Понятие обучение в дошкольной педагогике. Лекции по дошкольной педагогике. Методологическая платформа как наука

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.

    ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

    РАЗВИТИЕ - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

    ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.

    ФОРМИРОВАНИЕ - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

    4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).

    Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

    Указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    Разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.

    Для детей от рождения до б лет предназначается "материнская школа"

    Выдвинул идею природособразности воспитания;

    Созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,

    Обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;

    Важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;

    Предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;

    швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,

    Основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;

    Выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;

    Разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;

    Уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;

    В умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

    Создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.

    Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,

    абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами- строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

    МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.

    Ее прогрессивные идеи:

    Впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

    Для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

    Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;

    Наряду с основной формой воспитания и обучения детей- самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность

    Создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

    Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:

    Строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;

    Детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;

    Исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;

    Считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.

    Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.

    Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики

    Тест для педагогов

    «Дошкольная педагогика» (с ключом ответов)

    1. Источником дошкольной педагогики как науки – это …

    а) религия;

    б) экспериментальные исследования;

    в) идеи сообщества жителей района, жилого комплекса;

    г) взгляды разных семей на воспитание;

    д) игры детей.

    2. Дайте определение понятию «дошкольная педагогика».

    а) наука о развитии ребенка дошкольного возраста;

    б) наука об организации целостного педагогического процесса;

    в) раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания ребенка в ДОУ;

    г) раздел педагогики, занимающийся вопросами обучения детей;

    д) раздел педагогики, занимающийся вопросами развития, воспитания и элементарных форм обучения дошкольников.

    3. Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики.

    а) воспитать послушного ребенка;

    воздействовать на дошкольников методом внушения;

    в) научно обосновать технологию и методику образовательно – воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп;

    г) исследование конфликтов;

    д) воспитать у детей желание учиться.

    а) Методы педагогического исследования;

    б) начальное образование;

    в) воспитание, обучение, развитие, социализация;

    г) предметная деятельность;

    д) музыкальное образование.

    5. Дайте определение понятию «образование».

    а) процесс и результат обучения;

    б) учение;

    в) результат обучения;

    г) результат воспитания;

    д) цель воспитания.

    6. Какие виды дошкольных учреждений были в России в XVIII – XIX вв.?

    а) центры наставничества;

    б) народные детские сады для детей бедноты;

    в) экспериментальные школы;

    г) гимназии для одаренных детей;

    д) родильные дома.

    7. Разработкой теоретических основ методики физического воспитания дошкольников в России занимались…

    а) Р.С.Буре, Т.А. Маркова, В.И.Нечаева, Л.А.Пеньевская, Э.К. Суслова, А.В.Запорожец, С.А.Козлова;

    б) В.Г.Алямовская, М.Ю. Кистяковская, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Кожухова, Э.Г. Степаненкова, С.Е. Шукшина;

    в) Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Т.Н.Доронова;

    г) Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков;

    д) Т.Г.Казакова, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина;

    д) Т.Г.Казакова, О.П.Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина.

    8. Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников.

    а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

    б) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования;

    в) процесс философского осмысления жизни;

    г) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающие формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей;

    д) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.

    9. Найдите верное утверждение.

    а) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – задача нравственного воспитания;

    Б) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – метод нравственного воспитания;

    в) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – принцип нравственного воспитания;

    г) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – форма нравственного воспитания;

    д) единство воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка – результат нравственного воспитания.

    10. Кто из современных педагогов, на Ваш взгляд, наиболее полно разработал теорию эстетического воспитания дошкольников?

    а) О.С.Ушакова;

    б) М.И.Мищенко;

    в) Л.М. Кларина;

    г) В.А. Сластенин;

    д) Т.С.Комарова.

    11. Кто из педагогов и психологов внес значительный вклад в теорию игры дошкольников?

    а) М.И.Лисина;

    б) Д.Б.Эльконин;

    в) В.А.Сластенин;

    г) Т.С.Комарова;

    д) С.Н.Николаева.

    12. выделите основные направления развития современников дошкольной педагогике.

    а) разработка проблем содержания воспитания дошкольников в условиях ДОУ;

    в) строительство саун и бассейнов при ДОУ;

    г) открытие детских клубов при ДОУ;

    д) разработка методики эффективной подготовки детей к школе.

    13. Определите значение создания современной «Концепции дошкольного образования» (1989).

    а) раскрыта сущность учебно – дисциплинарной модели образования;

    б) определена личностно – ориентированная модель построения педагогической работы с детьми;

    б) раскрыты направления работы с семьей дошкольников;

    г) говориться о финансировании ДОУ;

    д) раскрыты особенности «трудных детей».

    14 Какие уровни управления дошкольным образованием существуют на современном этапе?

    а) федеральный;

    б) домашний;

    в) семейный;

    г) административный;

    д) через социум.

    15. Можно ли в современных условиях развития общества достичь цели воспитания – всестороннего и гармонического развития личности детей дошкольного возраста?

    а) она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство;

    б) нельзя;

    в) вполне можно;

    г) зачем это для воспитания дошкольников;

    д) для этого нет объективных условий.

