Питание здоровых и больных детей. Питание здорового ребёнка. Физиология пищеварения и обмена веществ

Книга "Питание здорового и больного ребенка" (настольный, карманный справочник)

ISBN: 978-5-00030-265-1

Формат: 140 мм × 95 мм

В учебном пособии изложены современные принципы питания здоровых и больных детей. Представлены основы подготовки женщины к кормлению ребенка грудью до и после родов, понятие лактации и гипогалактии, преимущества естественного вскармливания, порядок и техника введения прикорма, рекомендации по подбору смесей и организации питания при отсутствии молока у матери, схемы питания с расчетом основных ингредиентов в соответствии с требованиями ВОЗ и Национальной стратегии вскармливания здоровых детей первого года жизни РФ. Приведены основные принципы питания детей старшего возраста. В книге даны сведения по формированию навыков самостоятельного приема пищи, гигиене полости рта младенцев, отлучению от груди матери, алгоритмы, рисунки, а также информация, представленная в виде рисунков, схем диетотерапии детей при наиболее частых заболеваниях.Учебное пособие представляет интерес для студентов медицинских вузов, может быть использовано в работе врачами-педиатрами, врачами общей практики.

Раздел I. Здоровый ребенок

2. Питание беременной и кормящей женщины

3. Искусственное и смешанное вскармливание

4. Прикорм

5. Практика кормления и ухода

6. Вскармливание недоношенного ребенка

7. Питание детей старше года

Раздел II. Больной ребенок

1. Общие и лечебные столы для детей по М.И.Певзнеру

2. Стандартные диеты

3. Питание при патологии детей раннего возраста

3.1. Гипо- и паратрофия

3.3. Экссудативно-катаральный диатез

3.4. Функциональные нарушения ЖКТ

4. Питание при железодефицитной анемии

5. Питание при заболеваниях желудочно-кишечного тракта

6. Принципы питания при сердечно-сосудистых заболеваниях

7. Принципы питания при заболеваниях мочевой системы

8. Питание при эндокринных заболеваниях

8.1. Ожирение

8.2. Сахарный диабет

9. Ингредиенты и калорийность пищевых продуктов для детей и взрослых по А.А.Покровскому

Примеры страниц из книги "Питание здорового и больного ребенка" (настольный, карманный справочник)


001.В задачи кабинета здорового ребенка входит все, кроме

#а)изучения фактического питания ребенка

#б)расчета питания с последующей коррекцией

*#в)пропаганды свободного вскармливания

#г)пропаганды знаний по кулинарно-технологической

обработке блюд для детей 1 года жизни

002.Естественное вскармливание имеет все преимущества перед

другими видами вскармливания, кроме

*#а)легче кормить ребенка

#б)имеется оптимальное количество и качество компонентов

#г)присутствуют факторы иммунологической защиты

#а)каждое кормление прикладывать ребенка только к одной

*#б)каждое кормление кормить обеими грудями

#в)сцеживать молоко до конца после каждого кормления

#г)докормить сцеженным молоком, если при контрольном

кормлении выявлен недокорм

004.Кормление ребенка грудью затруднено при всех состояниях,

#а)незаращения губы и твердого неба

#б)прогнатизма

*#в)жидкого стула

#г)молочницы

005.Абсолютные противопоказания со стороны ребенка к кормлению

грудью, кроме

#а)тяжелых нарушений мозгового кровообращения с угрозой

внутричерепного кровоизлияния

#б)глубокой недоношенности

#в)тяжелых форм респираторных расстройств

*#г)острое инфекционное заболевание

006.Абсолютными противопоказаниями со стороны матери к

кормлению грудью являются все, кроме

#а)заболевания почек с почечной недостаточностью

#б)заболевания сердца с сердечно-сосудистой недостаточностью

#в)тяжелых форм болезни крови и злокачественных опухолей

#а)полноценного питания

*#б) редкое прикладывание к груди

#в)частое прикладывание к груди

#г)ночные грудные кормления

008.При гипогалактии назначают все, кроме

#а)никотиновой кислоты

#б)витамина E

#в)апилака

*#г)аскорбиновой кислоты

009.В молозиве по сравнению с переходным женским молоком больше содержится

*#а)таурина

#б)углеводов

#в)фосфора

#г)насыщенных жирных кислот

010.Жир женского молока в отличие от жира коровьего молока содержит все, кроме

#а)полиненасыщенных жирных кислот в 1.5-2 раза больше

*#б)большого количества низких насыщенных жирных кислот

#в)большой концентрации простагландинов, фосфатов

#г)омега жирных кислот

011.В женском молоке по сравнению с коровьим молоком

содержится больше перечисленных веществ, кроме

#а)таурина

*#б)казеина

#в)b-лактозы

#г)бифидус-фактора

012.Женское молоко в отличие от коровьего молока характеризует все, кроме

#а)высокого содержания незаменимых аминокислот

*#б)преобладания казеиногена

#в)мелких хлопьев, образующихся при створаживании,

доступных для воздействия желудочного сока ребенка

#г)большой активности диастазы и других ферментов

013.Приближение по составу коровьего молока к женскому молоку

достигается всеми способами, кроме

#а)снижения концентрации белка, углеводов, солей

*#б)увеличения концентрации белка, углеводов, солей

#в)обогащения незаменимыми аминокислотами, стимуляторами

бифидогенной флоры кишечника

#г)увеличения концентрации витаминов, микроэлементов

014.Здоровых новорожденных можно прикладывать к груди матери

при отсутствии противопоказаний с ее стороны

*#а)сразу после рождения

#б)не позднее 2 часов после рождения

#в)через 6 часов

#г)через 12 часов

015.Кратность питания здорового новорожденного при достаточной лактации составляет

*# д) по желанию ребенка

016.Масса тела недоношенных детей, при которой их можно

перевести на 6-разовое кормление, составляет

017.Суточный объем пищи для детей с 10-го по 29-й день жизни

составляет

#а)1/4 от массы тела

*#б)1/5 от массы тела

#в)1/6 от массы тела

#г)1/7 от массы тела

018.Объемный метод расчета питания детей в возрасте от 2 до 4

месяцев составляет

#а)1/5 от массы тела

*#б)1/6 от массы тела

#в)1/7 от массы тела

#г)1/8 от массы тела

019.Суточный объем пищи для детей от 4 до 6 месяцев

#а)1/5 от массы тела

#б)1/6 от массы тела

*#в)1/7 от массы тела

#г)1/8 от массы тела

021.Суточная потребность в белке у детей 1-4 месяцев жизни при

естественном вскармливании составляет

*#а)2.2 г/кг

022.Суточная потребность в жире у детей первых 4 месяцев жизни

при любом виде вскармливании составляет

#а)10-11 месяцев

*#б)3-3.5 месяцев

#в)7.5 месяцев

#г)4.5-5 месяцев

024.Сроки введения кисло-молочных продуктов ребенку, находящемуся на грудном вскармливании

