии сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель моей профессиональной деятельности – подобрать систему дидактических игр, позволяющую эффективно развивать сенсорные способности дошкольников, и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении.

Для достижения поставленной цели мной была разработана программа кружковой работы «Познавайки», которая является частью Основной общеобразовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агеева Наталья Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

Описание методической системы

Воспитатель:

Агеева Наталья Васильевна

2013 г.

Обоснование актуальности проблемы :

В соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и другие внешние свойства предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета, другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Однако только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю изучение возможностей дидактических игр в развитии сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель моей профессиональной деятельности – подобрать систему дидактических игр, позволяющую эффективно развивать сенсорные способности дошкольников, и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении.

Для достижения поставленной цели мной была разработана программа кружковой работы «Познавайки», которая является частью Основной общеобразовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.

Цель: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игр.

Задачи:

  1. Познакомить детей с сенсорными эталонами.
  2. Развивать мелкую моторику рук ребенка.
  3. Создавать у детей эмоционально-положительное настроение.
  4. Развивать интерес к продуктивной деятельности.
  5. Активизировать в речи слова, обозначающие сенсорные эталоны.

Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие, технологии проблемного обучения, интерактивные технологии, технологии ИКТ, игровые и экспериментальные.

Применяю такие методы, как: динамические паузы, релаксация, психогимнастика для снятия утомления; пальчиковые игры; физкультминутки; дыхательная гимнастика; проблемные ситуации, опыты, эксперименты, моделирование, игровые ситуации.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего и среднего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Основной формой деятельности является дидактическая игра (игра с правилами).

Использую следующие виды дидактических игр:

  1. Игры - забавы
  2. Настольно – печатные
  3. Словесные
  4. Музыкальные

Обязательным элементом дидактических игр являются:

  1. Познавательный вопрос, проблемная ситуация
  2. Выделение игровых задач
  3. Наличие правил
  4. Действия играющих
  5. Подведение итогов игры

Организация дидактических игр осуществляется мной в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:

Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения дошкольников определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

Выбор места;

Определение количества играющих;

Подготовка необходимого дидактического материала;

Подготовка к игре самого воспитателя;

Подготовка к игре дошкольников;

Проведение игры:

Ознакомление дошкольников с содержанием игры;

Объяснение хода и правил игры;

Правила игры:

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения дошкольников;

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре;

От дошкольников требуется: умение общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

База реализации программы : МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.

Сроки реализации : 01.09.2011г.- 31.08.2013г.

Программа разделена на II блока :

I блок рассчитан для реализации в 1 младшей группе (2-3 года);

Участники: воспитанники 1 младшей группы (25 детей), родители, педагоги.

II блок рассчитан для реализации во 2 младшей группе (3-4 года).

Участники: воспитанники 2 младшей группы (26 детей), родители, педагоги.

Этапы деятельности для каждого блока:

I. Подготовительный этап – подбор диагностического материала – методик для выявления уровня развития сенсорики детей дошкольного возраста.

II. Констатирующий этап диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуально), заполнение протоколов, выявление исходного уровня развития сенсорики у детей дошкольного возраста.

III. Формирующий этап – подбор серии дидактических игр для развития сенсорики у воспитанников, проведение коррекционно-развивающей работы.

IV. Контрольный этап – выявление итогового уровня развития сенсорики после проведения дидактических игр и упражнений с детьми.

V. Заключительный этап (обобщающий) – сравнительный анализ итоговых данных, формулировка выводов.

констатирующем и контрольном этапах в I блоке (1 младшая группа) мной были использованы следующие диагностические методики: методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка .

По каждому заданию фиксировалось:

Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Для выявления уровня сенсорного развития на констатирующем и контрольном этапах во II блоке (2 младшая группа) мной были использованы следующие диагностические методики:

Диагностика №1 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов величин»;

Диагностика № 2 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов цвета»;

Диагностика № 3 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов форм».

Оборудование:

Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).

Результаты проведения диагностики представлены в Приложении 1.