    16. Следует ли до сих пор руководствоваться Конвенцией о правах ребенка при организации целостного педагогического процесса в ДОУ?

    а) она не связана с педагогическим процессом;

    б) нет необходимости;

    в) Конвенция обеспечивает правовую защиту детей во время организации педагогического процесса;

    г) иногда;

    д) она не направлена на содержание образования.

    17. Уточните компоненты воспитательного процесса в ДОУ.

    а) цель воспитания и развития детей;

    б) двусторонний процесс;

    в) результат воспитания;

    г) работа с кадрами;

    д) работа с родителями.

    18.Выберите требование к плану работы воспитателя с группой детей.

    а) план должен быть согласован с планами специалистов ДОУ.

    б) отвечать пожеланиям родителей;

    В) наличие волевого усилия;

    г) переход на предметное обучение;

    д) создание условий для дневного сна.

    19. Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ.

    а) дозированные движения;

    б) двигательная активность;

    в) наличие проблемных ситуаций;

    г) сокращение времени сна за счет занятий;

    д) экскурсии в музеи.

    20. Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?

    а) учет возрастных возможностей детей;

    б) предусматривать интересы детей;

    в) развивать творчество детей;

    г) наследственность;

    д) социальное развитие.

    21. Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей – это деятельность…

    а) трудовая;

    б) правовая;

    в) игровая)

    г) клубная;

    д) семейная.

    22 Что является формой обучения детей в ДОУ?

    а) консультации для родителей;

    б) путешествие среди предметной среды;

    в) режим;

    г) занятие;

    д) педсовет.

    23. Что входит в структуру дидактической игры с детьми?

    а) дидактическая задача;

    б) сотрудничество детей;

    в) присутствие на занятии родителей;

    г) связь с социумом;

    д) работа с бумагой.

    24. На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?

    а) на взаимоотношения детей в коллективе сверстников;

    б) на отношение детей к наказаниям;

    в) на капризы ребенка;

    г) на заботу родителей о ребенке;

    д) на планы работы педагога – психолога ДОУ.

    25. На что направлена продуктивная деятельность дошкольников?

    а) на формирование сознания;

    б) на воспитание познавательной активности;

    в) на развитие речи детей;

    г) на моделирование предметов окружающего мира;

    д) на связь с семьей.

    26. Выберите из предложенных нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.

    а) вечера вопросов и ответов;

    б) выставки детских работ;

    в) индивидуальные консультации;

    г) наблюдения;

    д) анкетирование.

    27. Существует ли специфика работы ДОУ с разными типами семей и какая?

    а) индивидуальная работа с семьями «риска»;

    б) нет такой специфики;

    в) существует и зависит от установок воспитания и уровня педагогической компетенции родителей;

    г) работа с семьями родителей – инвалидов;

    д) работа с многодетными семьями.

    28. Какие показатели наиболее важны в оценке эффективности работы с родителями дошкольников?

    а) появление у родителей интереса к содержанию индивидуальных занятий с детьми;

    б) интерес к качеству пищи для детей;

    в) интерес к планированию работы ДОУ;

    г) согласование целей, задач и методов воспитания и обучения детей в семье и ДОУ;

    д) изучение творческих работ детей.

    29. О чем должен знать воспитатель для определения готовности дошкольников к школе?

    а) о физическом, психическом и социальном развитии ребенка;

    б) об условиях проживания в семье;

    в) о той школе, куда собирается идти учиться ребенок;

    г) о наследственности ребенка;

    д) о трудовой деятельности родителей.

    30. какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования.

    а) закон «Об образовании»;

    б) Конституция РФ;

    в) Типовое положение о ДОУ;

    г) Концепция дошкольного воспитания;

    д)Концепция содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

    Термин «педагогика» имеет несколько значений. Буквально от греч. paidagogike - детоводство, детовождение.

    Во-первых, им обозначают педагогическую науку.

    Во-вторых, существует мнение о том, что педагогика - это искусст­во. В этом случае она приравнивается к практической педагогической деятельности, которая носит творческий, индивидуальный характер.

    В-третьих, педагогику часто рассматривают как систему деятельнос­ти педагога, которая проектируется в учебных материалах, пособиях.

    В-четвертых, словом «педагогика» обозначают собственно подход к обучению или воспитанию (педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика).

    В-пятых, педагогика рассматривается как учебная дисциплина, исследующая теоретический и практический аспекты воспитания и обучения человека.

    Понятие о педагогической науке имеет множество толкований. Остановимся на одном из них.

    Педагогические средства, педагогические условия, педагогическое взаимодействие разворачиваются в условиях педагогического процесса. Поэтому педагогический процесс выступает как важнейшая категория педагогики.

    Современная педагогика представляет собой совокупность наук - отраслей педагогики, изучающих педагогический процесс и развитие человека в его условиях с разных позиций. Отдельной отраслью пе­дагогики является возрастная, педагогика, которая изучает развитие человека в разные периоды жизни в условиях педагогического процесса. Следовательно, дошкольная педагогика - это также отрасль педагоги­ческой науки. Как определяются объект и предмет дошкольной педагогики?