#а)4.5 месяцев

#б)5 месяцев

#в)6 месяцев

*#г)7 месяцев

025.Правила проведения искусственного вскармливания адаптированными смесями

*#а)сроки введения пищевых добавок, как при естественном вскармливании

#б)сроки введения пищевых добавок и прикорма на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании

#в)более поздний перевод на 5-6 разовое кормление

#г)сроки введения прикорма на 2-3 недели позже, чем

естественном вскармливании

026.Вводят творог ребенку в возрасте

#а)1 месяца

#б)1.5-2 месяцев

#в)3.5-3 месяцев

*#г) после 7 месяцев

027.Прикорм ребенку в возрасте 4 месяцев нельзя вводить

*#а)при остром заболевании

#б)при анемии

#в)при рахите

#г)при упорных срыгиваниях

028.К правилам введения прикорма относятся все, кроме

#а)каждый вида прикорма вводят постепенно, начиная с

5-10 г и увеличивая за 10-15 дней до нужного количества

*#б)не вводят одновременно 2 прикорма

#в)вводят новый прикорм после привыкания к предыдущему

#г)прикорм дают перед кормлением грудью

029.Приготовление овощного пюре считается неправильным, если

#а)количество картофеля составляет не более 1/2 от общего объема овощного пюре

*#б)разваривать овощи в большом количестве воды без крышки

#в)разваривать овощи в небольшом количестве воды или на пару под крышкой

#г)овощи предварительно замачиваются

030 Работа роддома по вопросам питания детей включает

*а) обучение матерей свободному вскармливанию

Б) обучение матерей приготовлению искусственных смесей

В) борьба с гипогалактией

Г) все перечисленное

031 Что такое естественное всармливание

*а) прикладывание к груди его биологической матери

Б) вскармливание молоком кормилицы

В) кормление сцеженным молоком

Г) все перечисленное

032 Что такое свободное вскармливание

А) кормление по фиксированным часам

Б) кормление по фиксированному объему порции, без учета количества приемов пищи

*в) кормление по требованию ребенка

Д) все перечисленное

033 Что такое искусственное вскармливание

А) докорм составляет ½ от суточного объема

Б) Кормление с прикормами

В) докорм составляет 2/3 от суточного объема

*д) питание из бутылочки адаптированными смесями

034 Что такое обучающий прикорм

Б) фруктовое пюре

*в) сок и фруктовое пюре

Г) овощное пюре

035 Сроки введения первого прикорма

А) с 4-х мес

Б) с 5-ти мес

В) с 6-ти мес

*г) в срок от 4 до 6-ти мес

*а) кабачок

Б) картофель

В) манная каша

Г) все перечисленное

*а) крупяные

Б) злаковые

В) каши с добавлением меда, яблока, орехов

Г) все перечисленное

А) с 7 – ми мес

*б) после 7-ми мес

039.Эффективность питания детей в возрасте до 1 года можно оценить

#а)по сопоставлению фактического питания детей с рекомендуемыми нормами

#б)по массе тела

#в)по частоте заболеваемости

* #г)по физическому развитию

040.Эффективность питания у детей в возрасте от 1 года до 14 лет можно оценить

#а)тургору тканей

#б)массе тела

#в) длине тела

#г)уровню нервно-психического развития

*# д) Всему перечисленному

041.Эффективность питания у детей от 1 года до 14 лет можно оценить

#а)по массе и длине тела

#б)по состоянию кожи и слизистых оболочек

#в)по развитию подкожно-жирового слоя

*#г)по всему перечисленному

042.При назначении питания детям 1-го года жизни учитывается

#а)контрольное кормление

#б)контроль за массой тела

#в)характер стула

*#г)все перечисленное

043.Коррекция дефицита белка осуществляется введением в рацион питания

*#а)творога, желтка

#в)мясного бульона

#г)овощного пюра

044.Дефицит жира в рационе питания детей должен быть восполнен

за счет употребления всех продуктов, кроме

#а)сливочного масла

#б)подсолнечного масла

*#д)паровой котлеты

045.Коррекция дефицита углеводов в рационе питания осуществляется

#а)творогом

#б)желтком

*#в)овощным пюре

046.При сниженной биологической ценности пищи на массу тела ребенка сильнее влияет

#а)белковая недостаточность, особенно животных белков

#б)недостаточность углеводов и жира

*#в)избыток углеводов и жира

#г)недостаток витаминов и микроэлементов

047.Суточная доза аскорбиновой кислоты для витаминизации питания детей в возрасте 6-12 лет составляет

048.Особенно сильно изменяет иммунореактивность детей недостаток

#б)углеводов

*#в)полиненасыщенных жирных кислот

#г)ненасыщенных жирных кислот

049.Что в меньшей степени влияет на рост ребенка?

#а)недостаток микроэлементов

#б)недостаток витаминов

*#в)недостаток углеводов и жиров

#г)белковая недостаточность, особенно животных белков

050.Алиментарная белковая недостаточность проявляется

#а) снижением альбумино-глобулинового коэффициента

#б)в гипопротеинемии

#в)в снижении антителообразования

#г)в отставании массы тела

*#д) во всем перечиленном

051.К алиментарной белковой недостаточности и избыточности углеводов приводит

#а)назначение каши 3-4 раза в день

#б)плохое усвоение пищевых веществ

*#в)позднее введение мясных блюд

#а)макароны с сыром

#б)творожную запеканку

*#г)макароны по-флотски

053.Причиной возникновения сальмонеллеза чаще может явиться отравление

#а)супом молочным

*#б)котлетой мясной

#в)овощным рагу

#г)соком фруктовым

054.Сальмонеллезная инфекция редко бывает связана с употреблением

#а)молока

*#б)консервов

#в)тортов

055.Причиной стафилококковой интоксикации чаще других могут явиться

#а)мясные изделия

#б)изделия из рыб

#в)изделия из крупы

*#г)молочные смеси

056.Стафилококковые интоксикации чаще всего связаны с употреблением

#а)консервов

*#б)молока

#в)овощей

057.В питании детских коллективов можно использовать следующие продукты

#а)молочные

#б)овощные

#в)фруктовые

*#г)все перечисленные

058.В детских учреждениях можно использовать консервы

#а)молочные

*#б)рыбные

#в)мясные

#г)все перечисленное

059.Разделочные доски на пищеблоке детского сада рекомендуется хранить

#а)в целлофановых мешках

#б)в мешках из хлопчатобумажной ткани

#в)поставленными друг на друга (стопкой)