Формирующий этап

На формирующем этапе в I блоке (1 младшая группа) мной была использована система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний дошкольников первой младшей группы о цвете, форме, величине (Приложение 2).

На формирующем этапе во II блоке (2 младшая группа) мной была использована программа дидактических игр Т.П. Высоковой «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». На её основе мной был разработан перспективно-тематический план проведения дидактических игр и упражнений для детей 2 младшей группы (Приложение 3).

Контрольный этап

После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников в сравнении с данными констатирующего этапа.

Дети показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины (Приложение 4).

Заключительный этап

Таким образом, данные, полученные в ходе реализации программы кружковой работы, подтверждают факт, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития у дошкольников. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в сенсорном развитии очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний и умений дошкольников от систематического использования дидактических игр. По данным, полученным в ходе реализации программы, можно утверждать, что дидактические игры повышают сенсорную культуру дошкольников и развивают сенсорное восприятие.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Дидактические игры для малышей», «Первые шаги в освоении сенсорных эталонов». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития сенсорного восприятия ребенка в детском саду и семье. Дидактические игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Результатом деятельности является разработанная программа кружковой работы по сенсорному развитию дошкольников 2-4 лет с использованием дидактических игр. Опыт моей работы используется педагогами МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Назиной Л.А. и Тищенко О.И. (1 и 2 младшие группы).

В настоящее время мной разрабатывается III блок, предназначенный для детей среднего дошкольного возраста.

Литература

  1. Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
  3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 – С.398
  4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – С.391
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. – С.536
  6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. – С. 315
  7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459
  8. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
  9. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М. , 1997. – С. 412
  10. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302
  11. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87
  12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
  13. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
  14. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2002. – С.371
  15. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.,1997. – С.418
  16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
  17. Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. - М., 1997. – С. 452
  18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381
  19. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95
  20. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95
  21. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. – С.528

«Развитие сенсорных способностей посредством
занятий по СХТД с детьми младшего дошкольного возраста»
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию,
знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и
грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует
постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так,
для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом,
ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета,
материала.
Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное
развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия
окружающего мира.

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного
педагогического процесса. Оно лежит в основе умственного, физического,
эстетического развития ребенка.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой­либо предмет,
предварительно надо хорошо с ним познакомиться, обследовать его,
запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные
материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями,
приобретают навыки работы с ними. Дети успешно овладевают техническими
навыками: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются
в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают
сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой
деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно
общаются друг с другом и воспитателем.
В начале учебного года наблюдая за детьми, было выявлено, что многие
дети затрудняются в группировании предметов по цвету, форме, из величин
они различают лишь большой и маленький предмет, у ребят слабо развита
мелкая моторика. Большинство детей не умеют правильно держать в руке
карандаш, фломастеры, некоторые боятся брать в руки краски. Поэтому было
решено заняться этой темой более углубленно.
Для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного
возраста выделили три направления в работе: 1) создание развивающей среды;
2) использование дидактических игр; 3) участие родителей в проводимых с
детьми занятиях.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения
ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает
свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает
пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к

музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности
устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой,
создает продукты собственного творчества и т. д.
В группе были изготовлены следующие пособия: панно «Кораблик», при
помощи которого дети могут прикрепить цветную одежду при помощи
цветных прищепок, посчитать треугольные и прямоугольные лучи у солнца,
поиграть с разноцветной каруселью. Панно «Транспорт» помогает ребятам
запомнить цвет того или иного автомобиля, ориентироваться. «Дидактическое
кресло» служит не только местом отдыха, но ребята могут посчитать
геометрические фигуры, покормить кита цветными рыбками, обследовать
предмет.

Для усвоения сенсорных способностей ребенка немалое значение необходимо
уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у
ребенка. Игра способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть
интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество
информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.

