Как воспитать культурного человека в современных условиях. Воспитание культуры. формирование жизненно важных двигательных умений и навыков

РЕФЕРАТ

ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Процесс воспитания - один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Воспитание в культурологическом смысле есть путь обретения некоторой ценностной системы и ее аксессуаров. Таким образом, мы можем рассматривать воспитание как формирование определенной ценностной системы, обретение подходящей для данной личности эмоционально-ценностной ориентации.

Категорию воспитания можно рассматривать в широком и в узком смысле. В последнем случае имеет место сознательное и целенаправленное внушение ребенку той или иной ценностной системы, правил поведений, основ мировоззрения и т.п. Такое воспитание осуществляется в основном в семье, средней школе, а отчасти и в системе вузовского образования или, если молодой человек рано начал работать, то в трудовом коллективе (но это явление нечастое, особенно в наше время, и здесь меньше целенаправленной «программы» воспитания). Воспитание же в широком смысле обозначает сумму разных, не связанных друг с другом воздействий на формирование личности и ее ценностной системы. Факторами воспитания в этом случае могут являться книги, окружающие ребенка люди (которые совершенно не ставят перед собой задач воспитания), товарищи, референтные группы, средства массовой информации, отдельные житейские случаи, которые ребенок по силе своих возможностей так или иначе осмысливает, - вообще все, что может активно повлиять на выбор жизненной позиции, обретение системы ценностей и эмоционально-ценностной ориентации.

Рассмотрим теперь основные тенденции в воспитании, его методы и системы, заодно сравнив идеальную модель воспитания с конкретной практикой.

Во-первых, выясним такой вопрос: какое время в жизни человека занимает воспитание, когда оно начинается и когда заканчивается? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Некоторые детские психологи утверждают, что процесс воспитания начинается уже в период внутриутробного развития, но это, по-видимому, уж слишком смелое и не подкрепленное достаточными основаниями утверждение. Однако, наверное, можно говорить, что процесс воспитания начинается уже в первые недели (а может быть, и дни) после рождения. Признанный авторитет в этом вопросе доктор Б. Спок вообще утверждает, что воспитание ребенка продолжается максимум до пяти лет; после этого начинается уже процесс перевоспитания, то есть коррекция личности, ее психологии, склонностей, привычек, сформировавшихся до этого критического возраста. В общем ясно, что воспитание должно начинаться как можно раньше (в каких формах - это другой разговор, не входящий сейчас в нашу задачу), и вряд ли можно согласиться с мнением Ж.-Ж. Руссо, советовавшим вообще отказаться от воспитания в детском возрасте, полностью положившись на природу, которая сама разовьет в человеке все хорошее и не даст развиться плохому. Возможно, это было бы еще приемлемо, если бы человеку предстояло всю жизнь прожить исключительно в окружении природы, но поскольку это практически невозможно, то процесс социализации человека требует организации, когда уделяется целенаправленное внимание на формирование определенных культурных ценностей и навыков.

Когда же кончается процесс воспитания? Если понимать воспитание в широком смысле, то можно сказать, что во многих случаях он не кончается никогда, так как человек до самой смерти так или иначе изменяется, корректирует свою систему ценностей и т.п. Воспитание же в узком смысле должно заканчиваться (в зависимости от ряда конкретных факторов) где-то в возрасте 16-18 лет и никак не позже 20 лет. Конечно, и после этого возраста возможны изменения в ценностной системе и в эмоционально-ценностных ориентирах, но это уже будет зависеть от самой личности, а не от влияния на нее стороннего воздействия. В этом критическом возрасте человек обыкновенно осознает уникальность собственной личности и судьбы, иначе он просто превращается в конформиста, и круг его культурологических интересов резко падает, а это нежелательное явление, как с точки зрения общества, так и самой личности.