*#г)поставленными на ребро в гнездах (кассетах)

060.Предельный срок реализации отварных колбас 1-го сорта,

сосисок, сарделек (при хранении их в холодильнике) составляет

061.Сроки реализации молока и кефира составляют

062.К скоропортящимся продуктам не относятся

*#а)масло сливочное

#б)печень сырая

#в)творог

#г)овощи вареные

063.К особо скоропортящимся продуктам относятся

*#б)печень

#г)масло сливочное

064.Наилучшим с гигиенических позиций способом оттаивания мяса является

#а)расположение вблизи нагревательных приборов

#б)в теплой воде

#в)в холодной воде

*#г)на воздухе при комнатной температуре

065.Предельное время и условия хранения очищенного картофеля

#а)в воде до 2 ч

#б)в воде до 4 ч

*#в)под влажной салфеткой до 2 ч

#г)без воды до 2 ч

066.К блюдам, запрещенным в питании организованных детских

коллективов с позиции профилактики пищевых отравлений, относятся

*#а)блинчики с мясом

#б)пирожки с мясом

#в)сырники

#г)пудинги

067.Иммунореактивность детского организма снижает недостаток в

питании всех компонентов, кроме

#а)белка, жира, углеводов

#б)микроэлементов

#в)витаминов C, A, B

068.У детей в возрасте 4-6 лет калорийность суточного рациона

должна составлять 1970 ккал, норма жира - 68 г, углеводов

272 г. Норма белка при этом равна

069.У детей в возрасте 4-6 лет физиологическая норма белка

составляет 68 г, углеводов - 272 г, суточная калорийность

1970 ккал. Норма жиров при этом будет составлять

070.На фоне лечения нестероидными противовоспалительными

препаратами необходима диетическая коррекция

#б)продуктами, обогащенными пищевыми волокнами

*#в)продуктами, обладающими защитными свойствами по

отношению к слизистой желудочно-кишечного тракта

#г)кисломолочными продуктами

071.На фоне лечения антибиотиками необходима диетическая коррекция путем

#а)ограничения поваренной соли

*#б)введения кисломолочных продуктов

#в)введения продуктов, обладающих защитными свойствами

по отношению к слизистой желудочно-кишечного тракта

#г)введения продуктов, обогащенных калием

072.Детей 1-го года жизни при фенилкетонурии не рекомендуется кормить

*#а)молочными смесями

#б)соками

#в)фруктовым пюре

#г)овощным пюре

073.На фоне лечение лазиксом необходима диетическая коррекция

#б)продуктами, содержащими пищевые волокна

#в)ограничением поваренной соли

#г)кисломолочными продуктами

074.Во время лечения верошпироном необходима диетическая коррекция

*#а)назначение диеты в соответствии с заболеванием

#б)добавление сухофруктов (курага, изюм, чернослив)

#в)добавление белковосодержащих продуктов

#г)увеличение кисломолочных продуктов

075.В рационе питания детей с сахарным диабетом в возрасте

старше 7 лет процент белка животного происхождения должен

составлять

076.Сахарная ценность пищевого рациона состоит

#а)из углеводов + 25% белка

*#б)из углеводов + 50% белка

#в)из углеводов + 25% жира

#г)из углеводов + 50% жира

077.В рацион питания ребенка с диабетической комой после

прекращения рвоты, тошноты необходимо включать все, кроме

*#а)сладкого питья

#в)жидких каш

#г)отвара из сухофруктов

А) прикладывать к груди ребенка строго по часам

Б) выдерживать 6-ти часовой ночной перерыв

*в) прикладывать к груди и давать сосать так долго, как он хочет

079 Какая смесь является максимально адаптированной

А) «Малютка», «Малыш», «Детолакт»