В группе были изготовлены следующие игры: «Подбери колеса», «Цветные
муравьи», «Цветные домики», «Цветные кисточки», где ребята раскладывают
кисточки по банкам; «Кляксы», «Накорми акулу», где дети закрепляют
основные цвета и упражняются в счете; игра «Противоположности» помогает
ребятам запомнить большие и маленькие, высокие и низкие предметы; в игре
«Цветные крышки» дети не только закрепляют основные цвета, но и
тренируют память, «Разложи по порядку», альбом «Цветные цифры», «Божьи

коровки»;с помощью игры «Геометрические фигуры» ребята упражняются в
различении геометрических форм. Все эти игры использовались и как часть
занятия, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наибольшим успехом у ребят пользовались игры­забавы с цветной
солью и блестящими камушками. На подносе с солью дети выкладывали
рисунок из камней, рисовали на соли, раскладывали с помощью мерной
ложечки по цветным баночкам. Очень понравилось ребятам варить каменный
суп, а затем раскладывать его по тарелкам, закрепляя цвет, форму, тяжесть
камней. Изготовив из бросового материала кораблики с парусами разной
формы и величины, дети отправляли их в плавание, дули на них, изображая
ветер. Большой интерес вызвал совместно изготовленный макет, так как в
последствии ребята могли в него поиграть, выбирая по какой они дорожке
поедут, по длинной или короткой.

В процессе изобразительной деятельности происходит знакомство с
цветом, формой, положением в пространстве. В своей работе регулярно
провожу такие занятия. В своей работе я использую нетрадиционные техники
рисования, аппликации, лепки. Их особенность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достигать желаемого результата.

Разнообразие используемых материалов расширяет и обогащает
сенсорный опыт детей. Доступность использования нетрадиционных
технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Свою
работу я начинаю с более доступных технологий, постепенно усложняя их.
­Рисование пальцами и ладошками
­Рисование штампами. Самые простые штампы, оставляющие точки и
кружочки – это ватная палочка, колпачки от фломастеров, бумажные
трубочки, поролон. Использовали пробки от шампанского, ластик на конце
простого карандаша, сырой картофель, листья деревьев любой предмет с
интересной фактурой.

Все выполненные работы мы использовали для создания предметно­
развивающей среды. В группе постоянно оформляем выставки детских работ.

В приемной выставляем коллективные работы детей по сезону, и
персональные вставки (в них приняли участие Лисина Маша, Илькин Матвей,
Сизова Саша, Путанов Костя, Анисифоров Лева, Говорунов Вова).

Ребята принимают участие в изготовлении украшений для приемной
и веранды. Так у нас появились веселые пчелки и забавные птички, озорные
котики.

Наши работы использовались в качестве оформления вернисажей в стенах
сада: коллективная работа «Город мой родной», выставка рисунков «Папу
поздравляю», «Цветы для мамочки».

В творческий процесс стараемся вовлечь не только детей, но и родителей.
В группе мы устраивали выставки «Осенние фантазии».

В преддверии новогоднего праздника в группе удачно прошел конкурс
новогодней игрушки. Все ее участники получили грамоты победителей и
участников.

Выставка «А у мамочки моей руки золотые» показала, какие у нас мамы
мастерицы.
Для информирования родителей о сенсорном развитии ребенка была
изготовлена специальная памятка для родителей «Правила рисования
карандашами и красками», консультация «Развитие сенсорных способностей у
детей младшего дошкольного возраста», «Наши руки не для скуки. Лепим из
соленого теста».
В этом году я являлась руководителем творческой групп по
художественно­эстетическому воспитанию. Работая в которой делилась
своим опытом влияния СХТД на развития детей.
В рамках группы нам удалось участвовать во всех мероприятиях
детского сада.
Кроме того был проведен круглый стол «Штампы», где воспитателе
обменялись своими находками, презентация игр по изобразительной
деятельности. Мною была проведена творческая мастерская «Планета идей»
по изготовлению новогодней игрушки, подарка ко дню защитника Отечества.

Участники творческой группы разработали требования к уголку
изобразительной деятельности.