В соответствии со сказанным следует рассмотреть и институты воспитания. Всякое воспитание начинается в семье: здесь закладываются основные культурологические принципы, образ жизни, эталоны поведения. Школьное воспитание вступает в права гораздо позже и соответственно имеет возможность влиять на уже более или менее культурологически воспитанную личность (думаю, что теперь уже вряд ли кто станет спорить, что к шести-семи годам ребенок уже является личностью - пусть еще пластичной, способной к перевоспитанию, но все-таки личностью). Между воспитанием в семье и воспитанием в школе находятся такие формы воспитания, как ясли и детский сад, но они принципиально не меняют положения в этой области: если ясли еще оправданы как средство «разгрузки» родителей, то детский сад, как правило, не оправдан ничем, так как в этой структуре господствует педагогический террор по отношению к ребенку, не компенсированный и не могущий заменить родного дома ни в какой мере.

Итак, в первую очередь рассмотрим воспитание в системе семьи. Сразу оговоримся, что мы принимаем во внимание, во-первых, то, что бывают семьи благополучные и неблагополучные - о последних речь не пойдет, потому что это предмет социологии и социальной философии, а не культурологии, а кроме того, он был отчасти затронут в предыдущей главе. Во-вторых, мы возьмем в пример такую семью, где вопросам воспитания детей уделяется достаточно времени, внимания и усилий.

В разных семьях воспитание детей ведется по-разному, в зависимости от интеллектуального уровня родителей, их понимания воспитательных задач, состава семьи и т.п. В частности, весьма распространен тот случай, когда воспитание ведется бессистемно, по наитию, по ситуации, по настроению и т.д. В таких случаях очень часто родители считают достаточным одеть и накормить ребенка, отчасти следить за его режимом, бессистемно ругать за плохие поступки и хвалить за хорошие. Вообще-то такое воспитание не так уж плохо, но все же далеко от идеала. В наше время, когда процесс взаимодействия поколений становится все более сложным, а дети довольно рано если не становятся самостоятельными, то выражают претензии на самостоятельность, от семьи требуется более продуманный подход к проблеме воспитания.

В частности, родители должны как можно раньше определить, каким они хотят сделать своего ребенка, что получить «на выходе» процесса воспитания. «Никто не обнимет необъятного», как не без юмористической двусмысленности говорил Козьма Прутков, поэтому надо четко осознавать, чем в воспитании и образовании ребенка можно пренебречь, а чем нельзя. Приведу частный пример: почти все родители (собственно из интеллигентных семей) стремятся дать своему ребенку музыкальное образование, считая это безусловно необходимым (хотя автор, разговаривав­ший со многими людьми в разное время, так и не понял, в чем состоит эта необходимость). Рискну утверждать, что большинство детей учатся музыке только из-под палки и получают не удоволь­ствие, а лишь негативные эмоции. Так не стоит ли в этой ситуа­ции высвободить время на какие-то другие занятия, которые ре­бенок воспринимает как интересные и которые могут быть полезны ему в будущем: например, занятиям спортом, всякого рода кон­струированию, рисованию - выбор здесь богат. Но, на взгляд автора, лучше всего приучать подрастающую личность к чтению, воспитывая в нем любовь к книге, что никоим образом ему не повредит, а наоборот - может оказаться в высшей степени по­лезным как альтернатива бессмысленного увлечения телевизором и компьютером.

Вообще в наше время нагрузка на ребенка объективно возрастает и по своему эмоциональному напряжению не ниже нагрузки взрослого человека. Одна лишь школа, с самого начала обучения в ней, может настолько вымотать ребенка интеллектуально, мо­рально и физически, что это приведет к очень неприятным сдви­гам в эмоционально-психической сфере, вплоть до таких болезней, как истерия, депрессия, повышенная агрессивность и пр. Следовательно, задача родителей здесь сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку в первую очередь достаточную и эффективную релаксацию, а отнюдь не к тому, чтобы еще нагружать его занятиями, от которых понижается эмоциональный фон и у ре­бенка возникают тоска и неврозы. Между прочим, сказанное от­носится не только к факультативным занятиям типа пения или выжигания по дереву, но и к набору обязательных школьных пред­метов. По сравнению с тем, что было 20, 40, 50 лет назад, их количество увеличилось, сами они стали сложнее, а вот уровень учителя (как научный, так и эмоциональный) не стал лучше, а, пожалуй, даже наоборот. В этих условиях требовать от ребенка, чтобы он учился на все пятерки - это и ненужно, и невозможно, и вредно. Стараться надо, чтобы, во-первых, не было предметов, по которым ученик не может вылезти из двоек, и, во-вторых, чтобы у него была любимая группа предметов (например, литература, история, иностранный язык, или физика, математика, химия и т.п.), по которым он не опускался бы ниже четверок. Право, в современных условиях этого вполне достаточно для нормального образования.