*б) АГУ, Фрисолон

В) Фрисовом, Лемолак, Бифидус

080 Какие показания к назначению смесей с загустителями

*б) срыгивания, кишечные колики

В) жидкий непереваренный стул

Г) подозрение на муковисцидоз

081 Какие показания к назначению смесей на основе гидролизата белка

*а) аллергия к белку коровьего молока

Б) срыгивания, кишечные колики

Г) подозрение на муковисцидоз

082 Какие показания к назначению низколактозных смесей

А) аллергия к белку коровьего молока

*б) вторичные нарушения пищеварения

В) подозрение на муковисцидоз

Д) срыгивание

083 Принципы введения прикорма у детей

А) с 4-х мес для ребенка находящегося на свободном вскармливании

Б) сроки введения прикорма могут колебаться на 1-2 мес

В) с 3-х мес для ребенка, находящегося на искусственном вскармливании

*г) при естественном вскармливании сроки введения прикорма можно

сместить на 2 мес и начать вводить новые продукты после 6-ти мес

084 Какие сорта мяса можно использовать ребенку 1-го года жизни

А) говядина

Б) телятину

В) кролика

Г) курятина

*д) все перечисленное

085 С какого возраста можно назначать ребенку какие из многих злаков

А) после 6-ти мес

*б) ближе к году

В) одновременно с введением мяса

086 Что такое инстантные каши

*в) не требующие варки

087 В каком возрасте ребенку вводят хлеб или печенье

А) одновременно с овощным пюре

*б) в 8 мес

В) одновременно с мясным фаршем

088 С какими продуктами лучше дать печенье

*а) с творогом

Б) с овощным пюре

В) с кефиром

Д) с молочной смесью

089 Что делать если на данный вид прикорма появилась отрицательная реакция

А) убрать его из рациона минимум на неделю

*б) убрать его из рациона минимум на месяц

В) уменьшить количество прикорма

Д) назначить ферменты

090 В какое время суток дня можно дать ребенку кашу

*а) на завтрак и ужин

Б) на обед и ужин

В) на полдник

Д) на завтрак

091 В какое время суток дня можно дать ребенку овощное пюре

А) на завтрак и ужин

*б) на обед

В) на полдник

Д) на завтрак

092 Чем отличаются смеси для вскармливания недоношенных детей

*а) увеличено кол-во белка

Б) уменьшено кол-во белка

В) увеличено кол-во лактозы

093 Чем отличаются смеси для вскармливания недоношенных детей

*а) уменьшено кол-во лактозы

Б) уменьшено кол-во белка

В) увеличено кол-во животных жиров

094 С какого возраста можно начинать минимальное энтеральное питание

недоношенному ребенку с группой риска по некротическому энтероколиту

а) с конца первых суток

б) на 3-й день жизни

*в) на 3-5 день жизни

095 Что такое минимальное энтеральное питание

А) 1мл/кг/сутки

Б) 2мл/кг/сутки

*в) 2,5 - 20 мл/кг/сутки

096 По каким признакам оценивают готовность к минимальному

энтеральному питанию

а) отсутствие вздутия

б) наличие активной перистальтики

в) отхождение мекония

*г) все перечисленное

097 Что такое «псевдоестественное» вскармливание

А) вскармливание сцеженным нативным молоком

Б) вскармливание донорским молоком

В) вскармливание пастеризованным молоком

*г) все перечисленное

098 Какое положение входит в 10 принципов успешного грудного вскармливания

А) поощрять ночное вскармливание

*б) поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка

В) обязательное проведение контрольного взвешивания в течение суток

Г) прикладывание к груди без учета противопоказаний

099 Какая социальная польза грудного вскармливания

А) можно использовать метод лактационной

аменореи как способ планирования семьи

б) стоимость полноценного питания матери

ниже чем стоимость искусственных смесей

в) снижаются расходы на медицинское обслуживание

*г) все перечисленное

100 Какие психологические преимущества грудного вскармливания

А) женщины, кормящие грудью обладают повышенным запасом энергии

*б) грудное вскармливание формирует между матерью

и ребенком тесную привязанность

в) кормление грудью предотвращает наступление овуляции

Питание здорового ребенка.Биологическое значение пищи и обоснование потребности в ней у детей

Питание для живого организма - это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном отношении питание - важнейший фактор роста и гармоничного развития ребенка, адаптации к меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической резистентности. Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведет к возникновению дистрофических состояний (гипо- и паратрофия, ожирение), анемии, острых расстройств пищеварения, предрасполагает к инфекционным и другим болезням. Отечественные педиатры всегда с большой серьезностью относились к рекомендациям по питанию здорового ребенка и активно внедряли достижения науки в педиатрическую практику. Особое внимание уделялось при этом вскармливанию детей раннего возраста, процессы роста, развития, адаптации у которых исключительно напряжены, а морфологические и функциональные возможности системы пищеварения слишком ограничены. Обеспечение таких детей пищей, адекватной их возможностям, имеет важное профилактическое значение, ведет к снижению заболеваемости и детской смертности. Основой для разработок диетологии здорового и больного ребенка явились труды И.П. Павлова и Н.И. Красногорского по физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности, А.А. Покровского по влиянию питания на обмен веществ и реактивность организма. Большое значение имеют появившиеся в последние десятилетия работы А.М. Уголева по вопросам пристеночного пищеварения, регулятоного влияния энтериновой(кишечной гормональной) системы. В настоящее время разработка вопросов диетологии здорового и больного ребенка активно продолжается М.Я. Студеникиным, К.С.Ладодо, А.В. Мазуриным, И.М. Воронцовым, Е.Ч. Новиковой, В.Г. Киляковской, В.Д. Отт, Л.В. Дружининой, Е.М. Фатеевой, P.N. Bennett,P. Hahn, P.E. Hartmann, J.C. Kent и другими исследователями.

Быстрый рост и развитие организма ребенка обеспечивается большой интенсивностью обмена веществ с преобладанием ассимиляции над диссимиляцией. Пластические процессы сами по себе требуют значительных энергетических затрат. Особенно активно прибавка массы тела и роста идет в 1-й год жизни. Известно, что к 4-4,5 месяцам жизни масса тела ребенка удваивается, а к 10-11 - утраивается; рост ребенка к концу года увеличивается на 25 см. Для обеспечения быстрого нарастания массы тела и роста в первые 3 месяца расходуется 46% энергии, образующейся из поступающей пищи.

Постепенно пластические процессы замедляются и уменьшается расход на них энергетических запасов. В возрасте 3-6 месяцев он составляет 26%, 6-9 - 13%, в 9-12 месяцев - 8%.

Кроме расходов на рост и развитие энергия всегда используется на поддержание основных жизненных процессов в организме. Величина ее характеризуется показателем основного обмена - количеством энергии, затрачиваемой человеком, находящимся в расслабленном, комфортном состоянии, утром вскоре после пробуждения и через 14 часов после приема пищи (ВОЗ, докл. N 522). В связи со специфически динамическим действием пищи определенное количество энергии используется на усиление обмена веществ в ответ на принятую пищу. У детей этот вид затраты энергии значительно меньший, чем у взрослых. Повышение обмена более выражено при приеме белковой пищи и менее - содержащей жиры и углеводы.

С ростом и развитием ребенка повышаются расходы энергии на мышечную работу вследствие увеличения двигательной активности.

Однако это возрастание менее значительно, чем падение величины затрат энергии на рост. У детей раннего возраста двигательная активность относительно небольшая, но и у них расход энергии при крике и плаче может быть повышен на 100-200%.

Общую потребность в энергии ребенка составляет сумма затрат ее на обеспечение пластических процессов, связанных с ростом ребенка, на двигательную активность, а также на основной обмен и

специфически динамическое действие пищи.

Понятие "рациональное вскармливание" включает введение в рацион в оптимальных по количеству и качеству соотношениях основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных

солей, а также биологически активных элементов пищи (витаминов,

гормонов), обеспечивающее нормальные процессы обмена веществ.

Наиболее глубокое обоснование концепции сбалансированного питания дано в трудах А.А. Покровского (1974,1992), для детей - В.Д. Отт (1987), К.С. Ладодо (1987), R.C. Trang, B.L. Nichols (1988), R.A. Lawrence (1989).