В течения года ребята неоднократно принимали участие в различных
творческих конкурсах: Дергунов Вячеслав, Романов Всеволод, Ендирякова
Саша группа №1, Липшев Гриша, Антонов Тимофей, Деменьтьева Настя
группа №2, Маркевцев Захар группа №8. Сизова Саша, Анисифоров Лева,
Чугункин Илюша, Лисина Маша, Жоржиков Гордей группа №10.
Работая над этой темой, я могу сказать, что у детей повысился уровень
сенсорного воспитания, дети познакомились с сенсорными эталонами, со
способами обследования предметов, научились анализировать, сравнивать
предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у
них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в
повседневной жизни. Ребята с удовольствием стали рисовать, лепить. Дети
стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают
дружеские
отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что
такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и
какую роль в сенсорном воспитании играет занятия продуктивными видами
деятельности и дидактическая игра.
На будущее планирую эту работу продолжить, используя свою
программу «Мишутка».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста.
2.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

3.Учить сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении предметов по величине; познакомить детей с оттенками цвета, вариантами геометрических фигур.

4.Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.

5. Развивать аналитическое восприятие.

6. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры с ними.

7. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

8. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.

Ожидаемый результат.

В ходе работы дети приобретут умения:

Овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);

Познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

Научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;

Научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;

Расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.

Сформируются творческие способности, любознательность;

Повысится уровень познавательного интереса дошкольников.

Для определения уровня освоения детьми сенсорных эталонов разработаны диагностические карты.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2016-2017 учебный год

Месяц

Использование дидактических игр

Работа с родителями

Сентябрь

Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну.

Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Развивать вкусовые и тактильные ощущения.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Закрепить умение различать и называть части суток.

Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Винни -Пуху разложить картинки».

Д/и «Сравни ленты», «Матрешки».

Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты),

«Построим домики», «Что где находится».

«Что сначала, что потом».

Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».

Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения.

Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность.

Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет».

Д/и «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Украсим платочек», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками.

Д/и «Что где находится?», «Найди такой же».

Д/и «Тонет - не тонет».

Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».

Закрепить умение создавать и различать разные оттенки одного цвета по светлоте.

Продолжать учить ориентировке в пространстве.

Д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Цветные косы», «Назови правильно цвет», «Палитра осени».

Игра «Красим воду».

П/и «Найди свой домик».

Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».

Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.

Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Закрепить представления о последовательности частей суток.

Д/и «Мозаика», «Семицветик», «Где встречается этот цвет?».

Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Танграм», «Выложи узор», «Построй дом».

Д/и «Подбери по форме»,

Д/и «Когда это бывает»,

п/и «День – ночь».

Мастер – класс для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».

Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку.

Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет.

Экспериментирование с водой.

Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.

Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Д/и «Четвертый лишний».

Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным), «Что может быть красным…»

«Вода принимает форму».

Д/и «Сруби ёлку», «По росту становись», «Матрешки».

Д/и «Когда это бывает?»

Консультация «Роль развивающих игр для детей».

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине.

Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости.

Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол».

Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?».

Д/и «Волшебные резиночки», «Цепочки».

Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки».

Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться.

Д/и «На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет», «Кто быстрее построит дом».

Консультация «Тренируем руки – развиваем речь».

Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.

Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей.

Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки».

«Д/и «Из чего сделано?»

Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Мониторинг усвоенного материала на конец года.

Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Танграм», «Чудесный мешочек», «Цветовое лото».

МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

Проект

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

Составила воспитатель

1 квалификационной

Тип проекта.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

Актуальность:

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Цель проекта.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

    Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

    Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

    Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

    Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

    Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

Предполагаемый результат.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

    Этап -подготовительный.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Сроки

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Сентябрь

Диагностирование детей в рамках проекта

Сентябрь

Анкетирование родителей

Сентябрь

Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями

Октябрь– апрель

    Этап –основной.

На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.

будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ

СРОКИ

Д/и «Красивый букет»

Д/и «Цвета»

Д/и «Найди на ощупь»

Д/и «Сложи бочонки »

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Дырявый коврик»

Д/и«Шнуровка»

Познакомить детей с цветами спектра и их названиями.

Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.

Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.

Учить находить среди геометрических фигур недостающие элемента коврика.