Школа вообще является очень важным институтом воспитания, поэтому мы рассмотрим сначала ее, а потом обратимся к общим принципам и механизмам воспитания.

Сразу скажем, что наша школа за последние 10-12 лет претерпела некоторые изменения, но ее сущность практически осталась прежней. А это позволяет нам оценить ее воздействие на личность как отрицательное по преимуществу. Попробуем сейчас обосновать эту точку зрения.

Начать, наверно, стоит с коллектива учителей. В школу слишком часто попадают люди, недостаточно компетентные в своей профессии и к тому же не получившие специального педагогического образования. Первое обстоятельство более важно, потому что любой ребенок от первого до одиннадцатого класса инстинктивно чувствует, а затем и осознает, что его преподаватель по тому или иному предмету в значительной мере неудачник и в школу его погнала лишь необходимость заработка, но никак не призвание и не высокая компетентность в своей научной области. Зачастую учитель не способен даже дать внятный ответ на вопрос ученика, осветить ему какую-нибудь существенно важную проблему в той или иной науке и т.п. Неполноценность школьного образования явственно проявляется, например, в широком распространении частного репетиторства - люди предпочитают иметь за свои деньги положительный результат обучения, исключительное внимание именно к их ребенку вместо бесплатного, но по большей части недостаточного образования и воспитания.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я уверенна, что каждый из вас хотя бы раз в своей педагогической деятельности говорил: «Цель: Воспитание культурного человека или всесторонне развитой личности». Действительно, это наша главная цель.

Тема моей работы звучит просто: «Воспитание культурного человека в системе дополнительного образования». Но она достаточно серьезна, особенно в условиях современного общества.

Сегодня, несмотря на повышение общего уровня образования с одной стороны, наблюдается явная деградация в молодежной среде с другой стороны. Молодежь утрачивает общечеловеческие ценности, смещает нормы, приоритеты. Кризисные и критические ситуации, возникающие в разных сферах нашего общества, требуют от подрастающего поколения определенных знаний, способов деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в данном обществе в данный период истории, сохранив при этом физическое, психическое и социальное здоровье для эффективной социализации. Где же и как получить эти знания? Наши воспитанники постоянно оказываются перед выбором: какие ценности, какие идеалы принять? Наш долг – помочь сделать правильный выбор.

Зная, что будущее человечества в первую очередь зависит от молодого поколения, необходимо большое внимание уделять культурному воспитанию. Именно системе дополнительного образования отводится большая роль в социализации детей и подростков, где создается специальная полноценная культурная среда, направленная на устойчивый процесс коммуникации, развитие культуры общения, на формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству, и подкрепляется возможностями создания ситуации успеха.

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований. Культура – это не врожденный инстинкт, а приобретённые знания и умения, доведённые до определённого мастерства, нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения.

Вот как об этом пишет Михаил Зощенко: «Подлинно культурный человек - это не только образованный человек. Культура - это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, - его нельзя назвать культурным человеком».

Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.

В первую очередь того, который вежлив и обладает хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Эти качества приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.

Давайте остановимся на основных качествах культурного человека:

  1. Внешние признаки.

Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе.

  1. Черты характера.

Основными чертами характера и свойств личности являются ответственность, доброта, вежливость, искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, отсутствии хамства, уважение к другим, сочувствие и сострадание, готовность помочь.

Приобщение к сценической культуре развивает в ребёнке ответственность за общий результат, собранность, силу воли, дисциплинированность и организованность. Гораздо сложнее научить детей сочувствию и состраданию. В этом нам очень помогают выездные концерты в дома-интернаты для ветеранов войны и труда, в реабилитационный центр, выступления на Рождественской елке, где наши воспитанники дарят приготовленные подарки детям – инвалидам.

  1. Саморазвитие.

Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, умение ценить прекрасное, умение созидать, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Для того чтобы развить эти качества, наши воспитанники постоянно принимают участие в НПК, различных творческих конкурсах. Они учатся думать, планировать, проводить исследовательскую работу. Такая исследовательская работа была проведена к 70-летию Победы, где каждый ребенок изучал историю своей семьи.

Самосовершенствованию способствует весь репертуар произведений, которые мы изучаем: это и народные песни, и классическая музыка русских и зарубежных композиторов, и произведения советских и современных авторов. На сцене дети не просто исполняют произведение, а вживаются в образ и передают его зрителям.

  1. Сотрудничество с людьми.

Под этим подразумевается умение сотрудничать, работать в коллективе, трудиться на общий результат, готовность помогать и учить, делиться своими накопленными знаниями и умениями.

Умение ладить, дружить со своими сверстниками проверяется на прочность в творческих лагерях при ЦТ «Росток» и в оздоровительном лагере «Березка». Насыщенная творческая программа требует от детей сообразительности, умения работать вместе, готовности помогать друг другу.

  1. Преданность родной стране и ее культуре. Это еще один немаловажный признак культурного человека. Ведь не может называться культурным тот человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. Это качество зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором растет человек. Однако его стремление к новым знаниям может самостоятельно воспитать из него личность.

В нашем ЦТ разнообразные формы своей деятельности, такие как хоровое и вокальное пение, хореография, фольклор, оркестр народных инструментов и различные виды прикладного творчества способствуют приобщению детей к традициям народной культуры , воспитывая любовь к малой Родине и осознанию своих корней, гордость и уважение к своей национальности. Разучивая народные песни или танцы, вышивая узор, мы способствуем сохранению национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию.

На основе народной культуры развивается патриотизм. Патриотическое воспитание – это составная часть общей культуры ребёнка, развивающее уважение к своему Отечеству и народу, любовь ко всему живому в мире, определение места человека в этом мире, его ответственность за судьбу мира.

К 70-летию Победы воспитанниками хора «Туслах» была проделана серьёзная исследовательская работа: не просто найти портрет своих родственников, участников войны, а узнать их судьбу. Было выучено много произведений про войну. Ребята выступили на многих концертах, выпустили газету «Помним и гордимся». Результатом стало осознание своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому, настоящему и будущему, воспитание чувства национальной гордости. Поэтому идея патриотизма сегодня рассматривается как один из способов возрождения России.

Культура - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Она включает многие стороны человеческой деятельности и бытия. И она не может существовать без знания истоков и истории предков.

Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», отмечает академик Д.С.Лихачёв.

Наша задача – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства…


22.05.2014, 09:55

По роду своей деятельности мне приходилось встречаться с различными группами людей и говорить с ними о культуре. Традиционно задаю аудитории вопрос «Считаете ли себя культурными людьми?» и обязательно спрашиваю «Хотите ли вы, чтобы ваши дети были культурными людьми?». Первый вопрос задаю в начале беседы и в конце. Второй вопрос необходимости повторять нет, результату опроса позавидовала бы любая партия, редкие 100 %.

То есть, мы все хотим иметь культурных людей в лице своих детишек. А как воспитать культурного человека? Давайте попробуем поразмышлять. Так как понятие культуры очень обширно, то давайте уточним, что именно мы хотим видеть. Вежливость? Знание этикета? В принципе, в какой-то степени это осуществимо: можно ввести предмет этикета в детских садах, школах и необходимые знания передать. Будут ли соблюдать - это другой вопрос, но передать можно. Мы столкнемся с определенным сопротивлением со стороны управления образования, нет, не потому что они враги культуры как таковой, в целом, может, они и «за», но система обычно сопротивляется любым нововведениям, даже не столь важно каким, система устаканена и любит работать всегда по привычной схеме. За культуру с них не спрашивают, обычно спрашивают за ЕГЭ, вот они и натаскают всех на сдачу экзамена, замечательно, если кто-то в процессе случайно получит и знания. А культура? О нет, это что-то гипотетическое и аморфное, пусть семья этим занимается.