В табл. 38 представлены потребности детей раннего возраста в основных пищевых веществах и калориях

Вскармливание детей раннего возраста

Грудное вскармливание. Анатомо-физиологические особенности и незрелость желудочно-кишечного тракта детей грудного возраста при повышенной потребности в пищевых веществах вызывают необходимость в легкоусвояемой пище, которая по количеству и качеству соответствовала бы потребностям ребенка. Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка 1-го года жизни является материнское молоко. Грудное вскармливание способствует гармоничному росту и развитию ребенка, повышает сопротивляемость его инфекциям, создает резервы, необходимые в стрессовых ситуациях. По-видимому, только женское молоко обеспечивает ребенку поступление незаменимых веществ в течение длительного времени.Некоторые незаменимые продукты должны содержаться в ежедневном рационе, другие могут накапливаться в организме и бывают необходимы периодически.

Зрелое женское молоко имеет самое низкое содержание белка по сравнению с молоком всех других млекопитающих. Среднее содержание белка грудного молока составляет1,10г/100мл(табл.39).

Содержание пригодного для питания белка может быть даже меньшим, чем 0,8г/100мл, если внести поправку на белки сыворотки(противоинфекционные белки, такие как секреторный иммуноглобулин А, лизоцим и лактоферрин),которые почти не расщепляются в желудочно-кишечном тракте и не могут быть поглощены. Тем не менее,этого количества белка достаточно для нормального роста детей.Белки необходимы ребенку не только как основной пластический материал, но и как важный элемент для синтеза гормонов, ферментов, выработки антител и формирования иммунитета. Организм ребенка высокочувствителен к недостатку белка и изменеи качественного состава его.Около 20% массы тела взрослого человека приходится на белки.Аминокислоты,составляющие их, относятся к незаменимым питательным веществам, участвующим в образовании протоплазмы клеток. Из 24 известных аминокислот 8 (треонин,валин,лейцин,изолейцин,лизин,триптофан,фенилаланин,метионин) являются незаменимыми эссенциальными,для детей первого года жизни незаменимой аминокислотой является и гистидин.Аргинин,цистин и таурин незаменимы для детей с низкой массой при рождении.

Женское молоко имеет более высокие уровни свободных аминокислот, таурина и цистина и более низкие метионина, чем коровье. Цистин необходим для развития плода и детей, родившихся раньше срока, так как активность цистатионазы, ускоряющей превращение метионина в цистин, недостаточна в мозге и печени. Таурин служит нейропередатчиком и нейромодулятором для развития ЦНС, а также необходим для образования солей желчи и,следовательно, для усвоения жиров. Дети, в отличие от взрослых, не способны синтезировать таурин из цистина и метионина, и поэтому для

маленького ребенка таурин нужно рассматривать как незаменимую аминокислоту.

Потребность в белке при искусственном вскармливании относительно выше, чем при естественном, в связи с тем, что в желудочно-кишечном тракте усваивается около 90% белка коровьего

молока и менее 60% -растительного, в женском же молоке содержится наиболее "идеальный" белок, усваивающийся почти полностью.Белок растительной пищи отличается и низкой биологической ценностью, поскольку часто не содержит незаменимых аминокислот.Рекомендуемые величины суточного потребления белка для детей приведены в табл. 40

Недостаток белка в пище ведет к задержке роста, становления физиологических функций, уменьшению выработки гормонов, ферментов, развитию гипотрофии. Избыток поступления его в организм может вызвать аллергические реакции, дистрофические поражения почек и другие патологические явления.

Жиры - один из источников энергии для организма. Кроме того, жиры и продукты их обмена обеспечивают многие биологические функции организма: участвуют в образовании клеточных мембран, являются носителями жирорастворимых витаминов А,D,E,К и др. Приблизительно 98% натуральных жиров составляют триглицериды, оставшиеся 2% приходится на свободные жирные кислоты, моно- и диглицериды, холестерол и фосфолипиды, в том числе лецитин, цефалин, сфингомиелин и цереброзиды. Потребность в жирах у грудных детей относительно высока, к году она снижается с 7 до 5 г на 1 кг массы(табл.40). В другие возрастные периоды соотношение жира к белку в пище должно составлять 1:1.

В рацион ребенка нужно вводить до 10-15 % жиров в виде растительных жиров, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК).

По нормам ПНЖК должны обеспечить для новорожденных 5-6% общей

калорийности пищи, для детей раннего, дошкольного и школьного

возраста- 2-3% (М.Я.Студеникин, К.С.Ладодо, 1991).

В молоке матери содержится необходимое количество жира и

ПНЖК. Женское молоко по составу жирных кислот стабильно и содержит около 57% ненасыщенных и 42% насыщенных жирных кислот,

богато холестерином, фосфолипидами. Среди ПНЖК особенно важны

арахидоновая и линоленовая кислоты содержание их в женском молоке в 4 раза выше, чем в коровьем (0,4 и 0,1 г/100мл соответственно). ПНЖК необходимы для развития мозга, миелинизации нервных волокон, синтеза простогландинов и др. Дефицит ПНЖК при необходимости может быть покрыт за счет введения в пищу растительного масла.

При недостатке жира в пищу ребенка замедляется рост, снижается иммунитет, развиваются патологические изменения кожи.

Избыток же его угнетает секрецию пищеварительных желез, уменьшает уровень переваривания и усвоения белка, нарушает фосфорно-кальциевый обмен. Большая часть потребностей в калориях обеспечивается за счет углеводов, которые создают необходимый объем пищи. Углеводы депонируются в основном в виде гликогена в печени и мышцах, но составляют не более 1% массы тела. Однако, размеры печени ребенка 1-го года равны 10% массы таковой у взрослого человека, мышечная же масса - 2% , следовательно, количество гликогена у детей значительно меньшее, чем у взрослых (примерно 3,5%). До 15% массы печени и 3% мыщц может составлять

гликоген, небольшие его количества находятся практически во

всех органах. При гликогенолизе в печени в основном образуется глюкоза, в мышцах - молочная кислота. Углеводы необходимы как пластический материал, поскольку входят в состав всех клеток и тканей организма, а также способствуют синтезу белков и окислению жиров. При введении в рацион 1г глюкозы окисляется 1,5 г жирных кислот.

Потребность в углеводах у детей различного возраста в

расчете на 1 кг массы тела примерно одинакова - 12-14 (максимум 16) г, что превышает необходимое количество белков и жиров в 4-5 раз. Лактоза является основным углеводом (7%) женского молока, хотя в нем присутствуют в небольших количествах галактоза, фруктоза и другие олигосахара, в том числе и олигоаминосахар - бифидофактор. Лактоза - специфический продукт питания в младенческом возрасте,так как фермент лактаза обнаружен только у детенышей млекопитающих. Важный компонент пищи - клетчатка, в нормальной диете в сутки она должна составлять 170-300 мг/кг. При употреблении высокорафинированных продуктов питания, содержащих мало растительных волокон, наблюдается склонность к запором, развитию аппендицита, адивертикулита и других заболеваний кишечника. Избыточное употребление клетчатки приводит к снижению абсорбции цинка, железа и других незаменимых веществ.