    Отрасль знаний может рассматриваться как научная лишь при усло­вии выделения специфического предмета исследования. Рассмотрим особенности определения объекта и предмета дошкольной педагогики. Объект - это область действительности, на которую направлена наука, которую она изучает. В качестве предмета выступает та сторона объ­екта, которая рассматривается в науке. Объект и предмет дошкольной педагогики могут быть сформулированы по-разному в зависимости от исходной позиции. В русле гуманитарной парадигмы педагогического знания в центре науки находится человек, развивающийся под влия­нием определенных педагогических условий. В этом случае в качестве объекта дошкольной педагогики выступает образование как целостный педагогический процесс, в котором взаимодействуют педагог и ребе­нок. Предметом дошкольной педагогики становится развитие ребенка в условиях педагогического процесса.



    Следовательно, дошкольная педагогика - это отрасль педагогиче­ской науки, изучающая развитие ребенка дошкольного возраста в спе­циально организованных педагогических условиях.

    Чем обусловлено становление дошкольной педагогики? Как она появилась?

    Становление дошкольной педагогики обусловлено становлением системы дошкольного образования как социального института. Соот­ветственно, в развитии дошкольной педагогики можно выделить два основных этапа: доинспгитуциональпый и институциональный.

    Что представляет собой доинституциональный период развития дошкольной педагогики?

    Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний - педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До зарождения письменности они имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц и поговорок. Особое место занимают колыбельные, потешки, прибаутки как форма материнского воспитания и выражения любви к ребенку, магического заговора на его здоровье. Особенности отношения родителей к детям, ценности воспитания нашли отражение в сказках, мифах и легендах.

    Истоки теоретического осмысления вопросов воспитания детей заложены в трудах античных философов. Исходный вопрос философско - педагогического мировоззрения Платона (ученика Сократа) звучит так: «Можно ли научить добродетели?», отсюда и утверждение, что «воспитание - то, что ведет к добродетели, заставляя человека страстно стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать». Платон считал, что в дошкольном возрасте закладывается основа последующего развития, поэтому до 3 лет детей надо ограждать от страданий, чтобы нрав их был веселым, до 6 лет - доставлять детям как можно больше удовольствий, но при необходимо­сти наказывать. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Благодаря играм ребенок приобретает разнообразные знания; сказки отбираются так, чтобы формировать у детей благочестие. Целенаправленное обучение начинается с 7 лет. Аристотель и Квинтиллиан полагают, что способность к образова­нию дана человеку от рождения. Дать образование может только тот, кто знает приемы и особенности развития ребенка. Аристотель определяет высшее благо человека как счастье (эвдемония), которое реализуется через «дельность» человека - разумную деятельность. Он выделяет возраст до 7 лет как период, когда ребенок воспитывается дома. Вос­питание должно восполнить то, чего недостает от природы. До 5 лет не должно быть никакого обучения, только игры, движения, строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений, ограждение от непри­стойного. Специальным людям - «педономам» - поручается цензура детских сказок. В возрасте от 5 до 7 лет дети должны присутствовать на уроках по предметам, которые им предстоит изучать в дальнейшем, - гимнастика, грамматика, музыка и рисование.

    Все, что приобретает человек в процессе воспитания, должно слу­жить нравственному самосовершенствованию - это один из важнейших педагогических выводов Античности.

    Дальнейшее развитие дошкольной педагогики происходит в русле становления идей необходимости воспитания и развития детей для подготовки к обучению в школе. Становление теории и практики школь­ного обучения поднимает вопрос о подготовленности детей к школе. Возникает проблема, чему и как обучать детей до школы,

    Ян Амос Коменский (1592-1670) наметил единую структуру об­разования. Образование должно начинаться в материнской школе, продолжаться в народной., латинской и в университете. Он разработал содержание образования на каждой из ступеней. В работе «Материнская школа» (1632) Коменский раскрыл соотношение физического и нравст­венного воспитания детей, взаимосвязь умственного воспитания и речи, роль активной деятельности и игр в воспитании ребенка. Рассматривал мать как первого учителя своего ребенка.

    Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) считал, что обучение должно развивать ребенка, то есть быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Кроме того, воспитание должно быть природосообразным, то есть соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания - воз­буждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения - чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента: слово, число и форму. Песталоцци считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.

    На протяжении XV-XVIII веков развитие теоретических идей дошкольной педагогики осуществлялось в связи со становлением гума­нистического понимания природы ребенка и описывалось в романах и трактатах. Так, Жан-Жак Руссо (1712-1778) призывал принимать детство как особенный, чрезвычайно значимый период жизни человека: «Люди! Будьте человечны! Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам...» Им создана теория естественного воспитания, в ос­нове которой лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка, и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообразности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека - способность воспринимать мир через ощущения, которые дают представления о предметах, и любовь к себе. До 2 лет наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта (эмпирически). При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия.

    Произведения Э. Ротердамского, Ф. Рабле, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо и других были результатом гуманистической образованности их авто­ров, плодом просветительской деятельности, а не результатом научных исследований. Их появление повлияло на становление институциональ­ных форм дошкольного образования.

    В чем особенности институционального этапа развития дошкольной педагогики?