Вот мы и коснулись впервые и семьи. Может ли семья воспитать культуру в человеке? Еще как может. Вспоминается документальный фильм «Подстрочник» (не удержусь, выражу огромную симпатию этому фильму), кажется, именно в нем у героини спросили, как им удалось воспитать таких интеллигентных детей. На что героиня призналась, что вовсе не занималась воспитанием как неким процессом, дети просто видели, как ведут себя родители и стремились вести себя также. Чувствуете к чему я клоню? Вот она – это огромная проблема: воспитать культурного ребенка может только культурный родитель. Глупо выглядят нравоучения родителя о вреде курения или вреде пива, если родитель при этом пьет или курит. Но ведь родитель – это уже взрослый, сформированный человек, как ты его перевоспитаешь. Да и семья – это достаточно закрытая ячейка общества, как туда проникнешь? Получается даже некий замкнутый круг: недостаточно культурные родители не воспитают достаточно культурных детей.

Культура - это в современном обществе некая второстепенная ценность. Приоритеты: здоровье, материальное благополучие, карьерный рост, семья. Родители, вероятно, и хотят культурных детей, но как-то так, не надрываясь, в конце списка. Сама область культуры, если брать как сферу деятельности, малопрестижна, денег мало, статуса нет. Моя мама до сих пор категорически против моих культурных трудодней, искренне считает, что на свете есть только три профессии: юрист, врач и бухгалтер, ну разве что еще есть работа «большой начальник». Ну обо мне конкретно не столь интересно, там-то как раз все было больше не «благодаря», а «вопреки», поэтому вернусь к общим рассуждениям.

Многие уже знают, что в числе моих образований есть и психологическое, поэтому затрону вскользь и область психологии. Если верить гуманитарным психологам (есть такое целое направление в психологии), то человек рождается «чистым», даже добрым, можно так сказать. Всю гадость, которая потом у него проявляется в жизни, он набирает из самой этой жизни: от родителей, среды, телевидения. Вот, коснулись пропаганды. В противовес не самой благополучной среде, существуют и явления некого контр-влияния для детей: мультфильмы, где добро побеждает зло, детские театры, кинофильмы, книжки и так далее. Их сейчас гораздо меньше чем раньше, но они есть. С мультфильмами проще благодаря телевидению, а в театр ребенка еще надо отвести, с ним вместе посидеть и обязательно потом поговорить. Культура требует терпения, не всегда оно есть и непросто иногда ребенку объяснять, почему в мультиках добро побеждает зло, а в жизни не всегда. У нас родители часто очень занятые, зарабатывают деньги и благополучие детей видят в их обеспечении игрушками, одеждами и прочими благами. Есть и разведенные родители. Что делает такой приходящий папа? Дарит игрушки, сводит на карусель и отбывает, вот он – хороший папа (про тех, кто совсем не приходит, совсем и умолчу).

Как-то довелось мне побеседовать с девушкой-убийцей. 18 лет, вполне симпатичная, родители все давали. Спрашиваю: «Что в жизни не хватало?» Признается, что не хватало внимания. Кстати, переизбыток внимания тоже грозит своими последствиями: инфантилизм, эгоизм…

Что нам делать с культурой? Надо ли что-то делать или все само потом срастется? Вытянем ли мы на мультиках? Индустрия мультипликации и детского кино переживает не лучшие времена. Что делать с недостаточно культурными родителями? С учителями, которые уже не в состоянии нести культуру (есть, есть еще хорошие учителя, я о системе в целом). Что нам делать?

Максим Федоров как-то поделился со мной идеей, мол, давайте сделаем школу, где будут работать только молодые учителя, которых еще не сожрала система. Давайте попробуем.

И давайте введем этикет в школах и садах. Пусть управление образования сопротивляется, а мы тихо-тихо продавим. На культуру, пусть и не в гигантской степени, но это повлияет.

Какие еще предложения?

Только, пожалуйста, реалистичные, которые мы сможем сделать, пусть не масштабные, но сможем. Не нужно писать кто виноват. Лучше писать что делать.

Существует много интерпретаций слова «культура». Чаще всего этим понятием называют нормы поведения и системы мировоззрения, которые приняты в обществе. Кроме того, человеческая культура вмещает в себя продукты творчества и искусства.