Как недостаток, так и избыток углеводов в пище ведет к

ухудшению процессов пищеварения. Чрезмерное поступление углеводов в организм усиливает синтез жира, отложение его в подкожной клетчатке и вокруг внутренних органов, а также способствует сенсибилизации организма к аллергенам. Избыточное потребление рафинированных сахаров может провоцировать развитие

атеросклероза.Минеральные вещества необходимы организму ребенка для построения скелета, правильного развития органов и систем, нервной, мышечной и костной ткани. Зольный остаток плода составляет только около 3% массы тела при рождении, увеличивается постепенно, достигая 4,35% массы тела у взрослого; 83% этого количества содержится в скелете, 10% - в мышцах. Каждый грамм белка в организме способствует отложению 0,3г минеральных веществ. У детей первых лет жизни особенно высокая потребность в кальции (до 1000мг в сутки) и фосфоре (до 1500мг в сутки).

Минеральные вещества в минимальных количествах входят в

состав всех клеток организма, а многие из них являются составными частями гормонов, ферментов и сами по себе стимулируют или ингибируют биохимические процессы. Железо, медь, кобальт,молибден, марганец и другие элементы имеют важное значение для кроветворения и предупреждения анемии. Суточная потребность в минеральных веществах приведена в табл.41.

Витамины не являются пластическим материалом или источником энергии, но они необходимы организму как важнейшие биокатализаторы и регуляторы обмена веществ. Многие из них входят в состав ферментов, способствуют росту и развитию организма ребенка, повышают его иммунологическую реактивность. Суточная потребность в витаминах приведена в табл.41.

Количество витаминов, необходимое ребенку, в расчете на

1 кг массы тела, значительно выше, чем у взрослых. Недостаток

их в пище может привести к задержке роста, нарушению обмена

веществ, развитию таких проявлений гиповитаминоза, как снижение сумеречного зрения, геморрагический синдром, рахит и др.

Жир женского молока находится в мелкоэмульгированном состоянии и благодаря высокой активности в нем липазы (в действительности, только человек и горилла из млекопитающих обеспечивают своих детенышей и питанием, и энзимом одновременно) лучше переваривается и усваивается. Из углеводов в женском молоке содержится преимущественно бета-лактоза, которая в кишечнике при

гидролизе распадается на глюкозу и галактозу. Бета-лактоза наряду с олигоаминосазаром(бифидофактор) угнетает рост кишечной

палочки, способствует росту бифидобактерий и синтезу микробами

кишечника витаминов группы В, витамина К. Содержащаяся в коровьем молоке альфа-лактоза, наоборот, благоприятствует росту

кишечной палочки. Состав минеральных веществ, макро- и микроэлементов в женском молоке относительно лучший, чем в коровьем.

В нем больше (табл.42) важных для гемопоэза веществ: железа,

меди, марганца, кобальта и др., оно богаче ферментами и витаминами группы В, А, С и др.

Основные пищевые вещества:белки, жиры и углеводы - в женском молоке находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении 1:3:6 (в коровьем - 1:1:1).

В желудке ребенка женское молоко свертывется более мелкими хлопьями, чем молоко млекопитающих. Важно и то, что оно поступает от матери к ребенку при температуре тела, почти стерильным, содержащим бактерицидные вещества, в частности иммуноглобулины, лизоцим, лактоферин, альфа-2-макроглобулин и др. Все основные ингредиенты женского молока абсолютно неантигенны по отношению к ребенку. Вскармливание грудью способствует формированию контакта ребенка с матерью, что очень важно для нормального развития его психики.Следует учитывать, что женское молоко неодинаково по составу в зависимости от периода лактации(табл. 39).

Молозиво, выделяющееся в первые 3-5 дней после родов в количестве 10 - 100 мл/день, содержит меньше лактозы, жира и водорастворимых витаминов, чем зрелое молоко, зато больше белков, жирорастворимых витаминов (Е,А и К) и минеральных солей. В нем высок уровень иммуноглобулинов и множество других защитных факторов, что позволяет считать его не только продуктом питания, но и лекарством - модулятором развития ребенка.

Переходное молоко выделяется с 4-5-го дня после родов. Оно богато жиром, но по остальным составным частям и внешнему виду больше приближается к зрелому.

Материнское молоко становится зрелым к концу 2-й недели, однако в процессе лактации состав его еще меняется. Он бывает различным в течение суток и даже на протяжении одного кормления так, в начале кормления молоко более жидкое, к концу- жирнее и гуще. Необходимо учитывать, что у различных матерей могут быть некоторые отклонения в приведенных средних показателях. Если в молоке содержится менее 2% жира, 4% сахара и обнаруживаются коагуляция молочных шариков, лейкоциты и молозивные тельца, оно считается неполноценным. Об этом можно думать и в том случае, если ребенок высасывает достаточное количество молока, но происходит задержка в нарастании массы тела, физического и нервно-психического развития. Состав и количество грудного молока во многом зависит от состояния здоровья матери, ее режима и диеты.

Режим и диета кормящей матери. Для достаточно полноценной лактации важно правильное питание уже в период беременности, что позволяет обеспечить наиболее оптимальный процесс формирования и роста плода, а также подготовить организм женщины к будущей лактации.

Суточный рацион беременной и кормящей грудью женщины должен содержать 100-130 г белка, около 100 г жира, 400-500 г углеводов, необходимое количество минеральных солей, особенно

кальция, фосфора, а также витаминов. Потребление жидкости кормящей женщиной составит до 2 л в сутки, достаточный диурез свидетельствуют об адекватном содержании жидкости в диете.

Неверным является мнение о лактогенном действии таких продуктов, как молоко, пиво, овсяная каша и чай.

Полноценное питание кормящей матери может быть обеспечено при ежедневном употреблении в пищу 180-200 г мяса,50 г масла,1 яйца, 800 г овощей и фруктов, не более 500 г хлеба. Особенно важно включать в рацион фрукты, овощи, свежую зелень, ягоды,овощные и фруктовые соки и соблюдать режим питания в течение дня.

Избыточное потребление кормящей матерью молока или молочных продуктов (более 0,5 литра в сутки) может вызвать сенсибилизацию организма ребенка к белку коровьего молока!