    Появление первых дошкольных учреждений было обусловлено не­обходимостью включения женщины в производство. На протяжении XVIII века в Европе открываются учреждения по уходу и присмотру за маленькими детьми. Возникают вопросы: как воспитывать детей, чему можно научить, как подготовить к школе? Постепенно из учреждений ухода и присмотра за детьми они превращаются в место, где осуществ­ляется первоначальное развитие ребенка - появляется необходимость научного педагогического знания о развитии ребенка в условиях педа­гогического процесса дошкольного учреждения.

    Важным событием для развития дошкольной педагогики стало от­крытие в Германии в 1837 году «Учреждения для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков» Фридриха Фрёбеля (1782-1852) , в 1840 году он дал учреждению название «детский сад». Учреждение просуществовало семь лет и было закрыто из-за недостат­ка средств. Ф. Фрёбелем впервые был разработан целостный, научно обоснованный и методически оснащенный педагогический процесс детского сада.

    В детском саду Ф. Фрёбеля впервые была создана целостная система дошкольного образования, методически разработанная, оснащенная пособиями. Наибольшую известность имеют «дары Фрёбеля» - это дидактический материал, состоящий из шести «даров». Первый «дар» - цветные мячики (цвета радуги и белый) - помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилин­дра одинаковы) - знакомит с геометрическими телами. Остальные 4 «дара» - куб, деленный на мелкие части (кубики, 4- и 3-гранные призмы), - дают представление о целом и части, знакомят с геометриче­скими формами, способствуют развитию конструирования. Ф. Фрёбель считал «дары» средством всестороннего развития детей - развития вос­приятий, речи и мышления, движений, эстетических чувств, получения первоначальных знаний (особенно математических). Заимствованная у PL Г. Песталоцци идея «даров» окутана Ф. Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок подводится к пониманию един­ства и многообразия мира, к его основе - божественному началу.

    Мяч - первая игрушка - выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего. Куб - символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части).

    Впоследствии система работы с «дарами» критиковалась в связи с религиозно-мистическим пониманием природы ребенка, некоторой искусственностью «даров Фрёбеля» и ограничением детской свободы. Тем не менее именно идеи Ф. Фрёбеля стали основополагающими для развития дошкольной педагогики в последующие десятилетия.

    Дальнейшее развитие дошкольной педагогики связано, с появлением разнообразных институциональных форм дошкольного образования и различных педагогических концепций. В противоположность «немецко­му методу» Полина Кергомар (1838-1925) разработала «французский метод», создав учреждение «Материнская школа». Авторитариомз^ воспитанию она противопоставляла воспитание, основанное на по­нимании, которое не заглушало бы в детях естественной потребности к самостоятельности. По мере их взросления следует, считала П. Кер­гомар, пояснять детям, почему можно или нужно делать так, а не иначе. «Под влиянием убийственной дисциплины, - писала она, - ребенок растет без индивидуальности». Воспитатель должен удовлетворять разумные потребности детей, проявлять уважение к личности каждого из них. Лучшей формой ознакомления детей с окружающим миром она считала «предметные уроки». Это самые важные уроки, говорила она, так как с ними «связано знакомство с родным языком и развитие всех чувств». Эти уроки должны удовлетворять потребность ребенка самому потрогать, ощупать, попробовать, понюхать; эти уроки, с точки зрения П. Кергомар, должны сменяться и переплетаться между собой. Методика предметного урока требует такого построения, которое вызывало бы у ребенка потребность узнать то, что хочет сообщить ему воспитатель.

    В конце XIX - начале XX века под воздействием социальных ус­ловий, научных достижений в разных областях знаний, прежде всего в естествознании, произошел отказ от концепций жесткого управления воспитанием ребенка, на первый план вышло биологизаторское поло­жение о спонтанном развитии способностей ребенка. Роль педагога заключалась в создании комплекса упражнений и подготовке матери­альной среды для саморазвития и самовоспитания ребенка. Особенно ярко эти идеи проявились в педагогических системах Марии Монтессори (1870-1952) и Овида Декроли (1871-1932) . В концепции Джона Дьюи (1859-1952) на первое место вышло развитие практических умений и навыков детей. В воспитании дошкольников впервые был использован «метод проектов», основанный на самостоятельном познании детьми окружающего мира путем решения проблемных ситуаций, освоения игровых и трудовых навыков, коллективного взаимодействия.

    На зарубежную дошкольную педагогику XX века значительное влияние оказали различные течения в психологии (бихевиоризм, психосоциальная теория Л. Кольберга, Э. Эриксона, гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу)). Полемика была сосредоточена вокруг проблем допустимости формального обучения дошкольников, воспитательного значения и ценности игры, соотношения когнитивных, эмоциональных и социальных целей в развитии ребенка. Современная зарубежная дошкольная педагогика вариативно развивается в русле развивающего, проектного и конструктивистского подходов.

    Как развивалась дошкольная педагогика в России?

    В России в 60-70 годы XIX века дошкольная педагогика начала разви­ваться под значительным влиянием педагогической системы Ф. Фрёбе-ля, которая вскоре была существенно преобразована отечественными педагогами на основе идей К. Д. Ушинского о народности воспитания, его развивающей направленности. В первых детских садах значительное место уделялось развитию речи детей, ознакомлению с устным народным творчеством, использованию народных игр и песен, родиноведению (Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Е. И. Конради). Были определены задачи умственного, нравственного, физического развития ребенка.