Развивать мелкую моторику рук, точность глазомера, тренировать усидчивость.

Д/и «Волшебный лес»

Д/и «Найди одинаковые»

Д/и «В какую коробку?»

Игровое занятие «Моем посуду»

Д/и «Собери игрушку»

Д/и«Разложи фигуры по местам!»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

Учить различных осязательные ощущения, опираясь на тактильные ощущения.
Учить распределить разные виды игрушек разных размеров по пяти коробкам.

Учить определять различные тепловые ощущения.

Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения.

Закреплять знания плоских геометрических форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.

Д/и «Тактильные крышечки».

Д/и«Самая длинная, самая короткая»

Д/ игра «Запомни свой цвет»

Д/и «Картинка из фигур»

Д/и «Где солнышко»

Д/и«Квадратики с секретом».

Д/и «Шумовые яички»

Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Учить находить ткани разных фактур на ощупь.

Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Формирование умения детей группировать объекты по цвету.

Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

Учить ощупывать предметы и находить к ним пару.

Учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички».

Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Д/и «Определи на ощупь»

Д/и «Почини одежду зайчатам»

Д/игра «Чередование флажков»

Д/игра «Подбери к шарикам круги»

Д/и «Какого цвета не стало?»

Д/и «Один - много»

Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его.

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).

Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Определить, какого цвета не стало.

Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Д/и «Найди такой же вкус».

Д/и «Какой музыкальный инструмент»

Д/игра «Кому какой?»

Д/игра «Выкладывание орнамента».

Д/и «Какого цвета предмет?»

Д/и«Гвоздики-резиночки»

Д/и«Собери гирлянду»

Учить находить кислый, сладкий, соленый и горький вкус.

Учить различать на слух музыкальный инструмент.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине.

Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.

Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать карточку необходимого цвета.

Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек.

Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Д/и «Шумовые яички».

Д/и «Из каких фигур состоит машина?».

Д/и « Из чего сделано?»

Д/и «Разноцветные комнаты".

Д/и«Геометрическое лото»

Д/и«Найди пару»

Д/игра «Окраска воды».

Закреплять умение дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Учить определять по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур.

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса).

Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра.

О своение умений выделять различные формы.

Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур.

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

Д/игра «Картинка из фигур»

Д/игра «Кто высокий?»

Д/и «Большой – маленький»

Д/и «Кто чем питается»

Д/игра «Мозаика»

Д/ игра «Что нужно кукле?»

Игровое занятие «Домашний лимонад»

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.

Формирование умения понимать относительность высоты предмета.

Закреплять умение детей подбирать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки цветового тона, форму.

Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах.

Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

Анкетирование родителей.

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды

Октябрь - апрель

Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.

Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

« Сенсорное воспитание ребенка в семье».

Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»

Консультация «Предметно-развивающая среда дома».

Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».

Индивидуальные беседы.

Октябрь-апрель

Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.

3 этап –заключительный.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.

Итоговое занятие «Домашний лимонад».

Литература

1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова

МБДОУ «Детский сад «Чайка»

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Воспитатель: Попова Любовь Ивановна

г. Горняк

    Введение

    Тема опыта

    Значимость и актуальность проблемы для педагога

    Цель педагогического опыта и задачи её достижения

    Роль воспитателя в сенсорном воспитании детей

    Развитие речи

    Методы, приемы, способы организации работы

    Работа с родителями

    Заключение

    Список литературы

Введение.

1.Тема педагогического опыта: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

Но без специальных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может даже неверным. Поэтому считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю этот период благоприятным для решения этой задачи.

Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия.

Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: детилегче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Цель педагогического опыта и задачи её достижения.

Основной целью педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей. (В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.) Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:-Способствовать формированию у детей перцептивных действий. –Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов. –Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Но, так как сенсорное развитие достигается через дидактические игры детей, то попутно решается множество важных для полноценного развития личности ребенка задач. Дети знакомятся с миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развивая органы чувств ребенка, используя в играх специальные упражнения, соблюдая гигиенические требования, укрепляется здоровье детей. Также в процессе окружающим, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Совместная игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок,педагог, родители. Играя со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Чтобы работа была более эффективной её необходимо проводить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Роль воспитателя в сенсорном воспитании детей.