Рациональное полноценное питание необходимо сочетать с правильным режимом, что во многом предупреждает гипогалактию.

Кормящая мать должна находиться в спокойной обстановке, достаточно отдыхать, выполнять умеренную физическую работу, гулять на свежем воздухе и спать не менее 8-9 ч в сутки. Совершенно недопустимы курение и употребление спиртных напитков. Некоторые препараты, например мышьяк, барбитураты, бромиды, йодиды, медь,ртуть, салицилаты, опиум, атропин, ряд антимикробных средств (сульфаниламиды, левомицетин, метронидазол),антитиреоидные препараты, противоопухолевые средства, гидразиды изоникотиновой кислоты, могут передаваться с молоком и воздействовать на организм ребенка. Поэтому кормящая мать по возможности не должна принимать лекарств. Однако гипогалактия нередко развивается у женщин, находящихся в нормальных условиях жизни. Различают гипогалактию первичную и вторичную.Первичная гипогалактия обычно возникает на фоне общей инфантильности матери и плохо поддается лечению.В таких случаях необходимо своевременно назначить ребенку докорм. Женщины, особенно первородящие, нередко расстраиваются от предположения, что у них мало молозива или молока, из-за повышенной чувствительности сосков или ощущения переполненности грудных желез на 4-5-й день после родов.Чувствительность сосков является одной из проблем в первый период кормления грудью. Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неправильным положением ребенка у груди. При кормлении необходимо менять положение ребенка, чтобы изменить силу давления сосания на разные участки соска.

Другой причиной является недостаточное сосание, в результате которого голодный ребенок сосет более рьяно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.

Чтобы избежать появление трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочной железой:

1. избегать излишнего мытья желез, особенно с мылом, так

как при этом удаляется естественная смазка, защищающая кожу сосков.

2. Не пользоваться кремами и аэрозолями, раствором борной

кислоты, так как они могут вызвать развитие аллергического дерматита.

3. после кормления оставлять несколько капель молока на соске, чтобы они высохли на воздухе.

4. держать соски на открытом воздухе столько, сколько можно, по крайней мере ночью.

5. соски всегда должны быть сухими.

Если ребенок сосет правильно и в правильном положении, а соски остаются чувствительными, следует искать другие объяснения.

Возможно, что у ребенка молочница, тогда у матери могут нфицироваться соски, появится их болезненность. В этом случае необходимо лечить мать и ребенка. Может иметь место психо-соматическая болезненность сосков, особенно у первородящих женщин, если мать испытывает чувство беспокойства и неуверенности в способности кормить ребенка грудью. Мать может чувствовать себя неловко, если ей приходится кормить ребенка в открытой палате или в присутствии других лиц. Тревожное настроение женщины может быть связано и с тем, что она беспокоится о происходящем в ее отсутствии дома, о том, что

произойдет, когда она вернется домой. Внимательный врач должен

своевременно выявлять эти переживания (особенно если это первородящая женщина) и тактичными объяснениями помочь избежать их или свести к минимуму (S.Inch, S.Garforth,1989).

Для борьбы со вторичной гипогалактией кроме нормализации рережима и питания применяются облучение молочных желез ртутно-кварцевой лампой, УВЧ, стимуляция ультразвуком, необходимы вита-

мины А, Е, никотиновая и глутаминовая кислота, апилак, гидролизат сухих пивных дрожжей. Противопоказаниями для кормления ребенка материнским молоком могут быть причины, связанные со здоровьем детей и матерей.

Абсолютными противопоказаниями к грудному вскармливанию

являются:

Септические состояния

Активная форма туберкулеза

Тиф и малярия

Злокачественные новообразования, лейкемия

Заболевания почек, сопровождающиеся почечной недостаточностью с азотемией

Врожденные нарушения метаболизма у ребенка (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь "кленового сиропа")

Послеродовые психозы, тяжелые формы неврозов

Прием матерью в период лактации лекарственных препаратов, обладающих токсическим воздействием на новорожденного.

Относительными противопоказаниями к грудному вскармливанию являются:

Заболевания сердца с недостаточностью кровообращения

Выраженные формы гипертиреоза

Хроническая недостаточность питания

Гнойный мастит.

Вскармливание новорожденного

Первое прикладывание к груди здорового доношенного новорожденного

должно быть проведено сразу после родов. Подобно другим новорожденным млекопитающих, предоставленным самим себе, человеческие младенцы действуют по врожденной программе поиска питания в первые часы после рождения. Это заключается в карабкании по животу

матери к ее груди, координированной деятельности ручек и рта,

в активном поиске соска широко открытым ртом и, наконец, в цепком присасывании к груди и энергичном насыщении до наступления засыпания - все это продолжается в течение 120-150 минут после рождения (Widstrom A.M. al.,1987). Поэтому новорожденного следует обтереть и высушить, положить на живот матери, чтобы она могла взять его и приложить к груди. Новорожденный должен быть голым, что поддерживает необходимый физический контакт ребенка с телом матери. Рядом может находиться отец. Можно отказаться на час или два от таких процедур, выполняемых после родов, как измерение и одевание ребенка. Обычное применение средств для закапывания в глаза в целях предупреждения конъюнктивита целесообразно отложить на 15-20 минут, чтобы не мешать зрительному контакту матери и ребенка. Общение матери со своим ребенком в течение первого получаса после рождения будет способствовать полноценному восстановлению матери.

Практика прикладывания ребенка к груди сразу же после родов должна войти в обыкновенный режим поведения новорожденных и матерей в родильных отделениях. Определенные часы вскармливания в родильных отделениях были, вероятнее всего, установлены в интересах медперсонала, а не для удовлетворения потребностей детей. Кожный и зрительный контакт между матерью и ребенком, установившийся сразу же после рождения,следует поддерживать,и мать должна иметь неограниченный доступ к своему ребенку. Лучше всего, если ребенок и потом как можно дольше будет находиться с матерью в одной палате, так как. при этом мать будет чувствовать себя значительно спокойнее и увереннее,научится мастерству материнства, что позволит ей дома лучше справиться с уходом за ребенком. Необходимо позволить ребенку сосать грудь свободно, часто и без фиксированного распорядка. Его надо прикладывать к груди, как только у него возникает чувство голода и,независимо от того, появилось молоко у матери или нет. Частое сосание и опорожнение молочных желез является стимулом для выделения пролактина и окситоцина, способствуя лучшему и быстрому становлению лактации, ускоряет послеродовую инволюцию матки.