    Начало XX века характеризовалось преобладанием концепций свободного воспитания детей (К. Н. Вентцель, М. X. Свентицкая, Л. К. Шлегер), реконструкцией метода М. Монтессори (Ю. И. Фаусек).

    В отечественной дошкольной педагогике особое место принадле­жит наследию Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1943) , которой были разработаны теория и методика обучения детей родному языку, математике, знакомства с природой. Ведущее место в педагогической теории и практике Е. И. Тихеевой занимала идея использования дет­ской деятельности для развития ребенка, так называемой «игры-тру­да». Была обоснована необходимость собственной активности ребенка в процессе обучения и воспитания через использование экспериментов, элементарных опытов, игр, труда. Е. И. Тихеевой создана одна из первых концепций предметной развивающей среды детского сада.

    В 1920-х - начале 1930-х годов для дошкольной педагогики нашей страны было характерно наличие разнообразных педагогических теорий и систем (М. Монтессори, Ф. Фрёбель, Е. И. Тихеева, использование в детских садах идей О. Декроли и Д. Дыои), их сравнение и анализ эффективности применения. В этот же период появились установки, основанные на марксистско-ленинском учении: о значении воспитания у детей коллективизма, усилении идей трудового воспитания, необходимости коммунистического воспитания в детском саду. К 1936 году в связи с усилением в государстве тоталитаризма произошел отказ от разработки разнообразных педагогических теорий, было запрещено использование зарубежных педагогических систем как противоречащих идеалам коммунистического воспитания детей.

    К концу 30-х годов XX века сложились основные положения совет­ской дошкольной педагогики, которые оставались общепризнанными до середины 80-х годов: о ведущей роли воспитателя в формировании личности ребенка, об идейной направленности дошкольного воспи­тания, о связи воспитания с общественной жизнью и семьей, об учете в педагогическом процессе возрастных психофизиологических осо­бенностей ребенка, о программности и плановости педагогического процесса детского сада.

    Период 40-80-х годов XX века знаменуется фундаментальными исследованиями разных научных направлений дошкольной педагогики: эстетического воспитания и обучения детей родному языку (Е. А. Фле-рина), умственного и сенсорного воспитания детей (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьжов, А. П. Усова), детской игры (Д. Б. Эль-конин, А. П. Усова и др.), обучения (А. П. Усова), художественно-эстетического и музыкального воспитания детей (Н. А. Ветлугина)^. Досконально были изучены вопросы развития и воспитания детей раннего возраста (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. И. Радина и др.). В 70-е годы разработана теория амплификации детского развития (А. В. Запорожец) и проведены многие другие исследования, которые являются основой современной дошкольной педагогики.

    Значительные исследования в области дошкольной педагогики про­водились в этот период в Ленинграде (ЛГПИ им. А. И. Герцена): в обла­сти формирования математических представлений у детей (А. М. Леу-шина), формирования систематизированных представлений о явлениях природы (П. Г. Саморукова), формирования у детей системных знаний о социальной действительности (В. И. Логинова), воспитания у де-, тей дружеских отношений и основ гуманности (Т. И. Бабаева) и др.

    Исследования, проведенные во второй половине XX века, сущест­венно обогатили теорию дошкольной педагогики, позволили уточнить содержание образовательной программы детского сада, дали представ­ление о новых методах воспитания и обучения детей (например, методах моделирования, экспериментирования и др.).

    Социальная ситуация в России конца XX века послужила ката­лизатором педагогических инициатив в отечественном образовании. Активный инновационный педагогический поиск, новые ценности об­разования, переосмысление зарубежного опыта привели к смене образо­вательной парадигмы. Совершился переход от авторитарной педагогики и учебно-дисциплинарной образовательной модели к педагогике, цен­трированной на человеке, обращенной к проблемам личности. Термин «личностно-ориентированное образование» был принят и получил как теоретическую, так и практическую поддержку в педагогической науке и дошкольной педагогике в частности.

    Следует отметить, что современная дошкольная педагогика нахо­дится в развитии, ее теоретические концептуальные основы еще окон­чательно не сложились. Конец XX века и начало нового столетия были отмечены появлением ряда серьезных теоретических исследований в области педагогики дошкольного детства (Т. И. Бабаева, С. А. Коз­лова, Р. М. Чумичева, М. В. Крулехт, М. В. Корепанова, Т. В. Фуряева, Е. Н. Герасимова и др.) и широкого спектра прикладных исследований, которые позволяют выявить основные тенденции и проблемы развития отечественной дошкольной педагогики.

    3.2. Теоретические основы дошкольной педагогики

    Наука – обобщенная система знаний, взглядов, теорий, идей. Любая наука имеет свою теорию. Педагогика, по большому счету, является главной из наук, т.к. касается самого важного – ребенка, будущего общества, наконец, существования человеческой цивилизации на Земле, потому что это – следствие успешности воспитания.

    Педагогика (paidagogike) – в переводе с греческого – наука о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения, наука о «детовождении». Первыми педагогами были рабы, которые водили (сопровождали) детей богатых в образовательные учреждения.