Работая с детьми младшего возраста, я понимала, что организация дидактической игры 3-4 лет имеет свои особенности. Необходимо хорошо знать и учитывать их возрастные особенности: ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: « Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво,он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда у ребенка возникают известные трудности. Поэтому я исследовала разные использования различных методических приемов и способов организации дидактической игры, которые помогли бы преодолеть эти трудности. Анализируя проводимые дидактические игры, наблюдая за детьми в процессе свободной деятельности, отслеживая результативность занятий, я пришла к выводу, что преодолеть трудности детей в решении дидактической задачи, можно через занимательность в обучении. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например: катать цветные шарики в воротца такого же цвета. Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Например: воспитатель вносит коробку на которой нарисованы овощи, рассматривает её с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке». Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов,считалок,песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно. Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что – то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. Для чувственного познания окружающего мира, я подбирала такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.

При проведении игры с детьми младшего возраста, я объясняла по ходу игры. Например: в игре «Собери правильно пирамидку», я объясняла правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка – я предлагала снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорила: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (показывала). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (дети выполняют). А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем его на палочку». Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень, игра повторяется до тех пор, пока её участники не освоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо. Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно ввести элемент соревнования: «Кто быстрее соберет пирамидку?» При этом нужно помнить о том, что речь воспитателя должна быть эмоциональной, четкой, и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Педагог широко открывает от удивления глаза, дети подражают ему, у воспитателя грустное лицо – и у всех детей на лицах мгновенно появляется грусть. При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, я отмечала только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно, что), убрали на место игрушки и т.д.

Необходимо у маленьких детей вызывать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «Чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем их отгадывать. Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность детям поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре. Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки. Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.

Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

    Наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.

    Насыщении этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.

    Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

    Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

    Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Предметно – развивающая среда

Свою работу я начала с создания предметно – развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому изучив литературу по детской психологии и сенсорному воспитанию в детском саду,я пришла к выводу, что при проектировании предметно-развивающей среды следует учитывать:

    Индивидуальные социально-психологические особенности детей.

    Интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

    Возрастные особенности.

Исходя из этих требований, я постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые мне помогли бы сформировать у детей сенсорные способности. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть своё место в группе.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу из которого они сделаны. Это пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по другому. Например, мячи, различные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые емкости (тазы) четырех основных цветов. И в скором времени малыши без труда могут сами собирать шарики в «нужную емкость». Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

Стол, наполненный игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящики, открывающиеся створки, в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары,кубы, кольца),предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы.Так же необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

В групповой комнате должно быть место для игр с водой и песком. Это отдельные столики, емкости которых наполнены песком и водой. Целесообразно использовать эти столики отдельно. После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте. Для игр с песком еще нужны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка; для игр с водой – рыбки, лодочки, ведерки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде. Перед играми с водой и песком на детей надевают непромокаемые фартуки.

Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Это различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик и т.п.). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «где звенит?», Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.

Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры – упражнения по изобразительной деятельности (например:«Спрячь мышку», «У кого какое платье» и др.). В группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, величина, материал:

    «Мозаика» (несколько видов, настольная и напольная)

    Конструкторы «Лего»

    Пазлы

    Кубики (разного цвета и величины)

    Пирамидки

    Игрушки – вкладыши

    Строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, одежда для ряженья разного цвета и т.д.). И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Развитие речи

Одна из известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И.Тихеева пишет: «Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью».

Е.И.Тихеева верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве. Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, речь и мышление находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира.

Сенсорный опыт – начало познания окружающего мира. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие. Е.И.Тихеева писала: «Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий».

Основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детейсмногими общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению вслед за взрослым слов – названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. На третьем году жизни малыш характеризуется бурным развитием речи. Ребенок начинает понимать все большее количество названий предметов, действий и многих обращений к нему. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, чтобы малыш усвоил его название и по заданию взрослого мог показать на него пальцем или принести его. Поэтому совместную с взрослым игру надо как можно активнее использовать для развития речи.

Одним из условий развития речи ребенка является воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Это во многом зависит от умения педагога активизировать ребенка, организовать живое, доступное его пониманию общение, используя различные поводы для его возникновения, прежде всего ситуации действий с предметами обихода и игрушками. Наиболее часто встречающиеся проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста:

    Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми. Чтобы решить данную проблему, следует постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, к выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определенным правилам.

Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста. Необходимо создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния детей. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить игры по развитию речи расширению круга представлений:

    Организованное наблюдение,

    Показы – инсценировки,

    Рассказы по картинам,

    Беседы,

    Поддерживать самостоятельную деятельность детей.

Итак, речевая активность детей младшего дошкольного возраста развивается в процессе игр, непосредственно образовательной деятельности.

Методы, приемы, способы организации работы.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр. Я использовала разнообразные методические приемы:

Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова-стихов, загадок, считалок, песенок) - Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей, предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия…). –Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей…).

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: -Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь); -Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время); -Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада; -Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); -Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы,карточки, картинки, природный материал); - Подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, способы руководства игрой; -Подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представление о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

    Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

    Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

    Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

    Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

    Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

При подведении итогов я подчеркивала, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность. В конце игры я спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещала, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Работа с родителями.

Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это педагоги и родители. Их действия должны быть согласованными, а требования постоянными. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей.

После этого была проведена консультация на тему: «Чем занять ребенка дома», на которой родители не только узнали о значении и видах игр и способах их организации по сенсорному воспитанию, но и имели возможность познакомиться с конкретными играми, узнать их правила, поиграть.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. В семье необходимо создать предметно – развивающую среду.Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов,игрушки для построения ряда по возрастанию – убыванию: пирамидки, матрешки и т.д. Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка. В родительском уголке я постоянно помещала материал по изготовлению дидактических игр из природного, бросового материала, бумаги, картона и т.д. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр для группы, их помощи в оформлении игрового уголка. В течении года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Взаимодействуя с семьей, я использовала разнообразные методы и формы работы.

Работая над проблемой сенсорного развития, я провела консультации на следующие темы:

    «Дидактические игры в организации детской жизни»

    «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»

    «Сенсорные способности малыша»

    « Воспитание сенсорной культуры ребенка»

    « Значение сенсорного воспитания»

Было проведено тематическое занятие с участием родителей « Магазин игрушек», где дети и родители смогли быть полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно играть со своими детьми. Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей, а также гармонизации детско – родительских отношений.

Заключение.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Список литературы.

1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова – « Программа воспитания и обучения в детском саду»; Москва, Мозаика-синтез, 2002г.

2. Л.А.Венгер – «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»; Москва, Просвещение, 1988г.

3. Л.А.Венгер – «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Москва, Просвещение, 1978г.

4. Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесова – «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение, 1981г.

5. Э.Г.Пилюгина – «Занятия по сенсорному воспитанию в детском саду», Москва, Просвещение, 1983г.

6. А.К.Бондаренко – «Дидактические игры в детском саду»; Москва, Просвещение, 1991г.

7. М.А.Васильева – «Руководство играми в дошкольных учреждениях», Москва, Просвещение, 1986г.

8. Д.В.Менджерицкая – «Воспитателю о детской игре», Москва, Просвещение, 1982г.

9. В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова – «Воспитание детей во второй младшей группе детского сада», Москва, Просвещение, 1981г.

10. Е.Чиркунова – «Город цветных человечков», Дошкольное воспитание №6, 2008г., стр. 115.

Фамилия: Попова

Имя: Любовь

Отчество: Ивановна

Образовательное учреждение:

МБДОУ «Детский сад « Чайка » - Воспитатель

Образование: Семипалатинское педагогическое училище

По специальности: Воспитатель детского сада

Стаж педагогической работы по специальности: 20 лет

В данной должности: 20 лет

В данном учреждении: 5 лет

Награды:

Личная подпись: ____________