Воспитание культуры у детей имеет большое значение, так как без этого невозможно вырастить полноценную, гармонично развитую личность.

Культурное воспитание детей

Культура, как накопленные духовные ценности общества, способна оказать влияние на развитие ребенка. Она дает нравственные ориентиры, формирует художественный вкус человека. Раннее приобщение малыша к культурным ценностям научит его видеть красоту во многих проявлениях. Кроме того, маленькие детки стараются приобщаться ко всем культурным направлениям, которые наблюдают. Это в свою очередь дает большой толчок к развитию их творческих способностей.

Важно не только водить деток в музеи, на выставки, в театры и на концерты. Культурное воспитание детей подразумевает обсуждение с ними всего увиденного и услышанного. Взрослые должны помочь малышу разобраться, какие чувства вызывает у него музыка или чтение книги, что нравится на той или иной картине. Только совместный анализ научит маленького человечка понимать свои чувства, вызываемые произведениями искусства.

Особо стоит отметить важную роль в культурном воспитании детей чтения книг. Современные дети больше интересуются телевидением, компьютером, чем книгами. С этим трудно бороться, да и не совсем нужно. Многие родители используют эти современные средства получения информации для культурного воспитания детей, подбирая им специальные программы, мультфильмы и игры. Однако ученые доказали, что именно книга лучше всего развивает логические и творческие способности ребенка, учит его проявлять фантазию и развивает мышление.

Воспитание культуры поведения у детей

Культура поведения подразумевает следование правилам существования в обществе. Учить таким правилам необходимо буквально с пеленок. Даже малыш способен понять, что необходимо быть опрятным, следить за чистотой и порядком.

Воспитание культуры поведения у детей подразумевает обучение их правилам личной гигиены, поведению за столом, дома и в общественных местах.

Ребенок должен уметь пользоваться столовыми приборами, применять салфетки. Чтобы заинтересовать малыша в таком обучении, нужно позволять ему красиво сервировать стол, помогать убирать после еды. Маленькие дети лучше воспринимают правила, которые подаются им в игровой форме. Можно устраивать обеды для кукол или других игрушек либо проводить чаепития для друзей ребенка.

Детям нужно объяснять, что от их личной чистоты и чистоты окружающих предметов зависит здоровье и самочувствие. Для того чтобы малыш лучше понял эти истины, рекомендуется читать ему сказки, стихотворения на эту тему, показывать мультфильмы.

Дошкольник уже должен самостоятельно выполнять следующие гигиенические мероприятия:

  • мыть руки с мылом перед приемом пищи, после прогулки, игры, туалета;
  • вытирать руки насухо после мытья, пользоваться своим полотенцем, стаканом для полоскания рта, расческой;
  • следить за чистотой одежды и личных вещей, замечать в них неполадки и самостоятельно либо с помощью взрослых устранять их.

Важно научить ребенка правильно вести себя в общественных местах – в транспорте, музее, театре, зоопарке. В первую очередь нужно объяснить ему, что в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это относится к посещению театров и музеев. Сначала взрослые должны предупредить об этом малыша еще дома, перед посещением таких мест. Затем, при необходимости, следует мягко, тихим голосом напоминать ему об этом в общественных местах. Постепенно ребенок привыкнет к такому правилу.

Воспитание культуры у детей включает и обучение их правильному поведению в музеях и на выставках. Родители должны объяснить чаду, что в этих местах нельзя трогать экспонаты руками, кушать или пить. Чтобы малышу было интересно в таком месте, нужно перед его посещением рассказать о музее или выставке, сформировать потребность увидеть представленные там предметы.

Взрослые должны понимать, что правила поведения ребенку придется объяснять не один раз. Кроме того, важно сформировать у него позитивное отношение к таким правилам. Для этого можно использовать чтение специальных рассказов на данную тему и совместное их обсуждение, а также разные игровые сюжеты.

Наверное, многие бывали свидетелями такой ситуации, когда к группке спокойно играющих деток присоединялся другой малыш, и появлялись проблемы. Дети начинали ссориться, бросаться игрушками, обзываться и, как правило, все заканчивалось слезами. А все дело в том, что некоторые малыши не умеют общаться с другими.