    Многие часто считают себя специалистами в области педагогики. С одной стороны, это верно, т.к. большинство является родителями своих детей, но это эмпирический опыт семейного воспитания в конкретной семье. Успешность семейного воспитания зависит от педагогической грамотности, уровень которой различен. С другой стороны, педагогикой занимаются и должны заниматься специально подготовленные специалисты с базовым педагогическим образованием.

    Современный педагогический словарь дает следующую характеристику педагогики: педагогика – «наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности; наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием, самообучением и направленных на развитие человека»;

    педагогика – «наука о сущности развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса».

    Основы педагогики начали формироваться с началом человеческого общества (первобытнообщинный строй) в виде обобщения опыта воспитания.

    Как научная дисциплина педагогика формировалась в рабовладельческом обществе, когда появились первые учебно-воспитательные учреждения. Вначале педагогика была представлена в форме педагогической мысли, отдельных суждений, высказываний о содержании и задачах воспитания, чаще практического плана. Истоки теоретической педагогической мысли мы находим в истории философии (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Окончательно как наука педагогика «родилась» в 17 веке благодаря великому чешскому педагогу, гуманисту Яну Амосу Коменскому, который получил образование в университетах Германии, создал свою педагогическую систему обучения и воспитания от рождения до зрелости, заложил основы педагогики как самостоятельной области знаний, отразив все это в многочисленных фундаментальных педагогических трудах. В России «отцом педагогики» общей и дошкольной является К.Д. Ушинский.



    Дошкольная педагогика – одна из отраслей в системе педагогических наук. Как любая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет, научные методы исследования, понятийный аппарат, категории.

    Предметом дошкольной педагогики являются проблемы развития и воспитания детей от 3 до 7 лет. Это есть то, что изучает дошкольная педагогика.

    Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Центральным ядром этой системы должно стать нравственно-трудовое воспитание маленького ребёнка, от которого, в конечном счете, зависит формирование ценностных ориентаций детской личности и общее направление её дальнейшего развития. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики предполагает осуществление системного анализа детской личности в её становлении, в её развитии под влиянием педагогических воздействий.

    Задачи современной дошкольной педагогики:

    1. способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с общественными функциями дошкольного образования;

    2. разрабатывать новые концепции, технологии, программы воспитания и обучения дошкольников на основе научных исследований и передового педагогического опыта;

    3. создать единую комплексную науку о ребенке дошкольного возраста;

    4. разработать систему педагогического просвещения родителей.

    Задачи видоизменяются в связи с изменениями, происходящими в обществе.

    Дошкольная педагогика выполняет следующие функции:

    – гносеологическую (гносеология - познание), т.е. изучения педагогической деятельности, педагогических закономерностей;

    – прогностическую, т.е. научного прогноза путей совершенствования дошкольного образования;

    – творческо-преобразовательную, т.е. разработки новых технологий, программ, внедрения данных научных исследований в практику.

    Дошкольная педагогика располагает следующими научными методами исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, изучение педагогической документации, анализ литературы, математические методы обработки данных, изучение продуктов детской деятельности, моделирование, анкетирование, метод экспертных оценок и др. Методы педагогических исследований изучаются в курсе «Методология и методы психолого-педагогических исследований».

    Источники дошкольной педагогики

    1. История зарубежной и отечественной педагогики.

    2. Народная педагогика.

    3. Современные научные педагогические исследования проблем дошкольного образования.

    4. Передовой педагогический опыт.

    5. Данные других наук (детская психология, возрастная психология, психология развития и др.).

    В системе педагогических наук дошкольная педагогика занимает важное место и не может существовать без связи с другими науками. Эту связь можно проиллюстрировать нижеследующей схемой.

    Связь с общей педагогикой проявляется в том, что дошкольная педагогика использует аналогичные научные методы исследования, апеллирует основными общепедагогическими категориями.

    Дошкольная педагогика тесно связана с историей педагогики: современное дошкольное образование базируется на наследии педагогической мысли прошлого. Например, использование системы М. Монтессори в настоящее время.

    Очень важна связь дошкольной педагогики с археологией и этнографией, которые дают представление о развитии педагогики в разных регионах в разное время. Игрушки и документы, найденные при раскопках, свидетельствуют об этом.

    Дошкольная педагогика использует данные психологии о возрастных особенностях психических процессов, деятельности, личности ребёнка при разработке новых технологий дошкольного образования.

    Связь дошкольной педагогики с анатомией и физиологией позволяет учитывать особенности анатомического строения организма ребенка, физиологические механизмы, требования гигиены при организации дошкольного образования.

    При разработке содержания, технологий социально-нравственного, художественно-эстетического развития детей используют основные категории этики и эстетики.

    Дошкольная педагогика руководствуется философскими положениями о классовом характере воспитания, о роли воспитания в развитии личности, основными философскими законами (единство и борьба противоположностей и др.).

    Таким образом, дошкольная педагогика – сравнительно молодая наука; она интенсивно развивается, имеет свой предмет, методы исследования. Благодаря современным научным исследованиям по дошкольной педагогике выстраивается стратегия дошкольного образования в нашей стране.

    Как говорилось выше, дошкольная педагогика руководствуется положениями философии о классовом характере воспитания, о роли воспитания в развитии личности, о роли педагогов в развитии личности.

    При разработке новых технологий обучения и воспитания дошкольников учитываются философские законы, такие как единство и борьба противоположностей.

    Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования. Следующие диалектические категории помогают определить смысл образования: мера, отрицание отрицания, форма, содержание и необходимость. Мера – диалектическое единство количества и качества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качество определенного предмета или явления. Образование, как и мера, характеризует объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ребенок. Развитие ребенка объединяет в себе количественные и качественные показатели. Отрицание отрицания – развитие, повторяющее уже пройденные ступени, но иначе, на более высоком уровне, по спирали. Форма и содержание – основные отношения всякого бытия и становления, которые образуют противоречивое единство. Необходимость есть способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объеме имеется только одна возможность, реализующаяся в действительность. В рассмотрении, решении проблем дошкольной педагогики используется разнообразный спектр философских направлений, подходов.

    Т. М. Бабунова характеризует использование философских подходов в дошкольной педагогике следующим образом.

    Аксиологический подход позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании, саморазвитии человека, ребенка. Применительно к дошкольникам в качестве таких ценностей будут выступать такие ценности, как коммуникативные, этнические, культурные. Данный подход рассматривает здоровье, культуру, игру, общение как непреходящие ценности в воспитании ребенка – дошкольника.

    Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, города, региона. Данный подход ориентирован на приобщение детей к традициям, нормам, культуре.

    Системный подход предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей.

    Деятельностный подход определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта и творца. Позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка с помощью использования ведущей деятельности.

    Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.

    Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию.

    Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляды, позиции, стиль педагога по отношению к личности ребенка. Философское понимание роли взрослого в воспитании и развитии детей позволяет провести переакцентировку содержания основных категорий дошкольной педагогики.

    Воспитание (А.А. Реан) – обучение и образование.

    Воспитание (С.А. Козлова, Т.А. Куликова) –социальное явление и функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

    Воспитание узком смысле)– специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности.

    Закономерности воспитания дошкольников (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

    1. воспитание возможно, если ребенок активен;

    2. личность ребенка развивается лишь в ситуации успеха;

    3. большая потребность дошкольников в любви;

    Принципы:

    1. гуманизации;

    2. культуросообразности;

    3. саморазвития.


    Методы воспитания (по Д. М. Гришину, В. И. Прокопенко)

    Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, развитие, формирование, обучение, образовательный процесс дошкольного учреждения.

    Воспитание – процесс подготовки подрастающего поколения к жизни (или специально созданные условия, содействующие развитию ребенка).

    Современный педагог С. Ткачев уточняет, что цель воспитания дошкольников сегодня – воспитание счастливой личности, т.е. признание ребенка окружающими, наполненность жизни детей добротой, честностью, правдивостью. Воспитатель должен видеть проблемы ребенка, помочь их преодолеть. Бережное отношение к личности, уважение в ребенке человека, имеющего право на личную жизнь.

    Образовательный процесс дошкольного учреждения – профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми.

    Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в развитии ребенка.

    Обучение – специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу знаний, умений, навыков, переработку и создание новой информации, воспитание положительного отношения к познанию, формирование культуры познания

    Формирование – специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом разных факторов.

    Таким образом, современный педагог должен знать и понимать теоретико-методологические подходы к изучению проблем дошкольной педагогики, т.к. это позволяет на высоком профессиональном и научном уровне осуществлять свою педагогическую деятельность. Использование на практике различных научных подходов помогает педагогу быть более объективным.

    Задания:

    Запомните:

    1. Что изучает дошкольная педагогика и какие научные методы исследования используются при изучении проблем дошкольной педагогики.

    2. Основные философские подходы к изучению проблем дошкольной педагогики (аксиологический, культурологический, системный, деятельностный, личностный, синергетический).

    Проверьте себя:

    – Что изучает дошкольная педагогика?

    – Каковы функции дошкольной педагогики?

    – С какими науками связана дошкольная педагогика?

    – Перечислите методы педагогических исследований.

    Воспитание – это

    – специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности ребенка;

    – перевоспитание, коррекция отрицательных качеств личности;

    – передача детям знаний, умений, навыков.

    1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

    1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

    2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

    3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

    4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

    5. Правильного ответа нет.

    6. Не знаю

    2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения »:

    1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

    2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

    3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

    4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

    5. Правильного ответа нет.

    3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:

    1. Педагогика – область практической деятельности

    2. Педагогика – искусство воспитания

    3. Педагогика – область научного знания, наука

    4. Педагогика – наука и искусство

    5. Правильного ответа нет.

    4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

    1. в 17 веке

    2. в 18 веке

    3. в 20 веке

    4. в 1148 году

    5. Правильного ответа нет.

    5.С чьим именем связано становление научной педагогики :

    1. Ж.Ж. Руссо

    2. Я.А. Коменский

    3. К.Д. Ушинский

    4. И.Г. Песталоцци

    5. Не знаю

    6.Выделите источники педагогики как науки :

    1. Литература

    2. Искусство

    3.. Религия

    4. Народная педагогика

    5. Педагогическая практика

    7.Выделите отрасли современной педагогики :

    1Философия

    2. Дошкольная педагогика

    3. Психология

    4. История педагогики

    5. Педагогика школы

    8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

    1. Частные методики

    2. Коррекционная педагогика

    3. Возрастная педагогика

    4. История педагогики

    5.. Правильного ответа нет.

    9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

    1. Философия

    2. Психология

    3. Анатомия и физиология

    4. Информатика

    5. Математика

    10.Укажите методы педагогического исследования :

    1. Наблюдение

    2. Изучение теоретических источников

    3. Анкетирование

    4. Лабораторный эксперимент

    5. Не знаю

    11.Укажите характеристики процесса воспитания :

    2. Воспитание – общественное явление

    3. Воспитание – историческое явление

    4. Воспитание – постоянно меняющееся явление

    5. Воспитание - функция педагога

    12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

    1. Личность

    2. Образование

    3. Деятельность

    5. Педагогический процесс

    13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки :

    1. Ребенок

    2. Закономерности развития ребенка

    3. Закономерности воспитания ребенка

    4. Взаимодействие педагога с ребенком

    5. Задачи педагогики

    14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания :

    1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

    2. « Материнская школа» Я.А. Коменский

    3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

    4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

    5. « Поучение детям» В. Мономах

    15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов :

    1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

    2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

    3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

    4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

    Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

    1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания :

    а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

    б) способ привлечения дошкольника к труду

    в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду

    г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

    2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников :

    а) М.В. Крулехт

    б) Д.В. Сергеева

    в) С.Л.Новоселова

    г) М.И. Лисина

    3. Выберите виды труда дошкольников :

    а) производительный труд

    б) хозяйственно-бытовой

    в) ручной

    а) Л.С. Выготский

    б) М.В. Крулехт

    в) Д.Б. Эльконин

    г) А.В. Запорожец

    5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников :

    а) индивидуальный

    б) труд рядом

    в) совместный труд

    г) общий труд

    6. Выберите формы организации труда дошкольников :

    а) самообслуживание

    б) трудовое поручение

    в) дежурство

    г) совместный со взрослым труд

    7.Определите компоненты труда как деятельности :

    б) результат

    г) способ

    8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста :

    а) принцип добровольности участия

    б) принцип наглядности

    в) принцип диалогового общения

    г) принцип гуманизации

    9. Определите специфические особенности дежурств :

    а) всегда идут от взрослого

    б) являются обязанностью

    в) это труд для других

    г) являются добровольными

    10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности :

    а) овладение системой знаний

    б) желание трудиться

    в) наличие обобщенных трудовых умений

    г) наличие специальных трудовых умений

    11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

    а) трудовое обучение

    б) самостоятельная трудовая деятельность

    в) ознакомление с трудом взрослых

    г) пословицы и поговорки о труде

    12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда :

    а) имеет цикличность

    б) сопровождает любую деятельность

    в) используется только в младшем дошкольном возрасте

    г) цель отдалена во времени

    13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста :

    а) совместный со взрослым труд

    б) самообслуживание

    в) самостоятельная трудовая деятельность

    г) длительные поручения

    14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

    а) коллективный труд

    б) ручной труд

    в) труд в природе

    г) индивидуальный труд

    15.В чем отличия трудовой деятельности от игры :

    а) деятельность процессуальная

    б) деятельность результативная

    в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

    г) деятельность реалистическая

    Ответы на тестовые задания:

    «Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»

    1. в 2. б 3. б4. а в5. а б г6. б7. а в г8. а9. а б в10. а б г11. а б в 12. а б в13 . б14. а б в15. а б в

    « Ребенок и социум

    1. а б в 2. б3. а б4. б5. а б в 6. а 7. а 8. б в9. а б в10. а б в11. а 12. а б13. б в14. а в г15. в

    Воспитание здорового ребенка »

    1 2 . б в г 3 . а б в 4 .а в г 5 .а б 6 . а в г 7 . а б в 8. в 9 . б в г 10 .а б в 11 . а б г 12. а б в 13 . а б г 14. а 15 . а б в

    Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой

    1. а2. аб 3. а в4. а в5. а б6. а б7. а в8. а б9. а б 10. а в11 . а в12. б13. а14. б15. а б

    «Игровая деятельность дошкольника

    1. а б в г2. а в 3. а 4. а в д5. в 6 а7. а8. а б в9. в г д 10. г 11. а б в12. б г д13. б в г14. а15. а б в д16. а б17. а г д ж18. а б г д

    Система дошкольного образования

    1. а в2. а б г3. б4. а в г5. а б в6. а б г7. а8. а г9. а б г10. а11 . а12 . а в13. а 14. а б в г15

    Обучение детей дошкольного возраста

    1. б2. б в3. а б 4. а5 . б6. а б7. б в 8. а9. в10. а б11. б 12. б 13. а14. б в15. а б в

    Дошкольная педагогика как наука

    1. 2 32 . 33. 3 4. 15. 2 6. 3 4 57. 2 4 58. 9. 1 2 310. 1 2 311. 1 2 312. 2 4 513. 3 14. 215 .

    « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

    1. а 2 . а,б 3 . б,в 4 . б 5 . б, в,г 6. б в г 7 . а,б,г 8 . а,в,г 9 .б,в 10 . а,в,г 11 . а,б,в 12 . а, б 13. а 14. б,в 15 . б,г