Раннее прикладывание к груди позволит ребенку испытать все преимущества молозива, в том числе с иммунологической точки зрения (предупреждение инфекционных болезней),с точки зрения развития желудочно-кишечного тракта (для обеспечения созревания слизистой оболочки кишечника), с питательной точки зрения (для обеспечения белками, жирами, углеводами, витаминами,минералами).

Риск развития неонатальной инфекции, которая является главным предметом тревоги педиатров, в действительности меньший в материнской комнате, чем в замкнутой среде палаты новорожденных. Контакт мать-ребенок благоприятствует образованию на коже ребенка и в желудочно-кишечном тракте колоний материнских микроорганизмов, которые, как правило, являются непатогенными и против которых в материнском молоке имеются антитела.

После рождения ребенку не следует давать ничего, кроме грудного молока, так как в нормальных условиях новорожденному достаточно естественных энергетических и водных запасов для поддержания его в течение первых нескольких дней жизни, пока полностью не установится лактации. Дача ребенку бутылочки или рожка с водой, настоем трав, растворами глюкозы или, хуже того, молочных смесей не только излишня в питательном отношении, но ухудшает сосательную способность новорожденного, уменьшает стимулирование лактации у матери. Это может привести к инфицированию ребенка, а дача молочных смесей - к сенсибилизации ребенка к белкам коровьего молока.

Матери должны знать, что чередование кормления с использованием искусственного стимула (резиновая соска) и естественного (грудь) лишь дезориентирует оральную реакцию их детей. Поскольку для сосания резиновой соски необходимо меньше работы, мышцы щек ослабляются и желание сосать грудь утрачивается. Поэтому детям, находящимся на грудном вскармливании, не следует давать никаких искусственных средств, имитирующих грудь или успокаивающих. В редких случаях, когда необходимо дополнительное питание, можно давать пищу с помощью чайной ложки, пипетки или небольшой чашки.


Что даёт правильное питание? Правильное в количественном и качественном отношении питание - важнейший фактор роста и гармоничного развития ребенка, адаптации к меняющимся условиям внешней среды, высокой иммунологической резистентности. Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведет к возникновению дистрофических состояний, анемии, острых расстройств пищеварения, предрасполагает к инфекционным и другим болезням


Особенности питания детей до года В первый год жизни питание имеет для ребенка особое значение – оно закладывает основы будущего здоровья человека. Особое значение имеет грудное вскармливание – именно оно дает ребенку все необходимые ингредиенты, которые легко усваиваются организмом. Но со временем одного грудного молока ребенку становится мало, поэтому все мамы должны знать основные правила прикорма.




Грудное или естественное вскармливание Естественное или грудное вскармливание - кормление ребенка материнским молоком. Согласно Декларации, принятой на совещании ВОЗ/ЮНИСЕФ в 1979 г., «грудное вскармливание является естественным и идеальным способом питания грудного ребенка.


Правила кормления грудью Перед кормлением мать должна вымыть руки, обмыть грудь кипяченой водой Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии из конечных отделов выводных железистых протоков Принять удобное положение для кормления: сидя, полусидя Соблюдение правильной техники грудного вскармливания Продолжительность кормления не должна превышать 20 минут Если после кормления у матери остается молоко, то его остатки сцеживают в стерильную посуду Профилактика образования трещин и мацерации сосков: после кормления обмыть грудь теплой водой и осушить чистой пеленкой или салфеткой




Кормление недоношенного ребенка Недоношенных детей особенно важно кормить материнским молоком – оно содержит все необходимые вещества, обеспечивающие потребности ребенка. Кормление недоношенного ребенка имеет свои особенности - система пищеварения у таких детей еще недостаточно развита, а сосательный рефлекс может быть слабым - поэтому их надо кормить чаще, небольшими порциями. Возможно, придется прибегнуть к докорму и специальным методам кормления.




Метод «кенгуру» Метод Кенгуру - способ выхаживания недоношенных детей, при котором максимально задействуется физический контакт «кожа к коже» малыша и матери. Суть метода заключается в том, что детей ежедневно, от одного до нескольких часов в день, выкладывают на открытую поверхность груди мамы или папы. Его использование ускоряет адаптацию малышей к окружающему миру, они лучше развиваются и набирают вес.




Смешанное вскармливание Смешанное вскармливание - сочетание кормления грудным молоком (не менее мл) с его искусственными заменителями.


Причины для перевода ребёнка на смешанное питание гипогалактия (свидетельством её является голодный плач ребёнка, отсутствие у него стула или его чрезмерная плотность, недостаточная прибавка ребёнком в весе, ощущение «пустой груди», отсутствие приливов молока); недостаточная питательность грудного молока (выражается в гипотрофии младенца и маленькой прибавкой в весе); вынужденное сокращение кормлений грудным молоком (в случае заболевания матери, когда она находится в больнице и сцеженного молока не хватает, или в ситуации, когда мать вынуждена рано выходить на работу).


Искусственное вскармливание Искусственное вскармливание - это полная замена (или 2/3 рациона ребенка) грудного молока искусственными молочными смесями. В стационаре смеси получают на пищеблоке, готовят непосредственно перед кормлением в буфете отделения


Выбор смеси Сегодня существует большое количество смесей, что значительно затрудняет маме выбор. Для кормления новорожденных малышей необходимо приобретать искусственную, гипоаллергенную молочную смесь. Это снизит возможность развития аллергической реакции.


Прикорм Прикорм это любые более плотные, чем грудное молоко или молочная смесь, пищевые продукты, домашнего или промышленного приготовления, дополняющие грудное молоко или молочную смесь у здорового ребёнка после 6 месяцев жизни и способствующие постепенному переводу ребёнка на общий стол.




Питание детей с 1 года до 7 лет Сохраняется необходимость щажения пищеварительного тракта, строгий контроль качества продуктов и их кулинарной обработки Ежедневно: молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль 1 раз в 2-4 дня: рыба, творог, яйца Количество животного белка: 1-3 года – 75%, 4-6 лет – 65%, старше 7 лет – 50% Растительное масло 10-15% от суточного количества жира


Питание детей с 1 года до 7 лет В первой половине дня – мясо, рыба, бобовые Ужин – крупы, творог, овощи Суточный объем пищи: n (мл), где n – число лет Объем и калораж пищи в течение дня на втором году жизни – равномерно; с третьего года: 25% завтрак, 35-40% обед, 10% полдник, 20-25% ужин