Воспитание у детей культуры общения – процесс, важность которого трудно переоценить. Родители должны уделять ему большое внимание с самого раннего возраста ребенка. Правильное общение должно быть основано на доброжелательности и уважении к собеседнику, применении соответствующих слов и словосочетаний.

Необходимо объяснить малышу всю важность культурного общения. Для этого можно использовать правило: «Общайся с людьми так, как ты хочешь, чтобы общались с тобой». Можно привести ребенку пример, как ему было неприятно, когда соседский мальчик взял без спроса его игрушку. Поэтому, если он захочет поиграть понравившейся машинкой или другой игрушкой, нужно вежливо спросить разрешения у ее хозяина.

Обучение словам вежливости также входит в воспитание у детей культуры общения. Даже детки раннего возраста уже должны знать и употреблять такие слова как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте». Постепенно лексикон малышей должен обогащаться новыми такими словами.

Культурный и воспитанный ребенок – мечта всех родителей. Однако не стоит ожидать, что малыш может быть всегда спокойным, доброжелательным и вежливым, это неестественное состояние для любого человека. Только постоянное воспитание, настойчивость и любовь родителей позволят вырастить культурного члена общества.

Любовь Звягина
Статья: «Воспитание культуры поведения дошкольника»

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» А. С. Макаренко С возрастом мы чаще и чаще вспоминаем эти слова.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения? Случается, что взрослые люди не всегда выглядят воспитанными , т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения , поэтому вопрос нравственного воспитания является одним из важных в воспитании ребёнка . Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость. Быть культурным , воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Эти вопросы обсуждались в нашем детском саду в ходе круглого стола «Воспитание культуры поведения дошкольника » . Мы поговорим о том, как преодолеть проблемы, связанные с воспитанием ребёнка . В беседе приняли участие не только родители, но и гости – настоятель Покровского храма Отец Сергий, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с. Каликина - Зоя Викторовна Трунова. Мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно, и к сожалению, иногда не придаём им должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам правильно воспитывать наших детей .

Многих может заинтересовать то, почему мы сейчас затрагиваем этот вопрос? Ведь наши дети совсем маленькие. Они только пришли в детский сад? Но так как к 5 – 6 годам у ребёнка уже должны быть сформированы основные правила культурного поведения , именно сейчас нужно начинать готовить детей к школе и к самостоятельной жизни. Трунова З. В. информировала родителей о том, с какими проблемами и трудностями они могут встретиться в стенах школы, если не будут уделять должного внимания воспитанию детей сейчас в дошкольном возрасте . Отец Сергий призвал родителей к духовно – нравственному воспитанию детей , чтению православных книг, к воспитанию в детях милосердия и гуманности, трудолюбия и отзывчивости.

При обсуждении вопросов : «С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка , «Что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер ?» родители самостоятельно сделали вывод - конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

Обсуждая ситуации, делясь своим опытом и мнениями все присутствующие отметили, что одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть родителей. Именно они авторитет для ребёнка. И именно с них, в первую очередь, он берёт пример во всём. Особенно в речевом этикете. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал не только правильную, но и вежливую речь. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

А часто ли мы, взрослые, обращаемся к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляем слово «пожалуйста» , благодарим его, высказываем своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Давайте задумаемся над этим.

Родители познакомились с основными правила культурного поведения , которые должны быть сформированы у дошкольника : формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками : вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного; соблюдение правил культурного поведения в автобусе , в общественных местах; воспитание у детей любви и привычки к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания : «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам» ; воспитание привычка всегда говорить правду; необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило : «Каждой вещи – своё место» .

Каждый родитель должен ответить на вопросы самому себе :

- Воспитан ли мой ребёнок ?

Не стыдно ли за него в обществе?

Присущи ли ему чуткость, внимательность?

На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы.

«Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом» С. Харрис

Основой любой системы воспитания должна быть любовь . Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность , нежность и признательность. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения , от которых зависит, каким вырастает человек.

С первых лет жизни ребёнок должен усвоить, что кроме слова «хочу» есть слова «надо» , «нельзя» , «можно» . Пусть хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения .